Совокупность традиций и инноваций как залог результативности образовательного процесса» Тема : Развитие творческих и исследовательских компетенций школьников на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности
опыты и эксперименты
Предварительный просмотр:
Секция «Совокупность традиций и инноваций как залог результативности образовательного процесса»
Тема : Развитие творческих и исследовательских компетенций школьников на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности ( не более 4 листа)
Педагогические традиции и инновационная образовательная среда – залог совершенствования системы образования
Школа как главнейшая часть общественно-государственного организма никогда не оставалась, не имела возможность остаться в изоляции от происходящих в стране масштабных социально-экономических перемен.
Главнейшая черта современного обучения – его тенденция на то, чтобы готовить обучающихся не только приспосабливаться, но и осваивать ситуации социальных изменений. Понятие «традиция» издавна вошло в педагогический обиход и употребляется для обозначения устойчивых процессов, направленностей и явлений, существующих длительное время и занимающих конкретное место в историко-педагогическом наследии. Педагогические традиции содержат описание мыслей, ценностей, критериев производительности образовательного процесса, передаваемых от одного поколения педагогов к другому. Педагогическую традицию нужно рассматривать как закон, фиксирующий устойчивые взаимосвязи между педагогикой, социумом и культурой; как исторически изменчивый «метод становления человеческой культуры, в том числе и образования».
Педагогическую традицию в России оценивают сейчас как более устойчивый педагогический парадокс, главной чертойкоторого является национальная специфика.
Содержание педагогической традиции является система исторически сложившихся норм, ценностей, значений, мыслей и знаний педагогической теории и практики, получающих выражение в системе морали и права, художественной сфере и науке, имеющих отношение к педагогической деятельности.
Элементами педагогической традиции являются только наиболее значительные явления педагогического опыта – на самом деле, в случае если рассуждать следующим образом, что благодаря традиции возможно передавать все что угодно, в том числе и весьма элементарные вещи, то хоть какой процесс в педагогической сфере может быть отнесен к педагогической традиции.
Традиционным является урок. Одновременное занятие с целым классом, в процессе которого учитель рассказывает, передает знания, формирует умения и навыки, отираясь на предъявления нового материала (сообщение, изложение), его воспроизведение учащимися, оценивает результаты данного воспроизведения.
Традиционное обучение по своей сути соответствует самому понятию преподавания, под которым опять же традиционно, понимается передача (трансляция) социокультурных методов существования и становления человека от одного индивида или же их сообщества к иному индивиду. При всем этом, с одной стороны поддерживается преемственность (воспроизводство) социокультурного навыка и человека, как его носителя, а если взглянуть под другим углом, создаются условия для появления новейших социокультурных методов деятельности и становления человека и тем самым перемены социокультурной среды.
Невозможно утверждать категорично, хотя, вполне вероятно, обычное для российских методической культуры доминирование учителя в организации познавательной деятельности учеников сдерживает распространение обучения, центрированного на учащегося, когда преподаватель на уроке « отступает в сторону» и весь процесс учения проходит в режиме самоорганизации.
Более весомым показателем российской педагогической традиции, существенно отличающим ее от каких-либо иных культур, можно считать условно жесткую дисциплину на уроке, неодобрительное отношение к громкому общению школьников между собой в период классной работы, также нетерпимость к невнимательности учеников, их равнодушию к содержанию заданий, пассивности и неучастию в работе. Традиционное обучение носит преимущественно репродуктивный характер. Работа учителя нацелена, прежде всего, на сообщение знаний и методов действий, которые передаются ученикам в готовом виде, созданы для воспроизводящего усвоения; преподаватель считается единственным инициативно действующим лицом учебного процесса. Для российской методической культуры сильная позиция учителя на уроке принимается как наиболее привычная, оправданная и важная, нежели сильная позиция учащегося.
В ходе реализации главных направлений модернизации появляются явления и направленности, определяющие глубинные предпосылки и причины единой ориентации образования на положительные перемены.
В конкретной степени это связывается с отказом от классических стандартов в обучении, с зарождением гибкой вариативной образовательной среды, развитием регионального компонента содержания преподавания, воплощением идей постоянногообразования, осуществлением его социально-культурной, национально-региональной, экологической и информационно-технологической ориентации.
Нововведение при таком рассмотрении понимается как эффект инновации. Термин « инновация», « инновационный процесс» в педагогической литературе еще сравнительно недавно практически не встречались. Впрочем в последнее время обстановка значительно изменилась. Эти определения обширно употребляются и в педагогике, что бесспорно являетсяследствием объективных процессов, происходящих в области образования и призванных сформировать отлаженную систему внедрения инновации с целью реализации одного и
из основополагающих принципов современного образования – воспитание гармонически развитого человека, со сформированным инновационным мышлением, инновационной культурой. Вследствие этого инновационный образовательный процесс, разворачиваемый в педагогическом коллективе, активного участия в изысканиях любого преподавателя, что станет способствоватьформированию инновационной культуры всего коллектива.
Педагогическая инновация – это образовательная деятельность, сплетенная с другим взглядом и раскладом к образовательному процессу.
Инновационная деятельность – это целенаправленное преобразование практики образовательной деятельности с помощью создания, распространения и освоения новейших образовательных систем или же каких-либо их новейших компонентов.
