Музыка, 6 класс, ФГОС, Критская, сУУД рабочая программа
рабочая программа по музыке (6 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fgos_muzyka_6_klass.docx | 29.81 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Анотация
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и обеспечена УМК:«Музыка 5-7 классы» авторов Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской:
-Учебник «Музыка. 6 класс», М., Просвещение, 2012г.
-Пособия для учащихся «Музыка. Творческая тетрадь. 6 класс»
-Программа «Музыка 5-7 классы», М., Просвещение, 2011г.
-Методическое пособие для учителя «Уроки музыки. 5-6 классы», М., Просвещение, 2011г.
-«Музыка. Хрестоматия музыкального материала. 6 класс», М., Просвещение, 2011г.
-«Музыка. Фонохрестоматия музыкального материала. 6 класс» (МР3), М., Просвещение, 2011г.
Программа рассчитана на 35 часов в год, 1 час в неделю.
Пояснительная записка
Настоящая программа по музыке для 6 класса создана на основе нормативных документов, обеспечивающих реализацию программы ФГОС:
- Закон 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012;
- Федеральный государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден МОиН РФ приказом № 1897 от 17 декабря 2010 года; - Примерная основной образовательной программы образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е.С.Савинов]. – М.: Просвещение, 2011. (Стандарты второго поколения);
- Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (СанПиН 2.4.2.2821-10; зарегистрировано в Минюсте РФ 03.03. 2011. Регистрационный № 19993;
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010.№1897 «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;
- Основная образовательная программа ООО МОУ Нижнебузулинской СОШ (утверждена приказом от 31.08.2013.№74);
В основе данной рабочей использована программа по направлению «Музыка» составлена на основе примерной программы по музыке для основного общего образования (2-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 176 с.) и авторской программы «Музыка. 5-7 классы»./ Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская.-М.: Просвещение, 2011.
Общие цели образования с учётом специфики предмета
Изучение музыки направленно на достижение следующей цели:
–формирование музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части их духовной культуры.
Задачи учебного предмета
- развитие общей музыкальности и эмоциональности, эмпатии и восприимчивости, интеллектуальной сферы и творческого потенциала, художественного вкуса, общих музыкальных способностей;
- освоение музыки и знаний о музыке, её интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов; о её взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью;
- овладение художественно – практическими умениями и навыками в разнообразных видах музыкально-творческой деятельности: слушании музыки и пении, инструментальном музицировании и музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации музыкальных произведений, музыкально-творческой практике с применением информационно-коммуникационных технологий;
- воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке; устойчивого интереса к музыке, музыкальному искусству своего народа и других народов мира; музыкального вкуса учащихся; потребности к самостоятельному общению с высокохудожественной музыкой и музыкальному самообразованию; слушательской и исполнительской культуры учащихся.
Место предмета в учебном плане
Для проведения занятий по образовательной области «Музыка» Базисным учебным планом общеобразовательных учреждений на федеральном уровне в 6 классах еженедельно отводятся 1 час учебных занятий при продолжительности учебного года 35 недель.
Роль учебного курса
в достижении учащимися планируемых результатов.
Предмет «Музыка» является необходимым компонентом общего образования школьников. Его содержание
нацелено на изучение многообразных взаимодействий музыки с жизнью, природой, обычаями, литературой, живописью, историей, психологией музыкального восприятия, а также с другими видами и предметами художественной и познавательной деятельности.
Программа основана на обширном материале, охватывающем различные виды искусств, которые дают возможность учащимся усваивать духовный опыт поколений, нравственно-эстетические ценности мировой художественной культуры, и преобразуют духовный мир человека, его душевное состояние. Содержание данной программы раскрывается в учебных темах каждого полугодия. В обновленном музыкальном материале, а также введении параллельного и методически целесообразного литературного и изобразительного рядов. В программе 6 класса рассматривается многообразие музыкальных образов, запечатленных в жанрах вокальной, инструментальной и инструментально-симфонической музыки. Музыкальный образ рассматривается как живое, обобщенное представление о действительности, выраженное в звуках. В сферу изучения входят также интонационная природа музыкальных образов, приемы взаимодействия и развития различных образных сфер в музыкальном искусстве. Мир образов народной, религиозной, классической и современной музыки. Музыка в семье искусств.
