Рабочая программа по физике 7 класс 2013/2014 уч.год
рабочая программа по физике (7 класс) по теме

Кректунова Лилия Валерьевна

Управление образованием Администрации Горноуральского городского округа

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 5

с. Николо- Павловское , ул. Новая, 9

________________________________________________________________

 

РАССМОТРЕНО                             СОГЛАСОВАНО                            УТВЕРЖДАЮ

на заседании ШМО                         на заседании МС                             Директор МКОУ СОШ №5:

                                                           Пр.№___от"___"___20__г.              Д.Е.Артюгин

Пр.№___ от"___"___20__г.             Председатель МС:                           Приказ№___от "___"____20__г.

Руководитель ШМО:                       ______________________                                                             

________________________                            ф.и.о.

                            ф.и.о.

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному курсу
«Физика»

Составлена на   основе авторской программы  Е.М.Гутник, А.В. Перышкин из сборника "Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7 – 11 кл. / сост. В.А. Коровин, В.А. Орлов. – М.: Дрофа, 2006.

для 7 класса

(общеобразовательный уровень) 

на 2013/2014 учебный год

  Составитель программы

Кректунова Лилия Валерьевна
I квалификационная категория

 

 

 

 

2013г.

 

 

 

 

 

Содержание

1.      Пояснительная записка

  1. Содержание курса физики 7 класса

2.1 место предмета в УП.

2.2 описание УМК перечень учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса .

2.3 описание методик и технологий.

  1. Тематический план;
  2. Календарно-тематическое планирование.
  3. График контрольных и лабораторных работ
  4. требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе
  5. требования к формированию ОУУН и развитию ключевых компетентностей,
  6. критерии и нормы оценки результатов освоения основной образовательной программы обучающимися;
  7. список литературы
  8. приложение

Скачать:


Предварительный просмотр:

Управление образованием Администрации Горноуральского городского округа

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 5

с. Николо- Павловское , ул. Новая, 9

________________________________________________________________

РАССМОТРЕНО                        СОГЛАСОВАНО                        УТВЕРЖДАЮ

на заседании ШМО                        на заседании МС                        Директор МКОУ СОШ №5:

                                        Пр.№___от"___"___20__г.                Д.Е.Артюгин

Пр.№___ от"___"___20__г.                Председатель МС:                         Приказ№___от "___"____20__г.

Руководитель ШМО:                ______________________                                                

________________________                           ф.и.о.

                            ф.и.о.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному курсу
«Физика»

Составлена на   основе авторской программы  Е.М.Гутник, А.В. Перышкин из сборника "Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7 – 11 кл. / сост. В.А. Коровин, В.А. Орлов. – М.: Дрофа, 2006.

для 7 класса

(общеобразовательный уровень) 

на 2013/2014 учебный год

  Составитель программы

Кректунова Лилия Валерьевна
I квалификационная категория

2013г.


Содержание

  1. Пояснительная записка
  2. Содержание курса физики 7 класса

2.1 место предмета в УП.

2.2 описание УМК перечень учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса .

2.3 описание методик и технологий.

  1. Тематический план;
  2. Календарно-тематическое планирование.
  3. График контрольных и лабораторных работ
  4. требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе
  5. требования к формированию ОУУН и развитию ключевых компетентностей,
  6. критерии и нормы оценки результатов освоения основной образовательной программы обучающимися;
  7. список литературы
  8. приложение


 Программа конкретизирует содержание предметных тем, предлагает распределение предметных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся

Пояснительная записка

Физика как учебный предмет является основой естественно - научного образования, философии, естествознания и  политехнической подготовки учащихся в условиях научно-технического прогресса.

При разработке данной программы использовались следующие правовые документы:

  • федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования по физике,  утвержденный в 2004 г;
  • базисный учебный план;
  • авторская программа Е.М.Гутник , А.В.Перышкина ( 2010 г издания)

     

        До последнего времени первая ступень курса физики играла в основном роль базы для последующих систематических курсов физики. Теперь старшие классы будут работать в условиях профильной дифференциации, поэтому изучение физики в различных школах будет происходить по разным программам.

