Методическая статья "Развитие навыков устного счета на уроках математики в 5 и 6 классах"
статья по алгебре (5, 6 класс) на тему
Устный счёт имеет важное значение в развитии вычислительных навыков учеников младших классов. В 5-6 классах рекомендуется проводить устный счёт на каждом уроке математики. Описаны различные технологии проведения устного счёта, приведены примеры некоторых задач.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_navykov_ustnogo_scheta_na_urokah_matematiki_v_5_i_6_klassah.docx | 22.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие навыков устного счета на уроках математики в 5 и 6 классах
В научно-популярной литературе под понятием «устный счёт» понимают математические вычисления, осуществляемые человеком без помощи дополнительных устройств (компьютер, калькулятор) и приспособлений (ручка, карандаш, бумага). Выработка навыков устного счета занимает особое место в изучении математики. Приемы устных вычислений активизируют мыслительную деятельность учеников, развивают у детей память, речь, способность воспринимать на слух сказанное, повышают внимание и быстроту реакции.
Особенно важен процесс устного счета в 5 и 6 классах, так как на этой ступени обучения закладывается вычислительный аппарат, используемый при дальнейшем изучении математики. На сколько быстро и правильно ученик может в уме произнести простейшие вычислительные действия зависит и правильность решения задачи.
Существуют различные технологии устного счета, применяемые в школьном курсе математики. Они используют различные физические возможности ученика:
- счет на пальцах. В основном он используется на начальном этапе изучения математики. Для этого используются различные счетные предметы.
- аудиомоторная технология счета. Она сопровождается словесной фразой типа: «одна девятая от числа 18 равна 2».
- визуальная технология. Она предполагает запись определенного примера с последующим устным вычислением.
Как правило, в школьном курсе математики совмещают аудиомоторную и визуальную технологию, так как первоначально записывается определенный пример, а за тем запись и ход вычислительных операций проговаривается.
По типу восприятия информации ученики делятся на визуалов, аудиалов и кинестетиков, поэтому совмещение аудиомоторной и визуальной технологий достаточно актуально.
На каждом уроке математики основное внимание уделяется определенной изучаемой теме и не всегда остается время на повторение тех или иных задач, изучаемых ранее. Эту нехватку времени можно компенсировать задачами, решаемыми устно в начале урока. Это настроит учеников на определенную мыслительную деятельность и позволит сконцентрировать их внимание. Проводимый таким образом устный счет позволит на простых примерах вспомнить основные правила, изучаемые ранее, а также он может подготовить ученика к восприятию нового материала. В этом отношении устный счет является универсальным учебным средством.
В начале учебного года стоит задача за минимальное количество уроков повторить материал прошлого года. В этом важную роль может сыграть устный счёт. Так, например первые уроки повторения в шестом классе можно начать с приведенных ниже задач для устного счёта.
УРОК №1
- Прочитать дроби, назвать числитель и знаменатель дроби. Определить правильная или неправильная дробь:
- Сравнить:
- Решить уравнение:
УРОК №2
- Прочитать дроби:
6,0002 0,52173 6,73 21,00004
- Сравнить:
5,61 и 2,73; 81,5 и 81,05; 0,21 и 0,210; 7,549 и 7594
- Выделить целую и дробную часть:
- Решить уравнение:
УРОК №3
- Вычислить:
5,6+2,7 8,3-0,9 3,07+3,3 6,21+1,9 7,12-1,2 8,56-8,05
- Выделить целую часть:
- Сравнить:
0,76 и 2,5 63,021 и 63,21 5,7 и 5,007 3,620 и 3,26 0,721 и 0,73
- Решить уравнение:
Актуально также проводить проверочную работу, выполняемую устно, но с записью ответов в тетрадь для устного счёта или в обыкновенных рабочих тетрадях. Проверку может производить учитель, собрав тетради, а возможно проведение самопроверки или взаимопроверки учениками. Оценки можно выставлять выборочно по усмотрению учителя.
Проверочная работа
1 вариант | 2 вариант |
| |
2,76 + 1,09 | 5,69 + 2,13 |
| |
5,073 и 5,730 | 6,240 и 6,024 |
| |
| |
| |
Устный счёт имеет важное значение в развитии вычислительных навыков учеников младших классов. В 5-6 классах рекомендуется проводить устный счёт на каждом уроке математики. Описаны различные технологии проведения устного счёта, приведены примеры некоторых задач.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Задания и игры для устного счета нам уроках математики в 1 классе/
В данном материале вы найдете веселые короткие задачки по математике для устного счета, расчитанные на детей 1 класса. Кроме того присутствуют игры на составление цепочки взаимосвязанных ...
Устный счет на уроках математики в 6 классе с применением интерактивных технологий
Интерактивные упражнения для отработки навыков устного счета в 6 классе...
Игровые моменты в этапе устного счета на уроках математики в 5 классе
Учащиеся 5 классов, переступив рубеж перехода в среднюю школу, испытывают стресс, и тем самым нуждаются в создании обстановки, преобладающей в начальной школе....
Развитие навыков устного счета на уроках математики.
Представленный на странице материал адресован, в первую очередь, учителям математики, работающим в 5-6-х классах. Развивать навыки устного счёта, самостоятельность мышления, расширять кругозор детей м...
Статья "Игровые моменты в этапе устного счета на уроках математики в 5 классе"
Учащиеся 5 классов, переступив рубеж перехода в среднюю школу, испытывают стресс, и тем самым нуждаются в создании обстановки, преобладающей в начальной школе....
Устный счет на уроках математики (5-6 класс презентация)
Презентация...
Методическая копилка "Роль устного счета на уроках математики"
Устный счет - это не случайный этап урока, он находится в методической связи с основной темой и носит проблемный характер. Вычислительная культура формируется у учащихся на всех этапах изучения курса ...