рабочая программа по учебному предмету народное музыкальное творчество (ФГТ)
рабочая программа (музыка) по теме
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей « Детская школа искусств»
Ровеньского района Белгородской области.
Рабочая программа
по общеразвивающей программе
в области музыкального искусства
«Народное творчество»
Срок обучения: 4 года
п. Ровеньки 2014 г.
«Одобрено» Методическим советом МБОУ ДОД «Детская школа искусств Ровеньского района Белгородской области» «14» марта 2014 г. | «Утверждаю» Директор МБОУ ДОД «Детская школа искусств Ровеньского района Белгородской области» Дойдина Н.И.
______________ (подпись) « 14» марта 2014 г. |
Разработчик: Очкий Н.И..,
преподаватель фольклора
МБОУ ДОД
«Ровеньская ДШИ»
Рецензент: Кулеш Наталья Александровна
Артистка (вокалистка) солистка
Белгородской государственной филармонии,
преподаватель кафедры искусства народного
пения Белгородского государственного
института искусств и культуры
Структура программы учебного предмета
- Пояснительная записка
- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;
- Срок реализации учебного предмета;
- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета;
- Форма проведения учебных аудиторных занятий;
- Цель и задачи учебного предмета;
- Обоснование структуры программы учебного предмета;
- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета;
- Содержание учебного предмета
- Учебно-тематический план;
-Распределение учебного материала по годам обучения;
- Формы работы на уроках народного творчества;
- Требования к уровню подготовки обучающихся
- Формы и методы контроля;
- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;
- Контрольные требования на разных этапах обучения;
- Методическое обеспечение учебного процесса
- Методические рекомендации педагогическим работникам по основным формам работы;
- Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся;
- Список рекомендуемой учебно-методической литературы
- Учебная литература,
- Учебно-методическая литература;
- Методическая литература
Пояснительная записка
- Характеристика учебного предмета, его место и цель в образовательном процессе
С малых лет человек должен осознавать себя гражданином России. Для этого ему необходимо приобщаться к истокам, питающим это чувство. Чтобы приобщить детей к глубинному традиционному наследию, разработана данная программа « Народное творчество».
Программа «Народное творчество» имеет важное воспитательное значение, так как показывает нравственное и эстетическое богатство традиционной культуры, способствует формированию осознанного патриотического чувства, основанного на понимании тех духовных ценностей, которые рождены веками длительного исторического пути русского народа.
Освоение русской национальной культуры наиболее легко и свободно происходит через календарные обряды. В течении двух лет дети знакомятся с русским устным народным творчеством, русскими праздниками, играют в игры своих предков.
Данный курс «Народного творчества» составлен на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской федерации от 21.11.2013 № 191-01- 39/06-ГИ, а так же с учетом многолетнего педагогического опыта в области народного творчества в детских школах искусств.
Срок реализации учебного предмета
Срок реализации учебного предмета «Народное творчество» для детей, поступивших в образовательное учреждение в первый класс с 6 лет до 17, составляет 2 года ( 1 - 2 класс).
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета
Год обучения | 1-й | 2-й | |
Форма занятий | |||
Аудиторная (в часах) | 34 | 34 | |
Внеаудиторная (самостоятельная, в часах) | 34 | 34 | |
Максимальная учебная нагрузка (в часах) | 68 | 68 | 136 |
Максимальная учебная нагрузка по предмету «Народное музыкальное творчество» составляет 136часов
Форма проведения учебных аудиторных занятий
Форма проведения занятий по предмету «Народное творчество» - мелкогрупповая, от 2 до 4 человек, от 4 до 6 человек.
Цели и задачи учебного предмета «Народное творчество»
Цель предмета – формирование у учащихся целостного представления
о фольклоре, воспитание интереса, уважения и бережного отношения к истории своего народа, его культуре.
Задачи курса – дать знания в области народного творчества, основных его видов и жанров, определить его место в мировой культуре, раскрыть эстетико – художественную ценность фольклора, его значимость.
Результатом освоения курса является приобретение учащимися следующих знаний и умений:
- знания жанров отечественного народного музыкального творчества, обрядов и народных праздников;
- знание особенностей исполнение народных песен, изученных песенных жанров;
- знание специфики средств выразительности фольклора;
- первичных знаний об основных эстетических и стилевых направлениях в области музыкального искусства;
- знаний особенностей национальной народной музыки и ее влияния на специфические черты композиторских школ;
- умение анализировать музыкальный фольклор;
- умение применять теоретические знания в исполнительской практике;
- знание профессиональной терминологии.
