план-конспект урока музыки "Колокольные звоны на Руси"
методическая разработка по музыке (5 класс) на тему
план-конспект открытого мероприятия "Колокольные звоны Руси"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok._kolokola.docx | 30.02 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
План-конспект урока музыки
Тема года: «О чем рассказывает музыка?»
3 класс. 3 четверть, программа Алеев В.В., Кичак Т.М.
Тема урока: «Колокольные звоны на Руси».
Тип урока: урок-открытие новых знаний.
Цель урока: раскрыть значимость колокольных звонов в истории и культуре русского народа.
Задачи урока:
- познакомить с историей появления колоколов, разновидностями колокольных звонов;
- доказать важное значение колокола в жизни России;
- развивать вокально-хоровые способности учащихся, чувство ритма;
- развивать способности к исследовательской деятельности;
- воспитывать уважение к явлениям русской духовной культуры.
Образовательные технологии:
- технология развивающего проблемного обучения
- игровая технология
- информационно-коммуникативная технология
Методы:
- сравнение, анализ, обобщение, метод звуковой и зрительной наглядности, метод диалога.
Средства обучения:
- слайд-презентация колоколов и храмов, детские музыкальные инструменты колокольчики, учебник «Музыка. 3 класс», авторы: Алеев В.В., Кичак Т.М., 3-е издание, М: Дрофа, 2008 г., рабочая тетрадь «Музыка. 3 класс, авторы: Алеев В.В., Кичак Т.М., 2-е издание, М: Дрофа, 2008 г., шаблон с изображением колокольчиков; фономатериалы, Н.А. Римский-Корсаков «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» (фрагмент), Ростовские колокольные звоны.
Структура урока:
- Организационный этап (2 мин)
а) музыкальное приветствие
б) слушание «Ростовские колокольные звоны»
- Мотивация. Постановка цели урока (2 мин)
а) беседа
б) обозначение темы урока
в) постановка цели урока
- Постановка проблемы.
- Реализация построенного проекта. Первичное усвоение новых знаний (20 мин).
а) слушание сообщений детей об истории появления колоколов
б) ритмическая игра №»Праздничные звоны»
в) слушание сообщений о разновидностях колокольных звонов
г) слушание звонов (набат, благовест, трезвон, перезвон, красный звон)
д) слушание фрагмента из оперы Н.А. Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии»
ж) чтение стихов о колоколах (на фоне музыки)
- Первичная проверка понимания (13 мин)
а) творческое задание в рабочей тетради
б) распевание «Колокольный звон» (неизвестного автора)
в) продолжение работы Д. Тухманова. Слова Ю. Энтина «Колокольчик мой хрустальный»
г) исполнение песни Ю. Чичкова, слова П. Синявского «Родная песенка»
- Первичное закрепление (4 мин).
- самостоятельная работа с тестом с самопроверкой по эталону.
- Информация о домашнем задании. Инструктаж (1 мин).
- Рефлексия ( 3 мин)
а) выводы детей о значении урока в их жизни
б) цветодиагностика
в) выставление оценок за работу на уроке.
Ход урока.
- Оргмомент.
(Слайд) Вход в класс под песню «Малиновый звон»
- Ребята, поприветствуем друг друга и наших гостей.
- Мотивация. Постановка цели урока.
- А сейчас сели все удобно и очень внимательно послушали.
(Звучит колокольный звон)
- Что за звуки открыли наш сегодняшний урок?
(Это был колокольный звон)
- Верно. А сейчас отгадайте загадку: «В церковь других созывает, а сам в ней не бывает» Что это такое?
(Колокол) (Слайд. На экране высветились колокольчики)
- Как вы думаете, о чем же пойдет речь на нашем сегодняшнем уроке?
(О колоколах и колокольных звонах).
- Как бы вы сформулировали тему нашего сегодняшнего урока?
(Колокольные звоны на Руси)
- Совершенно верно. Тема нашего сегодняшнего урока «Колокольные звоны на Руси» (Слайд. На экране тема урока).
- А где в жизни можно услышать звучание колокола?
(На улице, в храме, по телевизору)
- можно ли назвать колокол музыкальным инструментом? (Да)
- почему?
(Потому что, когда звонят колокола, можно услышать в их звоне мелодию)
- Исходя из темы, которую мы обозначили, что бы вы хотели узнать, открыть на нашем уроке?
(Нам хотелось бы узнать об истории появления колоколов, о материалах, из которых они были изготовлены и при каких событиях в жизни они звучали?)
- Да, именно об этом мы и будем говорить на нашем сегодняшнем уроке.
- Итак, наша с вами цель: «Раскрыть значимость колокольных звонов в истории и культуре русского народа)
(Слайд. На экране – цель урока)
- Постановка проблемы.
