РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ (ГИТАРА)»
рабочая программа (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)
Программа учебного предмета «Музыкальный инструмент (гитара)» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ, примерной программы по учебной дисциплине «Музыкальный инструмент – гитара шестиструнная» для детских музыкальных школ (Москва, 2002), по дополнительной образовательной программе в области музыкального искусства «Основы музыкального исполнительства (гитара)», а также с учетом многолетнего педагогического опыта в области исполнительства на гитаре в детских школах искусств.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prorgamma_gitara_tigran.docx | 53.03 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ
«МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ (ГИТАРА)»
Срок реализации 3 года
Путилково, 2018
«УТВЕРЖДАЮ»
_________________________________
« » ___________ 20 г.
«ПРИНЯТА»
На заседании Методического Совета
От « » ____________ 20 г.
Рабочая программа «Музыкальный инструмет (гитара)» составлена на основе федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства «Народные инструменты».
Составитель: Хачатрян Т.А., руководитель студии «Четыре Четверти»
Рецензент ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Рецензент ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Содержание
Пояснительная записка
- Содержание программы………………………………….……….. 3
- Требования к уровню подготовки учащихся……………………. 12
- Формы и методы контроля, система оценок…………………….. 21
- Методическое обеспечение учебного процесса…………………. 22
- Список литературы и средств обучения………………………… 27
Пояснительная записка
Программа учебного предмета «Музыкальный инструмент (гитара)» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ, примерной программы по учебной дисциплине «Музыкальный инструмент – гитара шестиструнная» для детских музыкальных школ (Москва, 2002), по дополнительной образовательной программе в области музыкального искусства «Основы музыкального исполнительства (гитара)», а также с учетом многолетнего педагогического опыта в области исполнительства на гитаре в детских школах искусств.
Гитара является одним из самых популярных музыкальных инструментов, используемых и в профессиональной, и в любительской исполнительской практике. Разнообразный гитарный репертуар включает музыку разных стилей и эпох, в том числе, классическую, популярную, джазовую.
Формирование навыков игры на гитаре позволяет учащимся в дальнейшем самостоятельно осваивать различные музыкальные инструменты, являющиеся «родственниками» классической шестиструнной гитары, – электрогитару, банджо, различные старинные струнные инструменты.
Предлагаемая программа рассчитана на трехлетний срок обучения.
Возраст детей, приступающих к освоению программы - от семи лет.
Данная программа предполагает достаточную свободу в выборе репертуара и направлена, прежде всего, на развитие интересов самого учащегося и имеет ряд особенностей:
- программа носит творческий характер и позволяет дифференцированно подходить к учащимся с учетом различных музыкальных способностей;
- в репертуаре учтены новые произведения, изданные в последнее десятилетие;
- уточнены требования по каждому классу.
Недельная нагрузка по предмету «Музыкальный инструмент (гитара)» составляет 2 часа в неделю. Занятия проходят в групповой (до 8ми человек) форме. В целях формирования навыков ансамблевого музицирования объем недельной нагрузки может быть увеличен.
Эффективным способом музыкального развития детей является игра в ансамбле, в том числе с педагогом, позволяющая совместными усилиями создавать художественный образ, развивающая умение слушать друг друга, гармонический слух, формирующая навыки игры ритмично, синхронно. Ансамблевое музицирование доставляет большое удовольствие ученикам и позволяет им уже на первом этапе обучения почувствовать себя музыкантами. А позитивные эмоции всегда являются серьезным стимулом в индивидуальных занятиях музыкой.
Гитара как аккомпанирующий инструмент пользуется большой популярностью и любовью. Чаще всего именно эти ее возможности являются мотивацией для начала обучения игре на гитаре. Ученикам можно предложить большой выбор музыкального материала: бардовская песня, старинные и современные романсы, эстрадная и рок музыка, популярные образцы классической музыки.
Данная программа не предполагает проведение итоговой аттестации. Итогом каждого периода обучения могут быть выступление учащегося в концертной программе учреждения, выступления на открытых уроках, перед сверстниками, и т.п. При выборе той или иной формы завершения обучения образовательная организация вправе применять индивидуальный подход.
Срок реализации учебного предмета
При реализации программы учебного предмета «Музыкальный инструмент (гитара)» со сроком обучения 3 года, продолжительность учебных занятий с первого по третий годы обучения составляет 35 недель в год.
Сведения о затратах учебного времени
Вид учебной работы, нагрузки, аттестации | Затраты учебного времени | Всего часов | |||||
Годы обучения | 1-й год | 2-й год | 3-й год | ||||
Полугодия | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
Количество недель | 16 | 19 | 16 | 19 | 16 | 19 | |
Аудиторные занятия | 32 | 38 | 32 | 38 | 32 | 38 | 210 |
Самостоятельная работа | 32 | 38 | 32 | 38 | 32 | 38 | 210 |
Максимальная учебная нагрузка | 64 | 76 | 64 | 76 | 64 | 76 | 420 |
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной организации на реализацию учебного предмета
Общая трудоемкость учебного предмета «Музыкальный инструмент (гитара)» при 3-летнем сроке обучения составляет 420 часов. Из них: 210 часов – аудиторные занятия, 210 часов – самостоятельная работа.
