"Основные аспекты работы в классе ансамбля".
методическая разработка по музыке на тему
Методическое сообщение .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod._soobshchenie_osn._aspekty_raboty_v_klasse_ansamblya.doc | 43.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
Детская школа искусств №4 г. Ульяновска
Методическое сообщение
Тема: « Основные аспекты работы
в классе ансамбля »
Составитель:
Преподаватель по классу домры и гитары
МБУ ДО Детская школа искусств №4 г. Ульяновска
Павлова Татьяна Николаевна
Ульяновск
2014
Ансамбль (франц.) – совокупность, стройное целое.
- Согласованность исполнения при пении, игре на музыкальном инструменте. Для достижения ансамбля необходимо активное участие музыкантов, их стремление к слитности, слушание общего звучания, чуткость.
- Группа исполнителей, выступающих как единый художественный коллектив.
Игра в ансамбле выдвигает перед учащимися ряд особых задач:
- синхронности звучания и умение слышать все инструменты ансамбля;
- соразмерности динамики и тонкого ощущения тембровых окрасок;
- знания партий партнеров и уверенной читки с листа.
Все это позволяет «сделать исполнение более многообразным, ярким, уверенным» ( Готлиб А. «Основы ансамблевой техники». М., 1971, с. 23)
Нельзя не отметить роли класса ансамбля в формировании в сознании учащихся ряда ценных этических качеств, таких, как самодисциплина, чувство личной ответственности, взаимопонимание и коллективизм.
Создание ансамбля – важный этап, от которого зависит эффективность дальнейшей работы. Поэтому педагогу необходимо учитывать как фактор психологической совместимости, так и фактор профессиональной подготовки будущих партнеров по ансамблю. Правда, поскольку подготовленных в равной степени учащихся найти довольно трудно и, кроме того, более сильный из них часто оказывает положительное влияние на менее подготовленного и способен
«подтянуть» его до своего уровня ( если конечно, этот разрыв не слишком значителен ), второй фактор имеет меньшее значение, чем первый. Поэтому следует чаще поощрять желание самих учеников играть с кем – либо из своих товарищей.
Следует заметить, что партии в ансамбле по своим техническим задачам обычно проще, чем сольный концертный репертуар. Это позволяет ученикам более эффективно сосредоточиться на художественной стороне исполнения и решении специфически ансамблевых задач.
Одним из важных факторов успешной игры в ансамбле является синхронное исполнение всеми участниками своих партий. Действительно, о каком ансамбле может идти речь, если не совпадает по времени звучание отдельных инструментов. Ведь само слово «ансамбль» Происходит от французского «ensemble» - «вместе». Уже при читке с листа на это следует в первую очередь обратить внимание. Можно простить небольшие ошибки, интонационные погрешности и динамические неточности в отдельных партиях, но не нарушение ритмической структуры, игру в своем, отличном от общего темпе.
Учащийся должен руководствоваться принципом: лучше что-то пропустить, чем отстать от общего движения.
Часто бывает необходимо, чтобы один из исполнителей взял на себя «дирижерские» задачи, показывая начало и окончание звучания, изменения основного темпа. Нужно вместе взять и вместе снять звук или перейти к
следующему, вместе выдержать паузу. При общем вступлении обычно дается своеобразный ауфтакт, равный единице движения данного произведения. Обычно это делают движением головы. Следует заметить, что остальные участники ансамбля в этот момент должны быть предельно внимательны. Отработать такие показы целесообразно перед зеркалом. Также для того, чтобы добиться синхронного звучания в ансамбле, полезно следить за движением рук партнера. Вот почему необходимо так посадить партнеров, чтобы они видели друг друга, если не прямым, то хотя бы боковым зрением, не испытывая никаких при этом неудобств. К тому же, Когда расположение недостаточно продумано, некоторые «голоса» могут чрезмерно выделяться или, наоборот, пропадать. Таким образом, правильная посадка в определенной степени способствует и улучшению звучания.
С первых уроков в классе ансамбля педагог должен обращать внимание учеников на равноценность всех партий («голосов») ансамбля. Важно жобиться, чтобы каждый из участников ясно представлял, что все партии в ансамбле равноправны и нужно уметь определить, какой голос в тот или иной момент становится ведущим.
Важным компонентом ансамблевой игры является также умение передавать мелодическую линию от одного инструмента к другому. Педагогу следует обращать внимание учащихся на этот момент и воспитывать у них потребность слушать партитуру в целом.
