ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «ВОКАЛЬНО-ХОРОВАЯ РАБОТА» (12 часов)
методическая разработка по музыке
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направленность программы - художественно - эстетическая
Уровень освоения – общекультурный
Адресат программы -
Данная программа рассчитана на работу с детьми 7-10 лет
Объем программы и срок освоения - 12 часов
Актуальность:
Программа направлена на развитие эстетических качеств ребенка; данная деятельность заинтересовывает его в области искусства, развивает его творческие способности
Хоровое пение активизирует слух, укрепляет память, развивает творческие способности благодаря вовлечению каждого ребенка в интересную практическую деятельность.
Хоровое исполнительство несет широкую образовательную функцию. Оно активизирует идеологическую направленность, психическую деятельность, воспитывает память, чувства, вкус, артистичность, выразительность, эмоциональность.
Хоровое пение с его многовековыми традициями, высоким и неувядаемым профессионализмом, глубоким духовным содержанием, могучим воздействием на эмоциональный, нравственный и интеллектуальный строй как исполнителей, так и слушателей, с его относительной (иногда обманчивой) простотой и доступностью, демократичностью было и остается надежным щитом отечественной певческой и музыкальной культуры, надежным и испытанным средством музыкального воспитания и образования народных масс и повышения общей культуры подрастающего поколения.
Хоровое пение не должно рассматриваться только как коллективное разучивание музыкальных произведений для последующего неминуемого выступления на сцене. Хоровое пение - это часть емкого, глубокого, обширного понятия "музыкально-хоровая культура", постигая которую человек, прежде всего, постигает и творит самого себя. Мир культуры дает человеку духовную свободу, то есть возможность выбора в альтернативных условиях.
Хоровое пение является транслятором народного многовекового певческого опыта со своим специфическим языком (ноты, партитуры, гармоническое и полифоническое многоголосие). В культуру народного хорового песнетворчества входит целый спектр сопутствующих, но крайне важных для становления и социализации личности моментов: формирование критериев прекрасного и безобразного; регулирование взаимоотношений поющих между собой; определение норм общения как в процессе хоровых репетиций, так, проецируя, и в обычной, повседневной жизни; обучение людей гибкости сосуществования при сохранении личного достоинства, интеллигентности, дружелюбности и доброжелательности. В этом плане восстанавливать фундамент культуры надо с понятий права, долга и ответственности, что прекрасно вписывается в культуру хорового пения.
Актуальность данной программы заключается в необходимости воспитания у подрастающего поколения духовности посредством многообразной хоровой культуры. А также в потребности детей выражать свой творческий потенциал средствами хорового искусства.
Новизна программы состоит в том, что в процессе обучения учащиеся получают знания о простейших закономерностях хорового исполнительства, традиция коллективного музицирования проявляется в композиции, в музыкальной передаче эмоции человека, тончайших переливов настроения, душевных порывов, эмоциональной напряженности.
Организационно-педагогические условия реализации:
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kdop_vokalno-horovaya_rabota_2023.docx | 58.22 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 495
МОСКОВСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
ПРИНЯТО | УТВЕРЖДЕНО |
Педагогическим советом | Приказ № ___ от _____________ г. |
ГБОУ школы № 495 | Директор |
Протокол № ___ от ______________ г. | _______________/_______________ |
подпись ФИО |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«ВОКАЛЬНО-ХОРОВАЯ РАБОТА»
Срок освоения: 6 дней
Возраст обучающихся: 7-10 лет
Разработчик:
Сергеева Ю.А.
педагог дополнительного образования
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направленность программы - художественно - эстетическая
Уровень освоения – общекультурный
Адресат программы -
Данная программа рассчитана на работу с детьми 7-10 лет
Объем программы и срок освоения - 12 часов
Актуальность:
Программа направлена на развитие эстетических качеств ребенка; данная деятельность заинтересовывает его в области искусства, развивает его творческие способности
Хоровое пение активизирует слух, укрепляет память, развивает творческие способности благодаря вовлечению каждого ребенка в интересную практическую деятельность.
Хоровое исполнительство несет широкую образовательную функцию. Оно активизирует идеологическую направленность, психическую деятельность, воспитывает память, чувства, вкус, артистичность, выразительность, эмоциональность.