- Чтобы нам реализовать поставленную цель, обратимся к историкам, звонарям, литературоведам и искусствоведам.
- Реализация построенного проекта.
Первичное усвоение новых знаний.
- Знаете ли ребята, почему человек придумал колокол и зачем?
О, это очень интересная история… и расскажут нам о ней наши историки.
(Выходят историки)
1 историк. Наша группа работала над проблемой: «История создания колоколов».
Когда-то давно люди жили общинами, каждая из которых представляла собой большую семью – род. Члены рода совместно добывали себе пропитание, воспитывали детей. И когда кто-то далеко уходил в лес, надо было подать сигнал, чтобы человек по звуку мог найти свой дом.
2 историк. А когда роду грозила опасность, они звали на помощь людей из соседнего рода. Сначала люди стучали палкой по дереву, жгли костры, но потом они научились выплавлять металлы и стали использовать их для сигналов, звук которых был неизмеримо громче.
3 историк. А позднее кто-то догадался сделать вместо простого бруска изогнутую полую форму. А для получения звука, привесил внутрь маленький брусочек. Такой инструмент назвали колокол. От слова «КОЛО», что означает «КРУГ» (Слайд. На экране «коло» - круг). Ведь широкая часть колокола имеет именно такую форму. Каждый из нас на бумаге попробовал изобразить колокол. Вот, что у нас получилось…
(Пять слайдов – рисунки детей).
4 историк. В конце 4 века епископу Ноланскому приснился сон, в котором он увидел полевые цветы – колокльчики. (Слайд. На экране – изображение колокольчиков). От дуновения ветра, которые издавали необыкновенной чистоты приятные звуки. После своего сна, епископ велел создать поющий цветок из металла и использовать его при богослужении. (Слайд-заставка «Храм»)
5. Историк. С принятием Христианства на Руси пришли колокола. Впервые они появились в 13 веке в Новгороде и сразу стали символом державы и мощи духа русского народа. Колокольный звон – это целая наука, а колокол – это ударный музыкальный инструмент, высота звучания которого зависит от величины, формы, материала, из которого они были изготовлены, поэтому большие колокола издают низкие тяжелые звуки, малые отличаются более высоким светлым звучанием.
- Спасибо вам, историки, садитесь.
- Сейчас, ребята, я предлагаю вам ритмическую игру «Праздничные звоны». (Дети звонят в колокола).
- А теперь слово нашим звонарям…
1 звонарь. Мы вас познакомим с разновидностями колокольных звонов. Набат. (Слайд «Набат»). ( Слайд. Звучание набата). Набат – это колокольный звон, который звучит, предупреждая об опасности. Набатные колокола ставили на окраине города, деревни, если до храма было далеко, а об опасности надо было предупредить быстро. Такому колоколу даже поставили памятник, тем самым подчеркнув значение этого колокольного звона для русского человека. (Слайд. Памятник Набатному колоколу). Звучал он тревожно, сурово, резко.
2 звонарь. Благовест. (Слайд. «Благовест») (Слайд. Звучание звона). Благовест – это размеренные удары в один большой колокол. Этим звоном верующим возвещается радостная весть о начале богослужения в храме. Звучит он медленно, четко, неторопливо.
3 звонарь. Трезвон. (Слайд. «Трезвон») (Слайд. Звучание звона). Это звон, когда все колокола звучат вместе, после начала службы.
4 звонарь. Перезвон. (Слайд. «Перезвон») (Слайд. Звучание звона). На большой праздник «Крещение», когда совершается водосвятие – звучит Перезвон. Это звон, когда колокола звучат во все голоса, но по очереди.
5 звонарь. Красный звон. (Слайд. «Красный звон») (Слайд. Звучание звона). На большие праздники «Рождество», «Крещение», «Пасху» звучит Красный звон. Это звон, когда много колоколов звонят одновременно и создают ощущение праздника, звучат колокола целый день.
- Спасибо, молодцы!
- А сейчас для вас задание в рабочей тетради.
- Откройте тетради на С. 51. (Слайд. Рабочая тетрадь)
- Отгадайте, какие слова спрятались в рисунках.
- 1 рисунок. (Слово «набат»)
2 рисунок («Трезвон»)
3 рисунок ( «Колокол»)
- Спасибо, закройте тетради.
- Многие русские композиторы воспроизводили звучание колокола в музыкальных произведениях. Одно из таких произведений – опера Н.А.Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» (Слайд. Римский-Корсаков).
