Рабочая программа по музыке 5-8 класс,под ред. Д.Б.Кабалевсого
рабочая программа по музыке (5 класс) на тему
Прграмма по музыке с первого по восьмой класс в систематической форме раскрывает перед учащимися закономерности музыкального искусства, его жизненные связи, социальную роль. Программа разработана на основе программы по " Музыке" под редакцией Д.Б.Кабалевского. Программа включает следующие разделы:
1 Пояснительная записка
2 Календарно - тематический план
3 Нормы оценивания результатов образования по музыке
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1_poyasnitelnaya_zapiska_5-8_klass.doc | 57 КБ |
2_kalendarno-tematicheskiy_plan_5-8_klass.doc | 79 КБ |
3_otsenivanie.doc | 21.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Программа по предмету «Музыка» для 5 - 7 классов общеобразовательных учреждений разработана авторским коллективом под руководством Д.Б.Кабалевского. Программа « Искусство.Музыка 8-9 класс» авторы программы Г. П. Сергеева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская разработана на основе
Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного образования по искусству.
В программе нашли отражение изменившиеся социокультурные условия деятельности современных образовательных учреждений ,потребности педагогов-музыкантов в обновлении содержания и новые технологии общего музыкального образования.
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ: развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части духовной культуры.
ЗАДАЧИ:
развитие музыкальности; музыкального слуха, певческого голоса, музыкальной памяти, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения;
освоение музыки и знаний о музыке, ее интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов; о воздействии музыки на человека; о ее взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью;
овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: слушании музыки, пении,музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений;
воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке; устойчивого интереса к музыке, музыкальному искусству своего народа и других народов мира; музыкального вкуса учащихся; потребности к самостоятельному общению с высокохудожественной музыкой и музыкальному самообразованию; слушательской и исполнительской культуры учащихся.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ:
В 5 КЛАССЕ содержание программы основано на обширном материале, охватывающем различные виды искусств, который дает возможность учащимся
осваивать духовный опыт поколений, нравственно-эстетические ценности мировой
художественной культуры. Культура предстает перед школьниками как история развития человеческой памяти, величайшее нравственное значение которой, по словам
академика Д.С.Лихачева, «в преодолении времени».
Отношение к памятникам любого из искусств – показатель культуры всего общества в
целом и каждого человека в отдельности. Сохранение культурной среды, творческая жизнь в этой среде обеспечат привязанность к родным местам, нравственную
дисциплину и социализацию личности учащихся.
Название тем программы
* «Преобразующая сила музыки»-16ч,
* « В чем сила музыки»-18ч.
В ПРОГРАММЕ 6 КЛАССА рассматривается многообразие музыкальных образов,
запечатленных в жанрах вокальной, инструментальной и инструментально-симфонической музыки. Музыкальный образ рассматривается как живое, обобщенное представление о действительности, выраженное в звуках. В сферу изучения входят также интонационная природа музыкальных образов, приемы взаимодействия и развития различных образных сфер в музыкальном искусстве. Мир образов народной, религиозной, классической и современной музыки. Музыка в семье искусств.
Приоритетным направлением содержания программы и УМК по-прежнему остается русская
музыкальная культура. Фольклор, классическое наследие, музыка религиозной традиции, современные музыкальные направления музыкального искусства формируют у учащихся национальное самосознание, понимание значимости своей культуры в художественной картине мира.
Название тем программы
* «Музыкальный образ»-16ч,
* «Музыкальная драматургия»-18ч.
Содержательный стержень ПРОГРАММЫ 7 КЛАССА «классика и современность».
Вечные темы классической музыки и их претворение в произведениях различных жанров.
Художественные направления, стили и жанры классической и современной музыки.
Особенности музыкальной драматургии и развитие музыкальных образов в
произведениях крупных жанров – опере, балете, мюзикле, рок – опере, симфонии,
инструментальном концерте, сюите и др. Жанровые и стилистические особенности
музыкального языка. Единство содержания и формы музыкальных произведений. Стиль как отражение мироощущения композитора. Стили музыкального творчества и исполнения, присущие разным эпохам.
Название тем программы
* «Что значит современность в музыке»-9ч,
* «Музыка «серьезная» и музыка «легкая»-7ч,
* «Взаимопроникновение легкой и серьезной музыки»-10ч,
* «Великие наши «современники»-8ч.
