Когда слова становятся крылатыми».
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Тема мероприятия: «Когда слова становятся крылатыми».
Форма мероприятия: игра «Счастливый случай».
Задачи мероприятия:
1) формирование познавательного интереса и положительной мотивации учащихся к изучению истории и русского языка;
2) расширение знаний о фразеологических оборотах, крылатых выражениях и их происхождении;
3) развитие коммуникативных навыков, логического мышления, познавательных процессов;
4) воспитание чувства ответственности за принятые в группе решения.
5) воспитание интереса к предмету.
Методы: историко-культурный, аналитический, сравнительно-сопоставительный, иллюстративный.
Художественное оформление мероприятия: это могут быть любые иллюстрации к мифам Древней Греции, поскольку тематический диапазон рассматриваемых в ходе мероприятия фразеологизмов достаточно широк.
Оборудование: «бочонок», кроссворд, шарада, карточки с кроссвордами.
Ход мероприятия:
Ведущий 1: Для того чтобы сделать нашу речь более богатой, образной, красивой, мы часто пользуемся меткими, сжатыми, но емкими по содержанию крылатыми фразами.
Ведущий 2: Так их назвал Гомер, который считал, что выразительное слово летит из уст говорящего к уху слушающего.
Ведущий 1: Это и афоризмы, и цитаты, и народные поговорки, и присловья.
Ведущий 2: Некоторые из них впервые прозвучали из уст известных исторических деятелей, другие возникли из народных обычаев и верований, хозяйственной деятельности и условий быта разных народов, т.е. имеют глубокую историчность.
Ведущий 1: А знаете ли вы, какие крылатые слова и фразеологизмы пришли в современный язык из эпохи Древнего мира? Ответив на вопросы, вы пополните свои знания об истории происхождения крылатых фраз.
Ведущий 2: Тот, кто стремится учиться получше и знать побольше...
Ведущий 1: ...тот, кто любит поиграть, приглашается сегодня на игру «Счастливый случай» – «Когда слова становятся крылатыми».
Ведущий 2: Внимание! Правила игры: участвуют две команды, каждая выбирает капитана, который решает, кто из членов команды дает ответ на вопрос, или отвечает сам.
Ведущий 1: Состоит игра из пяти геймов. Каждый гейм имеет свое название и оценивается в пять баллов.
Первый гейм «Заморочки из бочки».
Ведущий 2: С какими событиями связаны и что означают фразеологические обороты:
1. Нить Ариадны. В греческой мифологии дочь критского царя Миноса. Помогла афинскому герою Тесею, убившему Минотавра, выйти из лабиринта, снабдив его клубком ниток, конец которых был закреплен при входе («нить Ариадны»).
2. Троянский конь. По греческому преданию, огромный деревянный конь, в котором спрятались ахейские воины, осаждавшие Трою (Троянская война). Троянцы, не подозревая хитрости, ввезли его в Трою. Ночью ахейцы вышли из коня и впустили в город остальное войско. Выражение «троянский конь» стало нарицательным (дар врагу с целью его погубить).
3. Ахиллесова пята. Ахилл в «Илиаде» – один из храбрейших греческих героев, осаждавших Трою. Мать Ахилла – богиня Фетида, желая сделать сына бессмертным, погрузила его в священные воды Стикса; лишь пятка, за которую Фетида его держала, не коснулась воды и осталась уязвимой. Ахилл погиб от стрелы Париса, поразившей его в пятку. Отсюда выражение «ахиллесова пята» (уязвимое место).
4. Между Сциллой и Харибдой. В греческой мифологии два чудовища, жившие по обеим сторонам узкого пролива и губившие проплывающих между ними мореходов. Сцилла, дочь Гекаты, или Ехидны, скрывается в пещере на крутой скале. У нее шесть собачьих голов на шести шеях, зубы в три ряда и двенадцать ног. Харибда – олицетворение страшного водоворота, трижды в день поглощает и трижды в день извергает воды. Между Сциллой и Харибдой проплыл Одиссей, потеряв шесть товарищей, пожранных Сциллой. Вторично он спасался от Харибды в одиночестве, потерпев кораблекрушение. Аргонавты миновали пролив между Сциллой и Харибдой с помощью Фетиды и ее сестер-нереид. Позднее Сцилла и Харибда отождествлялись с различными узкими проливами греческой ойкумены, в том числе с опасными проливами между скал близ Сицилии, с Фракийским Боспором, а также с Киммерийским Боспором (современный Керченский пролив).
