«Стань музыкою слово»
план-конспект урока по музыке (5 класс) на тему
Тема урока: «Стань музыкою слово»
Цель: Выявление общности жизненных истоков и многосторонних связей музыки и литературы.
Задачи: Закрепить знания детей при помощи наглядного материала. Повторить песню исполняемую в классе.
Воспитывающие: воспитание грамотного слушателя
Развивающая: способствовать развитию интереса к процессу урока
Обучающая: Воспитывать коммуникабельность посредством совместной работы
Структура:
1.Орг.момент. Распевание
2. Стих"За полем ржи"
3. Пение "Веснянка" украинская народная песня
4. Слушание " Концерт №1" П.И.Чайковский
5. Слушание " Симфония №40" I фрагмент, Моцарт
6. Итог
Методы:
1. Перспективы
2.Сравнения
3.Обобщение.
4.Словесная
5.Наглядный
Наглядность: Программное обеспечение Фортепиано,мп3.
Ход Урока
Всем добрый день! Присаживайтесь. Для начала чтобы не повредить наши связки мы не много распоемся.
Сели все ровно , начнем.
1. На звуки: Здравствуйте
Задача: соединение 2-х регистров, скачки, дыхание, работа с гласными
2. На звуки: Мы поем, весело поем
Задача: диафрагма, цельное дыхание, скачок.
(Домашнее задание спросить "Стих")
Выходят к доске
-Почему вы выбрали именно это стихотворение?(у)
- На прошлом уроке мы говорили каким должен быть стих для того чтобы получилась песня, кто мне скажет каким?(у)
Он должен быть мелодичным, ритмичным и благозвучным, на предыдущем уроке мы с вами как раз выбирали такой стих, как он назывался?(у)
-Это стихотворение «За полем ржи»
-Сейчас я включу вам жанр вокального произведения, а вы скажите мне что это за жанр.
- Песня написанная на большое стихотворение лирического содержания, это вокальное произведение излюбленный жанр великих русских певцов прошлого и настоящего. главная тема этого произведения – это любовь. Что это за жанр?
-Этот вокальный жанр романс. В этом жанре прекрасно уживаются музыка и литература, сейчас мы послушаем произведение, а вы скажите мне какое стихотворение легло в основу этого романса и какой композитор воплотил стихотворение в прекрасное произведение.
- Это романс Михаила Ивановича Глинки на стихи Александра Сергеевича Пушкина. Музыке доступна не только поэзия. Она способна на выразительную трактовку самого обычного текста, любого литературного жанра, но для выражения своих чувств М.И. Глинка выбрал стихотворение своего друга А.С. Пушкина. Творчество композитора превращает стихотворение Пушкина в музыкальное произведение, так поэзия становится частью музыки и даже когда мы хотим прочитать стихотворение в голове может звучать мелодия романса.
- Но у музыки и литературы не всегда есть определенный автор, мы знаем что произведение «Я помню чудное мгновенье» написал композитор Глинка, а стихи А.С. Пушкин.
- А как назвать песню без автора?
- Такая песня называется народной. Народные песни создавали народные певцы сказители, имена которых нам не известны. Слова песен передавались из уст в уста, от отца к сыну, от дедов к внукам, переходили из одного селения в другое. У каждого народа свои традиции, своя культура, свои сказки, поговорки, свой язык, национальный костюм, свой орнамент, народные инструменты и, конечно же, свои песни. Мы с вами тоже прикоснемся к народному творчеству, но не русскому народному, а украинскому.
«Веснянка»
В народной памяти Украинского народа сохранились календарные песни разнообразных жанров – трудовые, обрядовые, заклинательные и другие. В народных песнях самое большое распространение получили исторические, лирические, шуточные, хороводные песни и песни заклички. Какой была песня «Веснянка» ?
-Песня «Веснянка» это песня закличка. А что означает “песня-закличка”?
- Закличка это призыв. Что же призывали в прослушанной песне?