Содержание программы 8 класса основано на обширном материале, охватывающем различные виды искусств, который дает возможность учащимся осваивать духовный опыт поколений, нравственно-эстетические ценности мировой художественной культуры. Культура предстает перед школьниками как история развития человеческой памяти, величайшее нравственное значение которой, по словам академика Д.С.Лихачева, «в преодолении времени». Отношение к памятникам любого из искусств – показатель культуры всего общества в целом и каждого человека в отдельности. Сохранение культурной среды, творческая жизнь в этой среде обеспечат привязанность к родным местам, нравственную дисциплину и социализацию личности учащихся.
Название тем программы
*« Искусство в жизни современного человека»-3ч.
* «Искусство открывает новые грани мира»-7ч.
* « Искусство как универсальный способ общения»-7ч.
* « Красота в искусстве и в жизни»-10ч.
* « Прекрасное пробуждает доброе»-7ч.
МЕТОДЫ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ школьников отражают
цель, задачи и содержание данной программы:
— метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;
— метод интонационно-стилевого постижения музыки;
— метод эмоциональной драматургии;
— метод концентричности организации музыкального материала;
— метод забегания вперед и возвращения к пройденному (перспективы и ретроспективы в обучении);
— метод создания «композиций» (в форме диалога и др.);
— метод игры;
— метод художественного контекста (выхода за пределы музыки).
ВИДЫ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, используемые на уроке, весьма
разнообразны и направлены на полноценное общение учащихся с высокохудожественной музыкой. В сферу исполнительской деятельности учащихся входит: хоровое, ансамблевое и сольное пение; пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения; различного рода импровизации (ритмические, вокальные, пластические и т.д.), инсценирование (разыгрывание песен), сюжетов музыкальных пьес программного характера, фольклорных образцов музыкального искусства. Помимо исполнительской деятельности, творческое начало учащихся находит отражение в размышлениях о музыке (оригинальность и нетрадиционность
высказываний, личностная оценка музыкальных произведений), в художественных импровизациях (сочинение стихов, рисунки на темы полюбившихся музыкальных
произведений), самостоятельной индивидуальной и коллективной исследовательской
(проектной) деятельности и др.
В КАЧЕСТВЕ ФОРМ КОНТРОЛЯ могут использоваться творческие задания, анализ музыкальных произведений, музыкальные викторины, уроки-концерты.
СТРУКТУРУ ПРОГРАММЫ составляют разделы, в которых обозначены основные
содержательные линии, указаны музыкальные произведения. Названия разделов являются. выражением художественно-педагогической идеи блока уроков, года
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ
5 класс
Знать/понимать:
специфику музыки как вида искусства;
-значение музыки в художественной культуре и ее роль в синтетических видах
творчества;
-основные жанры народной и профессиональной музыки;
-основные формы музыки;
-характерные черты и образцы творчества крупнейших русских и зарубежных
композиторов;
-виды оркестров, названия наиболее известных инструментов;
-имена выдающихся композиторов и исполнителей;
Уметь:
-эмоционально - образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения;
-узнавать на слух изученные произведения русской и зарубежной классики;
-выразительно исполнять соло (с сопровождением и без сопровождения);
-выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе
-полученных знаний об интонационной природе музыки;
-распознавать на слух и воспроизводить знакомые мелодии изученных произведений
инструментальных и вокальных жанров;
-различать звучание отдельных музыкальных инструментов, виды хора и оркестра;
6 класс
Знать/понимать:
специфику музыки как вида искусства;
-значение музыки в художественной культуре и ее роль в синтетических видах
творчества;
-основные жанры народной и профессиональной музыки;
-основные формы музыки;
-характерные черты и образцы творчества крупнейших русских и зарубежных
композиторов;
-виды оркестров, названия наиболее известных инструментов;
-имена выдающихся композиторов и исполнителей;
Уметь:
-эмоционально - образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения;
-узнавать на слух изученные произведения русской и зарубежной классики;
-выразительно исполнять соло (с сопровождением и без сопровождения);
-выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе
полученных знаний об интонационной природе музыки;
-распознавать на слух и воспроизводить знакомые мелодии изученных произведений
инструментальных и вокальных жанров;
-различать звучание отдельных музыкальных инструментов, виды хора и оркестра;
7 класс
Знать / понимать:
-понимать взаимодействие музыки с другими видами искусства на основе осознания
специфики языка каждого из них (музыки, литературы, изобразительного искусства, театра, кино и др.);
-возможности музыкального искусства в отражении вечных проблем жизни;
-основные жанры народной и профессиональной музыки;
-основные формы музыки;
-характерные особенности творчества и анализе музыкального произведения;
-имена выдающихся композиторов и музыкантов- исполнителей;
-виды оркестров, названия наиболее известных инструментов;
-многообразие музыкальных образов и их развитие в музыкальном произведении;
особенности различия вокальной и инструментальной музыки ( романс, баллада,
авторская песня, ноктюрн, концерт, симфония);
-история возникновения духовной музыки и ее развитие в творчестве современных композиторов;
-основные стили музыки (полифония, гомофония);
-известные театры мира и исполнители,
-особенность развития музыкальной драматургии сценической музыки;
-строение сонатно- симфонического цикла;
-особенности развития драматургии камерной и симфонической музыки.