Форма проведения учебных занятий
Занятия проводятся в групповой форме.
Цель учебного предмета
Целью учебного предмета является обеспечение развития творческих способностей и индивидуальности учащегося, овладение знаниями и представлениями о гитарном исполнительстве, формирование практических умений и навыков игры на гитаре, устойчивого интереса к самостоятельной деятельности в области музыкального искусства.
Задачи учебного предмета
Задачами предмета «Музыкальный инструмент (гитара)» являются:
- ознакомление детей с гитарой, исполнительскими возможностями и разнообразием приемов игры;
- формирование навыков игры на музыкальном инструменте;
- приобретение знаний в области музыкальной грамоты;
- приобретение знаний в области истории музыкальной культуры;
- формирование понятий о музыкальных стилях и жанрах;
- оснащение системой знаний, умений и способов музыкальной деятельности, обеспечивающих в своей совокупности базу для дальнейшего самостоятельного общения с музыкой, музыкального самообразования и самовоспитания;
- воспитание у детей трудолюбия, усидчивости, терпения, дисциплины;
- воспитание стремления к практическому использованию знаний и умений, приобретенных на занятиях, в быту, в досуговой деятельности.
Обучение должно соединять в себе два главных и взаимосвязанных направления. Одно из них – формирование игровых навыков и приемов, становление исполнительского аппарата. Второе - развитие практических форм музицирования на гитаре, в том числе, аккомпанирования, подбора по слуху.
Структура программы
Программа содержит следующие разделы:
- сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;
- распределение учебного материала по годам обучения;
- описание дидактических единиц учебного предмета;
- требования к уровню подготовки учащихся;
- формы и методы контроля, система оценок, итоговая аттестация;
- методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».
Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:
- словесный (объяснение, беседа, рассказ);
- наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);
- практический (освоение приемов игры на инструменте);
- эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления).
Описание материально-технических условий реализации
учебного предмета
Для реализации учебной программы материально-техническое обеспечение включает в себя:
- концертный зал;
- учебную аудиторию для занятий, оснащенную учебной доской;
Оборудование аудиторий соответствует санитарным и противопожарным нормам.
Во время самостоятельной работы учащиеся могут пользоваться Интернетом для сбора дополнительного материала по изучению предложенных тем.
- Содержание программы
Первый год обучения
I полугодие
Календарныесроки | Темы и содержание занятий | Кол-вочасов |
1 четверть | Постановка исполнительского аппарата. Освоение приемов тирандо и апояндо. Одноголосные народные песни и простые пьесы песенного и танцевального характера. | 16 |
2 четверть | Освоение основных видов арпеджио на открытых струнах, натуральные флажолеты. Аккорды Am, Dm, E, G, C. Упражнения и этюды. Произведения современных композиторов. | 16 |
II полугодие
Календарныесроки | Темы и содержание занятий | Кол-вочасов |
3 четверть | Исполнение двойных нот и аккордов правой рукой. Подготовка к игре в ансамбле на простейшем музыкальном материале (фольклорная и эстрадная музыка). Упражнения и этюды. Произведения на фольклорной основе и произведения современных композиторов. Аккорды в открытой позиции. | 22 |
4 четверть | Развитие начальных навыков смены позиций. Чтение нот с листа. Игра в ансамбле с педагогом. Упражнения и этюды. Произведения на фольклорной основе и произведения современных композиторов. | 16 |
Второй год обучения
I полугодие
Календарныесроки | Темы и содержание занятий | Кол-вочасов |
1 четверть | Гаммы: C-dur, G-dur двухоктавные с открытыми струнами. Восходящее и нисходящее легато. Упражнения и этюды. Ознакомление с приемом барре. Произведения современных композиторов и обработки народных п есен. Различные виды гитарного боя. | 16 |
2 четверть | Развитие техники барре. Упражнения и этюды. Игра в ансамбле эстрадных песен и обработок русских народных песен. Бардовская песня. | 16 |
II полугодие
Календарныесроки | Темы и содержание занятий | Кол-вочасов |
3 четверть | Гаммы F-dur, E-dur двухоктавные с открытыми струнами. Упражнения и этюды (2 этюда на различные виды техники). Произведения зарубежных композиторов. Игра в ансамбле, в том числе, с педагогом. | 22 |
4 четверть | Музыка из кинофильмов, произведения старинных и современных композиторов. Подбор на слух произведений, различных по жанрам и стилям. Владение навыками аккомпанемента. | 16 |
Третий год обучения
I полугодие
Календарныесроки | Темы и содержание занятий | Кол-вочасов |
1 четверть | Две двухоктавные типовые гаммы по аппликатуре А. Сеговии. Произведения классической и народной музыки, эстрадные и бардовские песни. | 16 |
2 четверть | Совершенствование техники в различных видах арпеджио и гамм. Концертные этюды. Закрепление навыков игры в высоких позициях. Подбор аккомпанемента к песням и романсам. Игра в ансамбле. | 16 |
II полугодие
Календарныесроки | Темы и содержание занятий | Кол-вочасов |
3 четверть | Включение в репертуар несложных произведений крупной формы. Изучение различных по стилям и жанрам произведений. Подготовка итоговой программы. | 22 |
4 четверть | Совершенствование техники аккордовой игры, барре, вибрации и легато. Произведения зарубежной и русской классики. Итоговая аттестация. | 16 |
Годовые требования
Годовые требования содержат несколько вариантов примерных исполнительских программ, разработанных с учетом индивидуальных возможностей и интересов учащихся.