С введением в образовательный процесс прогрессивных технических средств преподавания он выступает как консультант, советчик, аниматор педагог. Это требует от него, особой педагогической подготовки, поскольку в профессиональной деятельностиреализуются не только узкоспециальные, предметные знания, но и знания в сфере педагогики и психологии, технологии преподавания и воспитания. На этой базе складывается готовность к восприятию, оценке и реализации педагогических инноваций.
Инновационная деятельность становится неотъемлемым компонентом собственной педагогической системы. Процесс формирования профессионально – педагогической культуры учителя в школе тем успешнее, нежели более он ориентирован на создание инновационной образовательной среды.
Педагогическая инновация – это образовательная деятельность, связанная с иным взглядом и подходом к образовательному процессу.
В основе инновационных процессов педагогики изучение, обобщение и распространение опыта работы преподавателей и введение новейшего и, современного в массовую практику, чтобы сделать стиль деятельности и мышление более современным. Следовательно, итогом инноваций должно быть применение теоретических и практических новшеств в целостном педагогическом процессе.
Инновации ведут к таким изменениям в целях, критериях, содержании, средствах, способах, формах организации образовательного и управленческого процессов, которые характеризуются новизной, обладают потенциалом повышения эффективности этих процессов в общем или же некоторых его компонентах, способны дать долговременный полезный эффект, оправдывающий затраты усилий и средств на введение новшества, согласованы с иными осуществляемыми нововведениями. Понятие образовательной среды обусловлено взаимосвязанными факторами (условиями), обеспечивающими образование. Нас интересует понятие среда конкретизированное в педагогическом аспекте. Это образовательная среда. Под образовательной средой понимается совокупность всех образовательных факторов, которые прямо или же косвенно воздействуют на личность в режиме обучения, воспитания и развития.
Инновационная образовательная среда это открытая система, которая аккумулирует внутри себя целенаправленно создаваемые организационно-педагогические, процессуально-технологические, информационные ресурсы и на единых ценностно-целевых основаниях гарантирует инновационность, как способ и механизм формирования компонентов педагогической культуры.
В свойствах и характеристике образовательной среды объективно заложена способность оказывать воспитательное воздействие. Данная способность составляет ее воспитательный потенциал, который может быть актуализирован целенаправленной системой педагогических действий.
Инновационная образовательная среда это открытая система, которая аккумулирует внутри себя целенаправленно создаваемые организовано-педагогические, процессуально-технологические, информационные ресурсы.
А значит, инновационная образовательная среда преобразует содержание образования, активизирует традиционные и стимулирует развитие новейших форм деятельности учителей и учащихся и, наоборот, сама среда развивается благодаря созидательным процессам, в которых участвуют и учителя и учащиеся.
Результатом формирования инновационной образовательной среды рассматривается как среда, формирующая педагогическую культуру.
Реализация концепции формирования педагогической культуры учителей как педагогической деятельности опосредована выбором методов, приемов, средств осуществления его и опора на принципы: научности; систематичности и последовательности; сознательности и активности.
В настоящее время взаимосвязь между современным, высококачественным образованием, духовно-нравственным воспитанием и возможностью построения гражданского общества, эффективной экономики и безопасного государства неоспорима. Для страны, которая ориентируется на динамичный и стабильный путь становления, жизненно важно создать баланс и сохранить баланс традиций и новации в образовании.
Таким образом, понятие «традиция» и «инновация» диалектически взаимосвязаны. Традиция существует как база для инноваций, а инновация служит основой для зарождения традиции.
Традиционная деятельность наилучшим образом осуществляется в беспроблемной, внутренне понятной ситуации, инновационная – лишь в проблемной (творческой).
Инновационные процессы являются закономерностью в развитии современного образования.
Инновационное обучение ориентировано на формирование у человека таких качеств и умений, которые дадут возможностьему создавать новые продукты, нормы, правила.
Модернизируя традиционное обучение на основе преобладающей репродуктивной деятельности учащихся, определяем разработку моделей преподавания как организации достижения учащимися четко зафиксированных эталонов усвоения. В рамках этого подхода учебный процесс нацелен на традиционные дидактические задачи репродуктивного преподавания, строится как «технологический», конвейерный процесс с четко зафиксированными, детально описанными ожидаемыми результатами. Преобразуя традиционное обучение на основе продуктивной деятельности учащихся, определяем разработку моделей преподавания как инициируемую учащимися освоения нового опыта. В рамках данного подхода к обучению целью считается развитие у учащихся способности осваивать новый навык; ориентиром деятельности преподавателя и учащихся является порождение новых знаний, приемов действий, личностных смыслов.
Основываясь на вышеизложенном материале, можно с уверенностью сказать, что те задачи, которые ставит перед нами жизнь в сфере образования, будут решены при помощи всевозможных педагогических инноваций.
Цель моей педагогической деятельности: создание условий для осуществления личностно-ориентированного подхода в обучении, активизирующего личностный потенциал обучающихся.
Я убеждена, что в основе успешного развития личности лежит познавательный интерес. Это важнейшее качество личности, которое формируется в социальных условиях и не является присущим человеку от рождения. Познавательный интерес выступает как ценнейший мотив учебной деятельности школьника. Таким образом, цель моей профессиональной деятельности в полной мере согласуются с целями деятельности школы.
Я продолжила работу по обеспечению физического и духовного развития ребёнка в таких условиях, когда обучение становится для него благом, радостью, основной формой выражения детской жизни.
Создаю проблемные, поисковые исследовательские ситуации на уроках, чтобы моделировать ситуации успеха с учётом индивидуальных способностей учащихся с целью включения их в творческий поиск решения учебных задач.
