Конспект урока " Героические образы в различных музыкальных жанрах отечественных композиторов» в 7 классе
план-конспект занятия по музыке (7 класс) на тему
Урок расскрывает героические образы в музыке композиторов разных эпох.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspest_uroka.docx | 75.67 КБ |
prezentatsiya_k_uroku.pptx | 899.95 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Класс 7В
Программа: авторы Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина.
Тема урока: «Героические образы в различных музыкальных жанрах отечественных композиторов».
Тип урока:
Повторение и обобщение полученных знаний.
Цели и задачи:
Образовательные:
Повторить и закрепить отражённую на основе различных музыкальных жанров отечественных композиторов, героическую тему защиты Родины и народного патриотизма.
Воспитательные:
© раскрыть роль и силу героической музыки в произведениях отечественных композиторов;
© воспитывать у учащихся гуманизм, духовность, патриотизм, нравственные и эстетические чувства;
© воспитывать эмоциональную отзывчивость, сопереживание, соучастие.
Развивающие:
© развивать интеллект, логическое мышление, творческие способности учащихся, умение рассуждать, анализировать.
© развивать вокально-хоровые навыки, навыки декламации, творческое и художественное мышление.
Элементы содержания: произведения русской музыки, в которых отражена героическая тема защиты Родины и народного патриотизма
Методы и приёмы:
- словесная группа методов (беседа, рассказ);
- наглядно-зрительная группа методов (видеозаписи, слайды);
- методы эмоционального воздействия (ситуации успеха);
- слуховая группа методов (аудиозаписи, исполнение голосом, инструментом);
- метод обобщения, закрепления;
- методы размышления о музыке;
- информационно-коммуникационные методы;
- проблемно-поисковые ситуации, методы поощрения, проверка знаний.
-закрепление материала, посредством выполнения задания по «картам музыкальных путешествий во времени»
Навыки и умения:
© приводить примеры музыкальных, произведений, в которых отражена героическая тема;
© рассуждать на поставленные проблемные вопросы.
Оборудование:
- синтезатор;
- компьютер;
- мультимедийный проигрыватель;
- словарь эмоциональных слов-синонимов, в помощь учащимся;
- «карты музыкальных путешествий во времени» для обучающихся, учителя, гостей
- презентации.
Планируемые результаты:
Ученик научится:
Размышлять о музыкальных фрагментах отечественных композиторов разных времён, как способе выражения чувств и мыслей человека;
Эмоционально, эстетически откликаться на искусство, выражая своё отношение к нему в различных видах музыкально-творческой деятельности: слушании, пении.
Ученик получит возможность научиться:
- Раскрыть образное содержание музыкальных фрагментов отечественных композиторов;
- Реализовать творческий потенциал, осуществляя собственные музыкально-исполнительские замыслы в различных видах деятельности.
Тип урока:
Урок закрепления, повторение пройденного материала с использованием межпредметных связей.
Методы: активный диалог, сопоставление, осмысление, хоровое песни, слушание.
Музыкальный материал:
Песни:
1. «Ты живи, моя Россия» музыка А.Петрова, текст О.Одышева.
2. «Служить России» композитора А.Ермолова;
3. «От героев былых времён»;
4. «Я хочу, чтобы не было больше войны» слова и музыка О. Рутина.
Музыкальные фрагменты:
1.Былина об Илье Муромце;
2. «Патриотическая песня» М.И.Глинки;
3. «Богатырская симфония» № 2 А.П.Бородина;
4. «Ария князя Игоря» из оперы «Князь Игорь» А.П.Бородина;
5. Сцена «В госпитале» из оперы «Повесть о настоящем человеке» С.С.Прокофьева;
6. Хор «Стон Русской Земли» из балета «Ярославна» Б.И.Тищенко;
7. «Ария Кутузова» из оперы «Война и мир» С.С.Прокофьева.
Ритмические рисунки фрагментов музыкальных произведений:
- Хор «Вставайте, люди русские!» из кантаты «Александр Невский» С.С.Прокофьева;
- Хор «Славься!» из оперы «Иван Сусанин» М.И.Глинки;
- Нотная запись канта «Радуйся, Росско Земле»
Оборудование:
Презентация по теме урока: «Композиторы », «Великие народные герои, полководцы».
Оформление доски:
1. Выразительные средства музыки, ария, симфония, кантата, кант, инструментальная музыка, опера, балет, ритмические рисунки фрагментов музыкальных произведений:
- Хор «Вставайте, люди русские!» из кантаты «Александр Невский» С.С.Прокофьева;
- Хор «Славься!» из оперы «Иван Сусанин» М.И.Глинки;
- Нотная запись канта «Радуйся, Росско Земле»
ТЕМА УРОКА:
«Героические образы в различных музыкальных жанрах отечественных композиторов».
Ход урока.
Организационный момент:
Приветственное музыкальное слово «Утро, здравствуй, мы любим тебя…»
Я, очень рада видеть вас, сегодня ребята и предлагаю начать урок песней «Ты живи, моя Россиия!»
Учитель: На уроке мы будем работать по командам.
Первая – называется ТЕМП, а вторая - ЛАД. Каждая команда получит вот такие «карты музыкальных путешествий во времени», в которых вы должны будете отвечать на заданные вопросы. На доске расположены музыкальные термины, которые вы можете использовать на уроке.
Наши гости будут оценивать ваши ответы. Будьте внимательны и активны!
Итак, первое путешествие.
Смотрим на экран:
Видео исполнение былины русской народной эпической песни « О князе Владимире и богатырях»
Учитель:
1.Как называется этот музыкальный жанр?
