Методическая статья "Развитие навыков устного счета на уроках математики в 5 и 6 классах"
статья по алгебре (5, 6 класс) на тему

Чернова Виктория Олеговна

Устный счёт имеет важное значение в развитии вычислительных навыков учеников младших классов.  В 5-6 классах рекомендуется проводить устный счёт на каждом уроке математики. Описаны различные технологии проведения устного счёта, приведены примеры некоторых задач.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие навыков устного счета на уроках математики в 5 и 6 классах

В научно-популярной литературе под понятием «устный счёт» понимают математические вычисления, осуществляемые человеком без помощи дополнительных устройств (компьютер, калькулятор) и приспособлений (ручка, карандаш, бумага). Выработка навыков устного счета занимает особое место в изучении математики. Приемы устных вычислений активизируют мыслительную деятельность учеников, развивают у детей память, речь, способность воспринимать на слух сказанное, повышают внимание и быстроту реакции.

Особенно важен процесс устного счета в 5 и 6 классах, так как на этой ступени обучения закладывается вычислительный аппарат, используемый при дальнейшем изучении математики. На сколько быстро и правильно ученик может в уме произнести простейшие вычислительные действия зависит и правильность решения задачи.

Существуют различные технологии устного счета, применяемые в школьном курсе математики. Они используют различные физические возможности ученика:

  1. счет на пальцах. В основном он используется на начальном этапе изучения математики. Для этого используются различные счетные предметы.
  2. аудиомоторная технология счета. Она сопровождается словесной фразой типа: «одна девятая от числа 18 равна 2».
  3. визуальная технология. Она предполагает запись определенного примера с последующим устным вычислением.  

Как правило, в школьном курсе математики совмещают аудиомоторную и визуальную технологию, так как первоначально записывается определенный пример, а за тем запись и ход вычислительных операций проговаривается.

По типу восприятия информации ученики делятся на визуалов, аудиалов и кинестетиков, поэтому совмещение аудиомоторной и визуальной технологий достаточно актуально.

На каждом уроке математики основное внимание уделяется определенной изучаемой теме и не всегда остается время на повторение тех или иных задач, изучаемых ранее. Эту нехватку времени можно компенсировать задачами, решаемыми устно в начале урока. Это настроит учеников на определенную мыслительную деятельность и позволит сконцентрировать их внимание. Проводимый таким образом устный счет позволит на простых примерах вспомнить основные правила, изучаемые ранее, а также он может подготовить ученика к восприятию нового материала. В этом отношении устный счет является универсальным учебным средством.

В начале учебного года стоит задача за минимальное количество уроков повторить материал прошлого года. В этом важную роль может сыграть устный счёт. Так, например первые уроки повторения в шестом классе можно начать с приведенных ниже задач для устного счёта.

УРОК  №1

  1. Прочитать дроби, назвать числитель и знаменатель дроби. Определить правильная или неправильная дробь:

                

  1. Сравнить:

  1. Решить уравнение:

УРОК  №2

  1. Прочитать дроби:

6,0002  0,52173  6,73  21,00004

  1. Сравнить:

5,61 и 2,73; 81,5 и 81,05; 0,21 и 0,210; 7,549 и 7594

  1. Выделить целую и дробную часть:

  1. Решить уравнение:

УРОК  №3

  1. Вычислить:

5,6+2,7  8,3-0,9  3,07+3,3  6,21+1,9  7,12-1,2  8,56-8,05

  1. Выделить целую часть:

  1. Сравнить:

0,76 и 2,5  63,021 и 63,21  5,7 и 5,007  3,620 и 3,26  0,721 и 0,73

  1. Решить уравнение:

Актуально также проводить проверочную работу, выполняемую устно, но с записью ответов в тетрадь для устного счёта или в обыкновенных рабочих тетрадях. Проверку может производить учитель, собрав тетради, а возможно проведение самопроверки или взаимопроверки учениками. Оценки можно выставлять выборочно по усмотрению  учителя.

Проверочная работа

1 вариант

2 вариант

  1. Вычислить

2,76 + 1,09

5,69 + 2,13

  1. Сравнить

5,073 и 5,730

6,240 и 6,024

  1. Решить уравнение

  1. Решить уравнение

  1. Вычислить

Устный счёт имеет важное значение в развитии вычислительных навыков учеников младших классов.  В 5-6 классах рекомендуется проводить устный счёт на каждом уроке математики. Описаны различные технологии проведения устного счёта, приведены примеры некоторых задач.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Задания и игры для устного счета нам уроках математики в 1 классе/

 В данном материале вы найдете веселые короткие задачки по математике для устного счета, расчитанные на детей 1 класса. Кроме того присутствуют игры на составление цепочки взаимосвязанных ...

Устный счет на уроках математики в 6 классе с применением интерактивных технологий

Интерактивные упражнения для отработки навыков устного счета в 6 классе...

Игровые моменты в этапе устного счета на уроках математики в 5 классе

Учащиеся 5 классов, переступив рубеж перехода в среднюю школу, испытывают стресс, и тем самым нуждаются в создании обстановки, преобладающей в начальной школе....

Развитие навыков устного счета на уроках математики.

Представленный на странице материал адресован, в первую очередь, учителям математики, работающим в 5-6-х классах. Развивать навыки устного счёта, самостоятельность мышления, расширять кругозор детей м...

Статья "Игровые моменты в этапе устного счета на уроках математики в 5 классе"

Учащиеся 5 классов, переступив рубеж перехода в среднюю школу, испытывают стресс, и тем самым нуждаются в создании обстановки, преобладающей в начальной школе....

Методическая копилка "Роль устного счета на уроках математики"

Устный счет - это не случайный этап урока, он находится в методической связи с основной темой и носит проблемный характер. Вычислительная культура формируется у учащихся на всех этапах изучения курса ...