Урок - презентация по теме "Русь Древняя"+конспект урока
презентация к уроку по истории (6 класс) по теме

Петяйкина Нина Викторовна

Предварительный просмотр:

Повторительно-обобщающий урок по теме «Древняя Русь»

Цель урока:  систематизация,  обобщение и контроль  знаний учащихся по теме «Древняя Русь».

Задачи образовательные:

  • Систематизировать исторический материал о Древней Руси;
  • проконтролировать знания основных событий, исторических личностей, дат.

 

развивающие: 

  • Создать условия для развития  картографических навыков, публично выступать;
  •   Cпособствовать развитию умений анализировать, сравнивать, работать     с тестовыми заданиями;

воспитательные: 

  • Воспитывать патриотизм, любовь к Родине, уважение к древнерусскому народу, как создателям культурных ценностей за их трудолюбие, творчество, мастерство;

  • создать условия для развития навыков совместной деятельности, для творческой самореализации личности

Оборудование: компьютер, презентация, карта.

Используемые технологии: игровая

Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная.

Ход урока.

  1. Орг. момент.

Сообщение темы урока: совместная формулировка целей урока.

  1.  Повторение изученного материала.

Звучит произведение Мусорского «Рассвет на Москве-реке»

Утро, пробуждается природа.

Первые рассветные лучи

На воротах древнего поселка

Отблески оставили свои.

Здесь живет народ,

Высокий и красивый,-

Светлоокие и сильные мужи,

Женщины, изящные. как ивы,

Дети, словно крепкие дубки.

  1. Виртуальное путешествие по древнему поселку

Работа с аппликацией «Славянский поселок»

2)  Хронологическая головоломка

Расставь события в хронологической последовательности:

     Крещение Руси

Восстание древлян

Походы князя Олега на Константинополь

Разгром Хазарского каганата

Приглашение Рюрика на княжение

Походы Святослава в Дунайскую Болгарию

Объединение Киева и Новгорода

Налоговая реформа Ольги

3) Юный картограф

Изучите карты и выполните задания:

Какое событие из истории Древней Руси изображено на карте? Когда оно произошло?

  1. Расселение славян в Европе. Три ветви славян: Западные, Южные и Восточные.
  2. Древнерусское государство. Торговый путь «Из варяг в греки» IX-XI вв.
  3. Объезд киевского князя с дружиной своих земель для сбора дани (IX-X вв. до 945г.)
  4. Походы Святослава в Волжскую Булгарию, Хазарский Каганат, Дунайскую Болгарию.965-970гг.

4) Юный архивист

Прочитай документ и определи: Название документа Кто автор? О чём речь?

1. «...тут был путь из Варяг в Греки и из Грек по Днепру, а в верховьях Днепра  волок до Ловати, а по Ловати можно войти в Ильмень, озеро великое; из этого же озера вытекает Волхов и  впадает в озеро великое Нево, и устье того озера впадает в море Варяжское... А от Царьграда можно приплыть в Понт море, в которое впадает Днепр река. Днепр же вытекает из Оковского леса и течет на юг, а Двина из того же леса течет, и направляется на север, и впадает в море Варяжское. Из того же леса течет Волга на восток и впадает семьюдесятью устьями в море Хвалисское. Так из Руси можно плыть по Волге в Болгары и Хвалисы... а по Двине - в землю Варягов... А Днепр впадает устьем в Понтийское море; это море слывет Русским...»

(«Повесть временных лет» Нестор, торговый путь «Из варяг в греки»)

2. Убьет муж мужа, то мстит брат  за брата, или сын за отца, или сын брата, или сын сестры; если не будет никто мстить, то 40 гривен за убитого. Если

убьют огнищанина умышленно, то убийце платить за него 80 гривен, а люди не платят; а за княжеского подъездного 80 гривен. А если убьют огнищанина

по-разбойничьи, а убийцу люди не ищут, то виру платит та вервь, где найден убитый.

