Представление педагогического опыта учителя математики Юдиной Раисы Васильевны
материал на тему

Представление педагогического опыта

Материалы к аттестации:


Тема инновационного педагогического опыта
 

 «Активизация познавательной  деятельности учащихся на уроках математики у учащихся с отклонениями в умственном развитии»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon yudina_r.v.doc103.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГКС(К)ОУ РМ «ТЕМНИКОВСКАЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ  ( КОРРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА- ИНТЕРНАТ VIII ВИДА»

Представление педагогического опыта

         учителя математики

   Юдиной Раисы Васильевны

Общие сведения

                                                              Только тот учитель и будет действовать  

                                                                плодотворно на всю массу учеников,

                      который сам силен в науке,

                      ею обладает и ее любит

Менделеев Д. И.

Дата рождения

05.03.1958г.

Образование

Высшее

Педагогический стаж

Общий - 36 лет

Педагогический 36 лет

Дата поступления в

школу - интернат

23августа 2009года

Аттестация (категория)

Iкатегория. 2009г

Занимаемая должность

Учитель математики

Нагрузка

22часа

Моя педагогическая философия

                                                    Совершенно очевидно, что из числа полезных

                                            (в житейском обиходе) предметов должны быть изучаемы те, которые действительно

                                       необходимы, но не все без исключения.

                                                                                                                                    Аристотель

Талант учителя, как мастера, раскрывается тогда, когда на каждом уроке ему удается увлечь ребенка в мир неизвестного, заинтересовать его настолько, чтобы ему самому захотелось познать новое, самому решить поставленную перед ним проблему. Чтобы глаза у ребенка горели, чтобы он чувствовал в себе уверенность, силу и желание творить. Именно поэтому я стараюсь на уроках использовать приемы и методы развивающего обучения, которые не оставляют равнодушным ни одного ребенка на уроке, вовлекают детей в познавательную деятельность, заставляют их мыслить, анализировать, делать самостоятельные выводы. Конечно, каждому учителю хочется иметь ярких и способных учеников, но все дети – очень разные. Для учителя необычайно важно дать каждому ребенку возможность самореализоваться, дать ему почувствовать его пусть маленький, но успех, вовремя замеченный и одобренный.

Тема инновационного педагогического опыта.

         
     На современном этапе развития образования особенно остро встает проблема увеличения количества детей с интеллектуальными нарушениями и соответственно проблема предупреждения и преодоления школьной дезадаптации у этой категории детей, проявляющейся в низкой успеваемости, отклонениях от норм поведения, трудностях взаимоотношений с окружающими.     Математика в специальной (коррекционной) школе решает одну из важнейших специальных задач - преодоление недостатков познавательной деятельности у детей с нарушением умственного  развития.  

          Последние 5 лет я работаю над проблемой:

 «Активизация познавательной  деятельности учащихся на уроках математики у учащихся с отклонениями в умственном развитии»

 

1. Актуальность и перспективность опыта.
             

Актуальность и перспективность опыта обусловлена существенными изменениями, происходящими в последнее время в социальном и экономическом пространстве системы образования, современными требованиями к школьному обучению и направлениями, указанными в президентской инициативе «Наша новая школа». Молодому человеку, вступающему в самостоятельную жизнь в условиях современного рынка труда и быстро изменяющегося информационного пространства, необходимо быть эффективным, конкурентоспособным работником. Одной из актуальных задач современной специальной педагогики является формирование познавательного интереса учащихся с ОВЗ как действенного мотива учебной деятельности, активизирующего интеллектуальную деятельность. Определено, что ребенок в состоянии интереса усваивает материал быстрее и прочнее.

2. Концептуальность.

Активизация познавательной деятельности учащихся – это система педагогических воздействий учителя, направленная на формирование у всех учеников способности к усвоению новых знаний, новых способов деятельности, потребности в познании, в обновлении информации и преобразовании окружающей действительности с помощью усвоенных знаний, умений и навыков. Государство и современная наука ориентируют школу на доступность, вариативность, индивидуализацию образовательных услуг, максимально обеспечивающих интересы развивающейся личности. Эти направления в деятельности специальной школы являются смысловыми и приоритетными в организации образовательной среды для детей с нарушениями интеллектуального развития.  Процесс познания у  школьников с нарушением интеллекта  не всегда целенаправлен, в основном неустойчив, эпизодичен. Поэтому необходимо развивать познавательный интерес, активность школьника в различных видах его деятельности.

3. Наличие теоретической базы. 

В своей работе стараюсь рационально сочетать устные и письменные виды работ, как при изучении теории, так и при решении задач. Для устной работы на каждом уроке отвожу определенное время, применяю оригинальные формы. Часто привлекаю самих детей организовать устную счет.