2. В каком исполнении прозвучал этот фрагмент?
3.О ком рассказал нам этот фрагмент?
4. Какими они были? Ответы детей.
Да, богатыри люди исключительные, наделенные чертами, которыми не обладает обычный человек невиданной силой, безграничной храбростью, каким- либо умением: лихо скакать на коне, метко стрелять из лука, а самое главное – защищать, народ, землю.
Вам хорошо знакомы эти слова (1 слайд)
Патриот, патриотизм, герой, героизм? А можно ли сказать, что это слова синонимы? ДА!
Все внимание на экран!!! Смотрим и читаем следующие выражения, высказывания об этих синонимах:
(2 слайд)
1.Героизм во спасение других – высочайшая форма духовности.
2.Народ без героических людей – сирота.
3.Герой – тот, кто в опасной ситуации ценою своей жизни спасает жизнь других или делает, для них что-то жизненно важное.
4.Героем движет сердце – на раздумывание у него нет времени.
5.Герой, совершая подвиг – о славе не думает.
6. О поколении судят по героям, которые ему принадлежат.
7.Патриотизм - это чувство, которое делает народ и каждого
человека ответственным за жизнь страны. Без патриотизма нет такой ответственности.
8. Патриот — патриотичный человек — тот, кто любит своё Отечество, предан своему народу, готов на жертвы и подвиги во имя интересов своей Родины.
Учитель:
Ответьте, пожалуйста,
В каких видах искусства раскрываются образы героев, патриотов, богатырей, доблестных защитников?
Ответ учащихся.
Учитель: читаю (Слайд)
Защитники обители.
Отважные бойцы.
И доблестные рыцари.
Лихие храбрецы.
Сил тёмных победители.
Без званий и имён.
Отечества служители.
Солдаты всех времён.
Образ героя, богатыря родился в русском искусстве с древних времён, как образ могучего защитника Родины.
И сегодня мы обратимся к одному из видов искусства это музыка. И поговорим о том, какими интонациями отечественные композиторы разных времён передавали, наделяли музыкальные образы в своих произведениях.
Эпиграфом нашего урока послужит следующее выражение (Слайд)
«Образ Родины через русскую музыку, песни о русских полководцах, солдатах-воинах»
Второе путешествие:
Слушаем фрагменты произведений, и отвечаем на заданные вопросы.
1.«Патриотическая песня» М.И.Глинка;
Ответы детей: это произведение называется «Патриотическая песня» русского композитора XIX века М.И.Глинки.
А в XX веке это произведение являлось гимном нашей страны, какой была интонация?
2.«Богатырская» симфония № 2 А.П.Бородина;
3
Ответы детей на заданные вопросы по картам по симфонии № 2 «Богатырская» А.Бородина.
1. Назвать музыкальный фрагмент. |
2. Какие интонации вы услышали? |
3. Что вы можете сказать об истории этого произведения? |
1.Фрагмент, какого произведения мы увидели? |
2. В каком исполнении прозвучало это произведение? |
3.Назовите имя композитора. |
4.Опишите, какими интонациями пронизано это произведение? |
5.Что мы можем рассказать о музыкальном образе этого произведения? |
1.К каким музыкальным жанрам мы отнесём эти два произведения? (симфония, инструментальная музыка, кант, кантата…) |
Учитель:
Да вы совершенно правы эти произведения вводят нас в мир, наполненный могучей исполинской силой. Характер музыки – величественный, торжественный, могучий, сильный, грозный…
Третье путешествие
Смотрим фрагмент из другого музыкального жанра.
Ария князя Игоря из оперы «Князь Игорь» А.П.Бородина.
1. Назовите произведение. |
2.О каком времени событий здесь говорится? |
3. Что легло в основу этого произведения? |
4.К какому виду опер мы отнесём это произведение: лирическая, балладная, опера-балет, романтическая, историческая, эпическая? ЭПИЧЕСКИЙ ,Повествовательный, исполненный величия и героизма. В переносном смысле - величаво-спокойный, бесстрастный. |
5.Как называется этот фрагмент, и что вы можете сказать об этом персонаже? |
6. Какими интонациями композитор передал внутренний мир этого человека? |
Учитель: Да вы совершенно правы, композитор обобщает героя оперы
– князя Игоря (подлинно историчен, конкретен), наделяет лучшими чертами русских витязей (любовь к Родине, высокое осознание своего долга перед ней).
Четвёртое путешествие:
Итак, переходим к 4 путешествию, слушаем следующий фрагмент.
1.«В госпитале» из оперы «Повесть о настоящем человеке» С.С.Прокофьева;
Ответы детей:
1.Определите жанр (кантата, опера) |
2. Назовите это произведение, имя композитора. |
3.На сюжет, какого литературного произведения это музыкальное произведение было создано? |
4. О каком времени говорится в этом произведении? |
5. Какими интонациями композитор передал музыкальный образ этого героя? |
6. Каким он был человеком? |
7. Почему композитор и писатель рассказали об этом человеке? |
Учитель:
Неслучайно имя этого летчика стало легендой, неслучайно Борис Полевой посвятил ему свою книгу. Я считаю ее название - «Повесть о настоящем человеке» - очень правильным. Маресьев – настоящий русский человек, сумевший преодолеть огромные жизненные трудности, выйти из всех несчастий победителем. Я думаю, что с героя этой книги можно и нужно брать пример.
Пятое путешествие.
«Стон русской земли из балета «Ярославна» Б.И.Тищенко.
