Метод проектов на уроках музыки как современная педагогическая технология
статья по музыке по теме

Анциферова Наталья Николаевна

В данном материале рассматриваются цели и задачи уроков музыки в современном образовательном процессе, описаны современные подходы к использованию метода проектов и обобщен собственный опыт работы в этом направлении образовательной деятельности

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metod_proektov_antsiferovoy_itog.doc95 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ГАОУ   ДПО  «СарИПКиПРО»

Кафедра философии и методологии науки

МЕТОД ПРОЕКТОВ НА УРОКАХ МУЗЫКИ КАК

СОВРЕМЕННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ

Итоговая творческая работа

выполнена учителем музыки

МАОУ «Гимназия №87»

Анциферовой  Н.Н.

Г. Саратов 2012г.

ОГЛАВЛЕНИЕ

I. Введение. Цель, задачи, актуальность уроков музыки в  современном образовательном процессе.

3

II. 1. Из истории метода проектов

4

2. Современные подходы к использованию метода проектов на уроках музыки. Цель, задачи, актуальность метода проектов на уроках музыки, как одной из современных педагогических технологий.

8

3. Из опыта работы: результаты использования метода проектов на уроках музыки автора.

9

III. Заключение. Значение метода проектов на уроках музыки

10

Литература

12

Приложение.

13

I. Введение. Цель, задачи, актуальность уроков музыки в  современном образовательном процессе.

Конечной целью современного образования является подготовка широко образованного, эрудированного, интеллигентного и профессионально компетентного, гражданина нашего Отечества, обладающего активной жизненной позицией, творческим потенциалом, высокой духовной и эстетической культурой. И в свете этого особенно важным представляется повышение эстетической культуры общества, неотъемлемым компонентом которой является музыкальная культура каждого его гражданина.

Современные социологические опросы показывают, что  музыка  занимает одно из первых мест, в сфере интересов современной молодежи. Однако, проблема заключается в том, что предпочтение отдается низкопробному отечественному и зарубежному музыкальному репертуару. В музыкальном окружении молодежи не находится места шедеврам классического музыкального искусства, высокохудожественным образцам народной  музыки, обладающим огромным духовным потенциалом, воспитательными и развивающими возможностями. В связи с этим явно необходимо усилить работу по формированию музыкальной культуры детей и подростков на уроках музыки  в образовательных учреждениях, которое охватывает всех без исключения детей и подростков.

Основополагающая идея современной школы – поиск путей развития личности в процессе гуманизации образования, а цель воспитания – в формировании потребности обучающихся в самовоспитании, самовыражении: научить учиться, научить общаться, научить заботиться о своем здоровье, приобрести профессиональные навыки.

Основная задача учителя музыки – формирование положительной мотивации в процессе изучения предмета «Музыка» в условиях реализации инновационного подхода в обучении, обеспечивающего перевод учебно-познавательной деятельности учащихся на продуктивно-творческий уровень.

Работа учителя музыки в условиях современной школы предполагает развитие творческих способностей обучающихся путем поиска эффективных приемов и методов преподавания. Особенно актуальной проблема творчества учащихся стала в настоящее время – в период модернизации российского образования.

Образовательное учреждение, в котором автор работает более 30 лет, постоянно искало и внедряло в учебно-воспитательный процесс новые методы и технологии. В 90-е годы прошлого века гимназия перешла на принципы личностно ориентированного образования на основе индивидуализации и дифференциации обучения и системы педагогической поддержки учащихся.

С 2005 по 2008 гг. наше образовательное учреждение являлось муниципальной экспериментальной площадкой по проблеме «Проектно-исследовательская деятельность учащихся как инструмент повышения качества образования» (Приказ комитета по образованию администрации г. Саратова                   «Об утверждении городских экспериментальных площадок на базе МОУ                      «Лицей №15», МОУ «Гимназия №87» №622 от 26.12.2005) при осуществлении учебного процесса автор как учитель :

−        составляла учебно-тематическое планирование, в котором предусматривалась проектная или исследовательская деятельность обучающихся;

−        выстраивала серии индивидуальных проектов или исследований для последовательного формирования специфических умений и навыков проектной и исследовательской деятельности обучающихся;

−        адаптировала известные учебные проекты или исследования к особенностям своего класса и условиям, имеющимся в гимназии;

−        осуществляла  самооценку выполнения педагогических задач в результате выполнения учебных проектов или исследований;

−        создавала дидактический материал;

−        оформляла результаты эксперимента.

