Использование игровых педагогических технологий в образовательном процессе
методическая разработка на тему
Некоторые рекомендации нетрадиционного подхода к организации учебного процесса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Использование игровых педагогических технологий в образовательном процессе | 59.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение
гимназия №49 Приморского района г. Санкт-Петербурга
Использование игровых педагогических технологий
в образовательном процессе.
Составитель:
Сивкова Татьяна Владимировна
Некоторые рекомендации нетрадиционного подхода
к организации учебного процесса.
Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.
Особой известностью пользуется теория К.Гросса. Он рассматривает сущность игры в том, что она служит подготовкой к серьезной дальнейшей деятельности; в игре человек, упражняясь, совершенствует свои способности. Основное достоинство этой теории, завоевавшей особую популярность, заключается в том, что она связывает игру с развитием и ищет смысл её в той роли, которую она в развитии выполняет.
Значение игры невозможно переоценить. Феномен игры состоит в том, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде.
По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы:
- обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;
- познавательные, воспитательные, развивающие;
- репродуктивные, продуктивные, творческие;
- коммуникативные, диагностические, психотехнические и др.
Психологические механизмы игровой деятельности опираются на фундаментальные потребности личности в самовыражении, самоутверждении, саморегуляции, самореализации.
Содержание детских игр развивается последовательно: предметная деятельность, отношение между людьми, выполнение правил общественного поведения.
Целью игровых технологий является решение ряда задач:
- дидактических (расширение кругозора, познавательная деятельность; формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности и др.);
- развивающих (развитие внимания, памяти, речи, мышления, воображения, фантазии, творческих идей, умений устанавливать закономерности, находить оптимальные решения и др.);
- воспитывающих (воспитание самостоятельности, воли, формирование нравственных, эстетических и мировоззренческих позиций, воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности и др.);
- социализирующих (приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды и др.).
У ребенка формируются воображение и символическая функция сознания, которые позволяют ему переносить свойства одних вещей на другие, возникает ориентация в собственных чувствах и формируются навыки их культурного выражения, что позволяет ребенку включаться в коллективную деятельность и общение.
В результате освоения игровой деятельности в дошкольном периоде формируется готовность к общественно-значимой и общественно-оцениваемой деятельности ученья.
Реализация игровых приемов и ситуаций в образовательном процессе происходит по следующим основным направлениям:
- дидактическая цель ставиться перед детьми в форме игровой задачи;
- деятельность подчиняется правилам игры;
- учебный материал используется в качестве её средства;
- в деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;
- успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
Место и роль игровой технологии в образовательном процессе, сочетание элементов игры и учения во многом зависят от понимания педагогом функций педагогических игр. Функция игры – её разнообразна полезность. У каждого вида игры своя полезность. Выделим наиболее важные функции игры как педагогического феномена культуры.
1) Социокультурное назначение игры.
2) Функция межнациональной коммуникации.
3) Функция самореализации человека в игре.
4) Коммуникативная игра.
5) Диагностическая функция игры.
6) Игротерапевтическая функция игры.
Мария Мантессори была великим педагогом. Всю свою жизнь она без остатка посвятила детям. Она создала педагогическую систему, которая максимально приближена к той идеальной ситуации, когда ребёнок обучается сам. Система состоит из трёх частей: ребёнок, окружающая среда, учитель. В центре всей своей системы стоит ребёнок. Вокруг него создается специальная среда, в которой он живёт и учится самостоятельно. . Учитель же наблюдает за ребёнком и помогает ему, когда это требуется. Основа педагогики Монтессори , её девиз- « помоги мне это сделать самому».
В играх ребёнком осуществляются цели нескольких уровней, взаимосвязанных между собой.
Первая цель – удовольствие от самого процесса игры. В этой цели отражена установка определяющая готовность к любой активности, если она приносит радость.
Цель второго уровня – функциональная, она связана с выполнением правил игры, разыгрыванием сюжетов, ролей.
Цель третьего уровня отражает творческие задачи игры – разгадать, угадать, распутать, добиться результатов и т.п.
Главная задача в предложении игры заключается в возбуждении интереса к ней, в такой постановке вопроса, когда совпадают цели воспитания и желания ребёнка. В предложении игры входит объяснение её правил и техники действия. Игру следует объяснять кратко и точно непосредственно перед её началом. В объяснение входит название игры, рассказ о её содержании и объяснение значения игровых аксессуаров.