Ответы детей:
1.Назовите музыкальный жанр. |
2. Как называется это произведение, и кто является композитором этого музыкального шедевра? |
3.Какое чувство охватило вас, когда вы слушали этот фрагмент? |
4. Какие события отражены в этом произведении? |
5.Что решил показать и передать композитор в этом главном образе , называв произведение именем главной героини? |
Учитель:
В балете «Ярославна» фрагмент „Стон Русской земли“ исполнил мужской хор в котором композитор разворачивает перед слушателями картину тревожной жизни Руси. Раздираемая междоусобицами земля становится жертвой набегов кочевых племен. мы слышим крики угоняемых в половецкое рабство женщин. Возвращаются интонации русского плача
Героиней этого балета была Ярославна - жена князя Игоря.
Музыкальный образ — собирательный символ Родины, русской женщины (матери, сестры, жены, возлюбленной)
Шестое путешествие
Ария Кутузова из оперы «Война и мир» С.С.Прокофьева.
Ответы детей:
1.Назовите произведение. 2.Композитора, автора литературного произведения. 3.Время происходящих событий. |
4.Назовите имя этого персонажа. 5. Какими интонациями композитор передал чувства, настроение этого героя? |
Учитель:
Образ Кутузова не только конкретная историческая личность, но и обобщенный героический образ, т.к. вся вокальная партия великого полководца, как и музыка народных сцен, пронизана интонациями русских народных песен – то величавых, широко напевных крестьянских, то лирических или мужественно-героических походных солдатских, что свидетельствует о единстве всей народно-патриотической линии оперы. Мужество полководца, готового вести войска в бой и уверенного в окончательной победе над врагом.
Очень важно сейчас вспомнить о том, какую роль играли песни в жизни каждого воина
Русским воинам помогали песни, ведь песня, как друг была всегда рядом с ними. Почему? И я предлагаю спеть очень уместную сейчас песню (послушайте интонацию) «Служить России!»
Седьмое путешествие
Учитель:
А теперь при помощи знаний и умений, вы должны, расшифровать эти записи на доске. Под цифрой 1 это для команды Темп, под цифрой 2 для команды Лад. (Записаны ритмические рисунки фрагментов: «Вставайте, люди русские» из кантаты «Александр Невский» С.С.Прокофьева и фрагмент хора «Славься» из оперы «Иван Сусанин» М.И.Глинки).
(Дети определяют, прохлопывают)
1. Расшифруйте на доске фрагмент записи и назовите его. |
2. Назовите полностью имя композитора и название произведения. |
3. О ком и о чём повествует это произведение? |
1.Хор «Вставайте, люди русские» из кантаты.
“Вставайте, люди русские!”. Этот хор призывает всех защищать Родину от врагов. Имеет торжественный, призывный и героический характер, рисуя нам образы героев.
Хор “Вставайте, люди русские!” звучит гневным, взволнованным призывом, мужественную решимость которого подчеркивают набатные удары колокола..
2. Хор «Славься» из оперы «Иван Сусанин» из оперы.
М.И.Глинка показывает нам героический подвиг героя.
Композитор определил основную идею оперы так: подвиг Ивана Сусанина является естественным проявлением национального достоинства, патриотического порыва, свойственного всему русскому народу в годину трагических испытаний. Сусанин – народный герой, частица своего народа, с которым он нерасторжим.
Учитель: Какие человеческие качества наших главных героев передали композиторы в своих произведениях?
ДЕТИ: Их героизм, доблесть, храбрость, стойкость, любовь к Родине, к своему народу, способному быть настоящим защитником своего Отечества
А сейчас возьмите вот такие карточки и выполните ещё задание на закрепление материала.
(10 заданий)
Учитель:
Ребята, что же объединяет всех композиторов? (слайды с композиторами, героями)
Сочиняли героическую музыку, прославляли подвиг русского народа, защитников Родины. А нужно ли об этом говорить в музыке? Да, чтобы это не забывалось и не повторялось никогда!
Итак, последнее ваше 8 задание это назвать тему урока.
1.Составьте из этих слов тему урока и назовите её: «Героические, композиторов, в, жанрах, различных, музыкальных, образы, отечественных». Как нам всё это сложить, чтобы получилась тема урока?
Смотрим на экран, читаем, что вы должны выполнить дома:
Создайте свой художественный фильм, слайд-шоу, рекламу, видеоклип о героях, богатырях, защитниках Отечества, используя данную схему.
1. Название.
2. Идея.
3. Эпиграф.
4. Музыка (лейтмотив).
5. Литературный источник.
6. Художественная заставка (изображение).
А в завершении урока я всех благодарю за активную работу и предлагаю спеть песню
(играю мелодию, дети узнают, поём)
«Я хочу, чтобы не было больше войны». Всех благодарю за урок! До свидания!
ТЕМП.
КАРТА «МУЗЫКАЛЬНЫХ ПУТЕШЕСТВИЙ ВО ВРЕМЕНИ».