Хоровое пение с его многовековыми традициями, высоким и неувядаемым профессионализмом, глубоким духовным содержанием, могучим воздействием на эмоциональный, нравственный и интеллектуальный строй как исполнителей, так и слушателей, с его относительной (иногда обманчивой) простотой и доступностью, демократичностью было и остается надежным щитом отечественной певческой и музыкальной культуры, надежным и испытанным средством музыкального воспитания и образования народных масс и повышения общей культуры подрастающего поколения.
Хоровое пение не должно рассматриваться только как коллективное разучивание музыкальных произведений для последующего неминуемого выступления на сцене. Хоровое пение - это часть емкого, глубокого, обширного понятия "музыкально-хоровая культура", постигая которую человек, прежде всего, постигает и творит самого себя. Мир культуры дает человеку духовную свободу, то есть возможность выбора в альтернативных условиях.
Хоровое пение является транслятором народного многовекового певческого опыта со своим специфическим языком (ноты, партитуры, гармоническое и полифоническое многоголосие). В культуру народного хорового песнетворчества входит целый спектр сопутствующих, но крайне важных для становления и социализации личности моментов: формирование критериев прекрасного и безобразного; регулирование взаимоотношений поющих между собой; определение норм общения как в процессе хоровых репетиций, так, проецируя, и в обычной, повседневной жизни; обучение людей гибкости сосуществования при сохранении личного достоинства, интеллигентности, дружелюбности и доброжелательности. В этом плане восстанавливать фундамент культуры надо с понятий права, долга и ответственности, что прекрасно вписывается в культуру хорового пения.
Актуальность данной программы заключается в необходимости воспитания у подрастающего поколения духовности посредством многообразной хоровой культуры. А также в потребности детей выражать свой творческий потенциал средствами хорового искусства.
Новизна программы состоит в том, что в процессе обучения учащиеся получают знания о простейших закономерностях хорового исполнительства, традиция коллективного музицирования проявляется в композиции, в музыкальной передаче эмоции человека, тончайших переливов настроения, душевных порывов, эмоциональной напряженности.
Организационно-педагогические условия реализации:
- Язык реализации - русский
- Условия набора и формирования групп - принимаются все желающие. Наполняемость группы - 15 человек
- Условия реализации – реализуется в каникулярный период
- Форма обучения – очная
- Формы организации и проведения занятий – групповая, индивидуальная формы; беседа, практическая работа, занятие-игра, репетиция.
- методы обучения – словесный, практический, игровой, упражнения, наглядный
- Кадровое обеспечение программы -
Для реализации данной образовательной программы рекомендовано профессиональное музыкальное образование и педагогическое образование.
- Материально-техническое обеспечение программы – кабинет,
пианино, фонограммы, партитуры, компьютер, музыкальный центр.
Цель: Создание условий для развития музыкальных способностей ребенка посредствам приобщения к хоровому искусству.
Задачи:
Обучающие:
- Привить любовь к хоровому пению через приобщение к вокально-хоровой музыке;
- Познакомить с основными правилами хорового исполнительства;
Развивающие:
- Расширить музыкальный кругозор учащихся;
- Развивать познавательные процессы: память, внимание, воображение, образное мышление, эмоциональное восприятие музыки;
- Развить у учеников мелодический и гармонический слух
Воспитательные:
- Приобщить к духовным и культурным ценностям мировой и национальной культуры;
- Воспитывать культуру общения, сотрудничества и сотворчества;
- Воспитывать культуру поведения;
- Сформировать художественно-эстетический вкус
Планируемые результаты освоения ДОП:
Личностные:
- Развить положительный эмоциональный настрой;
- Расширение музыкального кругозора;
- Овладение элементами сценической культуры;
- Получение навыков чистого интонирования мелодий при исполнении произведений в хоре.