Последние пять лет работаю над проблемой «Развитие творческих и исследовательских способностей учащихся на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности».
Изучение русского языка – процесс долгий и трудоёмкий. Многое здесь зависит от профессионализма учителя, от мотивации обучения, от умения учителя заинтересовать учеников на каждом уроке.
Помогать ученику изучать родной язык – это настоящий труд, но он может стать одним из самых благородных занятий и огромным удовольствием для учителя и его учеников. Коммуникативно – ориентированное обучение русскому языку позволяет использовать весь потенциал учащихся и учителя для развития коммуникативной компетенции учащихся. Умелое использование принципа мотивации – одно из условий эффективности коммуникативно – ориентированного обучения русскому языку.
Среди приемов, усиливающих мотивацию обучения, следует назвать:
- активизацию и индивидуализацию обучения;
- использование невербальных средств общения;
- игры и игровые ситуации;
- творческие работы и т. д.
Основной задачей на уроках русского языка я считаю - обучение умению целесообразно и правильно пользоваться языковыми средствами для выражения своих мыслей. В каждом ребенке нужно развить способность владеть словом, понимать слово, рассматривать его с разных сторон. Детей необходимо как можно чаще ставить в позицию автора, давать возможность выразиться, раскрыть свою личность, выявить отношение к происходящему, выразить свои чувства, эмоции.
В ряд основных задач на уроках я ставлю перед собой задачу - научить мыслить, выражать свои мысли в устной и письменной форме, анализировать ответы сверстников, принимать участие в спорах по тем или иным вопросам, как с преподавателем, так и с классом. Развитие творческого потенциала учащихся - одна из задач обучения в школе. Какие же использовать методы и приёмы, чтобы ребёнок учился с охотой и желанием и одновременно развивал свои творческие способности.
Основные приёмы развития творческих способностей:
- написание сочинений, изложений.
- рецензирование сочинений;
- игры "Экзамен", "Лингвистические угадайки" и др.;
- творческие словари, ребусы, шарады, кроссворды.
- творческие задания на дом;
Известно, какое значение придавал самостоятельной работе школьников К.Д. Ушинский. Активность и самостоятельность учащихся - один из основных принципов его дидактической системы. Великий педагог считал, что задача учителя состоит не в том, чтобы давать детям готовые знания, а в том, чтобы направлять их умственную деятельность. Учащиеся должны по возможности трудиться самостоятельно, а учитель - руководить этим самостоятельным трудом и давать для него материал. При этом важно, чтобы практические задания выполнялись школьниками не механически, а сознательно, нужно добиваться, чтобы в практическую работу дети вносили элементы творчества.
Основная цель самостоятельной работы учащихся состоит в том, чтобы научить детей мыслить, анализировать и обобщать языковые факты, что в свою очередь положительно сказывается на усвоении учебного материала. В этих целях практикую задания типа "Объясни", "Докажи".
Большое место в преподавании русского языка у меня занимают творческие самостоятельные работы. Работа творческого характера повышают интерес детей к учению, развивают их наблюдательность, учат их самостоятельно решать поставленные цели. Важно и то, что в творческих письменных работах проявляются индивидуальные качества учащихся и особенности их языка.
В творческий процесс включаю и этап обучения изложению на уроках русского языка. Изложение - работа творческая. С одной стороны, оно предусматривает не дословное, а самостоятельное, свободное воспроизведение прочитанных учителем текстов, а с другой стороны, оно даёт ученику чёткую сюжетную и лексическую канву, которая помогает скомпоновать связный рассказ. В воспитательных целях использую материал не только литературно - художественных произведений, но и материал публицистического характера - из газет, детских и юношеских журналов, газет, энциклопедий, повествующий о жизни и делах человека, о взаимоотношении с природой, о дружбе и товариществе, о честности и гуманности. К текстам изложений задаю учащимся задания, ввожу проблемные вопросы, предлагаю изменить название текста в соответствии с основной мыслью, дополнить собственное рассуждение по данной проблеме.
Использую разные виды изложений: обучающие и контрольные, подробные и сжатые, выборочные и творческие, с элементами описания и с грамматическими заданиями - и все они представляют огромное поле деятельности как учащихся, так и учителя.
Известно, что внимание школьников средних классов непроизвольно, недостаточно устойчиво, ограничено по объёму. Поэтому весь процесс обучения и воспитания ребенка подчинен воспитанию культуры внимания. С достаточно развитой речью детям можно предложить приём рисования по ходу слушания текста (памятки - зарисовки), этот приём развивает внимание, память, мышление, проявляются предпосылки к творчеству. Ученики, прошедшие обучение изложению по памяткам - зарисовкам, и становятся активными учениками на этапе обучения изложению с элементами сочинения.
Обобщив опыт трудностей, испытываемых учениками при написании изложения, я выбрала следующий алгоритм обучения изложению:
- начинай активно слушать с первого чтения текста учителем;
- слова памятки каждого предложения записывай;
- между предложениями делай промежуток в две строчки для дополнений;
- окончив первое активное слушание, закрой глаза и восстанови по памяти воображаемые картинки, возникающие у тебя при чтении текста;
- помоги себе рисунком или схемой, сделав их на обратной стороне листа;
- из слов составь все предложения;- активно слушай второе чтение текста учителем, вноси изменения и дополнения на оставленных тобою строчках;
- закончи работу над изложением в черновике, прочитай написанное, исправь ошибки.