Уметь:
-эмоционально – образно воспринимать и оценивать музыкальные сочинения различных жанров и стилей;
-творчески интерпретировать содержание музыкального произведения, используя приемы пластического интонирования, музыкально – ритмического движения, импровизации.
-осуществлять сравнительные интерпретации музыкальных сочинений;
-выявлять особенности построения музыкально – драматического спектакля на основе
взаимодействия музыки с другими видами искусства;
8 класс
Знать / понимать:
Специфику музыки как вида искусства;
- иметь представление о жанрах и стилях классического и современного искусства, особенностях художественного языка и музыкальной драматургии;
- определять принадлежность художественных произведений к одному из жанров на основе характерных средств выразительности;
- знать имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов, художников, скульпторов. режиссеров и т.д, узнавать наиболее значимые их произведения;
- размышлять о знакомом произведении, высказывая суждения об основной идее, средствах ее воплощения, интонационных особенностях, жанре, форме, исполнителях
Уметь:
- давать личностную оценку музыке, звучащей на уроке и вне школы, аргументируя свое отношение к тем или иным музыкальным явлениям;
- исполнять народные и современные песни, знакомые мелодии изученных классических произведений;
- выполнять творческие задания, участвовать в исследовательских проектах;
- использовать знания о музыке и музыкантах, художниках, полученные на уроках, при составлении домашней фонотеки, видеотеки и пр.
Обучение искусству в основной школе должно вывести учащихся на стандартный уровень знаний, умений, навыков.
РЕЖИМ ЗАНЯТИЙ: 1 час в неделю всего 136 часа (по 34 часа- в 5-8 классах ).
Предварительный просмотр:
2. Календарно- тематический план
МУЗЫКА 5 класс
№ | Название разделов и тем | Количество часов | Формы контроля |
1 2 3
4
5 6 7 8 9
10-11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21-22
23 24 25 26 27
28 28 29 30 31 32 33-34 итого | Тема «Преобразующая сила музыки» Преобразующая сила музыки «Жизнь-источник музыки» Способность музыки воздействовать на сознание человека Сцена из оперы С.Прокофьева «Повесть о настоящем человеке» Песни-протеста ,песни –призыва Полифония .Фуга Органная фуга И.С.Баха Полифония .Гомофония И.С.Баха ,Л.Бетховена «От тьмы- к свету ,через борьбу- к победе!» Жизнь не только рождает музыку, но и испытывет на себе ее преобразующее влияние Музыка –революции Н.Римский-Корсаков опера «Золотой петушок» «Мятежный дух» музыки А.Скрябина Опера Т.Хренникова « В бурю» Песня- оружие борьбы Обобщение темы Тема «В чем сила музыки» Воздействие музыки на человека Сюита. Разнообразие человеческих чувств Музыкальные обработки ,переложения Сюита№2 И. Стравинского Отголоски русских народных песен в опере Н.Римского-Корсакова «Снегурочка» Разнохарактерная музыка В.Моцарта Г.Свиридов «Время ,вперед!» Д. Кабалевский Третий концерт для ф-но с оркестром Сила музыки в ее жизненной правде Художественные особенности симфонической сюиты С.Прокофьева «Зимний костер» Художественность и правдивость в произведении В.Салманова «Лебедушка» Изобразительность в музыке С.Рахманинова «Мараканда» Ф.Бахора «Жизнь-прекрасна» Музыка И.Штрауса Первый концерт для ф-но с оркестром П.Чайковского Обобщение тем
| 16 1 1 1
1
1 1 1 1 1
2 1 1 1 1 1 18 1 1 1 1 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 34 | Устный опрос, хоровое исполнение, размышления о музыке, творческие работы. Устный опрос, хоровое и сольное исполнение, рассуждения о музыке, творческие работы. |
Тематический план
МУЗЫКА 6 класс
№ | Название разделов и тем | Количество часов | Формы контроля |
1-2 3 4 5 6
7-8 9-10
11
12 13 14 15 16
17-18 19
20-21
22
