Урок музыки в 5 классе "Весеннее настроение в искусстве"
план-конспект урока по музыке (5 класс) на тему
Цель: Расширить представление и углубить знания учащихся о взаимосвязи разных видов искусства через песенность природы в творчестве композиторов, художников поэтов.
Задачи.
Образовательные: - способствовать обогащению внутреннего мира
учащихся посредством соединения нескольких
видов искусства: музыки, литературы, живописи.
Развивающие: - развивать творческое воображение учащихся
используя разные виды искусства,
- развивать умение сравнивать и сочетать музыку с
другими видами искусства.
- развивать музыкальную речь, мышление.
Воспитывающие: - способствовать воспитанию нравственных качеств
учащихся.
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Тема четверти: «Можем ли увидеть музыку»
Название урока: «Весеннее настроение в искусстве»
Цель: Расширить представление и углубить знания учащихся о взаимосвязи разных видов искусства через песенность природы в творчестве композиторов, художников поэтов.
Задачи.
Образовательные: - способствовать обогащению внутреннего мира
учащихся посредством соединения нескольких
видов искусства: музыки, литературы, живописи.
Развивающие: - развивать творческое воображение учащихся
используя разные виды искусства,
- развивать умение сравнивать и сочетать музыку с
другими видами искусства.
- развивать музыкальную речь, мышление.
Воспитывающие: - способствовать воспитанию нравственных качеств
учащихся.
Ход урока:
1. Орг. Момент. 1.Музыкальное приветствие
Цель: настрой на урок «Музыка, здравствуй»
2.1. Обобщение темы урока. 2. Сегодняшний урок я хочу начать
Цель: через беседу стихотворением. Посмотрите все в окно.
подвести к теме урока.
Зима недаром злится,
Прошла ее пора -
Весна в окно стучится
И гонит со двора.
И все засуетилось,
Все гонит зиму вон –
И жаворонки в небе
Уж подняли трезвон.
- О чем стихотворение? (о весне)
- Доводилось ли вам вслушиваться в звуки природы?
Изобразите эти звуки.
(Ночную тишину, различая таинственные шорохи леса,
мягкое веяние ветра, пробежавшего по верхушкам
деревьев, пение птиц, журчание весенних ручейков?)
Да мир, в котором мы живем, полон
разнообразных звуков, запахов, красок.
2.2.Слушают звуки Послушайте звуки. Что они изображают?
природы (пение птиц, Оказывается дятел только раз в год издает
журчание ручейка) такие интересные звуки, весной, а почему?
Аудиозапись. (привлекает к себе внимание)
Эти звуки природы можно услышать когда?
(весной)
- Кто догадался, о чем пойдет речь на уроке?
- Какая музыка будет звучать?
- О чем она нам расскажет? (О весне)
3.1.Объявление Урок сегодняшний так и называется
темы урока. «Весеннее настроение в искусстве»
3.2. Постановка -Что бы вам хотелось на уроке узнать?
целей. Сегодня вы познакомитесь с творчеством
композиторов, художников, поэтов,
отразивших одну и ту же идею.
4.1. Изучение Музыканты, художники, поэты всегда стремились
нового материала. передать удивительную красоту природы, мира,
в своих произведениях.
Очень хочется вас познакомить с музыкой одного
известного композитора.
4.2. Биография
А. Вивальди. Родился он в Венеции в 1678 году. Первым
Цель: расширить музыкальным инструментом стала – скрипка, т.к.
знания учащихся. его отец Джованни Батиста был скрипачом и
первым учителем. В ту пору в Венеции
сложилась своя скрипичная школа и, даже
помимо отца, у Антонио были прекрасные
учителя. Еще в юные годы он прославился игрой
на скрипке. В 1704 году он поступает в
венецианскую консерваторию.
Музыкальная жизнь Венеции бьет ключом, У
Антонио все возможности совершенствовать свое
мастерство. Вскоре он становиться
великолепным дирижером. Дважды в месяц он
выступает с концертами, собирая восторженную
публику – слава о нем гремит даже за пределами
Италии. У него была кипучая натура и
практический склад ума. Живой и общительный
он успешно сочетал разные виды деятельности –
был композитором, дирижером и скрипачом.