Работая по этому алгоритму, ученики выполняют несколько упражнений на развитие памяти. И мы почувствуем момент, когда можно легко и доступно перейти к обучению изложению с элементами сочинения, рассуждения.
Формирование исследовательских компетенций
на уроках русского языка
Знание только тогда знание,
когда оно приобретено усилиями
своей мысли, а не памятью.
Л. Н. Толстой
По мнению А.В. Хуторского, понятие образовательной компетенции включает совокупность смысловых ориентаций, знаний, умений, опыта деятельности учащегося. А их внедрение в практику обучения как раз позволит решить типичную для российской школы проблему, когда учащийся, овладев набором теоретических знаний, испытывает трудности в их реализации при решении конкретных задач или проблемных ситуаций. Компетентностный подход ведет к смене образовательной парадигмы и предполагает поиск таких подходов и методов обучения учащихся, при которых они приобретают умения использовать полученные знания в различных жизненных ситуациях. Перспективным компетентностное обучение является еще и потому, что при таком подходе учебная деятельность приобретает исследовательский и практико-ориентированный характер и сама становится предметом усвоения.
Специальными целями преподавания русского языка и литературы в школе является формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетентностей учащихся. Но наряду с данными компетентностями при обучении русскому языку и литературе через активизацию познавательной деятельности учащихся формируется и исследовательская компетентность. Это важно. В федеральном компоненте государственного стандарта общего образования по русскому языку записано: «на старшей ступени школы сформировать навыки ведения исследовательской работы: выдвижение гипотез, осуществление их проверки, владение приёмами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза,… самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера. Формулирование полученных результатов». Всё перечисленное выше не что иное, как этапы учебно-исследовательской работы учащихся.
Но возникает вопрос: не поздно ли начинать формирование исследовательских навыков в старшей школе? Когда это будет рациональнее?
Так в 11 – 14 лет интересно не только то, что занимательно; по утверждению психологов, в этом возрасте нравится самостоятельно обдумывать, обобщать, искать общие закономерности. Ребят привлекают все виды деятельности, которые позволяют почувствовать себя взрослыми и самостоятельными, потому что они стремятся найти своё место в коллективе, утвердить свою индивидуальность.
Исследовательская компетентность «развивает мышление, даёт возможность самостоятельного поиска и даёт радость открытия», является метапредметной, поэтому формировать её следует не на старшей ступени обучения, а ещё в среднем звене, начиная с 5 класса. Необходимо только «работать над содержанием учебного материала, сделать его более интересным и организовать учебный процесс так, чтобы он давал удовлетворение от творческой и самостоятельной учебной деятельности, формировал внутренние побуждения к учению, вызывал радостные переживания от овладения знаниями».
В процессе работы сложилась определённая система по формированию исследовательской компетентности учащихся: на уроке и во внеурочной работе используются элементы различных технологий, методики, приёмы, задания, позволяющие активизировать познавательный процесс школьника.
На уроке используются познавательные и лингвистические задачи, задания творческого характера, исследовательские задания, проводятся уроки – исследования. Включая ребят в активную исследовательскую деятельность на таких уроках, необходимо учитывать способности учащихся, их умение решать проблемные ситуации. На уроках – исследованиях организуется или индивидуальная, или групповая работа. Это зависит от особенностей класса. Уроки – исследования заставляют учащихся самостоятельно мыслить, рассуждать, сопоставлять языковые факты, делать выводы.
Использование современных информационных технологий позволяет усилить интерес учащихся к исследовательской работе. Ими под руководством учителя разработаны информационные и исследовательские проекты. И проекты, и исследовательские работы школьники представляют в качестве домашнего задания на уроках.
К какому уроку, по какой теме можно подготовить проект? Практически к любому. Так учениками 5-6-ых классов созданы исследовательские проекты «Правописание гласных в корнях с чередованием», «А Эллочке – людоедке и не снилось!», посвященный лексике русского языка, «Путешествие в пещеру Архаизмов», «Этимология русских фамилий», «Почему мифы о Геракле популярны и актуальны до сих пор?». Создание компьютерных презентаций к урокам русского языка и литературы также способствует формированию исследовательских компетенций. В ходе совместной творческой работы с учащимися появились учебные проекты, представленные в форме презентаций: «Лицейские друзья А.С.Пушкина», «Имя существительное как часть речи», «Мой Дубровский», «Русский фольклор. Обрядовая поэзия», «Занимательный русский язык» и др.
Во внеурочное время в 6 классе ведутся занятия кружка «Трудности русского языка», организуются консультации по работе с научными информационными источниками и написанию учебно - исследовательских работ, ученических проектов.
С каждым годом увеличивается число ребят, желающих участвовать в игре по языкознанию «Русский медвежонок», которая активизирует познавательную деятельность и прививает любовь к русскому языку, развивает элементы исследовательской компетентности учащихся.
Таким образом, формирование и развитие исследовательских компетенций приводит к тому, что не только повышается грамотность, уровень речевой культуры, но и вырабатывается готовность активно участвовать в обсуждении, а также формируется умение аргументировать свои суждения, т. е. все выше перечисленное позволяет быть ученикам успешными в жизни.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Антонова Е.С. Как организовать исследование на уроке русского языка. – Русский язык в школе, 2007, № 7
2. Горбич О.И. Современные педагогические технологии обучения русскому языку в школе.
3. Кульневич С. В., Лакоценина Т. П. Современный урок. Ростов- на- Дону: Издательство «Учитель». 2005. 288с.
4. Селевко Г. К. Энциклопедия образовательных технологий. Москва. НИИ школьных технологий. 2006. 816с.
