Презентации уроков по различным темам 9-11 класс математика
презентация к уроку по алгебре (10 класс) по теме
Презентации включают в себя урок-лекцию : "Различные виды симметрии и их описание", урок-объяснение материала "Графики и свойства показательной функции", урок-повторение "Геометрический и физический смысл производной. Решение задач", урок-игра "Преобразование тригонометрических выражений".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 809 КБ |
![]() | 2.79 МБ |
![]() | 814 КБ |
![]() | 203.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Что такое симметрия? Какие точки называются симметричными? Симметрия – это соразмерность, одинаковость в расположении частей чего-нибудь по противоположным сторонам от точки, прямой или плоскости. Две точки называются симметричными относительно прямой а, если эта прямая проходит через середину отрезка АА и перпендикулярна к нему. Каждая точка прямой а считается симметричной самой себе.
Виды симметрии. Осевая (зеркальная) симметрия. Центральная симметрия. Поворотная симметрия. Зеркально-поворотная симметрия. Переносная (трансляционная) симметрия. Скользящая плоскость(ось) симметрии.
Осевая (зеркальная) симметрия. Фигура называется симметричной относительно прямой а, если для каждой точки фигуры симметричная ей точка относительно прямой а также принадлежит этой фигуре. Прямая а называется осью симметрии фигуры. Говорят также, что фигура обладает осевой симметрией. На рисунке показан простой пример объекта и его зазеркального двойника – треугольник ABC и треугольник А1В1С1 (здесь MN – пересечение плоскости зеркала с плоскостью рисунка). Каждой точке объекта соответствует определённая точка зазеркального двойника. Эти точки находятся на одном перпендикуляре к прямой MN , по разные стороны и на одинаковом расстоянии от неё. Объект на рисунке выбран для простоты двухмерным. В общем случае объект (и соответственно его зазеркальный двойник) является трёхмерным.
Все знают, что увидеть зазеркальный двойник объекта совсем нетрудно. Достаточно поместить освещённый объект перед плоским зеркалом и заглянуть в это зеркало. Обычно считают, что наблюдаемый в зеркале двойник является точной копией самого объекта. В действительности же это не совсем так. Зеркало не просто копирует объект, а меняет местами (переставляет) передние и задние по отношению к зеркалу части объекта. В сравнении с самим объектом его зазеркальный двойник оказывается «вывернутым» вдоль направления, перпендикулярного к плоскости зеркала. Зазеркальный двойник не является точной копией объекта. Ведь объект и его двойник различаются только своей ориентации: они развёрнуты навстречу друг другу.
Симметрия – это гармония…
Симметрия – это гармония…
Энантиоморфы – это пара зеркально асимметричных объектов (фигур), являющихся зеркальным изображением один другого. Иными словами, энантиоморфы – это объект и его зазеркальный двойник при условии, что сам объект зеркально асимметричен. Энантиоморфами могут быть отдельные объекты, но могут быть и половинки соответствующим образом разрезанного объекта. Чтобы различить энантиоморфы в данной паре, вводят обозначения «левый» и «правый». Один из энантиоморфов левый, а другой правый. Не имеет принципиального значения, какой именно назван левым (правым); это вопрос договоренности, традиции, привычки. Энантиоморфы.
Примеры осевой симметрии. У неразвёрнутого угла одна ось симметрии - прямая, на которой расположена биссектриса угла. Равнобедренный (но не равносторонний) треугольник имеет также одну ось симметрии. А равносторонний треугольник - три основные симметрии Прямоугольник и ромб , не являющиеся квадратами имеют по две оси симметрии, а квадрат - четыре оси симметрии.
У окружности их бесконечно много - любая прямая, проходящая через её центр, является осью симметрии. Имеются фигуры, у которых нет ни одной оси симметрии. К таким фигурам относятся параллелограмм, отличный от прямоугольника, разносторонний треугольник.
Центральная симметрия. Фигура называется симметричной относительно точки О, если для каждой точки фигуры симметричная ей точка относительно точки О также принадлежит этой фигуре. Точка О называется центром симметрии фигуры. Говорят также, что фигура обладает центральной симметрией.
Примеры центральной симметрии. Простейшими фигурами, обладающими центральной симметрией, является окружность и параллелограмм. Центром симметрии окружности является центр окружности, а центром симметрии параллелограмма - точка пересечения его диагоналей. Прямая также обладает центральной симметрией, однако в отличие от окружности и параллелограмма, которые имеют только один центр симметрии(точка О на рисунке) у прямой их бесконечно много - любая точка прямой является её центром симметрии. Примером фигуры, не имеющей центра симметрии, является треугольник.
