рабочая программа по музыке для 6 класса 2013-2014
рабочая программа по музыке (6 класс) на тему
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ-
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №9 Х.ДЕНИСОВ
«Рассмотрена и рекомендована к утверждению» Руководитель МО _____ ______________ . ФИО Протокол №____ от «___» _________ 2011г
. | «Согласована» Заместитель директора по УВР МОУ СОШ №9 _____ ______________ ФИО «___» _________ 2011г. | «Утверждаю» Директор МОУ СОШ №9 _____ ______________ ФИО «___» _________ 2011г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по музыке 6 класс
предмет, класс и т.п.
Зинкевич Людмилы Ивановны
Ф.И.О., категория
Рассмотрено на заседании педагогического совета протокол № ______ от«____» ________2011 __г.
2011 – 2012 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по музыке 6 класса составлена на основе: Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования 2004 года и допущенной Министерством образования Российской федерации программы для общеобразовательных учреждений «Музыка» для 5-8 кл.: авторы : В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак. – 7-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2009.
Программа рассчитана на 34 ч. в год (1 час в неделю)
Цель программы: формирование музыкальной культуры учащихся как неотъемлемой части духовной культуры;
Задачи:
- научить школьников воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека;
- научить находить взаимодействия между музыкой и другими видами художественной деятельности на основе вновь приобретённых знаний;
- развивать интерес к музыке через творческое самовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке, собственном творчестве;
- воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях;
- воспитывать культуру мышления и речи.
В 6 классе в соответствии с предложенной программой реализуется содержание по теме «В чём сила музыки», которая раскрывается в двух крупных разделах – «Музыка души», «Как создаётся музыкальное произведение». С первых уроков школьники слышат даже в самом простом произведении небольшую частичку жизни, постепенно проникаясь сознанием того, что музыка может воплощать всё, что связано с человеком: выражает его чувства, мысли, изображает характер, поступки. На уроках происходит обогащение учеников жизненным содержанием музыки, помогает осознать, в чём её сила, какая бывает музыка. Накапливая знания и расширяя музыкальные впечатления, к концу учебного года ученики приходят к выводу: «Сила воздействия музыки определяется двумя качествами: красотой и правдой, воплощенными композиторами с помощью средств художественной выразительности».
Рабочая программа ориентирована на использование:
- Музыка. 6 кл.: учеб. для общеобразовательных учреждений / Т.И. Науменко, В.В. Алеев – 7-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2009..
Организация всех видов деятельности (слушание музыки, анализ музыкальных фрагментов, выполнение проблемно-творческих заданий, хоровое и сольное пение) предполагает участие всех компонентов учебно-методического комплекта – учебника, дневника музыкальных наблюдений, нотных хрестоматий для учителя, музыкальной фонохрестоматии, каждый из видов деятельности непременно соотносится с содержанием учебника.
Музыкальный материал программы составляют: произведения академических жанров – инструментальные пьесы, романсы, хоровая музыка, фрагменты из опер, балетов, симфоний, концертов, а также многочисленный песенный репертуар, состоящий из народных песен, вокальных обработок классических вокальных и инструментальных произведений, произведений хоровой музыки, популярных детских песен, музыки кино. Богатство идейно-художественного содержания и сложность музыкальной формы музыки, звучащей на уроках в 6 классе, должны непрерывно возрастать. Художественный и жизненный кругозор шестиклассников должны расширяться. Впервые в 6 классе применяется метод сравнения.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ ЗА КУРС МУЗЫКИ 6 КЛАССА
По итогам освоения программы 6 класса обучающиеся должны знать/понимать:
- содержание пройденных произведений искусства, их названия, авторов;
уметь:
- находить взаимодействия между музыкой и литературой, музыкой и изобразительным искусством;
- умение определять в прослушанных произведениях главные выразительные средства
- выражать знания, полученные в 6 классе, в размышлениях о музыке, подборе музыкальных стихотворений, создании музыкальных рисунков;
- определять главные отличительные особенности музыкальных жанров – песни, романса, хоровой музыки, сюиты, баллады, серенады, а также музыкально-изобразительных жанров;
- распознавать на слух и воспроизводить знакомые мелодии изученных произведений;
- проявление навыков вокально-хоровой деятельности;
- творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении, музыкально-ритмическом движении;
- участвовать в коллективной исполнительской деятельности (пении, пластическом интонировании, импровизации);
использовать приобретённые знания и умения
в практической деятельности и повседневной жизни для:
- размышления о музыке, выражения собственной позиции относительно прослушанной музыки;
- певческого музицирования на внеклассных и внешкольных музыкальных занятиях, школьных праздниках;
- самостоятельного знакомства с музыкальной культуры и оценки их эстетической значимости;
- определения своего отношения к музыкальным явлениям действительности.