-В песне призывали весну с первыми приметами оттепели, крестьяне зазывали кликами Весну к себе в гости. Особенно готовились к прилету птиц: дети строили скворечники, делали игрушечных птиц: жаворонков, куликов, журавликов. Их поднимали высоко на крыши домов и так заманивали живых птичек. Подражали птичьим голосам при помощи свистулек сделанных из глины. А родители своим деткам пекли печенье, булочки похожие на жаворонков. Так люди надеялись, что птицы скорее прилетят их теплых краев и Весна придет быстрее. Дети их кушали, да пели зазывные песни – веснянки, в которых была главная просьба; чтобы весна приходила скорее, не задерживалась в теплых краях. Разучим песню «Веснянка»
-Народная песня играет большую роль в творчестве композиторов. Итак, чем отличается народное творчество от композиторского?
- У Народного творчества нет определенного автора мы не знаем его фамилии и имени, а композиторское творчество имеет определенного автора и у некоторых композиторов народная музыка легла в основу их творчества.
Поэтому свою «вторую» жизнь песня « Веснянка» приобрела в творчестве П.И. Чайковского. В его концерте №1 мы можем услышать интонации «Веснянки». После прослушивания ответьте мне как прозвучала украинская народная песня в концерте Чайковского? Так ли она звучит, как мы ее исполняли?
«Концерт №1»
-композиторы любили импровизировать на какую-нибудь популярную тему. Особенно нравилось композиторам обращаться к темам народных песен чтобы всегда помнить истоки русской музыки.
-Ребята, как вы думаете русская музыка будет отличаться от зарубежной? Ведь композиторы используют одни музыкальные инструменты и звуки у этих инструментов совершенно одинаковые.
- Сейчас я поставлю произведение, а вы скажите мне русское оно или зарубежное?
«Симфония № 40»
-Это произведение зарубежное написал «Симфонию №40» которую мы с вами послушали австрийский композитор Вольфганг Амадей Моцарт. Жизнь его овеяна легендами, хотя известна до мелких деталей. Моцарт - редчайшее явление в мировой культуре. Он был чрезвычайно одарённым ребёнком, имевшим небывалый успех. В подобных случаях очень немногим удаётся сохранить свою яркую индивидуальность, не привыкнув угождать публике. Прослушанная нами симфония № 40 занимает особое место в творчестве композитора. Внутреннее содержание её богато, сложно и широко развито. Эта музыка затрагивает самые глубокие человеческие чувства, отражает драматическое, даже трагическое состояние души. Симфония как бы опередила своё время. Многим современникам композитора она казалась странной, непонятной. Музыка симфонии с первых звуков захватывает слушателя удивительной искренностью высказывания автора. У многих людей создаётся при её прослушивании впечатление, что для понимания этой музыки не надо прикладывать никакого усилия, что всё в ней предельно ясно и просто. Но если прослушать симфонию много раз, вы поймёте, как много в ней скрыто такого, что не поддаётся мгновенному осмыслению. В ней всё сосредоточено на человеке, его личности. Его душа предстаёт перед нами ищущей гармонию, разумность, ясность.
- Сейчас я раздам вам листочки и включу музыку еще раз на листочках опишите мне человека которого вы представляете слушая эту музыку, так как речь в этом произведении идет именно о человеке.
- Как называется музыка в которой нет автора?
- народная
-А музыка автора которого мы знаем?
- авторская(д)
- Какую авторскую музыку мы с вами сегодня слушали?
- Чайковский « концерт №1», Моцарт «Симфония №40» (д)
-А какую народную песню исполняли?
«Веснянка» (Д)
-Обязательно слушайте и народную и авторскую музыку она расширяет наше сознание и дарит духовное настроение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
89_shkola_no4.doc | 58.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Тема четверти:
Тема урока: «Стань музыкою слово»
Цель: Выявление общности жизненных истоков и многосторонних связей музыки и литературы.
Задачи: Закрепить знания детей при помощи наглядного материала. Повторить песню исполняемую в классе.
Воспитывающие: воспитание грамотного слушателя
Развивающая: способствовать развитию интереса к процессу урока
Обучающая: Воспитывать коммуникабельность посредством совместной работы
Структура:
1.Орг.момент. Распевание
2. Стих"За полем ржи"
3. Пение "Веснянка" украинская народная песня
4. Слушание " Концерт №1" П.И.Чайковский
5. Слушание " Симфония №40" I фрагмент, Моцарт
6. Итог
Методы:
1. Перспективы
2.Сравнения
3.Обобщение.
