Игра двойных нот в младших классах на уроках фортепиано
методическая разработка по музыке на тему
В данной работе рассказывается о том, как научить детей младших классов играть двойные ноты разными штрихами и некоторые особенности применения изобразительной деятельности на уроках фортепиано.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod_doklad_dvoynye_noty.docx | 831.13 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Игра двойных нот на начальном периоде обучения
Введение:
Хорошая, уверенная и разносторонняя техника опирается на три ясно определенные основы: форму пальцев и рук, форму движения пальцев и руки и форму мускульного напряжения в пальцах и руке.
Форма пальцев руки:
Первое общее правило – все суставы пальцев никогда не должны быть вдавлены внутрь. У большого пальца 2 сустава – 1-й ногтевой и 2-й в месте его соединения с ладонью. Часто встречающийся недостаток – вдавленность второго сустава в месте соединения его с ладонью. Из-за этого недостатка1-й палец лишается устойчивости, его трудно выровнять по звуку с остальными пальцами. Такой же недостаток встречается и в остальных пальцах. Вдавленность часто зависит от слабости пальцев, вследствие невыработанности силы и крепости суставов и именно в тех случаях, когда таким невыработанным слабым пальцем хотят произвести сильный звук – палец не в всостоянии выдержать сильного удара, не имея в себе достаточно упругости для сопротивления, и сламывается. Получающаяся при этом форма производит впечатление «калеки».
Не годится слишком загнутая, закругленная форма. Ногтевой сустав не должен быть загнут, так сказать, под себя. Иногда он может быть под прямым углом к поверхности клавиатуры, чаще же всего он незначительно вытянут, то есть образует с клавиатурой к играющему слегка острый угол, а к крышке клавиатуры – слегка тупой угол. Такая форма дает возможность положить на клавишу часть всей мякоти конца пальца, поэтому дает больше устойчивости и больше уверенности в исполнении.
В хорошо выработанной руке очень ярко очерчены все суставы и мускулатура.
Большое значение для игры имеет самая подробная работа над мускулатурным напряжением пальцев, кисти и всей руки. Существует ошибочное мнение, что в руке и пальцах никогда не должно быть напряжения, что рука и пальцы должны всегда быть в состоянии пассивной расслабленности. Обратный недостаток – постоянная напряженность, она вызывает в руках быстрое утомление. Пианист должен научиться пользоваться всеми видами мускульного напряжения, от полнейшей расслабленности до самой предельной силы напряженности рук и пальцев.
При игре интервалов, аккордов присутствует мускулатурное напряжение и расслабление. При нажатии происходит напряжение мышц, после того как звуки сиграны, происходит расслабление мышц и беззвучная перестановка на следующие звуки, пальцы при этом ощущают клавиши которые нужно взять. После этого происходит мягкое погружение в клавишу.
Одновременное нажатие одной рукой двух клавиш позволяет укрепить свод кисти руки у ребенка. Постепенное освоение интервалов от секунды до квинты, начиная с уже привычных 2-го, 3-го и 4-го пальцев, плавно подводит к удобной игре 1-м и 5-м пальцами. Использование 1-го и 5-го пальцевтсначала только в двойных нотах помогает их естественно организовать, исходя из анатомо-физиологических особенностей руки каждого ученика.
Постоянно следует напоминать о правильном положениии локтя - "пружинки" при игре квинт. Благодаря этому укрепляется 5-ый палец ( он ни в коем случае не должен "лежать" на клавише), а также обеспечивается правильная постановка 1-го пальца, что крайне важно для дальнейшего развития технического аппарата ученика.
Предлагаемые упражнения рекомендуется разучивать вместе с педагогом, все внимание направляя на качество выполнения заданий.
Начнем с игры секунд 2и3 пальцами, на примере упражнения «Лягушки».
При работе с маленькими детьми нужно учитывать, что дети в их возрасте воспринимают все образно. Поэтому я считаю необходимым сравнение с «толстыми лягушками» из м/ф. «Дюймовочка». Ощущение в руках тяжести, нет резких движений, мягкое погружение в клавишу. При игре терций в конце произведения возникает трудность при игре правой и левой рук в разных октавах. Рука очень часто зависает в воздухе, чтобы этого не произошло, необходимо вначале увидеть звуки глазами, а потом уже перенести руку на нужные звуки.
Игра стаккато и легато на примере упражнения «Шаги»:
Начнем с игры легато. Играя легато, на самом деле соединяем только верхние звуки. Крайние пальцы мягко перешагивают с одной ноты на другую. Локоть пружинит, он помогает пальчикам мягко шагать по клавишам.
Игра двойных нот на стаккато. Легкое цепкие пальцы. Особенно 5 палец, он часто лежит на клавише. Работает кончик, прежде чем съиграть верхний звук в интервале, пальчики должны ощутить клавишу пальцем , а потом съиграть её.
Учащимся, особенно первоклассникам, бывает сложно играть кончиком пальцев, т.е. они кладут прямой палец на клавишу, либо играют прямым пальцем, либо проламывают палец в фалангах. Чтобы это доступно им объяснить, как должен стоять палец на клавише, я применяю на уроках рисование пальцами.
Рекомендую педагогу нарисовать на листе бумаги ветку рябины, но без листьев и плодов.
Ученик опускает палец в зеленую краску и рисует пальцем листочки на рябине, палец проламывает в фаланге, и получается листочек.
Потом обмакивает палец в красную краску и рисует ягоды на ветке, он рисует кончиком пальца ( как-будто ставит точки) и следит за тем чтобы ягодки были круглыми, а не овальными.
После этого преподаватель должен объяснить, что при игре на фортепиано, должно быть ощущение в пальцах будто он рисует ягодки, пытается нарисовать круглые точки пальцами. Тогда палец у ребенка стоит на кончике, пальцы не проламываются и не лежат на клавише. Детям это занятие очень нравится, они быстро понимают что значит играть кончиком пальца, и всегда на уроке можно вернуться к этому занятию или напомнить (если ученик забудет), что он при игре на пианино должен ощущать что он ставит точки пальчиками.
Вот так интересно можно проводить занятия в классе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
методическая разработка "Игры в младших классах на уроках английского языка"
Эта разработка будет полезна начинающим учителям английского языка в работе с начальными классами. Здесь представлены игры по разным темам....
Методический доклад на тему «Обучение навыкам педализации учащихся младших классов на уроке фортепиано»
В данной работе рассматриваются виды педализации,методы овладения навыком педализирования на начальном этапе обучения, приведены примеры упражнений....
Методическая разработка «Влияние изобразительной деятельности на организацию игровых движений у учащихся младших классов на уроках фортепиано»
Помощь в организации игровых движений при помощи рисования пальчиками на уроках фортепиано....
Методическая разработка "Работа над интонацией с учащимися младших классов на уроке фортепиано"
Одним из важнейших условий для достижения мастерства в фортепианном исполнительстве, является владение искусством интонирования, поскольку, только выразительная, певучая игра способна найти настоящий ...
Методический доклад на тему: "Развитие мелкой техники учащихся младших классов на уроках специального фортепиано"
Работа представляет собой методический доклад, предназначенный для преподавателей музыкальных школ...
Работа над педалью в младших классах на уроках фортепиано
1. Введение. 2. Выразительные возможности педали. 3. Начало работы над педалью. 4. Педализация в пьесах. 5. Заключение. ...
Методический доклад на тему: "Развитие техники в младших классах на уроках специального фортепиано"
В данном методическом сообщении рассматриваются принципы работы над фортепианной техникой в младших классах ДМШ на уроках специального фортепиано....