Работа над динамикой в ансамбле имеет также большое значение, необходим творческий подход к нюансировке. Прежде всего следует соизмерять силу звука в определенных пределах. Для пианиста, как исполнителя на инструменте, обладающем большой абсолютной силой звука, ориентиром должны служить динамические оттенки тех инструментов, с которыми он составляет ансамбль. Нюансы также зависят от того, в какую эпоху написано произведение, каков стиль композитора, наконец какова индивидуальность самих исполнителей.
Значительным моментом является и динамическое соотношение партий. Инструмент, у которого наиболее важный тематический материал, при общем f (или p) должен звучать несколько громче остальных, аккомпанирующих голосов.
Большое внимание требует от педагога работа над качеством и эмоциональной окраской того или иного нюанса. Форте не означает, чем громче, тем лучше. Ученики должны это понимать и не допускать грубого, резкого, кричащего звука. При любой силе этого нюанса надо сохранять красоту звука. Не следует превышать динамических возможностей своих инструментов. И, наоборот, обозначение «p» не является признаком снижения внутренней энергии музыки. Вялое, «расслабленное» пиано недопустимы и в аккомпанементе. Например, плохой привычкой некоторых пианистов является использование левой педали, как средства уменьшения силы звука. В этом случае инструмент теряет ясность и чистоту звука, а необходимый
динамический эффект все равно не достигается. Левая педаль должна
использоваться только в художественных целях, например изменение тембровой краски.
Большое значение в ансамбле имеет соотношение тембров отдельных инструментов. Звучание нескольких, даже однородных инструментов, может создать многокрасочное полотно. Еще большим тембровым разнообразием обладают ансамбли, в состав которых наряду со струнными инструментами входит и фортепиано. «Рояль позволяет передать все оттенки звуковой палитры: от полутеней – до необыкновенной яркости, от короткого струнного pizz. – до речевой выразительности». (Фейнберг. Пианизм как искусство. М., 1965)
Одна из главных задач преподавателя класса ансамбля – воспитание у учеников умения слушать и слышать все голоса ансамбля, что является специфической формой проявления внимания. Внимание бывает концентрированным, сосредоточенным на одном пункте и распределенным, т.е. направленным на несколько объектов. И если в классе по специальности в основном развивается концентрированное внимание, то в классе ансамбля в большей степени распределенное, необходимое для охвата всей ткани произведения.
Воспитывая слуховое внимание ученика, следует посоветовать ему в первый
период работы в ансамбле стараться слышать партию партнера лучше, чем
собственную. Со временем накопленный опыт поможет ему распределять свое внимание более равномерно.
Полезно также соединение и проигрывание партий ансамбля в различных сочетаниях. Например, исполнить партию инструмента отдельно с правой или левой рукой пианиста, добиваясь одновременно четкой нюансировки и синхронности. Конечная цель этих упражнений – развитие слухового контроля до такой степени, при которой ученик без напряжения, почти автоматически фиксировал бы все детали исполнения: свои собственные, партнеров, ансамбля в целом.
Таким образом, участие в ансамбле:
- воспитывает необходимые исполнителю волевые качества;
- совершенствуется ритм (так как ансамблисту часто приходится находиться в разнообразной ритмической среде);
- обогащает техническое мастерство;
- расширяет звуковую палитру за счет творческого переосмысления игры партнеров.
Используемая литература:
- В.М. Зеленин. «Работа в классе ансамбля». – Минск,1979
- А. Готлиб. «Основы ансамблевой техники». – Москва, 1971
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
теме «Формирование индивидуального стиля педагога как один из основных аспектов управленческой функции методической работы в школе»
Можно с уверенностью сказать, что сегодня каждый руководитель образовательного учреждения заинтересован в педагогическом коллективе, обладающим общекорпоративным духом («команда единомышленников...
Основные аспекты и специфика работы концертмейстера в условиях работы учреждения дополнительного образованияы
Концертмейстер - самая распространённая профессия среди пианистов. Без концертмейстера не обойдутся музыкальные и общеобразовательные школы, дворцы творчества и эстетические центры.ЦЕЛЬ РАБОТЫ - изучи...
Основные аспекты в работе социального педагога
В данных папках имеется: положение о социальном педагоге ОУ, циклограмма, должностная инструкция, схемы....
Основные аспекты создания и реализации основной общеобразовательной программы основного общего образования в рамках введения ФГОС.
Данная презентация может помочь администрации школы при разработки ООП ООО, а также при написании учителями рабочих программ....
Изучение семьи как воспитательной системы один из основных аспектов работы классного руководителя.
https://pedsovet.org/articles/article/view/id/223756...
Основные аспекты использования в работе учителя-логопеда и учителя начальных классов результатов психолого-педагогической диагностики будущих первоклассников
«Современный ребенок, идущий в школу, должен быть подготовлен не хуже космонавта» – шутят родители. Действительно, образовательные стандарты постоянн...