  На уроках математики  ученики не только должны приобретать знания, умения и навыки, но и освоить сам процесс получения этих знаний. Для этого нужно формировать познавательную самостоятельность ученика и развить его математические способности. На каждом уроке отвожу время для работы с учебником и другой литературой. Ведь известно, что эмоционально – окрашенные и духовно – пережитые ребёнком знания могут стать эффективным регулятором его развития.  В этом вопросе  также помогают  ИКТ – технологии, которые помогают оживить урок, развивают логическое мышление учащихся, вычислительные навыки. 

Перечисленные технологии применяю при обобщении и систематизации знаний, при изучении нового материала, на уроках  контроля знаний, а также во внеклассной работе.    

4. Ведущая педагогическая идея опыта. 

 Создание на уроках математики  и во внеурочное время условий для сознательного, активного участия  школьников с  отклонениями в умственном развитии  в творческой деятельности, приносящей радость преодоления, радость открытия, достижения поставленной цели. Развивая воспроизводящую деятельность учащихся, ставлю и решаю сложную задачу – развитие их инициативы, творческой деятельности, использование полученных знаний сначала в аналогичных, а затем  в новых условиях, для решения новых задач. Это возможно лишь при учете не только особенностей их познавательной деятельности, но и личностных качеств, их отношения к процессу познания, учению.

5. Оптимальность и эффективность средств

          

 В  своей деятельности использую методы и приёмы обучения, средства, которые  развивают познавательный интерес у учащихся с отклонениями в умственном развитии   на уроке и во внеурочной деятельности:

  • принцип преемственности;
  • работа в парах;
  • использование задач практического содержания;
  • проблемное обучение
  • дифференцированный подход;
  • использование занимательного материала;
  • создание положительных эмоциональных ситуаций;
  • дидактические игры;
  • использование ИКТ;

6. Результативность

         

Развитие познавательных интересов на уроках математики  и во внеклассной работе показало, что у школьников повысилась мотивация учения, повысился интерес к предмету. Проводимая работа позволяет получать 100% успеваемость учащихся, развивает творческие способности детей, создает условия для развития самостоятельности учащихся. Ученик решает те или иные задачи самостоятельно, следовательно, повышается его интерес к предмету, уверенность в том, что он может усвоить предмет.

Динамика учебных достижений обучающихся
за последние три года

52

51

50

49

48

47

46

45

44

    5 кл.             6 кл.               7 кл.                 8 кл.                  9 кл.

2010-2011

2011-2012

2012-2013

Обобщение педагогического опыта происходит на ШМО, заседаниях педагогического совета в виде выступлений, докладов, открытых уроков, внеклассных мероприятиях.

Научно- методическая деятельность

Выступления на МО классных руководителей:

1. «Профилактика правонарушений и преступности в Темниковской специальной коррекционной школе-интернате»

2. «Система профориентационной работы в специальной (коррекционной) школе VIII вида».

 3. «Воспитание успехом»

Выступления на МО учителей предметников:

1. «Роль учителя в организации коррекционно-воспитательной работы на уроках математики»

2. «Роль  и место игровых моментов на уроках математики в специальной (коррекционной) школе VIII вида».

3. «Сдоровьесберегающие технологии на уроках математики»

Выступления на педагогическом совете:

1. «Взаимодействие педагогов в образовательном учреждении по совершенствованию учебно-воспитательной работы»

2. «Активизация познавательной деятельности умственно-отсталых детей  на уроках математики »

3. «Совершенствование процесса обучения умственно отсталых учащихся с применением программно-методических средств»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публичное представление педагогического опыта учителя русского языка Ковальчук Оксаны Васильевны

Публичное представление педагогического опыта учителя русского языка и литературы Ковальчук Оксаны Васильевны...

Представление педагогического опыта учителя математики Внуковой Е.Г.

Общие сведения о педагогическом опыте учителя математики Внуковой Е.Г....

Представление педагогического опыта учителя русского и литературы

Обобщение опыта работы учителя-словесника по теме "Творческие мастерские на уроках русского языка и литературы". Материал содержит теоретические сведения по теме, практическую часть, разработки уроков...

Представление педагогического опыта учителя английского языка ГБОУ РДДШ № 1 Ермаковой Ирины Викторовны

Целью своей педагогической деятельности считаю эффективное построение учебного процесса, поэтому стараюсь организовать его так, чтобы он обеспечивал благоприятные условия для достижения всеми шк...

Публичное представление педагогического опыта учителя русского языка и литературы

Тема педагогического опыта«Формирование познавательной активности  учащихся»....

Представление педагогического опыта учителя истории и обществознания Батяркиной Ирины Евгеньевны.

Тема педагогического опыта: "Современные образовательные технологии на уроках истории и обществознания как средство повышения эффективности обучения". Публичное представление содержит анализ...