(«Русская Правда» - свод древнерусских законов. Ярослав Мудрый)

3. «Похвалим же и мы по силе нашей малыми похвалами великое и чудное сотворившего –  нашего учителя и наставника, великого властителя земли нашей Володимира, внука древнего Игоря, сына славного Святослава, которые в годы своего владычества мужеством и храбростью прославились во многих странах: победа и сила. Их вспоминаются и прославляются и сейчас. Ведь не в бедной и безвестной стране были они владыками, а в Русской, о которой знают и слышат во всех  концах земли... «

(«Похвала князю Владимиру» II часть «Слово о Законе и Благодати», митрополит Илларион)

4. Эти племена... не управляются  одним человеком, но издревле живут в народоправстве (демократии), и поэтому у них счастье и несчастье в жизни считается делом общим... Живут они в жалких хижинах, на большом расстоянии друг от друга, и все они часто меняют места жительства. Вступая в битву, большинство из них идет на врага со щитами и дротиками в руках. И по внешнему виду они не отличаются друг от друга. Они очень высокого роста и огромной силы. Цвет кожи и волос у них очень белый».

 (Византийский писатель Прокопий Кесарийский о восточных славянах)

5)Виртуальное путешествие по музею «Древняя Русь»

5.1)  «Портретная галерея». Назвать, кто изображён на рисунках.

(Нестор, княгиня Ольга, князь Олег, Ярослав Мудрый)

5.2)  «Юный экскурсовод»

1 зал: «Древнерусская письменность» - «экскурсовод» рассказывает о древнерусской письменности (узелковая, глаголица, кириллица, материал для письма, Кирилл и Мефодий, памятник и собор в Самаре)

2 зал: «Быт славян. Древнерусская изба» - «экскурсовод» рассказывает о быте славян, используя рисунки.

3 зал: «Софийский собор» - «экскурсовод» рассказывает о Софийских соборах в Киеве и Новгороде (когда и при правление какого князя построен, сходство в храмах, стиль архитектуры)

4 зал: ««Софийский собор» - «экскурсовод» рассказывает о внутреннем виде собора, иконы, мозаики и фрески.

5.3) Картинная галерея. «Что? Где? Когда?». Ученики должны назвать какое событие изображено на рисунке, где и когда оно произошло.

Призвание варягов (862г.), оборонительные рубежи, сигнальные вышки на русских границах; при князе Владимире (980-1015гг правления), полюдье (IX в – 945г., отменила Ольга), Крещение Руси (киевлян) Владимиром в 988г.

6) «Объяснить значение понятий»: вече, летопись, православие, князь, бояре, дружина, вотчина, государство, фреска.

Тест «Древняя Русь»

I вариант

А1.К восточным славянам относятся: 

1) поляне

2) хазары

3) половцы

4) варяги

А2. Восстание древлян в 945 г. было вызвано: 

1) межплеменной рознью древлян и вятичей

2) попыткой князя Игоря вторично взять дань с древлян

З) нежеланием древлян принимать христианство

4) нежеланием древлян принимать участие в походах князя Святослава

А3. Прочтите отрывок из сочинения Н.М. Карамзина и укажите, о каком князе идет речь.

Узнав о набеге печенегов, он спешил из Новгорода в южную Россию и сразился с варварами под стенами Киева... Князь одержал победу... В память сего знаменитого торжества Великий князь заложил на месте сражения великолепную церковь, и, распространив Киев, обвел его каменными стенами... он назвал их главные врата Златыми, а новую церковь Святою Софиею...

1) Олеге

2) Святославе

3) Ярославе Мудром

4) Владимире

А4. Каким годом летописи датируют призвание варягов на Русь? 

1) 862г.  2)988г. 3) 1097г. 4)1111г.

А5. Какое из названных событий произошло раньше других? 

1) поход Святослава в Хазарию  

2) поход Олега на Византию  

3) принятие христианства на Руси  

4) убийство князя Игоря древлянами.

А6. Как называлась община у восточных славян? 

1) полюдье

2) вервь  

3) пожилое  

4) стан

А7. К предпосылкам образования древнерусского государства относится 1) крещение Руси

2) принятие «Русской правды»

З) великое переселение народов

4) необходимость отпора внешним врагам

В1. Установите соответствие

А) князь Святослав                                      1) разгром половцев

Б) Князь Владимир Мономах                      2) крещение Руси

В) князь Олег                                                 3) дунайские походы

Г) князь Владимир Святославович            4) создание Древнерусского      

                                                                          государства  

                                                                   

В2. Прочтите отрывок из сочинения историка и укажите, как называлась новая форма сбора дани, установленная княгиней Ольгой.

