Конспект урока "Романса трепетные звуки"
план-конспект урока по музыке (5 класс) на тему
Замысел данного урока заключается в следующем: знакомство с вокальным жанром романса и его ролью во взаимосвязи музыки, литературы и живописи. Данный урок является очередным в теме II четверти «Музыка и литература» и продолжает логику предыдущих уроков – знакомство с видами вокальных жанров в музыке.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
романса трепетные звуки | 27.4 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Конспект урока музыки
«Романса трепетные звуки»
5 класс
Цель урока: Показать возможность возрождения песни в новом жанре «романс».
Задачи урока: 1. Сформировать у учащихся понятие о романсе как о жанре вокальной музыки, показать единство поэтического текста и музыки в романсе;
2. Научить слушать и анализировать музыкальные произведения М. Глинки, Н. Кукольника «Жаворонок», П. И. Чайковского, А.К.Толстого «Благословляю вас леса»
3. Развивать вокальные и исполнительские способности, формировать певческие навыки;
4. Обогатить духовный мир детей, воспитывать их музыкальный, художественный и эстетический вкус.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Предметные компетенции
- дать представление о романсе
- узнать, что общего между романсом и песней и чем они отличаются друг от друга
- узнать, какие темы привлекали внимание русских композиторов при создании романсов
- узнать об основной идее русского искусства
- познакомиться с романсовым творчеством Михаила Ивановича Глинки
- учиться слушать, чувствовать поэтический мир романса «Жаворонок»
- развивать вокально – хоровую грамотность
Информационная компетенция
- находить ключевые знания в текстовом материале, в интернете
- научить соотносить музыкальный материал с живописным и литературным текстами (живопись - И. Левитан, И. Грабарь, поэзия – Н. Кукольник)
- уметь оформлять краткие записи материала урока
Коммуникативная компетенция
- воспитывать культуру речи через чтение и воспроизведение искусствоведческого текста;
- развивать культуру диалогической и монологической речи в процессе изучения учебного материала
Личностная компетенция
- находить возможность для творческой самореализации на уроке
ХОД УРОКА.
- Организационный момент.
(Дети входят в класс под музыку и садятся на стульчики.)
Музыкальное приветствие.
- Мотивация учебной деятельности.
На прошлом уроке мы говорили с вами о нашем любимом музыкальном жанре. О песне. Давайте вспомним:
– Что такое песня? Из чего она состоит?
- Какие ещё вокальные произведения вы знаете?
– Кто исполняет песню?
– А вы знаете много музыкальных инструментов?
- Сейчас мы это с вами проверим!
Сегодня на уроке мы познакомимся ещё с одним вокальным жанром, а с каким, вы узнаете, когда отгадаете кроссворд «Музыкальные инструменты». (Слайд № 2)
1. Он церковный наш служитель.
Был для Баха вдохновитель.
Целый оркестр он заменит один.
Как называется тот господин? (Орган)
2. Я стою на трёх ногах,
Ноги в чёрных сапогах.
Зубы белые, педаль.
Как зовут меня?.. (Рояль)
3. В руки ты ее возьмешь,
То растянешь, то сожмешь!
Звонкая, нарядная,
Русская, двухрядная.
Заиграет, только тронь,
Как зовут ее? (Гармонь)
4. А всего-то три струны
Ей для музыки нужны.
Всех игрою веселит!
Ой, звенит она, звенит.
Кто такая? Отгадай-ка…
Это наша… (балалайка)
5. Сам пустой, голос густой,
Дробь отбивает, шагать помогает. (Барабан)
6. Как ясен звуков перелив,
В них радость и улыбка.
Звучит мечтательный мотив,
Ее названье... (скрипка).
- Объявление темы и задач урока.
- Молодцы! Посмотрите, какое слово получилось по вертикали?
Тема нашего урока «Романса трепетные звуки» (слайд №3) И сегодня на уроке мы должны с вами узнать следующее: что такое романс, какова истории рождения романса, в чём состоит сходство и отличие романса и песни. А также научиться соотносить музыкальный материал с живописным и, главное, прочувствовать поэтичность русского романса.
- Актуализация опорных знаний.
-А сейчас, ребята, что бы ответить на все вопросы, нам нужно распределиться на три группы. Сделаем мы это так. Каждый получает карточку с названием музыкального инструмента. Разделитесь на три группы по видам музыкальных инструментов: струнные, ударные и духовые. (Дети делятся на группы и садятся за столики. Проверка правильности деления. На одном столике компьютер, на втором - учебники, на третьем - словари и справочная литература).
- Каждая группа получает своё задание:
1) В интернете найти всё об истории романса;
2) В словарях - определение романса;
3) В учебнике найти сходства и отличие романса и песни.
(каждая группа отчитывается по очереди)
- Ребята, у каждого из вас есть карта самостоятельной деятельности. Давайте в ней запишем всё то, о чём мы сейчас узнали. (дети записывают кратко определение романса, (Слайд № 4 ) место его происхождения, жанровые отличия романса (слайд № 5 )
Слушание романса П. И. Чайковского на слова А.К. Толстого «Благословляю вас леса»
-Что вы почувствовали во время слушания? Что хотели передать нам авторы?
