5 класс урок №4 "Искусства различны, тема едина" презентация и конспект
презентация к уроку по музыке (5 класс) по теме

Тарасова Надежда Николаевна

5 класс урок "Искусства различны, тема едина" презентация и конспект к программе Т.И. Науменко, В.В. Алеева

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект урока26.42 КБ
Файл презентация к уроку911.39 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №9»

г. Иваново

Тарасова Надежда Николаевна

Должность: Учитель музыки

Урок №4 «Искусства различны, тема едина»

Цель урока: выявить на конкретных примерах общность и своеобразие в произведениях музыки, литературы, изобразительного искусства.

Повторение + проверить домашнее задание (стихотворение о музыке в тетради)

  • С какими произведениями мы познакомились на прошлом уроке? (сказка «Маленький принц» и песня, сказка «Соловей» Андерсена)
  • О чём они нам рассказали? («Маленький принц» - о том, что главное в жизни доброта, любовь, искренность, дружба, а многим людям это чуждо, т.к. все хотят власти, денег и т.д. «Соловей» - о том, что искусство способно растопить сердце человека, которого казалось бы уже ничего не исправит…)

Новый материал.

Прочитайте эпиграф к нашему уроку сегодня: Слайд №2.

«Живопись даёт образ и мысль, и нужно создать в своём воображении настроение. Поэзия слова даёт мысль, и по ней нужно создать образ и настроение, а музыка даёт настроение, и по нему надобно воссоздать мысль и образ».   (Н.А. Римский - Корсаков)

  • Как вы его понимаете?    (музыка, такое искусство, которое понять труднее всего, потому что музыка даёт нам только настроение, а мы должны определить образ и мысль…)

Тема нашего урока сегодня: «Искусства различны, тема едина». Слайд №3.

Мы будем учиться искать взаимосвязь между музыкой, литературой и изобразительным искусством.

Я вам сейчас зачитаю кое - что из учебника.

  • Какой вывод вы сделаете из прочитанного мною? (читаю)

ХРАМЫ ИСКУССТВА

«Долгие столетия, прошедшие с тех незапамятных времен, когда искусство только начинало свой путь на земле, неузнаваемо преобразили его облик. Дело не только в том, что совсем иными стали краски, которыми пользуются художники, что музыканты играют на других инструментах, а поэты пользуются новыми словосочетаниями.
Изменился сам мир искусства. Музыка, поэзия, живопись значительно выросли и расширились, стали самостоятельными. Каждый из этих видов искусства образовал как бы собственное государство со своей историей, географией, населением и языком. И для того, чтобы изучить хотя бы одно из этих «государств», люди тратят многие и многие годы. Шаг за шагом они овладевают ремеслом, приобщаются к труду великих творцов, учатся творить сами — и в конце концов постигают лишь одно-единственное искусство».

(ответы: со временем каждое из искусств совершенствуется, появляются новые краски,  музыкальные инструменты, интересные словосочетания, раньше искусство было единым, а сейчас каждое искусство самоценно, и чтобы овладеть одним из них, нужно потратить многие годы…)

А сейчас мы увидим несколько изображений – храмы искусства.

  • О каких искусствах они говорят?
  • К  каким  видам  искусства  относятся  данные  храмы? 

Слайд №4 и доп.щелчки     

  • Что вы видите?

Ответы (Государственная Третьяковская галерея - Храм живописи, где живут замечательные шедевры  известных художников).

Слайд №5 и доп.щелчки     

Ответы (Большой театр -  Там живут различные театральные представления: опера, балет, проходят концерты известных исполнителей из мира музыки)

Слайд №6 и доп.щелчки     

Ответы (Большой зал Московской консерватории. В консерватории учатся будущие композиторы и музыканты).

  • Как вы думаете, у слов  КОНСЕРВАТОРИЯ и КОНСЕРВЫ  есть что – то общее?     (вряд ли, нет)

У слов консерватория и консервы одинаковый корень итальянского глагола «conservare» –

что означает беречь, сохранять.

  • Что такое консервы?  (это сохранённые продукты питания).

  • А что же сохраняет консерватория? Послушайте!