С 2008 г. Гимназия является региональной экспериментальной площадкой по проблеме «Формирование ключевых образовательных компетенций» обучающихся, в работе которой автор также принимает участие.

Целью написания данной работы является систематизация знаний и обобщение опыта собственной работы по использованию в преподавании предмета «Музыка» метода проектов  как одной из современных педагогических технологий.

II.        1. Из истории метода проектов, как одной из современных педагогических технологий.

Гуманистическая философия образования реализуется с помощью разнообразных технологий, целью которых является не только трансляция знаний, а выявление, развитие, рост творческих интересов и способностей каждого ребенка, стимулирование его самостоятельной продуктивной учебной деятельности. Одной из таких технологий и является проектная методика. Сегодня метод  проектов  позволяет эффективно решать задачи личностно-ориентированного подхода в обучении подрастающего поколения. Основным назначением внедрения метода проектов является формирование человека с мышлением нового типа – преимущественно продуктивного. В европейских языках слово " проект " заимствовано из латыни: причастие projectus означает "выброшенный вперед", "выступающий", «бросающийся в глаза». Действительно, этот метод заслуживает внимания, «бросается в глаза».

Метод проектов был разработан в начале XX века американским учёным Дж. Дьюи с целью ориентирования обучения на целесообразную деятельность учащихся с учётом их личных интересов. В 1905 году русский педагог С.Т.Шацкий пытался использовать проектный метод в преподавании. Позднее, уже при советской власти эти идеи стали довольно широко внедряться в школу, но недостаточно продуманно и последовательно, и постановлением ЦК ВКПб в 1931 году метод проектов был осуждён. С тех пор до недавнего времени в России больше не предпринимались попытки возродить этот метод в школьной практике. Однако в зарубежной школе он активно и весьма успешно развивался. В США, Великобритании, Бельгии, Израиле, Финляндии, Германии Италии, Бразилии, Нидерландах и многих других странах идеи гуманистического подхода к образованию Дж. Дьюи и его метод проектов нашли широкое распространение и приобрели большую популярность в силу рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем окружающей действительности в совместной деятельности школьников. «Всё, что я познаю,  знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить» - вот основной тезис современного понимания  метода проектов, который и привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями.

2.Современные подходы к использованию метода проектов, в том числе – на уроках музыки.

Возникнув из идеи свободного воспитания, в настоящее время метод проектов активно включается в структуру системы образования на различных её этапах.

С помощью метода проектов возможно обучить человека любого возраста:

- выявлять и формулировать проблемы;

- проводить их анализ;

- находить пути их решения;

- работать с информацией из различных источников;

- находить необходимый источник, например, данные в научной, научно – популярной, справочной литературе или в средствах массовой информации;

- применять полученную информацию для решения поставленных задач.

К организации обучения по технологии «образовательный проект» предъявляют следующие требования: проект должен быть включен в процесс обучения и воспитания; учащиеся должны обсуждать реальные проблемы и ставить актуальные задачи, деятельность должна иметь целесообразный и понятный детям характер. Работа учащихся должна быть осмысленной и активной: они должны чётко формулировать свои мысли в письменном виде, анализировать поступающую информацию, участвовать в создании новых идей; для взаимодействия обучаемых используется групповая форма работы.

Кроме того, в типичной образовательной ситуации, которая, как правило, является основой учебного процесса, реализуется стандартная ситуация  общения – субъект – объектное взаимодействие. Первый (субъект – учитель) транслирует знания, второй (ученик – зависимый элемент – объект приложения  сил учителя) их усваивает; всё это происходит в рамках отработанной веками – классно – урочной системы. При развитии исследовательской деятельности эти позиции сталкиваются с различными инновациями процесса обучения: нет готовых эталонов знания, которые привычны для классно – урочной системы; явления, увиденные в живой природе, в реальной жизни, не вписываются в готовые схемы, а  требуют самостоятельного анализа в каждой конкретной ситуации. Это инициирует начало совместного постижения эволюции от субъект – объектной парадигмы образовательной деятельности к ситуации совместного постижения окружающей действительности, выражением которой является субъект – субъектное взаимодействие – педагогика сотрудничества.

