Опыт работы «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность»
методическая разработка по теме

Липатова Ольга Николаевна

 

    В настоящее время в дошкольных учреждениях отмечается значительный рост количества детей, имеющих отклонения в речевом развитии. В связи с этим формируются логопедические группы с целью своевременного выявления речевых недостатков и их коррекции, что позволяет успешно подготовить детей к обучению в школе.

    Повышение результативности логопедической работы возможно при четком взаимодействии и преемственности участников педагогического процесса логопеда, воспитателей и родителей.

   Поэтому поиски эффективных приемов, методов развития и коррекции речи становятся все более актуальными при планировании и организации работы в логопедических группах.

   Анализируя различные формы коррекционной работы с детьми, имеющими речевые нарушения, искали методы, которые позволили бы ускорить процесс постановки и автоматизации нарушенных звуков, в целом развития всех компонентов речи, когнитивных процессов, коммуникативных навыков. В результате пришли к выводу о целесообразности внедрения в практику метода проекта как одного из эффективных приемов взаимодействия учителя – логопеда и воспитателя в условиях логопедической группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobshchenie_opyta_proektnoy_deyatelnosti.docx19.85 КБ

Предварительный просмотр:

«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность»

Липатова Ольга Николаевна

учитель-логопед,

Леерова Алена Владимировна

воспитатель,

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение города Тулуна  «Центр развития ребенка – детский сад «Гармония»

В настоящее время в дошкольных учреждениях отмечается значительный рост количества детей, имеющих отклонения в речевом развитии. В связи с этим формируются логопедические группы с целью своевременного выявления речевых недостатков и их коррекции, что позволяет успешно подготовить детей к обучению в школе.

Повышение результативности логопедической работы возможно при четком взаимодействии и преемственности участников педагогического процесса логопеда, воспитателей и родителей.

Поэтому поиски эффективных приемов, методов развития и коррекции речи становятся все более актуальными при планировании и организации работы в логопедических группах.

Анализируя различные формы коррекционной работы с детьми, имеющими речевые нарушения, искали методы, которые позволили бы ускорить процесс постановки и автоматизации нарушенных звуков, в целом развития всех компонентов речи, когнитивных процессов, коммуникативных навыков. В результате пришли к выводу о целесообразности внедрения в практику метода проекта как одного из эффективных приемов взаимодействия учителя – логопеда и воспитателя в условиях логопедической группы.

Цель проекта - создание оптимальных условий для самостоятельной творческой речевой активности детей старшего дошкольного возраста.

В соответствии с целью были поставлены задачи:

  1. Развивать все компоненты устной речи дошкольников.
  2. Развивать творческие способности детей по средствам придумывания повествований, рифмования слов, словообразования, подбора синонимов, антонимов, омонимов.
  3. Поддержка речевой инициативы и творчества детей в общении.

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста 6-7 лет, воспитатель группы, учитель-логопед, родители воспитанников.

Гипотеза. В результате проектной деятельности у дошкольников повысится словарный запас, обогатиться речь, улучшиться выразительность речи, дети научатся сочинять небольшие стихотворения, загадки,  составлять рассказы, придумывать сказки.

Ожидаемый результат:

  • развитие монологической и диалогической речи соответственно возрастной норме  детей;  
  • сформированность навыков составления и использования сложных предложений в связной речи; словообразования  и словоизменения  в пределах изучаемой темы; творческой речевой деятельности;
  • автоматизация и дифференциация поставленных звуков в связной речи;
  • включение дошкольников в активную  проектную деятельность;
  • повышение уровня самооценки детей.

Для реализации проекта были запланированы 3 этапа работы.

I этап – организационно - подготовительный. На данном этапе составлен информационный банк технологий по развитию речевого творчества, разработаны картотеки, изготовлены игровые пособия, мнемотаблицы, наглядный материал. 

II этап – практический. В планировании  определено содержание проектной деятельности с активным внедрением развивающих форм, методов  работы с детьми и родителями воспитанников.  

На начальном этапе проходило знакомство детей с  новыми, ранее не слышанными ими сказками, стихами, загадками. Детская деятельность выражалась в активном восприятии и усвоении фольклора, в возрастании интереса к нему, желании   исполнять – выразительно читать народные стишки, рассказывать знакомые сказки.

Затем работа была направлена на то, чтобы дети осознали   характерные особенности жанра сказки, загадки, стихотворения, рассказа. Полученные знания дети применяли уже в собственном творчестве: усвоили алгоритм составления текстов разных жанров; иллюстрировали  и создавали графические схемы.

Активность в проекте проявили родители при сборе интересных детских высказываний, совместном  творчестве  сочинений  авторских загадок, сказок и рассказов, участии в конкурсах различного уровня.

III этап – обобщающий.

В результате проведённой работы, дети на занятиях стали более активными, заинтересованными, обогатился их словарный запас, в речи появились образные выражения из пословиц, поговорок, русских народных сказок, появился интерес к сочинительству.

По итогам проектной деятельности были оформлены тематические альбомы загадок, сборники авторских сказок, коротких стихов и рассказов, картотеки графических схем,  коллажей, организована выставка этих работ; создана книга отзывов родителей; разработано и проведено музыкально-театрализованное представление.

Совместные творческие работы детей, родителей и педагогов были представлены на конкурсах Всероссийского уровня, по результатам которых были получены дипломы участников и победителей.

Опыт совместной проектной деятельности распространялся в рамках городского семинара-практикума.

В ходе работы по проекту пришли к выводу, что продуктивная творческая деятельность развивает связную диалогическую и монологическую речь, способствует расширению активного словаря, совершенствованию навыков словообразования и словоизменения, автоматизации звуков в связной речи. Кроме того использование таких форм работы с детьми прививает  желание читать, самим изготавливать книжки и сочинять истории, помогает детям   полюбить книгу; объединяет их общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствует формированию коллективных взаимоотношении.

Список литературы:

  1. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М. : Мозаика -  Синтез, 2008. - 112 с.
  2. Гафурова Н.О., Чурилова Е.Ю. Проектный метод. 2002. №9. - с. 27-30.
  3. Использование творческих проектов для развития связной речи детей// Логопед. 2010. №4.- с. 92-100.
  4. Полянская Т.Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста. Учебно-методическое пособие.- СПб.: ООО «Издательство Детство-Пресс», 2009.- 64с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучению связной речи детей старшего дошкольного возраста

Здесь представлены конкретные рекомендации по формированию связной речи детей....

План кружковой работы "Ручеек" по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня 2011-2013 уч. год

МБДОУ «Детский сад «Мастерок»План кружковой работыпо развитию связной речи детей с ОНР  IIIуровнястаршего дошкольного возраста «Ручеёк» (2й год обучения) Учитель-логопед: Рогалева Н.А....

Опыта работы по теме "Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста средствами наглядного моделирования"

Непосредственно образовательная деятельность учителя -логопеда по теме "Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР средствами наглядного моделирования. (Лексическая тема: "Зима"...

Интегрированное занятие по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами в процессе восприятия репродукций картин И.К.Айвазовского

В процессе занятия  дети расширяют знания о картинах И.К.Айвазовского, учатся пересказывать, понимать музыку, отображать характер моря в цвете....

Система работы дошкольного учреждения по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста

Представлено содержание и методические приемы коррекционной работы по формированию связной речи детей старшего дошкольного возраста...

Исследование особенностей связной речи детей старшего дошкольного возраста с интеллектуальными нарушения

Аннотация: В данной  статье раскрываются особенности связной      речи у детей старшего дошкольного возраста с интеллектуальными нарушениями посредством комплексного...