ОТВЕТ (+), НЕТ ОТВЕТА (-)
1 ПУТЕШЕСТВИЕ | ОТВЕТЫ | 2 ПУТЕШЕСТВИЕ | ОТВЕТЫ |
1.Как называется этот музыкальный жанр? 2. В каком исполнении прозвучал этот фрагмент? 3.О ком рассказал нам этот фрагмент? 4. Какими они были? | 1. 2 3. 4. | 1. Назвать музыкальный фрагмент. | 1. 2. |
2. Какие интонации вы услышали? | 1. | ||
3. Что вы можете сказать об истории этого произведения? | 1. | ||
1. В каких видах искусства раскрываются образы героев, патриотов, богатырей, доблестных защитников? | 1. | 1.Фрагмент, какого произведения вы увидели? | 1. |
2. В каком исполнении прозвучало это произведение? | 1. | ||
3.Назовите имя композитора. | 1. | ||
4.Опишите, какими интонациями пронизано это произведение? | 1. | ||
5.Что мы можем рассказать о музыкальном образе этого произведения? | |||
1.К каким музыкальным жанрам мы отнесём эти два произведения? (симфония, инструментальная музыка, кант, кантата…) | 1. 2. |
3 ПУТЕШЕСТВИЕ | ОТВЕТЫ | 4 ПУТЕШЕСТВИЕ | ОТВЕТЫ |
1. Назовите произведение. | 1. | 1.Определите жанр (кантата, опера) | 1. |
2.О каком времени событий здесь говорится? | 1. | 2. Назовите это произведение и имя композитора. | 1. 2. |
3. Что легло в основу этого произведения? | 1. | 3.На сюжет, какого литературного произведения это музыкальное произведение было создано? | |
4.К какому виду опер мы отнесём это произведение: лирическая, балладная, опера-балет, романтическая, историческая, эпическая? (ЭПИЧЕСКИЙ Повествовательный, исполненный величия и героизма. В переносном смысле - величаво-спокойный, бесстрастный). | 1. | 4. О каком времени говорится в этом произведении? | 1. |
5.Как называется этот фрагмент, и что вы можете сказать об этом персонаже? | 1. | 5. Какими интонациями композитор передал музыкальный образ этого героя? | 1. |
6. Какими интонациями композитор передал внутренний мир этого человека? | 1. | 6. Каким он был человеком? | 1. |
7. Почему композитор и писатель рассказали об этом человеке? | 1. |
5 ПУТЕШЕСТВИЕ | ОТВЕТЫ | 6 ПУТЕШЕСТВИЕ | ОТВЕТЫ |
1.Назовите музыкальный жанр. | 1. | 1.Назовите произведение. 2.Композитора, автора литературного произведения. 3.Время происходящих событий. | 1. 2. 3. |
2. Как называется это произведение, и кто является композитором этого музыкального шедевра? | 1. 2. | 4.Назовите имя этого персонажа. 5. Какими интонациями композитор передал чувства, настроение этого героя? | 1. 2. |
3.Какое чувство охватило вас, когда вы слушали этот фрагмент? | 1. | ||
4. Какие события отражены в этом произведении? | 1. | ||
5.Что решил показать и передать композитор в этом главном образе , называв произведение именем главной героини? | 1. | ||
7 ПУТЕШЕСТВИЕ | 8. ПУТЕШЕСТВИЕ. | ||
1.Расшифруйте на доске фрагмент записи и назовите его. | 1. | 1.Составьте из этих слов тему урока и назовите её: «Героические, композиторов, в, жанрах, различных, музыкальных, образы, отечественных». Как нам всё это сложить, чтобы получилась тема урока? | |
2.Назовите полностью имя композитора и название произведения. | 1. | ||
3. О ком и о чём повествует это произведение? | 1. |
ТЕМП.
НАЙТИ СООТВЕТСТВИЯ МЕЖДУ НАЗВАНИЯМИ МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ, ИХ ЖАНРОВ И КОМПОЗИТОРОВ. ВПИШИ НУЖНЫЕ ЦИФРЫ И БУКВЫ.
КОМПОЗИТОР | НАЗВАНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ | ЖАНР |
I.НЕИЗВЕСТНЫЙ АВТОР | 1. «ПАТРИОТИЧЕСКАЯ ПЕСНЯ» | А) БАЛЕТ |
II.ПРОКОФЬЕВ С.С. | 2. «ВОЙНА И МИР» | Б) БЫЛИНА |
III.БОРОДИН А.П. | 3. «КНЯЗЬ ИГОРЬ» | В) СИМФОНИЯ |
IV. ПРОКОФЬЕВ С.С. | 4. «ЯРОСЛАВНА» | Г) ОПЕРА |
V. ГЛИНКА М.И. | 5. «АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ» | Д) ОПЕРА |
VI. ГЛИНКА М.И. | 6. «Об ИЛЬЕ МУРОМЦЕ» | Е) ОПЕРА |
VII. БОРОДИН А.П. | 7. «ИВАН СУСАНИН» | Ё) КАНТАТА |
VIII. ТИЩЕНКО Б.И. | 8. «БОГАТЫРСКАЯ» № 2 | Ж) ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ |
IX. ПЕСНЯ-СКАЗАНИЕ | 9. «ПОВЕСТЬ О НАСТОЯЩЕМ ЧЕЛОВЕКЕ». | З) КАНТ |
X. ПРОКОФЬЕВ С.С. | 10. «РАДУЙСЯ, РОССКО, ЗЕМЛЕ!» | И) ОПЕРА |
I. ________ II.________ III.________ IV._________ V.__________
VI._________ VII._______ VIII.________ IX._________ X._________
ЛАД.
КАРТА «МУЗЫКАЛЬНЫХ ПУТЕШЕСТВИЙ ВО ВРЕМЕНИ».