5. Спартанское воспитание. Государственная система воспитания детей аристократии в Спарте в VIII-IV вв. до н.э. Мальчики и юноши от 7 до 20 лет проходили военно-физическую подготовку в интернатах. У них формировались выносливость, привычка к лишениям. В систему воспитания входили бег, борьба, метание диска, копья. Обучали чтению, письму и хоровому пению. Девушки воспитывались в семье.
Подведение итогов.
Второй гейм «Крылатый кроссворд».
Все вы, конечно, знаете, что такое кроссворды, и не раз их разгадывали. Но на доске перед вами не обычный, а «крылатый» кроссворд. Все слова в нем так или иначе связаны с крылатыми словами и выражениями. Право ответа на вопросы будет принадлежать команде, которая окажется сообразительней.
1. Имя македонского царя, который разрубил гордиев узел. (Александр.)
2. Сказание о богах и героях. (Миф.)
3. Именно оно стало символом раздора. (Яблоко.)
4. Продолжи крылатое выражение, смысл которого – «тяжелая бесплодная работа: «Сизифов...». (Труд.)
5. Наука о прошлом человечества. (История.)
6. Раздел науки о языке, изучающий устойчивые сочетания слов (фразеология.)
7. Имя царя, дочь которого дала нить Тесею, чтобы он мог выбраться из лабиринта. (Минос.)
Подведение итогов.
Третий гейм «Не нужен умный, а нужен смышленый».
Разгадав ключевые слова и заменив цифры буквами, вы прочтете фразу, принадлежащую царю и чрезвычайно талантливому полководцу, жившему в IV в. до н.э. Он произнес ее после одного боя с римлянами, в котором одер жал победу. Эти слова стали крылатыми.
А | Б | В | Г | Д | Е | Ё | Ж | З | И | Й | К |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
Л | М | Н | О | П | Р | С | Т | У | Ф | Х | Ц |
13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 |
Ч | Ш | Щ | Ъ | Ы | Ь | Э | Ю | Я |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 |
(Фраза принадлежит царю Пирру. Пиррова победа – победа, которая не сулит никаких выгод победителю. В широком смысле пирровой победой называют сейчас любой успех, для достижения которого приносятся неоправданно большие жертвы.)
Подведение итогов.
Четвертый гейм «Перевертыши».
В этом гейме вам необходимо подобрать к словам антонимы, из перевертышей составить известное историческое крылатое выражение и назвать его автора.
1. «Ушел, не увидел, проиграл». («Пришел, увидел, победил». Ю. Цезарь.)
2. «Он крадет поражение». («Я не краду победу». А. Македонский.)
3. «Куры Афины завоевали». («Гуси Рим спасли». Народная мудрость.)
4. «А он, Цезарь! («И ты, Брут!». Ю. Цезарь.)
5. «Такой зритель воскресает». («Какой артист погибает». Нерон.)
Подведение итогов.
Пятый гейм «Храм мудрых фраз».
Этот гейм заключительный. Для каждой команды в течение трех минут прозвучат толкования, которые нужно заменить фразеологическими оборотами.
1) Очень грязное помещение, беспорядок в делах. (Авгиевы конюшни.)
2) Наиболее уязвимое место у кого-либо. (Ахиллесова пята.)
3) Место, где человек скрывается от любопытных, от окружающих. (Бочка Диогена.)
4) Беспорядок, путаница, суматоха, полная неразбериха. (Вавилонское столпотворение.)
5) Мерка, под которую стремятся насильственно подогнать, приспособить то, что не подходит под нее. (Прокрустово ложе.)
6) Быть забытым, бесследно и навсегда исчезнуть. (Кануть в лету.)
Подведение итогов.
Ведущий 1: А сейчас мы определим команду-победителя. (Награждение).
Ведущий 2: Вот и подошел к концу наш конкурс. Надеюсь, что вы узнали много нового о фразеологизмах современного русского языка, которые, несмотря на широкое распространение в нашей речи, имеют очень древние корни. Используйте и вы их в своей речи, не забывая об их уместности и правильном понимании значений!
