"Традиции и инновации в деятельности руководителя детского хора"
учебно-методический материал по музыке на тему
Доклад на первой конференции вокально-хоровой секциии Раменского территориального методического объединения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.doc | 51.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей
Школа хорового искусства "Полёт" им. Т.Е. Селищевой
140181 г. Жуковский, Московская область, ул. Фрунзе, дом 28
тел. /факс (495) 556 30 16
Доклад преподавателя Рапопорт Эллины Ильиничны на тему:
"Традиции и инновации в деятельности руководителя детского хора"
2014 год
Содержание
- Введение
- История организации хорового коллектива ШХИ "Полёт"
- Особенности учебного плана
- Принципы жизнедеятельности хорового коллектива
- Особенности внедрения инновационных методик в учебный процесс
- Заключение
Социальные перемены, происходящие в нашей стране, затрагивают и политику, и экономику, и духовную сферу.
Вряд ли кто-нибудь из педагогов и родителей будет отрицать то, что последние два десятилетия оказались наиболее трудными для системы дополнительного образования и работы с детьми.
Развитие рыночных отношений в экономике повлекло за собой переход на жёсткую коммерческую основу функционирования или даже привело к закрытию многих детских и молодёжных студий художественного творчества, кружков для детей.
Негативность ситуации усугубляется тем, что многие из родителей поставлены перед необходимостью дополнительного зарабатывания денег, что сокращает то время, которое они могут провести в общении со своими детьми.
Социальные процессы вполне обоснованно вызывают тревогу педагогических коллективов и стремление противостоять тенденциям, способным негативно сказаться на будущем нашего общества.
Поэтому особый интерес представляет деятельность тех образовательных учреждений, которые имеют многолетний и значимый опыт противостояния этим тенденциям.
На мой взгляд, к их числу может быть заслуженно отнесена образовательная и воспитательная деятельность школы хорового искусства "Полёт" им. Т.Е. Селищевой.
В 1964 году на базе ДК ЦАГИ, благодаря усилиям Т.Е. Селищевой и её безграничной любви в музыке было открыто несколько музыкальных кружков. Популярность их росла очень быстро, и уже через несколько лет кружки были преобразованы в студию "Полёт", а в 1994 студии был присвоен статус школы хорового искусства "Полёт", бессменным руководителем коллектива до 2001 года была Т.Е. Селищева.
Накопленный колоссальный опыт работы в области вокально-хорового развития и образования детей находит своё воплощение и успешное продолжение в работе школы и отражается в положениях и учебном плане школы. В их основу входят цели и задачи, навыки и профессиональные умения музыкального образования детей.
Важнейшей задачей ШХИ "Полёт" является приобщение детей к хоровой исполнительской культуре и формирование подлинной любви к музыке и хоровому искусству.
Педагогам ШХИ " Полёт" были поставлены ещё более значимые цели - это стремление максимально развивать творческий потенциал детей, создать условия для самовыражения каждого ребёнка, содействовать развитию духовности и формированию хорошего музыкально эстетического вкуса.
Можно сказать, что по оригинальности педагогического замысла и его методическому обеспечению реализации концепции развития ШХИ " Полёт" практически не имеет аналогов.
Масштабы образовательной и музыкально-просветительской деятельности школы чрезвычайно велики. В ней осуществляется постоянная творческая деятельность шести детских разновозрастных коллективов, объединяющих детей и подростков в возрасте от 5 до 18 лет.
Педагогический коллектив школы имеет устойчивые, сформировавшиеся и культивировавшиеся на протяжении десятилетий образовательные и музыкально-просветительские традиции.
Школа характеризуется особой атмосферой общепедагогической и музыкально-хоровой культуры, создающей благоприятный педагогический фон, на котором детские хоровые коллективы способны достигнуть уникальных успехов.
Единый учебный план школы отвечает следующим принципам:
- целостности ( внутренней взаимосвязи компонентов учебного плана - учебных групп, предметов, учебных программ и др.)
- сбалансированности ( уравновешенности составляющих частей, циклов)
- перспективности ( наличие резервов, гибкости плана)
- динамичности ( возможности переориентации учащихся на этапах обучения)
Ведущим принципом организации обучения является преемственность.
Этот принцип обеспечивает взаимосвязь построения образования как по "вертикали" ( между разными возрастными группами), так и по "горизонтали" (между разными формами обучения)
Принцип преемственности становится одним из основных при установлении связей между ранее приобретённым и новым опытом. Педагогические кадры распределяются таким образом, чтобы дети не меняли педагогов на каждом этапе обучения. Это с одной стороны, способствует более организованному и плавному переходу от одной возрастной группы в другую; с другой стороны создаёт благоприятный эмоционально-психологический климат в коллективе.
Принцип уважения личности является важнейшим моментом работы в коллективе.
Шесть хоровых коллективов школы - это шесть семей, которые живут своей творческой жизнью, имеют своё расписание, свои программы и методический пособия, но в тоже время они тесно взаимосвязаны.
Хоровой класс является предметом коллективной постановки голоса и одной из основных исполнительских дисциплин музыкального цикла обучения. Он находится во взаимодействии с такими предметами как музицирование, сольфеджио, музыкальная литература, музыкальный инструмент, вокал.
Эта связь определяется поиском нестандартных методов в работе по развитию интереса учащихся к предмету, а также в связи с использованием отдельных средств в обучении.
Для работы с детьми по предмету "Хор" в школе разработана рабочая программа, которая может варьироваться руководителями разных возрастных групп.
