Урок музыки по творчеству Моцарта в 5 классе
план-конспект урока по музыке (5 класс) на тему

Урок музыки по творчеству Моцарта в 5 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_k_uroku.pptx197.75 КБ
Файл konspekt_uroka.docx23.75 КБ
Файл spi.docx10.72 КБ
Файл malchik_rezvyy_kudryavyy.docx10.42 КБ
Файл tekst_i_perevod_pesni.docx10.71 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

И жив композитор, и души открыты, любовь поселяется в них… В.А. Моцарт

Слайд 2

Детство гения Музыка для детей: Колыбельная - … Весенняя песня - …

Слайд 3

«Рондо в турецком стиле» («Турецкий марш») Инструментальная музыка- Настроение - … Рондо - …

Слайд 4

Опера Моцарта «Свадьба Фигаро» Настроение - Герои - Другие оперы -

Слайд 5

«40 симфония» Симфония - музыкальный роман о жизни 2 мелодии 1 части какие ? -

Слайд 6

Последнее произведение великого композитора РЕКВИЕМ - вечный покой « Моцарт и Сальери» (« М аленькие трагедии» А. С. Пушкина)

Слайд 7

П ОЧЕМУ Я ЛЮБЛЮ МУЗЫКУ МОЦАРТА?



Предварительный просмотр:

Тема раздела: «В чём сила музыки»

Тема урока: «И жив композитор, и души открыты, любовь поселяется в них!»

Класс: 5

Цель урока: расширить у учащихся представление о творчестве В.А.Моцарта, показать, что сила музыки Моцарта в единстве жизненной красоты и мастерства композитора.

Образовательные задачи:

1.        познакомить   учащихся   с   лучшими   произведениями   вокальной   и
инструментальной музыки австрийского композитора;

  1. научить создавать проект на уроке музыка по заданной теме;
  2. сравнивать и сопоставлять разные произведения композитора;
  3. выяснить с учащимися, в чём заключается сила музыки композитора;
  4. продолжить работу над формированием вокально-хоровых навыков;
  5. находить самостоятельно интересный материал для предстоящего урока
    Развивающие задачи:

  1. развивать музыкальный вкус;
  2. развивать музыкальный слух и чистоту интонации;
  3. добиваться музыкальной отзывчивости;

4.        формирование музыкальной культуры.

Воспитательные задачи:

  1. воспитание бережного отношения, любви к лучшим образцам мирового
    искусства;
  2. умение работать в группах;

3.        выслушивать ответы товарищей и давать им оценку.
Музыкальный материал:

«Урок музыкальный» - песня

«Начало» музыкальная презентация о жизни композитора.


«Колыбельная»- видеофрагмент, хоровое исполнение «Весенняя»- видеофрагмент сольное исполнение «Турецкий марш» видео музыкальный мультфильм

«Ария Фигаро»-   видеофрагмент оперного спектакля, исполнение   арии мальчиками

Симфонии № 40 - первая часть (видеофрагмент, играет симфонический оркестр)

«Реквиема» - видеофрагмент из художественного фильма « Маленькие трагедии»

Оборудование: мультимедиа, синтезатор.

К уроку учащиеся подготовили дополнительный материал о жизни и творчестве Моцарта.

В течение урока каждый ребёнок составляют мини-проект   «В чём сила музыки В.А. Моцарта».

  1. Организационный этап.
  2. Постановка цели урока. Мотивация учебной деятельности.

Звучит песня «Урок музыкальный»

- Строчка из этой песни подсказала название урока: «И жив композитор, и души открыты, любовь поселяется в них!» Действительно, пока жива музыка композитора, он живёт с нами. В нашей памяти и сердце. А если говорить, о таком гениальном музыканте, как В.А. Моцарт, то он живёт в сердцах людей всего мира. В чём же загадка такого успеха музыкальных произведений, звучащих более 200 лет?

Сегодня на уроке мы послушаем несколько музыкальных шедевров и попробуем ответить на вопрос: в чём сила музыки великого Моцарта. Я

думаю, мы вместе ответим на этот вопрос.

3.        Актуализация знаний.

Звучит прекрасная музыка композитора. На экране Зальцбург - родина Моцарта.

Записываем годы жизни, место рождения композитора. Ученики рассказывают интересные факты из детства композитора.

4.        Обобщение и систематизация знаний


Детская вокальная музыка композитора

  • Послушаем музыку, написанную для детей.
  • Звучит «Колыбельная», известная каждому человеку с самого раннего
    детства.
  • Опишите настроение этого произведения,
  • А теперь попробуем спеть сами.

Звучит синтезатор, тембр клавесина.

-        «Весеннюю песню» спеть довольно сложно, и сегодня нам исполнит
это   прекрасное   произведение   Тая   (соло).   Чтобы   приблизить   вас   к
музыкальной обстановке того времени, аккомпанемент я буду играть на
синтезаторе, имитируя клавесин - старинный клавишный инструмент.

Дети слушают исполнение песни

-        Опишите настроение, чувства музыки.

