Открытый урок музыки в 5 классе
учебно-методический материал по музыке (5 класс) на тему

Урок музыки в 5 классе "Музыкальное путешествие по литературным страницам"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok.doc51.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Управление образования

администрации города Белгорода

МБОУ - лицей № 32

План-конспект открытого урока по теме:

«Музыкальное путешествие по литературным страницам»

(5 класс)

в рамках городского семинара педагогов дополнительного образования, учителей музыки, изобразительного искусства и технологии «Роль предметов эстетического цикла и дополнительного образования в формировании интеллектуально-нравственной культуры учащихся»

Учитель музыки: Прохорова Татьяна Григорьевна

г. Белгород

Тема полугодия: «Музыка и литература»

Тема четверти: «Что стало бы с литературой, если бы не было музыки?»

Тип урока: обобщающий.

Форма урока: путешествие.

Цели урока: показать значение музыки в литературе, подвести к выводу о том, что музыка и литература не иллюстрируют одна другую, а взаимодополняют и усиливают восприятия.

Задачи урока:

  1. обучающие: анализ музыкальных и поэтических образов, развитие чувства художественного слова, умения делать самостоятельные выводы, изучать произведения искусства;
  2.  развивающие: формирование эстетического вкуса учащихся, умение вести диалог, рассуждать, выделить основную мысль произведения, развитие исследовательских способностей (умение сравнивать);
  3. воспитательные: привлечение внимания учащихся к творчеству русских и зарубежных композиторов и писателей, к роли музыки в жизни человека, воспитание чувства любви к Родине.

Технология: личностно-ориентированная.

Оборудование: фортепиано, магнитная доска, музыкальный центр, телевизор, портреты композиторов Н.А.Римского-Корсакова, А.Бородина, В.А.Моцарта, Э.Грига;

записи музыкальных произведений:

  1. В.Шаинский. «Голубой вагон»
  2. Русский народный танец «Барыня»
  3. В.Моцарт «Фантазия»
  4. А.Бородин. Квартет.

Фрагменты художественных фильмов «Новогодние приключения Маши и Вити», «Приключения Электроника», М/ф «Бременские музыканты».

Эпиграф урока: (написан на доске)

«Литература, музыка всегда

Союз искусства и добра,

Союз великого, земного,

Такого близкого, родного

Искусства.

Ход урока.

1. Вход в класс.

Звучит песня В. Шаинского «Голубой вагон». На доске изображение паровоза с вагонами , сделанными из цветной бумаги (под «вагонами» спрятаны названия станций)

2. Музыкальное приветствие Г. Струве.

Вот и пропели мы друг другу добрые слова приветствия. Я думаю, что начав нашу встречу с доброжелательности, улыбки и общей песни, мы сохраним этот настрой и дальше. Я желаю вам, чтобы вы получили не только хорошие оценки, но и ушли с урока с новыми впечатлениями, открытиями и приобретенными знаниями. Сегодня наш урок необыкновенный, он волшебный. Мы с вами отправимся в путешествие.

- Вы любите путешествовать?

- А кто обратил внимание, какая песня звучала при входе в класс?

Значит, мы отправимся на поезде. А чтобы было веселее в пути, мы споем песню.

3. Исполнение песни П.Лондонова «Споем веселей».

«По книгам и по картам…»

- А вы не забыли взять карты?

Сегодня ведь урок волшебный поэтому превращаем в путеводные карты ваши тетради. Они помогут нам проложить маршрут. Пока вы ориентируетесь по «картам», звучит подсказка – какая станция будет первой.

4. Фрагмент фильма-сказки «Бременские музыканты».

Итак, первая станция «Музыка в сказках». 

На примере прослушанных сказок мы убедились, что понятия «музыка» и «сказка» могут объединяться.

- Назовите примеры. (Быстро по одному).

- Что их объединяет?

Литература описывает жизнь, а музыка является частью жизни, они дополняют друг друга.

Послушай: музыка вокруг.

Она во всем – в самой природе.