        В этих условиях первая ступень курса физики приобретает новое значение. Этот курс становится базовым курсом, призванным обеспечить систему фундаментальных знаний основ физической науки и её применений для всех видов учащихся независимо от их будущей профессии. Данная программа рассчитана на 70 часов (2 часа в неделю),  11 часов из которых рассчитаны на лабораторные работы, 5  часов на контрольные работы, остальные 54  часа – на изучение теоретического материала, решение задач, кроме того,  выделено время для проведения проверочных работ, тестов  с целью осуществления текущего контроля знаний учащихся. Изменено количество часов по сравнению с  авторской программой  на изучение некоторых тем: за счет резерва учебного времени добавлен 1 час на изучение темы «Первоначальные сведения о строении вещества», и 3 часа на изучение темы «Давление твердых тел, жидкостей и газов».

          В обязательный минимум, утвержденный в 2004 г., вошел ряд вопросов, которых не было в предыдущем стандарте: в частности, в курсе 7 класса – это понятие центр тяжести.  Кроме того,  в стандарт были введены некоторые новые требования к  сформированности экспериментальных умений, что привело к необходимости включения в программу новых лабораторных работ.  Авторская программа насчитывает  в 7 классе  4 таких работы,  в данной рабочей программе  запланировано проведение  двух лабораторных работ следующим образом::лабораторная работа «Измерение физических величин с учетом абсолютной погрешности» будет являться частью проводимой ранее лабораторной работы, которая теперь будет иметь название  « Определение цены деления измерительного прибора и измерение объема жидкости с учетом абсолютной погрешности»,  и добавляется ЛР « Определение коэффициента трения скольжения» (в авторской программе она носит название» «Исследование зависимости силы трения скольжения от силы нормального давления), но, в связи с тем, что  понятие «Сила нормального давления» будет вводиться в 9 классе, название данной работы было изменено.  Для  создания возможности приобретения умений использовать измерительные инструменты для измерения физических величин лабораторная работа «Измерение давления твердого тела на опору»  заменяется на экспериментальное домашнее задание, в ходе которого учащиеся научаться рассчитывать давление, которое каждый из них производит на опору, находясь в состоянии покоя.

        Данный курс физики обеспечивает общекультурный уровень подготовки учащихся. Приоритетными целями на этом этапе обучения являются следующие 

- создание  условий для ознакомления учащихся с физикой как наукой, чтобы обеспечить им возможность осознанного выбора профиля дальнейшего обучения в старших классах;

- создание условий для формирования научного миропонимания и развития мышления учащихся.

        Значение физики в школьном образовании определяется ролью физической науки в жизни современного общества, её влиянием на темпы развития научно-технического прогресса.

        В задачи обучения физики входит создание условий для:

        -    ознакомления учащихся с основами физической науки, с её основными понятиями, законами, теориями, методами физической науки;  с современной научной картиной мира; с широкими возможностями применения физических законов в технике и технологии;

        - усвоения школьниками идей единства строения материи и неисчерпаемости процесса её познания, для понимания роли практики в познании физических законов и явлений;

        -  развития мышления учащихся, для развития у них умений самостоятельно приобретать и применять знания, наблюдать и объяснять физические явления;

        - формирования умений выдвигать гипотезы строить логические умозаключения, пользоваться дедукцией, индукцией, методами аналогий и идеализации;  

        -  развития у учащихся функциональных механизмов психики: восприятия, мышления (электрического и теоретического, логического и интуитивного), памяти, речи, воображения;

        -  формирования и развития типологических свойств личности: общих способностей, самостоятельности, коммуникативности, критичности,

        -  развития способностей и интереса к физике; для развития мотивов учения.

