Конспект открытого урока для 4 класса "Симфонический оркестр"
план-конспект урока по музыке на тему
конспект урока по музыке для 4 класса "Симфонический оркестр". Тип урока: комбинированный. Систематизация знаний учащихся об инструментах симфонического оркестра.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_muzyki_dlya_4_klassa22simfonicheskiy_orkestr22.doc | 27.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Конспект урока музыки "Симфонический оркестр"
Цели урока:
- Расширить представления учащихся об инструментах симфонического оркестра.
- Учить на слух распознавать звучания инструментов в симфоническом оркестре.
Задачи:
- учить применять полученные знания на практике;
- оперировать имеющимся потенциалом в конкретной ситуации;
- активизировать слуховое внимание, музыкальную память.
Тип урока: комбинированный.
Музыкальный материал: Венский филармонический оркестр Л.Бетховен Симфония № 9, А. Филиппенко "Веселый музыкант"(пение), В. Моцарт Концерт для скрипки № 5, Слушание Д. Шостакович "Соната для виолончели фортепиано" op. 40, Р. Шуман "Сказочные картинки " для альта и фортепиано"(слушание).
ХОД УРОКА
I . Основная часть урока.
Звучит музыка В.А Моцарта «Симфония №40..»в исполнении симфонического оркестра.
Учитель: -Кто эту музыку исполняет?
Ученик: симфонический оркестр.
Учитель. В наше время, пожалуй, трудно найти человека, который бы никогда не слышал звучание симфонического оркестра.
Симфонический оркестр исполняет симфонии и сюиты, симфонические поэмы и фантазии, сопровождает подчас действие в кинофильме, участвует в исполнении опер и ораторий, соревнуется с солистами в инструментальных концертах.
Так какой же оркестр называется симфоническим?
Ученик. Симфоническим оркестром называют большой коллектив музыкантов, исполняющих симфонические музыкальные произведения.
Учитель. Правильно. И сегодня тема нашего урока "Симфонический оркестр" (Слайд № 1) и мы познакомимся с инструментами и группами симфонического оркестра. Вот посмотрите, как выглядит симфонический оркестр на сцене. Слайд № 2
Учитель: Слайд 3. Много разных инструментов входит в состав симфонического оркестра. На некоторых играют при помощи смычка, ведя его по струне. В другие нужно подуть, чтобы получился звук. Есть инструменты, по которым нужно ударять. Вот и определились основные группы, на которые делятся все инструменты:
Слайд № 4
струнные смычковые,
духовые деревянные,
духовые медные,
ударные.
иногда в оркестр включаются арфа, рояль, орган.
Оркестр, как хорошо организованное государство, имеет свои законы, и даже есть у него президент – управляющий оркестром, которого называют дирижером .Слайд № 4
Одна из главных задач дирижера - заставить весь оркестр играть играть строго ритмично и слажено. Это достаточно сложно. Он разучивает произведение с исполнителями, показывает вступления всем инструментам, быстро или медленно, громко или тихо они должны играть.
Дирижер поднимает палочку, и… в оркестре воцаряется тишина. Взмахнет ею, и все инструменты, подчиняясь воле дирижера, заиграют согласно и дружно. (Слушание Венский филармонический оркестр).
Учитель:- А какие инструменты оркестра вы услышали?
-Как ты думаешь имеет ли значение, как рассаживаются музыканты в оркестре?
Ученик: Инструменты в оркестре распределены в строгом порядке.
Учитель: На опыте десятков дирижеров и оркестров стало ясно, что музыканты хорошо видят дирижерскую палочку, если располагаются веерообразно, а дирижер находится в центе.
Смотрим тренажер симф оркестр http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/4f43b9b4-a3c5-418d-a97b-2c7e0f95e26a/orkestr_sim.html
Учитель: Впереди расположилась группа струнно-смычковых –скрипки, альты, виолончели. Чуть поодаль стоят контрабасы. А здесь расположилась группа духовых – флейты, гобои, фаготы, кларнеты, трубы, валторны, тромбоны, тубы .
Слева от них разместилась группа ударных инструментов – барабаны, тарелки, литавры, а в углу стоит арфа.
Попробуем рассадить оркестр на сцене!
А теперь подробнее познакомимся с группой струнно-смычковых инструментов. И послушаем, как они звучат. (Слайд № 5).