...Князь Игорь был убит в одном из походов на древлян за повторной данью. Последовала жестокая месть древлянам со стороны его жены Ольги. Печальный опыт заставил Ольгу упорядочить получаемую от союзных племен дань и их повинности. Она установила точный размер дани -

_____________________________________

В3. Расположите события в хронологической последовательности:

А. Крещение Руси

Б. Призвание варягов

В. Поход Олега на Киев

Г. Создание свода Древнерусских законов «Русская Правда»

II вариант

А1. Как на Руси называлось земельное владение, принадлежавшее владельцу на правах полной наследственной собственности: 

1) вотчина  2) кормление  3) десятина  4) поместье

А2. К какому году относится  крещение Руси: 

1) 882г. 2) 988г.  3) 945г. 4) 962г.

А3. Как называлась община у восточных славян? 

1) полюдье 2) вервь  3) пожилое  4) стан

А4. Что из названного было одной из причин принятия христианства на Руси?

1) стремление к укреплению великокняжеской власти.

2) необходимость создания нового свода законов Руси.

З) распад Древнерусского государства на несколько самостоятельных центров.

4) необходимость свержения монголо-татарского владычества над Русью.

А5. Какое событие произошло позже других: 

1) крещение Руси  

2) призвание варягов  

3) восстание древлян  

4)поход Олега на Царьград

А6. Прочтите отрывок из сочинения современных историков и укажите, как назывались в Древней Руси сборы, о которых идет речь.

Большую часть зимы князь и дружина ездили по городам, крупным селам, собирая с городских и крестьянских общин-вервей серебро, меха, продовольствие и различные товары. Съестные припасы шли на содержание дружины, а другие товары отправляли в Киев, а оттуда весной везли на продажу в Царьград и другие города...

1) ясаком 2) полюдьем З) барщиной 4) тяглом

А7. Как назывался древнейший летописный свод, ставший основным источником изучения в Древней Руси? 

1) «Русская  Правда»

2) «Повесть временных лет»  

3) «Слово о полку Игореве»  

4) «Слово о Законе и Благодати»

В1. Прочтите отрывок из сочинения современных историков и укажите, как назывались в Древней Руси сборы, о которых идет речь.

Большую часть зимы князь и дружина ездили по городам, крупным селам, собирая с городских и крестьянских общин-вервей серебро, меха, продовольствие и различные товары. Съестные припасы шли на содержание дружины, а другие товары отправляли в Киев, а оттуда весной везли на продажу в Царьград и другие города...

__________________________

В2. Установите соответствие между приведенными отрывками из летописей и названиями событий, о которых в них говорится.

ОТРЫВКИ                                                                                     СОБЫТИЯ                                                                                      

А) «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет.           1) Походы князя      

     Приходите княжить и владеть нами»                                          Святослава Б) «Уже нам некуда деться. Так не посрамим земли        2) призвание Русской, но ляжем костьми, ибо мертвые сраму                                 варягов

на имут.»

В) «Затем послал князь по всему городу сказать: «Если           3) восстание не придет кто завтра на реку — будь то богатый  или                        древлян

бедный, или нищий, или раб — будет мне врагом.»

Г) «В тот год сказала дружина Игорю:                                      4) крещение            

 «Отроки Свенельда изоделись оружием и одеждой, а мы         Руси

наги. Пойдем, князь, с нами за данью, и себе добудешь,

нам. И послушал их Игорь — пошел ... за данью, и

прибавил к прежней дани новую.»

В3. Расположите в хронологической последовательности правителей Древней Руси:

А. Ольга

Б. Ярослав Мудрый

В. Рюрик

Г. Святослав

III. Подведение итогов урока.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок-презентация по теме «Русь древняя». Эпиграф к уроку: Любовь к родному пепелищу, Любовь к отеческим гробам. А.С.Пушкин Провела Петяйкина Н.В., учитель истории МБОУ «Дмитриево – Усадская ООШ», Атюрьевского района, Республики Мордовия. 6 класс

Слайд 2

Цель урока: систематизация, обобщение и контроль знаний учащихся по теме «Древняя Русь». Задачи образовательные: Систематизировать исторический материал о Древней Руси; проконтролировать знания основных событий, исторических личностей, дат. развивающие: Создать условия для развития картографических навыков, публично выступать; C пособствовать развитию умений анализировать, сравнивать, работать с тестовыми заданиями; воспитательные: Воспитывать патриотизм, любовь к Родине, уважение к древнерусскому народу, как создателям культурных ценностей за их трудолюбие, творчество, мастерство; создать условия для развития навыков совместной деятельности, для творческой самореализации личности

Слайд 3

Оборудование урока: Карта «Киевское государство в IX – XI вв.».

