статья на тему: "Роль музыки в воспитании и формировании личности"
статья по музыке на тему
Преемственность дошкольного и школьного образования в рамках ФГОС играет огромную роль в образовательном процессе. Музыкальные занятия в школе опираются первичные знания детейЁ которые они поручили в дошкольном образовательном учреждении. Наша задача расширить эти знания опираясь на программу федерального государственного стандарта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
preemstvennost_doshkolnogo_i_shkolnogo_obrazovaniya.rar | 1.43 МБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Автор – Ушакова Иоланта Вячеславовна
учитель музыки в МАОУ СОШ№19 г. Балаково Саратовской области
Выступление на семинаре на тему:
Преемственность школьного и дошкольного образования в рамках ФГОС
Роль музыки в воспитании и формировании личности
О роли музыки в воспитании и формировании личности говорится очень много.
Можно вспомнить Древнюю Грецию, где музыка стояла в одном ряду с риторикой, логикой. Музыка служила средством для очищения и возвышения души. А можно вспомнить исследования психологов, которые говорят о том, что занятия музыкой помогают развитию математических способностей.
Один из педагогических исследователей сравнил художественное воспитание в школе с нераспустившимся цветком. Ребенок овладевает всеми науками постепенно, день ото дня. Его знания созревают по крупицам, приумножаясь по мере развития личности и овладения знаниями и умениями того или иного вида искусства.
Ведь никому не приходит в голову досрочно раскрыть пальцами бутон цветка – это только повредит растению.
Музыкальные занятия в школе опираются на первичные знания учащихся о музыке. Наша цель со временем, постепенно развить эти знания и значительно их расширить.
Задача учителя – помочь раскрыть Дар Божий каждому ребенку: красиво петь, сочинять стихи или даже музыку, танцевать. Многие дети и не подозревают, какие духовные сокровища они в себе таят!
В нашей школе с 2007г. функционирует структурное подразделение дошкольного образования, куда зачисляются дети с 5,5 лет. Это подразделение создано для более успешной адаптации детей к обучению в начальной школе, а так же для выравнивания стартовых возможностей детей. Возраст обучающихся соответствует подготовительной группе в детском образовательном учреждении.
Я работаю по программе «Предшкола нового поколения», который связан с УМК «Перспективная начальная школа» (Предшкола нового поколения. Концептуальные основы и программы / Сост. Р.Г. Чуракова. - М.: Академкнига / Учебник, 2010).
В программу занятий входит:
- слушание музыки, дети знакомятся с творчеством композиторов и их произведениям. Ставятся такие цели как: Углублять представления детей об изобразительных возможностях музыки. Развивать образную речь в поисках и применении эпитетов, метафор, сравнений, характеризующие образы природы, созданные в музыке, поэзии, живописи. Совершенствовать музыкальное восприятие, кругозор, музыкальный вкус.
- музыкально-дидактические игры, в результате которых развиваются музыкальный слух и память, усиливается восприятие музыки.
- музыкально творчество (песенное и танцевальное), целью и задачами которых является развивать дикцию, артикуляцию. Учить передавать характер исполняемых песен. Развивать звуковысотный слух, чувство ритма. Развивается творческая фантазия в исполнении игровых и танцевальных движений.
- музыкально-ритмические движения, игры где дети учатся выразительно и ритмично двигаться. Вырабатываются коммуникативные навыки.
Исходя из своего опыта могу сказать что в предшколу приходят дети с разным уровнем подготовки. Те малыши, которые ходили в детский сад, более адаптированы, у них уже есть накопленный опыт общения с музыкой. Эти дети знают больше детских песен, они более активны в исполнительской деятельности. А есть дети, у которых таких знаний очень мало. Самое приятное в моей работе видеть, как развиваются мои маленькие ученики. Если в начале учебного года некоторые дети не хотели принимать участие в наших играх, хороводах, каких-то музыкальных постановках, по разным причинам – кто-то стеснялся, кому-то нравилось только смотреть, а были и такие, которые просто хулиганили, то к середине октября мои маленькие упрямцы уже с удовольствием включились в нашу коллективную музыкальную деятельность. Более того, по прошествии некоторого, времени проявилась их индивидуальность. А как, до слез трогательно, исполняют песни дети с дефектами речи или заиканием, ведь во время исполнения песен, и это научный факт, маленькие артисты не заикаются.
А как мы слушаем музыку! Я очень люблю наблюдать за реакцией детей предшколы во время слушания музыкальных произведений. Все эмоции как на ладони! В детских глазах отражается вся красота музыки! И когда начинаешь разбирать с ними произведения, раскрывая глубину музыки – сердце учителя ликует! Каждый звук, каждое слово, каждый жест находят самый эмоциональный отклик.
Занятия музыкой развивают представления о мире, усиливается эмоциональной восприятие, развивается самостоятельное творчество. Дети учатся свободно общаться, улаживать конфликты, чувствовать себя частью окружающего мира. А вместе с тем формируются Универсальные Учебные Действия при переходе от дошкольного к начальному школьному образованию.
В наступающем учебном году я с нетерпением жду встречи с нашими бывшими предшколятами, а теперь уже с первоклашками. Благодаря занятиям в предшколе дети подготовлены к дальнейшему обучению и музыкальной программе 1 класса. Я знаю их способности. Я заложила в них основу, которая поможет мне развивать их творческую деятельность дальше. Шаг за шагом, ступенька за ступенькой. Год за годом. И так на протяжении всего обучения в начальной школе готовится музыкальная база для дальнейшего развития ребенка.
Анализируя обозначенные выше позиции, можно говорить о преемственности целей и задач дошкольного и начального школьного образования. Именно в дошкольном образовании закладывается база, основа для дальнейшего развития творческой личности, ориентированной на успех.
Важно, чтобы с раннего детства дети учились относиться к музыке не только как к средству увеселения, но и как к важному явлению духовной культуры.
Как учителю музыки мне очень важно видеть результат своего труда, и я возлагаю много надежд на начальную школу. В этом возрасте дети очень отзывчивые, активные и все без исключенья талантливые. А значит, будут и победы в конкурсах, и интересные музыкальные проекты.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья на тему"Роль нравственного воспитания в социализации успешной личности"
В статье рассказывается о формировании нравственных качеств личности на уроках руссого языка и литературы....
Статья на тему "Роль игры в развитии личности"
Статья на тему "Роль игры в развитии личности" направлена на воспитание, обучение детей через игру....
Статья по теме: Роль учителя физической культуры в формировании гармонично развитой, социально активной личности.
Активная физическая деятельность - одно из обязательных условий гармонично развитого человека.Физическая культура является средством укрепления здоровья человека, его физического совершенствован...
Статья на тему «РОЛЬ СЕМЕЙНОГО ЧТЕНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА»
Статья предназначена как для педагогов, так и для родителей....
Статья на тему «Роль педагога в формировании личности ребенка.»
Статья на тему «Роль педагога в формировании личности ребенка.»...
Статья на тему: «Роль плавания в физическом воспитании детей младшего школьного возраста».
В наше время вряд ли кто станет отрицать, что плавание - жизненно необходимый навык и для ребенка, и для взрослого. Для детей умение плавать - это средство для всестороннего физического развития. Заня...
Статья по теме: «Роль музыки в эстетическом воспитании школьников».
Музыке отведена особая роль в воспитании детей, ведь именно музыка как вид искусства, позволяет открывать человеку возможность познания мира во всем его проявлении и многообразии, формиру...