Игровые формы обучения, как никакая другая технология, способствуют использованию различных способов мотивации:
Мотивы общения:
- Дети, совместно решая задачи, участвуя в игре, учатся общаться, учитывая мнение товарищей.
- Совместные эмоциональные переживания во время игры способствуют укреплению межличностных отношений.
- Моральные мотивы. В игре каждый ученик может проявить себя, свои знания, умения, свой характер, волевые качества, своё отношение к деятельности, к людям.
Познавательные мотивы:
- Каждая игра имеет близкий результат(окончание игры),стимулирует ребёнка достижению цели(победе) и осознанию пути достижения цели(нужно знать больше других).
- В игре команды или отдельные дети изначально равны. Результат зависит от самого игрока, уровня его подготовленности, способностей, выдержки, умений характера.
- Ситуация успеха создает благоприятный эмоциональный фон для развития познавательного интереса. Неудача воспринимается не как личное поражение, а поражение в игре и стимулирует познавательную деятельность (реванш).
- Состязательность – неотъемлемая часть игры – притягательна для детей. Удовольствие, полученное от игры, создаёт комфортное состояние и усиливает желание узнавать новое.
- В игре всегда есть некое таинство – неполученный ответ, что активизирует мыслительную деятельность ребёнка, что толкает на поиск ответа.
- В игровой деятельности в процессе достижения общей цели активизируется мыслительная деятельность. Мысль ищет выход, она устремлена на решение познавательных задач. Управление многими играми необходимо для активизации процесса самовоспитания ребёнка. К педагогическим подходам организации детских игр, с нашей точки зрения, необходимо отнести ряд следующих моментов.
Разбивка на команды, группы, распределение ролей в игре. Игровым обычно называют коллектив детей, созданный для проведения игр. Как известно, существуют игры, не требующие разделения на группы, и игры командные. Разбивка на коллектив требует соблюдения этики, учета привязанностей, симпатий, антипатий. Игровая практика детей накопила немало демократических игротехнических примеров разделения на микро разделения на микроколлективы играющих, в частности, жеребьевку, считалки.
Один из ответственных моментов в детских играх – распределение ролей. Они могут быть активными и пассивными, главными и второстепенными. Распределение детей на роли в игре – дело трудное и щепетильное. Распределение не должно зависеть от пола ребёнка, возраста, физических особенностей. Многие игры построены на равноправии ролей. Для некоторых игр требуются капитаны, водящие, т.е. командные роли по сюжету игры. Учитывая, какая роль особенно полезна ребёнку, воспитатель использует следующие приёмы:
- назначение на роль непосредственно взрослым;
- назначение на роль через старшего (капитана, водящего);
- выбор на роль по итогам игровых конкурсов (лучший проект, костюм, сценарий);
- добровольное принятие роли ребёнком, по его желанию;
- очерёдность выполнения роли в игре.
При распределении командных ролей следует делать так, чтобы роль помогала неавторитетным укрепить авторитет, неактивным - проявить активность, недисциплинированным - стать организованными детьми, чем-то себя скомпрометировавшими - вернуть потерянный авторитет; новичкам и ребятам, сторонящимся детского коллектива – проявить себя сдружиться со всеми.
В игре необходимо следить за тем, чтобы не появлялись зазнайство, превышение власти командных ролей над второстепенными. Неподчинение в игре может разрушить игру. Необходимо следить за тем, чтобы у роли было действие; роль без действия – мертва, ребёнок выйдет из игры, если ему нечего делать. Нельзя использовать в игре отрицательные роли, они приемлемы только в юмористических ситуациях.
Под развитием игровой ситуации понимается изменение положения играющих, усложнения правил игры, смену обстановки, эмоциональное насыщение игровых действий. Участники игры социально активны постольку, поскольку никто из них не знает до конца всех способов и действий выполнения своих функциональных задач в игре. В этом заключен механизм обеспечения интереса и удовольствия от игры.
Основными принципами организации игры является отсутствие принуждения любой формы при вовлечении детей в игру.
ИГРА – это не только удовольствие и радость для ребёнка, но и закрепление навыков, которыми он недавно овладел. Дети в игре чувствуют себя самостоятельными – по – своему желанию общаются со сверстниками, реализуют и углубляют свои знания и умения.. Игровая технология играет основную роль в развитии ребёнка.
Уважаемые коллеги!
Вам предлагаются некоторые приемы, методы, которые помогут организовать познавательную деятельность учащихся на уроке, включить учащихся в более активную деятельность по освоению содержания предмета. Надеемся, что предложенные приемы оживят Ваш урок, а у учащихся появится неподдельный интерес к предмету и процессу обучения.