Описание материально – технических условий реализации учебного предмета
Материально – технические условия, необходимые для реализации учебного предмета «Народное творчество»:
- обеспечение доступом каждого учащегося к библиотечным фондам, формируемым по полному перечню учебного плана; во время самостоятельной работы учащиеся могут быть подключены доступом к сети Интернет;
- укомплектование библиотечного фонда печатными или электронными изданиями основной и дополнительной учебной и учебно – методической литературой, соответствующей требованиям программы;
- наличие фонотеки, укомплектованной аудио и видеозаписями музыкальных произведений , соответствующих требованиям программы.
Учебные аудитории, предназначенные для реализации учебного предмета «Народное музыкальное творчество» , пианино или баяном, звукотехническим оборудованием , видео-оборудованием, учебной мебелью, (доской, столами, стульями, шкафами) и оформляются наглядными пособиями, имеют звукоизоляцию.
Учебно - тематический план
1 класс
№ | Наименование раздела темы. | Вид учеб- ного занятия | Общий объем времени (в часах) | ||
Максималь- ная нагрузка | Самостояте-льная работа | Аудиторные занятия | |||
Введение. | урок | 2 | 1 | 1 | |
1 | Человек и его взаимоотношения с природой | ||||
1.1 | Музыкальные считалки, скороговорки, загадки – основа игрового творчества. | урок | 2 | 1 | 1 |
1.2 | Осенний труд – взрослых и детей. Уборка последнего снопа. Обычаи в конце жатвы. | урок | 2 | 1 | 1 |
1.3 | Встреча Матушки Осенины и Рождества Богородицы. | урок | 2 | 1 | 1 |
1.4 | Льняные смотрины (Параскева Пятница – покровительница женских ремесел) | урок | 2 | 1 | 1 |
1.5 | Кузьминки – первый зимний праздник. Образ Кузьмы и Домиана. | урок | 2 | 1 | 1 |
1.6 | Понятие зимних святок. | урок | 2 | 1 | 1 |
1.7 | Учимся величать друг друга. Девичьи колядки. | урок | 2 | 1 | 1 |
1.8 | Колядки для мальчиков | урок | 2 | 1 | 1 |
1.9 | Рождество Христово в русской национальной традиции. | урок | 2 | 1 | 1 |
1.10 | Щедрый вечер – богатый вечер. | урок | 2 | 1 | 1 |
1.11 | Посевальные обряды на Васильев день. | урок | 2 | 1 | 1 |
1.12 | Крещение. Конец святок. | урок | 2 | 1 | 1 |
1.13 | Готовимся к Масленице. | урок | 2 | 1 | 1 |
1.14 | Встреча Масленицы. | урок | 2 | 1 | 1 |
1.15 | Контрольный урок | урок | 2 | 1 | 1 |
1.16 | Четверг – перелом отношений к масленице | урок | 2 | 1 | 1 |
1.17 | Прощенное Воскресенье (проводы Масленицы). | урок | 2 | 1 | 1 |
1.18 | Духовный смысл поста в народной традиции. | урок | 2 | 1 | 1 |
1.19 | Весенние заклички. | урок | 2 | 1 | 1 |
1.20 | Весенние приметы, пословицы и поговорки. | урок | 2 | 1 | 1 |
1.21 | Весенний труд взрослых и детей. | урок | 2 | 1 | 1 |
1.22 | Вербное Воскресенье. | урок | 2 | 1 | 1 |
1.23 | Пасха – светлое Воскресенье. | урок | 2 | 1 | 1 |
1.24 | Обряды и обычаи Красной горки. | урок | 2 | 1 | 1 |
1.25 | Обряды и обычаи Егорьева дня. | урок | 2 | 1 | 1 |
1.26 | Образ Георгия Победоносца духовных стихах. | урок | 2 | 1 | 1 |
1.27 | Народная инструментальная музыка пастухов. | урок | 2 | 1 | 1 |
1.28 | Зеленые святки. | урок | 2 | 1 | 1 |
1.29 | Детские календарные заклички. | урок | 2 | 1 | 1 |