ОТВЕТ (+), НЕТ ОТВЕТА (-)
1 ПУТЕШЕСТВИЕ | ОТВЕТЫ | 2 ПУТЕШЕСТВИЕ | ОТВЕТЫ |
1.Как называется этот музыкальный жанр? 2. В каком исполнении прозвучал этот фрагмент? 3. О ком нам рассказал этот фрагмент? 4. Какими они были? | 1. 2 3. 4. | 1. Назвать музыкальный фрагмент. | 1. |
2. Какие интонации вы услышали? | 1. | ||
3.Что вы можете сказать об истории этого произведения? 1.Фрагмент, какого произведения вы увидели? | 1. 1. | ||
1. В каких видах искусства раскрываются образы героев, патриотов, богатырей, доблестных защитников? | 1. | 2. В каком исполнении прозвучало это произведение? | 1. |
3.Назовите имя композитора. | 1. | ||
4.Опишите, какими интонациями пронизано это произведение? | 1. | ||
5.Что мы можем рассказать о музыкальном образе этого произведения? | 1. | ||
1.К каким музыкальным жанрам мы отнесём эти два произведения? (симфония, инструментальная музыка, кант, кантата…) | 1. 2. |
3 ПУТЕШЕСТВИЕ | ОТВЕТЫ | 4 ПУТЕШЕСТВИЕ | ОТВЕТЫ |
1. Назовите произведение. | 1. | 1.Определите жанр (кантата, опера) | 1. |
2.О каком времени событий здесь говорится? | 1. | 2. Назовите это произведение и имя композитора. | 1. |
3. Что легло в основу этого произведения? | 1. | 3.На сюжет, какого литературного произведения это музыкальное произведение было создано? | |
4.К какому виду опер мы отнесём это произведение: лирическая, балладная, опера-балет, романтическая, историческая, эпическая? (ЭПИЧЕСКИЙ Повествовательный, исполненный величия и героизма. В переносном смысле - величаво-спокойный, бесстрастный). | 1. | 4. О каком времени говорится в этом произведении? | 1. |
5.Как называется этот фрагмент, и что вы можете сказать об этом персонаже? | 1. | 5. Назовите имя героя. Какими интонациями композитор передал музыкальный образ этого героя? | 1. |
6. Какими интонациями композитор передал внутренний мир этого человека? | 1. | 6. Каким он был человеком? | 1. |
7. Почему композитор и писатель рассказали об этом человеке? | 1. |
5 ПУТЕШЕСТВИЕ | ОТВЕТЫ | 6 ПУТЕШЕСТВИЕ | ОТВЕТЫ |
1.Назовите музыкальный жанр. | 1. | 1.Назовите произведение. | 1. |
2. Как называется это произведение, и кто является композитором этого музыкального шедевра? | 1. 2. | 2.Композитора, автора литературного произведения. | 1. |
3.Какое чувство охватило вас, когда вы слушали этот фрагмент? | 1. | 3.Время происходящих событий | 1. |
4. Какие события отражены в этом произведении? | 1. | 4.Назовите имя этого персонажа. | 1. |
5.Что решил показать и передать композитор в этом главном образе , называв произведение именем главной героини? | 1. | 5. Какими интонациями композитор передал чувства, настроение этого героя? | 1. |
7 ПУТЕШЕСТВИЕ | 8. ПУТЕШЕСТВИЕ. | ||
1.Расшифруйте на доске фрагмент записи и назовите его. | 1. | 1.Составьте из этих слов тему урока и назовите её: «Героические, композиторов, в, жанрах, различных, музыкальных, образы, отечественных». Как нам всё это сложить, чтобы получилась тема урока? | |
2.Назовите полностью имя композитора и название произведения. | 1. | ||
3. О ком и о чём повествует это произведение? | 1. |
ЛАД.
НАЙТИ СООТВЕТСТВИЯ МЕЖДУ НАЗВАНИЯМИ МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ, ИХ ЖАНРОВ И КОМПОЗИТОРОВ. ВПИШИ НУЖНЫЕ ЦИФРЫ И БУКВЫ.
КОМПОЗИТОР | НАЗВАНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ | ЖАНР |
I.НЕИЗВЕСТНЫЙ АВТОР | 1. «ПАТРИОТИЧЕСКАЯ ПЕСНЯ» | А) БАЛЕТ |
II.ПРОКОФЬЕВ С.С. | 2. «ВОЙНА И МИР» | Б) БЫЛИНА |
III.БОРОДИН А.П. | 3. «КНЯЗЬ ИГОРЬ» | В) СИМФОНИЯ |
IV. ПРОКОФЬЕВ С.С. | 4. «ЯРОСЛАВНА» | Г) ОПЕРА |
V. ГЛИНКА М.И. | 5. «АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ» | Д) ОПЕРА |
VI. ГЛИНКА М.И. | 6. «Об ИЛЬЕ МУРОМЦЕ» | Е) ОПЕРА |
VII. БОРОДИН А.П. | 7. «ИВАН СУСАНИН» | Ё) КАНТАТА |
VIII. ТИЩЕНКО Б.И. | 8. «БОГАТЫРСКАЯ» № 2 | Ж) ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ |
IX. ПЕСНЯ-СКАЗАНИЕ | 9. «ПОВЕСТЬ О НАСТОЯЩЕМ ЧЕЛОВЕКЕ». | З) КАНТ |
X. ПРОКОФЬЕВ С.С. | 10. «РАДУЙСЯ, РОССКО, ЗЕМЛЕ!» | И) ОПЕРА |
I. ________ II.________ III.________ IV._________ V.__________
VI._________ VII._______ VIII.________ IX._________ X.________
КАРТА УЧИТЕЛЯ
1 путешествие | ОТВЕТЫ | 2 путешествие | ОТВЕТЫ |
1.Как называется этот музыкальный жанр? 2. В каком исполнении прозвучал этот фрагмент? 3.О ком рассказал нам этот фрагмент? 4. Какими они были? | 1.Былина 2.Трио гусляров. 3.О богатырях. 4.Наделенные чертами, которыми не обладают обычные люди, невиданной силой… | 1. Назвать музыкальный фрагмент. | Патриотическая песня». |
2. Какие интонации вы услышали? | Величественные, торжественные, прославляющие. | ||
3.Что вы можете сказать об истории этого произведения? | Это произведение написано в 19 веке, русским композитором М.И.Глинкой. С1993 года по 2000 являлось гимном РФ | ||