Личностными результатами обучения физике  являются:

•сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

•убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры;

•самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;

•готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями;

•мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;

•формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.

Метапредметными результатами обучения физике в основной школе являются:

•овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;

•понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;

•формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;

•приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;

•развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;

•освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;

•формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.

Содержание программы

Место предмета в учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 210 часов для обязательного изучения физики на ступени основного общего образования, в том числе в VII, VIII и IX классах по 70 учебных часов из расчета 2 учебных часа в неделю.

        Для достижения поставленных целей используется  УМК  «Физика 7-9 классы»  

Учебно-методический комплекс

п\п

Авторы,составители

Название учебного издания

Годы издания

Издательство

1.

А.В. Перышкин

Физика-7кл

2003

М. Дрофа

2.

В.И. Лукашик

Сборник задач по физике7-9кл.

2005

М.Просвещение

3.

Л.А.Кирик

Самостоятельные и контрольные работы-7 класс

2005

М. Илекса

4.

Е. М Гутник Е.В. Рыбакова

Тематическое и поурочное планирование по физике -7класс

2001

М. Дрофа

5.

А.В.Перышкин

Сборник задач

2007

М. Экзамен

Основная форма организации образовательного процесса – классно-урочная система.

  Особенно важное значение в преподавании физики имеет школьный физический эксперимент, в который входят демонстрационный эксперимент и самостоятельные лабораторные работы учащихся. Эти методы соответствуют особенностям физической науки.

Программа предусматривает проведение следующих типов уроков:

I. Урок изучения нового материала  
II. Урок совершенствования знаний, умений и навыков  
III. Урок обобщения и систематизации знаний        
IV. Урок контроля
V. Комбинированный урок        

I.  Введение (4 ч)

Предмет и методы физики. Экспериментальный метод изучения природы. Измерение физических величин.

Погрешность измерения. Обобщение результатов эксперимента.

 Наблюдение простейших явлений и процессов природы с помощью органов чувств (зрения, слуха, осязания). Использование простейших измерительных приборов. Схематическое изображение опытов. Методы получения знаний в  физике. Физика и техника.

Фронтальная лабораторная работа.

1.Определение цены деления измерительного прибора и определение объема жидкости с учетом абсолютной погрешности.

                 II. Первоначальные сведения о строении вещества. (6 часов.)

Гипотеза о дискретном строении вещества. Молекулы. Непрерывность и хаотичность движения частиц вещества.

Диффузия. Броуновское движение. Модели газа, жидкости и твердого тела.

Взаимодействие частиц вещества. Взаимное притяжение и отталкивание молекул.

Три состояния вещества.

Фронтальная лабораторная работа.

1.Измерение размеров малых тел.

III.Взаимодействие тел. (21 час.)

Механическое движение. Равномерное и не равномерное движение. Скорость.

 Расчет пути и времени движения. Траектория. Прямолинейное движение.

Взаимодействие тел. Инерция. Масса. Плотность.

Измерение массы тела на весах. Расчет массы и объема по его плотности. 

Сила. Силы в природе: тяготения, тяжести, трения, упругости. Закон Гука. Вес тела. Связь между силой тяжести и массой тела.  Динамометр. Сложение двух сил, направленных по одной прямой. Трение.

Упругая деформация.

Фронтальная лабораторная работа.

3.Измерение массы тела на рычажных весах.

4.Измерение объема тела.

5.Измерение плотности твердого вещества.

6.Градуирование пружины и измерение сил динамометром.

7.измерение силы трения и определение коэффициента трения скольжения.

                         IV.Давление твердых тел, жидкостей и газов. (21 час)

Давление. Опыт Торричелли.

Барометр-анероид.

Атмосферное давление на различных высотах. Закон Паскаля. Способы увеличения и уменьшения давления.

Давление газа. Вес воздуха. Воздушная оболочка. Измерение атмосферного давления. Манометры.