- Пытаясь спасти от нашествия татар Великий Китеж, дева Феврония сотворила молитву. Свершилось чудо: густой туман окутал Китеж, город погрузился под воды озера, став невидимым. Страх охватил татар, увидевших отражение Китежа в светлых водах озера. В ужасе враг отступил назад. Постепенно туман рассеялся. Под праздничный звон колоколов Китеж предстал чудесно преображенным (Слайд. Преображенный Китеж).
- Мы с вами сейчас послушаем фрагмент из этой оперы. Слушайте и думайте, какое состояние передает колокольный звон в этой опере.
(Слушание записи на магнитофоне).
- Что вы здесь услышали, ребята? (Веселье, радость, ликование, торжество, ощущение праздника.
- Настоящие ли колокола звучат в оркестре. (Нет)
- Конечно же нет. Роль колоколов в оркестре выполняют свободно подвешенные металлические пластинки, брусья или трубки – инструмент довольно специфический. (Слайд. Звучание звона - недолго)
(Слайд. Заставка. Колокола)
- Люди всегда с большим уважением и любовью относились к колоколам и поэты посвящали им свои проникновенные строки.
- Послушайте, как это сказано в стихах. Литературоведы, вам слово.
1 чтец. Георгий Колоколов (Слайд. Музыка)
Колокола! Ваш вечный звон,
Язык земли, меня вскормивший.
Живет в вас радость, клич и стон
Как отголосок жизни бывшей.
Колокола! Руси венец!
Червонным золотом горящий.
Ваш звон – связующая нить
Меж будущим и настоящим!
2 чтец. Мария Мирошина (Слайд.)
Плывет звон над Россией пеленою
И, растворяясь в небесах, как дым,
Он покоряет всех своею чистотою,
Зовет нас поклониться всем живым!
3 чтец. Лидия Чарская (Слайд)
О Русь, благословенная моя.
Познать тебя, не хватит целой жизни.
Твоих церквей златые купола
И многовещный звон
Колоколов Отчизны!
4 чтец. Сергей Калита (Слайд)
Живая Святая Русь!
Жива Россия!
Горят ее, сияют купола
От моря и до моря
С новой силой
Звонят, звонят ее колокола! (Слайд. Заставка)
- Первичная проверка понимания.
- Сегодня мы слышали воспроизведение колокольного звона инструментами. Но звон можно воспроизвести и голосом. Подскажите, как это сделать? (Динь-дон, бом-бом)
- Мы продолжаем работу над попевкой «Колокольный звон».
а) пение с инструментом;
б) пение без сопровождения (a capello)
в) исполнение каноном
- Ребята, мы распелись, подготовили свой голосовой аппарат и продолжим работу над песней Д. Тухманова «Колокольчик мой хрустальный».
- Мы сейчас продолжим работу над чистотой интонации в двухголосии:
а) поют альты;
б) поют сопрано;
в) соединение;
г) исполнение под фонограмму.
- Колокольные звоны и Россия не отделимы друг от друга. О ее красоте слагают стихи, сочиняют песни. Мы сегодня исполним одну из них с солисткой. Это «Родная песенка», музыка Ю. Чичкова.
- Все встали. (Слай-видео). (Исполнение песни)
(Слайд. Заставка).
- А сейчас пришло время дать слово нашим искусствоведам.
1 искусствовед. Русь издавна славилась искусством отливки колоколов. Колокольные мастера пользовались особым почетом и уважением. Сохранившиеся древние колокола – это самые ценные памятники православия, декоративно-прикладного искусства и, наконец, литейного мастерства. Мы вам сегодня готовы рассказать о самом большом колоколе не только в России, но и в мире, который недаром называют Царь-колокол. (Слайд. Царь-колокол).
2 искусствовед. Самый большой колокол – Царь-колокол. Он весит 200 тонн. Этот колокол никогда не звонил. Посмотрите на экран. Мы видим, что один кусок от него откололся.
3 искусствовед. А случилось это давно. В 1812 году, когда на Россию напало французская армия под командованием Наполеона. Враг подступил к Москве. В городе начались пожары и люди, боясь, что колокол расплавится, стали лить на него воду.
4 искусствовед. От перепада температуры он треснул и от него откололся кусок весом в 11,5 тонн. Стоит он сейчас в Московском Кремле и является уникальным памятником России.
- Первичное закрепление.
- Сейчас, ребята, проверим знания, полученные на сегодняшнем уроке.
