Урок по музыке в 8 классе "Джаз"
план-конспект урока по музыке (8 класс) на тему
Цели:
- познакомить обучающихся с музыкальным стилем "джаз", историей возникновения этого музыкального направления, с характерными особенностями стиля, со знаменитыми исполнителями джазовой музыки;
- развивать способность восприятия джазовой музыки;
- воспитывать музыкально-эстетический вкус, прививать интерес к музыкальному искусству.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_dzhaz.doc | 56 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Конспект урока
по музыке в 8 классе
«История возникновения
джаза»
Подготовила
учитель музыки
МБОУ СОШ с. Талица
Лабанова Марина Евгеньевна
2014год
Цели: познакомить со стилем "джаз", историей возникновения этого музыкального
направления, с характерными особенностями стиля, со знаменитыми исполнителями
джазовой музыки;
развивать способность восприятия джазовой музыки;
воспитывать музыкально-эстетический вкус, прививать интерес к музыкальному искусству.
Тип урока: комбинированный урок
Форма урока: урок-путешествие
Оборудование: аппаратура для показа слайдов, видео- и аудиозаписей: мультимедиа, видеомагнитофон, музыкальный центр; музыкальный инструмент: фортепиано; ударные инструменты: маракасы, тарелки, треугольники; система «видеокараоке»
Зрительный ряд:
стилизованное изображение Мистера Жука;
атрибуты для создания образа Джаза: вешалка, цилиндр, трость, фрак, ботинки, бабочка;
карта США (желательно на кон. 19 века);
картинки с музыкальными инструментами;
сигнальные карточки с изображением Мистера Джаза;
фотографии первого джаз-бэнда под руководством Кинга Оливера, первых исполнителей
- Луи Армстронга, Эллы Фитцджеральд, Дюка Эллингтона
Литературный ряд: музыкально-энциклопедический словарь.
Музыкальный ряд: «Рапсодия в стиле блюз» Дж. Гершвина, «Регтайм кленового листа» С. Джоплина в исполнении дуэта «Марэк и Вацэк», «Блюз западной окраины» в исполнении оркестра под управлением Луи Армстронга; песня «Мистер Жук» муз Г. Гладкова, сл. Дж. Чиарди.
Ход урока.
I. Оргмомент.
Музыкальное приветствие-распевка «Доброе утро»
Сегодня на урок я пришла не одна. Со мной - таинственный господин, имени которого мы не знаем. Кто он? Откуда явился к нам? Каков его характер? Для нас это пока загадка. Но я предлагаю по музыкальному письму, которое он адресовал Вам, определить его имя. Звучит ярко выраженный джазовый музыкальный фрагмент
Помогите отгадать имя таинственного незнакомца. (джаз)
-Что натолкнуло Вас на эту мысль? С помощью каких средств музыкальной выразительности Вы определили, что этот господин Джаз? (Характерный сбивчивый (синкопированный) ритм, акцент не на сильную, а на слабую долю, преобладание ударных и духовых музыкальных инструментов)
II. Ознакомление с новым материалом.
Но чтобы лучше представить образ Джаза, попробуем проследить историю его жизни.
Перенесёмся в 20-е г.г. XX столетия. Тогда Новый и Старый Свет (так тогда любили называть Америку и Европу) (показать на карте) бурлил разговорами о каком-то джаз-банде.
- Какое странное имя?
- Кличка какая-то?
- Кто он? - возмущались одни.
- Кто он!!! - восхищались другие.
- Этот дикарь с бандитским именем не знает правил приличия! - кипятились первые.
- Вы слышали, какой шум от него?
- Вы видели, как он развязен в движениях?
- И потом, он же неуч, читать по нотам не умеет!!!
- Он парень что надо! - больше первых горячились другие. - А ведёт себя так потому, что
притворяться не умеет! Зато говорит, что чувствует. И уж поинтереснее иных грамотеев!
Друзья и враги Джаза сходились в одном: все знать хотели, откуда взялась эта скандальная личность.
А было Джазу в ту пору лет 20, не больше. Родился он на юге США и любовно звал свой край Диксиленд. Особенно тепло вспоминал Новый Орлеан - город, где великая река Миссисипи впадает в океан (работа по карте).
Здесь, как и по всему югу Америки, жило много негров, бывших рабов с плантаций. ---Как Вы думаете, трудно ли жилось неграм в ту пору?
Небольшие оркестры разъезжали на грузовиках и устраивали настоящие музыкальные
сражения. Судила собравшаяся толпа.
-А знаете ли Вы, какая участь ожидала побеждённый оркестр?
