Конспект урока "Церковный звон в России". 3 класс.
план-конспект урока по музыке

Грошева Татьяна Викторовна

История колоколов. Значение церковного звона в жизни людей.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Ф.И.О. Грошева Татьяна Викторовна

Предмет: Музыка

Класс: 3 класс

Конспект урока.

Тема

«Церковный звон в России».

Цели

Образовательные: познакомить учащихся с разнообразными церковными звонами и их значением в жизни людей. Сформировать у учащихся музыкальную культуру на основе их целостного представления о музыкальном искусстве. Научить учащихся любить музыку во всем богатстве ее форм и жанров. Воспитывать у учащихся музыкальную культуру как часть их духовной культуры.

Формировать УУД:

- Личностные УУД: Воспитывать чувство любви и уважения к обрядовым праздникам и традициям православных народов. Воспитывать нравственно-патриотические чувства и положительные качества личности: доброту, чуткость, любовь к Родине.

- Коммуникативные УУД: формировать интонационно-образное мышление и вокально-хоровые навыки (интонационно-мелодический слух, чувство ритма) учить петь интонационно выразительно.

- Познавательные УУД: Познакомить учащихся с православными обрядами и традициями русского народа на основе приобщения к лучшим образцам песенно-музыкальной культуры родного народа. Расширить музыкальный кругозор учащихся, формировать основы музыкальной культуры и музыкального вкуса.

Планируемый результат

Предметные: знакомство учащихся с разнообразными церковными звонами и их значением в жизни людей.

Метапредметные:

Регулятивные: Расширить музыкальный кругозор учащихся, формировать основы музыкальной культуры и музыкального вкуса

.Познавательные: принимать и сохранять учебную цель и задачи; подводить под понятие на основе распознавания объектов, выделять существенные признаки.

Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию;

Личностные: формирование нравственно-патриотических чувств и положительные качества личности: доброту, чуткость, любовь к Родине.

Основные понятия

Композиция, орнамент в круге, смешение цвета

Межпредметные связи

Изобразительное искусство, литература, история

Ресурсы:

- основные

- дополнительные

Музыкальный материал:

  1. «Москва  звонят колокола» О Газманова.
  2. «Благовест» (звон в один колокол).
  3. «Благовест» (колокольный перезвон).
  4. «Звон великопостный».
  5. «Колыбельная» Г. Гладкова.
  6. «Звон праздничный».
  7. «Вербочки» А. Гречанинова.
  8. «Пасхальный благовест» И Кошминой.

Технические средства: 

  • музыкальный центр;
  • ПК и мультимедиапроектор.
  • фонограммы колокольных звонов.
  • музыкальные инструменты: колокольчики и треугольник;
  • слайды с изображением «Царь колокола» и других колоколов;
  • портрет А. Гречанинова;
  • видеоклипы церковных звонов.

Организация пространства

Фронтальная работа, групповая

     Зрительный ряд: иллюстрации к уроку, портреты композиторов

Ход урока

Анализ совместной деятельности

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность

уч-ся

  1. Организационный этап.

Вход под песню «Москва  звонят колокола» О.Газманова  Приветствует

- Проверка готовности к уроку

- Для начала организуем рабочее место.

Подготовка к уроку

Сегодня на уроке мы поговорим о церковном звоне в Росси, его значении в жизни людей.

   Десятки лет молчали колокола нашего Отечества. И вот, сначала в Ростове Великом, затем Архангельске, Вологде, Суздале, Чернигове… они вновь обретают голос. Вновь, как и сотни лет назад, мелодичный перезвон отрывает наши мысли от земли, наполняет сердце радостным светлым чувством.

   Кроме призыва в храм и использования в богослужении, колокола применялись в общественных целях: звонами встречали высоких гостей, набат звучал во время приближающегося неприятеля, звоном возвещали о стихийных бедствиях.

   В народе до сих пор верят, что колокольный звон отпугивает нечистую силу, с его первыми звуками теряет мощь всякое волшебство, сатана тут же прекращает шабаш. Есть пословица: «Звон хорош, а грешника приводит в дрожь».

   Колокольный звон получил в России замечательно точное название – благовест, что в переводе на русский язык значит благовестие. По своей внешней форме колокол – не что иное, как опрокинутая чаша, из которой, как бы изливаются звуки, несущие в себе Божию благодать.

   Благовест – это звон, при котором ритмично ударяют в один колокол. Удары в разные колокола поочерёдно называются перезвоном, или перебором.

Слушают

   

.

   Трезвон – звон в несколько колоколов.

«Благовест» (в один колокол)   далее звучит «Агни Парфене» в исполнении мужского хора.

Благовест бывает 3 раза: к вечерне, утрени и перед литургией. К самой литургии бывает трезвон, послушайте.

«Благовест» (колокольный перезвон)

«Звон великопостный»   звоны меняются в зависимости от характера службы.