Желаем удачи!
1 Форма организации обучения - целостная системная характеристика процесса обучения с точки зрения особенностей взаимодействия преподавателя и учащихся, соотношения управления и самоуправления, целей, средств, содержания, методов и результатов обучения.
2. Нетрадиционный урок - это такой урок, который имеет нечто новое, оригинальное. творчески привнесенные преподавателем изменения в цели, содержании, методы, средства, в саму форму организации занятий.
3.Основа организации процесса обучения - мастерство преподавателя, владение им педагогической техникой.
4.В основе педагогической техники лежат принципы:
• Принцип свободы выбора.
Формулировка: в любом обучающем или управляющем действии, где только можно, предоставлять учащемуся право выбора.
Условие - право выбора всегда уравновешивается осознанной ответственностью за свой выбор!
Формулировка: не только давать знания, но еще и показывать их границы. Сталкивать учащегося с проблемами, решения которых лежат за пределами изучаемого курса.
Формулировка: освоение учащимися знаний, умений, навыков преимущественно в форме деятельности.
Формулировка: регулярно контролировать процесс обучения с помощью развития приемов обратной связи.
Формулировка: максимально использовать возможности, знания, интересы самих учащихся в целях повышения результативности и уменьшения затрат в процессе образования.
5.Повышение интереса к учебному материалу, активизации познавательной деятельности.
Формула: перед учащимися ставится простая, понятная и привлекательная цель, выполняя которую они волей-неволей выполнят и то учебное действие, которое планирует педагог.
Формула: преподаватель находит такой угол зрения, при котором даже обыденное становится удивительным.
- Отсроченная отгадка
Формула 1: в начале урока преподаватель дает загадку (удивительный факт), отгадка которой (ключик для понимания) будет открыта на уроке при работе над новым материалом.
Формула 2: загадку (удивительный факт) дать в конце урока, чтобы с него начать следующий урок.
Формула: преподаватель (учащиеся) дополняют реальную ситуацию фантастикой.
Формула 1: преподаватель, объясняя материал, намеренно допускает ошибки, которые должны найти учащиеся.
Формула 2: учащиеся получают текст (решение задачи, теста и др.) пусть поработают «преподавателем», или найдут ошибки, их исправят и объяснят. Решение теста можно взять из ответов и решений другой группы, или дать задание (творческое) какой-то группе учащихся.
- Практичность теории.
Формула: введение в теорию преподаватель
осуществляет через практическую задачу, полезность решения которой очевидна учащимся.
- Пресс-конференция.
Формула: преподаватель намерено неполно
раскрывает тему, предложив учащимся задать наводящие ее вопросы.
- Вопросы к материалу (тексту, событию, факту, процессу и т.д.).
Формула: перед изучением нового материала ребятам ставится задача: составить к нему список вопросов.
- Своя опора.
Формула: учащийся составляет собственный
опорный конспект по новому материалу, по ранее изученному материалу.
- Повторяем с контролем.
Формула: учащиеся составляют серию контрольных вопросов к изученному на уроке материалу.
- Повторяем с расширением.
Формула: учащиеся составляют серию вопросов, дополняющих знания по новому материалу.
- Опрос-итог.
Формула: в конце урока преподаватель задает серию вопросов, побуждающие к рефлексии уроков.
- Обсуждаем домашнее задание.
Формула: преподаватель вместе с учащимися обсуждает вопрос, каким должно быть домашнее задание, чтобы материал был качественно закреплен?
- Повторяем с контролем и расширением.
Формула: учащиеся разрабатывают списки контрольных вопросов, ответы на которые позволят дополнить знания по одной или нескольким ранее изученным темам.
- Пересечение тем.
Формула: учащиеся подбирают или придумывают
свои примеры, задачи, гипотезы, идеи, вопросы, связывающие последний изученный материал с ранее изученным или связанным материалом других предметов.
Обучающая игра «Обсуждение (перед экзаменом)»
Учитель предлагает учащимся разделиться на пары, каждый берет свои конспекты в руки и пробует пересказать партнеру то, что удалось прочитать,законспектировать. Каждый учащийся в паре выступает в роли учителя и ученика.
Ответ «ученика» оценивается «учителем» по пятибалльной системе. «Учитель» сравнивает ответ с текстом учебника, «ученик» пользуется только собственным конспектом. Время фиксирует учитель (не более 5 минут).
Теперь внесем изменения;
«Ученики» остаются на месте, а «учителя» переходят к другим, образуя новые пары (Гонг).
