план-конспект урока музыки "Колокольные звоны на Руси"
методическая разработка по музыке (5 класс) на тему

Картавцева Любовь Николаевна

план-конспект открытого мероприятия "Колокольные звоны Руси"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok._kolokola.docx30.02 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

План-конспект  урока  музыки

Тема  года: «О чем рассказывает  музыка?»

3  класс.  3  четверть, программа  Алеев В.В., Кичак Т.М.

Тема  урока: «Колокольные  звоны  на  Руси».

Тип  урока: урок-открытие  новых  знаний.

Цель  урока: раскрыть  значимость колокольных звонов в истории и культуре  русского  народа.

Задачи  урока:

- познакомить с историей появления колоколов, разновидностями колокольных звонов;

- доказать важное значение колокола в жизни России;

- развивать вокально-хоровые способности  учащихся, чувство  ритма;

- развивать способности к исследовательской  деятельности;

- воспитывать  уважение  к  явлениям  русской  духовной  культуры.

Образовательные  технологии:

- технология  развивающего  проблемного  обучения

- игровая  технология

- информационно-коммуникативная  технология

Методы:

- сравнение,  анализ,  обобщение,  метод  звуковой  и  зрительной  наглядности,  метод  диалога.

Средства  обучения:

- слайд-презентация  колоколов  и  храмов,  детские  музыкальные  инструменты колокольчики, учебник «Музыка. 3 класс», авторы: Алеев В.В., Кичак Т.М., 3-е издание, М: Дрофа, 2008 г.,  рабочая  тетрадь «Музыка. 3 класс, авторы: Алеев В.В., Кичак Т.М., 2-е издание, М: Дрофа, 2008 г., шаблон с изображением колокольчиков; фономатериалы, Н.А. Римский-Корсаков «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» (фрагмент), Ростовские колокольные  звоны.

Структура  урока:

  1. Организационный  этап (2 мин)

а) музыкальное приветствие

б) слушание «Ростовские колокольные звоны»

  1. Мотивация. Постановка  цели  урока (2 мин)

а) беседа

б) обозначение темы урока

в) постановка цели урока

  1. Постановка  проблемы.

  1. Реализация  построенного  проекта. Первичное  усвоение  новых  знаний (20 мин).

а) слушание сообщений детей об истории появления колоколов

б) ритмическая игра №»Праздничные звоны»

в) слушание сообщений о разновидностях колокольных звонов

г) слушание звонов (набат, благовест, трезвон, перезвон, красный звон)

д) слушание фрагмента из оперы Н.А. Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии»

ж) чтение стихов о колоколах (на фоне музыки)

 

  1. Первичная  проверка  понимания (13 мин)

а)  творческое задание в рабочей тетради

б)  распевание «Колокольный звон» (неизвестного автора)

в)  продолжение  работы Д. Тухманова. Слова Ю. Энтина «Колокольчик мой хрустальный»

г)  исполнение  песни Ю. Чичкова, слова П. Синявского «Родная  песенка»

  1. Первичное  закрепление (4 мин).

-  самостоятельная  работа с тестом с самопроверкой по эталону.

  1. Информация  о  домашнем  задании. Инструктаж  (1 мин).

  1. Рефлексия ( 3 мин)

а)  выводы  детей  о  значении  урока  в  их  жизни

б)  цветодиагностика

в)  выставление  оценок  за  работу  на  уроке.

Ход  урока.

  1. Оргмомент.

 (Слайд)   Вход  в  класс  под  песню «Малиновый звон»

- Ребята, поприветствуем  друг  друга  и  наших  гостей.

  1. Мотивация. Постановка  цели  урока.

- А сейчас сели все удобно и очень внимательно послушали.

(Звучит колокольный звон)

- Что за звуки открыли наш сегодняшний урок?

(Это был колокольный звон)

- Верно. А сейчас отгадайте загадку: «В церковь других созывает, а сам в ней не бывает»  Что это такое?