1.30 | Иван Купало – середина лета | урок | 2 | 1 | 1 |
1.31 | Спас – Яблочный, медовый, хлебный. | урок | 2 | 1 | 1 |
1.32 | Русская ярмарка | урок | 2 | 1 | 1 |
1.33 | Русская матрешка | урок | 2 | 1 | 1 |
1.34 | Контрольный урок | урок | 2 | 1 | 1 |
Всего: | 70 часов | 35 | 35 |
Учебно – тематический план
2 класс
№ | Наименование раздела темы. | Вид учебного занятия | Общий объем времени (в часах) | ||
Максимальная нагрузка | Самостоятельная работа | Аудиторные занятия | |||
2 | Человек и его семья, род. | ||||
2.1 | Народная культура, как общность людей различных поколений. | урок | 2 | 1 | 1 |
2.2 | Учимся познавать свою семью. | урок | 2 | 1 | 1 |
2.3 | Учимся петь колыбельные песни. | урок | 2 | 1 | 1 |
2.4 | Покров – время посиделок. | урок | 2 | 1 | 1 |
2.5 | Посиделки – школа взаимоотношений парней и девушек. | урок | 2 | 1 | 1 |
2.6 | Южнорусская свадьба – сложная игра. | урок | 2 | 1 | 1 |
2.7 | Сватовство. | урок | 2 | 1 | 1 |
2.8 | «Пропой». | урок | 2 | 1 | 1 |
2.9 | Девишник – время прощания с родимым домом. | урок | 2 | 1 | 1 |
2.10 | Утро свадебного дня. | урок | 2 | 1 | 1 |
2.11 | Повивание – особый ритуал свадебной игры. | урок | 2 | 1 | 1 |
2.12 | Костюм – женский, девичий. | урок | 2 | 1 | 1 |
2.13 | Святки – время игр и развлечений. | урок | 2 | 1 | 1 |
2.14 | Святочные гадания. | урок | 2 | 1 | 1 |
2.15 | Масленица – время чествования молодых | урок | 2 | 1 | 1 |
1.16 | Контрольный урок | урок | 2 | 1 | 1 |
2.17 | Песни строгого поста. | урок | 2 | 1 | 1 |
2.18 | Колокольный звон на Руси. | урок | 2 | 1 | 1 |
2.19 | Русская народная сказка. Волшебные сказки | урок | 2 | 1 | 1 |
2.20 | Славянские божества. | урок | 2 | 1 | 1 |
2.21 | Красная горка – время хороводов. | урок | 2 | 1 | 1 |
2.22 | Хоровод – воспитание взаимоотношений молодежи. | урок | 2 | 1 | 1 |
2.23 | Народные инструменты, связанные с хороводом. | урок | 2 | 1 | 1 |
2.24 | Формы хороводов. | урок | 2 | 1 | 1 |
2.25 | Виды хороводных песен | урок | 2 | 1 | 1 |
2.26 | «Пересек» | урок | 2 | 1 | 1 |
2.27 | Правила жизни в старину | урок | 2 | 1 | 1 |
2.28 | Добрые дела моих предков. | урок | 2 | 1 | 1 |
2.29 | Крестьянский двор, южнорусский дом. | урок | 2 | 1 | 1 |
2.30 | Старинная русская кухня. | урок | 2 | 1 | 1 |
2.31 | Частушка | урок | 2 | 1 | 1 |
2.32 | Частушечный инструментарий | урок | 2 | 1 | 1 |
2.33 | Городская песня | урок | 2 | 1 | 1 |
2.34 | Авторская песня | урок | 2 | 1 | 1 |
2.35 | Контрольный урок | урок | 2 | 1 | 1 |
Всего: | 70 часов | 35 | 35 |
Содержание дисциплины
Введение, специфика произведений народного творчества, формирование жанров.
Фольклор – это наши корни. Вводный урок, дающий понятие детям о специфике фольклора, формах его бытования, фольклористике как науке. Признаки народности произведений: устная передача, вариантность, импровизационность, коллективность, проверка временем.
Тема 1. Человек и его взаимоотношения с природой: календарно- земледельческие песни и связанные с ним обряды.
Сквозной сюжет занятий связан с изучением календарно – обрядовой деятельностью наших предков. Через труд, как основной метод выживания, познаются главные праздники календаря. Связь календаря с сельскохозяйственными работами.
