Методическая статья "Развитие творческого мышления на нетрадиционных уроках английского языка"
статья по английскому языку

Статья посвящена способам  развития творческого мышления учащихся на нетрадиционных уроках английского языка; в ней обоснована актуальность темы, связанная с современными реалиями, развитием технологий и повышенной конкуренцией в различных сферах. В публикации проанализированы виды нетрадиционных уроков для разных возрастных категорий обучающихся; выводы сделаны на основе анализа личного опыта автора и опроса, проведенного среди учителей английского языка. Названы достоинства и возможные недостатки нетрадиционного урока. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл markova_a.s._metodicheskaya_statya_smolensk.docx35.41 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая статья

УДК 372.881 

Развитие творческого мышления на нетрадиционных уроках английского языка

Анастасия Сергеевна Маркова

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №3», учитель английского языка, Смоленск, Россия, asya2300@yandex.ru

Аннотация. Статья посвящена способам  развития творческого мышления учащихся на нетрадиционных уроках английского языка; в ней обоснована актуальность темы, связанная с современными реалиями, развитием технологий и повышенной конкуренцией в различных сферах. В публикации проанализированы виды нетрадиционных уроков для разных возрастных категорий обучающихся; выводы сделаны на основе анализа личного опыта автора и опроса, проведенного среди учителей английского языка. Названы достоинства и возможные недостатки нетрадиционного урока.

Ключевые слова: творческое мышление, нетрадиционный урок, иностранный язык, воображение, мотивация, цель обучения иностранному языку.

 

Methodical article

The Development of Creative Thinking at Non-traditional
English Lessons

Anastasia S. Markova

Municipal Budgetary Educational Institution "Secondary School No. 3",  English teacher, Smolensk, Russia asya2300@yandex.ru

Abstract. The article is devoted to the ways of developing creative thinking of schoolchildren at non-traditional English lessons; the importance of the topic under discussion is connected with modern realities, the development of technology and increased competitiveness in different spheres. The article analyzes the types of non-traditional lessons for different age categories of students; еру conclusions are based on the author`s personal experience of conducting non-traditional lessons and on the survey among English teachers. The advantages and possible disadvantages of a non-traditional lesson are named.

Keywords: creative thinking, non-traditional lesson, foreign language, imagination, motivation, objective of teaching English.

В XXI веке, который по праву считается веком развитых технологий, инноваций в различных сферах социальной жизни и активной межкультурной коммуникации, очень важно иметь творческое мышление, применять креативные подходы для решения проблемных ситуаций. Перечисленные навыки и умения целесообразно формировать еще в школе.

Мы считаем, что уроки иностранного языка в целом и английского языка в частности, по сравнению с другими дисциплинами, дают больше свободы выбора форм и методов работы, а также больше возможности проведения нетрадиционных уроков, так как использование иностранного языка само по себе является своеобразной творческой деятельностью. Так, обучающиеся открывают для себя «окно» в новую реальность, знакомясь с прежде неизвестной языковой и культурной картиной мира, расширяют свой кругозор. Кроме того, нетрадиционный урок позволяет использовать и развивать креативное мышление, проявлять творческие способности, тем самым не потерять интерес к изучению иностранного языка, то есть поддерживать мотивацию.

Развитие творческого мышления и творческих способностей у обучаемых – важнейшая цель обучения и, соответственно, одна из главных задач учителя, так как данный процесс влияет на все этапы формирования личности, побуждает к самовыражению и инициативности. Данная проблема особенно актуальна сегодня, т.к. активное развитие Интернета побуждает современных школьников искать уже готовые ответы и решения, не стараясь применить творческое мышление и креативность. Нетрадиционный урок помогает сохранить и повысить мотивацию, интерес к языку и избавиться от частых проблем, таких как боязнь неверного ответа, языковой и психологический барьер. Нетрадиционный урок иностранного языка – одна из основных возможностей реализации поставленных задач. Современные технологии дают учителям больше свободы для воплощения идей проведения нетрадиционных форм уроков иностранного языка. Например, использование проектора для показа слайдовой презентации или видеоматериалов значительно увеличит интерес и результаты учащихся. Раздаточный материал в виде карточек с заданиями также разнообразит образовательный процесс.

Прежде всего, стоит обратиться к определению творческого мышления. Согласно Я.Н. Пономареву, «творческое мышление – это мышление, результатом которого является открытие принципиально нового или усовершенствованного решения той или иной задачи». Таким образом, творческое мышление направлено на создание новых идей [1].

Для полного понимания роли нетрадиционного урока в развитии творческого мышления на уроке иностранного языка стоит привести несколько определений данного явления.

И.П. Подласый дает следующее определение: «Нетрадиционный урок — это импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную (не установленную структуру)» [2, с. 233].