Поворотная симметрия. Предположим, что объект совмещается сам с собой при повороте вокруг некоторой оси на угол, равный 360 / n (или кратный этой величине), где n = 2, 3, 4, … В этом случае говорят о поворотной симметрии, а указанную ось называют поворотной осью n -го порядка. Рассмотрим примеры со всеми известными буквами «И» и «Ф». Что касается буквы «И», то у нее есть так называемая поворотная симметрия. Если повернуть букву «И» на 180 вокруг оси, перпендикулярной к плоскости буквы и проходящей через ее центр, то буква совместится сама с собой. Иными словами, буква «И» симметрична относительно поворота на 180 . Заметим, что поворотной симметрией обладает также буква «Ф». На рисунке даны примеры простых объектов с поворотными осями разного порядка – от 2-го до 5-го.
У трехмерного объекта может быть несколько поворотных осей. Интересна поворотная симметрия кругового цилиндра. Он имеет бесконечное число поворотных осей 2-го порядка и одну поворотную ось бесконечно высокого порядка. Для описания симметрии конкретного объекта надо указать все поворотные оси и их порядок, а также все плоскости симметрии. Рассмотрим, например, геометрическое тело, составленное из двух одинаковых правильных четырехугольных пирамид. Оно имеет одну поворотную ось 4-го порядка (ось АВ), четыре поворотные оси 2-го порядка (оси СЕ, DF , MP , NQ ), пять плоскостей симметрии (плоскости CDEF , AFBD , ACBE , AMBP , ANBQ ).
Зеркально-поворотная симметрия. Доказать, что существует такой вид симметрии, мы предлагаем вам самим. Вырежьте из плотной бумаги квадрат и впишите внутрь его косо другой квадрат (рис.1). Затем отогните углы бумаги по линиям, ограничивающим внутренний квадрат (соседние углы отгибаются в противоположные стороны). В результате получите объект, показанный на рисунке (рис.2). Он имеет поворотную ось 2-го порядка (ось АВ) и не имеет плоскостей симметрии. Будем рассматривать изделия сначала сверху, а затем снизу (с противоположной стороны листа бумаги). Мы обнаружим, что никакого различия между «верхом» и «низом» нет; в обоих случаях объект выглядит одинаково. В связи с этим возникает мысль, что поворотная симметрия 2-го порядка не исчерпывает всей симметрии данного объекта. Дополнительная симметрия, которой обладает наш объект, - это так называемая зеркально-поворотная симметрия: объект совмещается сам с собой в результате поворота на 90 вокруг оси АВ и последующего отражения в плоскости CDEF . Ось АВ называют зеркально-поворотной осью 4-го порядка. Таким образом, здесь наблюдается симметрия относительно двух последовательно выполняемых операций – поворота на 90 и отражения в плоскости, перпендикулярной к оси поворота. рис.2 рис.1
Переносная (трансляционная) симметрия. При переносе (трансляции) вдоль прямой АВ на расстояние а (или кратное этой величине) фигура совмещается сама с собой. В этом случае говорят о переносной , или трансляционной , симметрии. Прямая АВ называется осью переноса, а расстояние а – элементарным переносом или периодом . Строго говоря, симметричная по отношению к переносам фигура должна быть бесконечно длинной в направлении оси переноса. Однако понятие переносной симметрии применяют и в случае фигур конечных размеров, имея в виду наблюдаемое при переносе частичное совмещение фигуры. Из рисунка видно, что при переносе конечной фигуры на расстояние а вдоль прямой АВ наблюдается совмещение участка 1 и участка 2.
Скользящая плоскость (ось) симметрии. Ранее было показано, что с последовательно выполняемыми операциями поворота и отражения может быть связан новый тип симметрии – зеркально-поворотная симметрия. Комбинирование поворотов или отражений с переносами также может выявить новые типы симметрии. В качестве примера отметим симметрию, отвечающую наличием так называемой скользящей плоскости симметрии (точнее, скользящей оси симметрии, так как рассматривается плоская фигура). На рисунке изображена фигура, обладающая переносной симметрией вдоль оси АВ с периодом 2а . Нетрудно видеть, что здесь имеет место еще один тип симметрии – симметрия относительно переноса вдоль оси АВ с периодом а и последующего отражения относительно оси АВ. Ось АВ называется скользящей осью симметрии с периодом а .
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Так же используются следующие управляющие кнопки: - переход к содержанию урока - переход на вопрос теории
ход урока Решение уравнений: устно и письменно №252(1;3) , дополнительно№264(3;4) Решение неравенств: устно и письменно №253 (3;4) , дополнительно№261(3;4) Графическое решение уравнений № 254(1) Тестирование
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
а) определение места дидактических игр и игровых ситуаций в системе других видов деятельности на уроке; б) целесообразное использование их на разных этапах изучения различного по характеру математического материала; в) разработка методики проведения дидактических игр с учетом дидактической цели урока и уровня подготовленности учащихся; г) требования к содержанию игровой деятельности в свете идей развивающего обучения.