(Колокол) (Слайд. На экране высветились колокольчики)

- Как вы думаете, о чем же пойдет речь на нашем сегодняшнем уроке?

(О  колоколах и колокольных звонах).

- Как бы вы сформулировали тему нашего сегодняшнего урока?

(Колокольные  звоны  на  Руси)

- Совершенно верно. Тема нашего сегодняшнего урока «Колокольные звоны на Руси» (Слайд. На экране тема урока).

- А где в жизни можно услышать звучание колокола?

(На улице, в храме, по телевизору)

- можно ли назвать колокол музыкальным инструментом? (Да)

- почему?

(Потому что, когда звонят колокола, можно услышать в их звоне мелодию)

- Исходя из темы, которую мы обозначили, что бы вы хотели узнать, открыть на нашем уроке?

(Нам хотелось бы узнать об истории появления колоколов, о материалах, из которых они были изготовлены и при каких событиях в жизни они звучали?)

- Да, именно об этом  мы  и  будем  говорить  на  нашем  сегодняшнем  уроке.

- Итак, наша с вами цель: «Раскрыть значимость колокольных звонов в истории и культуре русского народа)

(Слайд. На экране – цель урока)

  1. Постановка  проблемы.

- Чтобы нам реализовать поставленную цель, обратимся к историкам, звонарям, литературоведам  и  искусствоведам.

  1. Реализация  построенного  проекта.

Первичное  усвоение  новых  знаний.

- Знаете ли ребята, почему человек придумал колокол и зачем?

О, это очень интересная история…  и расскажут нам о ней наши историки.

(Выходят историки)

1 историк. Наша группа работала над проблемой: «История создания колоколов».

Когда-то давно люди жили общинами, каждая из которых представляла собой большую семью – род.  Члены рода совместно добывали себе пропитание, воспитывали детей. И когда кто-то далеко уходил в лес, надо было подать сигнал, чтобы человек по звуку мог найти свой дом.

2 историк. А когда роду грозила опасность, они звали на помощь людей из соседнего рода. Сначала люди стучали палкой по дереву, жгли костры, но потом они научились выплавлять металлы и стали использовать их для сигналов, звук которых был неизмеримо громче.

3 историк. А позднее  кто-то догадался сделать вместо простого бруска изогнутую полую форму. А для получения звука, привесил внутрь маленький брусочек. Такой инструмент назвали колокол. От слова «КОЛО», что означает «КРУГ»   (Слайд. На экране «коло» - круг).  Ведь широкая часть колокола  имеет  именно такую  форму. Каждый из нас на бумаге попробовал изобразить колокол. Вот, что у нас получилось…

(Пять  слайдов – рисунки детей).

4 историк.  В конце 4 века епископу Ноланскому приснился сон, в котором он увидел полевые цветы – колокльчики. (Слайд. На экране – изображение  колокольчиков). От дуновения ветра, которые издавали необыкновенной чистоты приятные звуки. После своего сна, епископ велел создать поющий цветок из металла и использовать его при богослужении. (Слайд-заставка «Храм»)

5. Историк.  С принятием Христианства на Руси пришли колокола. Впервые они появились в 13 веке в Новгороде и сразу стали символом державы и мощи духа русского народа. Колокольный звон – это целая наука, а колокол – это ударный музыкальный инструмент, высота звучания которого зависит от величины, формы, материала, из которого они были изготовлены, поэтому большие колокола издают низкие тяжелые звуки, малые отличаются более высоким светлым звучанием.

- Спасибо вам, историки, садитесь.

- Сейчас, ребята, я предлагаю вам ритмическую игру «Праздничные  звоны». (Дети звонят в колокола).

- А теперь  слово  нашим  звонарям…

1 звонарь.  Мы вас познакомим с разновидностями колокольных звонов. Набат. (Слайд «Набат»).   ( Слайд. Звучание набата).  Набат – это колокольный звон, который звучит, предупреждая об опасности. Набатные колокола ставили на окраине города, деревни, если до храма было далеко, а об опасности надо было предупредить быстро. Такому колоколу даже поставили памятник, тем самым подчеркнув значение этого колокольного звона для  русского человека. (Слайд. Памятник Набатному колоколу). Звучал он тревожно, сурово, резко.

