Дополнительная общеразвивающая программа по хоровому пению "Честь имею"
учебно-методический материал по музыке (6, 7 класс) на тему
Дополнительная общеразвивающая программа «Честь имею» составлена для обучающихся 12 - 15 лет. Программа включает в себя блоки занятий, направленные на развитие голоса, расширение певческого опыта детей. В тоже время, программа включает репертуар, необходимый для организации воспитательного процесса школы. Репертуар предназначен для исполнения на общешкольных праздниках, выездных выступлениях. Условия школы требуют исполнения произведений караоке, поэтому в программу включен репертуар, имеющий механическую запись. Во время занятий развитие голоса проводится с использованием «живого» аккомпанемента. Программа адаптирована для ведения занятий в кадетском классе, репертуар, преимущественно, патриотической направленности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chest_imeyu.doc | 142.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Дополнительная общеразвивающая программа
«Честь имею»
Возраст детей: 12 – 15 лет
Срок реализации программы: 2 года
Педагог дополнительного образования:
Троценко Светлана Николаевна
- Пояснительная записка
Данная программа является адаптированной и составлена на основе программы «Хор» Л.М. Абелян, Е.Я. Гембицкой, В.С. Попова, одобренная Ученым Советом НИИ художественного воспитания АПН СССР [10] (% изменения типовой составил 20%).
Направленность дополнительной общеразвивающей программы: художественно-эстетическая.
Цель программы: способствовать музыкально-эстетическому воспитанию детей путем подъема и развития хоровой культуры.
Для достижения этой цели выделяются следующие задачи:
- способствовать приобретению навыков коллективного пения, способов управления своим голосом.
- формировать у обучающихся культуру общения и поведения в социуме.
- способствовать развитию голосового аппарата, музыкальных и творческих способностей; деловых качеств: ответственности, социальной активности, аккуратности;
- привлекать к выступлениям (участию в творческих конкурсах) на мероприятиях различного уровня.
Новизна программы: дополнительная общеразвивающая программа «Честь имею» отличается от программы «Хор» сроком реализации (2года вместо 3), ограничение по возрасту с 12 до 15 лет. Программа включает в себя блоки занятий, направленные на развитие голоса, расширение певческого опыта детей. В тоже время, программа включает репертуар, необходимый для организации воспитательного процесса школы. Репертуар предназначен для исполнения на общешкольных праздниках, выездных выступлениях. Условия школы требуют исполнения произведений караоке, поэтому в программу включен репертуар, имеющий механическую запись. Во время занятий развитие голоса проводится с использованием «живого» аккомпанемента. Программа адаптирована для ведения занятий в кадетском классе, репертуар, преимущественно, патриотической направленности.
Актуальность программы: в основном, все программы, которые проектируются в системе дополнительного образования, предназначаются в основном для занятий во внеурочное время на базе групп сформированных по интересам, разновозрастной комплектации, основаны на определенной материально-технической базе учреждения дополнительного образования. Дополнительная общеразвивающая программа «Честь имею» составлена для занятий в классном коллективе кадет в общеобразовательной школе. Как показывает практика, не все дети могут реализовать себя в процессе учебной деятельности в силу неоднородности развития когнитивных процессов, чувствуют себя неуспешными. Актуальность программы «Честь имею» заключается в том, что она направлена на создание условий реализации своих творческих способностей для каждого ребенка, дает возможность каждому проявить себя, почувствовать себя успешным.
Педагогическая целесообразность дополнительной общеразвивающей программы заключается в соответствии желаемых изменений свойств и качеств личности обучаемого (коллективизм, способность чувствовать и ценить красоту настоящей дружбы и товарищества, требовательность к себе и другим, самодисциплина) поставленным целям и задачам обучения, выбранным методам обучения (наблюдение, наглядно-образные, слуховые, практические и др.)
Тип программы: адаптированная.
Срок реализации программы – 2 года, адресована детям среднего школьного возраста - мальчикам и девочкам 12-15 лет. Группа комплектуется из числа обучающихся кадетского класса. Состав группы постоянный, допускается прием в коллектив обучающихся вновьприбывших в кадетский класс. Максимальное количество обучающихся – 30 человек, минимальное – 15.
Дополнительная общеразвивающая программа «Честь имею» имеет межпредметные связи с учебными предметами музыка, литература, изобразительное искусство, история, мировая художественная культура, культура здоровья.