Еще раз сменим пары, меняясь ролями (Гонг). И так далее. («Ученики» и «учителя» ведут «обсуждение» не более 5 минут).
По баллам, выставленным «учителем» в тетрадях «учеников», учитель определяет самых активных участников игры.
Обучающая игра «Дотошный ученик»
I часть. Ученики быстро и внимательно читают текст, затем составляют список вопросов. У кого этот список длиннее и подробнее, тот и выиграл это соревнование! (10 минут).
2 часть. Ученики по порядку задают вопросы всем остальным, последние коротко отвечают на них.
Отвечает тот, на кого указывает Ведущий. Затем определяем самого «дотошного ученика».
-Итак, ваши вопросы, пожалуйста! (Гонг).
-Ведущий, определите, кто занял первое место.
Обучающая игра «Доклад»
Учитель предлагает учащимся прочитать текст (Гонг), затем передать содержание в виде рисунков, знаков, схем. Эту «шпаргалку» ученик передаст соседу справа (Гонг).
Теперь каждый делает «доклад» по данному тексту, используя рисунки или схемы своего соседа. (Гонг).
Победитель - тот, кто составил «доклад» более подробно, защитил его, представил лучшее наглядное пособие.
Обучающая игра «Образная память»
Учитель и Ведущий олицетворяют жюри. Учащимся предлагается просмотреть текст, выделить главное. Класс делится на команды. Учитель предлагает выразить часть текста в виде немой сцены. Можно использовать листы бумаги с надписями, с деталями текста, взяться за руки, используя это как связь частей текста. Свою версию изображает сначала одна команда, затем другая.
На подготовку немой сцены с использованием любого реквизита, плакатов отводится не более 5 минут. В заключение нужно оценить оригинальность, находчивость и знания каждой команды. Ведущий и учитель определяют I, II, III места.
«Найди свою половинку»
Учитель готовит карточки парами: на одной - вопросы, на другой опорные таблицы для ответов. Цвет карточек с вопросом и ответом - одинаковый. Ученики выбирают карточки любого цвета (каждый - одну), затем ищут по цвету своего партнера, садятся вместе и работают.
«Киностудия»
Предлагаем ребятам представить, что они - художники, им нужно нарисовать несколько кадров для фильма. Темы кадров заранее готовит„учитель(5-6 тем). Ученики садятся группами 5-6 человек. Это - «художники». Создается группа «режиссеров» (2-3 человека), которая будет отбирать кадры для фильма. Каждая группа может предложить не один, а несколько вариантов своего кадра. Например, реалистический, юмористический,карикатурный, авангардный,романтический и т.д. На работу дается до 20-и минут. После этого «художники» представляют свои кадры, а «режиссеры» после обсуждения выносят решение, какие из кадров можно взять для коллективного фильма.
«Найди ошибку»
Класс делится на группы, каждая группа получает задание:
1)сделать рисунок и допустить в нем 1-2 ошибки (изображение зависит от темы изучаемого материала);
2) составить текст, пропустив несколько слов или заменив их, а может быть, разбросав по всему тексту.
Работа длится 15-20 минут. Затем дается 7-12 минут для повторения группой всего материала. После повторения группы обмениваются заданиями, находят и исправляют ошибки (заносят их в специальный бланк). Следующий этап - индивидуальное задание на карточке на темы, которые только что были отработаны.
Обучающая игра «Даты наизусть»
Ведущий предлагает учащимся разделиться на две команды.
-Теперь проведем такое соревнование. Предлагаем всем внимательно просмотреть учебным текст, чтобы потом его воспроизвести наизусть. Надеемся, 1-ое слово запомнят все, а дальше - у кого сколько получится.
Дается одна минута, чтобы прочесть и запомнить текст.
После этого отбираются желающие участвовать в соревновании. Сначала первый игрок команды воспроизводит текст наизусть, а все остальные следят по тексту, где он запнулся, сказал неточность, и отмечают время. Затем играет другая команда. И так далее. В случае ошибки дается команда «Стоп!!!».
-Интересно, у кого самая лучшая память? Ведущий подводит итоги. Победитель - тот, кто воспроизвел наибольшее количество слов и, особенно, дат.
Обучающая игра «Шпаргалка»
-Процесс составления шпаргалки в виде конспекта даст возможность усвоить изучаемый материал. Попробуем научиться. Для начала составим план-конспект (за 1 минуту 50 секунд на I стр.). Всего несколько ключевых слов. Итак, пожалуйста, приготовьте книги.