Эффективность занятий зависит не только от программы и методик, но и от особенностей личности педагога. Педагог - это всегда конкретный человек со своими положительными и отрицательными качествами, со своим характером, темпераментом, складом ума, культурным развитием, интеллигентностью, уровнем музыкальной и хормейстерской подготовки. Кто-то больше располагает к себе как музыкант, кто-то как педагог, кто-то как личность.
В своей деятельности школа уделяет большое внимание педагогическим инновациям.
Учитывая специфику музыкальной педагогики мы делаем акцент на том факте, что обучение носит персонифицированный характер, поэтому процесс разработки и внедрения инноваций усложняется, так как новые техники должны удовлетворять потребностям обучающихся. Применяя инновации школа учитывает индивидуальные способности личности ребенка. Мы считаем, что педагог музыкального учреждения дополнительного образования по классу специальных дисциплин должен в рамках занятия реализовать не только учебно-воспитательную функцию, но и сыграть роль консультанта, психолога и наставника. Он должен способствовать всестороннему развитию личности и формировать целостность характера, закладывая нравственные основы воспитания. Это требует от наших педагогов постоянного самосовершенствования и участия в жизни своих учеников. Современный педагог должен говорить с учениками на одном языке, понимать их и быть в курсе последних тенденций, происходящих в обществе. Именно эти познания с профессиональным опытом становятся основой в создании инновационных методов и техник обучения в нашей школе.
Последнее время появилась свобода выбора учебных программ, учебников и учебных пособий, использование новых приемов и способов педагогической деятельности. Если раньше инновационная деятельность сводилась в основном к использованию рекомендованных свыше новшеств, то сейчас она приобретает творческий характер. Именно поэтому важным направлением работы становится изучение педагогических инноваций и создание условий для их успешной работы.
Первым шагом на пути внедрения инноваций становится формирование инновационного климата в коллективе, который будет способствовать обсуждению, применению и отбору лучших методов построения учебного процесса на примере работы коллег.
Педагог, использующий в своей практике инновационные технологии, обладает определенным уровнем профессионального мастерства в решении поставленных задач, способен творчески и нестандартно подходить к решению возникающих проблем и организации учебного процесса. Это указывает на высокий уровень личностного развития, способность к самоанализу и саморазвитию, умению оценивать качество собственной работы, а значит наличие ключевых компетенций.
Инновационная деятельность в образовательной сфере связана с большой ответственностью, поскольку тут важную роль играет человеческий фактор. Инновации в образовании должны уважать индивидуальные способности обучающихся. Должна доминировать модель отношений «человек к человеку», а не устаревшая «учитель – ученик». Поэтому, целью инновационной деятельности является качественное изменение личности обучающегося.
Возникает необходимость создания новых учебно-образовательных программ в системе дополнительного образования и разработки нового методического обеспечения. Эти программы должны стать многофункциональными, более гибкими, лояльными для детей с разными музыкальными способностями, позволяющими педагогам корректировать ход учебного процесса в зависимости от уровня подготовки.
Подводя итог вышеизложенному, можно сделать вывод: инновационные технологии в дополнительном музыкальном образовании позволяют более полно раскрыть возможности педагога и способности обучающегося, делать образовательный процесс более гуманным и личностно-ориентированным. В целом процесс обучения становится более творческим, развивающим инициативу обучающегося и направленным на саморазвитие и самообразование личности.
Список литературы
- Живов В.Л. Хоровое исполнительство: Теория. Методика. Практика: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003.
- Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца. М.: Советский композитор, 1981
- Коротаева Е.В. Качество подготовки будущего педагога. Журнал «Педагогика», № 9, 2006
- Психология музыкальной деятельности: Теория и практика: Учебное пособие для студ. муз. фак. высш. учеб. завед. Д.К. Кирнарская, Н.И. Киященко, К.В. Тарасова; под ред. Г.М. Цыпина. – М.: Изд. Центр «Академия», 2003
- Слабодчикова Т.Г. Хоровое пение в современном мире. Материалы междунар. конф. «Культура. Наука. Творчество». — Минск, 2008.
- Ильина Н.Ф. Критерии готовности педагога к инновационной деятельности. Журнал «Педагогика», № 7, 2012
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Анализ деятельности руководителя детской вокальной группы Асановой З.И -2014
Анализ деятельностируководителя детской вокальной группы АСАНОВОЙ З.И. Успешность и эффективность обучения и образования детей зависит, прежде всего, от деятельности руководителя круж...
традиции и инновации в преподавании математики
Текст выступления на районном семинаре учителей математики. В статье обосновывается необходимость введения разноуровневых групп, подводятся первые итоги....
Статья "Детский коллектив в процессе современного воспитания: традиции и инновации
Статья «Детский коллектив в процессе современного воспитания: традиции и инновации.» была написан к выступлению на Региональной научно-практической конференции Х1 Гончаровские чтения «Педагог и ...
Презентация "Виктор Сергеевич Попов - руководитель Большого детского хора Центрального телевидения и Всесоюзного радио".
Презентация содержит иллюстративный материал к уроку в 8 классе, рассказывающем о выдающемся музыкальнм деятеле, руководителе Большого детского хора Викторе Сергеевиче Попове....
Один из лучших в мире школьных детских хоров на гастролях в России. Видео Tiffin-хора.
Хор основан в 1957 году при Tiffin School. Сами англичане в своих аннотациях к концертам обязательно отмечают, что этот хор является именно государственным, как и само учебное заведение, при котором о...
Современные педагогические технологии при работе с детским хоровым коллективом. Между традицией и инновацией.
Для поддержания устойчивого интереса участников хора в учебном процессе должно быть определенное, выверенное соотношение старого и нового, традиционного и инновационного.Следуя лучшим образцам хоровог...