5. Соколова Ю. А. Учебный проект и возможность его реализации на уроках русского языка. 2008. №6. с.3-7
6. Хуторской А. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированного образования // Народное образование. – 2003. – № 2. – С.58-64.
Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы и внеурочной деятельности.
Главной задачей образования становится сегодня не столько овладение суммой знаний, сколько развитие творческого мышления школьников, формирование умений и навыков самостоятельного поиска, анализа и оценки информации, самоактуализации, самоутверждения и самореализации творческих способностей.
Развитие творческих способностей есть один из способов мотивации учащихся в процессе обучения. Мы живем в век научно-технической революции, и жизнь во всех ее проявлениях становится разнообразнее и сложнее; она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности мышления, быстрой ориентировки, творческого подхода к решению больших и малых задач. Человеку с творческим складом ума легче не только сменить профессию, но и найти творческую "изюминку" в любом деле, увлечься любой работой и достичь высокой производительности труда.
Я считаю, что именно в школе начинается процесс становления качеств творческой личности. И очень важно правильно организовать этот процесс. Тема моей творческой работы - "Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы".
Актуальность выбранной темы исходит из следующих проблем:
- снижение общей культуры учащихся, грамотности, интереса к предмету, к чтению;
- отсутствие нравственного ориентира;
Следовательно, цель моей работы: предложить банк идей, педагогических находок для развития творческих способностей учащихся на уроках русского языка. Для достижения этой цели передо мной стояло несколько задач:
- собрать практический материал по названной теме, систематизировать его;
- привлечь внимание коллег к актуальности этой проблемы;
В своей работе я опиралась на научные выводы автора многочисленных работ по педагогике В.А.Сухомлинского, который считает, что творческий подход учителя к учебному процессу способно пробудить в ребёнке скрытые способности и таланты.
Больше всего мне близка точка зрения К.Д.Ушинского. Он утверждал, что самостоятельность учащихся в добывании знаний принесёт больше плодов, чем готовый материал, предоставленный наставником. И задача учителя заключается в том, чтобы грамотно организовать учебный процесс
Глава 1. Роль самостоятельной работы в процессе развития творческого потенциала.
Основной задачей на уроках русского языка я считаю - обучение умению целесообразно и правильно пользоваться языковыми средствами для выражения своих мыслей. В каждом ребенке нужно развить способность владеть словом, понимать слово, рассматривать его с разных сторон. Детей необходимо как можно чаще ставить в позицию автора, давать возможность выразиться, раскрыть свою личность, выявить отношение к происходящему, выразить свои чувства, эмоции.
В ряд основных задач на уроках я ставлю перед собой задачу - научить мыслить, выражать свои мысли в устной и письменной форме, анализировать ответы сверстников, принимать участие в спорах по тем или иным вопросам, как с преподавателем, так и с классом. Развитие творческого потенциала учащихся - одна из задач обучения в школе. Какие же использовать методы и приёмы, чтобы ребёнок учился с охотой и желанием и одновременно развивал свои творческие способности.
Основные приёмы развития творческих способностей:
- написание сочинений, изложений.
- рецензирование сочинений;
- игры "Экзамен", "Лингвистические угадайки" и др.;
- творческие словари, ребусы, шарады, кроссворды.
- творческие задания на дом;
Известно, какое значение придавал самостоятельной работе школьников К.Д. Ушинский. Активность и самостоятельность учащихся - один из основных принципов его дидактической системы. Великий педагог считал, что задача учителя состоит не в том, чтобы давать детям готовые знания, а в том, чтобы направлять их умственную деятельность. Учащиеся должны по возможности трудиться самостоятельно, а учитель - руководить этим самостоятельным трудом и давать для него материал. При этом важно, чтобы практические задания выполнялись школьниками не механически, а сознательно, нужно добиваться, чтобы в практическую работу дети вносили элементы творчества.
Основная цель самостоятельной работы учащихся состоит в том, чтобы научить детей мыслить, анализировать и обобщать языковые факты, что в свою очередь положительно сказывается на усвоении учебного материала. В этих целях практикую задания типа "Объясни", "Докажи".
Большое место в преподавании русского языка у меня занимают творческие самостоятельные работы. Работа творческого характера повышают интерес детей к учению, развивают их наблюдательность, учат их самостоятельно решать поставленные цели. Важно и то, что в творческих письменных работах проявляются индивидуальные качества учащихся и особенности их языка.
Глава 2. Уроки развития речи.
Широко использую работу с опорными словами, сочинения-миниатюры по картине, сочинения на заданную тему, сочинения по пословице, по аналогии с прочитанным, по наблюдениям учащихся, составление письма подруге или другу, сочинение по началу. Описанные выше упражнения выполняются под моим руководством, при этом степень самостоятельности учащихся постоянно возрастает. Когда же дети усваивают материал достаточно прочно и овладевают "техникой" выполнения соответствующего вида работы, аналогичные задания предлагаются учащимся на дом. Умение анализировать, обобщать, логически правильно, чётко, а также эмоционально строить свою речь необходимы при написании хорошего сочинения. Поэтому мы должны помочь развить им речевую деятельность. "Речевая деятельность" - это активный, целенаправленный процесс создания и восприятия высказываний, осуществляемый с помощью языковых средств в ходе взаимодействия людей в различных ситуациях общения.