В оркестре они размещены на переднем плане:
Слева от дирижера – скрипки, а справа – альты, виолончели и контрабасы.
Семейство смычковых струнных инструментов - самое большое в составе современного симфонического оркестра.
Скрипка: 4-х струнный смычковый инструмент, самый высокий по звучанию в своём семействе и важнейший в оркестре. Слушание В. Моцарт Концерт для скрипки № 5
Альт: по внешнему виду - копия скрипки, только чуть больших размеров, отчего звучит в более низком регистре, и играть на нем немного сложнее, чем на скрипке. Слушание Р. Шуман "Сказочные картинки " для альта и фортепиано".
Виолончель: Большая скрипка, на которой играют сидя, удерживая инструмент между коленями и упирая его шпилем в пол. Слушание Д. Шостакович "Соната для виолончели фортепиано" op. 40
Контрабас: Самый низкий по звучанию и самый большой по размеру (до 2-х метров) среди семейства смычковых струнных инструментов. Контрабасисты должны стоять или сидеть на высоком стуле, чтобы дотянуться до верха инструмента. Д.Шостакович Соната op. 40 III ч Largo.
II. Физкультминутка.
А сейчас смотрим презентацию «Весёлый оркестр» и под музыку повторяем за анимашками движения музыкантов, имитируя игру на музыкальных инструментах.
Ритмическое эхо (из первого тома "Шульверка" К.Орфа. )
Задание: учитель прохлопывает ритмическую последовательность которую учащийся затем правильно повторяет,не нарушая общего движения.
III. Вокально-хоровая работа.
Разучивание песни "Веселый музыкант"
Учитель: Сегодня мы разучим песню музыку к которой написал украинский композитор Аркадий Дмитриевич Филиппенко. Аркадий Дмитриевич писал песни и музыку для детей, в основе которых лежали дразнилки, считалки, догонялки. С одним из таких произведений мы сегодня и познакомимся. Это песня "Веселый музыкант". Сейчас мы послушаем эту песню. Пожалуйста определи на каких инструментах играл веселый музыкант?
Ученик: Балалайка, барабан, скрипка.
Учитель: Правильно.
IV. Итог урока.
Учитель: Сегодня мы узнали много нового о симфоническом оркестре. Эти знания нам пригодятся, чтобы ещё лучше понимать язык музыки. Сегодня за работу на уроке я ставлю положительную оценку «отлично». На следующем уроке мы продолжим говорить о симфоническом оркестре.
Домашнее задание: Придумай и нарисуй музыкальный инструмент будущего.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого урока по музыке во 2-ом классе по теме: « В концертном зале». « Симфонический оркестр».
Цель урока: ввести ребят в большой мир музыки. Повторить пройденный материал.Задачи урока:1. Закрепление знакомых понятий: танец, песня, марш.2. Обучение умению раз...
Конспект открытого урока. Тайны симфонического оркестра
Открытый урок по музыке для учащихся 3 класса начальной школыЗнакомство детей с составом симфонического оркестра, роли дирижера....
Открытый урок музыки "Симфонический оркестр", 4-й класс
Урок был проведен в 4 классе Хотелось бы показать современный урок музыки с использованием компьютерных технологий, поэтому урок был п...
План-конспект урока № 68 по физической культуре для учащихся 10 класса МБОУ гимназии «Интеллект». Ессентуки Ставропольского края по теме волейбол. Конспект открытого урока по физической культуре для учащихся 7 классов.
Проводил урок: учитель высшей категории Антонов Петр Андреевич.Раздел учебной программы: Спортивные игры.Тема урока: Волейбол, ИКТ...
План-конспект урока № 68 по физической культуре для учащихся 10 класса МБОУ гимназии «Интеллект». Ессентуки Ставропольского края по теме волейбол. Конспект открытого урока по физической культуре для учащихся 7 классов.
Проводил урок: учитель высшей категории Антонов Петр Андреевич.Раздел учебной программы: Спортивные игры.Тема урока: Волейбол, ИКТ...
Конспект открытого урока географии " Географическое положение Евразии. История открытия"
Конспект урока географии " Географическое положение Евразии. История открытия"...
Конспект открытого урока Музыкальные инструменты симфонического оркестра
Конспект открытого урока Музыкальные инструменты симфонического оркестра проведенный для учащихся 2 класса...