Организация учебного процесса: форма проведения занятий групповые, проводит педагог-совместитель, выполняющий функции дирижера и аккомпаниатора. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 часу, допускается проведение спаренных занятий. Согласно СанПиН 2.4.2.1178-02 [11] учебное занятие (1 час) длится 41 минуту, т.к. программа рассчитана на нагрузку педагога 0.1 ставки, что составляет 1.8 часа в неделю. Программа реализуется в ежегодно в период с 01.09. по 31.05., что составляет, в среднем, 38 учебных недель.
Ожидаемый результат: пройдя обучение по дополнительной общеразвивающей программе «Честь имею», обучающиеся получат:
- широкий спектр информации эстетического содержания;
- комплекс знаний и навыков по хоровому пению;
- практические навыки для самостоятельного исполнительства;
- знания по музыкальной культуре и истории;
- знания и умения, которые в дальнейшем он сможет применить во взрослой жизни (умение наладить контакт с другим человеком и коллективом, раскрыть свои творческие возможности и применить их на деле, общаться с аудиторией, не теряться в различных жизненных ситуациях, коллективизм, способность чувствовать и ценить красоту настоящей дружбы и товарищества, требовательность к себе и другим, самодисциплина).
Первый уровень результатов:
- осознание детьми силы коллективного исполнения, того, что песня, спетая хором, звучит выразительнее и ярче;
- приобщение ребенка к музыкальной культуре, формирования лучших человеческих качеств;
- приобретение навыков музыкального исполнительства, позволяющие им, творчески проявлять себя в искусстве;
- творческое выполнение учебных заданий, заинтересованность в личном росте;
- участие в классных мероприятиях, наблюдение и беседы с учащимися и их родителями на музыкальных праздниках и конкурсах;
- через музыку учащиеся моделируют свои эмоции, чувства, учатся любить и ненавидеть, сочувствовать, сопереживать, учатся быть людьми и уважать человеческое в человеке.
Второй уровень результатов:
- формирование и поддержание интереса к хоровому пению,
- участие всех детей в проводимых общешкольных мероприятиях, конкурсах, новогодних представлениях,
- использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни;
- пение дома, в кругу друзей и сверстников, на внеклассных и внешкольных музыкальных занятиях, школьных праздниках;
- слушания музыкальных произведений разнообразных стилей, жанров и форм;
- музыкальное самообразование: знакомства с литературой о музыке, слушания музыки в свободное от уроков время (посещение концертов, музыкальных спектаклей, прослушивание музыкальных радио- и телепередач и др.);
- определение своего отношения к музыкальным явлениям действительности;
- выражения своих личных музыкальных впечатлений в форме устных выступлений и высказываний на музыкальных занятиях, эссе, рецензий.
Третий уровень результатов:
- размышление о музыке и ее анализ, выражение собственной позиции относительно прослушанной музыки;
- выступление на отчетных концертах школы перед населением, участие в благотворительных концертах, перед ветеранами ВОВ, инвалидами;
- участие в муниципальных конкурсах.
В результате освоения программы обучающиеся достигнут следующих личностных и метапредметных результатов:
- ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «народ», «национальность» и т.д.;
- уважать свой народ, другие народы, принимать ценности других народов;
- самостоятельно оценивать качество исполнения свое и товарищей;
- определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку;
- отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников, электронные диски;
- сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет);
- анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты;
- участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки;
- оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуации;
- выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи);
- отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета, аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений;
- критично относиться к своему мнению, уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций;
- понимать точку зрения другого;
- участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом, предвидеть последствия коллективных решений.
Способы диагностики результативности:
- тесты, беседы с детьми,
- наблюдение за участием детей в общешкольных музыкальных конкурсах и праздниках,
- выполнение учащимися самостоятельных творческих заданий во время учебного процесса,
- предоставление самостоятельного выбора произведений для разучивания и исполнения.
Формы подведения итогов реализации дополнительной общеразвивающей программы:
1. оценка эффективности занятий:
- для оценки знаний, полученных на занятиях по программе, проводится тестирование обучающихся в конце 2 года обучения;
- оценка навыков вокально-хорового пения проводится посредством наблюдения за обучающимися во время концертных выступлений, исполнения песенного репертуара в ходе занятий, а также желание детей заниматься по данной программе;
- коммуникативные навыки отслеживаются посредством наблюдения за воспитанниками в различных жизненных ситуациях, на основе бесед с классными руководителями, родителями.
