Конспект интегрированного урока по химии и окружающему миру (3 класс) по теме: "Свойства той, без которой не было бы жизни, или несколько слов о плодородии"
план-конспект урока по химии (8 класс) на тему
Химия - непростой предмет, с этим мало кто будет спорить. Познавательно и в то же время привлекательно для учащихся начальной школы начать знакомство с данным предметом еще при изучении окружающего мира, природоведения. Поэтому цикл подобных интегрированных уроков (по химии и окружающему миру) призван поднять интерес у ребят к изучению естественных дисциплин, стимулировать их познавательный интерес к изучению начал химии.
Данный урок ставит целью изучить экспериментальным путем состав почвы и подвести школьников к пониманию термина "плодородие почвы". Работа на уроке направлена на формирование практических навыков ребят при обращении с химическим оборудованием и реактивами, на развитие внимательности, коммуникативных навыков при работе в группе и общении с 2 педагогами (учителем начальных классов и учителем химии).
Т.к. предшествующая тема по окружающему миру - "Вода, водные богатства планеты и их охрана", то этап проверки домашнего задания посвящен мини - докладам учащихся по темам: "Почему нужно беречь воду?", "Как охраняют воду от загрязнений?", "Как следует бережно расходовать воду?".
Опрос по домашнему заданию заканчивается "водным" блиц - опросом. И на этапе изучения нового материала группы учащихся выявляют свойства почвы:
- наличие в ней воздуха,
- наличие в ней воды,
- содержание в ней минеральных веществ.
На этапе закрепления материала школьникм предлагаются загадки соответствующей тематики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
интегрированный урок о плодородии почвы по химии и окружающему миру (3 класс) | 64.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №4»
г. Меленки Владимирской области
План – конспект
интегрированного урока
по химии и окружающему миру
в 3 «б» классе
по теме:
«Свойства той, без которой не было бы жизни, или несколько слов о плодородии…»
Урок провели:
учитель химии и биологии
Маркова Светлана Евгеньевна,
учитель начальных классов
Барабина Елена Николаевна.
Меленки
2013 – 2014 учебный год
План – конспект интегрированного урока по теме:
«Свойства той, без которой не было бы жизни, или несколько слов о плодородии…»
Цель урока: экспериментальным путем изучить состав почвы, подвести учащихся к пониманию термина «плодородие почвы».
Образовательная задача: создать условия для изучения школьниками состава почвы (по наличию в ней воздуха, воды, минеральных веществ) через проведение эксперимента, закрепить представления учащихся о воде, ее содержании в природе, этапах ее круговорота и мерах по охране чистой питьевой воды.
Развивающая задача: через проведение практической работы способствовать развитию навыков школьников по обращению с хим. оборудованием и хим. реактивами (при непременном соблюдении правил по технике безопасности); выявить умение учащихся связно пересказывать научно – популярные статьи, содействовать развитию коммуникативных умений учащихся при общении с 2 педагогами, а также во время работы в группах.
Воспитательная задача: продолжить формирование материалистического мировоззрения учащихся, межпредметных связей химии и окружающего мира.
Оборудование и реактивы: химические стаканы, спиртовки, предметные стекла, стеклянные палочки, держатели, спиртовки, спички, дистиллированная вода, комочки почвы, композиции учащихся из пластилина по теме «Круговорот воды в природе», стеклянная банка (литровая), бумажные фильтры, воронки, универсальная индикаторная бумага
Ход урока.
1.Орг. момент.
*Приветствие учащихся 3 «б» класса в «Мастерской научного волшебства» (в кабинете химии), распределение их по группам.
*Проверка готовности класса к занятию (совместно с классным руководителем – Барабиной Е.Н.)
2.Проверка домашнего задания (Барабина Е.Н.)
Фронтальный опрос учащихся (за верные ответы – бумажные «капельки воды»)
1)Отгадать загадку, объяснить ее разгадку.
Из него вода не пьется,
Потому что не вкусна –
И горька, и солона.
Кругом вода,
А с питьем беда, беда, беда!