Поршневой жидкостный насос. Передача давления твердыми телами, жидкостями, газами.

Действие жидкости и газа на погруженное в них тело. Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда.

Сообщающие сосуды. Архимедова сила.  Гидравлический пресс.

Плавание тел. Плавание судов. Воздухоплавание.

Фронтальная лабораторная работа.

8.Измерение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело.

9.Выяснение условий плавания тела в жидкости.

V. Работа и мощность. Энергия. (11 часов.)

Работа. Мощность. Энергия.  Кинетическая энергия. Потенциальная энергия. Закон сохранения механической энергии. Простые механизмы. КПД механизмов.

Рычаг. Равновесие сил на рычаге. Момент силы. Рычаги в технике, быту и природе.

Применение закона равновесия рычага к блоку. Равенство работ при использовании простых механизмов. «Золотое правило» механики.

10.Выяснение условия равновесия рычага.

11.Измерение КПД при подъеме по наклонной плоскости.

Оборудование, используемое при  выполненияи лабораторных работ по физике

(согласно инструктивно-методическому письму)

Класс

Темы лабораторных работ

Необходимый минимум

(в расчете 1 комплект на 2 чел.)

7 класс

Определение цены деления измерительного прибора.

· Измерительный цилиндр (мензурка) –1

· Стакан с водой – 1

· Небольшая колба – 1

· Три сосуда небольшого объёма

Определение размеров малых тел.

· Линейка – 1

· Дробь (горох, пшено) – 1

· Иголка – 1

Измерение массы тела на рычажных весах.

· Весы с разновесами – 1

· Тела разной массы – 3

Измерение объема тела.

· Мензурка – 1

· Нитка – 1

· Тела неправильной формы небольшого объема – 3

Определение плотности вещества твердого тела.

· Весы с разновесами – 1

· Мензурка – 1

· Твердое тело, плотность которого · надо определить – 1

Градуирование пружины и измерение сил динамометром.

· динамометр – 1

· грузы по 100 г – 4

· штатив с муфтой, лапкой и кольцом -1

Измерение коэффициента трения скольжения.

· Деревянный брусок – 1

· Набор грузов – 1

· Динамометр – 1

· Линейка – 1

Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело.

· Динамометр – 1

· Штатив с муфтой – 1

· Лапкой и кольцом – 1

· Тела разного объема – 2

· Стакан – 2

Выяснение условий плавания тела в жидкости.

· Весы с разновесами – 1

· Мензурка – 1

· Пробирка-поплавок с пробкой – 1

· Сухой песок – 1

Выяснение условия равновесия рычага.

· Рычаг на штативе – 1

· Набор грузов – 1

· Линейка -1

· Линамометр – 1

Определение КПД при подъеме тела  по наклонной плоскости.

· Доска – 1

· Динамометр – 1

· Измерительная лента (линейка) – 1

· Брусок – 1

· Штатив с муфтой и лапкой – 1


3. Учебно-тематический план
2 часа в неделю, всего - 68 ч., в том числе резерв-2 часа

Сроки

(примерные)

Тема

Количество

часов

Кол-во

лабораторных

работ

Кол-во

контрольных

работ

02.09-16.09

Введение

4

1

-

18.09-

18.10

Первоначальные сведения о строении вещества

6

1

-

20.10-

18.12

Взаимодействие тел

21

5

2

22.12-

26.03

Давление твердых тел, жидкостей и газов

23

2

1

28.04-25

.05

Работа, мощность, энергия

12

2

1


4.  Календарно-тематическое планирование учебного материала на 2013 – 2014 учебный год

Раздел

Название темы

(тема урока)

Кол. ч.

Примеч.

Дата 

Домашнее задание

1

2

3

4

5

6

7

                  ТЕМА 1: Введение

4

Тема урока

Что изучает физика. Наблюдения и опыты.

1

П. 1-3

Физические величины. Погрешность измерений.