Дети работают самостоятельно, выполняя мини-проект

Ответы учащихся Инструментальная музыка композитора

-        В конце 18 века в Европе появился интерес к востоку, к вещам,
сладостям, произведениям искусства, а Моцарт нам рассказал сам восточную
историю, которую назвал «Рондо в турецком стиле». Чаще называют эту
музыку   «Турецкий   марш».   Послушаем   и   посмотрим   великолепную
инструментальную пьесу.

Дети смотрят мультипликационную версию В ходе прослушивания учащиеся

  • объясняют понятие «рондо»,
  • узнают тембры инструментов.

- Опишите настроение, чувства музыки.

Дети работают самостоятельно, выполняя мини-проект Ответы учащихся


Опера в творчестве композитора

-        Самым популярным театральным жанром во времена Моцарта была
опера. Оперы были серьёзные, героические и трагические, весёлые и добрые
и,  конечно, комические, высмеивающие недостатки.  Одной из самых
популярных стала опера «Свадьба Фигаро», по одноимённой пьесе Бомарше.
Премьера состоялась 1 мая 1786 года в Вене. Интересный факт, что на
русский язык оперу перевёл П. И. Чайковский. Сейчас мы услышим и
посмотрим фрагмент оперы «Ария Фигаро». Главный герой наставляет
изнеженного юношу - пажа графини, Керубино.

Дети слушают и смотрят исполнение арии

-        Давайте и мы споём этот   фрагмент. Здесь солистами становятся
мальчики, так это требует сюжет оперы. Звучит Ария Фигаро.

Мальчики исполняют арию (синтезатор)

-        Опишите настроение, чувства музыки.

Дети работают самостоятельно, продолжая выполнять

мини-проект

Ответы учащихся Симфония в творчестве композитора

-        Самый сложный инструментальный жанр считается симфония. Это
целый роман в музыке с множеством музыкальных образов, чувств   и
переживаний. Таких музыкальных романов Моцарт написал 42. Последние 3
симфонии - исповедь композитора о своей жизни, рассуждение об устройстве
мироздания.   В них Вольфганг Амадей, как бы предчувствуя свой недолгий
жизненный путь, делится с нами своими переживаниями, подводит итоги
своей короткой, но яркой судьбы. Самой популярной симфонией становится
40. Пожалуй, нет на земле человека, который не слышал бы главный мотив
этой музыки, давайте,  и мы это услышим.     Две мелодии рождают
неповторимую музыку первой части знаменитой симфонии.

Дети слушают и смотрят фрагмент первой части симфонии.

-        Опишите настроение, чувства музыки.

Дети работают самостоятельно, продолжая выполнять

мини-проект

Ответы учащихся



«Реквием» - «вечный покой»

-        Смерть великого композитора до сих пор окутана множеством тайн,
легенд, исторических версии. Но самая известная - это отравление Моцарта
его другом Сальери.  Именно эту версию предложил нам А. С. Пушкин в
бессмертном произведении «Маленькие трагедии».

«Реквием (лат. Requiem — заупокойная месса) — последнее, незавершённое произведение композитора Вольфганга Амадея Моцарта, над которым он работал перед самой смертью, — траурная заупокойная месса, написанная на канонический латинский текст. Сочинение завершили ученики Моцарта, главным образом Франц Ксавер Зюсмайер, тем не менее, «Реквием» является одним из наиболее известных произведений Моцарта и рассматривается как одно из важнейших его творений.

Дети смотрят фрагмент из кинофильма, слушают музыку - Опишите настроение, чувства музыки.

Дети работают самостоятельно, продолжая выполнять

мини-проект

Ответы учащихся

-        Моцарт прожил трагически короткую жизнь, но осталось его великое
творческое наследие. Конечно, в рамках одного урока сложно охватить всё
творчество композитора, но даже небольшая его часть, уверена, оставила
след в вашей душе. А настроения, которые, вы описали сами, помогут нам
понять, насколько разнообразна палитра чувств музыкального гения.

5. Закрепление

  1. Самостоятельная работа: прослушать главные интонации произведений
    и записать их названия.
  2. Взаимопроверка.

- Сегодня на уроке вы узнали, насколько многогранна и интересна музыка Моцарта. В ней звучат все оттенки человеческих чувств, не говоря уже о красоте и правде великих творений. Действительно, главные качества настоящего искусства присутствуют во всех произведениях мастера.


б.Защита мини-проекта

«И жив композитор, и души открыты, любовь поселяется в них!»

Детская      вокальная      музыка композитора

Музыка для детей: Колыбельная -... Весенняя песня -...

Инструментальная           музыка композитора

«Рондо в турецком стиле» («Турецкий марш»)

• Инструментальная музыка-• Тембры - ... • Настроение -... • Рондо - ...

Опера в творчестве композитора

Опера Моцарта «Свадьба Фигаро»

•   Настроение -•   Герои -•   Другие оперы -

Симфония в творчестве композитора

«40 симфония»

•   Симфония - музыкальный роман о жизни •   2 мелодии 1 части какие? -

«Реквием» — «вечный покой»

Последнее произведение великого композитора •   РЕКВИЕМ - вечный покой •   « Моцарт и Сальери» («Маленькие трагедии» А. С. Пушкина)

Почему     я     люблю     музыку Моцарта?