Осенний труд взрослых и детей. Уборка последнего снопа. Роль жней. Обычаи в конце жатвы, основной труд детей при уборке урожая. Встреча Матушки Осенины и Рождества Богородицы. Взаимоотношение дохристианского земледельческого календаря и календаря христианского в народной культуре. Льняные смотрины, Параскева Пятница – покровительница женских ремесел. Вышивка с использованием Параскевы Пятницы (Макоши). Кузьминки – первый зимний праздник. Образы Кузьмы и Домиана.
Понятие зимних святок. Связь христианского и языческого начал. Связь Коляды с зимним Солнцеворотом. Образ солнца – младенца в народной традиции. Исполнители «колядок». Песни – колядки в детском творчестве. Рождество Христово в русской национальной традиции. Понятие о духовном смысле христианского праздника. Исполнители «христославлений». «Щедрый вечер, богатый вечер». Значение «щедровок» в народной традиции, исполнители песен. Посевальные обряды на «Васильев день». Исполнители «посевани». Святки – время игр и развлечений. Святочные посиделки. Мир персонажей в ряжении. Святочные гадания. Места гаданий. Сиволика брака, смерти, богатства, бедности. Крещение.
Образ Масленицы в обрядовой культуре. Связь с языческим началом через мифическое существо. Главные аспекты масленичной недели. Основные названия дней масленичной недели. Обрядовые и необрядовые песни.
Духовный смысл Поста в народной традиции. Весенний труд взрослых и детей. Вербное воскресенье. Духовный смысл Вербного воскресенья в языческой и христианской традиции. Связь вербы и пальмовых ветвей при встрече Иисуса Христа. Пасха – светлое Воскресенье. Понятие древнейшей мифологии «Смерть – Воскрешение».
Обряды и обычаи Красной горки. Связь русских хороводов с календарем. Соборность хороводного действа, роль костюма. Обряды и обычаи Егорьева дня, связанные с первым выгоном скота и топтанием росы – пробуждением земли от зимнего сна к весеннее – летнему бодрствованию. Символика пастушьих заговоров. Образ Георгия Победоносца в духовных стихах и в русле развития сюжета о змееборце. Народная инструментальная музыка пастухов.
Зеленые святки – праздник расцветающей природы. «Кумление», сведения об обряде завивание березки. Троица в христианской традиции.
Иван Купало – середина лета Трудовые песни лета. Спас яблочный, медовый, хлебный. Русская ярмарка.
Примерный музыкальный материал по темам:
- Вот под нашею горою.
- Плакала Марьюшка.
- Где же ты был наш черный баран.
- Жил я у пана.
- Заклички дождя, солнца, радуги.
- Текла река быстра.
- Колида, я ходила, я гуляла.
- Колида не перепелка.
- Колядин.
- Щедровочка щедровала.
- Щедрики ведрики.
- Разливалось сине море, тихай Дон.
- По оечушке, по Самарушке.
- Пойду я в зеленый сад.
- Во поле то лен, лен.
Игровой материал
- Пошла коза по лесу.
- Ой, козушка, ой серая.
- Музыкальные считалки.
- А на горе мак.
- Посадил дед репку.
- Ходим кругом.
- Здравствуй дедушка Семак.
- Селезень утку загонял.
- Сиди, сиди Яша.
- Гуси, вы гуси.
- Дедушка – сапожник.
- Как на Танены именины.
- Заиграло синее море.
Литература:
- Народная песня Белгородского края. Хрестоматия. Белгород: изд. Шаповалова 1996г. -192с.
- И. Веретенников. Ой, заря моя зорюшка. Народные песни для сольного сценического исполнения/ Белгород: Белгородский государственный центр народного творчества ,2003г.
- Н. И. Кравцов, С. Г. Лазутин. Русское устное народное творчество изд. «Высшая школа», 1983, с изменениями.
- Сказки. Потешки. Загадки. Г.П.У. «Фирма «Полиграф ресурсы» . Москва 2000г.
- В. Вольнов. Русская деревня. Белый город. Москва 2005г.
- М. Межнева. Праздники на Руси. Белый город. Москва 2007г.
- Ю. М. Овсянников. Картины русского быта. Изд. «Аст – Пресс. Галатар». Москва 2000г.
- М. С. Жиров. Народная художественная культура Белгородчины. Учебное пособие. Белгородская областная типография 2000г.
- О. Я. Жирова. О. И. Алексеева. С.П. Коноваленко. Л. П. Сараева. Е.Л. Хорошилова. Бояре, а мы к вам пришли. Музыкальный фольклор Белгородчины детям. Учебно - методическое пособие . Изд. И. П. Данилюк. Белглорд 2012г.