4.3. Игровой момент -Догадались ли вы, музыка какого композитора
«Звонок другу» будет сейчас звучать? Предлагаю вам
Цель: работа в воспользоваться подсказкой
группах
- В историю музыки этот композитор вошел,
как создатель скрипичного концерта. Очень
большое количество концертов написано у него.
Только для скрипки им написано 221 концерт, а
также десятки концертов для флейты, гобоя,
фагота и других инструментов.
Его знаменитые «Времена года» - это 4 концерта,
написанные для каждого времени года, ну, а
мы непременно должны сегодня познакомиться с
концертом, который называется «Весна»
4.4. Знакомство -А что такое концерт? (это крупное,
с музыкальным музыкальное произведение для оркестра и
термином солирующего инструмента.)
4.5. Слушание Я знаю, что вы очень любите рисовать.
Концерта «Весна» Слушая музыку, нарисуйте картины.
Цель: целостное А как же мы нарисуем, если у нас под
восприятие произведения. руками нет ни красок, ни кисточек?
(нарисуем картины мысленно)
- Что представили, слушая музыку?
( С первых же аккордов композитор
возвещает о торжестве природы. О
появлении новой жизни сообщают нам
своим первым криком маленькие, только
что вылупившиеся птенцы. Жизнь
возвращается, все оживает, природа
встречает новое зарождение жизни
торжественным гимном.
4.6. Разбор - Какие использовали цвета, тона в своих картинах?
произведения. (желтый, нежно-голубой, светло-зеленый)
- Почему именно такие цвета, какая по характеру
музыка? (светлая, яркая, солнечная)
-Какие средства музыкальной выразительности
использовал композитор, чтобы изобразить такую
чудесную картину?
- А были ли какие то изменения в музыке?
(Солирующий инструмент, менялся характер.
Происходит динамическое развитие,..)
- К группе каких инструментов мы отнесем
скрипку?
- В состав какого большого оркестра входит группа
струнных инструментов?
- Назовите остальные группы муз. инструментов?
4.7.Итог. Музыка Антонио Вивальди очень образная.
Слушая ее, можно очень ярко представить все,
что происходит с природой.
5.1. Д/з. Во всех своих появлениях прекрасна и
Учащиеся удивительна природа. Она вдохновляла не
рассказывают только композиторов, но и поэтов.
стихи о весне Вам было задано домашнее задание
подобрать стихи о весне.
5.2. Сравнивают -Подойдут ли к музыке Вивальди эти
и анализируют стихи? Почему?
музыку и стихи. - Чем схожи стихи и музыка?
6.1.Через ритмическую Поиграем в ритмическую игру.
игру настроить Повторите за мной. Никто не заметил что за
на исполнение песни ритм?
Исполним 1 куплет.
Прохлопаем ритм припева со словами,
а теперь пропоем. Соединим куплет и
припев.
6.2. Исполнение песни Исполним с солистами, а еще я попрошу
с импровизацией мне сегодня помочь с аккомпанементом, я
предлагаю желающим взять музыкальные
инструменты (колокольчики, треугольник) и
на припев песни подыграть
7. Загадка. Прочитайте загадку.
Цель: стимулировать Словно голубой челнок
интерес уч-ся. Меж снегов расцвел цветок.
Цветок очень нежный
Называется….(подснежник)
– Что это за цветы? (первые вестники весны)
8.Инсценировка В лесу, где березки столпились гурьбой,
стихотворения Подснежника глянул глазок голубой.
З.Александровой Сперва понемножку зеленую выставил ножку,
(уч-ся 3 кл.) Потом потянулся из всех своих маленьких сил
И тихо спросил:
Подснежник. Я вижу, погода тепла и ясна!
Скажите, ведь правда, что это весна?
Учитель. Но кругом все тихо,
Соседей нет – он первый здесь.
Его увидела зайчиха, понюхала,
Хотела съесть, потом, наверно пожалела.
Зайчиха. Уж больно тонок ты, дружок!
Учитель. И вдруг пошел пушистый, белый,
Холодный мартовский снежок.
Он падал, заносил дорожки.
Опять зима, а не весна.
И от цветка на длинной ножке
Лишь только шапочка видна.
И он, от холода синея,
Головку слабую склоняя, сказал…
Подснежник. Ну что ж, я не жалею,
Ведь началась весна с меня!