2

П. 4-5 упр.1

,,Определение цены деления измерительного прибора.

3

Л.Р. № 1

П. 1-5 повт. Зад.1

Физика и техника.

4

П.6

      ТЕМА 2: Первоначальные сведения о строении вещества.

6

Тема урока

Строение вещества. Молекулы.

5

П.7-8

,, Измерение размеров малых тел,,

6

Л.Р.№ 2

П.7-8 повтор.

Диффузия  в газах, жидкостях и твердых телах

7

П.9 зад.2/1

Взаимное притяжение и отталкивание молекул

8

П.10 упр.2

Три состояния вещества. Различия в строении веществ.

9

П.11-12 зад.3

,,Сведения о веществе,, повторительно-обобщающий урок

10

П.1-12 повтор.

                    ТЕМА 3:   Взаимодействие тел.

21

Тема урока

Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение.

11

П.13-14 зад.4

Скорость. Единицы скорости.

12

П.15 упр.4 № 1,4

Расчет пути и времени движения. Решение задач.

13

П.16 упр.5 № 2,4

Явление инерции. Решение задач.

14

П. 17 сост. 2 задачи

Взаимодействие тел.

15

П. 18

Масса тела. Единицы массы. Измерение массы.

16

П.19-20 упр.6 № 1,3

,,Измерение массы тела на рычажных весах,,

17

Л.Р.№ 3

П.20

,,Измерение объема тел,,

18

Л.Р.№ 4

П.19-20

Плотность вещества.

19

П.21 упр.7 № 1-2

,,Определение плотности вещества твердого тела,,

20

Л.Р.№ 5

П.21 упр.7 № 4,5

Расчет массы и объема тела по его плотности

21

П.22 составить 2 задачи

Решение задач

22

Упр.8 № 3,4

,,Механическое движение. Масса. Плотность,,

23

К.Р.№ 1

Сила. Явление тяготения. Сила тяжести.

24

П.23-24

Сила упругости. Закон Гука.

25

П.25

Вес тела.

26

П.26

Единицы силы. Связь между силой тяжести и массой тела.

27

П.27 упр.9 № 1,3

Динамометр. ,,Градуирование пружины и измерение сил динамометром,, 

28

Л.Р. № 6

П.28 упр.10 № 1,3

Сложение двух сил, направленных вдоль одной прямой.

29

П.29 упр.11 № 2,3

Сила трения. Трение скольжения. Трение покоя.

30

Л.Р. № 7

П.30-31

Трение в природе и технике. ,,Сила. Равнодействующая сила,,

31

К.К.Р. № 2

П.32 сочинение о трен.

         ТЕМА 4: Давление твердых тел, жидкостей и газов.

25

Тема урока

Давление. Единицы давления.

32

П.33 упр.12 № 2,3

Способы изменения давления

33

П.34 упр.13 зад.6

Давление газа.

34

П.35

Закон Паскаля

35

П.36 упр.14 № 2,4 зад.7

Давление в жидкости и газе. ,,Давление. Закон Паскаля,,

36

К.К.Р. №  3

П.37

Расчет давления на дно и стенки сосуда

37

П.38 упр.15 № 1,3 зад.8

Решение задач

38

П.37-38

Сообщающие сосуды

39

П.39 упр.16 № 3,4 зад.9

Вес воздуха. Атмосферное давление

40

П.40-41 упр.17,18 зад.10

Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли.

41

П.42 упр.19 № 4 зад.11

Барометр-анероид. Атмосферное давление на различных высотах.

42

П.43-44 упр.20,21 № 1,2

Решение задач

43

Упр.19 № 3,5

Манометры. ,,Давление в жидкостях и газах,,

44

К.К.Р.№  4

П.45 упр.21 № 4

Поршневой жидкостной насос.

45

П.46 упр.22 № 2

Гидравлический пресс

46

П.47 упр.23 №1

Действие жидкости и газа на погруженное в них тело.

