№ | № в теме | Тема урока | Впервые вводимые понятия | Домашнее задание | Дата | Примечание |
План | Факт |
Раздел 1. Музыка и литература 17 ч.
|
1 | 1 | Что роднит музыку с литературой | Выявление многосторонних связей музыки и литературы | Выразительно прочитать стихотворения, положенные в основу известных музыкальных произведений. |
|
|
|
2 | 2 | Вокальная музыка. Россия, Россия, нет слова красивей… | Воспитание любви и уважения к родному краю, образ которого воплощен в произведениях искусства, развитие слушательной и исполнительской культуры учащихся. | Работа с отрывков из рассказа В. Белова (с.10) |
|
|
|
3 | 3 | Вокальная музыка. Песня русская в березах, песня русская в хлебах… | Воспитание любви и уважения к родному краю, образ которого воплощен в произведениях искусства, развитие слушательной и исполнительской культуры учащихся. | Работа со справочной литературой , интернет ресурсами. |
|
|
|
4 | 4 | Вокальная музыка. Здесь мало услышать, здесь вслушаться нужно… | Воспитание любви и уважения к родному краю, образ которого воплощен в произведениях искусства, развитие слушательной и исполнительской культуры учащихся. | Прочитать стихотворение М. Лермонтова «Из Гёте» и выполнить задания с.16 |
|
|
|
5 | 5 | Фольклор в музыке русских композиторов «Стучит, гремит Кикимора…» | Познакомить учащихся с произведениями программной инструментальной музыки и вокальными сочинениями, созданными на основе различных литературных источников. | Послушать «Кикимору» А.Лядова. Прочитать волшебную сказку, подобрать к ней музыкальный ряд. |
|
|
|
6 | 6 | Фольклор в музыке русских композиторов «Что за прелесть эти сказки…» | Познакомить учащихся с произведениями программной инструментальной музыки и вокальными сочинениями, созданными на основе различных литературных источников. | Послушать сюиту Н.Римского-Корсакова. |
|
|
|
7 | 7 | Жанры инструментальной и вокальной музыки «Мелодией одной звучат печаль и радость…» «Песнь моя летит с мольбою» | Углубить представления учащихся о существовании вокальной и инструментальной музыки, не связанной с какой-либо литературной основой (вокализ, песня без слов, баркарола как жанр фортепианной музыки); продолжить знакомство с вокальной баркаролой. | Послушать одну из «Песен венецианских гондольеров» Ф.Мендельсона и «Баркаролу» из «Времён года» П.Чайковского. |
|
|
|
8 | 8 | Вторая жизнь песни Живительный родник творчества | Углубить представления учащихся о музыке, основанной на использовании народной песни; о народных истоках профессиональной музыки; познакомить с современными интерпретациями классической музыки. | Прослушивание музыкальных сочинений разных композиторов , в основу которых положены интонации народных песен и напевов. |
|
|
|
9 | 9 | Всю жизнь мою несу родину в душе... «Перезвоны» «Звучащие картины» | Знакомство с фрагментами симфонии-действа «Перезвоны» В. А. Гаврилина, | Послушать фрагменты симфонии-действа «Перезвоны»: «Молитва». |
|
|
|
10 | 10 | Всю жизнь мою несу родину в душе... «Скажи, откуда ты приходишь, красота?» | Знакомство с фрагментами симфонии-действа писателя В. М. Шукшина и близкой по образному языку народной музыке, с кантатой «Снег идет» Г. Свиридова на стихи Б. Пастернака. | Выполнить задания в творческой тетради на развороте «Поэтические страницы». |
|
|
|
11 | 11 | Писатели и поэты о музыке и музыкантах . «Гармонии задумчивый поэт» | Осознание учащимися значимости музыкального искусства для творчества поэтов и писателей, расширение представлений о творчестве западноевропейских композиторов – Ф. Шопена, В. Моцарта. | Прочитать отрывок из рассказа В.Астафьева «Слово о Мастере». |
|
|
|
12 | 12 | Писатели и поэты о музыке и музыкантах «Ты, Моцарт, бог, и сам того не знаешь!» | Осознание учащимися значимости музыкального искусства для творчества поэтов и писателей, расширение представлений о творчестве западноевропейских композиторов – Ф. Шопена, В. Моцарта. | Прослушать «Маленькую ночную серенаду» В.-А.Моцарта. |