2 звонарь. Благовест. (Слайд. «Благовест»)  (Слайд. Звучание  звона).  Благовест – это размеренные удары  в один большой колокол. Этим звоном верующим возвещается радостная весть о начале богослужения в храме. Звучит он медленно, четко, неторопливо.

3 звонарь. Трезвон. (Слайд. «Трезвон»)  (Слайд. Звучание  звона).  Это  звон, когда все колокола звучат вместе, после начала службы.

4 звонарь. Перезвон. (Слайд. «Перезвон»)  (Слайд. Звучание  звона).  На большой праздник «Крещение», когда совершается водосвятие – звучит Перезвон. Это звон, когда колокола звучат во все голоса, но по очереди.

5 звонарь. Красный звон. (Слайд. «Красный звон»)  (Слайд. Звучание  звона).  На большие праздники «Рождество», «Крещение», «Пасху» звучит Красный звон. Это звон, когда много колоколов звонят одновременно и создают ощущение праздника, звучат колокола целый день.

- Спасибо, молодцы!

- А сейчас для вас задание в рабочей тетради.

- Откройте  тетради на С. 51. (Слайд. Рабочая тетрадь)

- Отгадайте, какие слова спрятались в рисунках.

- 1 рисунок. (Слово «набат»)

  2 рисунок («Трезвон»)

  3  рисунок ( «Колокол»)

-  Спасибо, закройте тетради.

- Многие русские композиторы  воспроизводили звучание колокола  в  музыкальных  произведениях. Одно из таких произведений – опера Н.А.Римского-Корсакова  «Сказание  о  невидимом  граде  Китеже   и  деве  Февронии»  (Слайд. Римский-Корсаков).  

- Пытаясь  спасти от нашествия татар Великий Китеж, дева Феврония сотворила молитву. Свершилось чудо: густой туман окутал Китеж, город  погрузился под воды озера, став невидимым.  Страх охватил татар, увидевших отражение Китежа в светлых водах озера.  В  ужасе  враг  отступил  назад.  Постепенно туман рассеялся. Под праздничный звон колоколов Китеж предстал чудесно преображенным (Слайд. Преображенный Китеж).

- Мы с вами сейчас послушаем фрагмент из этой оперы. Слушайте  и  думайте, какое состояние передает колокольный звон в этой опере.

(Слушание  записи на магнитофоне).

- Что вы здесь услышали, ребята?  (Веселье, радость, ликование, торжество, ощущение праздника.

- Настоящие ли колокола звучат в оркестре.  (Нет)

- Конечно же нет. Роль колоколов в оркестре выполняют свободно подвешенные металлические пластинки, брусья или трубки – инструмент довольно специфический. (Слайд. Звучание звона - недолго)

(Слайд. Заставка. Колокола)

- Люди всегда с большим уважением и любовью относились к колоколам и поэты посвящали им  свои  проникновенные  строки.

- Послушайте, как это сказано в стихах.  Литературоведы, вам слово.

1 чтец. Георгий Колоколов (Слайд. Музыка)

Колокола! Ваш вечный звон,

Язык  земли,  меня   вскормивший.

Живет  в  вас  радость,  клич  и  стон

Как  отголосок  жизни  бывшей.

Колокола!  Руси  венец!

Червонным  золотом  горящий.

Ваш  звон – связующая  нить

Меж  будущим  и  настоящим!

 

2 чтец. Мария  Мирошина  (Слайд.)

Плывет  звон  над  Россией  пеленою

И, растворяясь  в   небесах, как  дым,

Он  покоряет  всех  своею  чистотою,

Зовет  нас  поклониться   всем  живым!

3  чтец.  Лидия  Чарская  (Слайд)

О  Русь, благословенная  моя.

Познать  тебя, не  хватит  целой  жизни.