Контроль осуществляется в следующих видах:
входной, текущий, тематический, итоговый, тестирование
Форма контроля:
- самостоятельная работа;
- устный опрос;
- практическая работа,
- взаимоопрос;
- тест
- музыкальные викторины по итогам полугодия
ГРАФИК ПРОХОЖДЕНИЯ МАТЕРИАЛА 6 КЛАСС МУЗЫКА
№ | Наименование тем и разделов | Всего часов | Дата план | Дата факт |
1 | Музыка души | 1 | 05.09 | |
2 | Тысяча миров музыки | 8 | 12.09-07.11 | |
3 | Как создается музыкальное произведение | 6 | 14.11-19.12 | |
4 | Мелодия | 3 | 26.12-23.01 | |
5 | Гармония | 4 | 30.01-20.02 | |
6 | Полифония | 2 | 27.02-05.03 | |
7 | Фактура | 2 | 12.03-19.03 | |
8 | Тембры | 3 | 02.04-16.04 | |
9 | Динамика | 2 | 23.04-30.04 | |
10 | Чудесная тайна музыки | 3 | 07.05-21.05 |
Итого: 34
Календарно-тематическое планирование
Тема года: «В чем сила музыки»
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки обучающихся | Вид контроля. Измерители. | Элементы дополнительного содержания | Домашнее задание | Дата проведения | ||
План | Факт | ||||||||||
1. | "Музыка души" | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Е. Доги "Вальс» Пение:Школьная пора» | Понимать определение «музыка души», уметь охарактеризовывать состояние и настроение Закрепить вокально-хоровые навыки | Устный опрос | фантазия | Стр.1-6 | 05.09 | ||
2. | Наш вечный Спутник | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | И. Брамс «Симфония №3» часть 3 Пение :»Школьная пора» | Знать о роли искусства в жизни, уметь приводить примеры воздействия музыки на человека. Закрепить вокально-хоровые навыки | Устный опрос | симфония | Стр.9-11 | 12.09 | ||
3. | Искусство и фантазия | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | М. Глинка «Вальс – фантазия» Пение:Дорога добра | Знать об источниках зарождения произведений искусства, уметь сформулировать собственные идеи Закрепить вокально-хоровые навыки | Устный опрос | виды оркестров | Стр.12-16 | 19.09 | ||
4. | Искусство - память человечества | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Мусоргский «Старый замок» из цикла «Картинки с выставки» Пение:дорога добра | Понимать и объяснять выражение, уметь приводить примеры из разных областей искусства Закрепить вокально-хоровые навыки | Устный опрос | История Средневековья | Стр.17-22 | 26.09 | ||
5. | Какой бывает музыка | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Бетховен «Симфония №7» 2 часть. Р. Вагнер Антракт к 3 действию «Лоэнгрин» Пение: | Знать различные классификации музыки (исполнители, жанры, темы) Закрепить вокально-хоровые навыки | Устный опрос | Инструментальная Вокальная | Стр. 23 - 25 | 03.10 | ||
6. | Волшебная сила музыки | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | К. Дебюсси "Сирены" из симф. цикла «Ноктюрны» Прекрасное далеко | Уметь объяснить способность музыки влиять на состояние человека Закрепить вокально- хоровые навыки | Устный опрос | Воздействие музыки на человека | Стр. 26 - 28 | 10.10 | ||
7. | Музыка объединяет людей | 2 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний Урок закрепления знаний | Л. Бетховен «Симфония №9» 4 часть Пение: Веселый ветер | Уметь объяснить способность музыки объединять людей ради общих благих целей Закрепить вокально-хоровые навыки | Устный опрос | Воздействие музыки на общество | Стр. 29 - 30 | 17.10 | ||
8. | Заключительный урок | 1 | Повторение Пение: Веселый ветер | Тестирование | Воздействие музыки на общество | 24.10 | |||||
2 четверть | |||||||||||
9. | Разное воздействие на музыку | 1 | Урок закрепления новых знаний | Повторение | Уметь объяснить способность музыки объединять людей ради общих благих целей Закрепить вокально-хоровые навыки | Устный опрос | Стр.30-32 | 07.11 | |||