Основными структурными компонентами дидактической игры являются: игровой замысел, правила, игровые действия , познавательное содержание или дидактические задачи , оборудование, результат игры.
Морской бой Ее модель состоит из игрового поля, разбитого на квадраты, передвижных рисунков кораблей, удерживаемых магнитами, а также “снарядов” – задач. В игре участвуют 3-двухпалубных корабля и 3- однопалубных. Для их потопления необходимы снаряды – ответы к заданиям. Решая задачу, команда находит номер квадрата, в который попал “снаряд”. Если в этом квадрате находится корабль, он убирается с поля. Задачи выбираются произвольно. Выигрывает команда, раньше поразившая все корабли .
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25
ЗАДАНИЯ: а ) Переведите из градусной меры в радианную. 1). 20 ; 2). 120 ; 3). 300 ; 4). 765 ; 5). 10 ; 6). 150 ; 7). 330 ; 8). 675 ; 9). 15 ; 10). 216 ; 11). 24 ; 12). 240 ; 13). 320 ; 14). 855 ; 15). 585 ; б) Переведите из радианной меры в градусную. 1). 3 /4; 2). 11 /3; 3). 46 /9; 4). 11 /4; 5). 47 /9; 6). 6 /5; 7). 7 /6; 8). 7 /5; 9) 8 /3; 10). 7 /4.
Проверочная карта /9 135 5 /6 216 2 /5 2 /3 660 11 /6 210 4 /3 5 /3 920 15 /4 252 16 /9 17 /4 495 /12 480 19 /4 /18 940 6 /5 315 13 /4
Восхождение на вершину «Тригонометрия» Эта дидактическая игра основана на целом наборе различных приемов, которые объединены общим игровым сюжетом и необходима при проверке результатов обучения. В ней используется игровое поле и раздаточный материал. Игровое поле представляет собой горный пейзаж с маршрутом восхождения, выполненный на отдельном плакате.
№ привала Особенности методического приема 1 Позволяет вычислять тригонометрические выражения, определять четверть в которой лежит угол, находить период. 2 Сравнение значений синусов различных углов 3 Закрепляет знание определений тригонометрических функций 4 В занимательной форме предлагается построить график функции 5 Проверка знания формул сложения и вычитания аргументов тригонометрических функций 6 Закрепляются навыки решения простейших тригонометрических уравнений 7 Развлекательный прием на определение знаков тригонометрических выражений 8 Формулы двойных и половинного аргумента 9 Нахождение графика по заданной функции 10 Кроссворд по основным понятиям тригонометрии
Привал 2. ЭСТАФЕТА СИНУСОВ Расположите числа в пустых квадратах в порядке возрастания: sin 85 , sin 5 , sin 20 , sin 100 , sin 190 , sin 280 . ОТВЕТ : sin280 , sin190 , sin5 , sin20 , sin140 , sin100 , sin85 .
Привал 3. ПРОВЕРКА ПО ПЕРФОКАРТЕ В предложениях заполните пропуски словами, приведенными в ответах. В перфокарте для каждого вопроса укажите номер пропущенного слова. А. Число, равное ординате конца единичного радиуса, задающего угол , называется … угла . Б. Число, равное отношению косинуса угла такого, что k , k Z , к синусу этого угла называется … угла . В. . Число, равное отношению синуса угла такого, что /2+ k , k Z , к косинусу этого угла называется … угла . Г. Основное тригонометрическое тождество: для … угла справедливо равенство sin 2 + cos 2 = 1 . Д. Число, равное … конца единичного радиуса, задающего угол , называется косинусом угла .
ПРОВЕРОЧНАЯ КАРТА ОТВЕТЫ: тангенсом синусом любого абсциссе котангенсом
Привал 8. ФОРМУЛЫ Сконструируйте формулы из следующих выражений. Для этого зачеркните лишние символы и знаки .
Задания на установление последовательности Задания на установление последовательности это новый вид практических заданий, с помощью которых в учебный процесс внедряются приемы алгоритмизированного обучения (в дальнейшем сокращенно будем обозначать: тесты УП). Посредством этих заданий учащиеся знакомятся с алгоритмами, необходимыми при изучении многих вопросов курса математики. Например, существует определенная последовательность умственных действий при построении графиков гармонических функций, проделывая различные действия с классическими графиками тригонометрических функций. Поэтому методически обосновано включение в учебно-информационный комплекс заданий, ориентированных на формирование у школьников соответствующих умений.