1.Фрагмент, какого произведения мы увидели? | БОГАТЫРСКАЯ СИМФОНИЯ № 2 | ||
3.В каких видах искусства раскрываются образы героев, патриотов, богатырей, доблестных защитников? | В народном творчестве, в поэзии, литературе, музыке, живописи, театре, кино, скульптуре. | 2. В каком исполнении прозвучало это произведение? | В исполнении военного духового оркестра |
3.Назовите имя композитора. | А.П.БОРОДИН | ||
4.Опишите, какими интонациями пронизано это произведение? | СИЛЬНЫМИ, МОГУЧИМИ, БОГАТЫРСКИМИ | ||
5.Что мы можем рассказать о музыкальном образе этого произведения? | Образ отважного , храброго, могучего, богатыря, защитника. | ||
1.К каким музыкальным жанрам мы отнесём эти два произведения? (балет, опера, симфония, инструментальная музыка, кант, кантата…) | Инструментальная музыка. Симфоническая музыка. |
3 путешествие | ОТВЕТЫ | 4 путешествие | ОТВЕТЫ |
1. Назовите произведение. | Опера «Князь Игорь» | 1.Определите жанр (кантата, опера) | Опера |
2.О каком времени событий здесь говорится? | 1185 год. 12 век, история - поход на половцев князя Новгород-Северского Игоря Святославовича | 2. Назовите это произведение и имя композитора. | «Повесть о настоящем человеке» |
3. Что легло в основу этого произведения? | Поэма Древней Руси «Слово о полку Игореве» | 3.На сюжет, какого литературного произведения это музыкальное произведение было создано? | Писатель Борис Полевой и композитор Сергей Прокофьев. |
4.К какому виду опер мы отнесём это произведение: лирическая, балладная, опера-балет, романтическая, историческая, эпическая? | ЭПИЧЕСКИЙ. Повествовательный, исполненный величия и героизма. В переносном смысле - величаво-спокойный, бесстрастный). | 4. О каком времени говорится в этом произведении? | О событиях Великой Отечественной войны. |
5.Как называется этот фрагмент, и что вы можете сказать об этом персонаже? | Ария князя Игоря. Он был наделён лучшими чертами русских витязей (любовь к Родине, высокое осознание своего долга перед ней). | 5. Назовите имя героя. Какими интонациями композитор передал музыкальный образ этого героя? | Летчик Алексей Маресьев. Тревожными, но полными надежды и веры победить свой недуг. |
6. Какими интонациями композитор передал внутренний мир этого человека? | Сильным, решительным, мужественным, переживающим, о разгроме русских полков, страдании русского народа… | 6. Каким он был человеком? | Настоящий русский человек, сумевший преодолеть огромные жизненные трудности, выйти из всех несчастий победителем. Мужественным, бесстрашным. |
7.Почему композитор и писатель рассказали об этом человеке? | Имя этого летчика стало легендой, неслучайно Борис Полевой посвятил ему свою книгу. С этого героя книги можно и нужно брать пример. | ||
5 путешествие | ОТВЕТЫ | 6 путешествие | ОТВЕТЫ |
1.Назовите музыкальный жанр. | Балет | 1.Назовите произведение. | 1.Опера «Война и мир» |
2. Как называется это произведение, и кто является композитором этого музыкального шедевра? | Балет «Ярославна» композитора XX века Бориса Ивановича Тищенко. | 2.Назовите композитора и автора литературного произведения. | 1.Композитор С.С.Прокофьев, роман Л.Н.Толстого. |
3.Какое чувство охватило вас, когда вы слушали этот фрагмент? | Боль, слёзы, страх за свою Землю, тревогу, плач… | 3.Время происходящих событий. | 1.О войне русского войска с французской армией в 1812 году. |
4. Какие события отражены в этом произведении? | События 1185 года. | 4.Назовите имя этого персонажа. | 1. Великий русский полководец Михаила Илларионович Кутузов. |
5.Что решил показать и передать композитор в этом главном образе, называв произведение именем главной героини? | Образ не только порабощённого народа, гибель, поражение войска русского, но и Ярославны жены князя Игоря, которая является в балете, собирательным образом –символа Родины, русской женщины матери, сестры, жены, возлюбленной. | 5. Какими интонациями композитор передал чувства, настроение этого героя? | Вся вокальная партия великого полководца, как и музыка народных сцен, пронизана интонациями русских народных песен – то величавых, широко напевных крестьянских, то лирических или мужественно-героических походных солдатских. |
7 путешествие | 8 ПУТЕШЕСТВИЕ | ||
1.Назовите, что это за запись написана на доске? Расшифруйте её!! 2.Что вы можете рассказать об этом произведении? Композитор, название произведения, кем являлся главный персонаж оперы? В чём заключается его подвиг? | «Темп» Ритмический рисунок хора «Вставайте, люди русские» | 1.Назовите тему урока. | |
«Лад»- ритмический рисунок хора «Славься» из оперы «Иван Сусанин» |
КАРТА ГОСТЕЙ.