Приоритетным направлением содержания программы и УМК по-прежнему остается русская музыкальная культура. Фольклор, классическое наследие, музыка религиозной традиции, современные музыкальные направления музыкального искусства формируют у учащихся национальное самосознание, понимание значимости своей культуры в художественной картине мира.
В результате изучения музыки ученик независимо от изучаемого блока или раздела получает возможность:
-понимать жизненно-образное содержание музыкальных произведений разных жанров; различать лирические, эпические, драматические музыкальные образы;
- иметь представление о приёмах взаимодействия и развития образов музыкальных сочинений;
- знать имена выдающихся русских и зарубежных композиторов, приводить примеры их произведений;
- уметь по характерным признакам определять принадлежность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю (музыка классическая, народная, религиозная, современная;
- владеть навыками музицирования: исполнение песен ( народных, классического репертуара, современных авторов), напевание запомнившихся мелодий знакомых музыкальных сочинений;
- анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргументируя исполнительскую интерпретацию замысла композитора;
- раскрывать образный строй музыкальных произведений на основе взаимодействия различных видов искусства;
- развивать навыки исследовательской художественно-эстетической деятельности (выполнение индивидуальных и коллективных проектов);
-применять информационно-коммуникативные технологии для расширения опыта творческой деятельности в процессе поиска информации в образовательном пространстве сети Интернет.
Информация о количестве учебных часов
При формировании учебного плана как составляющей организационного компонента основной образовательной программы основного
общего образования на преподавание предметной области «Музыка» в 6 классе выделено 1 часа в неделю (35 часов в год)
Содержание
6 класс
Раздел 1. Мир образов вокальной и инструментальной музыки (17 ч)
Удивительный мир музыкальных образов. Образы романсов и песен русских композиторов. Два музыкальных посвящения. Портрет в музыке и живописи. «Уноси моё сердце в звенящую даль». Музыкальный образ и мастерство исполнителя. Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве композитов. Образ песен зарубежных композиторов. Искусство прекрасного пения. Старинной песни мир. Народное искусство Древней Руси
Русская духовная музыка «Фрески Софии Киевской». «Перезвоны».
Молитва. «Небесное и земное» в музыке Баха. Образы скорби и печали. «Фортуна правит миром». Авторская песня: прошлое и настоящее. Джаз – искусство 20 века.
Планируемые результаты УУД:
Личностные:
-проявлять самостоятельность и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей; проявлять положительные качества личности, дисциплинированность, трудолюбие, эстетичности.
Метапредметные:
познавательные:
-Углубление представления о неразрывном единстве музыки и жизни.
-Развитие познавательного интереса.
- Эстетические потребности, ценности и чувства, эстетическое сознание как результат освоения художественного наследия народов России, творческой деятельности музыкально-эстетического характера.
-Развитие интереса к музыкальной деятельности.
Регулятивные:
-Умение анализировать собственную учебную деятельность, адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи и собственные возможности её решения. Вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов.
- Умение определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации; умение устанавливать причинно-следственные связи; размышлять, рассуждать и делать выводы; смысловое чтение текстов различных стилей и жанров.
- Использование разных источников информации, ИКТ;
Самостоятельный выбор целей и способов решения учебных задач (включая интонационно-образный и жанрово-стилевой анализ сочинений) в процессе восприятия и исполнения музыки различных эпох, стилей, жанров, композиторских школ.
Познавательные:
- Понимание социальных функций музыки в жизни людей, общества, в своей жизни; личностное освоение содержания образов (лирических, эпических, драматических) на основе поиска их жизненного содержания, широких ассоциативных связей музыки с другими видами искусства;
- Понимание социальных функций музыки в жизни людей, общества, в своей жизни; личностное освоение содержания образов (лирических, эпических, драматических) на основе поиска их жизненного содержания, широких ассоциативных связей музыки с другими видами искусства.