Требования третьего года обучения имеют несколько вариантов примерных исполнительских программ, сгруппированных по двум уровням сложности и разработанных для различных групп учащихся с учетом индивидуальных и возрастных возможностей, а также планирования дальнейшего обучения игре на музыкальном инструменте.
Первый год обучения
Развитие музыкально-слуховых представлений и музыкально-образного мышления. Посадка и постановка рук, организация целесообразных игровых движений. Освоение нотной грамоты и чтение нот в первой и второй позициях. Ознакомление с настройкой инструмента. В течение учебного года педагог должен проработать с учеником 5-10 музыкальных произведений: народные песни, пьесы танцевального характера, этюды, ансамбли с педагогом.
В качестве теоретического материала учащиеся начинают осваивать нотную грамоту: современную систему линейной нотации, устройство нотного стана, нотопись; музыкальный звукоряд, расположение нот на грифе. В качестве альтернативы возможно изучение табулатурной записи нот и аккордов.
Рекомендуемые упражнения и этюды
1. Упражнение на первой и второй струнах.
2. Упражнение на трех струнах.
3. Упражнение на шестой струне.
4. Упражнение на пятой и шестой струнах.
5. Упражнение на басах.
6. И.Рехин. Упражнение "Морские волны".
7. Упражнение "Маленький кораблик".
8. Упражнение на прием арпеджио.
Произведения на аккордовую технику, аккордовые последовательности
Освоение грифа гитары в пределах I позиции, исполнение мелодии на гитаре, знакомство с русским фольклором, игра с педагогом ансамбле: мелодия и аккомпанемент. Рекомендуется играть аккордовые цепочки: Am-Dm-E-Am, Am-A7-Dm-E-Am, Am-E-Am-Dm-Am и т.д.
Рекомендуемые ансамбли
Дж.Дюарт «Кукушка», рус. нар. песня «Ты пойди, моя коровушка, домой», И.С.Бах «Канон», рус. нар. песня «Среди долины ровныя», Дж.Дюарт «Индейцы»
Примерные исполнительские программы
1 вариант
И.Рехин «Колокольный перезвон»
П.Румянцев Этюд №1 «Мячик»
Л.Иванова «Тучка»
2 вариант
В.Козлов. Полька «Тип-топ»
Ф.Карулли Этюд
И.Кюффнер Экосез
3 вариант
М.Каркасси Этюд (10)
Англ. нар. песня «Зеленые рукава» в обр. П.Агафошина
В.Борисевич Постановочный этюд №1
4 вариант
Л.Иванова «Избушка в лесу»
В.Надтока «Дождик»
Г.Перселл Ария
5 вариант
М. Каркасси Андантино
А.Мори «Пьеса для мальчика»
Л.Иванова «Тараканище»
6 вариант
М. Джулиани Аллегро
Д. Дюарт «Мой менуэт»
В. Бортянков «Частушка»
По окончании первого года обучения сформированы следующие знания, умения, навыки. Учащийся:
- знает строение инструмента, гитарную аппликатуру;
- умеет правильно держать инструмент;
- соблюдает постановку исполнительского аппарата;
- владеет двумя приемами звукоизвлечения (тирандо, апояндо);
- ориентируется в цифровых обозначениях аккордов в 1-й и 2-й позиции без применения барре (A, Am, A7, Am7, D, Dm, D7, Dm7, E, Em, E7, Em7, C, G);
- знает буквенные обозначения минорных и мажорных аккордов;
- умеет аккомпанировать в тональности Аm (T-S-D-T);
- играет небольшие пьесы в 1-й позиции;
- применяет на практике натуральные флажолеты.
Второй год обучения
В качестве практики применяются: работа над звуком, развитие исполнительской техники левой руки, растяжка пальцев, техника смены позиций.
Освоение новых выразительных средств гитарного аккомпанемента: орнаментация за счет мелизмов, усложнение ритмического рисунка, исполнение небольших мелодических пассажей в вокальных паузах (проигрышах). Разучивание по нотам, наизусть небольших произведений. Игра в ансамбле: работа над согласованным исполнением каждой партии. В репертуар ансамблей включаются эстрадные песни, обработки русских народных песен.
В течение учебного года педагог должен проработать с учеником 10-15 различных произведений.
Подбор репертуара производится с учетом интересов учащегося.