С шумным весельем толпа привязывала один грузовик к другому - побеждённые тащили
победителей. Вот такое уличное воспитание получил в детстве наш Джаз.
Сорванец с улицы подрос, и лет приблизительно в 15 отправился из родного города на людей посмотреть и себя показать. Да к тому же время пришло и о заработке подумать. Больше всего работы оказалось в двух городах Америки - Чикаго и Нью-Йорке. Работа пришлась ему по вкусу - развлекать публику музыкой и танцами в клубах и увеселительных заведениях.
Так прошла ранняя юность нашего Джаза...
А через несколько лет у Джаза уже была мировая слава. Джаз разъезжал по Америке и Европе. Побывал и в нашей стране. И везде умудрился завести верных друзей. Талантливые люди в разных странах не просто подражали Джазу, а делали это по-своему.
Когда Джаз сделался совсем знаменитым, все вокруг стали спрашивать, откуда он свои таланты унаследовал. И убедились - от серьёзного дядюшки Спиричуэлса, грустного дядюшки Блюза, весёлого дядюшки Регтайма.
Звучат музыкальные образцы стилей джаза
-Попробуйте определить, какие черты характера унаследовал Джаз от каждого из своих дядюшек? (После прослушивания ярких образцов стилей джаза дети описывают характер Джаза. От Спириучелса - учтивость, религиозность, важность, горделивость и др., от Блюза - романтичность, мечтательность, чувственность, нежность, от Регтайма - весёлый нрав, жизнерадостность, живость характера, экспрессивность и др.) Возможно использование словаря эстетических эмоций.
III. Работа с музыкально-энциклопедическим словарем.
Спириучелс - песни северо-американских негров религиозного содержания. Их пели хором ещё рабы плантаций, подражая духовным гимнам белых переселенцев.
Блюз — народная песня американских негров с грустным, печальным оттенком.
Регтайм - танцевальная музыка особого ритмического склада. Первоначально создавалась как фортепианное произведение.
Когда Джаз сделался совсем знаменитым, настоящим героем дня, многие пытались запечатлеть его необыкновенный облик. "Похож, - соглашались люди, глядя на его портреты, - но что-то очень важное никак "схватить" не удаётся. В жизни он гораздо интереснее. Попробуйте передать, о чём и как он говорит, его взгляд, походку. Может быть, тогда поймёте, в чём тайна этой удивительной личности".
Джаз повзрослел. Надоела ему слава неугомонного весельчака и танцора. Он хотел, чтобы к нему относились внимательно и серьёзно, чтобы любили его не только в минуты шумных развлечений. Характер его становился переменчивым. Прежде его хвалили за горячий нрав, теперь его видели чересчур уж спокойным, порой даже холодным. А бывало каким-то дёрганым, нервным. И благородного общества перестал чураться - его стали видеть в филармонии и оперном театре.
Но Джаз оставался Джазом, и преданные друзья узнавали его во всяком виде, любили во всяком настроении.
Джаз - ровесник XX века и одна из самых больших его знаменитостей. Ему уже более ЮОлет. По человеческим понятиям - старик. А по музыкальным, его возраст - сущий пустяк. Ведь очень многое в музыке живет столетиями и даже тысячелетиями.
IV. Закрепление пройденного материала.
ИГРА "Выбери инструменты"
Итак, попробуем нарисовать психологический портрет Джаза. Какими чертами характера он обладает?
А теперь попробуем создать образ Джаза с помощью музыкальных красок. Для этого нам нужно отобрать инструменты, характерные лишь для него. ( Учитель показывает инструменты, дети сигнализируют карточками о наличие инструмента в джаз-бэнде).
Излюбленные инструменты Джаза: труба, тромбон, кларнет, рояль, контрабас, саксофон, гитара, ударные - барабаны, тарелки.
- Работа над песней.
Работа над дикцией и чистотой интонирования.
Сегодня я познакомлю Вас с новой песней. Ваша задача - определить стиль, в котором она написана.
Разучивание песни "Мистер Жук"
Игра "Музыкальное эхо"
VI. Домашнее задание.
Дома Вы попытаетесь написать портрет Джаза, используя краски. Я уверена, что у каждого получится он разный, у кого-то импульсивный, у кого-то - холодный, весёлый, задумчивый, ласковый, педантичный. А чтобы портреты у Вас получились более достоверными, я познакомлю Вас с "золотым голосом" Америки. Закройте глаза. Перенесёмся в старое кафе на 5 Авеню Нью-Йорка. Гаснет свет, посетители заведения остановили беседу и устремили взоры на освещенную неоновым светом сцену. Низкий бархатный голос разливается по кафе, окутывая, словно туман, своими пьянящими звуками посетителей.