Ведущий дает сигнал на перелистывание страниц (используем приемы скорочтения).
-Конспектируемую часть каждой страницы отделяем линией. Затем по этому же тексту составляем тезисы. Вам будет отведена 1 минута на конспектирование каждой страницы. Постарайтесь описать содержание каждой страницы в виде тезисов. Кроме ключевых слов, здесь могут быть и предложения, содержащие суть этой страницы.
По сигналу ведущего меняем страницу. Заканчиваем!
В заключение работы составляются вопросы по изучаемому тексту. Вопросы должны быть занимательными, отражающими суть материала, проблемными, дискуссионными.
Оценим, у кого самые лучшие конспекты, у кого самые лучшие вопросы.
Обучающая игра «Суть» («Выбери главное»)
Суть любого текста извлечь довольно просто: нужно карандашом подчеркнуть те строки, в которых содержится основной смысл текста.
По знаку ведущего учащиеся подчеркивают те строки, которые, по их мнению, являются главными. Дается 1 минута на просмотр одной страницы. Объем текста выбирает учитель,
Учащиеся подписывают карандашом фамилию. Книги пойдут по кругу. Каждый, просматривая, ставит оценку предыдущему игроку по пятибалльной системе. На просмотр отводится несколько секунд.
Ведущий дает сигнал о передаче книги соседу. Книги передаются в одну сторону и должны вернуться к прежним владельцам.
Подсчитываем баллы! Учитель просит выйти победителей конкурса, набравших большее количество баллов, чтобы их поздравить с победой.
Обучающая игра «КВН» (Работа с текстом)
1 этап. Читаем учебный материал методом скорочтения. Старайтесь нести взгляд не слева направо по строкам, а только сверху вниз по центру листа, не возвращайтесь к уже прочитанному, не повторяйте про себя, пытайтесь предугадать, что будет в следующей строке, а ее не читайте, проверяйте, - правильно или нет. -Кто прочитал, поднимите руку.
Ведущий следит. Начали! Заканчиваем. Определяем победителя 1-го этапа.
2 этап. Конспектируем материал разными методами.
Разлинуем тетрадь па четыре вертикальные полосы. На 1-й полосе будут ключевые слова, план текста, на 2-й полосе - суть, основные мысли, на 3-й полосе пояснение, расшифровка (или шифровка выполненная опорными сигналами, стрелками, простейшими рисунками).
«Пересказ по кругу»
Учитель предлагает прочитать текст. (Гонг). Садимся в круг.
1.Ведущий, стоящий в центре, закрывает глаза, кружится на месте и указывает на любого игрока, с которого начинается воспроизведение текста. Далее, по часовой стрелке, каждый говорит по одной фразе из учебного текста. И так до конца.
2.Еще раз читаем. Исправляем ошибки, допущенные в ответах, дополняем пересказ. Начинаем опять (но часовой).
3.Определяем самого активного ученика. Поздравляем победителя.
«Самое главное»
1. Приготовьте бумагу и карандаш.
Быстро и внимательно читаем текст. Просмотрим еще раз и начинаем соревнование.
Нужно придумать наиболее подходящее слово,
характеризующее данный текст, учебный материал - всего одно слово. (Гонг).
Затем текст охарактеризуем одной фразой, а потом нужно найти какой-то «секрет», т е. особенность, без чего данный текст лишается смысла.
Все записываем. Начали!
2. По очереди читаем свои слова, фразы, все остальные выбирают самый точный, оригинальный, остроумный ответ. (I этап - слова , II этап - фразы, III этап - «секрет»),
Отмечаем лучший вариант. Подводим итоги соревнования. Ведущий отмечает игроков с лучшими вариантами.
«Составь текст»
Учащиеся внимательно читают текст. (Гонг),
Берем ручку и бумагу. Каждый учащийся должен написать вопрос к тексту, свернуть листок и отдать его ведущему, но перед этим еще раз быстро прочитать текст.
Затем берут у ведущего любой листок и обдумывают ответы. (Гонг).
Теперь учащиеся должны обсудить друг с другом ответы и выстроить в таком порядке, в каком идет текст. (Гонг).
В получившемся порядке они пересказывают текст и затем сравнивают его с данным учебным текстом.
Приступаем к пересказу. (Гонг).
Ведущий определяет самого активного игрока.
(Гонг).
Спасибо, игра окончена.
«Части текста»
Учащиеся читают текст (Гонг).