Я применяю следующие этапы подготовки к сочинению:1) создание речевой ситуации. Цель - создание мотива, обеспечение необходимого эмоционального настроя, пробуждение интереса к работе, организация наблюдений, обсуждение задач и условий ситуации; 2) предварительная подготовка.
Цель - создать базу для последующей работы, организовать накопление необходимых знаний, впечатлений; 3) написание сочинения.
Особенностью ребенка школьного возраста является чистота и непосредственность восприятия. Необычна и богата детская фантазия, воображение, потребность выдумывать и сочинять. Учащимся 5 класса я предложила написать свои книги, идея моя была встречена с оптимизмом. На первых страницах поместились сказки. Знакомясь с педагогическим наследием В.А. Сухомлинского, я обратила внимание на одну цитату: "Через сказку, фантазию, игру из неповторимого детского творчества верная дорога к сердцу ребенка".
Я убедилась, что составление сказок благотворно влияет на развитие творческих возможностей детей, сближает их с природой, развивает наблюдательность и любознательность, воспитывает добрые чувства, оживляет и делает интересным учебный процесс. При написании сказок расширяется словарный запас детей. Ребята учатся излагать свои мысли письменно. Особенно велик интерес детей к волшебным сказкам, что объясняется ничем не ограниченной свободой передвижений и действий в сказочном мире. Стараюсь разнообразить уроки развития речи, используя различные виды работ.
Виды работ, которые делают уроки развития речи живыми.
1. Свободное сочинительство - пиши, что хочешь! Рискуя получить упрек в повторении уже сказанного, хочу еще раз обратить внимание на то, что этот вид работы очень важен для развития речи.
2. "Мой дневник "- пиши о том, что сейчас вспомнил. Выполнение этого вида работы можно стимулировать знакомством с опубликованными дневниками разных людей или с дневниками литературных героев.
3. "Фантазия-картинка" - опиши словами картинку, которой нет, которую видишь только ты в своем воображении. Если написанное будет свежо и выразительно, слова могут быть воплощены в рисунок.
4. Экскурсия в картинную галерею по репродукциям картин профессиональных художников. Ситуация экскурсии сближает с жизнью такой жанр, как сочинение по картине.
5. Сценарий мультфильма по выполненным на доске рисункам удовлетворяет потребность подростка в оживлении рисунка и написании сочинения-повествования вместо сочинения-описания.
6. Музыкальное сочинение.
- 1-й вариант - опиши образы, которые возникают в твоем сознании под впечатлением прослушанного музыкального произведения.
- 2-й вариант - воспроизвести фрагмент из фильма, спектакля (существующего или выдуманного тобой), сопровождением которого могла бы быть прозвучавшая музыка.
7. Сочинение - продолжение написанного накануне изложения или диктанта.
8. Сочинение - ассоциации по мотивам когда-то написанного диктанта или изложения.
Из всех вышеперечисленных видов хотелось бы выделить сочинения - описания природы в разное время года. Этот вид работы очень нравится моим детям. Природа на их страницах оживает, принимает облик человеческий. Прежде чем приступить к такому творческому процессу, мы собираем материал, наблюдаем, делаем пометки. Обсуждая написанные сочинения на тему "Золотая пора", учащиеся обращали внимание на построение предложений, на красочное описание осенней природы. Каждому ребенку осень раскрывается по-своему. А при помощи сочинений это время года для всех нас становится богаче и выразительнее. К недостаткам в работах детей можно отнести то, что в некоторых из них отсутствует вывод. Размышление над сочинением пробуждает у ребят интерес к наблюдениям, своим творческим зарядом оживляет ум учащихся, возбуждает их эмоции, прививает интерес к урокам русского языка. Дети стали внимательнее относиться к слову, стали более самостоятельными, появилась четкая структура высказывания, обоснованность мысли, отмечается умелое использование образно-выразительных средств языка. Опыт работы убедил меня в том, что, прежде всего ребят надо научить рассказывать на заданную тему, правильно строить предложения, выбирать нужные слова, обогащать словарный запас. На этих уроках у детей возникает чувство гордости за свой край, любовь к родной природе и русскому языку, проявляется бережное отношение к ним.
В творческий процесс включаю и этап обучения изложению на уроках русского языка. Изложение - работа творческая. С одной стороны, оно предусматривает не дословное, а самостоятельное, свободное воспроизведение прочитанных учителем текстов, а с другой стороны, оно даёт ученику чёткую сюжетную и лексическую канву, которая помогает скомпоновать связный рассказ. В воспитательных целях использую материал не только литературно - художественных произведений, но и материал публицистического характера - из газет, детских и юношеских журналов, газет, энциклопедий, повествующий о жизни и делах человека, о взаимоотношении с природой, о дружбе и товариществе, о честности и гуманности. К текстам изложений задаю учащимся задания, ввожу проблемные вопросы, предлагаю изменить название текста в соответствии с основной мыслью, дополнить собственное рассуждение по данной проблеме.
Использую разные виды изложений: обучающие и контрольные, подробные и сжатые, выборочные и творческие, с элементами описания и с грамматическими заданиями - и все они представляют огромное поле деятельности как учащихся, так и учителя.
Большое внимание на уроках изложения уделяю лингвистическому анализу текста, когда учащиеся должны не только определить основную мысль читаемого произведения, его эмоциональное восприятие, пересказать, выдерживая стиль речи, но и произвести полный анализ текста: определение темы и основной мысли высказывания, стиля и типа речи, определение способов связи предложений, наблюдение над функционированием языковых средств. Практика показывает, что подобная работа не только развивает творческие способности детей, но и успешно готовит к ЕГЭ.