Твоих  церквей  златые  купола

И  многовещный  звон

Колоколов  Отчизны!

4  чтец.  Сергей  Калита   (Слайд)

Живая  Святая  Русь!

Жива  Россия!

Горят  ее,  сияют   купола

От  моря  и  до  моря

С  новой  силой

Звонят,  звонят  ее  колокола!    (Слайд.  Заставка)

  1. Первичная  проверка  понимания.

- Сегодня  мы  слышали  воспроизведение  колокольного  звона  инструментами.  Но  звон  можно  воспроизвести  и  голосом.  Подскажите, как это сделать?  (Динь-дон, бом-бом)

- Мы  продолжаем  работу  над  попевкой «Колокольный  звон».

а)  пение  с  инструментом;

б)  пение  без  сопровождения (a capello)

в)  исполнение  каноном

- Ребята, мы распелись, подготовили свой голосовой аппарат и продолжим работу над песней Д. Тухманова «Колокольчик мой хрустальный».

- Мы  сейчас продолжим  работу  над  чистотой  интонации  в  двухголосии:

а)  поют  альты;

б)  поют  сопрано;

в)  соединение;

г)  исполнение  под  фонограмму.

- Колокольные  звоны  и  Россия  не  отделимы  друг  от  друга.  О  ее  красоте  слагают  стихи, сочиняют  песни.  Мы  сегодня  исполним  одну  из  них  с  солисткой.  Это  «Родная  песенка», музыка Ю. Чичкова.

- Все  встали.  (Слай-видео).  (Исполнение  песни)

(Слайд. Заставка).

- А сейчас  пришло  время  дать слово нашим искусствоведам.

1  искусствовед.  Русь издавна  славилась  искусством отливки колоколов. Колокольные мастера пользовались особым почетом и уважением. Сохранившиеся древние колокола – это самые ценные памятники православия, декоративно-прикладного искусства и, наконец, литейного мастерства. Мы вам сегодня готовы рассказать о самом большом колоколе не только в России, но и в мире, который недаром называют Царь-колокол. (Слайд. Царь-колокол).

2 искусствовед.  Самый большой колокол – Царь-колокол. Он весит 200 тонн.  Этот колокол никогда не звонил. Посмотрите на экран.  Мы  видим, что один кусок от него откололся.

3 искусствовед. А случилось это давно. В 1812 году, когда на Россию напало французская армия под командованием Наполеона. Враг подступил к Москве. В городе начались пожары и люди, боясь, что колокол расплавится, стали лить на него воду.

4 искусствовед.  От перепада температуры он треснул и от него откололся кусок весом в 11,5 тонн.  Стоит он сейчас в Московском Кремле и является уникальным памятником России.

  1. Первичное  закрепление.

- Сейчас, ребята, проверим знания, полученные на сегодняшнем уроке.

Вопрос

Ответ

1.

Где и когда появились первые колокола на Руси?

а) г. Ростов, 10 век

б) г. Суздаль, 11 век

в) г. Новгород, 13 век

2.

Этот колокольный звон предупреждал людей об опасности, а колоколу, его издававшему, поставили памятник. Что это за колокол?

а) Вечевой  колокол

б) Набатный  колокол

в) «Праздничный»  колокол

3.

Как  называется  самый  большой  колокол в мире?

а) Императорский колокол

б) Царь – колокол

в) Софийский  колокол

 

4.

Кто из русских композиторов в своем творчестве обращался к теме колоколов?

а) П.И. Чайковский

б) Н.А. Римский-Корсаков

в) Цезарь Кюи

- Ребята, закончили? Проверяем…  (Слайд. Проверка)

- Поднимите руку те, кто допустил более 2 ошибок.

- А кто допустил менее 2 ошибок.

- Кто справился с тестом безошибочно?

- Вы внимательно слушали, поэтому материал вами усвоен хорошо и я учту работу с тестом при выставлении оценок за урок.

  1. Информация  о домашнем  задании.  Инструктаж.

