МЕТОД ПРОЕКТА, КАК ЭФФЕКТИВНОЕ ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ
статья (физика, 11 класс) на тему
Эффективным практическим приложением педагогических технологий зарекомендовал себя метод проекта. Кроме того, согласно требованиям к условиям реализации основной образовательной программы среднего (полного) образования Федерального государственного стандарта второго поколения, помимо изучения обязательных учебных предметов, обучающиеся должны выполнить индивидуальный проект.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 33.89 КБ |
Предварительный просмотр:
МЕТОД ПРОЕКТА, КАК ЭФФЕКТИВНОЕ ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ
Н.П.Гусева.
МОУ «СОШ №41410065, г. Саратов
Аннотация.
Эффективным практическим приложением педагогических технологий зарекомендовал себя метод проекта. Кроме того, согласно требованиям к условиям реализации основной образовательной программы среднего (полного) образования Федерального государственного стандарта второго поколения, помимо изучения обязательных учебных предметов, обучающиеся должны выполнить индивидуальный проект.
Сегодня в российском образовании провозглашен принцип вариативности, который дает возможность выбирать и конструировать педагогический процесс по любой технологии, не тратить время на открытие уже известного, использовать весь арсенал российского и международного педагогического опыта.
Под педагогической технологией понимают:
а) направление педагогической науки, проектирующее процессы, которые гарантируют наиболее эффективное достижение учащимися запланированных результатов обучения;
б) практическое приложение: алгоритм процесса (совокупность целей, содержания, методов и форм обучения для достижения планируемых результатов).
Структура педагогической технологии включает в себя:
- Концепцию (философское, психологическое, дидактическое, социально-педагогическое обоснование);
- Цели обучения, планируемые результаты обучения;
- Содержание обучения;
- Средства диагностики текущего состояния учащихся;
- Критерии выбора оптимальных моделей для данных условий;
- Набор моделей обучения (методы и формы деятельности учащихся и учителя).
Любая педагогическая технология должна опираться на определённую научную концепцию, обладать целостностью, быть эффективной и воспроизводимой в других однотипных образовательных учреждениях.
Педагогические технологии классифицируют по различным признакам:
По уровню применения | По концепции усвоения | По организационным формам | По подходу к ребенку | По преобладающему методу | По категории обучающихся |
общепедагогические; частнопредметные; локальные или узко методические | ассоциативно-рефлекторные; развивающие; интериоризаторские; бихевиористские; гештальттехнологии; суггестивные; нейролингвистические | классно-урочные или альтернативные; академические или клубные; индивидуальные или групповые; коллективные способы обучения; дифференцированные обучения | авторитарные; личностно-ориентированные; технологии сотрудничества и т.д. | репродуктивные; объяснительно-иллюстративные; программированное обучение; диалогические; развивающее обучение; игровые; проблемно-поисковые; само развивающее обучение; творческие; информационные (компьютерные) | массовая технология; компенсирующие технологии; технологии работы с трудными учащимися; технологии работы с одаренными учащимися и т.п. |
К сожалению, большинство технологий разработано лишь на общетеоретическом уровне. Внедрение их в практику преподавания конкретного предмета, создание соответствующих учебных и методических материалов остается делом будущего.Исключение составляют технологии уровневой дифференциации, модульного обучения, система В.Ф.Шаталова (технология интенсификации обучения на основе применения схемных и знаковых или опорных конспектов).
Эффективным практическим приложением педагогических технологий зарекомендовал себя метод проекта. Кроме того, согласно требованиям к условиям реализации основной образовательной программы среднего (полного) образования Федерального государственного стандарта второго поколения, помимо изучения обязательных учебных предметов, обучающиеся должны выполнить индивидуальный проект.
Проект - это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий по решению значимой для учащегося проблемы, завершающейся созданием продукта.
Метод проектов - это технология моделирования и организации обязательных ситуаций, в которых обучающийся ставит и решает собственные проблемы, и технология, сопровождающаяся самостоятельной деятельностью обучающегося. Этот метод позволяет не только формировать, но и оценивать ключевые компетенции, в том числе, формировать ответственное отношение к учению, саморазвитию, к выбору профессиональных предпочтений, предусматривает использование электронно - образовательного ресурса (ЭОР), приводящего к существенному изменению образовательного процесса, создаёт новые образовательные среды, возможности инновационного обучения (процесс трансформации - преобразование сложившейся системы обучения и приводящего обучаемого в субъект учебной деятельности), даёт такие планируемые результаты как развитие познавательных навыков обучаемых, любознательности, умение самостоятельно контролировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие системного, критического, прогностического и творческого мышления, умение увидеть, сформулировать и решить проблему. В результате самостоятельной работы обучаемый может представить «продукт» деятельности, который оценивается преподавателем, аудиторией.