Рекомендуемые простые последовательности в мажоре
С-F-G7 -C D-G-A7-D G-C-D7-G E-A-H7-E A-D-E7 -A
F-C -G7-C G-D-A7-D C-G-D7-G A-E-H7 -E D-A-E7-A
Рекомендуемые простые последовательности в миноре
Am -Dm-E7–Am Em-Am-H7-Em Dm-Gm-A7-Dm Bm-Em-#F7-Hm
Dm-Am-E7-Am Am-Em-H7 -Em Gm-Dm-A7-Dm Em-Hm-#F7-Hm
Рекомендуемые упражнения и этюды
Во втором классе можно использовать:
«Ежедневные упражнения для развития техники и упражнения для развития пальцев правой руки» Е. Шилина;
упражнения в стиле кантри и три упражнения в стиле рок-н-ролл. Журнал «Гитарист» 1994 г.;
Несложные этюды Д.Агуадо, А.Лоретти, Ф.Карулли, Д.Фортеа.
Рекомендуемые ансамбли
Итал. нар. песня «Санта Лючия», Э.Торлакссон «Гитарное буги», И.С.Бах «Менуэт», джазовые этюды А.Виницкого, Ф.Дуранте «Гальярда»
Примерные исполнительские программы
1 вариант
И.Рехин «Грустная песенка для Лауры»
Л.Иванова «Маленькая вариация»
Т.Хренников «Лодочка» из к/ф «Верные друзья», обр. Л. Шумидуба
2 вариант
Ю.Литовко «Маленький гитарист»
М. Каркасси Рондо
«Ходила младешенька», обр. В. Яшнева
3 вариант
Ю.Смирнов «Крутится колесико»
Г.Каурина «Осенний вальс»
Ф.Карулли Рондо
4 вариант
В. Ерзунов Этюд №2
Н.Паганини Ариетта
Ф.де Милано Канцона
5 вариант
Г.Перселл Менуэт
Д. Агуадо Этюд e -moll
«Пойду ль я, выйду ль я», обр. А.Иванова-Крамского
6 вариант
А.Иванов-Крамской Прелюдия
В.Борисевич «Рождество»
Ц.Кюи «Весеннее утро»
По окончании второго обучения учащийся:
- играет пьесы, различные по стилю, жанру;
- применяет на практике натуральные и искусственные флажолеты;
- знаком с позиционной игрой;
- владеет приемом барре;
- знает основные музыкальные термины;
- знает буквенные обозначения септаккордов мажора и минора, умеет их применять;
- аккомпанирует различными видами арпеджио несложные мелодии, в том числе, бардовские песни в тональностях e-moll, d-moll.
Третий год обучения
Продолжение работы над постановочно-двигательными навыками, звукоизвлечением и ритмическими особенностями. Формирование слухового контроля к качеству звукоизвлечения. Динамика звучания. Знакомство с грифом гитары в пределах 4–9 позиций. Развитие техники барре. Для хорошо подготовленных учащихся целесообразно включать в репертуарные списки произведения с элементами полифонии.
В течение учебного года педагог должен проработать с учеником 10-15 различных произведений, включая ансамбли и этюды. Возможна игра в смешанных ансамблях (в дуэтах, трио с флейтой, фортепиано, домрой, балалайкой), а также аккомпанирование вокалу.
Первый уровень сложности
Рекомендуемые последовательности аккордов
Am-C-Am-C-Am-C-Em, Am-Dm-G-C-Am-Dm-G-C-Am-Dm-E,
Am-E-Am-E-Am-E-Am-E-C-G-Am-Am-C-G-Am,
Am-C-Am-Dm-Am-E-Am, Am-C-Am-Em-Am-C-Am-Em,
G-D-Am-Am-G-D-Am-Am-C-C-Am,
Em-A7-D7-G7-C7-#F7-H7-Em,
отклонения с использованием доминантсептаккордов:
C-A7-Dm-G7-C, Am-A7-Dm-E7-Am,
C-E7-Am-A7-Dm-G7-C, Am-G7-C-E7-Am,
двойная доминанта: Em-#F7-H7-Em.
Рекомендуемые упражнения и этюды
упражнения М.Каркасси,
100 упражнений из «Школы игры» М.Джулиани,
этюды Н.Паганини, Ф.Молино, М.Каркасси и т.д.
Рекомендуемые ансамбли
В.Ерзунов «Танец прошедшего лета»; «Испанский танец», обр. Д.Лермана; М.Теодоракис «Сиртаки»; В.Козлов «Неаполитанские ночи»; А.Виницкий «Лирическая мелодия»
Примерные исполнительские программы
1 вариант
А.Рамирес «Странники»
М.Каркасси Прелюд
В.Бортянков «У причала»
2 вариант
И.Рехин Маленький блюз
В.Козлов Вальс из сюиты «Трик-трак»
«Клен ты мой опавший», обр.П.Иванникова
3 вариант
Дж.Леннон -П.Маккартни «Yesterday»
А.Диабелли Менуэт
Л.Шумеев «Испанские мотивы»
4 вариант
Л.Иванова «Меланхолический вальс»
А.Виницкий «Маленький ковбой»
А.Варламов «То не ветер ветку клонит»
5 вариант
Я.Френкель Вальс из кинофильма «Женщины»
Л.Иванова Гавот
В.Ерзунов «Наездник»
6 вариант
В.А.Моцарт Аллегро
Аноним Блюз
М.Шишкин «Ночь светла»
Для продвинутых учащихся может использоваться более высокий уровень сложности программных требований.