10. | Единство музыкального произведения | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Р. Вагнер (по выбору) Пение: Надежда | Знать о неразрывности и единстве составляющих сторон музыки Закрепить вокально-хоровые навыки Понимать значение понятия «средства музыкальной выразительности» Закрепить вокально-хоровые навыки | Устный опрос | средства музыкальной выразительности | Стр. 35 - 38 | 14.11 | ||
11. | В начале был ритм | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | В.Моцарт Хор «Волшебные колокольчики» из о. «Волшебная флейта» Штраус "Сказки Венского леса" Пение: Надежда | Знать определение ритма в музыке, составлять ритмические рисунки изученных произведений Закрепить вокально-хоровые навыки | Устный опрос | ритм, симметричность, симметрия | Стр. 39 - 45 | 21.11 | ||
12. | О чем рассказывает музыкальный ритм | 2 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний Урок закрепления знаний | Ф. Шопен "Мазурка си бемоль мажор" «Полонез ля мажор» М. Равель «Болеро» Пение:Пропала собака | Знать определение ритма в музыке, составлять ритмические рисунки изученных произведений Закрепить вокально-хоровые навыки Знать виды ритмов, от чего зависит ритмический рисунок, уметь сочинять свой ритм Закрепить вокально-хоровые навыки | Устный опрос | размер, размерность, полонез, мазурка | Стр. 46 - 51 | 28.11 | ||
13 | Музыкальный ритм | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Пение: пропала собака | Знать виды ритмов,от чего зависит ритмический рисунок,уметь сочинять свой ритм. | Устный опрос | Стр. 51- 52 | 05.12 | |||
14. | Диалог метра и ритма | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | А.Хачатурян «Танец с саблями» из б. «Гаянэ», Л. Бетховен «Симфония №5. 1 часть» Пение: Песенка о хорошем настроении | Различать понятия ритма и метра в музыке, уметь схематически оформлять ритмические рисунки Закрепить вокально-хоровые навыки | Устный опрос | ритм | Стр.52-54 | 12.12 | ||
15. | От адажио к престо | 2 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | И. Бах Органная хоральная прелюдия «Я взываю к Тебе, Господи» Пение: Песенка о хорошем настроении | Знать определение темпа в музыке, зависимость выбора темпа композитором Закрепить вокально-хоровые навыки Знать виды темпов в музыке, познакомиться с латинской системой записи темпов Познакомиться с прибором измерения темпа Закрепить вокально-хоровые навыки | Тестирование | метр, ритм | Стр. 55 - 62 | 19.12 | ||
Мелодия 3 часа | |||||||||||
16. | Мелодия-душа музыки | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Ф. Шуберт «Серенада» Пение: На лужке | Понимать значение выражения через смысловое содержание музыкального произведения, знать определение регистра Закрепить вокально-хоровые навыки | Устный опрос | Серенада | Стр. 63 - 65 | 26.12 | ||
17. | Мелодией одной звучат печаль и радость | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | В.Моцарт «Маленькая ночная серенада» 1 часть, Реквием «Lacrimosa» Пение: На лужке | Определить роль мелодии в музыке, знать виды мелодий, уметь определять их. Знать определение высоты мелодии, диапазона. Закрепить вокально-хоровые навыки | Устный опрос | Реквием | Стр. 66 - 72 | 16.01 | ||
18. | Мелодия "угадывает" нас самих | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | П. Чайковский «Па – де – де» из б. «Щелкунчик» Пение: Десятый наш, десантный батальон | Определять направление мелодии Повторить состав симфонического оркестра Закрепить вокально-хоровые навыки | Устный опрос | Стр. 73 - 75 | 23.01 | |||
Гармония 4 часа | |||||||||||