Под учебным проектом понимается совместная целенаправленная, заранее запроектированная и осознанная деятельность обучаемых-партнёров.

Проектное направление работы имеет общую проблему, цель, согласованные методы и направлено на формирование у учащихся определённой системы интеллектуальных и практических компетенций.

Проект – это исследование конкретной проблемы, её практическая или Теоретическая реализация. Целью метода проектов является развитие самостоятельной, творческой активности учащихся. В результате своей творческой практической деятельности обучаемые создают конечный продукт в виде новых знаний и умений.

Этот метод направлен на развитие коммуникативных навыков. В нём сочетаются индивидуальная, самостоятельная форма работы учеников с групповыми занятиями.

Достаточно часто проектные исследования понимают как тождественные исследовательской работе, однако, это не всегда так. Говоря об исследовательской и проектной деятельности учащихся, важно различать уровни проблемности исследования. Проблемой традиционно считается столкновение знания и незнания. Если речь идёт о столкновении личного знания и незнания – это учебная проблема, т.е. проблема для отдельного  человека или группы людей, но не для человечества в целом. А если всеобщее знание сталкивается с всеобщим незнанием, то можно говорить о научной проблеме. Конечно, нельзя отрицать случаи, когда исследования учащихся выходят на уровень большой науки. Но чаще всего, в исследованиях учащихся речь идёт об учебной проблеме – когда дети совершают своё собственное маленькое открытие, но для учёных это открытие неинтересно, что ничуть не умаляет его ценности. Основное достоинство такого обучения в том, что ребёнок получает знания в ходе самостоятельной творческой активности, и это творчество ценно само по себе независимо от того, какими будут его результаты. Многие педагоги слишком многого ждут от детского творчества – его результат не всегда хорошо вербализуется, красиво оформляется. Следует обратить внимание на познавательную активность и самостоятельный исследовательский поиск – это и есть истинный результат исследовательской работы.

Метод проектов состоит из последовательных этапов:

-        формулирование цели. Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для её решения. Прогнозирование практической, теоретической и познавательной значимости предполагаемых результатов. Формулирование цели влечёт за собой вербализацию тематики проектного исследования. При выборе темы целесообразно ставить задачу узкого плана с тем, чтобы можно было её глубоко проработать;

-        разработка или выбор целей выполнения проекта. Использование исследовательских методов, предусматривающих определённую последовательность действий: определение проблематики и вытекающих из неё задач исследования, выдвижение гипотез их решения (на этом этапе можно использовать методы «мозгового штурма», «круглого стола» и т.д.) В гипотезе исследователь объединяет и свои предположения, и то, что он собирается изменить, и ожидаемый результат исследования. На этом этапе также нужно определить, сколько человек может быть задействовано в проекте;

-        работа над проектом. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся. Сбор, систематизация и анализ полученных данных;

-        обсуждение результатов работы. Подведение итогов. Оформление результатов, их презентация; выводы, выдвижение новых проблем исследования.

Творческий характер метода проектов не позволяет дать исчерпывающую тематику учебных проектов. Сама суть метода говорит о постоянном движении и развитии тем и проблематики обучения. Цель проектного метода обучения в формировании творческих способностей, развитии неординарного взгляда на мир, поэтому темой учебного проекта может стать любая глобальная проблема и практически любая реальная проблема обыденной жизни.

Проникновение современных технологий в образовательную практику, в том числе и  на   уроки  музыки, открывает новые возможности.                           Итак, что же представляет собой проектная методика на уроках музыки.

Главные цели введения метода проектов

в практику преподавания музыки:

-         показать умения отдельного ученика или группы учеников использовать приобретенный в школе исследовательский опыт;

-        реализовать свой интерес к предмету исследования, приумножить знания о нем;

-        продемонстрировать уровень обученности и знаний в области музыки;

-        подняться на более высокую ступень образованности, развития, социальной зрелости.