Второй уровень сложности
Рекомендуемые последовательности аккордов
Рекомендуются к изучению более сложные аккордовые последовательности, например:
A-E7/#G-A7/G-D/#F-F7-A/E-E7-А,
Am-B-E7/H-Am/C-A7/#C-Dm-E7-Am.
Рекомендуемые упражнения и этюды
упражнения из «Школы игры» Н.Кирьянова, М.Каркасси, П.Агафошина, Э.Пухоля, а также современных гитаристов: А.Веселова, В.Волкова, В.Борисевича;
этюды Ф.Тарреги, Ф.Сора, Э.Пухоля, М.Джулиани, М.Льобета, Ф.Молино, М.Каркасси.
Рекомендуемые ансамбли
В.Асеведо «Маленький бразилец», С.Руднев «Деревенская зарисовка», И.С.Бах «Сицилиана», О.Копенков «Вальс над Сожем», В.Ерзунов «Ночная дорога»
Примерные исполнительские программы
1 вариант
Рус. нар. песня «Сама садик я садила», обр.Л.Ивановой
Р.Бартольди Романс
А.Рыбников «Я тебя никогда не забуду» из рок-оперы «Юнона и Авось»
2 вариант
Цыганская нар. песня «Сосница», обр. М.Александровой
А.Виницкий «Маленький влюбленный червячок из земляники»
Н.Кост Баркарола
3 вариант
Н.Ган «Медленный вальс»
Аргентинская нар. мелодия, обр. М.Л.Анидо
Н.Кост «Меланхолия»
4 вариант
Старинный русский вальс «Бедная девица», обр. С.Руднева
А.Виницкий «Курьез»
Б.Калатаунд Фантангильо
5 вариант
В.Харисов Прелюдия и фуга («Роберту де Визе посвящается»)
В.Ерзунов «Тихая река»
О.Копенков «Неоромантическая сонатина»
6 вариант
Л.Иванова. «Романс кузнечика»
Рус. нар. песня «На окошке два цветочка», обр. В.Козлова
И.С.Бах Ария, обр. А.Ширшова
По окончании третьего года обучения учащийся:
- разучивает и исполняет пьесы из репертуара классической гитары;
- исполняет гаммы в различных темпах различными штрихами;
- использует приемы: арпеджиато, glissando, legato, staccato, vibrato;
- применяет на практике схемы строения аккордов мажора и минора от 5-й и 6-й струн (аккорды F, G, A, H, C, D, E и минорные аккорды) с применением баре;
- подбирает по слуху;
- играет в ансамбле, в том числе – в смешанных по составу ансамблях;
- аккомпанирует, используя простые варианты фактуры.
- Требования к уровню подготовки учащихся
Выпускник и имеют следующий уровень подготовки:
- владение основными приемами звукоизвлечения, умение правильно использовать их на практике;
- умение исполнять произведение в характере, соответствующему данному стилю и эпохе, анализируя свое исполнение;
- умение самостоятельно разбирать музыкальное произведение;
- владение навыками подбора, аккомпанирования, игры в ансамбле;
- обладание музыкальной памятью, мелодическим слухом.
- Формы и методы контроля
Контроль знаний, умений и навыков обучающихся обеспечивает оперативное обеспечение учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции.
Виды контроля и учета успеваемости: текущий контроль, итоговые выступления. Оценка качества знаний по музыкальному инструменту «Гитара» охватывает все виды контроля:
Текущий контроль успеваемости проводится на каждом уроке, а также по окончании полугодий в целях контроля за качеством освоения программы в форме поурочной проверки домашнего задания и контрольных уроков.
Итогом определённого периода обучения является выступление в концертно-творческих мероприятиях.
Итоговые выступления проводятся с целью определения:
- Качества реализации образовательного процесса;
- Качества практической и теоретической подготовки по учебному предмету;
- Уровня умений и навыков развитых у обучающихся на определенном этапе обучения.
Учащиеся исполняют произведения различные по жанру и форме самостоятельно или в ансамбле. Произведения исполняются наизусть.
- Методическое обеспечение учебного процесса
Методические рекомендации
Условием планомерности развертывания учебного процесса является учет возрастных психофизических особенностей детей и подростков. Усложнение технического материала происходит постепенно в зависимости от музыкальных данных. Репертуарный план работы в классе гитары знакомит учащихся с произведениями разных по стилю и жанру, произведениями разных эпох и по техническому уровню. Продуманный выбор учебного материала и планирование учебной работы – важные факторы, способствующие правильной организации учебного процесса, подачи материала через устное пояснение:
- Слуховой анализ через прием показа;
- Игра с преподавателем в унисон;
- Обсуждение игры сверстников;
- Чтение с листа;
- Подбор популярных мелодий на слух.