-Как звучит романс? (торжественно, величаво, величественно)
-Какое настроение вызвало у вас это произведение?
-Какие образы вы представили здесь?
- Этот романс - подлинный гимн о любви ко всему живому, ко всей окружающей нас красоте природы.
- Какой инструмент сопровождает солиста?
- Да, здесь слышна насыщенная фактура фортепианного сопровождения.
- Красивое стихотворение А. Толстого вдохновило П. Чайковского на создание этого красивого, яркого романса.
-Скажите, а все ли стихи подойдут для создания романса?
- Какими критериями они должны обладать? ( а) Небольшой размер (или фрагмент с законченной мыслью), б) содержать переживания, чувства, отношения героя к природе и миру, в) поэтический текст должен быть певучим. (Слайд № 6)
- А теперь снова обратимся к вашим листам деятельности, напишите, какое произведение мы прослушали и коротко его охарактеризуйте.
(дети работают с листком самостоятельной деятельности)
-Ребята, на страницах учебника по теме романс автор текст чередует с репродукциями картин русских художников (Слайд№ 7 ) Исаак Левитан «Цветущие яблони», «Весна. Большая вода», Игорь Грабарь «Февральская лазурь».
- Как вы думаете, почему именно эти картины автор учебника сопоставляет романсу?
-Какая тема объединяет эти картины?
-Какие чувства у вас они вызвали?
- Действительно, эти темы и чувства пронизывают всё искусство: и музыку, и живопись, и поэзию. Разливаются ли весенние воды, зацветает сирень или мчится тройка – всё это по-своему отражается во всём русском искусстве.
- В России романсы очень популярными стали в 19 веке. Они пришли к нам из Франции. Русские композиторы Алябьев, Глинка, Чайковский, Даргомыжский, Рахманинов, (Слайд № 8) и многие другие, очень полюбили этот жанр лирической песни. Они стали создавать романсы на стихи русских поэтов. В песнях-романсах этих композиторов музыкальное сопровождение было простым. Рояль или гитара только поддерживали певца и этим были похожи на русские песни. Одним из любителей таких романсов был М. И. Глинка, его романсы отличались плавностью, гибкостью и пластикой красивых мелодий.
V. Знакомство с романсом «Жаворонок» М. Глинки и Нестора Кукольника
- О чем же рассказал нам романс? Какие картины вы представили?
(2 группа зачитывает слова учебника стр. 75)
- В каком ладу написано это произведение?
- Какие чувства заключены в музыке? (душевная теплота, нежная, мечтательная грусть)
- Как вы думаете, если мы уберем слова, что будет?
-Да, в романсе текст тесно связан с музыкой, которая отражает не только его характер, но и отдельные поэтические события. Без литературы не появились бы романсы.
- Разучивание романса «Жаворонок» М. Глинки (слайд № 9)
Вокально-певческая работа. (Учитель обращает внимание учащихся на фразировку, распевание слогов, динамические оттенки)
- Закрепление нового материала.
А теперь, я предлагаю вам выполнить творческие задания с целью закрепления новых знаний. Каждая группа получает задание:
1. Найти в сети интернет романсы в исполнении современных исполнителей;
2. Из предложенных поэтических текстов выбрать наиболее удачные для создания романса и попробовать себя в роли исполнителя романса;
3. Из предложенных иллюстраций выбрать наиболее подходящие для создания коллажа на тему «Романс» и попробовать себя в роли художников.
(каждая группа защищает свой проект)
Просмотр видеоролика. Витас «Отцвели уж давно хризантемы в саду»
- Подведение итогов. Синквейн по теме «Романс».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация литературно-музыкальной композиции "Романса трепетные звуки" (Век нынешний и два минувших)
Презентация литературно-музыкальной композиции может быть использован во внеурочной работе с учащимися среднего и старшего возраста...
Сценарий литературно-музыкальной композиции "Романса трепетные звуки" (Век нынешний и два минувших)
Сценарий литературно-музыкальной композиции может быть использован во внеурочной работе с учащимися среднего и старшего возраста...
Вечер русского романса на тему: «Романса трепетные звуки»
«Романса трепетные звуки» – настоящий праздник романса.Романс... Он полон очарования и светлой грусти. Встреча с ним всегда приятна и желанна.Рома́нс в музыке (romance, от romanice, буквально — «...
Презентация к Вечеру русского романса на тему: "Романса трепетные звуки"
Презентация к Вечеру русского романса...
УРОКА ПО ПРОГРАММЕ «МУЗЫКА»5 класс, 2 трим.,2 урок Авторы: Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина Тема: «Романса трепетные звуки».
Цель:Показать, как музыка помогает глубже понять содержание поэтического текста Задача:1. Воспитательная - формирование любви к музыке русского романса.2. Образовате...
открытый урок "Романса трепетные звуки"
Урок музыки в 6 классе, по программе Критской....
Конспект урока по музыке по теме "Романс.Романса трепетные звуки"
Конспект урока по музыке 5 класса по теме "Романс.Романса трепетные звуки"...