В старину в Италии консерваториями называли приюты для сирот, дома сохранения бедных детей от жизненных невзгод, выпавших на их долю. В этих приютах-консерваториях детей обучали разным ремёслам, а особо – очень уважаемому ремеслу у итальянцев – ремеслу музыканта. Любопытно, что в старой Италии школы музыки ещё называли знакомым нам словом госпиталь, что значит гостеприимный дом.  Но слово госпиталь впоследствии стало относиться только к медицине, а название консерватория окончательно закрепилось за учебным заведением, предназначенным для музыкального образования.

Первая русская консерватория была открыта в Петербурге в 1862 году, вторая – в Москве в 1866 году.

Конечно, для того, чтобы стать профессионалом, нужно много учиться. Но можно быть любителем и знатоком музыки. Для этого нужно стремиться понять смысл произведения, попытаться ощутить его характер и то, что хотел сказать автор. Для этого требуются некоторые наши качества.

  • Какие качества? (чуткость и внимание, воображение и наблюдательность)

Попробуем доказать, что искусство может быть понято многими людьми. Для этого проанализируем разные виды искусств.

Слайд №7. Начнём с музыки и прослушивания музыкального произведения П.И. Чайковского из фортепианного цикла  «Времена года», который посвятил композитор детям. Здесь каждому месяцу года есть соответствующее название.

Например: Май. «Белые ночи»;  Апрель. «Подснежник»; Октябрь. «Осенняя песнь».

И к каждому месяцу есть соответствующий эпиграф – строчки, взятые из стихотворений  известных русских поэтов.

  • Как вы думаете, что хотел сказать этим композитор?  (он хотел подчеркнуть связь литературы с музыкой. Быть может, эти строчки и явились толчком для написания какого – либо произведения, словесной картины природы)

Правильно. Вот мы видим ещё один пример взаимодействия различных искусств.

Эпиграфом к «Осенней песне» являются строчки из стихотворения Алексея Толстого:

Осень, осыпается весь наш бедный сад,
Листья пожелтелые по ветру летят..."

  • Какое настроение создаёт эпиграф (стихи Толстого)?   (ветер, осыпаются листочки, холодно, грустно)

А теперь послушаем саму пьесу.

  • О чём хотел рассказать Чайковский  своей музыкой?

ЗВУЧИТ «ОСЕННЯЯ ПЕСНЬ» П.И.ЧАЙКОВСКОГО                    

 (композитор своей музыкой передаёт нам состояние природы. Осенью настроение грустное, т.к. деревья теряют листву, постоянно дуют ветра, которые напоминают о том, что скоро настанет холодная зима).

  • А эпиграф созвучен пьесе? (очень, эпиграф передаёт грусть человека  и описание осенней природы).

Слайд №8. И послушаем ещё одно произведение Роберта Шумана «Первая утрата» из фортепианного цикла «Альбом юношества».

Расскажите о своих впечатлениях после прослушивания.

  • Сколько настроений?
  • О чём расскажет произведение?

ЗВУЧИТ «ПЕРВАЯ УТРАТА»         

(музыка звучит плавно, грустно, протяжно, состоит из 3-ёх частей. Первая и третья части похожи, середина звучит более взволнованно, жалобно)

  • Сравните «Первую утрату» с «Осенней песней».                    

  (настроение этой пьесы схоже с предыдущей)

А сейчас рассмотрим на картины. Слайд №9.

  • Что видите на картине №1? (парк, аллея, идёт женщина и как будто сожалеет о прошедшем лете)
  • Что изображено на картине №2?  (дача, заброшенная на зимний период. Дом покинули так же, как листья покидают деревья)
  • Что общего вы видите на этих двух картинах? (изображена осень)

  • Что общего между всеми этими  произведениями: музыкальными, изобразительными и литературным (эпиграфом)?  (красками, словами, звуками – рассказывают об осени).
  • Как можно ещё сказать по-другому, что все эти произведения объединяет? (тема, идея…)

Их объединяет общая тема – осень. Таким образом, тема – это то, что присутствует во всех видах искусства, это главная идея, мысль любого творения.