Метапредметные:
- Умение слушать взрослого;
- Формирование чувства ансамбля при пении;
- Умение эффективно работать самостоятельно и в группе;
Предметные:
- Основные принципы работы в хоровом коллективе;
- Основные навыки певческого дыхания и вокальной артикуляции;
- Основные навыки певческой эмоциональности и выразительности;
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
№ п/п | Название раздела/темы | Количество часов | Формы контроля/аттестации | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1 | Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. | 1 | 0,5 | 0,5 | Опрос |
I | Вокально-хоровая работа | ||||
1. | Певческая установка, дыхание | 2 | 0,5 | 1,5 | Показ, контрольные задания |
2. | Развитие основных свойств певческого голоса. Вокально-интонационные упражнения | 2 | 0,5 | 1,5 | Контрольные задания, анализ ошибок |
3. | Музыкально – ритмические навыки. | 1 | 0,5 | 0,5 | Показ, занятие - игра |
4. | Хоровая партитура. Унисон, хоровой строй, ансамбль. | 2 | 0,5 | 1,5 | Контрольные задания |
IV | Репетиционная работа | ||||
1. | Работа над партиями | 1,5 | 0 | 1,5 | Анализ ошибок |
2. | Работа над произведениями | 1,5 | 0 | 1,5 | Анализ ошибок |
4. | Контрольное и итоговое занятие | 1 | 0 | 1 | Показ |
Всего | 12 | 2,5 | 9,5 |
КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
УТВЕРЖДЕН | |
Приказ № ___ от _____________ г. | |
Директор ГБОУ школы № 495 Назарова Т. И. | |
______________/___________________ | |
подпись ФИО | |
__________________ г. |
КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
реализации краткосрочной дополнительной общеразвивающей программы
«ВОКАЛЬНО-ХОРОВАЯ РАБОТА»
На 202_/202_ учебный год
Год обучения, группа | Дата начала занятий | Дата окончания занятий | Количество учебных недель | Количество учебных дней | Количество учебных часов | Режим занятий |
1 год | 3 | 6 | 12 | 2 занятия в неделю по 2 часа (академический час – 45 минут) |
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №495
Московского района Санкт-Петербурга
Отделение дополнительного образования детей
ПРИНЯТО УТВЕРЖДЕНО
Приказ № от г.
Педагогическим советом школы Директор ГБОУ школы № 495
ГБОУ школы № 495
Московского района
Санкт-Петербурга Т. И. Назарова
Протокол № от г. «____»____________2023г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
К КРАТКОСРОЧНОЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЕ
«ВОКАЛЬНО – ХОРОВАЯ РАБОТА»
Разработчик:
Сергеева Ю.А.,
Педагог дополнительного
образования
Санкт-Петербург
2023
Задачи:
Обучающие:
- Привить любовь к хоровому пению через приобщение к вокально-хоровой музыке;
- Познакомить с основными правилами хорового исполнительства;
Развивающие:
- Расширить музыкальный кругозор учащихся;
- Развивать познавательные процессы: память, внимание, воображение, образное мышление, эмоциональное восприятие музыки;
- Развить у учеников мелодический и гармонический слух
Воспитательные:
- Приобщить к духовным и культурным ценностям мировой и национальной культуры;
- Воспитывать культуру общения, сотрудничества и сотворчества;
- Воспитывать культуру поведения;
- Сформировать художественно-эстетический вкус
Содержание программы:
Вводное занятие
Теория
Знакомство с основными разделами и темами программы, режимом работы коллектива, правилами поведения в кабинете, правилами личной гигиены вокалиста. Подбор репертуара. Инструктаж по технике безопасности.
Практика
Диагностика вокальных данных детей (музыкальный слух, память, чистота интонирования). Определение уровня их музыкальной подготовки.
Форма контроля: опрос
- Вокально-хоровая работа
Певческая установка, дыхание
Теория
Определение понятий «певческая установка», «певческое дыхание». Типы дыхания: ключичное, грудное, нижнереберно-диафрагматическое. Механизм певческого дыхания. Правильное положение корпуса, шеи, головы при пении. Пение в положении стоя и сидя.
Практика
Дыхательные упражнения для
- выработки навыков дыхания через нос;
- работы мышц, помогающих правильному регулированию дыхания;
- формирования навыка продолжительного и плавного выдоха;
- формирования короткого и задержанного дыхания;
- формирования навыка цепного дыхания.
Форма контроля: Контрольные задания
Развитие основных свойств певческого голоса. Формирование вокально-хоровых навыков
Теория
Определение понятий: «звуковой диапазон», «динамический диапазон»,«тембр», «резонаторы» «вибрато», «певческая позиция», «дикция». Характеристика высоких и низких голосов, их различия. Речевой, певческий, «рабочий» диапазон. Границы диапазона. Головные и грудные резонаторы.