23-24 25 26 27 28-29 30-31 32-33 34 итого | Тема «Музыкальный образ» Образы войны и мира в опере С.Прокофьева « Война и мир» Песня-баллада Ф.Шуберта « Лесной царь» Образ страдания и покорности судьбе в музыке А.Скрябина Образ иллюзии полного покоя в музыке С.Рахманинова Образ -столкновения, борьбы и победы«Эгмонт» Л.Бетховена Образ танцевальной стихии в музыке М.Равеля «Болеро» Сцена народной жизни в музыке Ф.Листа «Вторая рапсодия» Музыкальный образ, в котором главную роль играют изобразительные подробности Два вальса Ф.Шопена Суровый образ в музыке И.С.Баха Образ нашествия Симфония №7 Д.Шостаковича Образ грусти в музыке Я.Сибелиуса Обобщение темы Тема «Музыкальная драматургия» Особенности музыкальной драматургии в Увертюре из оперы «Руслан и Людмила» Сложный по драматургии образ тоски по Родине в музыке О.Тактакишвили Л.Бетховен Увертюра «Эгмонт» Конфликт-основа драматургии Драматургия контрастных сопоставлений в «Венгерских напевах»А.Эшпая Камерная музыка. Соната для виолончели с ф-но Э.Грига Сонатная форма Урок посвященный Дню Победы Любовь к Родине ,к родному народу в музыке М.Огиньского Симфония №40 В.Моцарта Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта» П.Чайковского Фрагменты из балета «Золушка» С.Прокофьева Обобщение темы | 16 2 1 1 1 1
2 2 1
1 1 1 1 1 18 2 1 2
1
2 1 1 1 2 2 2 1 34 | Устный опрос, хоровое и ансамблевое исполне-ние, размы-шления о музыке, муз. викторин Устный опрос, вырази-тельное исполне-ние, рассуждения о музыке. |
Тематический план
МУЗЫКА 7 класс
№ | Название разделов и тем | Количество часов | Формы контроля |
1 2-3 4 5 6 7-8 9
10 11 12 13 14-15 16
17-18 19-20 21 22 23 24-25 26
27-28 29-30 31-32 33 34 итого | Тема «Что значит современность в музыке» Современность в музыке И.С.Баха Токката и фуга Соната №14 Л.Бетховена Музыка И.Штрауса несет радость и веселье В музыке П.Чайковского насыщенный эмоциями мир души Внутренняя близость музыки 17и20 в.в.В.Лобоса Девятая симфония Д.Шостаковича Музыка написанная в разные эпохи является современной в наши дни Тема Музыка «серьезная» и музыка «легкая» Значение терминов « серьезная» и «легкая» музыка Две эпохи ,два творческих направления в музыке Г.Монтегюса ,М.Матье Классическая отечественная и зарубежная ВИА Джазовая музыка Музыка «легкая» по восприятию «серьезная» по содержанию и наоборот Обобшение темы Тема «Взаимопроникновение легкой и серьезной музыки» «Серьезная» и «легкая» музыка в одном произведении Оперетта И.Дунаевского «Белая акация» Сопоставление джаза и симфонизма Сюита из балета «Любовью за любовь» Т.Хренникова Частушка в оперном искусстве « Легкая» и «серьезная» музыка уживаются рядом Обобщение темы Тема «Великие наши ,,современники,,» Л.Бетховен- новые грани творчества Опера «Борис Годунов»М.Мусоргского «Классическая симфония» С.Прокофьева Обобщение темы Обобщение тем года | 9 1 2 1 1 1 2 1 7 1 1 1 1 2 1 10 2 2 1 1 1 2 1 8 2 2 2 1 1 34 | Устный опрос, выразит. хоровое исполнен, размы- шления о музыке, твор- ческие работы, муз. викторин |
Тематический план
Искусство (музыка ) 8 класс
№ |
Название разделов и тем | Количество часов | Формы контроля |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
11 12 13
14 15 16 17 18 19-20 21-22 23-24 25 26 27 28-32 33-34 итого | Тема « Искусство в жизни современного человека» Искусство вокруг нас. Художественный образ – стиль – язык. Наука и искусство. Знание научное и знание художественное. Тема « Искусство открывает новые грани мира» Искусство рассказывает о красоте Земли. Литературные страницы. Пейзаж – поэтическая и музыкальная живопись. Зримая музыка. Человек в зеркале искусства: жанр портрета. Портрет в искусстве России. Портреты наших великих соотечественников. Как начиналась галерея. Музыкальный портрет. Александра Невского. Портрет композитора в литературе и кино. Тема « Искусство как универсальный способ общения» Мир в зеркале искусства. Роль искусства в сближении народов. Искусство художественного перевода – искусство общения. Искусство – проводник духовной энергии. Знаки и символы искусства. Художественные послания предков. Разговор с современником. Символы в жизни и искусстве. Музыкально – поэтическая символика огня. Тема « Красота в искусстве и в жизни» Что есть красота. Откровенье вечной красоты. Застывшая музыка. Есть ли у красоты свои законы. Всегда ли люди одинаково понимали красоту. Великий дар творчества: радость и красота созидания. Как соотносится красота и польза. Как человек реагирует на явления в жизни и искусстве. Тема « Прекрасное пробуждает доброе» Преобразующая сила искусства. Исследовательский проект. | 3 1 1 1
