Методическая статья. Развитие вокально-ладового чувства на уроках музыки в школе.
статья по музыке на тему
Одной из основных форм деятельности на уроках музыки в общеобразовательной школе является пение . Именно через пение происходит самовыражение учащегося. С позиций методики этот процесс связан с формированием слухового представления ладовых отношений. В данной статье предлагается для развития восприятия и усвоения ладового чувства использовать на уроках музыки обучение учащихся пению по нотам на ладовой основе и сольфеджирование, используя "Лесенку" и руки. Приводятся примеры упражнений, распевок, песен и сборник, где их можно найти для работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методическая статья Развитие вокально-ладового чувства на уроках музыки | 24.43 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Методическая статья
Развитие вокально-ладового чувства на уроках музыки.
Грахова Елена Вячеславовна
учитель музыки ГБОУ лицея № 533
Одной из основных форм деятельности на уроках музыки в общеобразовательной школе является пение – это исполнительская практика, развивающая эмоционально волевую сторону психики ребенка, его произвольное внимание, навык самоконтроля. Именно через пение происходит самовыражение учащегося. С позиций методики этот процесс связан с формированием слухового представления ладовых отношений.
В России песня была неотъемлемой частью жизни человека. Из поколения в поколение она формировала музыкальную культуру. Сегодня утрачиваются певческие традиции, происходит деградация массовой музыкальной культуры и снижение уровня развития музыкальных способностей и прежде всего, ладового слуха. Если в прошлом веке в общеобразовательной школе чисто интонировало большинство учащихся, то сегодня - лишь единицы. Почти все первоклассники требуют длительного «распевания» в течение многих месяцев. Почему это происходит? В первую очередь — низкого уровня окружающей музыкальной среды. Во вторых – постоянное использование учащимися звуконосителей, что снижает слух. На сегодняшний день отоларингологи обеспокоены тем, что в возрастной период с 12 до 36 лет быстро развивается тугоухость. И в третьих – частое слушание звучания электронной музыки, которое приводит к ослаблению голосовых связок. При мышечной недоразвитости певческого аппарата не развиваются музыкальные способности, в том числе звуковысотный и ладовый слух. А в последнее время развитие музыкального слуха игнорируется большинством школьных программ по предмету «Музыка». В XXI веке в массовом музыкальном воспитании пение отошло на второй план, так как появились инновационные методы и приемы, направленные на формирование таких способностей, как эмоциональная отзывчивость на музыку, музыкально-ритмическое чувство, музыкальное мышление и воображение, музыкальная память.
Изучая методики ведущих педагогов и основываясь на своем опыте работы с детьми разного возраста, я пришла к выводу, что в пении со всеми категориями, для развития звуковысотного слуха и ладового чувства необходимо использовать нотную грамоту. Но ее изучение является для современных учащихся делом сложным и трудоемким, так как вокально-интонационные навыки у большинства из них оставляют желать лучшего.
Причинами нечистой интонации у детей являются:
∙ недостаточно развитый ладовый слух (дети могут повторить вслед за педагогом отдельные звуки, но затрудняются чисто спеть простейшую мелодию);
∙ отсутствие координации между слухом и голосом (это могут быть дети даже с абсолютным слухом);
∙ отсутствие вокальных навыков («гудошники»);
∙ больная гортань.
Восприятие и усвоение ладового чувства эффективнее всего развивать через формирование вокально-интонационных навыков, используя на уроках музыки обучение учащихся пению по нотам на ладовой основе и сольфеджирование. Этот принцип использован в программе по музыке Г. С. Ригиной, с которой я познакомилась, ведя уроки в начальной школе. В основе программы стоит задача: создать у детей слуховые ощущения ступеней лада в их взаимосвязях и соотношениях. Сначала учащиеся осваивают короткие попевки, основанные на двух ступенях лада — I и V. Далее следует работа на усложненном материале, которая предполагает последовательное введение попевки из звуков тонического трезвучия, затем — пятиступенного мажорного звукоряда и, наконец, — полного октавного До мажорного звукоряда. При работе со ступенями звукоряда необходимо постоянно заострять внимание учащихся на ощущении устойчивости и неустойчивости звуков. Важно добиться достаточно точного воспроизведения по слуху звуков мажорного лада, поскольку с усвоения этого лада начинается обучение пению по нотам:
«Любые отношения звуков учащиеся могут воспроизвести по нотам лишь в том случае, если у них образовано достаточно сильное и точное слуховое представление, соответствующее данным нотным знакам». П. Ф. Вейс.
На начальных этапах обучения наиболее доступным наглядным изображением звукоряда является рисунок пятиступенной, а позже — семиступенной «лестницы» с подписанными римскими цифрами ступеней. Зрительная «опора» на графическое изображение звуков помогает учащимся в знакомстве со звукорядом До мажора: при пении по рисунку «лесенки» усваивать высоту звуков. Далее ступени заменяются названиями нот и мы переходим на работу с рукой. Левая изображает нотный стан, а правой показываем ноты, что помогает учащимся запомнить название и положение нот на нотоносце, а также их высоту. Данный прием мы используем и в распевках, и в работе над песнями. Обучение нотной грамоте происходит на основе развития ладового чувства. Работу по его формированию начинаем с укрепления в сознании учащихся чувства тоники. При этом главным певческим материалом являются трезвучия, звукоряды и допевания до тоники незаконченных музыкальных фраз знакомых и незнакомых мелодий.
На своих уроках я использую песни – упражнения и распевки из сборника «Песни современных композиторов для младшего школьного хора», редактор – составитель И. В. Роганова. Он адресован преподавателям пения, музыки, хормейстерам детских хоровых коллективов, Рекомендуется в качестве репертуарного сборника для коллективного музицирования на занятиях по предмету «Музыка». Материал в сборнике расположен по степени возрастания трудности и сгруппирован по тематике. Издание подготовлено в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС).