- Воспитание уважения к истории культуры своего народа, выраженной в музыкальном и изобразительном искусстве.
Уметь: анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргументируя исполнительскую интерпретацию замысла композитора. Владеть навыками музицирования: исполнение песен, напевание запомнившихся мелодий знакомых музыкальных сочинений.
Раздел 2. Мир образов камерной и симфонической музыки (18ч)
Вечные темы искусства и жизни. Могучее царство Ф.Шопена. Вдали от Родины. Ночной пейзаж.
Ноктюрн. Инструментальный концерт. Космический пейзаж.
Быть может вся природа – мозаика цветов. Образы симфонической музыки.
«Метель».Музыкальные иллюстрации к повести А.С.Пушкина. Симфоническое развитие музыкальных образов.
«В печали весел, а в веселье печален». «Связь времен». Программная увертюра.
Людвиг Ван Бетховен «Эгмонт»
Увертюра-фантазия П.И.Чайковского «Ромео и Джульетта». Мир музыкального театра.
Планируемые результаты УУД:
Личностные: Сформированность коммуникативной компетентности в общении со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной и творческой деятельности;
Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные:
познавательные: Понимать взаимодействие музыки с другими видами искусства на основе осознания специфики языка каждого из них (музыки, литературы, изобразительного искусства, театра, кино и др.) Выявлять связь музыки с другими видами искусства, историей и жизнью, определять приемы развития и средства выразительности;
Осуществлять исследовательскую художественно-эстетическую деятельность;
Оценивать собственную музыкально-творческую деятельность.
Регулятивные:
Умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов;
Умение определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации; умение устанавливать причинно-следственные связи; размышлять, рассуждать и делать выводы.
Познавательные:
Стремление к приобретению музыкально-слухового опыта общения с известными и новыми музыкальными произведениями различных жанров, стилей народной и профессиональной музыки, познанию приемов развития музыкальных образов, особенностей их музыкального языка;
Расширение представлений о связях музыки с другими видами искусства на основе художественно-творческой, исследовательской деятельности.
Уметь:
- называть полные имена композиторов: В.Моцарт, П.И.Чайковский;
- проводить интонационно-образный анализ музыкальных произведений;
- определять тембры музыкальных инструментов.
- проводить интонационно-образный анализ музыкального произведения;
- определять форму, приемы развития музыки, тембры;
- выявлять средства выразительности музыкальных инструментов;
- применять дирижерский жест для передачи музыкальных образов.
-определять форму музыкального произведения, определять тембры музыкальных инструментов, определять выразительные и изобразительные образы в музыке, -сопоставлять поэтические и музыкальные произведения.
Система оценки планируемых результатов
В текущей оценочной деятельности целесообразно соотносить результаты, продемонстрированные учеником, с оценками типа:
«зачёт/незачёт» («удовлетворительно/неудовлетворительно»), т. е. оценкой, свидетельствующей об освоении опорной системы знаний и правильном выполнении учебных действий в рамках диапазона (круга) заданных задач, построенных на опорном учебном материале;
«хорошо», «отлично» – оценками, свидетельствующими об усвоении опорной системы знаний на уровне осознанного произвольного овладения учебными действиями, а также о кругозоре, широте (или избирательности) интересов.
Это не исключает возможности использования традиционной системы отметок по 5 балльной шкале.
Направления проектной деятельности
В основной школе можно выделить следующие виды учебных проектов:
по доминирующему в проекте виду деятельности: исследовательские, информационные, практико-ориентированные, ролево-игровые, творческие;
по количеству учащихся: индивидуальные, парные, групповые, коллективные;
по месту проведения: урочные, внеурочные;
по теме: монопроекты (в рамках одного учебного предмета), межпредметные, свободные (выходят за рамки школьного обучения.
