Конспект открытого урока. Тайны симфонического оркестра
план-конспект урока по музыке по теме

Открытый урок по музыке для учащихся 3 класса начальной школы

Знакомство детей с составом симфонического оркестра, роли дирижера.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ТАЙНЫ СИМФОНИЧЕСКОГО ОРКЕСТРА

(Конспект открытого урока)

3 класс МБОУ школа №8 «ЭКОС» г.Долгопрудный

Фолифорова Е.А.

Класс: 3 класс

Предмет: Музыка

Цель урока: 

Закрепить и обобщить знания учащихся о симфоническом оркестре и о роли дирижера в нем.

Тип урока: 

Комбинированный урок

Используемое оборудование и материалы: 

·        Фортепиано;

·        Сопровождающая презентация;

·        Тексты песен;

·        Аудиозаписи:

- фрагменты- примеры  звучания инструментов симфонического оркестра;

- фрагменты-примеры звучания различных видов оркестра;

- Н.А. Римский-Корсаков. Тема из оперы-былины «Садко»;

- М.П.Мусоргский «Рассвет на Москве-реке»;

- П.И. Чайковский. Марш из балета «Щелкунчик».

 План урока:

 1. Орг. момент. Музыкальное приветствие.

2. Объявление темы и задач урока.

3. Актуализация знаний учащихся по теме урока.

4. Объяснение нового материала с использованием презентации.

5. Закрепление знаний и умений учащихся по пройденному материалу.

 6. Подведение итогов. Постановка домашнего задания.

Долгопрудный, 2013г.


Ход урока:

Муз. приветствие:

Распевка         «Здравствуйте!» на основе домажорного трезвучия.

                Гамма Домажор с разнообразными ритмическими рисунками.

Исполнение песни «Оранжевая песенка», сл. А.Арканов, муз.К.Певзнер.

Нам пора начать урок…

Объяснение нового материала.

(Слайд № 1)

У. - Сегодняшний урок мы посвятим обобщению и закреплению знаний о симфоническом оркестре. Поэтому тему сегодняшнего урока назовем так: «Тайны симфонического оркестра»

У. - Давайте вспомним, что такое оркестр вообще?

Сообщение учеников:

 Древние греки словом «орхестра» обозначали площадку перед сценой на которой выступали музыканты и танцоры.

        В 17-18 вв. термин "оркестр" заменил распространенный в странах Европы термин "капелла".

Сейчас оркестром называют большую группу музыкантов(12 человек и более), исполняющих музыку на различных инструментах.

 

У. - Правильно. Когда играет сразу много инструментов – это играет оркестр. Значит, ОРКЕСТР – это коллектив музыкантов, играющих на различных музыкальных инструментах.

 (Слайды № 2.1-2.5)

 У. - Ребята, оркестры по своему составу бывают разные. Это зависит от того, какие музыкальные инструменты входят в состав оркестра. И, конечно,  каждый оркестр имеет свои выразительные, тембровые и динамические возможности. 

Показ слайдов сопровождается музыкальными иллюстрациями.

Рефлексия. Музыкальная викторина «Какой оркестр звучит».

(Слайд №3.1)

У. - Симфонический оркестр делится на четыре основные группы.

У. - Струнно-смычковая группа инструментов.  

Состав группы:         скрипки,

                        альты,

                        виолончели,

                        контрабасы.

У. - Эти инструменты называются струнно-смычковыми, т.к. звук у них извлекается при соприкосновении смычка со струнами инструмента.

(Слайд №3.2)

У. –Группа деревянных духовых инструментов. 

Состав группы:         флейты,

                        гобои,

                        кларнеты,

                        фаготы.

У.- А им дали такое название почему? Духовыми их называют потому, что звук извлекают путем выдувания из них воздуха, а деревянные – потому что они изначально изготавливались из дерева.

(Слайд №3.3)

У. – Группа медных духовых инструментов. 

Состав группы:         валторны,

                        трубы,

                        тромбоны,

                        тубы.

У. - По аналогии с предыдущей группой, как вы думаете, почему они объединены в группу? Духовыми инструментами их называют потому, что звук извлекают путем вдувания воздуха, а деревянные…(вопрос детям).

Д. -  А деревянными, потому что изготавливаются из дерева.

(Слайд №3.4)

У. - А какие  инструменты зазвучат, если по ним ударишь или потрясешь их?

Д. перечисляют известные им инструменты и не только.

У. – Да, дети, это ударные инструменты.

В эту группу входят:         литавры,

                                малый барабан,

                                большой барабан,

                                тарелки,

                                бубны

Для придания музыке национального колорита композиторы вводят дополнительные инструменты по-своему усмотрению, например такие как  треугольник, кастаньеты, маракасы, там-там и т.д.

