Конспект открытого урока для 4 класса "Симфонический оркестр"
план-конспект урока по музыке на тему

Бугаян Людмила Суреновна

конспект урока по музыке для 4 класса "Симфонический оркестр". Тип урока: комбинированный. Систематизация знаний учащихся об инструментах симфонического оркестра.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Конспект урока музыки "Симфонический оркестр"

Цели урока:

  • Расширить представления учащихся об инструментах симфонического оркестра.
  • Учить на слух распознавать звучания инструментов в симфоническом оркестре.

Задачи:

  • учить применять полученные знания на практике;
  • оперировать имеющимся потенциалом в конкретной ситуации;
  • активизировать слуховое внимание, музыкальную память.

Тип урока: комбинированный.

Музыкальный материал: Венский филармонический оркестр Л.Бетховен Симфония № 9, А. Филиппенко "Веселый музыкант"(пение), В. Моцарт Концерт для скрипки № 5, Слушание Д. Шостакович "Соната для виолончели фортепиано" op. 40, Р. Шуман "Сказочные картинки " для альта и фортепиано"(слушание).

ХОД УРОКА

I . Основная часть урока.

Звучит музыка В.А Моцарта  «Симфония №40..»в исполнении симфонического оркестра.

Учитель: -Кто эту музыку исполняет?

Ученик: симфонический оркестр.

Учитель. В наше время, пожалуй, трудно найти человека, который бы никогда не слышал звучание симфонического оркестра.

Симфонический оркестр исполняет симфонии и сюиты, симфонические поэмы и фантазии, сопровождает подчас действие в кинофильме, участвует в исполнении опер и ораторий, соревнуется с солистами в инструментальных концертах.

Так какой же оркестр называется симфоническим?

Ученик. Симфоническим оркестром называют большой коллектив музыкантов, исполняющих симфонические музыкальные произведения.

Учитель. Правильно. И сегодня тема нашего урока "Симфонический оркестр" (Слайд № 1)  и мы познакомимся с инструментами и группами симфонического оркестра. Вот посмотрите, как выглядит симфонический оркестр на сцене. Слайд № 2

Учитель: Слайд 3. Много разных инструментов входит в состав симфонического оркестра. На некоторых играют при помощи смычка, ведя его по струне. В другие нужно подуть, чтобы получился звук. Есть инструменты, по которым нужно ударять. Вот и определились основные группы, на которые делятся все инструменты:

Слайд № 4

струнные смычковые,

духовые деревянные,

духовые медные,

ударные.

иногда в оркестр включаются арфа, рояль, орган.

Оркестр, как хорошо организованное государство, имеет свои законы, и даже есть у него президент – управляющий оркестром, которого называют дирижером .Слайд  № 4

Одна из главных задач дирижера - заставить весь оркестр играть играть строго ритмично и слажено. Это достаточно сложно. Он разучивает произведение с исполнителями, показывает вступления всем инструментам, быстро или медленно, громко или тихо они должны играть.

Дирижер поднимает палочку, и… в оркестре воцаряется тишина. Взмахнет ею, и все инструменты, подчиняясь воле дирижера, заиграют согласно и дружно. (Слушание Венский филармонический оркестр).

Учитель:- А какие инструменты оркестра вы услышали?

-Как ты думаешь имеет ли значение, как рассаживаются музыканты в оркестре?

Ученик: Инструменты в оркестре распределены в строгом порядке.

Учитель: На опыте десятков дирижеров и оркестров стало ясно, что музыканты хорошо видят дирижерскую палочку, если располагаются веерообразно, а дирижер находится в центе.

Смотрим тренажер симф оркестр http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/4f43b9b4-a3c5-418d-a97b-2c7e0f95e26a/orkestr_sim.html

Учитель: Впереди расположилась группа струнно-смычковых –скрипки, альты, виолончели. Чуть поодаль стоят контрабасы. А здесь расположилась группа духовых – флейты, гобои, фаготы, кларнеты, трубы, валторны, тромбоны, тубы .