47

П.48 упр.19 № 2

Архимедова сила.

48

П.49 упр.24 № 3 ЛР7

,,Определение выталкивающей  силы,,

49

Л.Р. № 8

П.49 упр.24 № 2,4 п.8

Плавание тел.

50

П.50 упр.25 № 3-5

Решение задач

51

ЛР8

,,Выяснение условий плавания тел,,

52

Л.Р.№  9

Плавание судов

53

П.51 упр.26 № 1,2

Воздухоплавание

54

П.52 упр.27 № 2

Повторение темы ,,Давление,,

55

Зад.16

,,Давление твердых тел, жидкостей и газов,,

56

К.Р. №  5

                     ТЕМА 5: Работа и мощность. Энергия.

12

Механическая работа.

57

П.53 упр.28 № 3,4

Мощность.

58

П.54 упр.29 № 3,6

Простые механизмы. Рычаг. Равновесие сил на рычаге.

59

П.55-56 зад.18/2

Момент силы.

60

П.57 упр.30 № 2 ЛР9

Рычаги в технике, быту и природе. ,,Выяснение условия равновесия рычага,,

61

Л.Р. № 10

П.58 упр.30 № 1,3,4

,,Золотое правило механики,, Равенство работ при использовании механизмов.

62

П.59-60 упр.31 № 5 зад.19

Решение задач

63

Упр.31 № 2,3 ЛР10

КПД. ,,Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости,,

64

Л.Р. №  11

П.61

Решение задач. Энергия. ,,Работа и мощность

65

П.53-61 повтор.

Превращение энергии. Закон сохранения энергии.

66

К.К.Р. №  6

П.62-63 повтор.

Повторение пройденного материала

67

П.64

Итоговая контрольная работа за курс 7 класса

68

Резерв *

69-70

* В соответствии с Годовым графиком образовательной деятельности ОУ для 5-9 классов предусмотрено 34 учебных недели .Учебный план ОУ № 5 ( в соответствии с БУП) рассчитан на 35 недель, поэтому остальные часы считаются резервными и отводятся для проведения тематических экскурсий по учебным дисциплинам, организацию проектной и исследовательской деятельности обучающихся.


5. График контрольных и лабораторных работ-7 класс

Введение

л/р

прим. сроки

к/р

прим. сроки

Определение цены деления измерительного прибора

сентябрь:

8-12

-

Строение вещества

л/р

прим. сроки

к/р

прим. сроки

Измерение размеров малых тел

1-4 октябрь

-

Взаимодействие тел

л/р

прим. сроки

к/р

прим. сроки

Измерение массы на рычажных весах

24-28 октябрь

Механическое движение. Масса. Плотность

Измерение объема. измерение плотности твердого тела

10-16 ноябрь

Сила. Равнодействующая сила

Градуирование пружины и измерение сил динамометром

5-10 декабрь

Давление твердых тел, жидкостей и газов

л/р

прим. сроки

к/р

прим. сроки

Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело

1-8 март

Давление твердых тел, жидкостей и газов

10-14 январь

Выяснение условий плавания тела

12-16 март

Работа. Мощность. Энергия

л/р

прим. сроки

к/р

прим. сроки

Выяснение условий равновесия рычага

4-6 май

Работа. Мощность. Энергия

20-23 май

Определение КПД наклонной плоскости

16-18 май

6. Требования к уровню подготовки обучающихся

В результате изучения физики  7 класса ученик должен

знать/понимать:

  • смысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество, взаимодействие, атом, атомное ядро,
  • смысл физических величин: путь, скорость, масса, плотность, сила, давление, импульс, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия,
  • смысл физических законов: Паскаля, Архимеда, Ньютона, всемирного тяготения, сохранения импульса и механической энергии
  • уметь:
  • описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, передачу давления жидкостями и газами, плавание тел, диффузию, теплопроводность, конвекцию
  • использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, силы, давления, температуры;
  • представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы упругости от удлинения пружины, силы трения от силы нормального давления
  • выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
  • приводить примеры практического использования физических знаний о механических явлениях;
  • решать задачи на применение изученных физических законов;
  • осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
  • для обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств;
  • контроля за исправностью водопровода, сантехники и газовых приборов в квартире;

рационального применения простых механизмов.