Основными требованиями к использованию метода проекта является;
1Наличие значимой в творческом, исследовательском плане проблемы. 2.Практическая, теоретическая значимость планируемых результатов. 3.Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся на уроках или во внеурочное время. 4.Структуирование содержательной части проекта. 5.Исспользование исследовательских методов.
По доминирующему в проекте методу или виду деятельности проекты могут быть исследовательскими, творческими, ролево-игровыми, информационными, практико-ориентированными. В своей практике преподавания физики в школе применяю в основном два типа проектов: исследовательские и информационные проекты. Исследовательские проекты полностью подчиняются логике пусть небольшого, но исследования и имеет структуру, приближенную или полностью совпадающую с подлинным научным исследованием темы. Информационные проекты направлены на сбор информации о каком-то объекте, явлении; на ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. В соответствии со структурой своей рабочей программы изучения школьного курса физики в учебный тематический план включаю проекты по всем ключевым разделам, начиная с первой ступени изучения предмета
Название проектов:
- «Единицы измерения фиэических величин», «Приборы для измерения силы». и т. д ( 7 класс);
- «Теплопередача вокруг нас», «Не сгореть бы дотла…», и т.д. (8 класс);
- «Зачем нам нужны законы Ньютон» и т.д. (9 класс);
- «Влияние электромагнитных волн на здоровье детей» и т.д. (11 класс);
Результаты проведенного анкетирования учащихся 9, 11 классов подтверждают эффективность метода проекта.
В проектной деятельности учеников нашей школы прослеживается взаимосвязь школы, вуза, предприятия.
Старшеклассники в работе над исследовательским проектом «Применение законов электролиза» посетили занятия в ТЭП ЭТИ, провели исследования в лабораториях института, получили образцы металлических кружев методом гальванопластики, химическую металлизацию пластмассы, собрали экспериментальную установку для электролиза воды, (наблюдали интенсивное выделение кислорода и водорода на электродах, получили и исследовали приэлектродную жидкость), ознакомились с работой гальванического цеха на ОАО «СЭПО – ЗЭМ», (большинство родителей учеников работают на этом предприятии).
Итогом проектной деятельности стало участие в выставке научно-исследовательских работ учащихся и студентов, посвященной 40-летию кафедры «Физическая и органическая химия» ЭТИ СГТУ.
Применение метода проекта в учебной деятельности позволило старшеклассникам развить в себе ключевые компетентности, оптимизм, веру в успех своего дела, определиться с выбором будущей профессии. Многие решают продолжить своё образование таким образом, чтобы работать в сфере химических технологий.
Литература.
1.Селевко Г.К. Современные образовательные технологии ./М.,Народное образование,1998.
2. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования./Под ред. Е.С. Полат – М., Издательский центр «Академия», 1999.
3. Проект Федерального государственного стандарта основного образования/Под ред. Кезина Л.П., Кондаков А, М. –М., И институт стратегических исследований Российской академии образования, 2010.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Метод проекта на уроках музыки как современная педагогическая технология».
Проектная методика характеризуется высокой коммуникативностью и предполагает выражение учащимися своих собственных мнений, чувств, активное включение в реальную деятельностьЗная запросы учащихся...
Публикация в сборнике материалов региональной научно- практической конференции "Современные педагогические технологии и достижения метапредметных результатов в сфере современного образования"
Моя статья- публикация - выступление на региональном научно-практическом семинаре по работе с проектами...
Метод проектов на уроках музыки как современная педагогическая технология
В данном материале рассматриваются цели и задачи уроков музыки в современном образовательном процессе, описаны современные подходы к использованию метода проектов и обобщен собственный опыт работы в э...
"Персональный сайт учителя как эффективное средство реализации современных педагогических технологий на примере технологии дифференцированного обучения. Из опыта работы."
Автор обращает внимание коллег на актуальность ведения персонального сайта и приводит практические примеры использования сайта учителя как эффективного ресурса для применения технологии дифференцирова...
Статья "Метод проектов на уроках истории как современная педагогическая технология."
Современное образование в России перешло на Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения. ФГОС – принципиально новый для отечественной школы документ, который определяе...
Практико-ориентированный педагогический проект "Опыт работы в использовании современных педагогических технологий"
Практико-ориентированный педагогический проект "Опыт работы в использовании современных педагогических технологий"...