Отличительная черта проектной методики - особая форма организации. Организуя работу над проектом важно соблюсти несколько условий:

1.        тематика музыкального проекта должна быть актуальной;

2.        проблема, предлагаемая ученикам, формулируется так, чтобы ориентировать учеников на привлечение фактов из смежных областей знаний и разнообразных источников информации;

3.        необходимо вовлечь в работу всех обучающихся класса, предложив каждому задания с учетом уровня его музыкальных компетенций.

Ориентируясь на цели и задачи, которые стоят перед учителем музыки, и, зная запросы обучающихся в современном мире, автор работы  применяет в своей практике  данную методику.  Опыт работы  показал, что в развитии интереса к предмету нельзя полагаться только на содержание изучаемого материала. Если обучающиеся не вовлечены в активную деятельность, то любой содержательный материал вызовет лишь созерцательный интерес к предмету, который не будет познавательным. Для того, чтобы разбудить в учениках активную деятельность, им нужно предложить интересную и значимую проблему. Метод проектов позволяет учащимся перейти от усвоения готовых знаний к их осознанному приобретению.

Обучение в преподавании музыки требует личностно-ориентированного подхода в большей степени, чем в каком-либо другом учебном предмете, т.к. индивидуальными,  прежде всего,  являются эмоции и чувства ученика, а музыка – это и есть эмоции и чувства.

В последнее время всё большее влияние на развитие школьного музыкального образования стали оказывать компьютерные мультимедийные технологии, поскольку одной из обширных областей применения достижений технологий мультимедиа в образовательном процессе является обучение дисциплинам художественно-эстетического цикла, в учебных материалах которых значительное место занимают  музыка, иллюстрации, видеоизображения. Компьютерная среда, создаваемая с помощью мультимедийных средств, формирует условия для развития инновационного мультимедийных средств, формирует условия для развития инновационного мышления, а также обеспечивает возможность в процессе изучения художественно-эстетических дисциплин в учебных заведениях и при самостоятельной работе создать предпосылки для интеллектуального и личностного развития учащихся.

Применительно к уроку «Музыка», проект - это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый обучающимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта.

Проект ценен тем, что в ходе его выполнения, школьники учатся самостоятельно приобретать знания, получать опыт познавательной, учебной и исследовательской деятельности.

Проектная методика характеризуется высокой коммуникативностью и предполагает выражение обучающимися своих собственных мнений, чувств, активное включение в реальную деятельность, принятие личной ответственности за продвижение в обучении.

Главные цели введения метода проектов
в практику преподавания музыки:

-        показать умения отдельного ученика или группы учеников использовать приобретенный в школе исследовательский опыт;

-        реализовать свой интерес к предмету исследования, приумножить знания о нем;

-        продемонстрировать уровень обученности и знаний в области музыки;

-        подняться на более высокую ступень образованности, развития, социальной зрелости

Проектная методика характеризуется высокой коммуникативностью и предполагает выражение учащимися своих собственных мнений, чувств, мыслей, активное включение в реальную деятельность, принятие личной ответственности за продвижение в обучении. С помощью проектной методики  на   уроке  можно достичь сразу нескольких целей - побудить ребенка к творчеству, закрепить изученный материал, создать  на   уроке  атмосферу праздника и украсить кабинет красочными работами детей. Подготовить, оформить и представить  проект  – дело гораздо более долгое, чем выполнение традиционных заданий. Проект ценен тем, что в ходе его выполнения, школьники учатся самостоятельно приобретать знания, получать опыт познавательной и учебной деятельности.

Отличительная черта проектной методики - особая форма организации. Организуя работу над проектом важно соблюсти несколько условий:

1. Проблема, предлагаемая ученикам, формулируется так, чтобы ориентировать учеников на привлечение фактов из смежных областей знаний и разнообразных источников информации. Необходимо вовлечь в работу всех учащихся класса, предложив каждому задания с учетом уровня его подготовки.

2. Выполнение проекта связано с поиском новой, дополнительной информации, обсуждением этой информации, и ее документированием, выбором способов реализации проекта (это могут быть рисунки, поделки, викторины, презентации и др.).