Индивидуальный подход к каждому учащемуся отражен в репертуарном плане. Это помогает добиться определенных результатов на конкретном этапе обучения.
Настоящая программа рассчитана на трехлетний срок обучения. Произведения необходимо проигрывать ученику с тем, чтобы он получил наиболее полное представление о форме, темпе, ритме, музыкально-образном отражении. Сочетание показа на инструменте со словесным объяснением является наилучшим методом работы в классе. На протяжении всех лет обучения проводится планомерная и системная работа над важнейшими разделами музыкально-технического развития учащегося. Основными предпосылками для успешного развития ученика является организация у него свободной и естественной посадки, рациональной постановки рук. Все это должно быть предметом пристального внимания и упорной, настойчивой работы педагога.
Большое значение для начального музыкального развития имеет исполнение несложных популярных мелодия с аккомпанементом преподавателя. Это обогащает слуховые, музыкальные представления учащегося, помогает укреплению чувства ритма и слуха.
Также необходимо привлечение родителей ученика для контроля над домашней работой. Нельзя недооценивать значение делового, профессионального контакта с родителями учащихся на протяжении всего периода обучения.
Работа над музыкальным произведением
Начиная работу над музыкальным произведением, необходимо проанализировать его с точки зрения формы, тонального плана, гармонии, фразировки, динамики, а также внимательно отнестись к авторскому тексту, обратить внимание на все обозначения, музыкальные термины. Педагогу желательно ознакомит ученика с творчеством композитора, особенностям его стиля, со спецификой данного произведения.
Большое значение имеет правильный выбор аппликатуры, учитывая индивидуальные особенности аппарата ученика. В старших классах учащемуся необходимо научиться самостоятельно анализировать и разбирать произведения дома.
Посадка гитариста
С первых же уроков необходимо постоянно следить за посадкой и постановкой рук ученика. Учащегося необходимо поставить ближе к краю стула, левую ногу поставить на подставку, корпус гитары положить выемкой на левое бедро, голова грифа должна находиться на уровне плеч, правая нога – на одной линии с левой. Нижняя дека касается груди и располагается вертикально. Предплечье у локтя правой руки располагается на изгибе обечайки – у локтя. Корпус играющего слегка наклонен вперед, плечи на одном уровне, не напряжены. Гитара в руках должна быть устойчива, руки свободны.
Постановка правой руки
Кисть правой руки располагается свободно над струнами. Пальцы округлены, запястье не должно проваливаться или выгибаться. Большой палец отставлен от остальных в сторону и располагается на басовых струнах, другие пальцы касаются первых трех струн, у конца розетки, перпендикулярно струнам. Мизинец в игре почти не участвует. Звук извлекается кончиками пальцев.
Постановка левой руки
Пальцы левой руки устанавливаются на грифе рядом с металлическим порожком, на середину подушечки. Большой палец находится с обратной стороны, на середине грифа, напротив второго пальца и служит опорой для остальных четырех. Пальцы округлены и не прогибаются в суставах. Запястье не должно быть зажато или выгибаться наружу. Локоть не отставляется, не прижимается к телу, плечо и предплечье естественно свободны.
Звукоизвлечение
Гитара – инструмент камерный. Звучание гитарной струны должно быть без шумовых призвуков, т.е. точность и аккуратность игровых движений гитариста при звукоизвлечении, а также достаточная тембровая наполненность гитарного звука являются важным условием игры на этом инструменте.
Как показала практика, звукоизвлечение нужно начинать с освоения приема апояндо. Прежде чем извлекать звук, необходимо проделать подготовительные упражнения.
С первых занятий необходимо ученика приучить контролировать качество звука: громкость, длительность, штрихи. Для этого необходимо ставить ученику конкретные задачи при извлечении звука. Например, способ звукоизвлечения апояндо организовать следующим образом:
- Определить силу, с которой следует извлечь предполагаемый звук;
- Играть ритмически организовано: четверть – звучание, четверть – пауза. Педагогу всегда следует помнить, что пальцы правой руки разные как по степени подвижности, так и по силе. В упражнении приучайте ученика слушать и добиваться одинакового звучания независимо от извлекающего пальца.
Тирандо – это щипок по направлению к деке, без опоры на соседнюю струну. Направление пальца при щипке должно быть параллельным плоскости струн и стремиться внутрь кисти, то есть к первой фаланге большого пальца. Здесь следует обратить внимание на то, чтобы кисть в процессе щипка не делалась плоской, а, скорее напротив, становилась более округлой, мягкой и проследить, чтобы ученик ставил пальцы на струны краем подушечки.
В отработке первых приемов звукоизвлечения не стоит тратиться извлекать громкие звуки, особенно тирандо, т. к. это может вызвать захват струны пальцем и «шлепанье» ею о гриф. Лучше начинать с тихого или не очень громкого звука. В старших классах стоит применять ногтевой способ звукоизвлечения, т. к. это дает глубину звучания, более четкий, красивый звук.