по продолжительности: краткосрочные (1-2 урока), средней продолжительности (до 1 месяца), долгосрочные
Учебно-тематический план
6 класс
Разделы и темы | часы | |
Раздел 1. Мир образов вокальной и инструментальной музыки | (17 ч) | |
Раздел 2. Мир образов камерной и симфонической музыки | (18ч) | |
Итого: | 35 часов |
Планируемые результаты
В данной программе заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся универсальных учебных действий.
Личностные УУД:
- вхождение обучающихся в мир духовных ценностей музыкального искусства, влияющих на выбор наиболее значимых ценностных ориентаций личности;
- понимание социальных функций музыки (познавательной, коммуникативной, эстетической, практической, воспитательной, зрелищной и др.) в жизни людей, общества, в своей жизни;
- осознание особенностей музыкальной культуры России, своего региона, разных культур и народов мира, понимание представителей другой национальности, другой культуры и стремление вступать с ними в диалог;
- личностное освоение содержания музыкальных образов (лирических, эпических, драматических) на основе поиска их жизненного содержания, широких ассоциативных связей музыки с другими видами искусства;
- осмысление взаимодействия искусств как средства расширения представлений о содержании музыкальных образов, их влиянии на духовно-нравственное становление личности;
- понимание жизненного содержания народной, религиозной, классической и современной музыки, выявление ассоциативных связей музыки с литературой, изобразительным искусством, кино, театром в процессе освоения музыкальной культуры своего региона, России, мира, разнообразных форм музицирования, участия в исследовательских проектах.
РегулятивныеУУД:
- самостоятельный выбор целей и способов решения учебных задач (включая интонационно-образный и жанрово-стилевой анализ сочинений) в процессе восприятия и исполнения музыки различных эпох, стилей, жанров, композиторских школ;
- планирование собственных действий в процессе восприятия, исполнения музыки, создания импровизаций при выявлении взаимодействия музыки с другими видами искусства, участия в художественной и проектно-исследовательской деятельности;
- совершенствование действий контроля, коррекции, оценки действий партнёра в коллективной и групповой музыкальной, творческо-художественной, исследовательской деятельности;
- саморегуляция волевых усилий, способности к мобилизации сил в процессе работы над исполнением музыкальных сочинений на уроке, во внеурочных и внешкольных формах музыкально-эстетической, проектной деятельности, в самообразовании;
- развитие критического отношения к собственным действиям, действиям одноклассников в процессе познания музыкального искусства, участия в индивидуальных и коллективных проектах;
- сравнение изложения одних и тех же сведений о музыкальном искусстве в различных источниках; приобретение навыков работы с сервисами интернета.
Познавательные УУД:
- стремление к приобретению музыкально-слухового опыта общения с известными и новыми музыкальными произведениями различных жанров, стилей народной и профессиональной музыки, познанию приёмов развития музыкальных образов, особенностей их музыкального языка;
- формирование интереса к специфике деятельности композиторов и исполнителей (профессиональных и народных), особенностям музыкальной культуры своего края, региона;
- расширение представлений о связях музыки с другими видами искусства на основе художественно-творческой, исследовательской деятельности;
-усвоение терминов и понятий музыкального языка и художественного языка различных видов искусства на основе выявления их общности и различий с терминами и понятиями художественного языка других видов искусства;
- применение полученных знаний о музыке и музыкантах, о других видах искусства в процессе самообразования, внеурочной творческой деятельности.