|
|
|
13 | 13 | Первое путешествие в музыкальный театр. Опера Оперная мозаика. М. Глинка. Опера «Руслан и Людмила» | Более подробно ознакомить учащихся с особенностями оперного жанра, который возникает на основе литературного произведения как источника либретто оперы, с разновидностями вокальных и инструментальных жанров и форм внутри оперы (увертюра, ария, речитатив, хор, ансамбль), а так же с исполнителями (певцы, дирижеры и др.) | Выполни задания в творческой тетради по опере «Руслан и Людмила»М.Глинки. Прослушать песни Садко и колыбельную Волховы из оперы «Садко» |
|
|
|
14 | 14 | Второе путешествие в музыкальный театр. Балет | Более подробно ознакомить учащихся с жанром балета, его происхождением, с либретто балетного спектакля, основой которого являются сказочные сюжеты; познакомить с именами лучших отечественных танцоров и хореографов (Г. Уланова, М. Плисецкая, Е. Максимова, В. Васильев) | Выполни задания в творческой тетради на разворотах «В музыкальном театре. Балет»Спящая красавица» |
|
|
|
15 | 15 | Музыка в театре, кино, на телевидении | Осознание роли литературного сценария и значения музыки в синтетических видах искусства: в театре, кино, на телевидении. | Вспомнить и спеть полюбившиеся песни из кинофильмов, телепередач. Запиши свои впечатления |
|
|
|
16 | 16 |
Третье путешествие в музыкальный театр. | Мюзикл |
| Познакомить учащихся с жанром мюзикла, разучить отдельные номера мюзикла «Кошки» Э.Уэббера, разыграть отдельные сцены. | Прослушать фрагменты из мюзикла «Песню Бастофера Джонса»-важного, солидного кота, «Песню Макэвити»-кота-разбойника и финальный хор «Как приручить кошек» |
|
|
|
17 | 17 | Мир композитора | Обобщение накопленного жизненно-музыкального опыта учащихся , закрепление представлений о взаимодействии музыки и литературы на основе выявления специфики общности жанров этих видов искусств. | Научиться понимать мировоззрение композитора. |
|
|
|
Раздел 2. Музыка и изобразительное искусство 18 ч.
|
18 | 18 | Что роднит музыку с изобразительным искусством | Выявить всевозможные связи музыки и изобразительного искусств | Рассмотреть произведения изобразительного искусства, подумать, можно ли увидеть музыку. |
|
|
|
19 | 19 | Небесное и земное в звуках и красках. «Три вечные струны: молитва, песнь, любовь…» | Раскрыть отношение композиторов и художников к родной природе, духовным образам древнерусского и западноевропейского искусства; | Найдите в учебнике и творческой тетради другие картины, созвучные музыке С.Рахманинова, древним песнопениям. |
|
|
|
20 | 20 | Звать через прошлое к настоящему «Александр Невский». «За отчий дом за русский край». | Изучение кантаты «Александр Невский» С.С. Прокофьева, сопоставление героико-эпических образов музыки с образами изобразительного искусства. | Найдите в Интернете Пословицы и поговорки о защитниках Отечества. |
|
|
|
21 | 21 | «Ледовое побоище». «После побоища». | Изучение кантаты «Александр Невский» С.С. Прокофьева, сопоставление героико-эпических образов музыки с образами изобразительного искусства. | Подобрать песни о подвигах. Спойте их вместе. Выполни задания в творческой тетради |
|
|
|
22 | 22 | Музыкальная живопись и живописная музыка «Мои помыслы – краски, мои краски – напевы…» | Развитие музыкального, образно-ассоциативного мышления учащихся через выявление общности музыки и живописи в образном выражении состояний души человека, выяснение ответов на вопросы: «Можем ли мы услышать живопись?», «Можем ли мы увидеть музыку?» | Сравните язык произведений двух видов искусства: музыки и живописи |
|
|
|
23 | 23 | Музыкальная живопись и живописная музыка «Фореллен – квинтет» Дыхание русской песни. | Сопоставление зримых образов музыкальных сочинений русского и зарубежного композитора (вокальные и инструментальные произведения С. Рахманинова и Ф. Шуберта) | Вспомните музыкальные произведения других композиторов, написанные в форме вариации. Спойте их главные темы. |