4.Словесная
5.Наглядный
Наглядность: Программное обеспечение Фортепиано,мп3.
Спец.инструмент:
Вокал:
Дирижирование:
I.Орг.момент Распевание II.Стих " За полем ржи" III. Песня "Веснушка" IV.Слушание "Концерт №1" Слушание "симфония №40" V.Итог | Ход Урока Всем добрый день! Присаживайтесь. Для начала чтобы не повредить наши связки мы не много распоемся. Сели все ровно , начнем. 1. На звуки: Здравствуйте Задача: соединение 2-х регистров, скачки, дыхание, работа с гласными 2. На звуки: Мы поем, весело поем Задача: диафрагма, цельное дыхание, скачок. (Домашнее задание спросить "Стих") Выходят к доске -Почему вы выбрали именно это стихотворение?(у) - На прошлом уроке мы говорили каким должен быть стих для того чтобы получилась песня, кто мне скажет каким?(у) Он должен быть мелодичным, ритмичным и благозвучным, на предыдущем уроке мы с вами как раз выбирали такой стих, как он назывался?(у) -Это стихотворение «За полем ржи» -Сейчас я включу вам жанр вокального произведения, а вы скажите мне что это за жанр. - Песня написанная на большое стихотворение лирического содержания, это вокальное произведение излюбленный жанр великих русских певцов прошлого и настоящего. главная тема этого произведения – это любовь. Что это за жанр? -Этот вокальный жанр романс. В этом жанре прекрасно уживаются музыка и литература, сейчас мы послушаем произведение, а вы скажите мне какое стихотворение легло в основу этого романса и какой композитор воплотил стихотворение в прекрасное произведение. - Это романс Михаила Ивановича Глинки на стихи Александра Сергеевича Пушкина. Музыке доступна не только поэзия. Она способна на выразительную трактовку самого обычного текста, любого литературного жанра, но для выражения своих чувств М.И. Глинка выбрал стихотворение своего друга А.С. Пушкина. Творчество композитора превращает стихотворение Пушкина в музыкальное произведение, так поэзия становится частью музыки и даже когда мы хотим прочитать стихотворение в голове может звучать мелодия романса. - Но у музыки и литературы не всегда есть определенный автор, мы знаем что произведение «Я помню чудное мгновенье» написал композитор Глинка, а стихи А.С. Пушкин. - А как назвать песню без автора? - Такая песня называется народной. Народные песни создавали народные певцы сказители, имена которых нам не известны. Слова песен передавались из уст в уста, от отца к сыну, от дедов к внукам, переходили из одного селения в другое. У каждого народа свои традиции, своя культура, свои сказки, поговорки, свой язык, национальный костюм, свой орнамент, народные инструменты и, конечно же, свои песни. Мы с вами тоже прикоснемся к народному творчеству, но не русскому народному, а украинскому. «Веснянка» В народной памяти Украинского народа сохранились календарные песни разнообразных жанров – трудовые, обрядовые, заклинательные и другие. В народных песнях самое большое распространение получили исторические, лирические, шуточные, хороводные песни и песни заклички. Какой была песня «Веснянка» ? -Песня «Веснянка» это песня закличка. А что означает “песня-закличка”? - Закличка это призыв. Что же призывали в прослушанной песне? -В песне призывали весну с первыми приметами оттепели, крестьяне зазывали кликами Весну к себе в гости. Особенно готовились к прилету птиц: дети строили скворечники, делали игрушечных птиц: жаворонков, куликов, журавликов. Их поднимали высоко на крыши домов и так заманивали живых птичек. Подражали птичьим голосам при помощи свистулек сделанных из глины. А родители своим деткам пекли печенье, булочки похожие на жаворонков. Так люди надеялись, что птицы скорее прилетят их теплых краев и Весна придет быстрее. Дети их кушали, да пели зазывные песни – веснянки, в которых была главная просьба; чтобы весна приходила скорее, не задерживалась в теплых краях. Разучим песню «Веснянка» -Народная песня играет большую роль в творчестве композиторов. Итак, чем отличается народное творчество от композиторского? - У Народного творчества нет определенного автора мы не знаем его фамилии и имени, а композиторское творчество имеет определенного автора и у некоторых композиторов народная музыка легла в основу их творчества. Поэтому свою «вторую» жизнь песня « Веснянка» приобрела в творчестве П.