Определение понятий «звуковедение», «звукообразование», «атака звука», «вокальная артикуляция», Основные виды звуковедения: legato, staccato, non legato. Атака звука: твердая, мягкая. Значение артикуляции в пении. Музыкальный слух и память.
Практика
Вокально-интонационные упражнения
Упражнения используются с целью овладения техническими приемами, способствующими правильному, выразительному исполнению музыкальных произведений. Они содействуют укреплению голосового аппарата, развивают его гибкость и выносливость, способствуют развитию вокальной техники, направлены на развитие
вокально-певческих навыков учащегося.
Упражнения для
- выработки навыков исполнения звуковедений legato, staccato, non legato;
- выработки ровного тембрального звучания голоса в разных регистрах;
- расширения певческого диапазона;
- выработка навыка исполнения контрастной и подвижной динамики;
- развития подвижности артикуляционного аппарата;
- выработки четкой дикции, правильной артикуляции;
- приобретения навыков пения унисона;
- развития ладогармонического слуха;
- развития подвижности голоса;
Форма контроля: Контрольные задания, анализ ошибок.
Музыкально-ритмические навыки
Практика
Для выработки музыкально-ритмических навыков необходимо:
- учить ритмично двигаться в соответствии с различным характером музыки, динамикой, регистрами;
- отличать в движении сильную долю такта;
- закреплять навык самостоятельного движения, начинать и заканчивать движение с началом и окончанием музыки;
- точно начинать движение после вступления;
- передавать хлопками простой ритмический рисунок.
Форма контроля: Показ, занятие - игра
Хоровая партитура. Унисон, хоровой строй, ансамбль звучания
Теория
Определение понятий «хоровая партитура», «хоровой строй», «хоровой ансамбль», «унисон».
Практика
Выработка у учащихся навыков пения в унисон. Обучение умению пения без сопровождения и с ним. Воспитание навыков пения в ансамбле: слушать и контролировать себя при пении, слушать всю партию, весь хор, сливаясь с общим звучанием по звуковысотности, ритму, не выделяясь по силе звучания, сохраняя индивидуальную красоту своего тембра. Работа над мелодическим (горизонтальным) и гармоническим (вертикальным) строем. Одновременно со всей партией или хором усиливать или ослаблять звучность, выдерживать постоянный темп, если нужно, вместе со всеми ускорять или замедлять его; правильно исполнять ритмический рисунок, одновременно с партией, хором произносить согласные, начинать и завершать произведение.
Формы контроля: Контрольные задания.
- Репетиционная работа
Работа над партиями
Показ и прослушивание репертуарных произведений, сведения об их авторах. Разбор, анализ и изучение мелодической линии каждой хоровой партии. Отработка технически трудных мест. Работа над тембральным унисоном, единообразием манеры звукоизвлечения. Формирование навыков пения в ансамбле.
Форма контроля: Анализ ошибок.
Работа над произведениями
Разучивание произведений по фразам в сопровождении инструмента. Работа над средствами музыкальной выразительности (мелодия, лад, гармония, темп, метр, ритм, динамика и др.), способствующих раскрытию художественного образа произведения. Тренировка вокально-технических навыков, необходимых для передачи музыкального содержания песни. Работа над фразировкой, нюансировкой, кульминацией произведения. Работа над хоровым ансамблем, строем (в многоголосных произведениях), чистотой и устойчивостью вокальной интонации (в произведениях a capella). Исполнение произведений от начала до конца. Выработка навыка выразительного исполнения, свидетельствующего о вокальной культуре исполнителя. Формирование осознанного подхода к исполнению музыкального произведения (восприятие идей композитора и поэта, включение воображения, фантазии, постижение образно-эмоционального содержания произведения, внесение творческих идей в исполнение). Развитие навыка самоконтроля во время пения.
Форма контроля: Анализ ошибок.
- Контрольное итоговое занятие
Особую роль в формировании вокальной культуры детей играет опыт концертных выступлений. Он помогает преодолевать психологические комплексы – эмоциональную зажатость, боязнь сцены, воспитывает волю, способствует реализации стремлений творческого самовыражения учащихся.
Форма контроля: Показ
Планируемые результаты освоения ДОП:
Личностные:
- Развить положительный эмоциональный настрой;
- Расширение музыкального кругозора;
- Овладение элементами сценической культуры;
- Получение навыков чистого интонирования мелодий при исполнении произведений в хоре.