- О. Я. Жирова. О. И. Алексеева. С.П. Коноваленко. Л. П. Сараева. Е.Л. Хорошилова. Бояре, а мы к вам пришли. Музыкальный фольклор Белгородчины детям. Учебно - методическое пособие .Выпуск 2. Изд. И. П. Данилюк. Белглорд 2013г.
- О. Я. Жирова. Вместе играем да поем, да старинушку русскую узнаем. По мотивам Белгородского музыкально – обрядового фольклора. Управление культуры Администрации Белгородской области, Белгородский государственный колледж культуры и искусства. 2009г.
- Е. А. Мищенко. Народные игры с припевками. Белгородский государственный центр народного творчества , Белгород. 2003г.
- Русская народная песня для детей. Сборник в помощь музыкальным работникам детских садов и начальной школы. Санкт – Петербург. Изд. «Детство – Пресс». 1999г.
- О. Е. Светова. Е. В. Никольская. Фольклорные праздники в детском саду. Ростов – на Дону «Феникс» 2009г.
- С. И. Мерзлякова, Е. Ю. Комалькова. Фольклорные праздники для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Гусли звончатые». Москва. Гуманитарный издательский центр Владос. 2001г.
- Масленица – подлизуха. Масленичные обряды и песни Белгородской области. Белгородский государственный центр народного творчества. Центр исследования традиционной культуры, Белгород, 2004г.
- Заплетися плетень. Игровые песни для детей младшего школьного возраста. Белгородский государственный центр народного творчества 2003г.
Тема 2. Человек и его семья, род: детский музыкальный фольклор, семейно- бытовой фольклор, свадебная обрядность, приуроченный и не приуроченные песни, хороводно – плясовые песни.
Основной темой обучения является изучение человеческой жизни от рождения до самой смерти. Спиралевидное освоение проблемы понимания психологии народного характера продолжает находиться в поле зрения педагога.
Народная культура, как общность людей различных поколений. Взаимоотношения людей различных возрастов в крестьянской семье. Как звали различные родственные линии. Учимся познавать свою семью. Как мое имя связано с родовой линией. Рисуем генеалогическое древо. Правила жизни в старину. Добрые дела моих предков. Крестьянский двор южно – русский дом. Старинная русская кухня –« Щи да каша – пища наша».
Поэзия пествования и ее роль в становлении эмоционально – эстетической сфере ребенка. Песни – «пестушки». Учимся петь колыбельные песни. Манера исполнения колыбельных песен.
Детский фольклор: потешный, игровой, календарный. Потешный фольклор: прибаутки, дразнилки. Игровой: считалки, игры драматические, хороводные, спортивные.
Покров – время посиделок. Посиделки – школа взаимоотношений парней и девушек. Нравственный и эстетический способ формирования дружеских и любовных взаимоотношений молодых людей. Сюжеты игровых «вечерочных» песен.
Южнорусская свадьба – сложная игра. Календарное приурочение свадебных игр – осенью (от Покрова до Филипповки), зимой (между крещением и Масленицей), весной (от Красной Горки до Троицы). «Свтовство». Основные свадебные чины согласно региональным традициям. «Пропой». Основные задачи «пропоя». Исполнение обрядовых песен. «Девишник» - время прощания с родным домом. Время проведения «девишника», ритуал бани, замес каравая, прощание с умершими родными. Передача жениховой рубахи. «Утро свадебного дня». Прощание с подругами, приезд жениха с дружкой. Отъезд свадебного поезда.
«Венчание». Приезд в дом жениха. «Повивание» - особый ритуал свадебной игры. «Свадебный пир», эстетическая функция свадебной одежды. Костюм женский, девичий. Символика и атрибутика отдельных частей свадебной одежды (цвет, орнамент, назначение).
Песни строгого поста. Особая тематика духовных стихов, основные герои, колокольный звон на Руси. Назначение колоколен, их роль в жизни наших предков. Волшебная сказка и ее символика.
Хоровод – воспитание взаимоотношений молодежи. Народные инструменты, связанные с хороводом.
Обрядовая и бытовая функция хороводов. Сезонная приуроченность: весенние уличные, осенне – зимние посиделочные. Тематика, сюжетные мотивы хороводов: описание природы, восхваление молодоженов. Формы хороводов: круговые, линейные. Виды хороводных песен. «Пересек». Частушка – исполнители частушек, виды частушек, частушечный инструментарий. Городская народная песня: истоки жанра, основные черты, исполнители. Авторская песня.