|
|
|
24 | 24 | Колокольность в музыке и изобразительном искусстве «Весть святого торжества». | Расширение представлений учащихся о жизненных прообразах и народных истоках. | Выполните в творческой тетради задания на разворотах «Загадочный мир звуков Сергея Рахманинова. |
|
|
|
25 | 25 | Портрет в музыке и изобразительном искусстве «Звуки скрипки так дивно звучали…» | Осознание музыки как искусства интонации и обобщение на новом уровне триединства «композитор – исполнитель – слушатель», расширение представлений учащихся о выразительных возможностях скрипки, ее создателях и исполнительском мастерстве скрипачей; актуализация жизненно – музыкального опыта | Найдите в Интернете информацию о знаменитых итальянских скрипичных мастерах Амати, Страдивари, Гварнери и подготовить сообщение для одноклассников. |
|
|
|
26 | 26 | Волшебная палочка дирижера. «Дирижеры мира» | Раскрыть особое значение дирижера в исполнении симфонической музыки, выразительной роли различных групп инструментов, входящих в состав классического симфонического оркестра. | Послушайте по телевизору выступление симфонического оркестра. |
|
|
|
27 | 27 | Образы борьбы и победы в искусстве | Раскрыть образный строй симфонии №5 Л. Бетховена, проследить за творческим процессом сочинения музыки композитором, особенностями ее симфонического развития. | Выполните задания в творческой тетради «Симфонический оркестр» и «Дирижёр и оркестр -единое целое». |
|
|
|
28 | 28 | Застывшая музыка | Постижение учащимися гармонии в синтезе искусств: архитектуры, музыки, изобразительного искусства; уметь соотнести музыкальные сочинения с произведениями других видов искусств по стилю. | Обьясните смысл выражений: «Архитектура – застывшая музыка» и «Храм, как корабль огромный, несётся в пучине веков…». |
|
|
|
29 | 29 | Полифония в музыке и живописи | Продолжить знакомство учащихся с творчеством И.С. Баха, его полифонической музыкой | Послушайте органную музыку И. –С. Баха. Какие чувства она вызывает? |
|
|
|
30 | 30 | Музыка на мольберте | Расширить представления учащихся о взаимосвязи и взаимодействии музыки, изобразительного искусства, литературы на примере творчества литовского композитора и художника М. Чюрлёниса | Всмотритесь в картины М. Чюрлёниса. Что новое, необычное увидел ты в них? |
|
|
|
31 | 31 | Импрессионизм в музыке и живописи | Раскрыть особенности импрессионизма как художественного стиля, взаимодействие и взаимообусловленность импрессионизма в музыке и живописи на примере художников – импрессионистов и музыки К. Дебюсси. | Выполни задания в творческой тетради на разворотах «Есть в красках отзвуки и звуки…» и «Художественное творчество. Рисуем музыку». |
|
|
|
32 | 32 | О подвигах, о доблести, о славе... | Способствовать развитию исторической памяти подростков на основе освоения различных видов искусств, раскрывающих тему защиты Родины; продолжить знакомство с жанром Реквиема. | Спойте известные тебе современные песни, которые звучат в День Победы 9 мая. |
|
|
|
33 | 33 | В каждой мимолетности вижу я миры... | Ввести учащихся в образный мир произведений С. Прокофьева и М. Мусоргского; расширить и углубить понимание учащимися своеобразия их творчества. | Выполните задания в творческой тетради на развороте «Программа урока – концерта». |
|
|
|
34 | 34 | Мир композитора. С веком наравне | Обобщить представления учащихся о взаимодействии изобразительного искусства и музыки и их стилевом сходстве и различии на примере произведений русских и зарубежных композиторов. | Научатся понимать мировоззрение композитора. |
|
|
|
35 | 35 | С веком наравне | Обобщение музыкальных представлений учащихся. | Научиться обобщать музыкальные представления обучающихся. |
|
|
|