Очень полезно время от времени возвращаться к пройденному материалу. Но работа над техникой исполнения всегда должна носить циклический характер, подобно спирали, когда возвращение к изученным ранее приемам происходит с постоянным усложнением. При переходе в старшие классы учащийся уже должен ознакомится с различными приемами игры и штрихами. В этюдах ученик так же должен добиваться хорошего звучания инструмента, много внимания уделять кантилене, работать над техникой.
Рекомендации по организации самостоятельной работы учащегося
Работа, выполняемая учащимся дома, требует постоянного внимания к ней педагога. Необходимо помочь ученику в составлении дневного расписания с тем, чтобы была соблюдена разумная последовательность в занятиях музыкой и приготовлением уроков для общеобразовательной школы. Не все дети и подростки понимают, что работа за инструментом требует большого умственного напряжения и становится бесцельной и вредной при утомленном состоянии. Поэтому занятиями музыкой лучше всего отводить утренние часы в особенности в младшем классе. Если это не возможно, то целесообразнее посвятить музыке время перед приготовлением уроков для общеобразовательной школы, чем после них.
Очень важно для ученика научиться гибко, применительно к новым задачам, распределять свое время между различными объектами работы. Приобрести это умение можно лишь в процессе собственной практики. Педагог должен руководить ею более тонкими методами, чем установлением времени для того или иного сочинения, в первую очередь, соответствующим проведением урока, умелым акцентированием первоочередных задач, возникающих в процессе изучения подготавливаемой программы.
Список литературы
Методическая литература
- Гиман, А. Гитара и музыкальная грамота / А. Гитман. – Москва, 2002.
- Домогацкий, В. Семь ступеней мастерства: вопросы гитарной техники / В. Домогацкий. – Москва : Классика XXI, 2004.
- Донских, В. Искусство гитарного ансамбля / В. Донских. – Санкт-Петербург : Композитор, 2005.
- Михайленко, М. Методика преподавания на шестиструнной гитаре / М. Михайленко. – Киев, 2003.
Учебно-методическая литература
- Агафошин, П. Школа игры на шестиструнной гитаре / П. Агафошин. – Москва : Музыка, 1990.
- Александрова, М. Азбука гитариста / М. Александрова. – Москва : Кифара, 2010
- Гитман, А. Донотный период в начальном обучении гитаристов / А. Гитман. – Москва, 2003.
- Гитман, А. Начальное обучение на шестиструнной гитаре / А. Гитман. – Москва, 2002.
- Иванов-Крамской, А. Школа игры на шестиструнной гитаре / А. Иванов-Крамской. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2004.
- Каркасси, М. Школа игры на шестиструнной гитаре / М. Каркасси. – Москва, 2009.
- Кирьянов, Н. искусство игры на шестиструнной гитаре / Н. Кирьянов. – Москва, 1991.
- Пухоль, Э. Школа игры на шестиструнной гитаре / Э. Пухоль. – Москва, 2009.
- Павленко, Б. М. Самоучитель игры на шестиструнной гитаре : Аккорды аккомпанемент и пение под гитару (в 4-х частях) / сост. Б. М. Павленко. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2005.
Нотная литература
- Виницкий, А. Детский джазовый альбом / А. Виницкий. – Москва, 2005.
- Избранные произведения для гитары / сост. Г. А. Фетисов – Москва, 2003.
- Калинин, В. Юный гитарист. Ч. 1 / В. Калинин. – Москва : Музыка, 1993.
- Калинин, В. Юный гитарист. Ч. 2 / В. Калинин. – Москва : Музыка, 1993.
- Калинин, В. Ансамбли шестиструнных гитар / В. Калинин. – Новосибирск, 2002.
- Кузин, Ю. Азбука гитариста. Инструментальный период Ч. 1 / Ю. Кузин. – Новосибирск, 1999.
- Колосов, В. Ансамбли шестиструнных гитар / В. Колосов. – Москва : Престо, 1999. – Вып. 2.
- Колосов, В. Ансамбли шестиструнных гитар / В. Колосов. – Москва : Крипто-Логос, 1996. – Вып. 1.
- Калинин, В. Юный гитарист. Ч. 3 / В. Калинин. – Новосибирск, 1995.
- Киселев, О. Альбом юного гитариста : Первые шаги / О. Киселев. – Челябинск, 2006.
- Киселев, О. Альбом юного гитариста : Облака / О. Киселев. – Челябинск, 2003.
- Киселев, О. Альбом юного гитариста : Клубника со сливками / О. Киселев. – Челябинск, 2004.
- Катанский, А. В., Катанский, В. М., Школа игры на шестиструнной гитаре / А. В. Катанский, В. М. Катанский. – Москва : Издательство Катанского, 2005.
- Каурина, Г. Шаг за шагом : Легкие мелодии и ансамбли для начинающих гитаристов. Ч. 1, 2 / Г. Каурина. – Санкт-Петербург : Композитор, 2005.
- Киселев, О. Альбом юного гитариста : Времена года / О. Киселев. – Челябинск, 2006.
- Козлов, В. Маленькие тайны Сеньориты Гитары : Альбом юного гитариста / В. Козлов. – Челябинск : Автограф, 1999.