Примерный музыкальный материал по темам:
- Пошла киса по водицу.
- Баюшки, баю.
- Толку, толку маку.
- А дуду, дуду, дуду.
- Пойду я в зеленый сад.
- Ходил Ваня по лужочку.
- В нас по улице.
- Что же ты, хмелюшка, не родился.
- Ой, раным – рано.
- У ворот трава растет.
- Мимо моего садика.
- Ходя Илья.
- Калядушечки ходють, бродють.
- Селезень утку загонял.
- Иванушка – рачек.
- Кочеток
- Кочерыжка – дуда.
- Дождик, дождик припусти.
- Весна – красна.
Игровой материал
- Мышка.
- Колечко.
- У нас во бору, бору.
- Гуси и волк.
- Бояре, а мы к вам пришли.
- Сидит Дрема.
- Золотые ворота.
- Медведь.
- Садовник.
- Улица широкая.
- Как у нас козлик.
- Заплетися плетень.
- Король по городу ходя.
- Как у дедушки Егора.
- Хрен господин.
Литература:
- Н. И. Кравцов, С. Г. Лазутин. Русское устное народное творчество изд. «Высшая школа», 1983, с изменениями.
- Сказки. Потешки. Загадки. Г.П.У. «Фирма «Полиграф ресурсы» . Москва 2000г.
- С. И. Мерзлякова, Е. Ю. Комалькова. Фольклорные праздники для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Гусли звончатые». Москва. Гуманитарный издательский центр Владос. 2001г.
- О. Я. Жирова. Вместе играем да поем, да старинушку русскую узнаем. По мотивам Белгородского музыкально – обрядового фольклора. Управление культуры Администрации Белгородской области, Белгородский государственный колледж культуры и искусства. 2009г.
- Е. А. Мищенко. Народные игры с припевками. Белгородский государственный центр народного творчества , Белгород. 2003г.
- О. Я. Жирова. О. И. Алексеева. С.П. Коноваленко. Л. П. Сараева. Е.Л. Хорошилова. Бояре, а мы к вам пришли. Музыкальный фольклор Белгородчины детям. Учебно - методическое пособие . Изд. И. П. Данилюк. Белглорд 2012г.
- О. Я. Жирова. О. И. Алексеева. С.П. Коноваленко. Л. П. Сараева. Е.Л. Хорошилова. Бояре, а мы к вам пришли. Музыкальный фольклор Белгородчины детям. Учебно - методическое пособие .Выпуск 2. Изд. И. П. Данилюк. Белглорд 2013г.
- В. Вольнов. Русская деревня. Белый город. Москва 2005г.
- М. Межнева. Праздники на Руси. Белый город. Москва 2007г.
- Ю. М. Овсянников. Картины русского быта. Изд. «Аст – Пресс. Галатар». Москва 2000г.
- М. С. Жиров. Народная художественная культура Белгородчины. Учебное пособие. Белгородская областная типография 2000г.
- Ю. Г Круглов. Русские обрядовые песни. Изд. Высшая школа. Москва 1982г.
- И. П. Зотова. Белгородский народный костюм. Белгород. Изд. «Истоки». 2005г.
- Ю. М. Овсянников. Картины русского быта. Изд. «Аст – Пресс. Галатар». Москва 2000г.
- В. Вардугин. Русская одежда. Саратов. Региональное Приволжское издательство «Детская книга». 2001г.
- Масленица – подлизуха. Масленичные обряды и песни Белгородской области. Белгородский государственный центр народного творчества. Центр исследования традиционной культуры, Белгород, 2004г.
- Заплетися плетень. Игровые песни для детей младшего школьного возраста. Белгородский государственный центр народного творчества 2003г.
Контроль знаний
Цель контрольных мероприятий – определить успешность развития учащихся и степень освоения ими учебных задач на данном этапе.
Объектами контроля должны явиться учебная работа в классе, уровень знаний и умений, а так же динамика развития, общие успехи. Учет успеваемости и контроль за выполнением программы, проводится несколькими способами:
- фронтальный опрос (проводится в устной или письменной форме. Выявляет общий уровень подготовки и усвояемости материала);
- поурочный опрос (позволяет оценить уровень подготовки домашнего задания и закрепить материал прошлого урока);
- беглый текущий опрос;
- систематическая проверка домашнего задания;
- музыкальная викторина.
