Конспект урока "Церковный звон в России". 3 класс.
план-конспект урока по музыке
История колоколов. Значение церковного звона в жизни людей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока по музыке по ФГОС | 66 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Ф.И.О. Грошева Татьяна Викторовна
Предмет: Музыка
Класс: 3 класс
Конспект урока.
Тема | «Церковный звон в России». |
Цели | Образовательные: познакомить учащихся с разнообразными церковными звонами и их значением в жизни людей. Сформировать у учащихся музыкальную культуру на основе их целостного представления о музыкальном искусстве. Научить учащихся любить музыку во всем богатстве ее форм и жанров. Воспитывать у учащихся музыкальную культуру как часть их духовной культуры. Формировать УУД: - Личностные УУД: Воспитывать чувство любви и уважения к обрядовым праздникам и традициям православных народов. Воспитывать нравственно-патриотические чувства и положительные качества личности: доброту, чуткость, любовь к Родине. - Коммуникативные УУД: формировать интонационно-образное мышление и вокально-хоровые навыки (интонационно-мелодический слух, чувство ритма) учить петь интонационно выразительно. - Познавательные УУД: Познакомить учащихся с православными обрядами и традициями русского народа на основе приобщения к лучшим образцам песенно-музыкальной культуры родного народа. Расширить музыкальный кругозор учащихся, формировать основы музыкальной культуры и музыкального вкуса. |
Планируемый результат | Предметные: знакомство учащихся с разнообразными церковными звонами и их значением в жизни людей. Метапредметные: Регулятивные: Расширить музыкальный кругозор учащихся, формировать основы музыкальной культуры и музыкального вкуса .Познавательные: принимать и сохранять учебную цель и задачи; подводить под понятие на основе распознавания объектов, выделять существенные признаки. Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию; Личностные: формирование нравственно-патриотических чувств и положительные качества личности: доброту, чуткость, любовь к Родине. |
Основные понятия | Композиция, орнамент в круге, смешение цвета |
Межпредметные связи | Изобразительное искусство, литература, история |
Ресурсы: - основные - дополнительные | Музыкальный материал:
Технические средства:
|
Организация пространства | Фронтальная работа, групповая |
Зрительный ряд: иллюстрации к уроку, портреты композиторов
Ход урока | Анализ совместной деятельности | ||
Этапы | Деятельность учителя | Деятельность уч-ся | |
| Вход под песню «Москва звонят колокола» О.Газманова Приветствует - Проверка готовности к уроку - Для начала организуем рабочее место. | Подготовка к уроку | |
Сегодня на уроке мы поговорим о церковном звоне в Росси, его значении в жизни людей. Десятки лет молчали колокола нашего Отечества. И вот, сначала в Ростове Великом, затем Архангельске, Вологде, Суздале, Чернигове… они вновь обретают голос. Вновь, как и сотни лет назад, мелодичный перезвон отрывает наши мысли от земли, наполняет сердце радостным светлым чувством. Кроме призыва в храм и использования в богослужении, колокола применялись в общественных целях: звонами встречали высоких гостей, набат звучал во время приближающегося неприятеля, звоном возвещали о стихийных бедствиях. В народе до сих пор верят, что колокольный звон отпугивает нечистую силу, с его первыми звуками теряет мощь всякое волшебство, сатана тут же прекращает шабаш. Есть пословица: «Звон хорош, а грешника приводит в дрожь». Колокольный звон получил в России замечательно точное название – благовест, что в переводе на русский язык значит благовестие. По своей внешней форме колокол – не что иное, как опрокинутая чаша, из которой, как бы изливаются звуки, несущие в себе Божию благодать. Благовест – это звон, при котором ритмично ударяют в один колокол. Удары в разные колокола поочерёдно называются перезвоном, или перебором. | Слушают |
. | |
Трезвон – звон в несколько колоколов. «Благовест» (в один колокол) далее звучит «Агни Парфене» в исполнении мужского хора. Благовест бывает 3 раза: к вечерне, утрени и перед литургией. К самой литургии бывает трезвон, послушайте. «Благовест» (колокольный перезвон) «Звон великопостный» звоны меняются в зависимости от характера службы. Какой церковный праздник православные христиане будут отмечать в воскресение? (Вербное воскресение). Что вы знаете об этом празднике? Верба – символ новой жизни. | Просмотр Слушание Разучивание | Микрообобщение | |