В разделе 1 «Песни-упражнения и распевки» учащимся очень нравятся упражнения М.Лазарева (Москва): «Кузнечик», «Песок», «Паровоз», которые направлены на укрепление чувства тоники и на развитие дыхания. Их я использую и в 5,6 классах.
Для интонационной работы над трезвучиями из этого же раздела учащиеся исполняют попевку «Волна» О. Юргенштейна (Санкт - Петербург).
При изучении звукоряда можно использовать песни-упражнения из раздела 6: «Песни о нотах, о музыке». На моих уроках ребята с удовольствием исполняют «Песенку о гамме» Г.Струве (Москва), используя при пении показ нот по руке.
На уроках музыки все распевки и упражнения дети сольфеджируют по руке, мелодии песен по карточкам и по фрагментам в учебнике. Еще раз убедилась в том, что на уроках необходимо использовать знание нотной грамоты и навыки сольфеджирования, так как пение по нотам помогает учащимся овладевать музыкальным произведением, сознательно ускоряет процесс разучивания. Сейчас школы оснащены учебниками разных программ по музыке (В.О. Усачева, Л.В. Школяр; В.В. Алеев, Т.Н. Кичак; Е.Д. Критская, Г.Л. Сергеева и другие), в которых использован нотный материал. Это позволяет учащимся зрительно познакомиться с мелодией прослушанного произведения, прочитать по нотам и спеть основную тему, что дает эмоционально прочувствовать и понять услышанное. Смело сольфеджируйте! Детям это очень нравится!
Для развития вокально-интонационных навыков на уроках можно использовать и другие формы работы:
1. Пение попевок, песен со словами выразительно, a cappella, или с аккомпанементом;
2. Пение песни по руке с пропеванием некоторых мелодических элементов «про себя»;
3. Пение песни по фразам «цепочкой»;
4. Пение песни с прохлопыванием ритмического рисунка, с отстукиванием метрических долей;
5. Пение песенок - попевок от разных звуков со словами или ритмослогами.
Таким образом, обучение детей пению, приобщение их к прекрасному является мощным средством воспитания и развития их музыкальности, вокально-ладового слуха, певческого голоса, художественного вкуса, творческого воображения.
А в заключение хочу привести слова Н. Л. Гродзенской: «Обучая пению, мы не только заботимся о качестве песни, но и о качестве исполнения, способствуя этим развитию вкуса детей. Мы развиваем в детях сознательное суждение не только о качестве произведения, но и о качестве исполнения… работа над песней – не скучная зубрежка и не механическое подражание учителю, – это увлекательный процесс, в котором есть творческий элемент; это процесс, напоминающий настойчивое и постепенное восхождение на высоту…».
Пойте с детьми! Живая музыка им очень необходима, особенно в наш компьютерный век.
Список используемой литературы:
Алиев Ю. Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. М.: Владос, 2000.
Апраксина О. А. Методика развития детского голоса: Учеб. пособие / Отв. ред. Г. П. Стулова; МГПИ им. В. И. Ленина. М., 1983
Асафьев Б.В. О хоровом искусстве. Л., Музыка 1980.
Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды. - М.: Педагогика, 1989.
Багадуров В. Очерки по истории вокальной педагогики. М., Музгиз 1956
И.В. Роганова. Сборник «Песни современных композиторов для младшего школьного хора». Программа «Музыка. I–IV классы»
Стулова Г. П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению. М.: Прометей, 1992. 2136940v1.fm Page 221 Friday,A pril13,2012 11:30 A M 222
Учебная программа по музыке Г.С. Ригиной. Программы начального общего образования. Система Л.В. Занкова/Сост. Н.В. Нечаева, С.В. Бухалова – Самара: Издательский дом «Федоров», 2011.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья «Развитие творческих способностей учащихся на уроках музыки»
«Ребенок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках… через сказку, фантазию, игру, через неповт...
Зарипова М.А. Обобщение опыта работы по теме "Современные технологии на уроке музыки в школе" (тезисы выступления на районном методическом объединении учителей музыки)
В реферате рассмотрены современные образовательные технологии, наиболее часто применяемые мною на уроках музыки в школе. Они направлены на выработку активных форм и навыков самостоятельной т...
Методическая статья "Развитие навыков устного счета на уроках математики в 5 и 6 классах"
Устный счёт имеет важное значение в развитии вычислительных навыков учеников младших классов. В 5-6 классах рекомендуется проводить устный счёт на каждом уроке математики. Описаны различные техн...
АНАЛИТИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО МЕТОДИЧЕСКОЙ ТЕМЕ« ЭСТЕТИЧЕСКАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ И ТВОРЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА НА УРОКАХ МУЗЫКИ В ШКОЛЕ »
ВВЕДЕНИЕНа сегодняшний день термин «социализация» получил широкую распространённость, но до сих пор не имеет однозначного толкования. Самое распространённое определение даётся в Российской педаго...
«Воспитание чувства ансамбля на уроках музыки в школе»
Статья раскрывает понятие ансамбля и формы работы над его достижением в процессе пения на уроке музыки....
Статья "Воспитание гражданско-патриотических чувств на уроках русского языка, литературы и развития речи"
В статье рассказывается о приемах воспитания гражданско-патриотических чувств на уроках русского языка, литературы и развития речи....
Методическая статья "Развитие творческого мышления на нетрадиционных уроках английского языка"
Статья посвящена способам развития творческого мышления учащихся на нетрадиционных уроках английского языка; в ней обоснована актуальность темы, связанная с современными реалиями, развитием техн...