Ю.А. Ерофеева считает, что данному типу урока свойственна огромная изменчивость структуры, в его основе заложены творчество, импровизация, а самое главное – взаимодействие ученика и преподавателя при их общем интересе в совместной творческой деятельности и в том, что обучающийся в данных конкретных условиях является уже не только объектом, но и субъектом процесса обучения [3, с. 140-145].

Т.Г. Юсупова рассматривает нетрадиционный урок иностранного языка как одну из главных организационных форм обучения, которая содействует формированию постоянного интереса к обучению и развитию творческих способностей учащихся [4, с. 83-85].

Данные определения подтверждают развитие творческого мышления в ходе подобных уроков, так как нетрадиционный урок имеет не установленную структуру, предполагает импровизацию, умение быстро и креативно найти решение или выход из любой поставленной ситуации, является способом творческого самовыражения [5]. Чаще всего, за исключением защиты заранее подготовленных проектов, учащиеся не имеют четкого плана, сценария, а подбирают варианты ответа, решения для поставленных ситуаций на ходу.

Анализируя многообразие возможностей и идей педагогов, можно выделить несколько десятков видов нетрадиционных уроков: деловые, ролевые игры, дискуссии, конкурсы, театрализованные постановки, спектакли, урок-экскурсия, викторина, квест, урок, посвященный определенному празднику, защита проектов, круглый стол, интегрированный урок, интернет-урок, урок-соревнование, КВН и т.д. [6].

Рассмотрим подробнее некоторые типы нетрадиционных уроков. К уроку-КВН учащиеся могут подготовиться заранее. В ходе уроков данного типа можно придерживаться правил настоящей игры: приветствие (greeting), разминка (warming-up), конкурс капитанов (competition of captains), музыкальный конкурс (musical competition), а можно составить свой план. Каждая команда выбирает капитанов, придумывает название, девиз, эмблему. На заключительном этапе подводятся итоги, вручаются призы, выставляются оценки.

Урок-экскурсия предполагает разработку экскурсионного маршрута по городу, монолог «экскурсоводов», а также неподготовленные диалоги. По итогам подобного нетрадиционного урока уместно предложить выполнить викторину [8].

Вручение сертификатов на заключительном этапе нетрадиционных уроков придаст дополнительную мотивацию и увлеченность. Вышеописанные виды уроков предполагают частичную подготовку заранее, что развивает творческое мышление не менее, чем спонтанность и импровизация. В ходе подготовки учащиеся имеют все условия для творчества.

Все виды и формы нетрадиционных уроков имеют общие цели: повышение эффективности образовательного процесса, обогащение новыми знаниями путем выхода за рамки УМК, дополнительная мотивация учащихся, развитие творческого мышления, разнообразие учебной деятельности, формирование благоприятного психологического климата в классе, совершенствование навыков коммуникации на иностранном языке [9].

В ходе уроков создаются специальные ситуации, которые побуждают учащихся использовать, в первую очередь, иностранный язык, а также свое воображение и кругозор. В каждом из названных видов нетрадиционных уроков учащиеся имеют свои роли. Как правило, на таких уроках никто не остается в стороне, а учителю важно обеспечить комфортную языковую и психологическую среду для вовлечения и раскрытия творческого потенциала даже самых застенчивых учащихся.

Важным фактором в подготовке нетрадиционного урока является учет возрастных особенностей обучаемых. Так, в начальной школе важной и полезной формой проведения урока является игра. Для средней и старшей школы целесообразнее организовать квест, дискуссию или деловую игру. В ходе названных форм организации деятельности обучаемым придется применить творческое мышление для поиска решений поставленных задач, формирования и высказывания своего мнения на иностранном языке или для организации плодотворной работы в команде.

Таким образом, нетрадиционные уроки иностранного языка позволяют:

стимулировать творческое мышление и творческую деятельность школьников, поднять уровень качества усвоения изучаемого материала, формировать навыки работы в группе, раскрывать индивидуальные способности каждого ученика, развивать доверительные отношения преподавателя с учениками, формировать навыки работы учащихся с дополнительными источниками, мотивировать интерес учеников к английскому языку [10, с. 176].

О важности креативного мышления говорит и президент РФ, В.В. Путин. Он подчеркивает, что люди, обладающие такими навыками, получат абсолютные конкурентные преимущества [7].

Стоит отметить, что не следует слишком часто проводить нетрадиционные уроки, так как они могут потерять свою ценность и необычность, таким образом, достичь поставленных целей будет сложнее. По нашему мнению, определять частотность проведения нетрадиционных уроков стоит, прислушавшись к мнению авторов используемого УМК, а также исходя из возможностей конкретного класса.