Вопрос | Ответ | |
1. | Где и когда появились первые колокола на Руси? | а) г. Ростов, 10 век б) г. Суздаль, 11 век в) г. Новгород, 13 век |
2. | Этот колокольный звон предупреждал людей об опасности, а колоколу, его издававшему, поставили памятник. Что это за колокол? | а) Вечевой колокол б) Набатный колокол в) «Праздничный» колокол |
3. | Как называется самый большой колокол в мире? | а) Императорский колокол б) Царь – колокол в) Софийский колокол
|
4. | Кто из русских композиторов в своем творчестве обращался к теме колоколов? | а) П.И. Чайковский б) Н.А. Римский-Корсаков в) Цезарь Кюи |
- Ребята, закончили? Проверяем… (Слайд. Проверка)
- Поднимите руку те, кто допустил более 2 ошибок.
- А кто допустил менее 2 ошибок.
- Кто справился с тестом безошибочно?
- Вы внимательно слушали, поэтому материал вами усвоен хорошо и я учту работу с тестом при выставлении оценок за урок.
- Информация о домашнем задании. Инструктаж.
- А теперь обратимся к учебнику на С. 52.
- Я вам раздаю таблицы. (Слайд. Таблица), которые вы должны заполнить, поработав над материалом в учебнике на С. 52. Это ваше домашнее задание.
- Закройте учебники.
- Рефлексия. (Слайд. Колокольчики)
- Говорят, икона – молитва в красках, храм – молитва в камне, колокол – молитва в звуке. Скажите, смогли ли мы доказать большое значение колокола в жизни русского человека? (Да)
- Конечно, смогли.
- Что вы узнали для себя нового, интересного?
(Мы узнали об истории появления колоколов, о разновидностях колокольных звонах, о самом большом колоколе в мире – Царь-колоколе, о композиторах, которые в своем творчестве обращались к теме колоколов)
- На столе вы видите золотистые, красные, синие колокольчики. Если вам понравился урок и вы считаете, что знания, которые вы приобрели, вам понадобятся в жизни, выберите колокольчик золотистого цвета, если приобретенные знания вам пригодятся частично, выберите колокольчик красного цвета, а кому они вообще не понадобятся, выберите синий колокольчик. Прикрепите их на нашу колокольню.
- Давайте посмотрим, какого цвета у нас получилась колокольня…
- Сегодня, ребята, вы были внимательными, вместе мы слушали, определяли, рассуждали, чувствовали радость, тревогу, грусть, восхищались прекрасным звучанием колокола – символом нашей Родины.
- Я ставлю пятерки тем, кто подготовил прекрасные сообщения, тем, кто проникновенно читал стихи замечательных русских поэтов, кто принимал участие в ритмической игре «Праздничные звоны», а особенно мне хочется отметить тех ребят, которые активно работали на уроке с места.
- (Слайд. Спасибо) Спасибо вам за хорошую работу.
- Наш урок окончен. Встали и давайте выйдем из класса под музыку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План – конспект открытого урока по теме: «Развитие навыков самостоятельной работы на уроках литературы при изучении рассказа А.П.Чехова «Хамелеон» в 7 классе КО вечерней школы
Тема урока: Рассказ А.П.Чехова «Хамелеон»Цель урока:1. Познакомить учащихся с живой картиной нравов в рассказе А.П.Чехова «Хамелеон»2. Попытаться ...
План-конспект открытого урока и самоанализ урока по технологии в 7 классе.Часть 2..
Разработка практического урока с презентацией по теме:"Вышивка крестом.Разновидности болгарского креста".Отработка практических упражнений и закрепление пройденного материала в первой части урока по д...
Презентация к уроку в 10 классе на тему "Предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и разработка урока. А также План-конспект открытого урока в 5 классе на тему:Семья как потребитель товаров и услуг на рынке
В данном материале дана разработка открытого урока на тему "предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и презентация к данному уроку. И План-конспект урока в 5 классе на ...
План-конспект открытого урока по астрономии в рамках районного семинара.Тема урока: «Атмосферное давление».Тема урока: «Агрегатные состояния вещества».
«Развитие и поддержка талантливых и одаренных детей в системе воспитания и дополнительного образования детей....
Открытый урок "Колокольный звон на Руси"
Цель;Пробуждение интереса к историческому прошлому, воспитание бережного отношения к русской культуре.Задача: • Сформировать первонача...
План-конспект тематического урока "Образ Киевской Руси и её героев в былинах"
Урок проводится в7 классе.с целью обобщения и расширения материала по теме "Былины.". Материал, используемый на уроке, способствует патриотическому воспитанию подрастающего поколения....
План-конспект открытого урока в 8 классе по 1 теме "Schön war es im Sommer" Thema der Stunde: " Планы на отдых у молодёжи разные."
1. Учить читать короткие тексты с полным пониманием прочитанного и определять содержание текста с ситуацией. ...
Комментарии
Большое спасибо за разработку
Большое спасибо за разработку. Очень методически грамотно (в рамках ФГОС), понятно, доступно.