7. Домашнее задание

- Это только основа проекта. Каждый из вас может дополнить страницы презентации или рассказать подробнее об одном произведении композитора, истории создания, исполнителях, а может быть рассказать об одном из периодов жизни мастера или только об операх или симфониях, вокальной или инструментальной музыке. Конечно, при подготовке проекта вы ещё раз послушаете музыку великого композитора, а возможно, она станет для вас любимой. Мне бы хотелось, чтобы в конце своего проекта вы бы ответили на вопрос и сделали для себя вывод: Почему я люблю музыку Моцарта?



Предварительный просмотр:

Спи, моя радость, усни!
В доме погасли огни;
Пчелки затихли в саду,
Рыбки уснули в пруду.
Месяц на небе блестит,
Месяц в окошко глядит...
Глазки скорее сомкни,
Спи, моя радость, усни!
Усни, усни!

В доме все стихло давно,
В погребе, в кухне темно,
Дверь ни одна не скрипит,
Мышка за печкою спит.
Кто-то вздохнул за стеной...
Что нам за дело, родной?
Глазки скорее сомкни,
Спи, моя радость, усни!
Усни, усни!

Сладко мой птенчик живет:
Нет ни тревог, ни забот,
Вдоволь игрушек, сластей,
Вдоволь веселых затей.
Все-то добыть поспешишь,
Только б не плакал малыш!
Пусть бы так было все дни!
Спи, моя радость, усни!
Усни, усни!



Предварительный просмотр:

Мальчик резвый кудрявый, влюбленный
Адонис, женской лаской прельщённый,
Не довольно ль вертеться, кружиться,
Не пора ли мужчиною быть.

Распростись ты с духами, с помадой,
Со стихами, с ночной серенадой.
Ты забудь про веночки, цветочки,
Про шёлковые ленты забудь,
Про шёлковые ленты забудь.
Распростись ты с кружевами
И с венками, и с цветами,
С помадой, с духами.

Мальчик резвый кудрявый, влюбленный
Адонис, женской лаской прельщённый,
Не довольно ль вертеться, кружиться,
Не пора ли мужчиною быть,
Не довольно ль вертеться, кружиться,
Не пора ли мужчиною быть.



Предварительный просмотр:

Текст и перевод песни "Весенняя песня"-В. А. Моцарт


Приди, весна, и снова
Пусть рощи оживут,
Под шум ручья лесного
Фиалки пусть цветут!
Пускай нас с солнцем вместе
Разбудит птичий гам.
Мы станем бегать с песней
По рощам и лугам.


Хотим, чтоб рощи эти
Цвели опять пышней.
Веселый май, мы, дети,
Зовем тебя скорей.
Пусть солнце травы сушит,
Сверкает тихий пруд,
Пускай кричат кукушки
И соловьи поют.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК (МУЗЫКА И ЛИТЕРАТУРА) В 7 КЛАССЕ"ОБРАЗ ПРИРОДЫ В ПОЭЗИИ И МУЗЫКЕ"

НА ДАННОМ УРОКЕ УЧАЩИЕСЯ ЗНАКОМЯТСЯ С ТВОРЧЕСТВОМ ВЕЛИКИХ ГЕНИЕВ  РОССИИ: С.В.РАХМАНИНОВЫМ И И.М.БУНИНЫМ, ОТОБРАЖЕНИЕМ КРАСОТЫ ПРИРОДЫ В ИХ ЗНАМЕНИТЫХ ТВОРЕНИЯХ....

конспект интегрированного урока (музыка и литература) в 5 классе по теме "Музыка Рождества"

Интегрированный урок музыки и литературы.«Музыка Рождества»  Цель урока: формирование знаний учащихся о празднике Рождество, о культурных традициях разных стран.Задачи урока:Обучающая:...

Урок музыки по ФГОС в 5 классе "Музыка в театре, кино и на телевидении".

Цель  урока: Показать важное значение музыки в синтетических видах  искусства – театре, кино и на телевидении, а также необходимость литературной основы пьесы, или кинофильма – сценари...

Интегрированный урок музыки и ИЗО в 5 классе "Образы борьбы и победы и специфика их отражения в музыке и изобразительном искусстве"

В материале представлены технологическая карта урока с описанием целей, планируемых результатов, формируемых УУД, технологии проведения,  конспект  и презентацию к уроку....

Урок музыки и движения в 9 классе для учащихся с ОВЗ. ГБОУ школа № 439 г. Петродворца (Санкт-Петербург). Учитель музыки высшей квалификационной категории Белозерова Галина Михайловна. Тема урока: «Духовная и народная музыка»

Урок музыки  в 9 классе для учащихся с ОВЗ.ГБОУ школа № 439 г. Петродворца (Санкт-Петербург).Учитель музыки высшей квалификационной категории Белозерова Галина Михайловна.Тема урока: «Духовная и ...

Интегрированный урок музыки и литературы в 5 классе. "Музыка - главный герой басни"

Интегрированный урок музыки и литературы в 5 классе. "Музыка - главный герой басни". Фотограabb с урока в приложении....