1 путешествие | ОТВЕТЫ | 2 путешествие | ОТВЕТЫ |
1.Как называется этот музыкальный жанр? 2. В каком исполнении прозвучал этот фрагмент? 3.О ком рассказал нам этот фрагмент? 4. Какими они были? | 1.Былина 2.Трио гусляров. 3.О богатырях. 4.Наделенные чертами, которыми не обладают обычные люди, невиданной силой… | 1. Назвать музыкальный фрагмент. | «Патриотическая песня» |
2. Какие интонации вы услышали? 3.Что вы можете сказать об истории этого произведения? | Величественные, торжественные, прославляющие. Это произведение написано в 19 веке, русским композитором М.И.Глинкой. С1993 года по 2000 «Патриотическая песня», являлась гимном РФ. | ||
1. Фрагмент, какого произведения мы увидели? | БОГАТЫРСКАЯ СИМФОНИЯ № 2 | ||
2. В каком исполнении прозвучало это произведение? | В исполнении военного духового оркестра | ||
3.В каких видах искусства раскрываются образы героев, патриотов, богатырей, доблестных защитников? | В народном творчестве, в поэзии, литературе, музыке, живописи, театре, кино, скульптуре. | 3.Назовите имя композитора. | А.П.БОРОДИН |
4.Опишите, какими интонациями пронизано это произведение? | СИЛЬНЫМИ, МОГУЧИМИ, БОГАТЫРСКИМИ | ||
5.Что мы можем рассказать о музыкальном образе этого произведения? | ОБРАЗ ОТВАЖНОГО , Храброго, могучего, БОГАТЫРЯ, ЗАЩИТНИКА. | ||
1.К каким музыкальным жанрам мы отнесём эти два произведения? (балет, опера, симфония, инструментальная музыка, кант, кантата…) | 1. Инструментальная музыка. 2. Симфоническая музыка |
3 путешествие | ОТВЕТЫ | 4 путешествие | ОТВЕТЫ |
1. Назовите произведение. | Опера «Князь Игорь» | 1.Определите жанр (кантата, опера) | Опера |
2.О каком времени событий здесь говорится? | 1185 год. 12 век, история - поход на половцев князя Новгород-Северского Игоря Святославовича | 2. Назовите это произведение и имя композитора. | «Повесть о настоящем человеке» |
3. Что легло в основу этого произведения? | Поэма Древней Руси «Слово о полку Игореве» | 3.На сюжет, какого литературного произведения это музыкальное произведение было создано? | Писатель Борис Полевой и композитор Сергей Прокофьев. |
4.К какому виду опер мы отнесём это произведение: лирическая, балладная, опера-балет, романтическая, историческая, эпическая? | ЭПИЧЕСКИЙ. Повествовательный, исполненный величия и героизма. В переносном смысле - величаво-спокойный, бесстрастный). | 4. О каком времени говорится в этом произведении? | О событиях Великой Отечественной войны. |
5.Как называется этот фрагмент, и что вы можете сказать об этом персонаже? | Ария князя Игоря. Он был наделён лучшими чертами русских витязей (любовь к Родине, высокое осознание своего долга перед ней). | 5. Назовите имя героя. Какими интонациями композитор передал музыкальный образ этого героя? | Летчик Алексей Маресьев. Тревожными, но полными надежды и веры победить свой недуг. |
6. Какими интонациями композитор передал внутренний мир этого человека? | Сильным, решительным, мужественным, переживающим, о разгроме русских полков, страдании русского народа… | 6. Каким он был человеком? | Настоящий русский человек, сумевший преодолеть огромные жизненные трудности, выйти из всех несчастий победителем. Мужественным, бесстрашным. |
7.Почему композитор и писатель рассказали об этом человеке? | Имя этого летчика стало легендой, неслучайно Борис Полевой посвятил ему свою книгу. С этого героя книги можно и нужно брать пример. | ||
5 путешествие | ОТВЕТЫ | 6 путешествие | ОТВЕТЫ |
1.Назовите музыкальный жанр. | Балет | 1.Назовите произведение. | 1.Опера «Война и мир» |
2. Как называется это произведение, и кто является композитором этого музыкального шедевра? | Балет «Ярославна» композитора XX века Бориса Ивановича Тищенко. | 2.Назовите композитора и автора литературного произведения. | 1.Композитор С.С.Прокофьев, роман Л.Н.Толстого. |
3.Какое чувство охватило вас, когда вы слушали этот фрагмент? | Боль, слёзы, страх за свою Землю, тревогу, плач… | 3.Время происходящих событий. | 1.О войне русского войска с французской армией в 1812 году. |
4. Какие события отражены в этом произведении? | События 1185 года. | 4.Назовите имя этого персонажа. | 1. Великий русский полководец Михаила Илларионович Кутузов. |
5.Что решил показать и передать композитор в этом главном образе, называв произведение именем главной героини? | Образ не только порабощённого народа, гибель, поражение войска русского, но и Ярославны жены князя Игоря, которая является в балете, собирательным образом –символа Родины, русской женщины матери, сестры, жены, возлюбленной. | 5. Какими интонациями композитор передал чувства, настроение этого героя? | Вся вокальная партия великого полководца, как и музыка народных сцен, пронизана интонациями русских народных песен – то величавых, широко напевных крестьянских, то лирических или мужественно-героических походных солдатских. |
7 путешествие | Ответы | 8 ПУТЕШЕСТВИЕ | Ответы |
1.Назовите, что это за запись написана на доске? Расшифруйте её!! 2.Что вы можете рассказать об этом произведении? Композитор, название произведения, кем являлся главный персонаж оперы? В чём заключается его подвиг? | «Темп» Ритмический рисунок хора «Вставайте, люди русские» | 1.Назовите тему урока. «Героические, композиторов, в, жанрах, различных, музыкальных, образы, отечественных». | «Героические образы в различных музыкальных жанрах отечественных композиторов» |
«Лад»- ритмический рисунок хора «Славься» из оперы «Иван Сусанин» |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
1.Героизм во спасение других – высочайшая форма духовности. 2.Народ без героических людей – сирота . 3.Герой – тот, кто в опасной ситуации ценою своей жизни спасает жизнь других или делает, для них что-то жизненно важное. 4.Героем движет сердце – на раздумывание у него нет времени. 5.Воля, характер, выдержка – лучшая почва для героизма. 6.Герой, совершая подвиг – о славе не думает. 7 .О поколении судят по героям, которые ему принадлежат. 8. Патриот — патриотичный человек — тот, кто любит своё Отечество, предан своему народу, готов на жертвы и подвиги во имя интересов своей Родины.