АНАЛИЗ ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Внеклассное мероприятие «Когда слова становятся крылатыми» было проведено в VIII классе общеобразовательной школы. Формой проведения была выбрана игра «Счастливый случай», что обусловило композицию мероприятия (оно состояло из пяти геймов, в нем принимали участие команды, сформированные из учащихся класса). Тема мероприятия была выбрана неслучайно – обогащение речи учащихся, в том числе и на фразеологическом уровне, – одна из приоритетных задач гуманитарного обучения школьников среднего звена. Также в ходе мероприятия были реализованы и другие образовательные, развивающие и воспитательные цели и задачи: 1) формирование познавательного интереса и положительной мотивации к изучению истории и русского языка; 2) расширение знаний о фразеологических оборотах, крылатых выражениях и их происхождении; 3) развитие коммуникативных навыков, логического мышления, познавательных процессов; 4) воспитание чувства ответственности за принятые в группе решения; 5) воспитание интереса к предмету.
Кроме того, поскольку внимание учащихся и педагогов было сосредоточено на тех крылатых выражениях, которые имеют очень древние корни и по своему происхождению связаны с греческой мифологией, мероприятие давало возможность реализовать интегрированные связи русского языка с другими дисциплинами – зарубежной литературой, историей.
Данное воспитательное мероприятие не предполагало непосредственного участия ребят в процессе его подготовки, поскольку вопросы не должны были быть знакомы участникам. Однако мы все же сформировали специальную группу, которая занималась разработкой сценария и поиском игровых вопросов и ответов на них. Также некоторые учащиеся были задействованы в подготовке художественного оформления вечера. Особенно пристальное внимание мы постарались уделять слабым и наименее активным учащимся, которые проявили однако достаточную инициативность и самостоятельность при выполнении вверенных им дел.
Учитель в данном случае в большей степени выступал в роли организатора мероприятия, направлял ребят, руководил ими.
Поскольку мероприятие было проведено в игровой форме, это обеспечило его эмоциональность. Ребята очень открыто выражали свои эмоции, когда давали верный или, наоборот, неверный ответы на вопрос, а работа в командах воспитывала в них командных дух, «чувство локтя». Все это, на наш взгляд, способствовало формированию целостности классного коллектива, оптимизации внутренней атмосферы, товарищеских отношений между учащимися. Но не менее важной была и познавательная ценность вечера – мы постарались не просто познакомить учащихся с фразеологическими оборотами или напомнить им о них, но, обращаясь к их этимологии, объяснить, как и откуда они появились, с каким преданиями и легендами связаны, повышая таким образом познавательный интерес учащихся к учебе в целом. «Выигрышным», по нашему мнению, было использование кроссворда, шарады, работа с которыми знакома учащимся и всегда для них занимательна.
Сложно назвать отрицательные моменты данной игры. Дисциплина была хорошей, композиция вечера также выглядела четкой, не была «смазанной», а участники были активными и даже немного азартными. Учитель демонстрировал высокий уровень речевой культуры, артистические и организаторские способности, умение «держать» в поле зрения весь класс, всех участников мероприятия, поддерживая игровой настрой школьников. Все это позволяет говорить о хорошем итоговом результате внеклассного мероприятия по русскому языку, которые проводятся в школе достаточно редко.
1
2
3
4
5
6
7
16
15
10
16
3
33
19
20
6
15
1
20
19
16
6
15
33
15
6
14
21
10
,
1
5
6
2
16
17
33
1
12
1
20
1
15
5
16
7
27
6
«
3
!
»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час по теме "Если я когда-нибудь стану папой или мамой, то..."
Классный час для 8-9 кл. проводится на башкирском языке....
Когда трагедия становится судьбой
Презентация посвящена трагической странице в истории калмыцкого народа: тотальной депортации калмыков в Сибирь в декабре 1943 года....
урок-память "Когда трагедия становится судьбой"
Урок-память посвящен депортации калмыцкого народа, изображения в произведениях калмыцких писателей и поэтов....
Когда слова становятся крылатыми (игра "Счастливый случай")
игра «Счастливый случай» ...
Когда тыл становится фронтом
Цели: 1. Показать значение тыла в ходе Сталинградской битвы и в исходе Великой Отечественной войны. 2. Воспитывать любовь к Родине, уважительное отношение к исторической памяти народа....
Классный час «Когда тыл становится фронтом: начало оборонительного периода Сталинградской битвы».
Цели: формировать патриотические чувства; воспитывать чувство гордости за свою родную землю.Предварительная работа: заранее раздать слова ведущим, снять видео воспоминаний тружеников тыла (Лаптевой М....
"Когда слова становятся крылатыми" (игра «Счастливый случай», 8 класс)
Внеклассное мероприятие по изучению изучению русского языка и истории. "Счастливый случай. 8 класс"...