2. участие в концертах, конкурсных программах, результативность участия.
- Учебно-тематический план
Цели и задачи 1 года обучения
- Приобрести навыки коллективного пения;
- привить любовь к пению;
- развитие деловых качеств: ответственности, аккуратности.
- привить навык самоконтроля за своим пением.
№ | ТЕМА | Кол-во часов | ||
Всего | Практика | Теория | ||
1 | Организационное занятие. Вводный инструктаж по ТБ и ОТ. | 1 | 0 | 1 |
2 | Основные правила вокально-хорового пения. | 12 | 6 | 6 |
3 | Певческая установка. | 9 | 6 | 3 |
4 | Дыхание. | 6 | 4 | 2 |
5 | Дирижерский жест. | 6 | 4 | 2 |
6 | Звукообразование. | 12 | 6 | 6 |
7 | Дикция. | 8 | 6 | 2 |
8 | Скороговорка | 2 | 1 | 1 |
9 | Фразировка. | 9 | 6 | 3 |
10 | Строй и ансамбль. | 4 | 2 | 2 |
11 | Охрана детского голоса. | 2 | 1 | 1 |
12 | Экскурсии | 2 | 2 | 0 |
13 | Выступления на школьных праздниках | 3 | 3 | 0 |
Всего: | 76 | 47 | 29 |
- Содержание программы
1 год обучения
Тема 1. Организационное занятие, вводный инструктаж по охране труда и технике безопасности. 1 час
Теория. Знакомство с детским коллективом. Беседа о целях и задачах занятий по программе, инструктирование обучающихся.
Тема 2. Основные правила вокально-хорового пения. 12 часов
Теория. Беседа о том, как нужно беречь голос, о певческой посадке и постановке корпуса.
Практика. Упражнения.
Формы контроля над результатами обучения: Устное оценивание
Тема 3. Певческая установка. 9 часов
Теория. Беседа о правильном положении корпуса во время пения, сидя и стоя.
Практика. Упражнения, исполнение певческого репертуара.
Тема 4. Дыхание. 6 часов
Теория. Беседа о певческом дыхании, его особенностях и способах тренировки.
Практика. Тренировочные упражнения.
Тема 5. Дирижерский жест. 6 часов
Теория. Показать обучающимся необходимость внимательно следить за рукой дирижера, отработать пение с дирижерским жестом песенного материала.
Тема 6, 7, 8, 9. Звукообразование. Дикция. Скороговорка. Фразировка. (12, 8, 2, 9 часов)
Теория. Беседа о том, как ясно и четко выговаривать слова песен, упражнений, правильно формировать гласные и четко произносить согласные. Учить правильной необходимой активности артикуляционного аппарата. Пояснить необходимость осознания фразы для ее правильного, художественного исполнения.
Практика. Вокально – хоровая работа над репертуаром.
Тема 10. Строй и ансамбль. 4 часа
Теория. Беседа о том, что необходимо при исполнении произведений слушать других исполнителей, стараться петь в унисон со своей партией.
Практика. Упражнения, песенный материал.
Тема 11. Охрана детского голоса. 2 часа
Теория. Беседа о правилах сохранения детского голоса.
Практика. Упражнения.
Знания, умения и навыки 1 года обучения
- Знания и навык правильной певческой постановки корпуса (сидя и стоя);
- отличие певческого дыхания и обиходного, навык нижнереберного диафрагмального дыхания;
- умение петь вместе, ориентируясь на дирижерский жест; вместе вступать и заканчивать фразу.
Цели и задачи 2 года обучения
- Научить управлять своим голосом во время коллективного пения;
- формировать культуру поведения в социуме;
- развитие деловых качеств: ответственности, социальной активности, аккуратности.
- развитие певческого голоса;
- формирование навыка двухголосного пения.