Делятся на 4 группы: 1 - «введение»; 2 - «основная мысль»; 3 - «заключение»; 4 -«дополнение». Начинаем пересказ частей текста по порядку. Группа «дополнение» имеет право взять слово после каждой группы. После игры еще раз просматриваем текст, сравниваем с информацией, определяем, какая группа более точно соответствовала своему назначению. Ведущий поздравляет победителей.
«Древо мудрости»
Учащимся нужно быстро, но внимательно прочитать текст. (Гонг). Теперь каждый пишет записку, в которой задастся трудный вопрос по тексту. (Гонг).
Ведущий должен иметь шкатулку, в которую учащиеся по очереди складывают вопросы. Предлагается еще раз быстро прочитать заданный текст. Каждый ученик подходит к шкатулке, вынимает записку и как можно более полно отвечает на вопрос вслух, Остальные оценивают вопрос и ответ.
Ведущий определяет победителя. Поздравьте лучших знатоков!
Всем спасибо. (Гонг)
«Заметки на полях»
Ведущий определяет раздел изучаемого текста. По команде начинаем читать, изучаемое. При чтении нужно делать необходимые заметки на полях (карикатуры, символы, реплики). Они должны быть интересными и привлекательными.
Все определяют победителя. Работаем с карандашом. Начали!
Передаем по кругу. Передавайте книгу соседу справа, он ставит оценку (5-балльная система).
На просмотр - 10 секунд (хлопок через 10 секунд). Книги должны быть возвращены хозяевам.
Оцените, сколько вы набрали баллов.
Ведущий определяет победителя по баллам
Затем один из победителей выходит вперед, демонстрирует свою работу и пересказывает текст, пользуясь заметками.
«Ускоренное чтение»
Учащиеся читают изучаемый текст 10-15 минут. Измеряют, насколько меняется скорость чтения (через каждые 30 секунд - гонг). Переворачивают страницу, независимо оттого, прочитана она или нет.
Теперь приготовьтесь оценить свою скорость чтения.
Берем другой текст (1 лист). Читаем в течение 2-х минут. Читаем его так, чтобы его потом можно было пересказать напарнику.
Начали! Закончили чтение.
Теперь начали пересказ (5 минут -1 пара).
Записываем у себя на листке конечные результаты: количество слов, прочитанных за две минуты и коэффициент усвоения - по взаимной оценке напарника.
Ведущий обходит и выявляет победителя этого соревнования, подводит итоги.
«Приемы скорочтения»
Читаем текст, фиксируя взгляд не на буквах слова, а в центре каждого слова, последовательно.
Фиксируем взгляд, не возвращаясь к прочитанному.
Читаем, не проговаривая мысленно.
Читая, фиксируем свое зрение на пальце, который идет по центру страницы - сверху вниз, предугадывая, что в следующей строчке, абзаце. Если совпало, то на полях отмечаем знаком «+». Победитель тот, у кого в итоге наибольшее количество плюсов.
Текст дается на 1 секунду. Закрываем глаза, открываем книгу (любую страницу) и через одну секунду снова закрываем. Стараемся воспроизвести прочитанный за одну секунду текст.
Ведущий и тот, кто смог уловить основную мысль, содержание страницы, могут вступить в соревнование. Ведущий оценивает, кто лучше усвоил содержание текста при столь кратковременном предъявлении.
- Пожалуйста, начали. (Гонг).
Подводим итоги. Игра закончена.
«Пойми меня»
Учащиеся читают раздел текста, выписывают ключевые слова в тетрадь. (Гонг).
Учитель предлагает ученикам закрыть книги, взять листок и карандаш и выписать не менее 10 слов, которые выражают основной смысл данного текста.
Затем учитель собирает листы и сравнивает с собственными (заранее подготовленными) ключевыми словами.
Победитель тот, у кого в итоге наибольшее количество совпавших с оригиналом слов.
«Эстафета»
Ведущий делит класс на три команды.
Ведущий дает раздел текста, нужный для изучения. По команде начинаем читать изучаемое (5-7 минут).
Ведущий готовит три листа бумаги с номерами и выдает их каждой команде, По знаку учащиеся молча передают лист для записывания на нем дат, фактов, событий, по очереди друг другу (не повторяясь). Время - не более трех минут.
Подведение итогов игры. Ведущий определяет, чья команда указала больше дат, фактов, событий; у какой команды наиболее полные, конкретные, четкие ответы. Ведущий поздравляет победителей. Можно оценить диалогическую часть на «3», «4» и «5».
«Генерация идей» («Что, Где, Когда?»)