Задание: В таблице приведены функции и свойства функций на отрезке [ / 4 ; 3 / 4 ] . Необходимо проставить соответствие. Ответ записывать в виде: 1-а,б,в; 2-б,а… № Функции № Свойства 1 y = tgx а имеет ровно один корень 2 y = ctgx б не имеет корней 3 y = tg 2 x в убывает 4 y = tg ( /3- x ) г возрастает 5 y = ctg 2 x д определена во всех точках отрезка 6 y = с tg( /3+x) е имеет точки отрезка, в которых неопределенна 7 y = tg(x-1) ж принимает наименьшее значение на конце отрезка ОТВЕТ: 1-б,е; 2-а,в,д,ж; 3-а,г,д; 4-а,в,д,ж; 5-б,е; 6-б,е; 7-а,г,д.
Обратные тригонометрические функции Задание: В таблице приведены функции, рассматриваемые на отрезке [ /2; ], и обратные к ним функции. Но их последовательность нарушена, поэтому необходимо эту последовательность восстановить. Ответ записывать в виде: 1-а, 2-б… № Исходные функции 1 cos x 2 sin x 3 cos(x/3) 4 sin(x/2) 5 cos3x 6 sin2x 7 cos (1+x) 8 sin(2+x) 9 cos (1-x) 10 sin (2- x ) № Обратные функции а 3 arccosx б не существует в 1 + arccosx г arccosx д 2arcsinx е 2 - arcsinx з - arcsinx ОТВЕТ: 1-г, 2-з, 3-а, 4-д, 5-б, 6-б, 7-б, 8-б, 9-в, 10-е.
ЛИТЕРАТУРА Грушевский С.П., Архипова А.И, Проектирование учебно-информационных комплексов. Краснодар, 2000. Архипова А.И., Грушевский С.П. Пешеходы и автомобили. Технологии обучения математике. Школьные годы №8. Краснодар, 2001. Архипова А.И. Механика. Технологический учебник физики. Школьные годы №7. Краснодар, 2000. Башмаков М.И. Алгебра и начала анализа: Учебник для 10-11классов. СПб, 1998. Башмаков М.И. Тригонометрические функции: Дидактические материалы по курсу алгебры и начал анализа для 10-11 кл . ср. шк . СПб, 1998. Лященко Е.И., Зобкова К.В., Кириченко Т.Ф., Новосельцева З.И., Стефанова Н.Л. Лабораторные и практические работы по методике преподавания математики: Учебное пособие для студентов физ.-мат. спец. пед . институтов. М.: Просвещение, 1988. Программа для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Математика. 5-11 классы. М.: Дрофа, 2000. Клименко С.М., Никольский В.В., Принцев Н.А., Ягодовский М.И. Вопросы методики преподавания математики в школе. Орел, 1968. Далингер В.А. Методика реализации внутрипредметных связей при обучении математики. М.: Просвещение, 1991. Коваленко В.Г. Дидактические игры на уроках математики. М.: Просвещение, 1990. Марач С.М., Полуносик П.В. Математика. Задачи М.И. Сканави с решениями. Минск, 1997. Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении. М.: Педагогика, 1972. Алимов Ш.А. Алгебра: учебник для 9класса. М.: Просвещение, 1992. Алимов Ш.А. Алгебра и начала анализа: учебник для 10-11 классов. М.: Просвещение, 1992.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2016/01/04/picture-189106-1451932471.jpg)
Презентация к уроку изучения новой темы в 10 классе по теме "Жиры"
Презентация к уроку изучения новой темы в 10 классе по теме "Жиры"...
![](/sites/default/files/pictures/2020/10/28/picture-959686-1603839919.jpg)
Технологические карты к урокам по теме "Пропорция". 6 класс. Математика.
Технологические карты к урокам по математике, на тему "Пропорция". 6 класс....
![](/sites/default/files/pictures/2017/10/28/picture-965177-1509193349.jpg)
Открытый урок по теме "Масштаб". 6 класс. Математика
Открытый урок по теме "Масштаб". 6 класс. Математика...
![](/sites/default/files/pictures/2021/03/12/picture-1321212-1615543418.jpg)
Бинарный урок по теме "Графики", 6 класс (Математика и информатика)
Вашему вниманию представлены разработки для проведения бинарного урока Математики и информатики в шестом классе при изучении темы "Графики" (Технологическая карта, задания для учащихся и пре...
Методическая разработка "Урок - игра по теме "Умножение обыкновенных дробей", математика 6 класс
Данная методическая разработка позволяет провести урок систематизации и обобщения знаний, отработки учениками навыков их практического применения в решении примеров по теме...
Открытый урок по теме "Проценты", 6 класс, математика
Проценты в нашей жизни, 3 типа задач на проценты....