7. Требования к формированию общеучебных умений и навыков

Общими предметными результатами обучения физике в основной школе являются:
•знания о природе важнейших физических явлений окружающего мира и понимание смысла физических законов, раскрывающих связь изученных явлений;

•умения пользоваться методами научного исследования явлений природы, проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и формул, обнаруживать зависимости между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы, оценивать границы погрешностей результатов измерений;

•умения применять теоретические знания по физике на практике, решать физические задачи на применение полученных знаний;

•умения и навыки применять полученные знания для объяснения принципов действия важнейших технических устройств, решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды;

•формирование убеждения в закономерной связи и познаваемости явлений природы, в объективности научного знания, в высокой ценности науки в развитии материальной и духовной культуры людей;

•развитие теоретического мышления на основе формирования умений устанавливать факты, различать причины и следствия, строить модели и выдвигать гипотезы, отыскивать и формулировать доказательства выдвинутых гипотез, выводить из экспериментальных фактов и теоретических моделей физические законы;

•коммуникативные умения докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации.

8. Критерии оценки знаний обучающихся

Оценка ответов учащихся

Оценка «5» ставиться в том случае, если учащийся показывает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, а так же правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения: правильно выполняет чертежи, схемы и графики; строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ собственными примерами, умеет применять знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.

Оценка «4» ставиться, если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям на оценку 5, но дан без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, 6eз использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении др. предметов: если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочётов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью учителя.

Оценка «3» ставиться, если учащийся правильно понимает физическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса физики, не препятствующие дальнейшему усвоению вопросов программного материала: умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении задач, требующих преобразования некоторых формул, допустил не более одной грубой ошибки и двух недочётов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более 2-3 негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трёх недочётов; допустил 4-5 недочётов.

Оценка «2» ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочётов чем необходимо для оценки «3».

Оценка «1» ставится в том случае, если ученик не может ответить ни на один из поставленных вопросов.

Оценка контрольных работ

Оценка «5» ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочётов.

Оценка «4» ставится за работу выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочёта, не более трёх недочётов.

Оценка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил не более одной грубой ошибки и.двух недочётов, не более одной грубой ошибки и одной негрубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочётов, при наличии 4 - 5 недочётов.

Оценка «2» ставится, если число ошибок и недочётов превысило норму для оценки 3 или правильно выполнено менее 2/3 всей работы.

Оценка «1» ставится, если ученик совсем не выполнил ни одного задания.

 

Оценка лабораторных работ

Оценка «5» ставится, если учащийся выполняет работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений; самостоятельно и рационально монтирует необходимое оборудование; все опыты проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил безопасности труда; в отчете правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления; правильно выполняет анализ погрешностей.

Оценка «4» ставится, если выполнены требования к оценке «5» , но было допущено два - три недочета, не более одной негрубой ошибки и одного недочёта.

Оценка «3» ставится, если работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, позволяет получить правильные результаты и выводы: если в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки.

Оценка «2» ставится, если работа выполнена не полностью и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов: если опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.

Оценка «1» ставится, если учащийся совсем не выполнил работу.

Во всех случаях оценка снижается, если ученик не соблюдал требования правил безопасности груда.

Перечень ошибок.