(Речь идет о соленой воде из морей и океанов, она непригодна для питья, т.к. имеет горько – соленый вкус и не может утолить жажду. Поэтому, несмотря на обилие воды на нашей планете, все же питьевой воды мало).
2) Почему нужно беречь воду? (доклад учащегося)
- (Много соленой воды, мало – пресной,
- Расход воды в сутки для 1 человека – до 50 л,
- Для производства 1 тонны пшеницы требуется 1500 тонн воды,
- 1 тонны говядины – до 70000 тонн,
- Уменьшение запасов чистой питьевой воды выбросами с фабрик и заводов, жилых домов,
- Вредное значение для всех живых организмов загрязненной воды.)
3) Как охраняют воду от загрязнений?(доклад учащегося)
- (Постройка очистных сооружений в населенных пунктах,
- Использование для очистки воды не только фильтров, но и специальных групп бактерий,
- Строительство предприятий, где повторно используется загрязненная вода,
- Использование фильтров для очистки воды в домашних условиях).
4) Как следует расходовать воду? (доклад учащегося)
- (Демонстрация объема потерянной воды с помощью стеклянной банки (вместимостью 1 литр) при протечке водопроводного крана),
- Правила умывания,
- Правила охлаждения газированной воды в холодильнике, а не под струей холодной воды.)
5) Рассказ о круговороте воды по схеме (пластилиновая композиция).
- вода из источников (рек, озер, океанов, морей) в виде пара поднимается в воздух,
- в атмосфере формируются облака,
- из облаков в виде осадков выпадает дождь,
- если в воздух к облакам поднимаются выхлопные газы автомобилей, газы из труб фабрик и заводов, то на Землю выпадет кислотный дождь.
6) Блиц опрос учащихся класса по теме: «Вода»
(в кружок обвести ответ, если согласен или не согласен с указанным утверждением).
1.Вода встречается в природе в 3 агрегатных состояниях: твердом, жидком, газообразном. | Да / Нет |
2.Вода превращается в лед при температуре +10 градусов. | Да / Нет |
3.Лед и снег – вода в твердом состоянии. | Да / Нет |
4.При превращении в лед вода сжимается. | Да / Нет |
5.Водяной пар – вода в газообразном состоянии. | Да / Нет |
6.Есть бактерии, которые очищают воду? | Да / Нет |
7.Фильтры очищают воду? | Да / Нет |
8.Можно использовать фильтрованную воду в пищу? | Да / Нет |
9.Сточные воды заводов и фабрик загрязняют водоемы. | Да / Нет |
10.Можно ли пить воду, использованную в быту? | Да / Нет |
11.Снег, дожди, айсберги – это пресная вода. | Да / Нет |
12.Воду надо охранять? | Да / Нет |
Подсчитай Да Нет |
*Обработка результатов блиц – опроса: проверка правильности ответов совместно с учителем, подсчет баллов, выставление отметки, выбор рисунка (улыбающейся, грустной или нейтральной рожицы).
12 баллов – «отлично», (веселая рожица)
11 баллов – «хорошо», (нейтральная рожица)
10 – 5 баллов – «удовлетворительно». (грустная рожица).
3.Актуализация материала. (Маркова С.Е.)
*Знакомство с темой урока: «Свойства той, без которой не было бы жизни, или несколько слов о плодородии…».
*О чем идет речь? (О воде, о земле о почве).
*Значение воды для человека и в целом для всего живого на планете вы уже знаете. Но вода не смогла бы собираться в водоемы, не появился бы человек, если б не было самой Земли, почвы.
4.Изучение нового материала.
1) Неразрывно с понятием «почва» связана и понятие «плодородие почвы» Что оно означает? Если перевести дословно, то это возможность «родить плоды». Ведь это определяет урожайность полей, садов и огородов.
2) Краткий экскурс в биографию Василия Васильевича Докучаева, как основателя науки почвоведение.
3) Инструктирование школьников по правилам обращения с веществами и оборудованием .
4) Проведение практической работы по теме: «Состав почвы».
Опыт 1. Выявить содержание воздуха в комочках почвы. Комочек почвы поместить в стакан с дистиллированной водой.
По итогам: в воду выделяются пузырьки воздуха.
