5 класс урок №4 "Искусства различны, тема едина" презентация и конспект
презентация к уроку по музыке (5 класс) по теме
5 класс урок "Искусства различны, тема едина" презентация и конспект к программе Т.И. Науменко, В.В. Алеева
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект урока | 26.42 КБ |
презентация к уроку | 911.39 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №9»
г. Иваново
Тарасова Надежда Николаевна
Должность: Учитель музыки
Урок №4 «Искусства различны, тема едина»
Цель урока: выявить на конкретных примерах общность и своеобразие в произведениях музыки, литературы, изобразительного искусства.
Повторение + проверить домашнее задание (стихотворение о музыке в тетради)
- С какими произведениями мы познакомились на прошлом уроке? (сказка «Маленький принц» и песня, сказка «Соловей» Андерсена)
- О чём они нам рассказали? («Маленький принц» - о том, что главное в жизни доброта, любовь, искренность, дружба, а многим людям это чуждо, т.к. все хотят власти, денег и т.д. «Соловей» - о том, что искусство способно растопить сердце человека, которого казалось бы уже ничего не исправит…)
Новый материал.
Прочитайте эпиграф к нашему уроку сегодня: Слайд №2.
«Живопись даёт образ и мысль, и нужно создать в своём воображении настроение. Поэзия слова даёт мысль, и по ней нужно создать образ и настроение, а музыка даёт настроение, и по нему надобно воссоздать мысль и образ». (Н.А. Римский - Корсаков)
- Как вы его понимаете? (музыка, такое искусство, которое понять труднее всего, потому что музыка даёт нам только настроение, а мы должны определить образ и мысль…)
Тема нашего урока сегодня: «Искусства различны, тема едина». Слайд №3.
Мы будем учиться искать взаимосвязь между музыкой, литературой и изобразительным искусством.
Я вам сейчас зачитаю кое - что из учебника.
- Какой вывод вы сделаете из прочитанного мною? (читаю)
ХРАМЫ ИСКУССТВА
«Долгие столетия, прошедшие с тех незапамятных времен, когда искусство только начинало свой путь на земле, неузнаваемо преобразили его облик. Дело не только в том, что совсем иными стали краски, которыми пользуются художники, что музыканты играют на других инструментах, а поэты пользуются новыми словосочетаниями.
Изменился сам мир искусства. Музыка, поэзия, живопись значительно выросли и расширились, стали самостоятельными. Каждый из этих видов искусства образовал как бы собственное государство со своей историей, географией, населением и языком. И для того, чтобы изучить хотя бы одно из этих «государств», люди тратят многие и многие годы. Шаг за шагом они овладевают ремеслом, приобщаются к труду великих творцов, учатся творить сами — и в конце концов постигают лишь одно-единственное искусство».
(ответы: со временем каждое из искусств совершенствуется, появляются новые краски, музыкальные инструменты, интересные словосочетания, раньше искусство было единым, а сейчас каждое искусство самоценно, и чтобы овладеть одним из них, нужно потратить многие годы…)
А сейчас мы увидим несколько изображений – храмы искусства.
- О каких искусствах они говорят?
- К каким видам искусства относятся данные храмы?
Слайд №4 и доп.щелчки
- Что вы видите?
Ответы (Государственная Третьяковская галерея - Храм живописи, где живут замечательные шедевры известных художников).
Слайд №5 и доп.щелчки
Ответы (Большой театр - Там живут различные театральные представления: опера, балет, проходят концерты известных исполнителей из мира музыки)
Слайд №6 и доп.щелчки
Ответы (Большой зал Московской консерватории. В консерватории учатся будущие композиторы и музыканты).
- Как вы думаете, у слов КОНСЕРВАТОРИЯ и КОНСЕРВЫ есть что – то общее? (вряд ли, нет)
У слов консерватория и консервы одинаковый корень итальянского глагола «conservare» –
что означает беречь, сохранять.
- Что такое консервы? (это сохранённые продукты питания).