Метапредметные:
- Умение слушать взрослого;
- Формирование чувства ансамбля при пении;
- Умение эффективно работать самостоятельно и в группе;
Предметные:
- Основные принципы работы в хоровом коллективе;
- Основные навыки певческого дыхания и вокальной артикуляции;
- Основные навыки певческой эмоциональности и выразительности;
В результате реализации общеразвивающей программы «Вокально – хоровая работа» обучающиеся становятся любителями хорового и музыкального искусства, овладевают начальным опытом самостоятельной творческой деятельности.
Календарно-тематический план
№ п/п | Тема занятия | Часы | Форма занятия | Элементы содержания | Форма подведения итогов | Основной вид деятельности | Дата |
1 | Вводное занятие. Хоровое пение – искусство уникальных возможностей. Инструктаж по технике безопасности. Певческая установка, дыхание | 2 | Словесная/наглядно-слуховая | Рассказ о важности хорового пения как для культурного развития, так и физического; Зачитывание инструкции по технике безопасности; Знакомство с голосовым аппаратом и его строением; Выполнение дыхательных упражнений, дыхательной гимнастики; Отработка навыков пения сидя и стоя; | Выполнение практических заданий, упражнений | Комбинированный | |
2 | Развитие основных свойств певческого голоса; Здоровый образ жизни, виды здоровьесберегающих технологий; Формирование вокально-хоровых навыков; Вокально-интонационные упражнения | 2 | Словесная/наглядно-слуховая/практическая | Активизация артикуляционного аппарата; Овладение навыками пения с мягкой, твердой, придыхательной атакой; Навык использования единого положения гортани во время исполнения песенного репертуара. |
| Комбинированный | |
3 | Хоровая партитура. Унисон, хоровой строй ансамбль | 2 | Практическая | Освоение вокально-хоровых упражнений для развития певческих навыков; Расширение диапазона. Элементарный анализ особенностей мелодии, подбор по слуху песен с поступенным движением; Освоение ансамблевых навыков, воспитание внимания и выдержки | Сольное и ансамблевое музицирование | Комбинированный | |
4 | Основы сценического мастерства; Музыкально – ритмические навыки; Слушание музыки. Просмотр видеозаписей концертных выступлений. | 2 | Словесная/наглядно-слуховая | Распределение звука в пространстве; Формирование понятия «Академическая манера исполнения»; Формирование навыка звукообразования; Ритмизация стихов: чтение простейших ритмических партитур, исполнение упражнений на развитие темпо-ритма. | Беседа/Творческое задание | Комбинированный | |
5 | Работа над партиями; Работа над произведениями; Сводные репетиции | 2 | Практическая | Пение простых попевок и песен в размере 2/4; Освоение элементов музыкальной грамоты; Фиксирование понятий «музыкальная форма», «фразировка»; Знакомство с динамическими оттенками; Совершенствование гармонического слуха; | Сольное и ансамблевое музицирование | Комбинированный | |
6 | Пение; Подготовка концертного номера. | 2 | Практическая | Распевание; Исполнение хоровых произведений в куплетной форме. Исполнение хоровых произведений кантиленного и танцевального характера, композиторов-классиков, представление о классических музыкальных формах. | Выполнение практических заданий, упражнений | Комбинированный |
Методические и оценочные материалы
Формы контроля выявления результатов:
– беседа – конкурсы
– опрос – анализ мероприятий
– наблюдение – анкетирование
– прослушивание на репетициях – самооценка учащихся
– праздничные мероприятия – диагностика
– концерты – викторины
– фестивали – творческий показ
Способы и формы фиксации результатов:
- грамоты – видеозапись
- дипломы – фото
- анкеты – устный опрос
- тестирование – отзывы
Формы предъявления результатов:
- праздники
- концерты
- открытые занятия
Контрольные критерии
Контрольные и оценочные материалы
Основными формами аттестации являются:
• – концерты, выступления.
Главный метод проверки - это концертное выступление коллектива. Спецификой работы в хоровом классе является отсутствие экзамена как формы промежуточной аттестации. Основным критерием оценки результативности работы обучающегося в хоровом классе является его участие в концертных выступлениях коллектива. Обучающиеся должны понимать значимость и необходимость участия в концертной деятельности хора.
Критерии оценки
По завершении изучения полного курса учебного предмета аттестация проводится в форме зачета в рамках промежуточной аттестации без выставления оценки.