Проведя опрос среди учителей иностранных языков МБОУ «Средняя школа № 3» г. Смоленска, нам удалось выяснить, что нетрадиционные уроки реализуются, но не так часто, как хотелось бы и педагогам, и обучающимся. По причине большого объема материалов УМК, нехватке «свободных» уроков и времени на подготовку мероприятий учителя не так часто имеют возможность для развития творческого мышления учащихся названным путем. Таким образом, нетрадиционные уроки проводятся в преддверии важных праздников и событий, например, на Рождество. Чаще всего, формы предполагают урок-игру, урок-квест, викторину или же урок-защиту проектов.

В МБОУ «Средняя школа № 3» г. Смоленска проводится ежегодная неделя иностранных языков, в ходе которой педагоги посещают нетрадиционные уроки друг друга, черпая идеи для развития творческого мышления учащихся. Мы считаем, что подобная практика оказывает положительное воздействие на качество работы учителей иностранного языка, так как, переняв опыт коллеги и добавив что-то свое, может получиться совершенно новый, интересный и продуктивный нетрадиционный урок.  

Кроме того, стоит отметить, что в виды нетрадиционных уроков включается защита проектов. Метод проектов становится всё более популярным. Во многих современных учебных пособиях предлагается выполнить проект после завершения изучения практически каждой из тем. Данная практика позволяет применить полученные знания, а деятельность, выполняемая при подготовке проекта, направлена на творческое мышление и личность учащегося.

Стоит добавить, что урок-защита проектов вводится уже в начальной школе. Таким образом, учащиеся четвертого класса выполняют проект на тему: «Моя семья», развивая творческое мышление путем составления семейного дерева, оформления проекта, обрисовки дерева, размещения фотографий или надписей, написания рассказа про свою семью, а затем и путем защиты проектов перед одноклассниками. В ходе наблюдения мы пришли к выводу, что большая часть младших школьников активно работает во время подобных уроков – увеличивается активность обучающихся даже со слабым уровнем языковой подготовки.

Исходя из нашего опыта, самой удачной формой нетрадиционного урока оказался квест, проведенный на уроке английского языка с восьмым классом. Учащимся было предложено путешествие по Великобритании. Выполняя задания из разделов «Грамматика», «Лексика», «Устная речь», «Страноведение» на каждой из «остановок», школьники открывали новые места, города, достопримечательности страны, узнавая интересные факты. По их словам, учащиеся как будто побывали в Великобритании, но для этого им пришлось задействовать свое творческое мышление. В ходе квеста участники были разделены на две команды путем жеребьевки. Соревновательный момент давал еще больше мотивации, заинтересованности и воли к победе. Учащиеся пытались найти неординарные способы прохождения станций, предлагая креативные идеи.

Еще одним из удачных опытов проведения нетрадиционных уроков стал урок-викторина по фильму «Королева». Данный урок был проведен для учащихся девятого класса. В качестве домашнего задания для подготовки к уроку им было предложено посмотреть вышеупомянутый фильм. На уроке учащиеся были разделены на команды. Каждая команда проходила несколько станций, связанных с сюжетом фильма. Задания на станциях были направлены на развитие языковых навыков, четырех видов речевой деятельности и развитие творческого мышления. Школьники собирали картинки в хронологическом порядке, подбирали дефиниции к лексике из фильма, соотносили начало, конец реплик и говорящего, отвечали на вопросы по содержанию фильма и писали свои отзывы о нем. Единственной сложностью оказалось ограничение по времени, так как нужно было уложиться в рамки урока. Тем не менее, подростки, вдохновленные просмотром фильма, быстро и творчески выполняли поставленные задачи, помня про соревновательный момент.

Кроме того, был проведен нетрадиционный урок, посвященный празднику День матери. В начале урока учащимся девятого класса предлагалось угадать тему, посмотрев на экран, а затем описать свою маму, ее ценность и значимость. После обучаемые изучили высказывания известных личностей о матерях. Далее им было предложено посмотреть видео – историю праздника в разных странах, затем ответить на вопросы. После расширения страноведческих знаний обучаемые получили раздаточный материал – разрезанные на части поздравления. Работая в парах, они собирали части предложения так, чтобы получилось цельное поздравление. После работы с раздаточным материалом учащимся вновь было предложено посмотреть на экран, где располагалось несколько картинок. Используя творческое мышление и фантазию, обучаемые должны были составить рассказ по картинкам в хронологическом порядке по теме занятия. Прослушав их варианты, был представлен текст, также соответствующий картинкам. Работа с текстом и его обсуждение стали последним этапом данного нетрадиционного урока. В ходе этого урока наблюдалось развитие творческого мышления, а также практически всех видов речевой деятельности.

