"МУЗЫКА СЛОВА"
учебно-методический материал по музыке (7 класс) на тему
Музыка есть поток логосной смысловой энергии, а символом этой энергии - вода живая. «... Иисус ... возгласил, говоря: кто жаждет, иди ко Мне и пей. Кто верует в Меня, у того как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой. Сие сказал Он о Духе, которого имели принять верующие в Него...»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
muzyka_slova.doc | 53 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МУЗЫКА СЛОВА
Базой для русской культуры всегда была православная вера, а руководящей идеей - Слово. «Слово, логос - есть одна из величайших идей Христианского Миропонимания. В Начале было cлово и Слово было к Богу и Слово было у Бога. Христос называется Бог-Слово. Из Слова по воле Господа возник Мир. Значение Слова в Музыке Русского Православия как руководящей Идеи (не формы, производные, сконструированные человеком)».
Согласно Ветхому завету словесность является сущностной, чертой человека. Человек создан по образу и подобию Бога-Слова. И именно в богоподобии заключатся принципиальное отличие человека от всех остальных существ. Бог Своим Словом творит мир, «называя несуществующее, существующее» (Книги Нового Завета. Послание к Римлянам, глава 4, 17).
Человеческий язык есть энергия души, «проявление сущности через движение, в котором сущность выявляет, обнаруживает богатство своего природного содержания».
Об «энергийности» языка говорит в своих трудах Вильгельм фон Гумбольт, основоположник современного языкознания, современной философии языка. Язык не есть продукт деятельности, а деятельность. «В языке действуют творческие первосилы человека, его глубинные возможности, существование и природу которых невозможно постичь, но нельзя и отрицать».
Человеческое слово это осмысленный звук и озвученный смысл. А. М. Камчатнов и Н. А. Николина считают, что «соединение смысла со звуком... - тайна, причем одна из величайших тайн, подобная тайне соединения души и тела».
Связь звука и смысла наиболее ярко выявлена в поэтическом слове. Богословие и богомыслие также воплощалось в поэтической форме «...истинная Поэзия есть язык пророков».
Энергия мысли и ее изречение проявляет себя в мелодике языка, в его музыке. Швейцарский музыковед-теоретик XX века Эрнст Курт «...мелодия есть движение... Основой мелоса с психологической точки зрения является не последовательность тонов..., а момент перехода от одного тона к другому. Переход есть движение. Только процесс, совершающийся между тонами, ощущение сил, пронизывающих их цепь, есть мелодия». Развивая эту мысль, Э. Курт продолжает: «Мелодия есть поток cилы. Подлинный основной смысл мелодической линии есть становление, которое должно постоянно ощущаться как живая энергия».
Русский теоретик Б. Асафьев понимает музыку как «искусство интонируемого смысла» и считает, что за речью, состоящей из звеньев-слов и за «про-из-ношением» музыкальных тонов стоит непрерывный поток «тонового напряжения», который и является интонацией.
Интонационно-речевая сторона языка - «это как раз та, почти единственная область, в которой музыка не только встречается с поэтическим языком и приспосабливается к нему, но и не может избежать его влияния, более того подражать ему. В самом деле, то время, как ни языковые словари, ни морфология, ни даже фонетика языка музыкальными средствами не воспроизводимы, для усвоения музыкой просодии языка нет никаких препятствий. Мелодия свободно имитирует, впитывает в себя как интонационные контуры фраз и предложений, гак и ритм слов. Перенесенная в мелодию, языковая просодия способствует формированию «музыкального словаря».
Музыка есть поток логосной смысловой энергии, а символом этой энергии - вода живая. «... Иисус ... возгласил, говоря: кто жаждет, иди ко Мне и пей. Кто верует в Меня, у того как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой. Сие сказал Он о Духе, которого имели принять верующие в Него...» [Евангилие от Иоанна, гл.7: 37 - 39]. Река во многих культурах является древнейшим образом речи, и в музыке тоже образ реки - распространенный символ. Слово и музыкальная интонация речи взаимодополняют друг друга. Музыка, направляя течение мысли, способствует ее осмыслению. «Безыскусственный напев сплетается с божественными словами ради того, чтобы само звучание и движение голоса изъясняло скрытый смысл, стоящий за словами, каков бы он ни был» - говорит Св. Григорий Нисский. Ту же мысль мы читаем у Г. В. Свиридова: «Музыка - это искусство бессознательного». «Художник призван по мере своих сил служить раскрытию Истины (Истины Мира). Истина может быть заключена в синтезе Слова и Музыки. <...> На своих волнах (бессознательного) она (Музыка) несет слово и раскрывает его сокровенный смысл. Слово же несет в себе Мысль о Мире (оно предназначено для выражения Мысли). Музыка же несет чувство, Ощущение, Душу этого мира. Вместе - они выражают (могут выразить) Истину мира».
Литература
- Свиридов, Г.В. Музыка как судьба / Г.В. Свиридов. - М.: Молодая гвардия, 2002.
- Свящ. Олек Давыденков - Понятия «сильг и «энергии в святоотеческом богословии / О. Давыденков // Свящ. Олег Давыденков Велим благочестия тайна: Бог явится во плоти. - М .2002.
3. Гумбольдт, В Язык и философия культуры / В Гумбольдт. - М.
4. Камчатнов, А.М. Введение в языкознание / А М. Камчатнов. Н А. Николина. - М.,
2000.
5. Павский, Г. Обозрение Книги Псалмов. Опыт археологический, физиологический и герменевтический / Г. Павский.) - СПб., 1814.
6. Курт, Э. Основы линеарного контрапункта Мелодическая полифония Баха / Пер. З.В. Энальд, ред. Б. В. Асафьева. - М., 1931.
7. Асафьев, Б.В. Музыкальная форма как процесс. Книга вторая. Интонадия / Б.В. Асафьев // Асафьев Б.В. Избранные труды. Т. V М.. 1957.
8. Ланглебен, М. Мелодия в плену у языка / М Ланглебен // Музыка и незвучащее. - М., 2000.
9. Бычков, В.В. Малая история византийской эстетики / В.В. Бычков. Киев, 1991.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок музыки в V классе. Тема урока: «Я слышу в слове музыку»
Vкласс. Тема урока: «Я слышу в слове музыку»Тип урока:урок-состояние.Цель: Пробуждение творческого потенциала детей.Задачи: Развитие внутреннего мироощущения через воплощение себя в разных ...
Сценарий урока музыки: «Музыка и литература» «Музыка и слово» (Народная песня в стихотворении Н.А. Некрасова «На Волге»)
Урок музыки в 5 классе...
"Стань музыкою, слово!"
Установление связи музыки и поэзии, их взаимопроникновения....
Литературная гостиная "Откройся, мысль! Стань музыкою, слово..."
Литературная гостиная содержит материалы к празднованию 110-ой годовщины со дня рождения Н.А. Заболоцкого.Пересказать биографию поэта всегда очень трудно. Где найти слова, которые не опошлили и не при...
«Стань музыкою слово»
Тема урока: «Стань музыкою слово»Цель: Выявление общности жизненных истоков и многосторонних связей музыки и литературы.Задачи: Закрепить знания детей при помощи наглядного материала. Повторить песню ...
«Слово… изначальное» («Слово о полку Игореве» в истории, литературе, живописи, музыке)
Материалыпедагогической мастерской по литературе...
"Интонация - музыка слов"
Человеческий голос — это замечательный инструмент. Если правильно им пользоваться, то с его помощью можно оживить выступление, растрогать слушателей, побудить к действию....