И для бесчисленных мелодий

Она сама рождает звук.

Ей служит ветер, плеск воды,

Раскаты грома, звон капели,

Птиц несмолкаемые трели

И сказки тоже рядом с ней.

Сейчас мы вспомним сказки разных народов и музыкальные инструменты, которые звучат в этих сказках.

- Помогите мне правильно распределить ответы на магнитной доске.

Грузинская народная сказка «Чонгурист» (чонгури).

Норвежская народная сказка «Волшебный смычок» (скрипка).

Белорусская народная сказка «Музыкант-чародей» (дудочка и скрипка)

Русская народная сказка-былина «Садко» (гусли).

А теперь послушайте внимательно, какой оркестр сейчас прозвучит. Поднимите карточку с правильным номером.

1) русский народный оркестр

2) симфонический оркестр

3) джазовый оркестр

Слушание : «Барыня»

-Какой русский поэт подчеркнул неразрывную связь песни и сказки, музыки и литературы? (А.С.Пушкин. «У Лукоморья…»

-А какого композитора называют сказочником? (Н.А.Римский-Корсаков)

-Какие оперы-сказки вы запомнили?

Кроссворд «Римский-Корсаков»

Много сказок мы сегодня назвали, а ещё больше не назвали. А появились бы они, если бы не было музыки?

5.Исполнение песни «Спор» Г.Гладкова на слова В.Лугового из кинофильма «Новогодние приключения Маши и Вити».

6.В сказках происходят чудеса. Как вы думаете, а музыка может совершить чудо в жизни, например, помочь человеку в трудную минуту, остановить зло?

-В каком рассказе музыка совершает чудо? (В рассказе «Старый повар» К.Паустовского музыка совершает чудо – помогает слепому старику увидеть в своём воображении то, чего он не смог бы увидеть наяву. Она волшебным образом перенесла его в другое время, предоставила возможность снова ощутить себя молодым, сняла тяжесть с его души)

Итак, мы отправляемся на следующую станцию «Музыка в рассказах».

-Вспомните, с какими композиторами мы познакомились? (В.Моцарт, Э.Григ)

-Какие музыкальные инструменты звучали в рассказах? (Клавесин, фортепиано)

На магнитной доске портреты В.Моцарта и Э.Грига.

Я рассказывала вам о том, что эти инструменты родственники, кто из них моложе? Папа – клавесин, сын – фортепиано, более совершенный инструмент, ведь дети всегда ещё лучше своих родителей!

-Послушайте, какой инструмент сейчас прозвучит.

Слушание «Фантазии ре минор» В.Моцарта.

-Придумайте своё название (подсказки: мелодия, счастье, фантазия, пробуждение чувств).

А теперь внимание на экран.

Просмотр фрагмента фильма-сказки «Новогодние приключения Маши и Вити».

7.Что вам напомнил этот сюжет? (Басню И.Крылова «Квартет»)

Вы и не заметили, как мы подъехали к следующей станции «Музыка в баснях».

Что общего у этих так называемых музыкантов? (Неумение играть на музыкальных инструментах, правильно петь)

-А как нужно правильно петь? (Ответы детей)

-Давайте вспомним, как звучит «правильный» квартет и прочитаем вопросы на карточках.

Звучит «Квартет» А.Бородина.

Отвечаем на вопросы , которые вы прочитали на карточках.

-Что такое квартет?

-Какой инструмент не входит в квартет струнных инструментов?

                       1)скрипка

                       2)альт

                       3)виолончель

                       4)контрабас

                       5)флейта

-Может такая музыка, которую мы «услышали» в басне «Квартет», творить чудеса?

Только исполненная настоящими музыкантами музыка может творить чудеса, стать волшебной и помогать людям.

-Как вы думаете, И.Крылов имел какое-нибудь отношение к музыке?

Он был хорошим музыкантом, особенно любил играть в квартете (обычно на альте).

-А кто знает, как называется музыка, предназначенная для небольшого количества слушателей и исполнителей?