Коммуникативные УУД:
- решение учебных задач совместно с одноклассниками, учителем в процессе музыкальной, художественно-творческой, исследовательской деятельности;
- формирование способности вступать в контакт, высказывать свою точку зрения, слушать и понимать точку зрения собеседника, вести дискуссию по поводу различных явлений музыкальной культуры;
- формирование адекватного поведения в различных учебных, социальных ситуациях в процессе восприятия и музицирования, участия в исследовательских проектах, внеурочной деятельности;
- развитие навыков постановки проблемных вопросов во время поиска и сбора информации о музыке, музыкантах, в процессе восприятия и исполнения музыки;
- совершенствование навыков развёрнутого речевого высказывания в процессе анализа музыки ( с использованием музыкальных терминов и понятий), её оценки и представления в творческих формах работы в исследовательской, внеурочной, досуговой деятельности;
- знакомство с различными социальными ролями в процессе работы и защиты исследовательских проектов;
- самооценка и интепретация собственных коммуникативных действий в процессе восприятия, исполнения музыки, театрализаций, драматизаций музыкальных образов.
Информационные УУД:
-владение навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, справочниками, атласами, картами, энциклопедиями, каталогами, словарями, CD-ROM, Интернетом;
- самостоятельный поиск, извлечение, систематизация, анализ и отбор необходимой для решения учебных задач информации, её организация, преобразование, сохранение и передача;
- ориентация в информационных потоках, умение выделять в них главное и необходимое; умение осознанно воспринимать музыкальную и другую художественную информацию, распространяемую по каналам средств массовой информации;
- применение для решения учебных задач, проектно-исследовательской деятельности, информационных и телекоммуникационных технологий: аудио- и видеозаписи, электронная почта, Интернет;
- увеличение количества источников информации, с которыми можно работать одновременно при изучении особенностей музыкальных образов разных эпох, стилей, композиторских школ;
- осуществление интерактивного диалога в едином информационном пространстве музыкальной культуры.
Перечень материально-технического обеспечения.
Учебно-методический комплект «Музыка 6 класс» авторов Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской:
- Программа «Музыка 5- 7классы».- М., Просвещение, 2011г;
- Методическое пособие для учителя «Музыка 5-6 классы».- М., Просвещение, 2011г;
- «Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка. 6 класс».- М., Просвещение, 2011г;
- Фонохрестоматия для 6 класса (МР3).-М., Просвещение, 2011г;
- Учебник «Музыка. 6 класс».- М., Просвещение, 2011г;
- «Творческая тетрадь «Музыка. 6 класс» М.- Просвещение, 2011 г
- Портреты композиторов, исполнителей;
- Дидактический раздаточный материал;
- Коллекция цифровых образовательных ресурсов;
- Видеофильмы с записью фрагментов из оперных и балетных спектаклей, мюзиклов;
- Музыкальные инструменты: фортепиано, аккордеон;
- Видеофильмы с записью известных хоровых коллективов, оркестровых коллективов;
- Персональный компьютер;
- Медиапроектор.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ФГОС второго поколения. Рабочая программа 5 класс.
Пояснительная записка.Эмоциональное, активное восприятие музыки как основа музыкального воспитания в целом, на данном этапе обучения становится фундаментальной базой для дальнейшего разностороннего, и...
Рабочая программа по музыке для 2 класса ФГОС Критская Е.Д.
В программе указана характеристика УУД....
Рабочая программа по музыке для 3 класса ФГОС Критская Е.Д.
Программа содержит характеристику УУД....
Рабочая программа по музыке для 4 класса ФГОС Критская Е.Д.
Программа содержит характеристику УУД....
Рабочая программа "Русский язык.10 класс. ФГОС", уровень- углубленный, авторская программа под редакций С.И. Львовой
Рабочая программа " Русский язык. 10 класс. ФГОС" , уровень - углубленный, авторская программа под редакцией С.И. Львовой, количество часов 102, в неделю -3 часа...
Рабочая программа по истории 6 класс с использованием примерной рабочей программы по ФГОС
Рабочая программа, составленная в соответствии с требованиями ФГОС, на основе Примерной программы основного общего образования по истории для 5-9 классов образовательных учреждений и автор...
Рабочая программа по литературе 5-9 класс по новым ФГОС. Аннотация к рабочей программе по литературе 5-9 класс.
Рабочая программа по литературе 5-9 класс по новым ФГОС. Аннотация к рабочей программе по литературе 5-9 класс....