19. | Что такое гармония в музыке? | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | И. Бах Прелюдия до мажор «ХТК» 1 том, Десятый наш, десантный батальон | Знать определение гармонии, значение гармонических сочетаний в музыке Закрепить вокально-хоровые навыки | Устный опрос | Прелюдия | Стр. 76 - 78 | 30.01 | ||
20. | Два начала гармонии | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | В. Моцарт «Симфония №40. 1 часть. Пение: Волшебный цветок | Знать основные гармонии, уметь различать их в музыке Закрепить вокально-хоровые навыки | Устный опрос | Драма, трагедия | Стр. 79 - 82 | 06.02 | ||
21. | Эмоциональный мир музыкальной гармонии | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Ж. Бизе Тема Кармен из о. «Кармен» Пение: Волшебный цветок | Уяснить роль гармонии в создании образов музыки Закрепить вокально-хоровые навыки | Устный опрос | Стр. 83 - 86 | 13.02 | |||
22. | Красочность музыкальной гармонии | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Н. Рисский – Корсаков «Шествие чуд морских» из о. «Садко» Пение по желанию. | Знать роль гармонии в создании образов музыки, уметь определять ведущую гармонию в произведении Закрепить вокально-хоровые навыки | Устный опрос | Дисгармония, хаос | Стр. 87 - 89 | 20.02 | ||
Полифония 2 часа | |||||||||||
23. | Мир образов полифонической музыки | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | В. Моцарт Канон «Да будет мир»ХТК Пение: Волшебник-недоучка | Знать определение полифонии, философское и теософское содержание полифонической музыки, уметь различать количество мелодий Закрепить вокально-хоровые навыки | Устный опрос | Полифония | Стр. 90 - 94 | 27.02 | ||
24. | Философия фуги | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | И. Бах ХТК Фуга ре диез минор, Органная токката и фуга ре минор. Токката Пение: Волшебник-недоучка | Знать определение фактуры в музыке, её роль в создании образов Закрепить вокально-хоровые навыки | Устный опрос | Фуга, токката | Стр. 95 - 98 | 05.03 | ||
Фактура 2 часа | |||||||||||
25. | Какой бывает музыкальная фактура | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Д. Шостакович Прелюдия до мажор из фор – го цикла «24 прелюдии и фуги», К. Дебюсси «Паспье» из ф- го цикла «Бергамасская сюита» Пение: Моя армия | Закрепить знания теоретического материала, музыкальных произведений, вокально-хоровых навыков | Устный опрос | фактура | Стр. 99 - 107 | 12.03 | ||
26. | Пространство фактуры | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | С. Рахманинов Романс «Весенние воды», Ж. Бизе «Утро в горах» антракт к 3 действию из о. «Кармен» Пение: Моя армия | Знать определение фактуры в музыке, её роль в создании образов Закрепить вокально-хоровые навыки | Тестирование | Тембр | Стр. 108 - 112 | 19.03 | ||
Тембр 3 часа | |||||||||||
27. | Тембры – музыкальные краски | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Н. Римский – Корсаков «Шехеразада», «Полет шмеля» из о. «Сказка о царе Салтане», С. Рахманинов Песни военных лет. | Знать определение тембра в музыке, основные тембры голосов и инструментов Закрепить вокально-хоровые навыки | Устный опрос | Стр. 113 - 115 | 02.04 | |||
28 | Тембры | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Вокализ, И. Бах «Шутка» из сюиты №2 Песни военных лет. | Закрепить вокально-хоровые навыки. | Устный опрос | Стр. 115-117 | 09.04 | |||
29. | Соло – тутти. | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Н. Римский – Корсаков «Три чуда» (Белка), Тридцать три богатыря, Царевна лебедь | Знать тембровые особенности подбора инструментов в оркестрах, повторить виды оркестров Закрепить вокально-хоровые навыки | Устный опрос | Соло, тутти | Стр. 118 - 124 | 16.04 | ||
Динамика 2 часа | |||||||||||