- А теперь обратимся к учебнику на С. 52.

- Я вам раздаю таблицы. (Слайд. Таблица),  которые вы должны заполнить, поработав над материалом в учебнике на С. 52. Это ваше домашнее задание.

- Закройте учебники.

  1. Рефлексия.  (Слайд.  Колокольчики)

- Говорят, икона – молитва в красках, храм – молитва в камне, колокол – молитва в звуке. Скажите, смогли ли мы доказать большое значение колокола в жизни русского человека? (Да)

- Конечно, смогли.

-  Что вы узнали для себя нового, интересного?

(Мы узнали об истории появления колоколов, о разновидностях колокольных звонах, о самом большом колоколе в мире – Царь-колоколе, о композиторах, которые в своем творчестве обращались к теме колоколов)

- На столе вы видите золотистые, красные, синие колокольчики. Если вам понравился урок и вы считаете, что знания, которые вы приобрели, вам понадобятся в жизни, выберите колокольчик золотистого цвета, если приобретенные знания вам пригодятся частично, выберите колокольчик красного цвета, а кому они вообще не понадобятся, выберите  синий колокольчик.  Прикрепите  их  на  нашу  колокольню.

-   Давайте посмотрим, какого цвета у нас получилась колокольня…

- Сегодня, ребята, вы были внимательными, вместе мы слушали, определяли, рассуждали, чувствовали радость, тревогу, грусть, восхищались прекрасным звучанием колокола – символом нашей Родины.

-  Я  ставлю пятерки тем, кто подготовил прекрасные сообщения, тем, кто проникновенно читал стихи замечательных русских поэтов, кто принимал участие в ритмической игре «Праздничные звоны», а особенно мне хочется отметить тех ребят, которые  активно работали на уроке с места.

- (Слайд. Спасибо)  Спасибо вам за хорошую работу.

- Наш урок окончен. Встали и давайте выйдем из класса под музыку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План – конспект открытого урока по теме: «Развитие навыков самостоятельной работы на уроках литературы при изучении рассказа А.П.Чехова «Хамелеон» в 7 классе КО вечерней школы

Тема урока: Рассказ А.П.Чехова «Хамелеон»Цель урока:1.     Познакомить учащихся с живой картиной нравов в рассказе А.П.Чехова «Хамелеон»2.     Попытаться ...

План-конспект открытого урока и самоанализ урока по технологии в 7 классе.Часть 2..

Разработка практического урока с презентацией по теме:"Вышивка крестом.Разновидности болгарского креста".Отработка практических упражнений и закрепление пройденного материала в первой части урока по д...

Презентация к уроку в 10 классе на тему "Предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и разработка урока. А также План-конспект открытого урока в 5 классе на тему:Семья как потребитель товаров и услуг на рынке

В данном материале дана разработка открытого урока на тему "предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и презентация к данному уроку. И План-конспект урока в 5 классе на ...

План-конспект открытого урока по астрономии в рамках районного семинара.Тема урока: «Атмосферное давление».Тема урока: «Агрегатные состояния вещества».

«Развитие и поддержка талантливых и одаренных детей в системе воспитания и дополнительного образования детей....

Открытый урок "Колокольный звон на Руси"

Цель;Пробуждение интереса к историческому прошлому, воспитание бережного отношения к русской культуре.Задача:                 • Сформировать первонача...

План-конспект тематического урока "Образ Киевской Руси и её героев в былинах"

Урок проводится в7 классе.с целью обобщения и расширения материала по теме "Былины.". Материал, используемый на уроке, способствует патриотическому воспитанию подрастающего поколения....

План-конспект открытого урока в 8 классе по 1 теме "Schön war es im Sommer" Thema der Stunde: " Планы на отдых у молодёжи разные."

1. Учить читать короткие тексты с полным пониманием прочитанного и определять содержание текста с ситуацией.                          ...


 

Комментарии

Большое спасибо за разработку. Очень методически грамотно (в рамках ФГОС), понятно, доступно.