«Великая сила музыки Моцарта»
план-конспект урока по музыке (6 класс) на тему

Лоскутова Оксана Ивановна

«Великая сила музыки Моцарта»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл motsart.docx28.51 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

        Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение  

           «Волчихинская средняя школа№2»

                                          Тема урока:

                  «Великая сила музыки Моцарта»

                                                         Учитель:  Лоскутова О.И

                   

                         Волчиха 2015

                                     Конспект урока 6 класс

                                      Тема: «Великая сила музыки Моцарта»

               Цель:-  расширить кругозор детей через знакомство с музыкой Моцарта.

        -обогащать  музыкальные впечатления детей знакомясь с новыми                   произведениями .

Задачи:-воспитать любовь к музыке Моцарта

Развивать мышление, кругозор на примере музыки Моцарта.

Обучать вокально-хоровым навыкам на примере песен Моцарта.

                                                              Ход урока:

У. - Подтянулись, плечи подняли , ещё раз , вздохнули свободно.

Здравствуйте, садитесь. Я снова рада встречи с вами. Мне не терпится поделиться знаниями о музыке и услышать не только ваши впечатления, но и сердца, и души.

-Усаживайтесь поудобнее, постарайтесь чувствовать себя так, как если бы вы находились в концертном зале.

Какова программа сегодняшнего концерта? При входе в любой концертный зал мы видим афишу с программой. Наш концерт не является исключением. На нашей афише всего 3 слова, но вот незадача, 2 слова залепило только что пролетевшим снегом. Осталось только 1 слово « Звучит .  .  .   . .»

Два остальных слова я допишу с вашей помощью, а пока пусть звучит музыка!

Звучит «Маленькая ночная серенада».

- Какие чувства у вас вызвала музыка?

-Что вы можете о ней сказать, не употребляя слово «весёлая»?

Дети: (светлая, радостная, счастливая, величественная, звучит на балу).

- Мы попали на концерт современной танцевальной музыки?

Дети: нет, это старинная музыка, возможно 17в, кажется что танцуют на балу.

- В какое время суток устраивали балы?

Дети: вечером, ночью.

- Каков состав оркестра?

Дети:  струнные инструменты.

- В какой форме написано произведение? ( на доске есть подсказка)

Дети:  РОНДО   Слайд №1

- Что такое РОНДО?      

Дети :  круг

-Это произведение называется « Маленькая ночная серенада». Маленькая понятно почему, ночная-  исполняется ночью. А что такое серенада?

- Девочки вам задание проверьте правильность  информации по словарю. Найдите что такое серенада? ( выполняют )

- А все остальные продолжаем работать.

Вопрос всем: Как вы думаете, это музыка русского композитора ?.

Дети : « НЕТ»

- Кто из композиторов прошлого мог быть автором этой музыки : Бетховен, Бах или Моцарт.

- И для того чтобы вам не ошибиться дайте характеристику творчества каждого композитора.

Бетховен- сильная, мощная, мужественная.

Бах- органная, духовная, церковная.                                                                  

Моцарт- светлая, радостная, счастливая.                   Слайд №2

   

Особенностью всех выдающихся композиторов является широта жизненного  содержания музыки. Есть музыка трагическая, шутливая, лирическая. При этом каждый композитор имеет свои характерные черты ,творческий стиль .Музыку Моцарта мы узнаем по её особой чистоте ,ясности и прозрачности (на афише пишем Моцарт)

Русский композитор Рубинштейн сказал: «Вечный солнечный свет в музыке –имя тебе Моцарт»

Итак девочки что такое серенада?(ответ детей()

Тема урока : «Великая сила музыки Моцарта»

Значит «Маленькая ночная серенада» относится к типу сочинений ,которые раньше писали специально для ночных праздников.(записывают в тетрадь )

Более  250 лет назад на свет появился маленький мальчик ,чьё имя стало синонимом гармонии.

Моцарт принадлежит к величайшим гениям мирового музыкального искусства .

