Статья: Звучащие жесты в музыкальном образовании.
статья по музыке на тему
Статья: Звучащие жесты в музыкальном образовании.
В данной статье я бы хотела обратить внимание на звучащие жесты в музыкальном образовании. Не секрет, что наш основной инструмент – это голос. Его использование в качестве музыкального инструмента используется во все культурах еще с древности. Но мало кто обращает внимание, например, на хлопанье в ладоши. Хлопанье в ладоши или использование разных звуков человеческого тела, например, отбивание ритма по груди или топанье ногами также используется в ансамблях разных музыкальных культур.
Использование собственного тела, в качестве музыкального инструмента - огромный вклад в развитие музыкальной педагогики. Это помогает координации, развитию чувства ритма и понимаю музыки.
Термин «звучащие жесты» принадлежит Гунильду Кетман, коллеге Карла Орфа. Звучащие жесты – это ритмическая игра звуками своего тела: хлопки, шлепки по бедрам, груди, притопы ногами, щелчки пальцами.
Использование звучащих жестов – это первый шаг к музицированию и понимаю музыки. Они научат детей импровизации.
Принято считать, что понимание музыки ребенком начинается именно через тело именно оно помогает ребенку выразить свое отношение к тому или иному произведению, понять его интонации, музыкальную фразу, тему.
Для каждого из звучащих жестов существуют варианты исполнения:
Хлопки: всей ладонью, тихие с согнутыми ладонями, удары верхними частями кистей, потирание ладоней.
Притопы: всей стопой, пяткой и носком.
Шлепки: по коленям, по груди, по бокам.
Щелчки: пальцами, по коленям, по надутым щекам.
Первоначально обучение с помощью методики «звучащие жесты» происходят по принципу «играй, как я», то есть педагог задает, а ребенок повторяет.
Потом подразумевается замена инструментов тела на настоящие:
Хлопки – барабаны, щелчки пальцами-пальчиковые тарелочки, топанье ногами – большие барабаны. При отсутствии инструментов можно использовать карандаши, коробочки, линейки.
Звучащие жесты могут стать настоящими помощниками педагогу, благодаря им можно быстрее освоить музыкальные размеры, музыкальные идеи, ритмические полифонии. Это лучший способ научиться импровизировать и сформировать чувство ритма у детей.
Список используемой литературы:
1. Даг Гудкин «Пой, играй, танцуй». М. 2013. – 250 с
2. Т.Э. Тютюнникова «Учусь творить. Элементарное музицирование: музыка, речь, движение» М. 2009. - 32 с
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_2.docx | 15.15 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Педагог СПБГОУ ДОД ДМШ № 38
Елена ГеоргиевнаЗавьялова
Статья: Звучащие жесты в музыкальном образовании.
В данной статье я бы хотела обратить внимание на звучащие жесты в музыкальном образовании. Не секрет, что наш основной инструмент – это голос. Его использование в качестве музыкального инструмента используется во все культурах еще с древности. Но мало кто обращает внимание, например, на хлопанье в ладоши. Хлопанье в ладоши или использование разных звуков человеческого тела, например, отбивание ритма по груди или топанье ногами также используется в ансамблях разных музыкальных культур.
Использование собственного тела, в качестве музыкального инструмента - огромный вклад в развитие музыкальной педагогики. Это помогает координации, развитию чувства ритма и понимаю музыки.
Термин «звучащие жесты» принадлежит Гунильду Кетман, коллеге Карла Орфа. Звучащие жесты – это ритмическая игра звуками своего тела: хлопки, шлепки по бедрам, груди, притопы ногами, щелчки пальцами.
Использование звучащих жестов – это первый шаг к музицированию и понимаю музыки. Они научат детей импровизации.
Принято считать, что понимание музыки ребенком начинается именно через тело именно оно помогает ребенку выразить свое отношение к тому или иному произведению, понять его интонации, музыкальную фразу, тему.
Для каждого из звучащих жестов существуют варианты исполнения:
Хлопки: всей ладонью, тихие с согнутыми ладонями, удары верхними частями кистей, потирание ладоней.
Притопы: всей стопой, пяткой и носком.
Шлепки: по коленям, по груди, по бокам.
Щелчки: пальцами, по коленям, по надутым щекам.
Первоначально обучение с помощью методики «звучащие жесты» происходят по принципу «играй, как я», то есть педагог задает, а ребенок повторяет.
Потом подразумевается замена инструментов тела на настоящие:
Хлопки – барабаны, щелчки пальцами-пальчиковые тарелочки, топанье ногами – большие барабаны. При отсутствии инструментов можно использовать карандаши, коробочки, линейки.
Звучащие жесты могут стать настоящими помощниками педагогу, благодаря им можно быстрее освоить музыкальные размеры, музыкальные идеи, ритмические полифонии. Это лучший способ научиться импровизировать и сформировать чувство ритма у детей.
Список используемой литературы:
- Даг Гудкин «Пой, играй, танцуй». М. 2013. – 250 с
- Т.Э. Тютюнникова «Учусь творить. Элементарное музицирование: музыка, речь, движение» М. 2009. - 32 с
Е.Г. Завьялова
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья «Развитие артистизма у школьников как новый подход в современном музыкальном образовании»
В статье раскрывается понятие "артистизм" и условия развития артистизма у младших школьников....
Статья "Духовно-нравственное воспитание в музыкальном образовании"
Приобщение детей к духовной музыкальной культуре является важной гранью системы воспитания общеобразовательной школы....
Статья "Система жестов в невербальном общении учителя"
Особое место в системе невербального общения учителя занимает система жестов. Жестикуляция педагога является для учеников одним из индикаторов его отношений к ним....
"Игра звучащими жестами" Конспект НОД для детей подготовительной к школе группы.
Конспект НОД для детей подготовительной к школе группы. Ишра звуками своего тела: хлопками, притопами, шлепками, щелчками....
Статья. Роль и место сольфеджио в музыкальном образовании: традиционная система обучения или путь инноваций
Статья предполагает рассуждение о роли сольфеджио в раскрытии ребенка как будущего музыканта....
Статья. Роль и место сольфеджио в музыкальном образовании: традиционная система обучения или путь инноваций
Статья предполагает рассуждение о роли сольфеджио в раскрытии ребенка как будущего музыканта. Это совместное творчество двух составляющих теории и практики. Многие поколения учеников прошли через трад...
Долгосрочный проект "Звучащие жесты: как способ формирования чувства ритма у детей дошкольного возраста, а так же как элемент самомассажа"
Материал будет интересен всем тем, кого волнуют вопросы развития у детей дошкольного возраста координации движений, внимания, чувства ритма, артикуляции и снятия мышечного напряжения с помощью ...