Изучая произведения различных видов искусств, которые объединены общей темой, мы учимся глубже понимать их смысл, находим в них схожие образы и настроения.

  • Какую песню мы знаем, которая вписывается в наш урок? (Зонтики) Слайд №10. (минус песни)

ИСПОЛНЕНИЕ ПЕСНИ «ЗОНТИКИ»

(текст песни выдан – 5 класс)

 

Итог урока:

  • Что такое тема произведения? (это главная мысль произведения)
  • Какие качества помогают человеку глубже почувствовать и понять произведение искусства? (чуткость, внимательность)
  • Только ли тема осени объединяет представленные произведения, или их смысл более глубок? (не только тема осени, но и настроение, которое появляется у людей от этого времени года…)

  • Д/З. Слайд №11.

Составьте свой вариант из произведений музыкального, поэтического и изобразительного искусства для урока-концерта «Природа в искусстве». Запиши его в тетради.

Литература:

Учебно-методический комплект И.В.Конева, Н.В.Терентьева

«Поурочные разработки по музыке» к учебнику Т.И.Науменко, В.В.Алеева

«Музыка. 5 класс» (М.: Дрофа)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема урока: «Искусства различны, тема едина». 1 Тарасова Надежда Николаевна МБОУ СОШ №9 г. Иваново Учитель музыки

Слайд 2

«Живопись даёт образ и мысль, и нужно создать в своём воображении настроение . Поэзия слова даёт мысль, и по ней нужно создать образ и настроение . А музыка даёт настроение, и по нему надобно воссоздать мысль и образ ». (Н.А. Римский - Корсаков) 2

Слайд 3

Тема урока: « Искусства различны, тема едина » 3

Слайд 4

Государственная Третьяковская галерея Храм живописи, где живут замечательные шедевры известных художников 4

Слайд 5

Там живут различные театральные представления: опера, балет, проходят концерты известных исполнителей из мира музыки. 5 Большой театр

Слайд 6

6 Большой зал Московской консерватории В консерватории учатся будущие композиторы и музыканты.

Слайд 7

7 П.И.Чайковский «Осенняя песнь»

Слайд 8

14 Р. Шуман «Первая утрата»

Слайд 9

И.Левитан «Осенний день» И. Бродский «Опавшие листья» 9

Слайд 10

Песня «Зонтики»

Слайд 11

Домашнее задание. Составьте свой вариант из произведений музыкального, поэтического и изобразительного искусства для урока-концерта «Природа в искусстве». Запиши его в тетради.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по математике (5 класс) .Урок обобщения по теме: "Умножение десятичных дробей"

План конспект обобщающего урока по математике в 5 классе по теме " Умножение десятичных дробей". Урок направлен на развитие функциональных умений и навыков примененять математические знания в реальной...

Презентации уроков по различным темам 9-11 класс математика

Презентации включают в себя урок-лекцию : "Различные виды симметрии и их описание",  урок-объяснение материала "Графики и свойства показательной функции", урок-повторение "Геометрический и физиче...

Урок географии по теме «Вулканы Земли». Конспект

Начальный курс географии.Класс:  5Тема: Литосфера (8 ч)Тема урока "Вулканы Земли"Номер урока в составе темы: 2Цель: создать условия для формирования у учащихся представления  о  ву...

План-конспект урока по английскому языку 11 класс. Уроки № 8, 9 Тема: Cambridge & Oxford. Учебник Happy English.ru К.И. Кауфман, М.Ю. Кауфман.

Тема: Cambridge & OxfordЦели и задачи урока:·         Познакомить учащихся с лексикой по теме „Университеты Англии" и обеспечить ее отрабо...

План-конспект урока по английскому языку 4 класс. Урок №24 - 25 .Тема:§4 The Future Simple Tense. Указатели будущего времени. Учебник Happy English.ru К.И. Кауфман, М.Ю. Кауфман.

Цель урока: Развивать грамматические навыки устной и письменной речи.Задачи урока:Обучающая: Сформировать умение строить конструкцию Future Simple.Развивающая: развивать навыки устной речи, аудировани...


 

Комментарии

Серегина Татьяна Сергеевна

Очень хорошая работа!