Его творчество глубоко  гуманистично. Страстная любовь к жизни и человеку, не иссекаемая вера в торжество светлых идеалов, богатство духовно мира-таковы мироощущения Моцарта ,нашедшие отражения в его музыке.

С биографией Моцарта вас познакомит Конушкина Лиза.

«Рондо в турецком стиле»-слушание .

Послушайте музыку и скажите может быть вы его где-то слышали или знаете как оно называется?

Охарактеризуйте музыку .Это было первое произведение которое написал                            маленький Моцарт

Итак Леопольд Моцарт решил ,что пришло время познакомить Европу со своими необычно одаренными детьми. Мюнхен ,Брюссель, Лондон. Надо было торопиться упрочить славу сына .И залы ломились от желающих увидеть своими глазами ,как писали газеты «величайшее чудо ,которым могут гордиться Европа и  человечество».

В конце 1769 года отец и сын отправились в Италию .Итальянцев поразил фантастически тонкий слух и гениальная память .Находясь в Риме в Сикстинской капелле(слайд) во время исполнения многоголосного хорового произведения ,М. запомнил и придя домой записал. Произведение это считалось собственностью церкви и исполнялось раз в год. Выносить ноты из церкви запрещалось под страхом тяжёлого наказания Но перед чудесным музыкантом отступила и церковь: ведь он не выносил нот и не списывал их ,он только запомнил. Папа Римский Климентий 14 ,убедившись ,что нотная запись безупречна, пришёл в такое изумление ,что пожаловал ему высшую награду-Орден Золой шпоры.

Успехи М. превзошли ожидания отца. Вот теперь –то казалось ему ,он устроит судьбу своего сына ,надёжно обеспечит ему существование .Но этим надеждам не суждено было сбыться .Кончилось детство ,кончилась сказка .А началась другая не  похожая на сказку жизнь .Все попытки найти работу в Италии были безуспешны, пришлось возвращаться в Зальцбург. Здесь он устраивается на работу придворным музыкантом .Унизительное положение слуги делало жизнь М. невыносимой.  В это время у него появляется произведение . Послушайте и скажите какое состояние души отражает музыка?

«Симфония №40»- слушание.(ответы детей? слайд

Как отражение  состояния души Моцарта появляется симфония соль минор получившая порядковый номер 40 .Это всемирно известная симфония –глубоко личное произведение .По своей задушевности и лирической взволнованности  представляет собой уникальное явление в симфонической музыке 18 века .

Рассказы о том с какой скоростью Моцарт сочинял Музыку ,стали легендой. Например, когда на улице к нему подошёл нищий ,а Моцарт не мог отыскать свой бумажник ,он  просто взял лист бумаги, прочертил на нём нотный стан и за пару минут сочинил произведение .Моцарт отдал это сочинение нищему и посоветовал зайти к одному издателю .Тот взял бумагу и отправился по указанному адресу,, не очень то веря в успех.Издатель взглянул, и дал нищему 5 золотых монет, сказав ,что  можно приносить подобные сочинения ещё. Вот что было написано на листке бумаги.

Звучит «Менуэт» Моцарт- слушание.(характеристика произведения).

Моцарт пишет в разных жанрах. А вокальных жанрах?

Наверное вы не знаете ,но Моцарт писал и песни. Например колыбельная песня «Спи моя радость усни» или знаменитая песня «Жил-был у бабушки серенький козлик» . А какую песню мы с вами разучили? (« Детские игры» Моцарт-исполнение).

Последим произведением Моцарта был «Реквием» .От латинского слова покой – хоровое произведение траурного характера, исполняется в церкви в память умершего. Это произведение во всех отношениях вершина гениальности и человечности Моцарта .Это произведение композитор создал, уже будучи смертельно больным,(слайд) и не успел закончить его. Финальные части дописал его друг и ученик –Франц  Зюсмайер, неотлучно находившийся у постели больного и слышавший эти части в исполнении самого Моцарта. Реквием-это по сути гениальное воплощение скорби, любви и веры на земле.