Защитники обители, Отважные бойцы, И доблестные рыцари, Лихие храбрецы. Сил тёмных победители, Без званий и имён, Отечества служители, Солдаты всех времён.
НАЙТИ СООТВЕТСТВИЯ МЕЖДУ НАЗВАНИЯМИ КОМПОЗИТОР I.НЕИЗВЕСТНЫЙ АВТОР II .ПРОКОФЬЕВ С.С. III .БОРОДИН А.П. IV . ПРОКОФЬЕВ С.С. V . ГЛИНКА М.И. VI . ГЛИНКА М.И. VII . БОРОДИН А.П. VIII . ТИЩЕНКО Б.И. IX . ПЕСНЯ-СКАЗАНИЕ X . ПРОКОФЬЕВ С.С. НАЗВАНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ «ПАТРИОТИЧЕСКАЯ ПЕСНЯ» «ВОЙНА И МИР» «КНЯЗЬ ИГОРЬ» «ЯРОСЛАВНА» 5. «АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ» 6. «Об ИЛЬЕ МУРОМЦЕ» 7. «ИВАН СУСАНИН» 8. «БОГАТЫРСКАЯ» № 2 «ПОВЕСТЬ О НАСТОЯЩЕМ ЧЕЛОВЕКЕ». 10. «РАДУЙСЯ, РОССКО, ЗЕМЛЕ!» ЖАНР А) БАЛЕТ Б) БЫЛИНА В) СИМФОНИЯ Г) ОПЕРА Д) ОПЕРА Е) ОПЕРА Ё) КАНТАТА Ж) ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ З) КАНТ И) ОПЕРА ________ II .________ III .________ IV ._________ V ._ _________ VI._________ VII._______ VIII.________ IX._________ X._________
ЭПИГРАФ УРОКА: «Образ Родины через русскую музыку, песни о русских полководцах, солдатах-воинах»
ТЕМА УРОКА: «Героические образы в различных музыкальных жанрах отечественных композиторов разных времён».
М.И.Глинка А.П.Бородин
С.С.Прокофьев Б.И.Тищенко
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ ЗАДАНИЕ № 1. Создайте свой художественный фильм, слайд-шоу, рекламу, видеоклип о героях, богатырях, защитниках Отечества, используя данную схему. 1. Название. 2. Идея. 3. Эпиграф. 4. Музыка (лейтмотив). 5. Литературный источник. 6. Художественная заставка (изображение)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока «Образ героизма, борьбы и победы в искусстве» 5 класс. 2 полугодие, 3 четверть, урок № 25.
Цель: средствами музыки, живописи, литературы раскрыть значение образа борьбы и победы, защиты Отечества; развивать умение слышать и видеть образы в произведениях искусства, развивать навыки выр...
Конспект Тематического занятия «путешествие по музыкальным жанрам (старшая группа)
Знакомить детей с различными жанрами в музыке, учить различать марш, песню, танец и т.д....
Конспект урока "Образы природы в русской поэзии Х1Х века"(5 класс)
Конспект урока составлен с учётом того, что перед уроком проводилась предварительная подготовка творческих работ ребят. Ученикам всегда приятно, когда на уроке демонстрируются из труды. В конспекте ес...
Олимпиада по музыке для учащихся старших классов (проводилась в рамках школьной Недели музыки) Цель: Систематизация полученных знаний о музыке, композиторах, музыкальных жанрах, музыкальных инструментах. Закрепление интереса к музыкальному искусству.
Олимпиада по музыке для учащихся старших классов (проводилась в рамках школьной Недели музыки) Цель: Систематизация полученных знаний о музыке, композиторах, музыкальных жанрах, му...
Урок музыки в 7 классе "Историческое прошлое осетинского народа в различных жанрах музыки композиторов Осетии"
Урок музыки в 7 классе.«Историческое прошлое осетинского народа в различных жанрах музыки композиторов Осетии по программе Критской Е.Д. и Сергеевой Г.П. с региональным компонентом»....
Конспект урока на тему: "Проза о Великой Отечественной войне" (11 класс)
Методическая разработка...
Проектно-звуковая галерея: «Сказочные образы в музыкальных произведениях русских композиторов»
Творческий проект с обучающимися коррекционной школы VIII вида....