Игра двойных нот в младших классах на уроках фортепиано
методическая разработка по музыке на тему

Яниогло Надежда Юрьевна

В данной работе рассказывается о том, как научить детей младших классов играть двойные ноты разными штрихами и некоторые особенности применения изобразительной деятельности на уроках фортепиано.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod_doklad_dvoynye_noty.docx831.13 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Игра двойных нот на начальном периоде обучения

Введение:

Хорошая, уверенная и разносторонняя техника опирается на три ясно определенные основы: форму пальцев и рук, форму движения пальцев и руки и форму мускульного напряжения в пальцах и руке.

Форма пальцев руки:

    Первое общее правило – все суставы пальцев никогда не должны быть вдавлены внутрь. У большого пальца 2 сустава – 1-й ногтевой и 2-й в месте его соединения с ладонью.  Часто встречающийся недостаток – вдавленность второго сустава в месте соединения его с ладонью. Из-за этого недостатка1-й палец лишается устойчивости, его трудно выровнять по звуку с остальными пальцами. Такой же недостаток встречается и в остальных пальцах. Вдавленность часто зависит от слабости пальцев, вследствие невыработанности силы и крепости суставов и именно в тех случаях, когда таким невыработанным слабым пальцем хотят произвести сильный звук – палец не в всостоянии выдержать сильного удара, не имея в себе достаточно упругости для сопротивления, и сламывается. Получающаяся при этом форма производит впечатление «калеки».

Не годится слишком загнутая, закругленная форма. Ногтевой сустав не должен быть загнут, так сказать, под себя. Иногда он может быть под прямым углом к поверхности клавиатуры, чаще же всего он незначительно вытянут, то есть образует с клавиатурой к играющему слегка острый угол, а к крышке клавиатуры – слегка тупой угол. Такая форма дает возможность положить на клавишу часть всей мякоти конца пальца, поэтому дает больше устойчивости и больше уверенности в исполнении.

В хорошо выработанной руке очень ярко очерчены все суставы и мускулатура.

Большое значение для игры имеет самая подробная работа над мускулатурным напряжением пальцев, кисти и всей руки.  Существует ошибочное мнение, что в руке и пальцах никогда не должно быть напряжения, что рука и пальцы должны всегда быть в состоянии пассивной расслабленности. Обратный недостаток – постоянная напряженность, она вызывает в руках быстрое утомление. Пианист должен научиться пользоваться всеми видами мускульного напряжения, от полнейшей расслабленности до самой предельной силы напряженности рук и пальцев.

При игре интервалов, аккордов присутствует мускулатурное напряжение и расслабление. При нажатии происходит напряжение мышц, после того как звуки сиграны, происходит расслабление мышц и беззвучная перестановка на следующие звуки, пальцы при этом ощущают клавиши которые нужно взять. После этого происходит мягкое погружение в клавишу.

Одновременное нажатие одной рукой двух клавиш позволяет укрепить свод кисти руки у ребенка.  Постепенное освоение интервалов от секунды до квинты, начиная с уже привычных 2-го, 3-го и 4-го пальцев, плавно подводит к удобной игре 1-м и 5-м пальцами. Использование 1-го и 5-го пальцевтсначала только в двойных нотах помогает их естественно организовать, исходя из анатомо-физиологических особенностей руки каждого ученика.

   Постоянно следует напоминать о правильном положениии локтя - "пружинки" при игре квинт. Благодаря этому укрепляется 5-ый палец ( он ни в коем случае не должен "лежать" на клавише), а также обеспечивается правильная постановка 1-го пальца, что крайне важно для дальнейшего развития технического аппарата ученика.

   Предлагаемые упражнения рекомендуется разучивать вместе с педагогом, все внимание направляя на качество выполнения заданий.

   Начнем с игры секунд 2и3 пальцами, на примере упражнения «Лягушки».