Уровень | Критерии оценивания выступления |
Высокий | Яркое, уверенное исполнение своей партии; пение на «опертом» звуке, хорошая артикуляция, дикция. Выразительно-эмоциональное исполнение произведения, соблюдение стилевых особенностей, проявление творческой индивидуальности и артистизма. Выступление во всех концертах, конкурсах и фестивалях, регулярное посещение хора, отсутствие пропусков без уважительных причин, знание своей партии во всех произведениях, разучиваемых в хоровом классе, активная работа на занятиях, участие на всех хоровых концертах коллектива. |
Средний | Осмысленное и воодушевленное исполнение, уверенное применение вокально-хоровых навыков (дыхание, артикуляция, дикция), но допущены 1-2 ошибки в исполнении мелодической линии и гармонической вертикали, ритме, словесном тексте. Обязательное участие в концертных выступлениях, регулярное посещение хора, отсутствие пропусков без уважительных причин, осмысленная, продуктивная, стабильная работа в классе, сдача партии всей хоровой программы при недостаточной проработке трудных технических фрагментов (вокальноинтонационная неточность, неровность звучания), владение основными исполнительскими навыками, участие в концертах хора. |
Низкий | Недостаточно свободное владение вокально-хоровыми навыками, неточное знание музыкального материала, значительные ошибки в интонировании мелодической линии, слабое знание словесного текста, вялость артикуляционного аппарата, отсутствие выразительности исполнения, нерегулярное посещение хора, пропуски без уважительных причин, пассивная работа в классе, некачественное исполнение некоторых партитур в программе при сдаче партий, участие в обязательном отчетном концерте хора в случае пересдачи партий. Нерегулярное участие в концертных выступлениях. |
Неудовле творитель ный | Полное незнание вокальной партии и словесного текста, неоднократное нарушение норм поведения, принятых в школе, регулярное непосещение хоровых занятий, пропуски хоровых занятий без уважительных причин, неудовлетворительная сдача партий в большинстве партитур всей программы, не допуск к выступлению на отчетный концерт. |
Учебно-методический комплекс
- учебные и методические пособия
- информационный и справочный материалы
- специальная и методическая литература
- записи фонограмм в режиме «+» и «-»
- нотный материал, подборка материала
- электроаппаратура
- фортепиано, синтезатор
- музыкальный центр, компьютер
Список литературы
1. Абелян, Л.М. Как рыжик учился петь / Л.М. Абелян. – М., 1989.
2. Барабошкина, А.В., Боголюбова Н.Х. Музыкальная грамота / А.В. Барабошкина, Н.Х. Боголюбова. – Изд. 8-е. Кн. 1, 2 – Л., 1985.
3. Боровик, Т. Звуки, ритмы и слова / Т.Боровик. – Мн., – 1999.
4. Витт, Ф. Практические советы обучающимся пению / Ф. Витт. – М., 1968.
5. Детская музыкальная энциклопедия.– М., 2002.
6. Лядова, Л. Почемучка / Л. Лядова / Детские песни. – М., 2000.
7. Ремизовская, А.Р., Лученок, В.М. Песнi малышам / А. Р. Ремизовская, В.М. Лученок / Жавароначкi, спявайце! – Мн., 1998.
8. Червоная, М.Ф. Веселое сольфеджио / М.Ф.Червоная. – М., 2001.
9. Чичков, Ю. Простые песенки / Ю.Чичков. – М., 1991.
Список литературы для педагога:
1. Агапова, И.А., Давыдова, М.А.30 музыкальных занятий / И.А. Агапова.– М., 2002.
2. Асафьев, Б.В. Вокально-хоровое воспитание детей / Б.В. Асафьев. –НПО. «Модэк», 1998.
3. Белков, И.А. До свиданья, лето! / Песни и хоры для школьников в сопровождении фортепиано // И.А. Белков; [предисл. Е.В. Сидоровой]. – Воронеж: 2008. – 80 с.
4. Блейз, О.С. Все о музыке / О.С. Блейз. – М., 2001.
5. Далецкий, О.В. Обучение пению / О.В. Далецкий. – М, 2003.
6. Дмитриев, Л. Основы вокальной методики / Л. Дмитриев. – М.: Музыка, 2000.