   Какой церковный праздник православные христиане будут отмечать в воскресение?  (Вербное воскресение). Что вы знаете об этом празднике? Верба – символ новой жизни.

Просмотр

Слушание

Разучивание

Микрообобщение

IV. Первичное усвоение новых знаний.

 Песня «Вербочки» А. Гречанинова.

Работать над кантиленным (напевным) звуковедением мелодии.

Придя из далёких стран на российскую землю, колокол здесь не только прижился, но и стал своего рода символом развития и могущества Русского государства. На звоннице каждого храма было по 5-10 колоколов. У нас были не только самые большие колокола, но и самое большое их количество. Любопытно проследить нарастание веса колоколов, которые отличались в 15 - 18веках: отлитый в 1500 году «Медведь» весил 500 пудов, в 1550 году «Лебедь» - 2200 пудов, в 1654 году «Большой Успенский» - 8000 пудов, а «Царь – колокол», созданный в 1735 году, весил свыше 12000 пудов. К чему эти могучие голоса? Дело, конечно не в амбициях русских царей и цариц, а в большой религиозности нашего народа. В храмы призывает Бог, нужно, чтобы и призыв напоминал Бога, и звуки зова трогали бы сердце…

Учатся петь кантиленным (напевным) звуковедением мелодии.

V.Первичная проверка понимания

Как называются колокола?

В какой стране был отлит самый большой колокол?

- «Медведь», «Лебедь», «Большой Успенский»,

«Царь – колокол»

- В России

VI.Закрепление нового Практическая работа

Песня «Пасхальный благовест» И. Кошминой.  

Разучивание 1-2 куплетов.

Учить петь выразительно, следить за строем и ансамблем.

Колокола лились как на средства царей, богатых людей, так и простого люда. Случалось так, что отдавали всё своё состояние для отливки колоколов и умирали в нищете. Приносили пожертвования на колокол серебряными вещами: деньгами, серьгами, ложками и т.д., заботясь об улучшении колокола и считая, что добавление серебра имеет влияние на улучшение звука колокола. На самом деле качества колокола зависят от соединения пропорции демидовской меди с оловом. Серебро не может влиять на улучшение тона.

«Колыбельная» Г. Гладкова.

Дети изображают игру на скрипочке с колокольчиками, выделяя долгие звуки.

На треугольнике ученик выделяет сильную долю.

Учитель побуждает детей к обсуждению темы урока

При затруднениях помогает учащимся преодолеть отрицательные переживания.

VII. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

  1. О чём мы говорили на уроке?
  2. Какие звоны применяют в церковном обиходе?

Исполнить песню «Вербочки» в Вербное Воскресение для родных и друзей.

Осуществляет содержательную (формальную) оценку своей работы.

VIII. Информация о домашнем задании

Сообщает учащимся о домашнем задании

Записывает д/з

IX. Рефлексия учебной деятельности на уроке

зафиксировать новое содержание урока

Выход. Под песню «Москва звонят колокола». Олега Газманова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лингвокультуроведческий анализ текста Л. Панфилова «Березовый звон» в 7 классе.

Урок разработан на основе урока-проекта «Лингвокультуроведческий анализ текста(отрывка из рассказа В.А. Гиляровского «Булочники и парикмахеры») к.п.н., профессора Л.А. Ходяковой)[2 ]Цели урока: 1)...

Видеоролик "Квартал и звоним". Орфоэпия. 6 класс

   В видеоролике "Квартал и звоним" рассказывается о правильном произношении данных слов. Рекомендуется для использования в 5-6 классах на уроках русского языка. Ссылка для скачивания...

Конспект урока по истории России (10 класс). Тема "Россия в годы правления Ивана Грозного".

Урок изучения нового материала, сочетает элементы объяснительно-иллюстративного и проблемно-поискового методов. В ходе урока применяются индивидуальная и групповая формы деятельности. К конспекту...

Конспект урока по истории России 8 класс " Социально- экономическое развитие России после отмены крепостного права"

Урок обобщает знания по разделу истории России(8 класс), посвященный подготовке и содержанию крестьянской реформы. учащиеся выдвигают гипотезу о предполагаемом пути развития России после отмены крепос...

Конспект урока по истории России 11 класс по теме "Внешняя политика России во второй половине XIX в.» ( к учебнику под авторством В.С.Измозик, С.Н.Рудник под общей редакцией Р.Ш.Ганелина; М.: "Вентана-Граф").

Урок содержит подробную разработку с указанием цели и типа , наличие схемы, таблицы, что позволяет облегчить учащимся подготовку к ЕГЭ по истории России....

План – конспект урока по истории России. Класс: 8 Тема: «Государственные символы Российской Федерации».

План – конспект урока по истории России.Класс: 8 Тема: «Государственные символыРоссийской Федерации».    Учитель: Кузнецова Мария Александровна   Школа: МОУ Удельнинская гимна...