Опыт 2.Определить (органолептическим путем) наличие воды в почве.
По итогам: Вода в почве диагностируется на ощупь.
Опыт 3. Экспериментально определить, способна ли почва растворяться в воде? Комочек почвы поместить в стакан с дистиллированной водой, размешать полученный раствор стеклянной палочкой.
По итогам: почва в воде не растворяется.
Опыт 4. (Демонстрационный, выполняется учителем). Выявить наличие минеральных солей в почве. Почвенный раствор (из предыдущего опыта) профильтровать. Полученный фильтрат выпарить в пламени спиртовки на предметном стекле.
По итогам: после выпаривания на предметном стекле остаются мутные разводы.
Опыт 5. Определение типа среды почвенного раствора. В отфильтрованный почвенный раствор поместить универсальную индикаторную бумажку.
По итогам: желто – зеленоватый цвет бумажки.
5.Закрепление материала.
Фронтальный опрос школьников:
1. Какие вещества входят в состав почвы?
(Вода, воздух, минеральные соли, перегной – как остатки животных и растений).
2. На что влияет содержание в почве данных веществ? (На ее плодородие, т.е. на рост и развитие растений, на урожайность. А от этого будет зависеть и жизнедеятельность животных и человека).
3. Формулируется вывод о возможности назвать почву «кормилицей человека».
Отгадать загадки (указать, о ком или о чем идет речь?)
Плохо видит на свету,
Под землей живет.
Там на целую версту
Может вырыть ход. (крот).
Меня бьют, колотят, ворочают, режут,
А я все терплю и всем добром плачу. (земля, почва).
Что в году по 4 раза переодевается?
(поверхность Земли – за 4 времени года).
Мой хвост не отличишь от головы
Меня всегда в земле найдете вы.
А если вдруг пролился дождик
Я выползаю на дорожки (дождевой червь).
6.Рефлексия урока.
*Учитель раздает школьникам бумажные смайлики и обращается к детям:
Из двух смайликов один вы выбирайте
И его в конверт бросайте.
Получу тогда уж я ответ:
Урок понравился вам иль нет?
*По итогам проверки домашнего задания, активности учащихся при проведении практической работы и во время закрепления материала педагогами выставляются оценки за работу на уроке.
7.Задание на дом.
Заполнить таблицу (по итогам проведенной практической работы):
По учебнику «Окружающий мир»: материал «Что такое почва» (страницы 64 – 66), ответить на вопросы на странице 67.
Подготовить дополнительный материал о В.В.Докучаеве (страницы 67 – 68).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром и лепке для второй младшей группы, тема "Отправляемся в гости"
Цели: Продолжать знакомить детей с видами транспорта и правилами поведения в нем. Побуждать детей давать развернутые ответы на вопросы. Упражнять в образовании имен прилагательных. Ввести в активны...
Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром и лепке.
Занятие по ознакомлению с окружающим миром....
Конспект интегрированного урока русского и английского языка во 2 классе по теме: "Заимствованные слова. Англицизмы".
Данный конспект подготовлен для проведения интегрированного урока русского и английского языка во 2 классе по теме "Заимствованные слова. Англицизмы"....
Интегрированный урок по музыке, технологии, окружающему миру, ИЗО "Как Весна-красна сестрицу встречала"
Сценарий открытого интегрированного урока по музыке, технологии, окружающему миру, ИЗО в 3 классе с участием фольклорного ансамбля «Забава» «Как Весна-красна сестрицу встречала»...
Интегрированный урок (физика, химия, биология, география) в 8 классе игра - аукцион по теме: «ВОДА — САМОЕ НЕОБЫКНОВЕННОЕ ВЕЩЕСТВО В МИРЕ»
Приводится интегрированный урок - игра - аукцион...
Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром и физкультуре в старшей группе Тема: « Путешествие в космос»
Комплексное занятие: окружающий мир, физкультура.Интеграция образовательных областей: познание, здоровье, коммуникация, социализация....
Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром и физкультуре в старшей группе Тема: « Путешествие в космос»
Комплексное занятие: окружающий мир, физкультура.Интеграция образовательных областей: познание, здоровье, коммуникация, социализация....