Да, на сцене она - сама Элла Фитцджеральд, грузная негритянка, но обворожительная и окружённая бесчисленными поклонниками. (Звучит музыка)
А Мистер Джаз прощается с Вами. До новых встреч, юные ценители искусства.
Приложение 1.
Игра "МУЗЫКАЛЬНОЕ ЭХО"
Цель игры: активизация процесса разучивания песни, развитие динамического и тембрового слуха обучающихся.
Ход игры: учитель играет на инструменте и поет небольшую фразу из песни, дети должны повторить эту фразу, пытаясь изобразить точно так же, как это делает учитель. Причем можно умышленно менять при исполнении темп, динамику, тембр, что способствует развитию музыкального внимания при разучивании. В процессе игры детям не наскучивает многократное повторение одной и той же фразы, куплета в целом.
Приложение 2.
Песня «Мистер Жук» Муз Г.Гладкова
Сл. Дж.Чиарди
Был когда-то я знаком с рыжим мистером Жуком.
Познакомились мы так: мистер Жук - большой чудак! Прямо честно и открыто вечером упал в корыто.
Мистер Жук - большой чудак.
Я спросил его: "Куда Вы? Вот так милые забавы!
Вы, наверное, хотите пароходом стать в корыте?" Жук сказал, идя ко дну: "Отвяжитесь, я тону!
Отвяжитесь, я тону!"
Тут при помощи сука мне пришлось достать Жука.
Выполз он, ворча сердито: "Кто просил Вас лезть в корыто? Плыл я курсом вест-вест-норд, обожаю водный спорт,
Обожаю водный спорт!
Я сказал бы Вам спасибо, но, простите, слишком горд
С детских лет, признаюсь Вам, всё привык я делать сам:
Ползать сам и сам кусаться, сам тонуть и сам спасаться.
Всё привык я делать сам.
Ползать сам и сам кусаться, сам тонуть и сам спасаться.
Всё привык я делать сам.
Литература.
- Ахмадаева Р. А. Драматургия урока музыки. Музыка в школе. 2004.
- БЭС – М.: Большая Российская Энциклопедия. 1998.
- Воробьева П. История ансамбля «Битлз».-СПб.: Музыка. 1992.
- Закирова Г. Современные музыкальные жанры. Музыка в школе. 2005.
- Конен В. Рождение джаза. – М.: Советский композитор. 1990.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Богатырская тема в музыке.Открытый урок по музыке 5 класс.
Предмет: музыка. Цель урока: Выявить какое эмоциональное воздействие оказывают на личность учащихся произведения музыки, изобразительного искусства, литературы. Тип урока: урок комплексного применения...
Интегрированный урок. ИЗО-Музыка. Тема: "Героическое прошлое нашего народа в произведениях музыки и изобразительного искусства"
Данный урок позволяет на примере произведений музыки, живописи раскрыть нравственные понятия, связанные с любовью к Родине....
Интегрированный урок преподавателей музыки и изобразительного искусства "Русский сарафан в музыке и живописи"
Разработка интегрированного урока учителей музыки и изобразительного искусства для 5 класса...
План-конспект урока по музыке.Тема полугодия: «Музыка и литература», тема урока : «Знакомимся с песней, историей, людьми. Революционные песни.»
Урок к учебнику «Музыка» образовательной системы «Школа 2100» авторы В.О. Усачёва, Л.В. ШколярЦель урока: познакомить обучающихся с жанром революционной песни как результата взаимодействия...
Компетентностный подход в обучении на уроках музыки. Конспект урока по музыке "Там, на неведомых дорожках..." (Музыкальный портрет)
Компетентностный подход в обучении на уроках музыки. Конспект урока "Там, на неведомых дорожках..." (Музыкальный портрет) для 3-4 класса с презентацией...
Урок по музыке 5 класс «Народная хоровая музыка. Хоровая музыка в храме»
Раскрытие понятия жанра хоровой музыки.Усвоение особенностей жанров народно-хоровой, хоровой храмовой и светской музыки.Знакомство с музыкальными образцами этих жанров....
План-конспект урока по музыке (7 класс) по теме: Интегрированный урок музыки и технологии трудового обучения 7 класс. "Греция. Традиции и современность". Учителя Зырянова Т.В. и Некрасова Е.Г.
Тема урока: Искусство Греции- традиции и современность. 7 классеЦель урока: 1)формирование представлений о искусстве Древней Греции, ее отличительных особенностях; 2) развитие творческого н...