Известно, что внимание школьников средних классов непроизвольно, недостаточно устойчиво, ограничено по объёму. Поэтому весь процесс обучения и воспитания ребенка подчинен воспитанию культуры внимания. С достаточно развитой речью детям можно предложить приём рисования по ходу слушания текста (памятки - зарисовки), этот приём развивает внимание, память, мышление, проявляются предпосылки к творчеству. Ученики, прошедшие обучение изложению по памяткам - зарисовкам, и становятся активными учениками на этапе обучения изложению с элементами сочинения.
Обобщив опыт трудностей, испытываемых учениками при написании изложения, я выбрала следующий алгоритм обучения изложению:
- начинай активно слушать с первого чтения текста учителем;
- слова памятки каждого предложения записывай;
- между предложениями делай промежуток в две строчки для дополнений;
- окончив первое активное слушание, закрой глаза и восстанови по памяти воображаемые картинки, возникающие у тебя при чтении текста;
- помоги себе рисунком или схемой, сделав их на обратной стороне листа;
- из слов составь все предложения;- активно слушай второе чтение текста учителем, вноси изменения и дополнения на оставленных тобою строчках;
- закончи работу над изложением в черновике, прочитай написанное, исправь ошибки.
Работая по этому алгоритму, ученики выполняют несколько упражнений на развитие памяти. И мы почувствуем момент, когда можно легко и доступно перейти к обучению изложению с элементами сочинения, рассуждения.
.
Глава 3. Использование игр на уроках.
Ученики развиваются в деятельности, ищут, добывают знания, сравнивают, группируют, классифицируют, благодаря представленной им свободе для самовыражения. Однако, различная подготовленность детей не позволяет у всех выявить скрытые способности. Необходимы дидактические, ролевые игры, в которых особенно активизируются умственные способности детей, развивается их творчество и воображение.
Игра - это органическая форма деятельности младшего школьника. Она значительно активизирует мышление, внимание, память, интерес к результату. Игры развивают наблюдательность, творческие способности. Очень полезны игры - соревнования, например, "Аукцион". Подобрать как можно больше слов по схеме. Нельзя забывать, что игра - естественная потребность для детей среднего школьного возраста. В игре ребёнок раскрепощается, а раскрепостившись, он может и творить, и познавать в творчестве. У детей есть потребность одушевить неодушевлённые предметы, обратить словесный образ в материальный, видимый и осязаемый. Для активизации мыслительной деятельности на уроке много возможностей.
Глава 4. Формы проведения творческих уроков.
Повышению интереса к урокам русского языка способствует и занимательная форма их проведения: уроки - сказки, конкурсы, уроки - путешествия в страну Грамматику. В уроки - сказки включается материал известных детям сказок, иногда сказочные герои сопровождают учащихся в течение всего урока, помогают им выполнить разнообразные задания.
Деловые игры воспитывают у учащихся чувство ответственности каждого из них за общее дело и позволяют знакомый материал преподнести по-новому. Затем работа проводится в группах, обсуждаются результаты, и делается вывод. Работа заканчивается заключением эксперта - учителя.
Уроки - семинары помогают мне обобщить, систематизировать и углубить знания учащихся по теме. К таким урокам дети готовятся заранее, получают вопросы, изучают литературу, стремятся найти новый дополнительный интересный материал, что, несомненно, способствует развитию творческих и познавательных интересов. Уроки - семинары помогают развить монологическую речь.
Дети с удовольствием рассказывают, показывают книги, которые им удалось прочитать к уроку, ставят оценки, пишут стихи, сказки. Уроки проходят живо, эмоционально. Наиболее интересны уроки - праздники.
Творческие способности личности на уроках русского языка могут осуществляться в творческой деятельности не только на уроках, но и при выполнении домашних заданий. Широкое применение в моей практике получили проблемные ситуации, возникающие в результате побуждения школьников к выдвижению гипотез, предварительных выводов, обобщений. Являясь сложным приемом умственной деятельности, обобщение предполагает наличие умения анализировать явления, выделять главное, абстрагировать, сравнивать, оценивать, определять понятия. В то же время любая познавательная деятельность требует от человека умения оперировать не только общими приемами, но и специфическими, что обусловлено содержанием изучаемого предмета. В достижении таких результатов мне помогает творческая работа детей дома, где они обобщают и закрепляют изученный материал.
Наряду с традиционными, привычно скучными упражнениями можно давать задания творческого характера. Это может быть написание сказок, стихотворений, придумывание загадок, кроссвордов.
Можно внести в название темы домашнего сочинения чуточку улыбки и фантазии, чтобы ребенок с удовольствием взялся за выполнение задания. Например, сочинение "Как я провел день" учитель просит написать от имени собаки, кота, муравья и т.д., вместо привычного сочинения "Моя комната" предлагает написать сочинение "Моя комната в 2030 году". Интересно и такое задание на дом: по вырезанной из журнала фотографии придумать историю, иллюстрацией к которой могла бы стать эта фотография. На следующем уроке выбирается лучшая работа. Задание списать текст, изменив его начало или конец, также способствует развитию творческих способностей учащихся, воодушевляет ребят, потому что здесь можно писать не то, что "положено", а то, что хочется. Такие виды работ развивают воображение, смекалку, раскрепощают мысль, заставляют посмотреть на мир свежим взглядом.