7 1 1 1 1 1 1 1
7
1 1 1 1 1 1 1
10 1 2 2 2 1 1 1 7 5 2 34
| Устный опрос, тесты, выразит. чтение отрывков из произве- дений, подготовка сообщений, презентаций. |
Предварительный просмотр:
3. НОРМЫ ОЦЕНИВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБРАЗОВАНИЯ по музыке
Функция оценки - учет знаний.
Проявление интереса (эмоциональный отклик, высказывание со своей жизненной позиции).
Умение пользоваться ключевыми и частными знаниями.
Проявление музыкальных способностей и стремление их проявить.
Отметка `5` ставится:
если присутствует интерес (эмоциональный отклик, высказывание со своей жизненной позиции);
умение пользоваться ключевыми и частными знаниями;
проявление музыкальных способностей и стремление их проявить.
Отметка 4 ставится:
если присутствует интерес (эмоциональный отклик, высказывание своей жизненной позиции);
проявление музыкальных способностей и стремление их проявить;
умение пользоваться ключевыми и частными знаниями.
Отметка 3 ставится:
проявление интереса (эмоциональный отклик, высказывание своей
жизненной позиции);
или в умение пользоваться ключевыми или частными знаниями;
или: проявление музыкальных способностей и стремление их проявить.
Отметка 2 ставится:
нет интереса, эмоционального отклика;
неумение пользоваться ключевыми и частными знаниями;
нет проявления музыкальных способностей и нет стремления их проявить
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по музыке для 5 класса по программе Усачёвой
рабочая программа для 5 класса по программе Усачёвой включает в себя пояснительную записку, календарно-тематическое планирование, список литературы в соответствиии с требованиями ФГОС....
Рабочая программа по музыке для 3 класса по программе Г. С. Ригиной
Настоящая рабочая программа разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования, программы Г.С. Ригиной «Музыка: Обучение. Творческое развитие. Воспитание...
рабочая программа по музыке 5-9 классы по программе Авторов: В. В. Алеев (научный руководитель), Т. И. Науменко, Т. Н. Кичак
рабочая программа по музыке 5-9 классы по программе Авторов: В. В. Алеев (научный руководитель), Т. И. Науменко, Т. Н. Кичак...
Рабочая программа по музыке для 5 класса на основе примерной авторской программы «Музыка.5-7 классы» Критской Е.Д., Сергеевой Г.П
Данная программа «Музыка» для 5 класса разработана на основе примерной авторской программы «Музыка.5-7 классы» Критской Е.Д., Сергеевой Г.П.2-е издание Москва. «Просвещение» 2013г., рекомендован...
Рабочие программы уроков музыки 1-4 классы ,музыка 5-7 классы, искусства 8-9 классы и светской этики
1.Рабочая прграмма "Музыка" - 1 класс2. Рабочая прграмма " Музыка" - 2 класс3.Рабочая программа "Музыкы" 3 класс4. Рабочая прграмма " Музыка" - 4 класс5.Р...
Рабочая программа по музыке для 5 классов по музыке,составлена на основе ФГОС и рабочей программы "Музыка " авторы В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак.
Рабочая программа по предмету «Музыка» для 5 класса разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образ...
Рабочая программа по музыке для 6 классов по музыке,составлена на основе ФГОС и рабочей программы "Музыка " авторы В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак.
Рабочая программа по предмету «Музыка» для 6 класса разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образ...