Конспект урока музыки в 6 классе "Колокола на Руси"
план-конспект урока по музыке (6 класс) по теме
Задачи урока: познакомить с колокольными звонами как ярким явлением русской православной культуры. Путем исследования определить, какой след оставили звоны в русской классической музыке.
Используется музыкальный материал: П.И.Чайковский. Симфония «1812год»; М.П.Мусоргский. Увертюра к опере «Борис Годунов»; П.И.Бородин. Опера «Князь Игорь»; С.В.Рахманинов «Сюита №1 для 2 оп., часть 4».
Видеоматериал: «Колокольный звон», «Музей колоколов» (фрагменты).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_kolokola_na_rusi.docx | 32.36 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
по музыке в 6 классе
Подготовила: учитель музыки
МКОУ «Быковской ООШ»
Есипова Елена Анатольевна
2014г.
УРОК-ИССЛЕДОВАНИЕ «КОЛОКОЛА НА РУСИ»Задачи: познакомить с колокольными звонами как ярким явлением русской православной культуры. Путем исследования определить, какой след оставили звоны в русской классической музыке.
Музыкальный материал: П.И.Чайковский. Симфония «1812год»; М.П.Мусоргский. Увертюра к опере «Борис Годунов»; П.И.Бородин. Опера «Князь Игорь»; С.В.Рахманинов «Сюита №1 для 2 оп., часть 4».
Видеоматериал: «Колокольный звон», «Музей колоколов» (фрагменты).
Ход урока
(Звучит колокольный звон.)
- Здравствуйте, ребята. Скажите, пожалуйста, что
за звуки открыли наш урок? (Это был колокольный звон.) - Правильно. А где можно услышать колокола?
(На улице, в церкви, по телевизору.)
- Наш сегодняшний урок будет посвящён этому замечательному явлению - колокольному звону. Скажите, пожалуйста, можно ли колокол назвать музыкальным инструментом? (Да.)
- А почему? (Потому что когда звонят колокола,
то можно услышать в их звоне мелодию.) - Правильно. Как вы думаете, колокольный звон -
это новое явление или нет? (Нет. Это было придумано давно.)
- Если придумано давно, то должны были остаться доказательства. Наша задача сегодня - исследовать, где звучал
колокол, и какое место он занимает в душах русских людей. А
почему мы заговорили о колоколах именно в это время?
(Потому что скоро праздник Пасхи.)
- Верно, в этот день мы услышим один из самых кра
сивых праздничных звонов, где будут звучать все колокола:
и большие, и самые маленькие. - Как вы думаете, в каком веке появились колокола
На Руси? (...)
- Первое упоминание о колоколах встречается в X веке, и на протяжении многих веков сопровождали они своим звоном жизнь христиан. Размеряли течение дня, возвещали время труда и отдыха, время бодрствования и сна, время веселья и скорби. «Малиновые» перезвоны указывали дорогу заблудившемуся путнику.
Ребята, я сейчас произнесла название «малиновые» перезвоны, как вы считаете, откуда взялось это название?
(От звона воздух малинового цвета,..)
- На самом деле выражение «малиновый» звон западного происхождения - от французского названия города Мехелна (фр. Malines), где издавна отливали колокола.
Колокольный звон служил мерилом праведности и добра: «голос чище звона», «слава, что звон» - так говорили о том, что было достойно высшей похвалы. Колокола были несовместимы с ложью, несправедливостью, греховностью.
Люди всегда с большим уважением и любовью относились к колоколам. Послушайте, как это сказано в стихах:
Колокола! Колокола-
Ваш звучный звон - Руси венец,
Язык земли, Червонным золотом
Меня вскормившей. Горящий,
Живет в вас радость, Ваш звон-
Клич и стон, Связующая нить
Как отголосок Меж будущим
Жизни бывшей. И настоящим.
Г.Голуб
Но не только в стихах можно услышать упоминание о колоколах. Не обидела вниманием колокола и русская классическая музыка. Давайте послушаем с вами фрагмент из увертюры П. И. Чайковского «1812 год».
(Звучит фрагмент с колокольным звоном.)
- Постарайтесь рассказать, каким вам услышался этот
звон, о чём он говорил - о празднике или о несчастье?
(Анализ прослушанного фрагмента.)
- А теперь я предлагаю вам музыкальную загадку. Послушайте внимательно и подумайте, что же здесь звучит?
(Звучит фрагмент из оперы М. П. Мусоргского «Борис Годунов».)
(Звучали колокола.)
- Нет, это была имитация звона инструментами симфонического оркестра. Вспомните, пожалуйста, что означает
слово «имитация»? (Это значит изображение или подражание.) - Часто композиторы пользовались этим приёмом в
различных произведениях. Послушайте фрагмент «Сюиты
№ 1» С. Рахманинова и постарайтесь догадаться, какой инструмент изображает колокольный звон.
(Звучит фрагмент «Сюиты № 1» С. Рахманинова.)
(Это рояль.)
- Молодцы, причём это не один, а два рояля, которые играют по очереди и поэтому создаётся эффект звона. Послушайте, как будет звучать партия одного инструмента.
(Учитель исполняет фрагмент по нотам.)
Светлый праздник
И мощный звон промчался над землёю,
И воздух весь, гудя, затрепетал,
Певучие, серебряные громы
Сказали весть святого торжества.
Хомяков
У каждого колокола особенный, неповторимый голос. И тем не менее их можно разделить на несколько групп. Подумайте, по какому признаку это можно сделать.
(По величине, по месту изготовления.)
- А если мы говорили о голосах? (По высоте голоса.)
- Правильно. Вспомните, как называют низкий мужской голос? (Бас.)