30. | Громкость и тишина в музыке | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Л.Бетховен «Гроза. Буря» Пение: Во кузнице | Знать определение динамики, её роль в музыкальном произведении, её зависимость от характера музыки Закрепить вокально-хоровые навыки | Устный опрос | динамика | Стр. 125 - 128 | 23.04 | ||
31. | Тонкая палитра оттенков | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | К. Дебюсси «Лунный свет» О. Мессиан «Пробуждение птиц» Пение: Во кузнице | Знать латинское обозначение, уметь определять динамические оттенки Закрепить вокально-хоровые навыки | Устный опрос | Динамические оттенки | Стр. 129 - 134 | 30.04 | ||
Чудесная музыка 3 часа | |||||||||||
32. | Красота музыки. | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | К. Сен – Санс «Лебедь» из цикла «Карнавал животных» Пение: Черный кот | Понимать значение духовной музыки | Устный опрос | Стр.137-147 | 07.05. | |||
33. | По законам красоты. | 2 | Урок закрепления знаний | Т. Альбинони Адажио Пение: Черный кот | Закрепить вокально-хоровые навыки | Устный опрос | Стр.148-151 | 14.05 | |||
34. | В чем сила музыки (заключение) | 1 | Урок закрепления знаний | Песни по желанию | Закрепить знания теоретического материала, музыкальных произведений, вокально-хоровых навыков | Музыкальная викторина | 21.05 |
Перечень учебно-методического обеспечения.
- Абдуллин Э.Б. Теория музыкального образования. – М.: Издательский центр «Академия», 2004.
- Алеев В.В, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак. Музыка. 1-4 кл., 5-8.: программы для общеобразовательных учреждений. 5-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010.
- Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000.
- Алиев Ю.Б. Пение на уроках музыки. - М.: Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005.
- Владимиров В.Н., Лагутин А.И. Музыкальная литература. М.: Музыка, 1984.
- Гульянц Е.И. Детям о музыке: М.: «Аквариум», 1996.
- Дмитриева Л.Г., Черноиваненко Н.М. Методика музыкального воспитания в школе. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.
- Клёнов А. Там, где музыка живёт. М.: Педагогика, 1985.
- Куберский И.Ю., Минина Е.В. Энциклопедия для юных музыкантов. – СПб: ТОО «Диамант», ООО «Золотой век», 1996.
- Могилевская С. У лиры семь струн: Научно-художественная лит-ра / художник Н. Мищенко. –М.: Дет. лит., 1981.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературе. 7 класс. 2013 - 2014 учебный год ( 2 часа в неделю).
Пояснительная записка и рабочая программа по литературе 7 класса. Автор-составитель учебника В.Я.Коровина....
Рабочая программа по физике 7 класс 2013/2014 уч.год
Управление образованием Администрации Горноуральского городского округаМуниципальное казённое общеобразовательное учреждениесредняя общеобразовательная школа № 5с. Николо- Павловское , ул. Новая, 9___...
рабочая программа по физике 8 класс 2013/2014 уч.год
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем, предлагает распределение предметных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных и внутрипредм...
Рабочая программа по истории 6 класс 2013-2014 учебный год
Рабочая программа на основе новых учебников 2013-2014 гг....
Рабочая программа по информатике 9 класс 2013-2014 учебный год
Рабочая програмаа составлена по учебнику И.Г.Семакина...
Рабочая программа по информатике 9 класс 2013-2014 учебный год
Рабочая програмаа составлена по учебнику И.Г.Семакина...
Рабочая программа по математике 5 класс 2013-2014 учебный год
Рабочая программа по математике 5 класс 2013-2014 учебный годРабочая программа опирается на УМК:Математика 5: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. /Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С.Чесно...