И. Чайковского. В его концерте №1 мы можем услышать интонации «Веснянки». После прослушивания ответьте мне как прозвучала украинская народная песня в концерте Чайковского? Так ли она звучит, как мы ее исполняли? «Концерт №1» -композиторы любили импровизировать на какую-нибудь популярную тему. Особенно нравилось композиторам обращаться к темам народных песен чтобы всегда помнить истоки русской музыки. -Ребята, как вы думаете русская музыка будет отличаться от зарубежной? Ведь композиторы используют одни музыкальные инструменты и звуки у этих инструментов совершенно одинаковые. - Сейчас я поставлю произведение, а вы скажите мне русское оно или зарубежное? «Симфония № 40» -Это произведение зарубежное написал «Симфонию №40» которую мы с вами послушали австрийский композитор Вольфганг Амадей Моцарт. Жизнь его овеяна легендами, хотя известна до мелких деталей. Моцарт - редчайшее явление в мировой культуре. Он был чрезвычайно одарённым ребёнком, имевшим небывалый успех. В подобных случаях очень немногим удаётся сохранить свою яркую индивидуальность, не привыкнув угождать публике. Прослушанная нами симфония № 40 занимает особое место в творчестве композитора. Внутреннее содержание её богато, сложно и широко развито. Эта музыка затрагивает самые глубокие человеческие чувства, отражает драматическое, даже трагическое состояние души. Симфония как бы опередила своё время. Многим современникам композитора она казалась странной, непонятной. Музыка симфонии с первых звуков захватывает слушателя удивительной искренностью высказывания автора. У многих людей создаётся при её прослушивании впечатление, что для понимания этой музыки не надо прикладывать никакого усилия, что всё в ней предельно ясно и просто. Но если прослушать симфонию много раз, вы поймёте, как много в ней скрыто такого, что не поддаётся мгновенному осмыслению. В ней всё сосредоточено на человеке, его личности. Его душа предстаёт перед нами ищущей гармонию, разумность, ясность. - Сейчас я раздам вам листочки и включу музыку еще раз на листочках опишите мне человека которого вы представляете слушая эту музыку, так как речь в этом произведении идет именно о человеке. - Как называется музыка в которой нет автора? - народная -А музыка автора которого мы знаем? - авторская(д) - Какую авторскую музыку мы с вами сегодня слушали? - Чайковский « концерт №1», Моцарт «Симфония №40» (д) -А какую народную песню исполняли? «Веснянка» (Д) -Обязательно слушайте и народную и авторскую музыку она расширяет наше сознание и дарит духовное настроение.
| Хронометраж 1 минута 2 минут 10 минут 10мин 5 минут 7 мин 3 минут |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Когда слова становятся крылатыми».
Интересное внеклассное мероприятие...
"Стань музыкою, слово!"
Установление связи музыки и поэзии, их взаимопроникновения....
Литературная гостиная "Откройся, мысль! Стань музыкою, слово..."
Литературная гостиная содержит материалы к празднованию 110-ой годовщины со дня рождения Н.А. Заболоцкого.Пересказать биографию поэта всегда очень трудно. Где найти слова, которые не опошлили и не при...
"МУЗЫКА СЛОВА"
Музыка есть поток логосной смысловой энергии, а символом этой энергии - вода живая. «... Иисус ... возгласил, говоря: кто жаждет, иди ко Мне и пей. Кто верует в Меня, у того как сказано в...
Когда слова становятся крылатыми (игра "Счастливый случай")
игра «Счастливый случай» ...
"Интонация - музыка слов"
Человеческий голос — это замечательный инструмент. Если правильно им пользоваться, то с его помощью можно оживить выступление, растрогать слушателей, побудить к действию....
"Когда слова становятся крылатыми" (игра «Счастливый случай», 8 класс)
Внеклассное мероприятие по изучению изучению русского языка и истории. "Счастливый случай. 8 класс"...