Учителем заранее готовятся проблемные вопросы по теме. Класс разбивается па группы. Каждая команда получает по два, три вопроса, где два вопроса основополагающие, а один - проблемный. Спикер команды фиксирует работу каждого участника игры. Игрок любой команды может выступить с решением проблемного вопроса, предназначенного другой группе.
По мере готовности каждой группы слушаем выступление команд.
Ведущий фиксирует ответы па доске, оценивая ответ каждой команды по таблице:
№ группы | Основной вопрос | Вопрос другим командам | Дополнение к ответам др. команд | Ответ на вопрос другой команды | Сотрудничество в группе | Итого в баллах | Место | Примечание |
11 | ||||||||
2 | ||||||||
со | ||||||||
4 | ||||||||
5 |
Ведущему! Время для обсуждения проблемного вопроса в команде - 5 минут. Время для ответа команды тоже должно быть ограничено!
«Эрудиты»
Перед игрой определяются «знатоки», которые набирают команды. Участники игры рассаживаются за партами по командам. Одна команда - у доски. Представители других команд задают ей вопросы по всей изученной теме. Обсуждение вопроса командой занимает 20 секунд, отвечает один участник (поочередно). Команда играет до первого неправильного ответа, после чего уступает место у доски другой команде. Команда-победительница определяется по наибольшему количеству правильных ответов
«Волшебный ларец»
Учителем готовится раздаточный материал: карточки, обозначающие 5 баллов, 4 балла и 1 балл.
«Волшебная шкатулка» наполняется вопросами (билетами), количество которых превышает количество учащихся. Вопросы могут быть по предыдущей теме, охватывать несколько тем, разнообразные предметы обсуждения.
Каждый учащийся по очереди достает вопрос, читает его для остальных учащихся, отвечает на него, получает соответствующие баллы от 1-5 (по значимости информации).
Завершая игру, учитель подсчитывает общее количество баллов для каждого учащегося, набранных по ходу игры, соответственно определяя I, II, III место.
Игра позволяет выявить знания всех учащихся по теме, активизировать учащихся, заставляет слушать ответы предыдущих ребят. Учитель может заранее сообщить количество баллов, которые могут набрать учащиеся, чтобы получить оценку «4», «5», «3» и «2».
Главное - выявить «умников» и «умниц» по данному теоретическому материалу, только тогда ларец становится «волшебным».
«Узнай личность»
Ведущий раздает участникам игры листы с наклеенными на них портретами выдающихся людей в истории России (политики, деятели искусства и литературы и т.д.)
Участники рассаживаются группами по 5-6 человек.
Ребята должны вспомнить фамилию, роль данной личности в истории, период деятельности личности, события, связанные с его именем, произведения, написанные им и т.д. Обсуждение продолжается не более 5 минут.
Защищает свою команду один человек от группы.
Ведущий определяет лучшую команду в классе, которая дала наиболее полный ответ. Ведущий благодарит всех участников игры.
«Урок - суд»
Для проведения такого урока учитель создает две группы учащихся: трое - «судьи», 1- «прокурор (государственный обвинитель)», 1- «адвокат» и «свидетели».
Группы накапливают материал (используют сборники документов, мемуары, публикации в периодической печати) и составляют показания «свидетелей», речи «обвинения» и «защиты».
Процесс проводится не над конкретным лицом, а над явлением, и «подсудимый» - символический («черная книга преступлений фашизма», «фуражка диктатора» - сталинизм).
Для проведения урока необходима специальная расстановка мебели: в центре, у доски - стол «судей», слева - «обвинитель», справа - «адвокат» и «скамья подсудимых».
Урок начинается вводным словом учителя.
После этого объявляется: «Суд идет!».
«Судьи», «обвинитель», «адвокат» занимают свои места.
Урок ведет «председатель суда». Слушаются «обвинительное заключение», «показания свидетелей». С сообщениями выступают «обвинитель» и «адвокат».
«Суд» удаляется на совещание: выносится «приговор».
Пауза, связанная с удалением на совещание, может быть заполнена «мини - пресс конференцией», выступлением «корреспондентов» (4-5 учащихся), которые освещают ход судебного процесса. Чтобы урок прошел интересней, можно использовать фонограммы.
«Семинарское занятие»
Подготовительная часть. Ведущий-учитель за несколько дней объявляет учащимся о семинарском занятии, объявляет тему, перечень вопросов для семинарского занятия. Учащиеся готовят дополнительный материал по теме, читают периодическую печать, анализируют информацию.