- Леонтьев, А. Д. Аккомпанемент на шестиструнной гитаре / А. Д. Леонтьев. – Саратов : Издательство Лицей, 1998.
- Малков, О. Популярные детские мелодии : Переложение для Хрестоматии гитариста : Шестиструнная гитара, 3-4 классы / сост. В. Гуркин. – Ростов-на-Дону : Феникс, 1999.
- Малков, О. Музыкальная капель / О. Малков. – Челябинск, 2012.
- Малков, О. Этюды для шестиструнной гитары / О. Малков. – Чедябинск, 2005.
- Малков, О. Сказочные сценки : для шестиструнной гитары / О. Малков. – Чедябинск, 2007.
- Малков, О. Ты у меня одна: перелож. для шестиструнной гитары / О. Малков. – Чедябинск, 2007.
- Павленко, Б. М. Самоучитель игры на шестиструнной гитаре : Аккорды, аккомпанемент и пение под гитару (в 4х частях) / сост. Б. М. Павленко. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2005.
- Педагогический репертуар гитариста : средние и старшие классы ДМШ. // Пьесы и этюды для шестиструнной гитары / сост. А. Гитман. – Москва : Престо, 1992.
- Пермяков, И. Произведения русских и зарубежных композиторов / И. Пермяков. – Санкт-Петербург : Композитор, 2004.
- Поплянова, Е. Счастливые башмаки / Е. Поплянова. – Челябинск : MPI, 2006.
- Произведения мировой классики в переложении для гитары / Т. Иванникова. – Москва : Сталкер, 2005.
- «Уральская коллекция 2000»: русские народные песни и романсы // Обработка Г. Батанина, 2000.
- Хорестоматия гитариста 1-7 классы ДМШ / сост. О. Кроха. – Москва : Музыка, 1996. – Вып. 1.
- Хрестоматия гитариста. Уроки мастерства. Тетрадь 1 / сост. Н. А. Иванова-Крамская. – Москва : Классика XXI, 2004.
- Хрестоматия гитариста. Уроки мастерства. Тетрадь 2 / сост. Н. А. Иванова-Крамская. – Москва : Классика XXI, 2004.
- Хрестоматия гитариста. Уроки мастерства. Тетрадь 3 / сост. Н. А. Иванова-Крамская. – Москва : Классика XXI, 2004.
- Хрестоматия гитариста. Средние классы. Ансамбли для гитар / Н. А. Иванова-Крамская. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2007.
- Хрестоматия гитариста. Старшие классы. Ансамбли для гитар / Н. А. Иванова-Крамская. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2007.
- Хрестоматия гитариста / сост. П. Иванников. – Москва : Сталкер, 2003.
- Юному гитаристу / сост. В. Катанский. – Москва : Издательство Катанского, 2000.
- Хрестоматия. Гитара. Младшие классы / сост. В. Агабабов. – Москва : Кифара, 2006.
- Козлов, В. Эхо бразильского карнавала : Ансамбли для двух гитар / В. Козлов. – Челябинск, 2003.
- Произведения мировой классики в переложении для гитары / сост. Т. Иванникова. – Москва : Сталкер, 2005
- Произведения мировой классики и эстрады в переложении для шестиструнной гитары / сост. М. Ю. Тимонин. – Новосибирск, 2006. – Вып. 3.
- Хрестоматия для шестиструнной гитары : Популярные мелодии русских и зарубежных авторов (5 класс) / сост. П. В. Иванников. – Донецк : Сталкер, 2006.
- Хрестоматия гитариста 1-5 классы ДМШ – День рождения / сост. Ю. А. Зырянов. – Новосибирск : Окарина, 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА ПРОГРАММА по учебному предмету МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ ДЕТСКОГО ОРКЕСТРА
Срок освоения учебного предмета составляет 3 года. Возраст для начала освоения программы – от 7 лет....
Программа по учебному предмету: Музыкальный инструмент (гитара)
Программа для обучения детей в детской школе искусств....
Программа по учебному предмету «МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ» Музыкальное исполнительство (ФЛЕЙТА) (7 лет)
Программа по учебному предмету «МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ»Музыкальное исполнительство(ФЛЕЙТА)(7 лет)...
Программа по учебному предмету «МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ» Инструментальное музицирование (ФЛЕЙТА) (7 лет)
Программа по учебному предмету «МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ»Инструментальное музицирование(ФЛЕЙТА)(7 лет)...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ» (аккордеон) для дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы художественной направленности в области музыкального искусства «Основы музыкального исполнительства»
Программа учебного предмета «Музыкальный инструмент (аккордеон)» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общераз...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Индивидуальное занятие по программе «Повышенный уровень изучения предмета» «Музыкальный инструмент» гитара
Программа учебного предмета «Повышенный уровень изучения предмета» «Музыкальный инструмент» гитара" разработана на основе «Рекомендаций по организации об...
АДАПТИРОВАННАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ (ФОРТЕПИАНО)» для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
Музыка широко применяется в специальной педагогике в коррекционно-развивающей работе с детьми с нарушением слуха. Для детей с нарушением слуха музыка влияет на психологические процессы: переживание, м...