Таким образом, создание проблемных ситуаций в процессе обучения обеспечивает постоянное включение учеников в самостоятельную поисковую деятельность, направленную на разрешение возникающих проблем, что неизбежно ведет к развитию и познавательной самостоятельности, и творческой активности, а это, прежде всего, сказывается на качестве знаний учащихся, повышению активности.
Заключение.
Подводя итог, хочу отметить ещё раз, что воспитание всесторонней, гармоничной и творческой личности - главная задача учителя.
Наличие творческих интересов у школьников способствует росту их активности на уроках, качества знаний, формированию положительных мотивов учения, активной жизненной позиции, что в совокупности и вызывает повышение эффективности процесса обучения.
Всё вышесказанное приводит к необходимости формировать и развивать у учащихся исследовательских умений: работать с научно - популярной литературой и справочниками; анализировать языковые единицы; формулировать выводы; составлять сообщения, рефераты, доклады.
Мы должны на уроках русского языка развивать творческие способности детей, их мировоззрение и убеждения, то есть способствовать воспитанию высоконравственной личности. Эта основная цель обучения может быть достигнута только тогда, когда в процессе обучения будет сформирован интерес к знаниям. Нужно так строить обучение, чтобы ребёнок был активным участником - субъектом деятельности.
На основе анализа и обобщения моего небольшого опыта над формированием и развитием творческого потенциала школьников, можно сделать выводы:
1. В работе над развитием творческих способностей школьников необходимо использовать различные приёмы, методы, формы работы на уроках русского языка.
2. Как показывает практика, самостоятельно добытое знание усваивается детьми прочнее, поэтому нужно чаще придавать заданиям проблемный характер.
3. Учебный материал усваивается лучше, когда он подаётся не в "сухой" форме, а посредством обыгрывания ситуации, занимательности, творческого подхода как ученика, так и учителя.
Развивать интерес учащихся к изучаемому предмету, способствовать повышению образовательного уровня, обучать детей самостоятельности и творчеству, повышать уровень мотивации изучения русского языка и литературы, совершенствовать лингвистическую, коммуникативную и речевую компетенцию –такую задачу ставят учителя МО и при подготовке ежегодной предметной недели филологии.
Учителей русского языка и литературы по-прежнему глубоко волнует недостаточная грамотность некоторых обучающихся как в устной, так и в письменной речи, низкий уровень читаемости. Результаты пробного государственного экзамена по русскому языку в 9-х,11-м классах показали, что у обучающихся имеются пробелы в знаниях по некоторым разделам, например, «Лексика», «Орфоэпия», «Морфология», а также слабая ориентации некоторых выпускников в области составления сочинений-рассуждений, в частности – в комментарии содержания анализируемого текста. Не всегда точны учащиеся в определении художественно-выразительных средств языка и их роли, а также в логическом, последовательном изложении своей позиции по отношению к мнению автора.
Одной из причин столь низкой успеваемости и слабой речевой культуры педагоги называют низкий уровень читаемости у обучающихся, поэтому было принято решение усилить работу коллектива МО в данном направлении. Предстоит больше работать над обучением учащихся комплексному анализу текста. Уделять особое внимание определению в текстах художественно-выразительных средств. Работать над развитием грамотной устной и письменной речи обучающихся, а также продолжить работу по развитию читательского интереса.
И в этом направлении проведена определённая работа: в рамках внеурочной деятельности МО филологии на базе нашей школы стараемся возродить традиции семейного чтения, найти для учеников книги, отвечающие их потребностям и интересам. Проводим читательские конференции, интегрированные уроки, творческие мастерские. Развиваем интерес к литературе через посещение библиотек и театральных постановок. В каникулярное время в нашей школе проводятся литературные КВНы и читательские посиделки. Некоторые ребята с радостью занимаются литературным творчеством: пишут стихи, сказки.
Таким образом, урочная и внеурочная деятельность по предметам гуманитарного цикла способствует развитию у учащихся интереса к изучаемому предмету, повышению образовательного уровня учащихся, развитию у детей самостоятельности и творчества, навыков научно-исследовательской деятельности, повышению уровня мотивации изучения предметов, а значит и повышению качества образования.
ворческие задания и их роль в формировании познавательных интересов на уроках русского языка и литературы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ.
В данной статье представлен опыт работы с учащимися в форме творческого проекта. Представлены индивидуальный творческий проект, коллективный долгосрочный творческий проект для разновозрастных учащихся...

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ.презентация к статье
презентация к статье РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ....

Обобщение и систематизация опыта по теме: "Формирование коммуникативных компетенций на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности в 5-9 классах"
Согласно «Концепции модернизации российского образования» в основу обновленного содержания положены ключевые компетентности. «Основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать...
«Развитие творческих способностей обучающихся 5 класса на уроках русского языка и литературы и во внеурочное время»
У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Предлагаю соединить технологию педагогических мастерских, применяемую на уроках русского язык...

Развитие творческих способностей и личности учащихся на уроках русского языка и литературы и во внеурочное время
СодержаниеВведениеI. Изложение - традиционный вид учебной работы по развитию творческих способностей школьниковII. Технология развития мыслительной активности учащихся на уроках русского я...

«Использование интерактивных методов обучения для формирования ключевых компетенций учащихся на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности»
Обобщение опыта работы «Использование интерактивных методов обучения для формирования ключевых компетенций учащихся на уроках русского языка и литературы и во внеурочной д...

«Развитие у учащихся мотивации к учению на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности»
Проблема мотивации учения возникает перед учащимся по всем школьным предметам, и русский язык не является исключением....