Игровая часть. Ведущий объявляет тему, готовит вступительное слово, объявляет по порядку перечень вопросов, учащиеся выступают с докладами, дополняют с мест ответы докладчиков. Ведущий определяет, какое количество баллов в ходе семинара зарабатывает каждый ученик.
В конце семинарского занятия ведущий говорит заключительное слово, делает выводы. Подсчитывает количество баллов для каждого ученика. Благодарит за работу
«Конференция»
Подготовительная часть. До конференции избираем «оргкомитет». Ведущий определяет число «членов оргкомитета». Дадим возможность членам оргкомитета сформулировать все вопросы, которые нужно подготовить до начала конференции: время конференции, рекламу, информационное сообщение (тема конференции, регламент работы, Ф.И.О. докладчиков, тематика докладов). Составить программу работы, размножить, написать приглашения, раздать их. Выбрать в классе председателей секции, подготовить основные вопросы для их работы, составить соответствующие визитные знаки.
Игровая часть.
-Давайте расставим мебель и займем все те места, которые нам положено иметь на пленарном заседании. Начали!
Проводится «пленарное заседание».
По окончании «секретари секции» вывешивают соответствующие названия «секций», объявляют «докладчиков». Одновременно в одном помещении работают несколько «секций»,
Ведущий руководит работой. Выступление «докладчика» не более 5 минут.
После окончания работы все собираются для «заключительного заседания».
Подводится итог конференции, с заключительным докладом выступает «председатель оргкомитета».
Что мы извлекли из этой игры? Какую пользу она нам принесла? Высказаться может каждый.
«Аукцион»
Ведущий готовит вопросы (лоты) для учащихся всего класса по пройденной теме (даты, факты, события). Для проведения игры нужен гонг (или деревянный молоток).
Ведущий ведет аукцион:задает вопросы,комментирует и оценивает ответы, определяет победителя. Побеждает ученик, набравший наибольшее количество фишек, которые получает за правильные ответы. ..
«Турнир ораторов»
Несколько ребят делают сообщения по одной заранее предложенной теме. Оценивает конкурс ведущий (учитель) или избранное жюри. Оцениваются не только знания, но и умение говорить связно, доказательно, викторины, ребусы и т.д., а на уроке разгадывают их. Работать можно индивидуально или в группах.
«Базар головоломок»
Ученики составляют дома кроссворды, чайнворды, историческое домино, хронологическое лото
Ученикам разрешается пользоваться учебником,картами,
вспомогательным и документальным материалом.
Ведущий определяет самых активных, предприимчивых, находчивых. Отмечает как тех учащихся, кто работал дома, так и тих, кто работал на уроке.
«Опорные сигналы»
Текст читаем, стараемся как можно лучше понять, конспектируем текст. В конспектах не должно быть слов и предложений, а только рисунки либо символы (стараемся совсем избегать слов). Текст можно изображать по частям.
Схемы демонстрируем по очереди, объясняем их, а все оценивают и выбирают лучшего игрока. Учитываем оригинальность изображаемого.
Ведущему слово для поздравления победителя. Игра окончена.
Список литературы:
Смирнова Е. О. Детская психология. М., ВЛАДОС, 2006.
Фельдштейн Д. И. Социальное развитие в пространстве-времени детства. М.,
Московский психолого-социальный институт / Флита, 1997.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование современных педагогических технологий в образовательном процессе. Информационно-коммуникационные технологии.
Представлен опыт проведения занятия по теме "Лоскутное шитье" с использованием сквозной презентации....
Использование игровых педагогических технологий в воспитательном процессе
Семинар-практикум для педагогов...
Использование современных педагогических технологий в образовательном процессе
Презентация для проведения семинара...
К ВОПРОСУ ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ИННОВАЦИОННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ КОЛЛЕДЖА
Важнейшим средством активизации процесса обучения, в том числе в среднем профессиональном образовании, является применение инновационных педагогических технологий. Рассмотрим опыт использования иннова...
методическая разработка "Использование современных педагогических технологий в образовательном процессе школы-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"
В методической разработке представлено описание современных педагогических технологий и их практическое применение на уроках музыки с обучающимися ОВЗ в коррекционной школе....
Использование современных педагогических технологий в образовательном процессе
Современные педагогические технологии в образовательном процессе - важная составляющая любого урока....
Статья на тему "Использование современных педагогических технологий в образовательном процессе (из опыта работы педагога дополнительного образования)"
В статье рассматриваются вопросы использования современных педагогических технологий при реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы социально-педагогической направленности...