Камерная (от латинского camera – комната).

На зимних каникулах нарисуйте иллюстрации к басням, музыке, которую мы слушали, и принесёте в новом году. На первом же уроке  я вам открою секрет, для чего нам эти рисунки.

И мы отправляемся на следующую станцию под стук вагонных колёс.

-Кто изобразит ритм стука вагонных колёс?

 Физкультминутка.

8. Ритмическая игра «Эхо» - учитель прохлопывает ритм, учащиеся повторяют словно эхо.

ЗВУЧАТ ОТРЫВКИ ПЕСЕН ИЗ КИНОФИЛЬМОВ, МУЛЬТФИЛЬМОВ.

-Что объединяет эти песни? (Это песни из фильмов)

-К какой станции подъезжаем?

-Кто объявит?

-А кто попробует это пропеть?

9. И вот мы на станции «Музыка в кино».

На прошлом уроке мы начали разучивать фрагмент из музыкального фильма «Звуки музыки».

-Кто помнит, что такое гамма? (Последовательное звучание нот в пределах октавы)

-Тоника? (Первый звук гаммы, основной, устойчивый)

Исполнение «Звуки музыки» Р.Роджерса, русский текст М.Цейтлиной.

И ещё один фильм, который трудно представить без песен. Это фильм «Приключения Электроника»

-Какие песни звучат в фильме?

-Кто авторы?

-В каком эпизоде звучит песня «Колокола»?

Исполнение песни «Колокола» Е.Крылатова на стихи Ю.Энтина.

10. Итог урока.

-Что стало бы с литературой, если бы не было музыки?

-Могут ли музыка и литература жить одна без другой?

Вывод: Литература и музыка не иллюстрируют одна другую. Они изображают мир,  дополняя, обогащая и усиливая наши переживания .Самое важное, что в этих литературных жанрах они имеют равноценное значение.

«Литература, музыка всегда

Союз искусства и добра,

Союз великого, земного,

Такого близкого, родного

Искусства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок музыки "Ты откуда , русская, зародилась музыка?"

Методическая разработка - открытый урок музыки на тему "Ты откуда, русская, зародилась музыка?". Урок составлен по программе  "Музыка" Критской, Сергеевой для 4 класса. Представлен конспект урока...

Открытый урок музыки, пения, танца по теме: «Разучивание песни «Весёлый барабанщик», музыка Л.Шварца в 6 «б» классе (ССД)

Данный урок позволяет активизировать творческие способности у учащихся,совершенствовать певческие навыки, развивать музыкальнуюпамять, корригировать нарушение звукопроизношения, сниматьэмоциональное н...

Конспект и презентация открытого урока музыки и пения "Три "кита" в музыке" для детей 1 класса школы-интерната VIII вида.

Конспект и презентация (итогового) открытого урока музыки и пения "Три "кита" в музыке"  для детей с ограниченными возможностями здоровья специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида....

Сценарий Открытого урока музыки с физкультурой "В ритме музыки и движения". Авторы: учитель музыки Азизова А.И. и учитель физической культуры Мокрушина Ж.В.

В нашей школе прошла неделя открытых уроков. Показали совмещенный урок музыки и физкультуры во вторых классах: "В ритме музыки и движения"....

Конспект открытого урока музыки в 5 классе на тему: "Живописная музыка и музыкальная живопись"

Данный урок был проведен на заседании районного методического объединения учителей музыки Прибайкальского района Республики Бурятия. Урок построен по требованиям ФГОС. Данный конспект урока можно испо...

Открытый урок музыки 7 класс «ЦИКЛИЧЕСКИЕ ФОРМЫ В МУЗЫКЕ. СЮИТА»

Цель урока: Закрепление представлений о музыкальной форме как процессе развёртывания музыкального произведения и выяснение значения понятия «циклическая форма».Задачи урока...

Открытый урок музыки. 2 класс "Средства музыкальной выразительности"

Тема урока: «Средства музыкальной выразительности. Тембр»...