"Стань музыкою, слово!"
план-конспект урока по музыке (5 класс) по теме
Установление связи музыки и поэзии, их взаимопроникновения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stan_muzykoyu_slovo.docx | 20.88 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Тема: «Стань музыкою, слово!»
Цель: установить связь музыки и поэзии, их взаимопроникновения, уметь услышать интонацию в музыкальном произведении.
Оборудование: портрет А.Вивальди, CD-диск А.Вивальди «Времена года», фотографии «Времена года», репродукции картин, созвучные и контрастные по настроению.
Ход урока
«Времена года» А.Вивальди – это четыре концерта для скрипки, струнного оркестра и клавесина. «Весна», «Лето», «Осень», «Зима». Каждый концерт состоит из трех частей. Слово «концерт» в переводе с латинского означает «состязание», а с итальянского – «согласие». В концерте соревнуется солист (скрипка) и оркестр, но их совместная игра образует и гармоничное целое – согласие.
Вторая часть концерта «Лето» изображает жаркий, душный летний полдень, когда природа затихла перед грозой. Как звучит музыка? (Исполняется фрагмент).
Дети. Музыка жалобная, грустная, печальная. Слышится гром.
Учитель. Слышится то жалобно-грустное настроение (скрипка звучит как плач), то встревоженное, мятежное(играет весь оркестр) – издали все яснее и яснее доносятся раскаты грома.
А.Вивальди написал стихи к своим концертам, в них есть такие строки:
И пастушок глядит на небо, скучный,
В предчувствии ближайших бурь и зол.
(Фрагмент исполняется повторно.)
Вивальди – великий итальянский композитор, жил более трехсот лет назад. При жизни он был знаменит и признан. Позже его музыка забылась. Спустя долгое время после смерти композитора было найдено множество его неизвестных ранее произведений. И всемирная слава вернулась к А.Вивальди. Музыка его как бы родилась для слушателей вновь. Она поражает своей яркостью, искренностью и необыкновенной красотой.
Вернемся к стихам композитора.
Ученик. Ах, человеку каждому знакома
Боязнь небесных молнии и грома,
Когда над головой ревет судьба.
Нам страшно от ее разноголосья.
На тучных нивах буря рвет колосья,
И на колени падают хлеба.
Учитель. Здесь чувствуется смятение, страх. А какое настроение передано в музыке? (Звучит фрагмент третьей части «Лето»).
Дети. Музыка грозная, громкая, тревожная.
Учитель. Да, музыка порывистая, взволнованная, драматичная, суровая. Так ярко видишь перед глазами природу и ненастье: грозные порывы ветра гнут деревья. Все летит, несется, кружится! Музыка становится жалобной, стонущей, то снова стремительной, хмурой, вихревой. В ней ярко передано настроение душевного смятения, которое созвучно картине бури в природе (используются репродукции картин).
Ученик. Сама природа дышит утомленьем.
И, догорая медленным огнем,
Она стоит над праздничным селеньем
И все к покою призывает в нем.
(Звучит вторая часть концерта «Осень»)
Учитель. Сегодня вы услышали вторую часть концерта для скрипки с оркестром «Осень» А.Вивальди из цикла «Времена года». Какая осенняя картины представляется Вам, когда вы слушаете эту музыку?
Дети. Поздняя осень, идет дождь.
Учитель. Вы слышите монотонные звуки старинного инструмента клавесина. Его нежный, тихий, звенящий голос напоминает в этом произведении падающие звуки дождя. Он слышится на фоне плавной, печальной мелодии и аккордов струнных инструментов. Музыка зачаровывает своей волшебной красотой!
Заунывная, ползущая, медленная, словно остановившаяся мелодия и монотонная, равномерно падающие капли наводят грусть, тоскливое настроение. (Звучит фрагмент музыки.)
Ученик. (Читает под музыку).
Не гляди же с тоской на дорогу,
И за тройкой вослед не спеши,
И тоскливую в сердце тревогу
Поскорей навсегда заглуши.
Учитель. Как же красива природа зимой!(показывает фотографии с картинами зимы). Все вокруг сияет, серебрится.
Ученик. Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл – и вот сама
Идет волшебница Зима.
Пришла, рассыпалась; клоками
Повисла на суках дубов;
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов;
Брега с недвижною рекою
Сравняла пухлой пеленою;
Блеснул мороз. И рады мы
Проказам матушки Зимы.
А.С.Пушкин
Учитель. Слушаем музыку из концерта «Зима». Какая зима видится Вам при звуках этой музыки? (звучит вторая часть концерта)
Дети. Красивая, сверкают снежинки.
Учитель. А какие стихи и музыка по характеру?
Дети. Нежные, светлые, торжественные.
Учитель. Да; в оркестре слышны отрывистые звуки, отражающие волшебный зимний наряд природы. На этом фоне тепло, нежно, задушевно поют скрипки, перекликаясь со стихами А.Пушкина.
Звучит первая часть «Зимы».
Учитель. Вы слышали вначале отрывистые аккорды, звуки вьюги, резкие короткие порывы ветра; метет снег, сыплются колкие снежинки. Природа скована стужей, застыла в оцепенении. Послушаем стихи.
Ученик. (Звучит фрагмент первой части)
Закоченев над свежими снегами,
Под резким ветром, дующим в дуду,
Бежать, притопывая сапогами,
И ежась и дрожа на холоду.
(используются репродукции картин, созвучные настроению музыки и стихов)
Учитель показывает фотографии, изображающие весну.
Ученик. Пришла весна, ее встречают птицы
Веселым пеньем в гуще вешних крон.
Ручей кипит, спеша с рекою слиться,
Его дыханьем ветер освежен.
Порою туч угрюмых вереницы
На воздух надевают капюшон.
Не исчезают беглые зарницы.
И снова слышен птичий перезвон…
(звучит первая часть концерта «Весна»)
Учитель. Какие стихи и музыка по характеру?
Дети. Веселые, радостные, торжественные.
Учитель. Да, музыка эта праздничная, ведь здесь восторженное звучание ручейков, переливчатое пение птиц, их гомон. Природа рада весне! И мы вместе с Вивальди радуемся обновлению, молодости, торжеству жизни! Радуемся и удивляемся тому, как слово становится музыкой!
Урок заканчивается фрагментом концерта «Весна».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Когда слова становятся крылатыми».
Интересное внеклассное мероприятие...
Литературная гостиная "Откройся, мысль! Стань музыкою, слово..."
Литературная гостиная содержит материалы к празднованию 110-ой годовщины со дня рождения Н.А. Заболоцкого.Пересказать биографию поэта всегда очень трудно. Где найти слова, которые не опошлили и не при...
"МУЗЫКА СЛОВА"
Музыка есть поток логосной смысловой энергии, а символом этой энергии - вода живая. «... Иисус ... возгласил, говоря: кто жаждет, иди ко Мне и пей. Кто верует в Меня, у того как сказано в...
Когда слова становятся крылатыми (игра "Счастливый случай")
игра «Счастливый случай» ...
«Стань музыкою слово»
Тема урока: «Стань музыкою слово»Цель: Выявление общности жизненных истоков и многосторонних связей музыки и литературы.Задачи: Закрепить знания детей при помощи наглядного материала. Повторить песню ...
"Интонация - музыка слов"
Человеческий голос — это замечательный инструмент. Если правильно им пользоваться, то с его помощью можно оживить выступление, растрогать слушателей, побудить к действию....
"Когда слова становятся крылатыми" (игра «Счастливый случай», 8 класс)
Внеклассное мероприятие по изучению изучению русского языка и истории. "Счастливый случай. 8 класс"...