При работе с маленькими детьми нужно учитывать, что дети в их возрасте воспринимают все образно. Поэтому я считаю необходимым сравнение с «толстыми лягушками» из м/ф. «Дюймовочка». Ощущение в руках тяжести, нет резких движений, мягкое погружение в клавишу. При игре терций в конце произведения возникает трудность при игре правой и левой рук в разных октавах. Рука очень часто зависает в воздухе, чтобы этого не произошло, необходимо вначале увидеть звуки глазами, а потом уже перенести руку на нужные звуки.

          Игра стаккато и легато на примере упражнения «Шаги»:

Начнем с игры легато. Играя легато, на самом деле соединяем только верхние звуки. Крайние пальцы мягко перешагивают с одной ноты на другую. Локоть пружинит, он помогает  пальчикам мягко шагать по клавишам.

 Игра двойных нот на стаккато.  Легкое цепкие пальцы. Особенно 5 палец, он часто лежит на клавише. Работает кончик, прежде чем съиграть верхний звук в интервале, пальчики должны ощутить клавишу пальцем , а потом съиграть её.

Учащимся, особенно первоклассникам, бывает сложно играть кончиком пальцев,  т.е. они кладут  прямой палец на клавишу, либо играют прямым пальцем, либо проламывают палец в фалангах. Чтобы это доступно им объяснить, как должен стоять палец на клавише, я применяю на уроках рисование пальцами.

C:\Users\Sergey\Desktop\DSC01351.JPG

 

 Рекомендую педагогу нарисовать на листе бумаги ветку рябины, но без листьев и плодов. C:\Users\Sergey\Desktop\DSC01344.JPG

Ученик опускает палец в зеленую краску и рисует пальцем листочки на рябине, палец проламывает в фаланге, и получается листочек.

C:\Users\Sergey\Desktop\DSC01349.JPG

 Потом обмакивает палец в красную краску и рисует ягоды на ветке, он рисует кончиком пальца ( как-будто ставит точки) и следит за тем чтобы ягодки были круглыми, а не овальными.

C:\Users\Sergey\Desktop\DSC01346.JPG

 После этого преподаватель должен объяснить, что при игре на фортепиано, должно быть ощущение в пальцах будто он рисует ягодки, пытается нарисовать круглые точки пальцами. Тогда палец у ребенка стоит на кончике, пальцы не проламываются и не лежат на клавише. Детям это занятие очень нравится, они быстро понимают что значит играть кончиком пальца, и всегда на уроке можно вернуться к этому занятию или напомнить (если ученик забудет), что он при игре на пианино должен ощущать что он ставит точки пальчиками.

Вот так интересно можно проводить занятия в классе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка "Игры в младших классах на уроках английского языка"

Эта разработка будет полезна начинающим учителям английского языка в работе с начальными классами. Здесь представлены игры по разным темам....

Методический доклад на тему «Обучение навыкам педализации учащихся младших классов на уроке фортепиано»

В данной работе рассматриваются виды педализации,методы овладения навыком педализирования на начальном этапе обучения, приведены примеры упражнений....

Методическая разработка "Работа над интонацией с учащимися младших классов на уроке фортепиано"

Одним из важнейших условий для достижения мастерства в фортепианном исполнительстве, является владение искусством интонирования, поскольку, только выразительная, певучая игра способна найти настоящий ...

Методический доклад на тему: "Развитие мелкой техники учащихся младших классов на уроках специального фортепиано"

Работа представляет собой методический доклад, предназначенный для преподавателей музыкальных школ...

Работа над педалью в младших классах на уроках фортепиано

1. Введение. 2. Выразительные возможности педали. 3. Начало работы над педалью. 4. Педализация в пьесах. 5. Заключение. ...

Методический доклад на тему: "Развитие техники в младших классах на уроках специального фортепиано"

В данном методическом сообщении  рассматриваются принципы работы над фортепианной техникой в младших классах ДМШ на уроках специального фортепиано....