В своей практике автор использует следующие виды  проектов :

Игровые – ролевые  проекты, например, драматизация песен ( Б.Савельев, сл. М.Пляцковского «Как переходить улицу»,  русские народные песни «А та-ри, та-ри, та-ри…», «Купим мы, бабушка» и т.д.). Ролевая игра имеет большое значение для развития личности ученика: принимая на себя различные роли, он сопереживает, начинает ориентироваться в отношениях между людьми, проявляет заложенные в нем творческие возможности;

Информативно-исследовательские  проекты  − рефераты, презентации. Например, «Роль музыки во время Великой Отечественной войны»,  «Жизнь и творчество Мариуса Петипа» и т.д.

Сценарные  проекты − внеклассное мероприятие для школы или отдельного класса (подготовка и проведение концертов, смотров-конкурсов, фестивалей и т.д.).

Авторские проекты - сочинение песен (Дмитриев Влад, Татьянин Савелий)

Проектно-исследовательская деятельность на уроке музыки рассматривается нами как важный фактор развития дивергентного и критического мышления учащихся, социокультурной и информационной компетенций.

В форме проекта прошел один из заключительных уроков 2 четверти 2008-2009 уч. г. в 4-х классах, его целью было «проектирование» «праздничного диска» «С Новым годом!». На первом этапе использовался прием «мозговая атака» (5 минут), во время которого происходило генерирование идей: учащиеся предлагали любимые новогодние  и «зимние» песни. Фрагменты некоторых песен были прослушаны. Далее была организована работа по группам (5 групп по 4-5 человек), каждая из которых должна была предложить свой вариант программы. Учитель пояснил, что в нее должны войти разнохарактерные произведения.

Во время обсуждения учитель выполнял роль координатора и консультанта. Каждая из групп выделила лидера, который оценивал весомость аргументов «за» или «против» той или иной песни, соглашался с предложением или корректно возражал. По моему мнению, в ходе подобных проектов формируются следующие компетенции: коммуникативная (работа в группе, выполнение роли лидера, равноправного участника обсуждения), социокультурная (представление о социальной роли, системе отношений между людьми и т.д.), учебно-познавательная (на основе межпредметных связей с историей и обществознанием).

За 15 минут до конца урока каждая из групп представила проект своей программы и свои предложения по ее реализации. Пришли к единому мнению: песни должны быть записаны на диски, которые дети подарят на Новый год своим родителям и близким. На титульном листе должны быть указаны фамилии разработчиков программы. Результатами урока были удовлетворены все участники (свое мнение они высказали во время рефлексии).

Завершился урок хоровым исполнением любимой песни «Зимняя сказка» В. Шаинского (она вошла в каждую из программ).

Формированию информационной компетенции способствовала подготовка проектов тематических дисков под общим названием «С любовью…» («С любовью к маме», «С любовью к Родине», «С любовью к нашим предкам», «С любовью к А. Пахмутовой – семейный альбом» и т.д.)

В ходе подготовки  индивидуальных проектов ученики использовали различные источники информации: книги, учебники, справочники, энциклопедии, каталоги, Интернет, применяли навыки работы по программам Microsoft Office, использования информационных устройств.

(Приложение. Перечень тем уроков, проводимых с применением защиты проекта)

Творческие  проекты  – создание видеоклипа, например «Праздник детства», «Благодарю» (о маме).

Одни  проекты  оформляются дома самостоятельно, другие, требующие помощи со стороны учителя, создаются в классе. Главное – не подавлять инициативу ребят, с уважением относится к любой идее, создавать ситуацию «успеха». Кроме того, самостоятельный выбор содержания и способов деятельности способствует развитию эмоциональной сферы личности, ее способностей, склонностей, интересов. Ориентируясь на те цели и задачи, которые стоят перед учителем  музыки, и, зная запросы учащихся в современном мире, автор работы  применяет в своей работе данную методику.