Интересна история его создания Как-то  душным июньским днём к Моцарту явился незнакомец и заказал реквием, оставив в тайне имя заказчика .Работа вытягивает все силы Моцарта. Он планировал написать реквием в 12 частях, но   успел написать только 7 частей. Сегодня мы послушаем самую красивую и самую сильную часть «Реквиема» а называется она «Лакримоза». Послушайте музыку  и подумайте как бы перевели слово лакримоза

«Лакримоза»-слушание. Слайд(ответы детей)

Слова лакримоза в переводе с латинского означает льющиеся слёзы.

 Реквием Моцарта, задуманный как заупокойная католическая месса, получилась, может быть, самым жизнеутверждающим произведением из всех известных.

5 декабря 1791 года Моцарт отвернулся к стене и перестал дышать-Господь бог захлопнул свою музыкальную шкатулку. Похоронен Моцарт был в общей могиле для бедняков(слайд) На месте предполагаемого захоронения стоит удивительный памятник-печальный ангел ,заслонивший своё лицо. Может он плачет ,а может прав был один из почитателей его таланта говоря: «В минуту отдыха ангелы , несомненно , слушают Моцарта» .Слайд.

Жизнь Моцарта удивительна и необычна. Его яркмй , щедрый талант и постоянное творческое горение дали необычные в своём роде результаты:70 томов составляют его сочинения за 35 лет жизни.

 Не удивительно, что имя Моцарта стало крупной торговой маркой . Именем Моцарта названы отели, цветы конфеты, мягкая мебель, светильники, ручки.(слайды).

Музыка Моцарта оказывает на людей сильное оздоровительное воздействие. Это доказывают многочисленные независимые исследования учёных, медиков и психологов всего мира .Лечебное действие музыки Моцарта обусловлено тем, что очень много высоких звуков высокой частоты .Эти звуки вызывают резонанс в коре головного мозга и это стимулирует мышление и улучшает память. Исследования показали, что 10 минутное прослушивание музыки повышает коэффициент интеллекта в среднем на 8-10 единиц.

Итак ребята вернемся к нашей афише, на ней не хватает одного слова. Оно характеризует Моцарта через его музыку. Подберите это слово.(вечный, нестареющий)

Музыка Моцарта нужна людям сегодня и будет нужна всегда. Соприкасаясь с такой красивой музыкой , человек сам будет красивее и красивее будет его жизнь.Вы не будете против ,если я напишу это слово так: нестареющий.

Итак слова на афише –это не просто слова , это строки из стихотворения поэта Бокова (слайд)

Счастье!

Звучит нестареющий  Моцарт

Музыкой я несказанно обласкан

Сердце в порыве высоких эмоций

Каждому хочет добра и согласья!

Слайд – кроссворд(рефлексия)

Д/З написать письмо воображаемому другу ,поделись с ним впечатлениями об уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Великая сила музыки

Разработка урока с презентацией и аудио и видеоматериалами, посвящённого Дню Победы....

Урок по музыке 6 класс "В чем сила музыки В.А.Моцарта"

Урок музыки разработан для проведения в 6-м классе, во 2-м полугодии по программе по музыке 1–8-м классе под руководством Д.Б. Кабалевского....

«Великая сила музыки Моцарта»

                               Конспект урока музыки в 6 классе            ...

Интегрированный урок по музыке. Тема: «В чём сила музыки В.А.Моцарта?»

             Тема: «В чём сила музыки В.А.Моцарта? Цель: расширить  у учащихся     представление о творчестве В.А.Моцарта, показ...

Урок музыки в 6 классе. Тема четверти: «В чём сила музыки?» Тема урока: Стилевые особенности музыки В. Моцарта 6 класс

Конспект урока на основе применения проблемно-исследовательского метода, который является неотъемлемой составляющей технологии творческого междисциплинарного обучения. Технология творческого междисц...