Аттестация учащихся производится по текущему опросу и по контрольным урокам. Форма контрольных уроков различна в зависимости от объема, особенностей пройденного материала, а так же от способностей и возраста детей. Контрольные уроки проводятся в конце каждой четверти в виде письменных ответов:
- тестирование.
Вопросы (варианты ответов) на основе материала курса в соответствии с содержанием программы.
Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации программы предмета используются следующие методы обучения:
- словесный (объяснение, рассказ, беседа);
- наглядный (показ, демонстрация, наблюдение);
- практический (пение, игры, творческие задания).
Методические рекомендации
Данная программа ориентирована на курс «Народного творчества», изучаемого в ДШИ. Вместе с тем, в ней необходимо учитывать возрастные особенности учащихся, специфику детских музыкальных заведений.
Обучение музыкальному фольклору в школе опирается на такие виды деятельности детей, как исполнительство, слушание, музыкальное образование. Но педагогический процесс по освоению традиционной культуры имеет определенную специфику, опирающуюся на сенкретизм фольклора. Педагогика творчества вызывает интерес, одной из главных сил воспитания. И здесь, как ни что поможет игра. Разнообразие игр в фольклорных традициях позволяет существенно активизировать процесс восприятия фольклора, поскольку наглядно раскрывают вариантную природу фольклора, способствуют развитию памяти, певческо –слуховых навыков, творческих способностей детей.
Особенно важно обратить внимание на использование игр на первом году обучения. Это связано не только с возрастными особенностями учащихся, но и с формой бытования изучаемых тем народного музыкального творчества.
Элементы игры необходимы и при проведении проверочных работ по итогам учебного года.
Для более полного и углубленного освещения некоторых тем программы важно привлечение материалов других видов искусства (поэзии, литературы, живописи и др.). в целях повышения интереса к уроку целесообразно постоянное использование наглядных пособий: репродукций , диапозитивов, фильмов(или фрагментов),а так же видео и аудиоматериалов. При подборе иллюстративного и лекционного материала важно учитывать, прежде всего, местные традиции каждого района.
При использовании иллюстративного материала по каждой теме следует активно привлекать учащихся к исполнению народных песен и предлагать им подражать манере народных певцов, что дает возможность полнее ощутить специфику местных традиций. Опора в образовательном процессе на региональный компонент позволяет приобщить детей к истокам своей малой родины, воспитывает любовь к родной земле.
Большое внимание необходимо уделять самостоятельной практической работе учащихся не только на уроке, но и дома, используя эвристический (частично - поисковый) метод, а так же анализ проблемных ситуаций. При разработке творческих заданий рекомендуется применять дифференцированный подход в зависимости от поставленной цели.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области искусств "Народное музыкальное творчество"
Структура программы:1.Пояснительная записка. 2.Учебно-тематическое планирование. 3 Содержаниепрограммы. 4. Требования к уровню подготовки обучающихся. 5. Формы и методы контроля . 6. Методическо...
Рабочая программа по учебному предмету РЕМЕСЛО ( декоративно - прикладное творчество)
Рабочая программа для детей со сложной структурой дефекта. Срок реализации -5 лет (5 -9классы)...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ (ГИТАРА)»
Программа учебного предмета «Музыкальный инструмент (гитара)» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвив...
Методическая разработка.Тесты по предмету "Народное музыкальное творчество"
Народное музыкальное творчество – одна из важных областей художественной культуры каждой страны, каждого народа. С давних, незапамятных времен складывали люди песни и напевные сказы, стремясь вы...
Самоанализ открытого урока по предмету «Народное музыкальное творчество» «Скрутим куклу ладную, обережную, нарядную».
В процессе занятия учащиеся среди большого разнообразия народных кукол находят общие черты, а также различия, по названиям кукол догадываются об их назначении. Играя в куклы, дети непроизвольно учатся...
Рабочая программа по учебному предмету "Основы музыкального исполнительства" (скрипка).
Общеразвивающая образовательная программа учебного предмета "Основы музыкального исполнительства" по виду инструмента "скрипка" разработана на основе "Рекомендаций по организа...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ» (аккордеон) для дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы художественной направленности в области музыкального искусства «Основы музыкального исполнительства»
Программа учебного предмета «Музыкальный инструмент (аккордеон)» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общераз...