 (Слайд № 3.5)

Клавишные и одиночные инструменты

У. - Также в оркестр могут быть включены отдельные инструмента – рояль (фортепиано), челеста, арфа.

(Слайд № 3.6)

У. – Во всем мире музыканты рассаживаются в оркестре одинаково. Как же они рассаживаются?

У. - А сейчас «Музыкальная минутка»:

Представьте, что вас заколдовал волшебник, но представил на выбор превращение в любой инструмент симфонического оркестра.

Какой инструмент вы бы предпочли?

Передайте жестами «звучание» этого инструмента.

(Звучит запись произведения М.П.Мусоргский «Рассвет на Москве-реке».)

Дети импровизируют под музыку.

 

У. -  Гобой играет ноту “ля” и все музыканты настраивают свои инструменты. Теперь у всех инструментов одинаково звучат все ноты: от “до” до “си”.

Инструменты настроены и музыканты начинают разыгрываться. Они повторяют наиболее трудные места в своих партиях, играют маленькие упражнения, т.е. разогревают руки.

Но вот музыканты замолкают, и все приветствуют человека, входящего на сцену.

Загадка:                         

Кто невежливый такой:

Повернулся к нам спиной,

Стал размахивать руками

Прямо в зале перед нами.

Не приучен он к порядку

Или делает зарядку?

С кем звучит оркестр и хор?

Знаем, это … (ДИРИЖЕР)

У. - Правильно, любому оркестру нужен руководитель, который сможет управлять большим коллективом музыкантов. Каждый дирижер, словно художник, по-своему трактует произведение.  От взмахов палочки дирижера зависит интерпретация произведения, слаженность игры оркестрантов и  темп исполнения произведения.

(Слайд № 4)

Вот дирижер поднял дирижерскую палочку… Напряженная тишина воцарилась в зале…  Мгновение – взмах руки дирижера и грянет гром оркестра. Этим взмахом дирижер посылает оркестру свою волю, свое настроение. Этим движением он “включает” музыку. Даже если дирижер приехал из другой страны, он может разговаривать с оркестром без переводчика. Язык жестов, которым пользуются дирижеры, понятен всем музыкантам мира. Дирижер стоит перед оркестром спиной к зрителям, чтобы все оркестранты  видели его. Движением рук и мимикой дирижер подсказывает музыкантам, как они должны сыграть тот или иной музыкальный эпизод.  

У. -  Теперь вы понимаете, что оркестр это не просто несколько десятков музыкантов с различными музыкальными инструментами в руках, это содружество музыкантов во главе с дирижером. Когда они собираются в оркестр, у них появляется единое дыхание, сердца их бьются вместе с музыкой как одно большое сердце. Взаимопонимание, чувство локтя вырабатываются в оркестре не за один день или одно выступление, а годами!

Закрепление материала

У. – А сейчас  предлагаю вам несколько заданий по теме сегодняшнего урока.

Интерактивная игра «Третий лишний».

 (для подсказок используются предыдущие слайды)

У. - Из ряда слов укажите слово, не соответствующее по какому-либо признаку:

  • Труба, валторна, флейта
  • Литавры, арфа, тарелки
  • Скрипка, контрабас, арфа
  • Гобой, труба, кларнет
  • Барабан, альт, тарелки
  • Тромбон, фагот, валторна    

Подведение итогов. Домашнее задание:

У. – Сегодня мы с вами узнали много нового о разнообразии видов оркестров, ближе познакомились с одним из них -  симфоническим оркестром. Эти знания нам пригодятся, чтобы ещё лучше понимать язык музыки. Музыка - это тоже речь, в ней есть смысл, и красота, и чувства. Я хочу пожелать вам, чтобы она стала вашим другом.

Сегодня все ребята работали на «отлично». На следующем уроке мы продолжим говорить о симфоническом оркестре. У нас будет небольшая проверочная работа.

И в заключение.  

Разучивание песни «Большой хоровод», сл. Е.Жигалкина и А.Хайт, муз. Б.Савельев

Исполняется учителем на фортепиано.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока музыки в 6 классе по программе В.В. Воронковой «Тайны симфонического оркестра»

Тема урока:Тайны симфонического оркестраЦель урока: Закрепить и обобщить знания учащихся о группе деревянных духовых инструментах, познакомить с группой  медных духовых инструментов си...

Конспект открытого урока по музыке во 2-ом классе по теме: « В концертном зале». « Симфонический оркестр».

Цель урока: ввести ребят в большой мир музыки. Повторить пройденный материал.Задачи урока:1.    Закрепление знакомых понятий: танец, песня, марш.2.    Обучение умению раз...

Открытый урок музыки "Симфонический оркестр", 4-й класс

Урок был проведен в 4 классе            Хотелось бы показать современный урок музыки с использованием компьютерных технологий, поэтому урок был п...