№ | ТЕМА | Кол-во часов | |||
Всего | Практика | Теория | |||
1 | Организационное занятие. Вводный инструктаж по ТБ и ОТ. | 1 | 0 | 1 | |
2 | Правила вокально-хорового пения. | 3 | 2 | 1 | |
3 | Дыхание. | 6 | 6 | 0 | |
3.1 | Отличие певческого и обиходного дыхания. | 2 | 2 | 0 | |
3.2 | Тренировка певческого дыхания. Задержка дыхания. | 2 | 2 | 0 | |
3.3 | «Цепное» дыхание. | 2 | 2 | 0 | |
4 | Музыкальная грамота | 17 | 10 | 7 | |
4.1 | Что такое нота? Ручные знаки. | 3 | 1 | 2 | |
4.2 | Звукоряд. Скрипичный ключ. | 3 | 1 | 2 | |
4.3 | Такт и тактовая черта. Пение по нотам. | 3 | 1 | 2 | |
4.4 | Лады. | 2 | 2 | 0 | |
4.5 | Длительности нот. | 2 | 2 | 0 | |
4.6 | Гамма. | 2 | 2 | 0 | |
4.7 | Сочиняем сами. | 2 | 1 | 1 | |
5 | Развитие голоса. | 34 | 26 | 8 | |
5.1 | Гласные звуки. Правильное положение рта при пении гласных. | 8 | 6 | 2 | |
5.2 | Звуки гласные и согласные в пении. Вокализ. | 8 | 6 | 2 | |
5.3 | Артикуляционная гимнастика В.Емельянова. | 8 | 6 | 2 | |
5.4 | Инотонационно-фонетические упражнения В.Емельянова. | 5 | 4 | 1 | |
5.5 | Голосовые сигналы доречевой коммуникации. | 5 | 4 | 1 | |
6 | Двухголосное пение. | 8 | 6 | 2 | |
6.1 | Ритмическое двухголосие. | 4 | 3 | 1 | |
6.2 | Канон в народной песне. | 2 | 1 | 1 | |
6.3 | Двухголосная мелодия. | 2 | 2 | 0 | |
7 | Исполнительские задачи хора. | 4 | 2 | 2 | |
7.1 | Концентрация на исполнительских задачах. | 2 | 1 | 1 | |
7.2 | Устранение сценического волнения | 2 | 1 | 1 | |
8 | Выступления на школьных праздниках | 3 | 3 | 0 | |
Всего: | 76 | 55 | 21 |
Содержание программы
2 год обучения
Тема 1. Организационное занятие. Вводный инструктаж по ТБ и ОТ. 1 час
Теория. Беседа о целях и задачах занятия в кружке на 2 году обучения. Проведение инструктажа ОТ и ТБ.
Тема 2. Правила вокально-хорового пения. 3 часа
Теория. Беседа о том, как нужно соблюдать правильную певческую установку при пении, сохранять дыхание на более продолжительных фразах, сознательно следить за кратковременной задержкой дыхания перед пением, сознательно следить за дыханием в песнях, исполняемых пиано и пианиссимо, при длительном ослаблении звучности. Менять характер дыхания в зависимости от характера песни или ее части.
Практика. Практические занятия и упражнения по закреплению навыка правильной певческой установки, певческого дыхания. Закрепления навыков на песенном материале.
Тема 3. Дыхание. 6 часов
Теория. Рассмотреть разницу между певческим и обиходным дыханием.
Практика. Упражнения, тренирующие дыхание, отработка задержки дыхания и «цепного» дыхания.
Тема 4. Музыкальная грамота. 17 часов
Теория. Помочь детям усвоить основные музыкальные понятия.
Практика. Сочинение попевок самостоятельно.
Тема 5. Развитие голоса. 34 часа
Теория. Освоение основными приемами певческого голоса через усвоение упражнений В.Емельянова.
Практика. Освоение системы упражнений ФМРГ.
Тема 6. Двухголосное пение. 8 часов
Теория. Особенности пения на два голоса. Народные песни и двухголосие.
Практика. Разделение детей по голосам. Освоение навыков двухголосия через ритмическое двухголосие, затем двухголосных мелодий.
Тема 7. Исполнительские задачи хора. 4 часа
Теория. Советы по стилю поведения на сцене и перед выступлением.
Практика. Психологические тренинги для снятия стресса и приобретения навыков самообладания.
ЗУН 2 года обучения
- Навык правильной певческой постановки корпуса (сидя и стоя);
- основы музыкальной грамоты;
- умение петь вместе, ориентируясь на дирижерский жест;
- исполнять свою партию в двухголосном произведении
- умение сконцентрироваться на исполнении, не волноваться до и во время исполнения.
- Методическое обеспечение программы
На занятиях используются фонограммы песен, наглядный материал к песенному репертуару, репертуарные сборники современных, зарубежных композиторов.