III. Заключение

Использование на уроках музыки метода проектов позволяет по-новому получать и презентовать текстовую, звуковую, графическую и видеоинформацию и её источники – т.е. позволяет проводить уроки музыки на современном уровне. Он очень удобен не только для усвоения учебного материала, но и для активизации познавательной деятельности, реализации творческого потенциала учащихся, воспитания интереса к музыкальной культуре. Работа над разного вида проектами позволяет развивать разные стороны личности каждого школьника, способствует его социализации и самовыражению.

Главное, в чем позволило убедиться использование проектной технологии и интерактивных методик, – повышается мотивация изучения произведений классики, формируются ключевые образовательные компетенции: ответственность, способность реагировать в изменяющейся ситуации, работать в группе, вести диалог, проектировать реальный культурно-образовательный продукт.

Цель проектной деятельности в образовании – это активизация процесса обучения, своеобразный переход от развития личности к раскрытию интеллектуального и креативного потенциала личности, то есть, в конечном счёте, к саморазвитию. Это особенно важно ещё и потому, что саморазвитие – это процесс, который должен идти в течение всей жизни человека, и важно с детства приучить подрастающее поколение к мысли о необходимости самостоятельной исследовательской активности, иначе развитие личности может приостановиться при прекращении руководства извне.


Литература

1. Е.С. Полат. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. М. 2000.

2. Дж. Джонс. Методы проектирования./ Дж.К.Джонс: пер. с англ.-2-е изд. доп. М.: Мир, 1986

3. В.Васильев. Проектно-исследовательская технология: развитие и мотивации /В.Васильев Народное образование. 2000 №9.

4. И.Чечель. Метод проектов: субъективная и объективная оценка результатов./ И.Чечель. Директор школы.1998,№4.


Приложение. Перечень тем уроков, проводимых с применением защиты проекта

4 класс

№ п/п

Тема урока

Тема проекта

Вид проекта

Продукт

1

«Что не выразишь словами, звуком на душу навей…»

1 четв., урок №2

Любимые романсы наших бабушек

Групповой

Диск с записью романсов.

2

Жанры народных песен, их интонационно-образные особенности.

1 четв.,№3

С любовью к маме.

Индивидуально-групповой

Программа концерта, посвящённого дню

Матери, диск

3

«Приют спокойствия, трудов и вдохновенья…»

1 четв., №7

Осенние мотивы (по произведениям П.Чайковского и А. Вивальди).

Групповой

Программа осеннего бала.

4

«Что за прелесть эти сказки…»

1 четв.,№8

Наш любимый композитор (П.Чайковский)

Индивидуальный                          (3 человека)

1.Доклад

2.Презентация

5

О музыке и музыкантах

2 четв., №4

«С Новым годом!»

Групповой

1.Программа праздничного диска

2.Диск с записью песен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОД ПРОЕКТА, КАК ЭФФЕКТИВНОЕ ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ

Эффективным практическим приложением педагогических технологий зарекомендовал себя метод проекта. Кроме того,  согласно  требованиям к условиям реализации основной образовательной прог...

Использование инновационных технологий и метода проектов на уроках музыки.

Использование современных технологий возможно и необходимо на уроках музыки, ведь применение мультимедийных средств, формирует условия для развития инновационного мышления школьника. Кроме ...

«Метод проекта на уроках музыки как современная педагогическая технология».

Проектная методика характеризуется высокой коммуникативностью и предполагает выражение учащимися своих собственных мнений, чувств, активное включение в реальную деятельностьЗная запросы учащихся...

Метод проекта на уроках истории как инновационная педагогическая технология (из опыта работы).

Метод проекта - современная педагогическая технология, которая широко применяется преподавателями и учителями в рамках реализации ФГОС. В данной статье идет речь об опыте применения данной технологии ...

МЕТОД ПРОЕКТОВ НА УРОКАХ МУЗЫКИ КАК ОДНА ИЗ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ

В статье рассматривается метод проектной методики как одной из современных технологий обучения музыке в общеобразовательном учреждении....

Статья "Метод проектов на уроках истории как современная педагогическая технология."

Современное образование в России перешло на Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения. ФГОС – принципиально новый для отечественной школы документ, который определяе...

Практико-ориентированный педагогический проект "Опыт работы в использовании современных педагогических технологий"

Практико-ориентированный педагогический проект "Опыт работы в использовании современных педагогических технологий"...