- А высокий мужской голос? (Тенор.)
- А теперь давайте посмотрим, правильно ли мы распределили голоса, и какие колокола будут соответствовать ба
сам и тенорам.
(Звучит фрагмент «Музей колоколов».)
- Вы, наверное, заметили, что голоса колоколов называют так же, как и голоса людей. Это не случайно. К колоколам
относились, как к людям. Их наказывали, отправляли в ссылку
и даже брали в плен. У побеждённых брали то, что являлось
национальной святыней. Очень часто можно услышать в песнях упоминание колоколов и даже изображение звона.
(Звучит фрагмент песни «Колокол».)
-Колокола находились в специальном помещении. (Колокольня или звонница).
- Почему называется колокольня - это понятно. А почему звонница! (Потому что оттуда лился колокольный звон.)
- А как называли человека, который звонил в
кола? (Звонарь)
- Как вы думаете, это лёгкое или трудное дело?
(Трудное)
- Не просто трудное, а очень. Представьте себе, колокольня Ивана Великого имеет в 4-х ярусах 37 колоколов!
Чтобы попробовать себя в роли звонарей, я предлагаю вам ритмическую игру «Праздничные звоны».
(3 группы, наслоение ритмов.)
-Молодцы. Как вы думаете, есть ли какие-нибудь легенды, связанные с колоколами? (Да.)
-Их очень много. Например, Наполеон, вступив в Москву, решил взорвать колокольню Ивана Великого. По его приказу под неё положили большое количество пороха и подожгли. Раздался взрыв, колокольня взлетела на вверх, а затем…
опустилась на прежнее место, целая и невредимая.
По народным поверьям, влиянию ночного церковного колокола не могут противостоять сами нечистые силы, теряет силу всякое волшебство и гадание.
Учёные установили вполне реальный факт, что в волнах колокольного звона гибнут вредные для человека микробы. Говорят, когда звонишь в колокол, словно душа светлее становится.
Давайте и мы с вами споём песню о колокольном звоне («Христос воскрес»).
Благовест
- Мы спели такую строчку: «Повсюду благовест
звучит». Что такое «благовест»? (Это праздничный перезвон.)
- Верно, а от каких двух слов образовалось такое
название? (От слов «благо» и «весть».) - Получается, что колокола празднуют вместе с
людьми. А ведь действительно, колоколам приписывалась способность чувствовать и переживать, а в их звучании слышалась человеческая речь.
По рассказам жителей Ярославской губернии, одна люди перевозили два колокола, отлитые одновременно на одном заводе. При переправе через реку один колокол утонул так и остался на дне реки. Второй благополучно довезли до места и повесили на колокольне. Однако когда он звонил, звуки его были печальны, и в них ясно можно было расслышать слова: «Брат Кондрат на дне лежит, а мне не велит».
Как колокол называл своего брата? (Кондрат.)
- Многим большим колоколам давали имена. Например: Лебедь, Сысой, Реут. А теперь назовите имя самого
большого колокола не только в России, но и всём мире. (Царь-колокол. Он находится в Москве, только он не звучит, потому что поломан.)
- Самые лучшие колокола отливали в России. Они на
столько разные, звонкие да певучие, что в Суздале даже устраивают колокольные концерты, в которых задействованы все
колокола - и большие, и малые. Давайте посмотрим фрагмент
такого концерта («Колокольный звон»). - Вы заметили, что после концерта всем желающим
разрешили попробовать себя в роли звонарей? Широко известен обычай: в Пасхальную неделю пускать на колокольню всех
желающих, и звон в эти праздничные дни продолжается весь
день. Говорят: икона - молитва в красках, храм - молитва в камне, колокол - молитва в звуке (колокольный звон).
Скажите, смогли ли мы доказать большое значение колокола в жизни русского человека?
- И я желаю вам, чтобы в вашей душе всегда звучал самый светлый колокольчик.
Литература
1.Энциклопедический словарь юного музыканта. / Сост. Медушевский В.В. – М.: Педагогика, 1985.
2.Власов В. Большой энциклопедический словарь изобразительного искусства. Т.З. – С.-Пб.: Лита, 2000.
3.Мишин В.В. Колокола России. Краткая иллюстрированная история. – М.: Московский журнал, 1995.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока истории 6 класс "Борьба Руси с западными завоевателями"
Цель урока: формирование представлений о борьбе северорусских земель с экспансией крестоносцев и шведов; обратить внимание учеников на полководческий талант Александра Невского...
Конспект урока музыки «Музыка моего народа. Образы Древней Руси в русской музыке"
Велика значимость и народной, и современной, и классической, и народной, и фольклорной музыки в жизни....
план-конспект урока музыки "Колокольные звоны на Руси"
план-конспект открытого мероприятия "Колокольные звоны Руси"...
Конспект урока музыки в 6 классе на тему: «Народное искусство Древней Руси»
Раскрытие "души русской немеркнущего света" через народное искусство Древней Руси....
План-конспект урока музыки во 2 классе "Музыка вокруг нас. Как появляется музыка"
Урок создан по программе "Музыка" Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной во 2 классе....
План - конспект урока музыки (5, 6, 7 класс) по теме: Конспекты уроков музыки в основной школе
Конспекты уроков музыки для 5, 6, 7 классов!...
Конспект урока музыки и изобразительного искусства в 6 классе . учителя музыки Шевченко Светланы Николаевны, учителя изобразительного искусства Поляковой Альмиды Салляховны. Тема урока: «Космос в музыке и в живописи"
Конспект урока музыки и изобразительного искусства в 6 классепо программе Г.П.Сергеевой, Критской Е.Д, Неменского Б.М.учителя музыки Шевченко Светланы Николаевны,...