Эссе "Дополнительное образование: за и против"
статья по музыке на тему
Я хочу рассказать об одном из эпизодов своей педагогической деятельности, который оставил неизгладимый след в моей душе. В этом эссе дан ответ на вопрос - дополнительное образование: за и против.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sheff_in_gbou_dod_tsvr_tsentr_r-na.docx | 17.35 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Дополнительное образование: за и против
Шефф Ирина Николаевна,
ГБОУ ДОД ЦВР Центрального района.
«Я понял одну нехитрую истину.
Она в том, чтобы делать чудеса своими руками…»
Александр Грин
Став участником районного конкурса педагогического мастерства в номинации «Сердце отдаю, детям» передо мной возникла сложная задача – написать эссе на тему «Дополнительное образование: за и против». Мыслей было много, но они никак не хотели выстраиваться в логическую цепь рассуждений. Тогда я обратилась к коллегам в надежде, что они помогут мне найти ответ.
Неожиданно для меня между сторонников «за» и «против» дополнительного образования разгорелся спор. Одни педагоги с жаром говорили, что наряду со школой дополнительное образование остается самым доступным и массовым социальным институтом получения системного образования. Что его воспитательный потенциал формирует гражданственную и нравственную позицию юных петербуржцев и сдерживает асоциальное поведение подростков.
Другие тут же возражали - дополнительное образование это дополнительная нагрузка на ребенка, оно лишает детей свободного времени. Дети и так устают в школе, у них не хватает времени на уроки – а это важнее.
На такое категорическое заключение сторонники парировали - но ведь ребята всегда с радостью спешат в Центр внешкольной работы на занятия. В чем же секрет? И сами отвечали - наверное, в том, что школа – это уроки, оценки, экзамены, это тесные рамки образовательных стандартов. А дополнительное образование - это, прежде всего, комфортная и психологически безопасная атмосфера, свобода выбора деятельности. Здесь, в студиях, секциях и различных творческих объединениях, создаются условия для личностного роста ребенка, его гармоничного развития. Бесплатные занятия позволяет ребенку реализовать себя с учетом индивидуального выбора сферы социально-значимой деятельности, отвечающей его интересам и способностям.
Послушав дискуссию можно подробно анализировать утверждения «за» и «против», но теперь я поняла, что говорить хочу о другом. О том, что волнует меня лично. Ведь эссе - жанр субъективный, оно ценно именно тем, что дает возможность увидеть личность автора, своеобразие его позиции и отношения к миру.
Я хочу рассказать об одном из эпизодов своей педагогической деятельности, который оставил неизгладимый след в моей душе.
Несколько лет назад Центр внешкольной работы стал инициатором проекта «Орден детского милосердия». Это необычный проект, главные его участники - дети с ограниченными возможностями из Центра развития «Анима» и их родители. Именно для них и при участии детей своего коллектива я проводила мастер-класс по хоровому пению. Моей задачей было организовать таких «разных» детей в совместном творчестве. Перед проведением мастер-класса я побеседовала со своими учениками на тему милосердия. Мы говорили о том, что ребенок с ограниченными возможностями – это такой же обычный ребенок, как и они, также способный к творчеству, созиданию. Ему не нужна наша жалость, не уместны любопытство и насмешки, но он очень нуждается в нашем внимании и особой помощи.
После окончания мастер-класса ко мне подошла одна мама со своей дочкой. Оказалось, что Наташа, так звали девочку, давно мечтала заниматься пением, но куда бы они ни обращались, им везде отказывали, говоря, что это ей будет не по силам.
У меня было много разных учеников, мальчиков и девочек различного возраста с разными музыкальными способностями. Одни из них впоследствии связали свою жизнь с музыкой, другие продолжают заниматься ею как хобби. Но обучать такого ребенка я взялась в первый раз, и, конечно же, мне было страшновато. Наташа занималась у меня три года. Обучение давалось ей нелегко. И только огромное желание ребенка научиться петь помогало преодолеть трудности, связанные с физическими ограничениями. Меня поражало и восхищало то, с каким упорством Наташа шла к своей цели.
В конце года состоялся традиционный отчетный концерт для родителей. И впервые на нем должна была выступить Наташа. Я всегда волнуюсь за всех своих учеников, но за этого ребенка переживала больше всего, ведь девочке нужно было справиться не только с волнением...
В этот день все пришли нарядные и взволнованные. Начался концерт. Ребята по очереди выступали, кланялись, им аплодировали… И вот на сцену вышла Наташа. Она старательно исполняла несложную песню Сергея Баневича «Я-портниха». В какой-то момент голос ее задрожал. В зале замерли все: и взрослые, и дети. Но девочка справилась с волнением. Она продолжила петь, и мне показалось, а может быть, это так и было, что каждый из присутствующих на концерте, словно желая помочь, посылал ей частичку своей энергии.
Наташа завершила свое выступление. Наступила особенная тишина, которая вдруг прервалась необычно громкими аплодисментами. На глазах ее мамы блестели слезы радости. Я тоже не могла сдержать волнения.
И сейчас, вспоминая счастливые глаза ребенка, я поняла, что главное мое предназначение как педагога дополнительного образования - постараться создать для него мгновенья счастья и радости от того, что смог преодолеть трудности и совершить «чудо своими руками».
Да, можно найти много сторонников дополнительного образования и, возможно, еще больше его противников, но мне кажется, что чувство преодоления и победы, которое дает воспитанникам дополнительное образование это то огромное «ЗА», которое перечеркивает все «ПРОТИВ».
«Лучше зажечь свечу, чем проклинать тьму» - с этим изречением я полностью согласна. Это моя нравственная установка! Она помогает мне, несмотря на трудности и проблемы жизни, совершать вместе со своими учениками маленькие и большие чудеса, хотя мы и не волшебники. И это, как сказал Александр Грин, «есть истина…».
Завершая свое эссе, я не могу не вспомнить великого педагога Януша Корчака, являющегося для меня мерилом нравственности и уважительного отношения к ребенку, который, утверждая абсолютную ценность детства, отдал не только сердце, но и жизнь ради чужих детей…
Поэтому свои размышления я заканчиваю строками из молитвы Януша Корчака.
«…обращаюсь к Тебе, Господи, С сердечной просьбой.
Ибо есть у меня драгоценность…
Всегда пред Тобой я – смирнейший из смиренных, но в этой просьбе моей буду неуступчив, выскажу непреклонно… ибо не для себя требую.
Ниспошли детям счастливую долю, помоги, благослови их усилия.
Нелегким путем их направи, но прекрасным».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Эссе "Дополнительное образование: за и против"
Данное эссе - размышление о дополнительном образовании и обо мне, как о педагоге....
" Инклюзивное образование за и против "
Инклюзивное образование за и против Статья составлена Кляузовой Вероникой Юрьевной Термин "инклюзия" в переводе с английского языка означает "включенность". Инклюзивное образование (фр....
Педагогический совет "Геймификация в образовании: за и против"
Конкурсное задание...
Педагогический совет: "Геймификация в образовании: за и против"
Педагогический совет на конкурс "Учитель года 2019"Геймификация в образовании: за и против...
Концепция школьного филологического образования: за и против
Статья для выступления в рамках Круглого стола (региональный уровень)...
Статья. Дополнительное образование: за и против
Размышления на тему важности дополнительного образования в полноценном развитии детей....
Высшее образование: за и против
В данной методической разработке собрана и структурирована информация на тему : "Высшее образование". Вопросы для обсуждения и необходимый лексический минимум направлены на развитие навыка г...