Опыт работы «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность»
методическая разработка по теме
В настоящее время в дошкольных учреждениях отмечается значительный рост количества детей, имеющих отклонения в речевом развитии. В связи с этим формируются логопедические группы с целью своевременного выявления речевых недостатков и их коррекции, что позволяет успешно подготовить детей к обучению в школе.
Повышение результативности логопедической работы возможно при четком взаимодействии и преемственности участников педагогического процесса логопеда, воспитателей и родителей.
Поэтому поиски эффективных приемов, методов развития и коррекции речи становятся все более актуальными при планировании и организации работы в логопедических группах.
Анализируя различные формы коррекционной работы с детьми, имеющими речевые нарушения, искали методы, которые позволили бы ускорить процесс постановки и автоматизации нарушенных звуков, в целом развития всех компонентов речи, когнитивных процессов, коммуникативных навыков. В результате пришли к выводу о целесообразности внедрения в практику метода проекта как одного из эффективных приемов взаимодействия учителя – логопеда и воспитателя в условиях логопедической группы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obobshchenie_opyta_proektnoy_deyatelnosti.docx | 19.85 КБ |
Предварительный просмотр:
«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность»
Липатова Ольга Николаевна
учитель-логопед,
Леерова Алена Владимировна
воспитатель,
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение города Тулуна «Центр развития ребенка – детский сад «Гармония»
В настоящее время в дошкольных учреждениях отмечается значительный рост количества детей, имеющих отклонения в речевом развитии. В связи с этим формируются логопедические группы с целью своевременного выявления речевых недостатков и их коррекции, что позволяет успешно подготовить детей к обучению в школе.
Повышение результативности логопедической работы возможно при четком взаимодействии и преемственности участников педагогического процесса логопеда, воспитателей и родителей.
Поэтому поиски эффективных приемов, методов развития и коррекции речи становятся все более актуальными при планировании и организации работы в логопедических группах.
Анализируя различные формы коррекционной работы с детьми, имеющими речевые нарушения, искали методы, которые позволили бы ускорить процесс постановки и автоматизации нарушенных звуков, в целом развития всех компонентов речи, когнитивных процессов, коммуникативных навыков. В результате пришли к выводу о целесообразности внедрения в практику метода проекта как одного из эффективных приемов взаимодействия учителя – логопеда и воспитателя в условиях логопедической группы.
Цель проекта - создание оптимальных условий для самостоятельной творческой речевой активности детей старшего дошкольного возраста.
В соответствии с целью были поставлены задачи:
- Развивать все компоненты устной речи дошкольников.
- Развивать творческие способности детей по средствам придумывания повествований, рифмования слов, словообразования, подбора синонимов, антонимов, омонимов.
- Поддержка речевой инициативы и творчества детей в общении.
Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста 6-7 лет, воспитатель группы, учитель-логопед, родители воспитанников.
Гипотеза. В результате проектной деятельности у дошкольников повысится словарный запас, обогатиться речь, улучшиться выразительность речи, дети научатся сочинять небольшие стихотворения, загадки, составлять рассказы, придумывать сказки.
Ожидаемый результат:
- развитие монологической и диалогической речи соответственно возрастной норме детей;
- сформированность навыков составления и использования сложных предложений в связной речи; словообразования и словоизменения в пределах изучаемой темы; творческой речевой деятельности;
- автоматизация и дифференциация поставленных звуков в связной речи;
- включение дошкольников в активную проектную деятельность;
- повышение уровня самооценки детей.
Для реализации проекта были запланированы 3 этапа работы.
I этап – организационно - подготовительный. На данном этапе составлен информационный банк технологий по развитию речевого творчества, разработаны картотеки, изготовлены игровые пособия, мнемотаблицы, наглядный материал.
II этап – практический. В планировании определено содержание проектной деятельности с активным внедрением развивающих форм, методов работы с детьми и родителями воспитанников.
На начальном этапе проходило знакомство детей с новыми, ранее не слышанными ими сказками, стихами, загадками. Детская деятельность выражалась в активном восприятии и усвоении фольклора, в возрастании интереса к нему, желании исполнять – выразительно читать народные стишки, рассказывать знакомые сказки.
Затем работа была направлена на то, чтобы дети осознали характерные особенности жанра сказки, загадки, стихотворения, рассказа. Полученные знания дети применяли уже в собственном творчестве: усвоили алгоритм составления текстов разных жанров; иллюстрировали и создавали графические схемы.
Активность в проекте проявили родители при сборе интересных детских высказываний, совместном творчестве сочинений авторских загадок, сказок и рассказов, участии в конкурсах различного уровня.
III этап – обобщающий.
В результате проведённой работы, дети на занятиях стали более активными, заинтересованными, обогатился их словарный запас, в речи появились образные выражения из пословиц, поговорок, русских народных сказок, появился интерес к сочинительству.
По итогам проектной деятельности были оформлены тематические альбомы загадок, сборники авторских сказок, коротких стихов и рассказов, картотеки графических схем, коллажей, организована выставка этих работ; создана книга отзывов родителей; разработано и проведено музыкально-театрализованное представление.
Совместные творческие работы детей, родителей и педагогов были представлены на конкурсах Всероссийского уровня, по результатам которых были получены дипломы участников и победителей.
Опыт совместной проектной деятельности распространялся в рамках городского семинара-практикума.
В ходе работы по проекту пришли к выводу, что продуктивная творческая деятельность развивает связную диалогическую и монологическую речь, способствует расширению активного словаря, совершенствованию навыков словообразования и словоизменения, автоматизации звуков в связной речи. Кроме того использование таких форм работы с детьми прививает желание читать, самим изготавливать книжки и сочинять истории, помогает детям полюбить книгу; объединяет их общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствует формированию коллективных взаимоотношении.
Список литературы:
- Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М. : Мозаика - Синтез, 2008. - 112 с.
- Гафурова Н.О., Чурилова Е.Ю. Проектный метод. 2002. №9. - с. 27-30.
- Использование творческих проектов для развития связной речи детей// Логопед. 2010. №4.- с. 92-100.
- Полянская Т.Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста. Учебно-методическое пособие.- СПб.: ООО «Издательство Детство-Пресс», 2009.- 64с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обучению связной речи детей старшего дошкольного возраста
Здесь представлены конкретные рекомендации по формированию связной речи детей....
План кружковой работы "Ручеек" по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня 2011-2013 уч. год
МБДОУ «Детский сад «Мастерок»План кружковой работыпо развитию связной речи детей с ОНР IIIуровнястаршего дошкольного возраста «Ручеёк» (2й год обучения) Учитель-логопед: Рогалева Н.А....
Опыта работы по теме "Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста средствами наглядного моделирования"
Непосредственно образовательная деятельность учителя -логопеда по теме "Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР средствами наглядного моделирования. (Лексическая тема: "Зима"...
Интегрированное занятие по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами в процессе восприятия репродукций картин И.К.Айвазовского
В процессе занятия дети расширяют знания о картинах И.К.Айвазовского, учатся пересказывать, понимать музыку, отображать характер моря в цвете....
Система работы дошкольного учреждения по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста
Представлено содержание и методические приемы коррекционной работы по формированию связной речи детей старшего дошкольного возраста...
Реализованный проект на тему: «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционные техники аппликации» Кружковая работа «Умелые ручки» 2020-2021г.г.
Кружковая работа результат...
Исследование особенностей связной речи детей старшего дошкольного возраста с интеллектуальными нарушения
Аннотация: В данной статье раскрываются особенности связной речи у детей старшего дошкольного возраста с интеллектуальными нарушениями посредством комплексного...