IV. Первичное усвоение новых знаний. | Песня «Вербочки» А. Гречанинова. Работать над кантиленным (напевным) звуковедением мелодии. Придя из далёких стран на российскую землю, колокол здесь не только прижился, но и стал своего рода символом развития и могущества Русского государства. На звоннице каждого храма было по 5-10 колоколов. У нас были не только самые большие колокола, но и самое большое их количество. Любопытно проследить нарастание веса колоколов, которые отличались в 15 - 18веках: отлитый в 1500 году «Медведь» весил 500 пудов, в 1550 году «Лебедь» - 2200 пудов, в 1654 году «Большой Успенский» - 8000 пудов, а «Царь – колокол», созданный в 1735 году, весил свыше 12000 пудов. К чему эти могучие голоса? Дело, конечно не в амбициях русских царей и цариц, а в большой религиозности нашего народа. В храмы призывает Бог, нужно, чтобы и призыв напоминал Бога, и звуки зова трогали бы сердце… | Учатся петь кантиленным (напевным) звуковедением мелодии. | |
V.Первичная проверка понимания | Как называются колокола? В какой стране был отлит самый большой колокол? | - «Медведь», «Лебедь», «Большой Успенский», «Царь – колокол» - В России | |
VI.Закрепление нового Практическая работа | Песня «Пасхальный благовест» И. Кошминой. Разучивание 1-2 куплетов. Учить петь выразительно, следить за строем и ансамблем. Колокола лились как на средства царей, богатых людей, так и простого люда. Случалось так, что отдавали всё своё состояние для отливки колоколов и умирали в нищете. Приносили пожертвования на колокол серебряными вещами: деньгами, серьгами, ложками и т.д., заботясь об улучшении колокола и считая, что добавление серебра имеет влияние на улучшение звука колокола. На самом деле качества колокола зависят от соединения пропорции демидовской меди с оловом. Серебро не может влиять на улучшение тона. «Колыбельная» Г. Гладкова. Дети изображают игру на скрипочке с колокольчиками, выделяя долгие звуки. На треугольнике ученик выделяет сильную долю. | Учитель побуждает детей к обсуждению темы урока При затруднениях помогает учащимся преодолеть отрицательные переживания. | |
VII. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. |
Исполнить песню «Вербочки» в Вербное Воскресение для родных и друзей. | Осуществляет содержательную (формальную) оценку своей работы. | |
VIII. Информация о домашнем задании | Сообщает учащимся о домашнем задании | Записывает д/з | |
IX. Рефлексия учебной деятельности на уроке | зафиксировать новое содержание урока | Выход. Под песню «Москва звонят колокола». Олега Газманова. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Лингвокультуроведческий анализ текста Л. Панфилова «Березовый звон» в 7 классе.
Урок разработан на основе урока-проекта «Лингвокультуроведческий анализ текста(отрывка из рассказа В.А. Гиляровского «Булочники и парикмахеры») к.п.н., профессора Л.А. Ходяковой)[2 ]Цели урока: 1)...
Видеоролик "Квартал и звоним". Орфоэпия. 6 класс
В видеоролике "Квартал и звоним" рассказывается о правильном произношении данных слов. Рекомендуется для использования в 5-6 классах на уроках русского языка. Ссылка для скачивания...
Конспект урока по истории России (10 класс). Тема "Россия в годы правления Ивана Грозного".
Урок изучения нового материала, сочетает элементы объяснительно-иллюстративного и проблемно-поискового методов. В ходе урока применяются индивидуальная и групповая формы деятельности. К конспекту...
Конспект урока по истории России 8 класс " Социально- экономическое развитие России после отмены крепостного права"
Урок обобщает знания по разделу истории России(8 класс), посвященный подготовке и содержанию крестьянской реформы. учащиеся выдвигают гипотезу о предполагаемом пути развития России после отмены крепос...
Конспект урока по истории России 11 класс по теме "Внешняя политика России во второй половине XIX в.» ( к учебнику под авторством В.С.Измозик, С.Н.Рудник под общей редакцией Р.Ш.Ганелина; М.: "Вентана-Граф").
Урок содержит подробную разработку с указанием цели и типа , наличие схемы, таблицы, что позволяет облегчить учащимся подготовку к ЕГЭ по истории России....
План – конспект урока по истории России. Класс: 8 Тема: «Государственные символы Российской Федерации».
План – конспект урока по истории России.Класс: 8 Тема: «Государственные символыРоссийской Федерации». Учитель: Кузнецова Мария Александровна Школа: МОУ Удельнинская гимна...
Конспект урока по Истории России для 11 класса по теме «Первые месяцы большевистского правления» (учебник История России, XX – начало XXI века. А.А. Левандовский, Ю.А. Щетинов, С.В. Мироненко, 2014)
Политические и социально-экономические проблемы, которые большевикам предстояло решать после прихода к власти...