7. Добровольская, Н.Н., Орлова, Н.Д. Что надо знать о детском голосе / Н.Н. Добровольская, Н.Д. Орлова. – М.: Музыка, 2000.
8. Емельянов, В.В. Развитие голоса. Координация и тренинг / В.В. Емельянов. – С-Пб., 1997.
9. Жилин, В. Речевые игры и упражнения / В. Жилин. – Челябинск, 1995.
10. Кабалевский, Д. Как рассказать детям о музыке / Д. Кабалевский. – М., 1986.
11. Классическая и духовная музыка / Сост. Л. Жукова. – С-Пб, 2006.
12. Козлова, А.М. От сердца к сердцу: музыка для детского хора и солистов / А.М. Козлова. – Минск: А.Н. Вараксин, 2008. – 33 с.
13. Малахова, И.А. Развитие личности. Художественно-творческая деятельность / И.А. Малахова. – “Беларуская навука”. – Мн., 2003.
14. Малинин, Е.М. Вокальное воспитание детей / Е.М. Малинин. – М.: Музыка, 1998.
15. Морозов, В.П. Тайны вокальной речи / В.П. Морозов. – Л., 1967.
16. Нотная папка хормейстера №1. мл. хор: [для пения в сопровожд. фп.] / сост. Б.И. Куликов, Н.В. Аверина. – 2-е изд. – М.: ДЕКАВС, 2008.
17. Тетр. №1: С чего начинается детский хор: из опыта работы с мл. хорами в дет. хор. шк. «Весна»: [учеб. Пособие / вступ. ст. Н.В. Авериной].
18. Нотная папка хормейстера №2: сред. хор: [для пения в сопровожд. фп. и без сопровожд.] / сост. Б.И. Куликов, Н.В. Аверина. – М.: Дека-ВС, 2009.
19. Тетр. №1: Продолжаем учится : из опыта работы с кандидат. (сред.) хором в Дет. хор. шк. «Весна»: [учеб. Пособие / вступ. ст. Н.В. Авериной].
20. Нотная папка хормейстера №3: сред. хор: [для пения в сопровожд. фп. и без сопровожд.] / сост. Б.И. Куликов, Н.В. Аверина. – М.: Дека-ВС, 2007.
21. Тетр. №1: Растем дальше: из опыта работы с кандидат. хором в дет. хор. шк. «Весна»: [учеб. пособие].
22. Нотная папка хормейстера №4: сред. хор: [для пения в сопровожд. фп. и без сопровожд.] / сост. Б.И. Куликов, Н.В. Аверина. – М.: Дека-ВС, 2008.
23. Тетр. №1: Методика.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеразвивающая программа вокально-хорового пения «Экспромт».
Дополнительная общеразвивающая программа вокально-хорового пения «Экспромт» разработана в соответствии с основными положениями Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» (от 29....
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА "ПЛАВАНИЕ" 12 часов
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА "ПЛАВАНИЕ"...
Дополнительная общеразвивающая программа дополнительного образования детей на курс « Изучение английского языка в образовательной области « Филология» сверх часов и сверх программ, предусмотренных федеральными государственными образовательными стандарта
Программа обеспечивает развитие интеллектуальных общеучебных умений, творческих способностей у учащихся, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности ребенка, по...
Дополнительная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности для детей младшего школьного возраста 7-9 лет с элементами бокса, 72 часа. Программа прошла процедуру сертификации и внесена в единый Реестр образовательных программ.
laquo;Дополнительная общеразвивающая программа в области физической культуры и спорта физкультурно – спортивной направленности для детей младшего школьного возраста 7-9 лет с элементами бокса&r...
Дополнительная общеразвивающая программа Изучение учебных предметов в образовательных областях сверх часов и сверх программ по данным дисциплинам предусмотренным ФГОС «Трудовое право РФ и трудовые отношения»
Программа для 9 класса «Трудовое право РФ и трудовые отношения» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта общего образования, примерной программы ...
Репертуар к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе "Вокально-хоровое пение"
Репертуар музыкального материала к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе "Вокально-хоровое пение"...
Дополнительная общеразвивающая программа "Поварёнок" в объёме 144 часа 2024 год
Новизна программы заключаются в том, что в педагогическом процессе используются инновационные методы и методические приемы. Они способствуют формированию у обучающихся навыков самостоятельного изучени...