I. Грубые ошибки.

  1. Незнание определений основных понятий, законов, правил, положений теории, формул, общепринятых символов, обозначения физических величин, единицу измерения.
  2. Неумение выделять в ответе главное.
  3. Неумение применять знания для решения задач и объяснения физических явлений; неправильно сформулированные вопросы, задания или неверные объяснения хода их решения, незнание приемов решения задач, аналогичных ранее решенным в классе; ошибки, показывающие неправильное понимание условия задачи или неправильное истолкование решения.
  4. Неумение читать и строить графики и принципиальные схемы.
  5. Неумение подготовить к работе установку или лабораторное оборудование, провести опыт, необходимые расчеты или использовать полученные данные для выводов.
  6. Небрежное отношение  к лабораторному оборудованию и измерительным приборам.
  7. Неумение определить показания измерительного прибора.
  8. Нарушение требований правил безопасного труда при выполнении эксперимента.

II. Негрубые ошибки.

  1. Неточности формулировок, определений, законов, теорий, вызванных неполнотой ответа основных признаков определяемого понятия. Ошибки, вызванные несоблюдением условий проведения опыта или измерений.
  2. Ошибки в условных обозначениях на принципиальных схемах, неточности чертежей, графиков, схем.
  3. Пропуск или неточное написание наименований единиц физических величин.
  4. Нерациональный выбор хода решения.

III. Недочеты.

  1. Нерациональные записи при вычислениях, нерациональные приемы вычислений, преобразований и решения задач.
  2. Арифметические ошибки в вычислениях, если эти ошибки грубо не искажают реальность полученного результата.
  3. Отдельные погрешности в формулировке вопроса или ответа.
  4. Небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков.
  5. Орфографические и пунктуационные ошибки.

  1. Литература для учителя

  1. Абдурахманов С.Д. Исследовательские работы по физике в 7-8 кл. 
  2. Большая  книга экспериментов для школьников: Под ред. А.
    Мейяни. - М.: ООО «Росмэн-Издат»
    , 2001 г.
  3. Лукашик В.И. "Физическая олимпиада", - М., "Просвещение", 1987. 
  4. Перельман Я.И. Знаете ли Вы физику? - М.: Наука, 1992. 
  5. Перышкин А.В. Физика 7   - М.: Дрофа, 2010.
  6. Степанова Г.Н. "Сборник вопросов и задач по физике, 7 - 8, - С-Пб., "СпецЛит", 2000.
  7. Телюкова Г.Г. «Тематическое планирование. Физика 7-11»,- Волгоград, «Учитель», 2006.
  8. Тульчинский М.Е. "Качественные задачи по физике 6-7 класс", - М., "Просвещение", 1976.. 

Литература для учащихся:

  1. Перышкин А.В. Физика 7 . - М.: Дрофа, 2010.  

2.   Лукашик В.И. «Сборник задач по физике 7-9», - М., "Просвещение",

 


Приложения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа воспитательной работы на 2013-2014 год в группе 6 класса

Рабочая программа с циклограммой на 2013-2014 учебный год. Работа по теме "Основы здорового образа жизни."...

Рабочие программы по английскому на 2013-2014

Данная рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования и примерной программы по английскому языку 2007 года.Учебно-методический ...

Рабочая программа по русскому языку 2013-2014 учебный год 6 класс ФГОС

рабочая программа создана на основе программы по ред. Ладыженской и рабочей программы изд. ВАКО 2013 г....

рабочая программа по русскому языку 2013-2014 год 11 класс

рабочая программа создана на осонове программы под ред Н.Г. Гольцовой, рассчитана на 34 часа...

рабочая программа по русскому языку 2013-2014 год 11 класс

рабочая программа создана на осонове программы под ред Н.Г. Гольцовой, рассчитана на 34 часа...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РИТМИКЕ НА 2013 – 2014 УЧЕБНЫЙ ГОД Начальная школа

Рабочая программа по ритмике направлена на реализацию следующих задач:- овладение музыкально-ритмической деятельностью в разных ее видах (ритмическая шагистика, ритмическая гимнастика, танец, пластика...

рабочая программа кузовлев 7 класс 2013-2014

рабочая программа кузовлев 7 класс (2013-2014)...