Слайд 4

Ход урока: 1. Вступительное слово учителя. 2. Работа с классом. Заглянем в древний поселок. Опиши рисунок.

Слайд 5

Посмотрим древнее жилище. Расскажите о различных типах жилищ.

Слайд 6

В чем заключались особенности древнерусской одежды? Подпишите названия одежды, представленной на рисунках.

Слайд 7

Отгадайте русские народные загадки об одежде. 1. Сижу верхом не знаю на ком, знакомца встречу, соскочу – привечу. _______________ 2. По дороге я шел, две дороги нашел, по обеим пошел. _______________ 3. Днем обручем, ночью змеей. _______________ Отгадки: пояс, рубаха, шапка, порты, сапоги.

Слайд 8

Подпишите под каждым рисунком название крестьянской утвари. Варианты ответов: бочка, ведро, кадка, лохань, чугунок, кувшин.

Слайд 9

Вопросы и задания: 1. На какие ветви делятся все славяне? 2. К какой группе относятся русские, украинцы и белорусы? 3. Частью какой общности являются славяне? 4. Перечислите основные занятия славян. 5. Какой была религия древних славян? 6. Что такое язычество? Какие боги были у древних славян? (Назовите пять богов). 7. Какое земледелие было у древних славян в 6 – 9 веках? 8. Была ли у славян письменность до принятия христианства? Кто является основоположником славянской азбуки?

Слайд 10

9. Кто является основателем династии русских князей? 10. Из какой летописи мы узнаем о древних славянах, кто ее автор? 11. Перечислите пять первых русских князей в порядке хронологии их правления. 12. Как назывался сбор дани на Руси? 13. Кому принадлежит фраза «Иду на вы» и кого называли А.Македонским? 14. Какой город называли «матерью русских городов»? 15. Кто и в каком году крестил Русь? 16. При каком князе было положено начало русскому письменному законодательству и как назывались русские законы того времени?

Слайд 11

Задание №1. Работа с картой.

Слайд 12

Покажите на карте территорию Киевской Руси. Покажите на карте районы расселения восточных славян. Назовите ближайших соседей восточных славян. Покажите главный торговый путь восточных славян. Покажите на карте город, в котором княжил Рюрик.

Слайд 13

Задание №2. Соотнесите термин и его объяснение. Термин Объяснение 1) Былина 2) Летопись 3) Житие 4) «Слово» А) Запись происходивших событий, составленная по годам. Б) Торжественное и поучающее обращение. В) Поэтическое сказание о прошлом, в котором прославлялись подвиги русских богатырей. Г) Биография человека, причисленного церковью к лику святых.

Слайд 14

Задание №3. Термин Объяснение 1) Миниатюра 2) Фреска 3) Мозаика 4) Зернь 5) Скань 6) Эмаль А) Картина, написанная водяными красками по сырой штукатурке. Б) Картина из вдавленных в сырую штукатурку стекловидных камешков. В) Живописная картина малых размеров. Г) Прочное стеклообразное покрытие, наносимое на металлический предмет и закрепляемое обжигом. Д) Ажурный узор из тонкой золотой или серебряной проволоки, напаянный на металлическую поверхность. Е) Узор, состоящий из множества мельчайших металлических шариков.

Слайд 15

Задание №4. Запишите даты следующих событий: образование Древнерусского государства _________ принятие христианства на Руси _______________ время княжения Ярослава Мудрого _______________

Слайд 16

Задание №5. Запишите названия терминов. Объезд киевским князем с дружиной своих земель для сбора дани - ______________. Наследственное земельное держание - _________. Разорившиеся общинники, пошедшие в долговую кабалу за ссуду, проценты с которой они отрабатывали на поле у человека, ссудившего их деньгами - _______________. Биография человека, причисленного церковью к лику святых - _______________.