- А что же сохраняет консерватория? Послушайте!
В старину в Италии консерваториями называли приюты для сирот, дома сохранения бедных детей от жизненных невзгод, выпавших на их долю. В этих приютах-консерваториях детей обучали разным ремёслам, а особо – очень уважаемому ремеслу у итальянцев – ремеслу музыканта. Любопытно, что в старой Италии школы музыки ещё называли знакомым нам словом госпиталь, что значит гостеприимный дом. Но слово госпиталь впоследствии стало относиться только к медицине, а название консерватория окончательно закрепилось за учебным заведением, предназначенным для музыкального образования.
Первая русская консерватория была открыта в Петербурге в 1862 году, вторая – в Москве в 1866 году.
Конечно, для того, чтобы стать профессионалом, нужно много учиться. Но можно быть любителем и знатоком музыки. Для этого нужно стремиться понять смысл произведения, попытаться ощутить его характер и то, что хотел сказать автор. Для этого требуются некоторые наши качества.
- Какие качества? (чуткость и внимание, воображение и наблюдательность)
Попробуем доказать, что искусство может быть понято многими людьми. Для этого проанализируем разные виды искусств.
Слайд №7. Начнём с музыки и прослушивания музыкального произведения П.И. Чайковского из фортепианного цикла «Времена года», который посвятил композитор детям. Здесь каждому месяцу года есть соответствующее название.
Например: Май. «Белые ночи»; Апрель. «Подснежник»; Октябрь. «Осенняя песнь».
И к каждому месяцу есть соответствующий эпиграф – строчки, взятые из стихотворений известных русских поэтов.
- Как вы думаете, что хотел сказать этим композитор? (он хотел подчеркнуть связь литературы с музыкой. Быть может, эти строчки и явились толчком для написания какого – либо произведения, словесной картины природы)
Правильно. Вот мы видим ещё один пример взаимодействия различных искусств.
Эпиграфом к «Осенней песне» являются строчки из стихотворения Алексея Толстого:
Осень, осыпается весь наш бедный сад,
Листья пожелтелые по ветру летят..."
- Какое настроение создаёт эпиграф (стихи Толстого)? (ветер, осыпаются листочки, холодно, грустно)
А теперь послушаем саму пьесу.
- О чём хотел рассказать Чайковский своей музыкой?
ЗВУЧИТ «ОСЕННЯЯ ПЕСНЬ» П.И.ЧАЙКОВСКОГО
(композитор своей музыкой передаёт нам состояние природы. Осенью настроение грустное, т.к. деревья теряют листву, постоянно дуют ветра, которые напоминают о том, что скоро настанет холодная зима).
- А эпиграф созвучен пьесе? (очень, эпиграф передаёт грусть человека и описание осенней природы).
Слайд №8. И послушаем ещё одно произведение Роберта Шумана «Первая утрата» из фортепианного цикла «Альбом юношества».
Расскажите о своих впечатлениях после прослушивания.
- Сколько настроений?
- О чём расскажет произведение?
ЗВУЧИТ «ПЕРВАЯ УТРАТА»
(музыка звучит плавно, грустно, протяжно, состоит из 3-ёх частей. Первая и третья части похожи, середина звучит более взволнованно, жалобно)
- Сравните «Первую утрату» с «Осенней песней».
(настроение этой пьесы схоже с предыдущей)
А сейчас рассмотрим на картины. Слайд №9.
- Что видите на картине №1? (парк, аллея, идёт женщина и как будто сожалеет о прошедшем лете)
- Что изображено на картине №2? (дача, заброшенная на зимний период. Дом покинули так же, как листья покидают деревья)
- Что общего вы видите на этих двух картинах? (изображена осень)
- Что общего между всеми этими произведениями: музыкальными, изобразительными и литературным (эпиграфом)? (красками, словами, звуками – рассказывают об осени).
