Использование педагогических технологий в образовательном процессе
статья по музыке на тему

аналитическая справка об использовании современных технологий в образовательном процессе

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Использование педагогических технологий в образовательном процессе.

Характерной чертой современной педагогической науки является стремление к созданию новых образовательных технологий, ориентированных на личностное развитие ребёнка, что предполагает два направления:

  • внедрение личностно ориентированных технологий обучения, обеспечивающих образовательные потребности каждого ученика в соответствии с его индивидуальными способностями;
  • перевод обучения на субъектную основу с установкой на саморазвитие личности.

Главными характеристиками педагогических технологий можно назвать гуманность, эффективность, универсальность, интегрированность.

Из существующих на современном этапе хорошо зарекомендовавших себя методик и технологий мне близки и интересны:

  1. игровая технология;
  2. мультимедийные технологии;
  3. метод проектов;
  4. здоровьесберегающие технологии;
  5. проблемное обучения;
  6. обучение в сотрудничестве;
  7. развивающие технологии.

Метод проектов

  1. проекты используются на уроках в качестве наглядного и дидактического материала
  2. дети выступают  на уроках перед младшими школьниками;
  3. повышают свой уровень культуры;
  4. устанавливаются межпредметные связи;
  5. растет самооценка личности школьников;
  6. учащиеся учатся самостоятельно добывать знания;
  7. получают опыт владения современными компьютерными технологиями;

Здоровьесберегающие технологии

Подробное описание технологий содержится в разделе II.5

Игровые технологии, как известно, делают процесс обучения более интересным, способствуют успешному усвоению изученного материала, формируют навыки коллективной работы.

Информационные технологии и интернет-ресурсы 

Подробное описание технологий содержится в разделе II.4

Технология сотрудничества

Основная идея заключается в создании условий для активной совместной деятельности учащихся в разных учебных ситуациях. Совместная работа сильных и слабых учеников оказывает благотворное влияние и на тех, и на других.

Развивающие технологии

Музыка  -  благодатное поле деятельности для учителя. Здесь творческие задания полезны и актуальны. Творчество перестает быть уделом единиц. Каждый ребенок по-своему талантлив, но ему нужно помочь найти себя, раскрыть его способности.

Даже слабые ученики всегда с радостью выполняют творческие задания, так как есть возможность проявить свои индивидуальные способности. Целью такого обучения и воспитания ребенка является тонко чувствующий, оригинально мыслящий, творческий человек. В центре внимания стоят не внешние эффекты – красивый рисунок или удачно подобранные поэтические строки, а внутренние, психологические задачи раскрепощения ребенка, раскрытие его индивидуальных творческих возможностей.

Синтез музыки, слова и рисунка или лепки может стать не только «волшебным ключиком» в эмоционально богатый мир музыки, н помочь проблемам «всплыть» из бессознательной сферы. В свою очередь, словесно – изобразительное изложение снижает их остроту.

 Алгоритм проведения части урока:

Внимательно прослушайте музыкальное произведение.

1 задание.  Выберите из словаря ключевое слово к характеру музыки. Запишите его и дополните тремя близкими по смыслу.

Если эмоциональная реакция на музыку является непроизвольным действием, то поиск слов – волевым и разумным. Постепенно закладывается привычка глубокого осмысления материала, а суждения  детей, в которые вплетены эмоции и чувства, становятся более взвешенными и целостными.

2 задание.  Придумайте название музыкальному произведению

При первом прослушивании музыкального произведения целесообразно не знакомить учеников с его авторским названием. Это создаст условия для возникновения собственных представлений, основанных на эмоциональном опыте. Ребенок извлекает из музыки свое, близкое ему.

3 задание.  Подбери созвучные музыке поэтические строки или сочини сказку об услышанном (можно выполнить оба задания). 

Сказкотерапия -   открывает ребенку перспективы собственного роста, дарит надежду и мечты - предощущение будущего, становится неким духовным оберегом детства. Велико значение сказки для поддержания душевного мира детей.

«Слово, по утверждению К. Станиславского, - не просто звук, а возбудитель образов. Слушать …означает видеть то, о чем говорят, а говорить – значит рисовать зрительные образы». Слушая и  читая, ученик учится воспринимать  красоту русского языка. Поиск подходящего по интонации стихотворения (часто бывает домашним заданием) помогает детям развивать умение выражать свои чувства, а также расширяет кругозор.

4 задание.  Нарисуй свои впечатления и подпиши картину или вылепите главного героя или героев музыки и расскажите о них.

Рисование доставляет детям особое эмоциональное удовольствие. Чувство цвета как средство эмоциональной выразительности позволяет даже не владеющему графическими навыками ребенку выразить собственное эмоциональное состояние после прослушивания музыкального произведения.

Во время лепки развиваются мелкая моторика пальцев рук, воображение, формируются навыки ручного труда, дети учатся координировать движения рук, приобретают сенсорный опыт – чувство пластики, формы, веса. Занятия лепкой одновременно являются и занятиями по развитию речи. В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с пластилином ведется непрерывный разговор с детьми. Такая игровая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, вызывает речевое подражание, а в дальнейшем организует настоящий диалог с игрушечным персонажем или с взрослым. Можно говорить о том,  что происходит развитие коммуникативной функции речи,  расширение активного и пассивного словаря детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Описание педагогического опыта по использованию современных технологий в образовательном процессе

Описывается опыт применения системно - деятельностного подхода к обучению информатике. Информатика не может быть скучной! Эти слова наиболее полно выражают моё отношение к информатике как учебному пре...

Использование современных педагогических технологий в образовательном процессе. Информационно-коммуникационные технологии.

Представлен опыт проведения занятия по теме "Лоскутное шитье" с использованием сквозной презентации....

Использование игровых педагогических технологий в образовательном процессе

Некоторые рекомендации нетрадиционного подхода к организации учебного процесса...

К ВОПРОСУ ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ИННОВАЦИОННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ КОЛЛЕДЖА

Важнейшим средством активизации процесса обучения, в том числе в среднем профессиональном образовании, является применение инновационных педагогических технологий. Рассмотрим опыт использования иннова...

Методическая разработка "Использование педагогических технологий в образовательном процессе школы-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"

В методической разработке ракрыты разнообразные эффективные педагогичесие технологии, которые могут применяться на уроках музыки с обучающимися с ОВЗ...