Слайд 17

Кроссворд По горизонтали: 1. Размер дани. 2. Старший дружинник. 4. Начальник народного ополчения. 5.Разорившийся общинник, пошедший в долговую кабалу за ссуду. По вертикали: 1. Княжеские раздоры. 3. Наследственное земельное держание.

Слайд 18

Войско Святослава потерпело поражение в войне с Византией, а потом в битве с печенегами. Означает ли это, что тем самым были перечеркнуты достижения его внешней политики?

Слайд 19

Домашнее задание: Подготовить сообщение по теме: «Владимир Мономах».



Предварительный просмотр:

Конспект урока по теме «Русь Древняя» 6 класс

Цель урока:
систематизация, обобщение и контроль знаний учащихся по теме «Древняя Русь».

Задачи

  • образовательные:
  • Систематизировать исторический материал о Древней Руси;
  • проконтролировать знания основных событий, исторических личностей, дат.
  • развивающие:
  • Создать условия для развития картографических навыков, публично выступать;
  • способствовать развитию умений анализировать, сравнивать, работать с тестовыми заданиями;

  • воспитательные:
  • Воспитывать патриотизм, любовь к Родине, уважение к древнерусскому народу, как создателям культурных ценностей за их трудолюбие, творчество, мастерство;
  • создать условия для развития навыков совместной деятельности, для творческой самореализации личности.

Оборудование: карта «Древнерусское государство Киевская Русь в IX – XI вв.», аппликации, презентация урока

Используемые технологии: игровая

Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная.

 

Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий):


Систематизировать исторический материал о Древней Руси.

Характеризовать общие черты и особенности раннефеодального периода истории Руси.

Высказывать суждения о значении наследия Древней Руси для современного общества.

Выполнять тестовые контрольные задания по истории Древней Руси по образцу ГИА (в упрощенном варианте)

Повторение изученного материала

1. Орг. момент

2. Повторение изученного материала

2.1 Славянский поселок (Слайд 1)    

2.2 Особенности древнерусской одежды (Слайд 2)

2.3 Жилище славян (Слайд 3)

2.4 Загадки (Слайд 4)

2.5 Тест (Слайд 5)

2.6 Историческая викторина (Слайд 6)

2.7 Юный картограф (Слайд 7) Виртуальное путешествие по музею «Древняя Русь»

  • «Портретная галерея».
  • «Юный экскурсовод».
  • Картинная галерея. «Что? Где? Когда?

Презентация урока «Древняя Русь»  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тест «Древняя Русь» (выполняют на компьютере)

Подведение итогов:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты уроков МХК. Понятие культура. Древний мир.

В данном разделе публикуется материал к уроками МХК, который можно использовать и для интегрированных уроков. Первая тема рассаматривает понятие культура, культурология, виды и жанры в искусстве, кате...

Конспект урока в 5 классе: "Древние Афины"

Конспект урока с применением ИКТ "Древние Афины". Подходит ко всем УМК по истории Древнего мира (раздел Древняя Греция).В ходе урока рассматриваются вопросы о возникновении Афин, реформы Солона. Все ч...

Конспект урока "Природа и люди Древней Индии". 5 класс

Урок-путешествие с использованием элементов игровой и проблемно-поисковой технологии, можно использовать презентацию и кинофрагменты из фильма "Садко"....

Конспект урока по теме "Религия древних греков" (5 класс)

Конспект урока по теме "Религия древних греков", 5 класс. Учебник "История Древнего мира" Вигасин...

Урок-презентация по истории Древнего мира "Древняя Греция"

Урок «Древняя Греция» является составной частью программы по истории Древнего мира в 5 классе.Данный урок – это повторительно-обощающий урок.Форма проведения – игра «Звездный час»Урок построен на осно...

Конспект урока по теме: "Религия Древнего Египта" и презентация.

Конспект урока по теме Религия Древнего Египта и презентация....

Системный подход в преподавании. Конспекты уроков ОБЖ в 6 классе Конспекты уроков по основам безопасности жизнедеятельности в 6 классе

Системный подход в преподавании. Конспекты уроков ОБЖ в 6 классе Конспекты уроков по основам безопасности жизнедеятельности в 6 классе...