(З. Александрова)
Исполняется песня «Подснежник»
9. Легенда. Оказывается, о возникновении этого чудесного цветка
аудиозапись Существует интересная легенда. Послушайте и
скажите, как появились эти цветы.
«Когда на земле появились первые люди, вдруг выпал снег. Людям было очень холодно. Они огорчились и подумали, что снег никогда не растает. Тогда, желая ободрить людей, несколько снежинок превратились в нежные цветы – подснежники. Люди, увидели сколько стойкости в этих хрупких цветках, и поняли, что скоро снег растает, и наступит тепло. Цветы подарили людям надежду на лучшее.
С тех пор подснежник стал символом надежды на лучшее и скорейшие перемены в жизни.
-Какой русский композитор очень любил
природу? 9П.И.Чайковский)
Он вам передает большой привет и видео
письмо. Прошлый раз мы читали его
письмо, а сегодня посмотрим
-Как назван альбом, в котором Чайковский
музыкой рисует каждое время года?
10.Видеописьмо
«Подснежник» -Каким изобразил композитор этот цветок?
П.И.Чайковский -какие чувства передает композитор?
(Нежность, радость, стойкость,
выносливость, упорство)
-Что приходится переживать этому цветку?
(холодный ветер, ненастье)
-Удается ли выстоять подснежнику?
- Можно ли сравнить характер подснежника с
характером человека?
- Кто услышал, в каком жанре написано
произведение?
11. Обобщение. Мы прослушали музыку двух композиторов,
Скажите, что объединяет их музыку?
(одна и та же идея, изобразить весну)
12.Разбор
картин И.Левитана. Но ведь весеннее настроение мы можем так
Цель: найти же и увидеть, посмотрев на картины
схожесть с музыкой знаменитого художника И.Левитана.
и стихами. - Какое время года видите?
- Какие использует художник цвета?
Можно ли озвучить картины?
-Какую по характеру музыку вы бы сочинили
к этим картинам?
Вывод. Какой сделаем вывод? Музыку можно
увидеть, а живопись - услышать.
13. Исполнение Картины И.Левитана хочется оживить
песни о весне. замечательной песней о весне,
Ю.Верижникова с помощью которой выразим свое весеннее
настроение и подарим всем окружающим
нас людям.
14. Обобщение – Музыка каких композиторов вам подарила
полученных знаний вам весеннее настроение? (слайд)
через задание. – Какие слова отнесем к А.Вивальди и
П.И.Чайковскому? (выполняют задание,
проверяем. Слайд)
15.Итог урока.
Оценки. Спасибо всем ребятам за урок,
А от меня и композиторов вам сладкий,
весенний подарок- конфеты.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок музыки "Любовь - вечная тема в искусстве" 8 класс
урок в 8 классе "любовь - вечная тема в искусстве". цели урока: обучать умению ориентироваться в различных областях музыки, раскрыть на примерах различной музыки тему любви....
Авторская разработка урока музыки по теме «Влияние музыкального искусства на психическое здоровье человека»
Ничто так не отличает нынешнее поколение, как его поглощенность музыкой. Огромное число молодых людей сегодня живет исключительно ею. Это их страсть. При этом многие стали менее отзывчивыми к чу...
Презентация к уроку музыки в 6 классе "Народное искусство Древней Руси".
Презентация к уроку музыки в 6 классе "Народное искусство Древней Руси"....
Методическая разработка урока Музыки в 6 классе "Народное искусство Древней Руси"
Тема урока: «Народное искусство Древней Руси»Тип урока: Урок «открытия» нового знания.Образовательная цель: формирование у учащихся представлений о народном искусстве...
Урок музыки 5 класс "Вечна тема искусства"
Комплект урока музыки 5 классе по программе В.В.Алеева "Вечная тема искусства"...
Конспект урока музыки в 6 классе «Джаз – искусство XX века»
Джаз имеет несколько этапов развития. Джаз многолик. История джаза – часть истории XX века. Широко известная легенда гласит, что джаз родился в Новом Орлеане, откуда на старых колесных пароходах...
Ребус по теме урока музыки в 6 классе "Джаз - искусство 20 века"
Ребус по теме урока музыки в 6 классе "Джаз - искусство 20 века"Можно использовать для закрепеления материала урока....