Программа обеспечена разработками бесед по темам, лекционным материалом, рекомендациями для педагога для проведения практических работ (Приложение №1).
- Мониторинг отслеживания результатов
Этапы педагогического контроля
№ | Вид | Цель | Форма | Сроки |
1 | Текущий | Отслеживание результатов усвоения учащимися знаний, умений и навыков, полученных в ходе занятия. | Наблюдение, фронтальный и индивидуальный опрос. | Каждое занятие, выступление |
2 | Промежуточный | Отслеживание результатов усвоения учащимися знаний, умений и навыков, полученных по определенной теме. | Наблюдение, фронтальный и индивидуальный опрос, индивидуальные и групповые зачеты (по муз. репертуару) | Последнее занятие по каждой теме, выступление |
3 | Итоговый | Выявление уровня теоретических знаний. | Тестирование | Итоговое занятие на 2 году обучения – тестирование |
Тест
2 год обучения
1.Правильная певческая посадка это_______________________________________________________________________________
2.Вдох при пении должен быть:
а)коротким и бесшумным;
б)долгим и бесшумным;
в)коротким и слышным.
3.Выдох при пении должен быть:
а) коротким и бесшумным;
б)долгим и бесшумным;
в) коротким и слышным.
- «Цепное» дыхание – это:
а)одновременное для всего коллектива;
б)когда дыхание берут по очереди;
в)когда дыхание берут по очереди незаметно для слушателей.
5.Канон – это:
а)исполнение песни одноголосно;
б)одновременное двухголосие;
в)пение двухголосно одной и той же партии по очереди.
Индивидуальное тестирование
1.Провести дыхательную разминку.
2.Показать правильную певческую посадку.
3.Исполнить одноголосную и двухголосную песню (свою партию).
4.Прохлопать ритмический рисунок, показать звуковысотность мелодии.
6. Список литературы:
а) для педагога:
- Агапова И.А., Давыдова М.А. 30 музыкальных занятий. – М.,2002.
- Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта.-М.:Владос, 2000.
- Блейз О.С. Все о музыке.- М., 2001.
- Дмитриева Л.Г.,Черноиваненко Н.М. Методика музыкального воспитания в школе.-М., 2000.
- Емельянов В.В. Развитие голоса.- СПб.:Издательство «Лань», 2003.
- Далецкий О.В. Обучение пению.- М, 2003.
- Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей.- Ярославль, 1997.
- Никитина Л.Д. История русской музыки.- М.,2000.
- Няруй С. Праздник тундры.-Салехард,1997.
- Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. М.: ПРОСВЕЩЕНИЕ,1981 год
- Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей, санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.3172-14
б) для обучающихся и родителей:
- Блейз О.С. Все о музыке.- М., 2001.
- Гримшоу К. Музыка. – М.,1999.
- Детская музыкальная энциклопедия.- М., 2002.
- Лидина Т. Я умею петь.- Ростов н/Д, 2000.
- Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей.- Ярославль, 1997.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактический материал по дополнительному образованию "Знакомимся с цифрами" (в рамках дополнительной общеобразовательной программы (дополнительная общеразвивающая программа). "Веселый счет ")
Знакомство детей с цифрами в стихотворной форме....
Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) «Музыкальная шкатулка»
Дополнительная общеразвивающая программа по музыке для детей с отклонениями в умственном развитии. В ней подробно описаны этапы, разделы программы и ее актуальность для данной категории детей....
Дополнительная общеразвивающая программа вокально-хорового пения «Экспромт».
Дополнительная общеразвивающая программа вокально-хорового пения «Экспромт» разработана в соответствии с основными положениями Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» (от 29....
Репертуар к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе "Вокально-хоровое пение"
Репертуар музыкального материала к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе "Вокально-хоровое пение"...
Дополнительная общеразвивающая программа «Хоровое пение».
Адресат Программы – обучающиеся 8-11 лет. Срок реализации программы-2 года. Учебная нагрузка по программе: 4 раза в неделю по 1 академическому часу, 34 недели, 136...
дополнительная общеразвивающая программа «Хоровое пение»
Общеразвивающая программа дополнительного образования «Хоровое пение» разработана для занятий кружка среднего и старшего хора в соответствии с основными положения...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «ВОКАЛЬНО-ХОРОВАЯ РАБОТА» (12 часов)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Направленность программы - художественно - эстетическаяУровень освоения – общекультурныйАдресат программы -Данная программа рассчитана на работу с детьми...