Слева от них разместилась группа ударных инструментов – барабаны, тарелки, литавры, а в углу стоит арфа.

Попробуем рассадить оркестр на сцене!

А теперь подробнее познакомимся с группой струнно-смычковых инструментов. И послушаем, как они звучат. (Слайд № 5).

В оркестре они размещены на переднем плане:

Слева от дирижера – скрипки, а справа – альты, виолончели и контрабасы.

Семейство смычковых струнных инструментов - самое большое в составе современного симфонического оркестра.

Скрипка: 4-х струнный смычковый инструмент, самый высокий по звучанию в своём семействе и важнейший в оркестре. Слушание В. Моцарт Концерт для скрипки № 5

Альт: по внешнему виду - копия скрипки, только чуть больших размеров, отчего звучит в более низком регистре, и играть на нем немного сложнее, чем на скрипке. Слушание  Р. Шуман "Сказочные картинки " для альта и фортепиано".

Виолончель: Большая скрипка, на которой играют сидя, удерживая инструмент между коленями и упирая его шпилем в пол. Слушание Д. Шостакович "Соната для виолончели фортепиано" op. 40

Контрабас: Самый низкий по звучанию и самый большой по размеру (до 2-х метров) среди семейства смычковых струнных инструментов. Контрабасисты должны стоять или сидеть на высоком стуле, чтобы дотянуться до верха инструмента. Д.Шостакович Соната op. 40 III ч Largo.

II. Физкультминутка. 

 А сейчас смотрим презентацию «Весёлый оркестр» и  под музыку повторяем за анимашками движения музыкантов, имитируя игру на музыкальных инструментах.

Ритмическое эхо (из первого тома "Шульверка" К.Орфа. )

Задание: учитель прохлопывает ритмическую последовательность которую учащийся затем правильно повторяет,не нарушая общего движения.

III. Вокально-хоровая работа.

Разучивание песни "Веселый музыкант"

Учитель: Сегодня мы разучим песню музыку  к которой написал украинский композитор  Аркадий Дмитриевич Филиппенко. Аркадий Дмитриевич писал песни и  музыку для детей, в основе которых лежали дразнилки, считалки, догонялки. С одним из таких произведений мы сегодня и познакомимся. Это песня "Веселый музыкант". Сейчас мы послушаем эту песню. Пожалуйста определи на каких инструментах играл веселый музыкант?

Ученик:  Балалайка, барабан, скрипка.

Учитель: Правильно.

IV. Итог урока.

Учитель: Сегодня мы  узнали много нового о симфоническом оркестре. Эти знания нам пригодятся, чтобы ещё лучше понимать язык музыки. Сегодня за работу на уроке я ставлю положительную оценку «отлично». На следующем уроке мы продолжим говорить о симфоническом оркестре.

Домашнее задание:  Придумай и нарисуй музыкальный инструмент будущего.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по музыке во 2-ом классе по теме: « В концертном зале». « Симфонический оркестр».

Цель урока: ввести ребят в большой мир музыки. Повторить пройденный материал.Задачи урока:1.    Закрепление знакомых понятий: танец, песня, марш.2.    Обучение умению раз...

Конспект открытого урока. Тайны симфонического оркестра

Открытый урок по музыке для учащихся 3 класса начальной школыЗнакомство детей с составом симфонического оркестра, роли дирижера....

Открытый урок музыки "Симфонический оркестр", 4-й класс

Урок был проведен в 4 классе            Хотелось бы показать современный урок музыки с использованием компьютерных технологий, поэтому урок был п...

Конспект открытого урока географии " Географическое положение Евразии. История открытия"

Конспект урока географии " Географическое положение Евразии. История открытия"...

Конспект открытого урока Музыкальные инструменты симфонического оркестра

Конспект открытого урока Музыкальные инструменты симфонического оркестра проведенный для учащихся 2 класса...