Путем использования различных рефлексивных приемов, мы определили, что не только младшим школьникам, но и ученикам среднего и старшего звена интересна подобная форма проведения занятий. 96% опрошенных учеников выразили положительное мнение по итогам нетрадиционных уроков.

Таким образом, нетрадиционный урок английского языка играет особую роль в развитии творческого мышления обучающихся. Такая форма проведения занятий имеет много достоинств: повышает мотивацию к изучению английского языка, вовлекает в творческий процесс, повышается уверенность в своих силах и знаниях, приобретаются и закрепляются навыки работы в команде. Но, безусловно, подобные уроки требуют дополнительной подготовки, как со стороны учителя, так и нередко со стороны учеников.

Список источников

  1. Пономарев Я. А. Психология творчества. Москва : Наука, 1976. 296 с.
  2. Подласый И. П. Педагогика: 100 вопросов - 100 ответов: учеб. пособие для вузов/ И. П. Подласый. Москва : ВЛАДОС-пресс, 2004. 365 с.
  3. Ерофеева Ю. А. Нетрадиционные формы проведения уроков китайского языка в начальной школе/ Ю.А. Ерофеева. Челябинск : Вестник Челябинского государственного университета, 2012. 187 с.
  4. Юсупова Т. Г. Нетрадиционный урок в системе обучения иностранному языку в начальной школе // Ежемесячный научно-методический журнал. 2014. №1. С. 83-85
  5. Дементьева С.Ю. Развитие креативного мышления школьников на уроках и во внеурочной деятельности [Электронный ресурс] // Prodlenka. URL: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/421404-metodicheskoe-posobie-razvitie-kreativnogo-my (дата обращения: 22.10.2022).
  6. Шыркавец С. И. Нетрадиционные формы и методы проведения уроков [Электронный ресурс] // schools.by. URL: https://subochi.schools.by/pages/netraditsionnye-formy-i-metody-provedenija-urokov (дата обращения: 22.10.2022).
  7. Интерфакс. Путин заявил о важности soft skills [Электронный ресурс] // sibnet.ru.URL: https://info.sibnet.ru/article/527316/?ysclid=l9l5hzyazw363446114 (дата обращения: 23.10.2022).
  8. Серкова Е. А. Методический материал по теме: «Нестандартные уроки английского языка» [Электронный ресурс] // Мультиурок. URL: https://multiurok.ru/files/mietodichieskii-matierial-po-tiemie-niestandartnyi.html?ysclid=laiq1smit8399389828 (дата обращения: 16.11.2022).
  9. Шамрова О. С. Развитие креативного мышления и творческих способностей учащихся на уроках английского языка [Электронный ресурс] // Открытый урок. Первое сентября. URL: https://urok.1sept.ru/articles/692557?ysclid=l9kc61rkuh970889223 (дата обращения: 21.10.2022).
  10.  Конышева А. В. Современные методы обучения английскому языку. / А. В. Конышева. 2-е изд. Минск : ТетраСистемс, 2004. 176 с.

Информация об авторе

А.С. Маркова – учитель английского языка, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №3», Смоленск, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3559-5238

Information about the author

A.S. Markova - English teacher, Municipal Budgetary Educational Institution "Secondary School No. 3", Smolensk, Russia, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3559-5238        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нестандартные уроки как способ развития творческого мышления учащихся при обучении английскому языку

В данном материале рассматриваются нестандартные уроки английского языка, которые могут помочь педагогам развить творческое мышление обучающихся....

Выступление на районном семинаре учителей русского языка и литературы по теме:"Формирование коммуникативной компетентности и творческого Мышления обучающихся на уроках русского языка и литературы".

Выступление на районном семинаре учителей русского языка и литературы по теме:"Формирование коммуникативной компетентности и творческого мышления обучающихся на уроках русского языка и литературы...

Развитие творческого мышления школьников на уроках английского языка с применением игровых технологий

Развитие творческого мышления школьников на уроках английского языка с применением игровых технологий...

Развитие творческого мышления и творческих способностей учащихся на уроке английского языка

В статье рассматривается тренинг креативного мышления в обучении английскому языку. Автором рассматривается теория решения изобретательских задач, приводится план-сценарий урока, разбитого на блоки....

ТРИЗ ТЕХНОЛОГИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО И ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

ТРИЗ ТЕХНОЛОГИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО И ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА...

Выступление на ШМО с докладом «ТРИЗ технология как средство развития критического и творческого мышления учащихся на уроках английского языка»

laquo;ТРИЗ технология как средство развития критического и творческого мышления учащихся на уроках английского языка»...

Применение ТРИЗ технологии как средство развития критического и творческого мышления учащихся на уроках английского языка.

Разработка по реализации цели самооразования на тему :Применение ТРИЗ технологии  как средство развития  критического  и творческого мышления  учащихся  на уроках английского ...