- Как можно ещё сказать по-другому, что все эти произведения объединяет? (тема, идея…)
Их объединяет общая тема – осень. Таким образом, тема – это то, что присутствует во всех видах искусства, это главная идея, мысль любого творения.
Изучая произведения различных видов искусств, которые объединены общей темой, мы учимся глубже понимать их смысл, находим в них схожие образы и настроения.
- Какую песню мы знаем, которая вписывается в наш урок? (Зонтики) Слайд №10. (минус песни)
ИСПОЛНЕНИЕ ПЕСНИ «ЗОНТИКИ»
(текст песни выдан – 5 класс)
Итог урока:
- Что такое тема произведения? (это главная мысль произведения)
- Какие качества помогают человеку глубже почувствовать и понять произведение искусства? (чуткость, внимательность)
- Только ли тема осени объединяет представленные произведения, или их смысл более глубок? (не только тема осени, но и настроение, которое появляется у людей от этого времени года…)
- Д/З. Слайд №11.
Составьте свой вариант из произведений музыкального, поэтического и изобразительного искусства для урока-концерта «Природа в искусстве». Запиши его в тетради.
Литература:
Учебно-методический комплект И.В.Конева, Н.В.Терентьева
«Поурочные разработки по музыке» к учебнику Т.И.Науменко, В.В.Алеева
«Музыка. 5 класс» (М.: Дрофа)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Живопись даёт образ и мысль, и нужно создать в своём воображении настроение . Поэзия слова даёт мысль, и по ней нужно создать образ и настроение . А музыка даёт настроение, и по нему надобно воссоздать мысль и образ ». (Н.А. Римский - Корсаков) 2
Тема урока: « Искусства различны, тема едина » 3
Государственная Третьяковская галерея Храм живописи, где живут замечательные шедевры известных художников 4
Там живут различные театральные представления: опера, балет, проходят концерты известных исполнителей из мира музыки. 5 Большой театр
6 Большой зал Московской консерватории В консерватории учатся будущие композиторы и музыканты.
7 П.И.Чайковский «Осенняя песнь»
14 Р. Шуман «Первая утрата»
И.Левитан «Осенний день» И. Бродский «Опавшие листья» 9
Песня «Зонтики»
Домашнее задание. Составьте свой вариант из произведений музыкального, поэтического и изобразительного искусства для урока-концерта «Природа в искусстве». Запиши его в тетради.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока по математике (5 класс) .Урок обобщения по теме: "Умножение десятичных дробей"
План конспект обобщающего урока по математике в 5 классе по теме " Умножение десятичных дробей". Урок направлен на развитие функциональных умений и навыков примененять математические знания в реальной...
Презентации уроков по различным темам 9-11 класс математика
Презентации включают в себя урок-лекцию : "Различные виды симметрии и их описание", урок-объяснение материала "Графики и свойства показательной функции", урок-повторение "Геометрический и физиче...
Урок географии по теме «Вулканы Земли». Конспект
Начальный курс географии.Класс: 5Тема: Литосфера (8 ч)Тема урока "Вулканы Земли"Номер урока в составе темы: 2Цель: создать условия для формирования у учащихся представления о ву...
План-конспект урока по английскому языку 11 класс. Уроки № 8, 9 Тема: Cambridge & Oxford. Учебник Happy English.ru К.И. Кауфман, М.Ю. Кауфман.
Тема: Cambridge & OxfordЦели и задачи урока:· Познакомить учащихся с лексикой по теме „Университеты Англии" и обеспечить ее отрабо...
План-конспект урока по английскому языку 4 класс. Урок №24 - 25 .Тема:§4 The Future Simple Tense. Указатели будущего времени. Учебник Happy English.ru К.И. Кауфман, М.Ю. Кауфман.
Цель урока: Развивать грамматические навыки устной и письменной речи.Задачи урока:Обучающая: Сформировать умение строить конструкцию Future Simple.Развивающая: развивать навыки устной речи, аудировани...
Комментарии
Очень хорошая работа!
Очень хорошая работа!