КЛАССИЦИЗМ И РОМАНТИЗМ В МУЗЫКЕ.7 класс
план-конспект урока по музыке (7 класс) по теме
КЛАССИЦИЗМ И РОМАНТИЗМ В МУЗЫКЕ.7 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
КЛАССИЦИЗМ И РОМАНТИЗМ В МУЗЫКЕ.7 класс | 204.14 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
"КЛАССИЦИЗМ И РОМАНТИЗМ В МУЗЫКЕ" урок музыки в 7 классе
Быков Ю.Е.
Цель:
- продолжить знакомство с музыкальными стилями, в частности «классицизмом» и «романтизмом»
- сопоставить музыку Классицизма с музыкой Романтизма в соответствии
с сюжетной линией
- стилистическими или жанровыми особенностями
- представлением о возможностях отображения «портрета эпохи»
- воспитание эстетической культуры учащихся
Задачи урока:
- Знакомство с музыкальными инструментами, жанрами, композиторами эпох;
- Знакомство с музыкальными произведениями данных эпох;
- Развитие навыков элементарного слухового разбора музыки;
- Воспитание эмоционального восприятия произведений искусства;
- Развитие мышления и речи учащихся;
- Расширение кругозора.
Оборудование урока: мультимедийная презентация, компьютер.
Формы работы: парная, коллективная
Виды деятельности:
- рассказ учителя
- просмотр презентации
- слушание музыки
- заполнение сводной таблицы
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
На прошлых уроках мы с вами говорили о культуре эпох Возрождения, Барокко.
– Какие века охватывает Возрождение
-Какая эпоха пришла на смену Возрождению? (Барокко)
- С чем связана смена эпох? (С рождением новых идей, с изменением сознания людей, идеологии)
III. Изучение темы
Действительно, когда общество переживает политический, экономический, идеологический кризис, то на смену старым идеям приходят новые. В XVII веке появляется потребность в новой идеологии, которая способствовала бы созданию единого мощного государства
Эпоху Возрождения, пережившую крах ренессансной гармонии, сменила в искусстве эпоха культа разума – классицизма.
Сегодня мы с вами отправляемся в эпоху Классицизма и Романтизма. Мы подробнее узнаем, какой была музыка в это время. Познакомимся с музыкальными инструментами данной эпохи. А так же нас ждёт встреча с выдающимися композиторами эпохи Классицизма и их шедеврами.
IV. Работа с презентацией
Музыка эпохи Классицизма
Музыкой классицизма называют период в развитии европейской классической музыки приблизительно между и 1750 и 1820 годами.
Происхождение
Классицизм начался в эпоху Просвещения - время радикальных перемен в осознании человеческих и социальных ценностей и правил поведения в обществе. Вновь появились понятия прав человека, защита этих прав и свободы вероисповедания и слова, произошел поворот к простоте и естественности, который отразился в чистом архитектурном стиле, напоминающем стиль Древней Греции и Рима - отсюда и термин "классический".
Термин "классическая" в музыке в основном ипользуется для определения серьезной, художественной музыки, т.е. музыки, которая не является народной, популярной, джазом, роком и т.д. Но также есть и"классический" период в истории музыки, называемый классицизм.
Упорядоченность, гармония, внутреннее единство целого и его частей, строгие пропорции – все эти качества отличают творения видных представителей классицизма.
Самыми яркими композиторами классицизма были великие австрийцы - Йозеф Гайдн и Вольфганг Амадей Моцарт.
Слайд композиторы Й. Гайдн, В.А. Моцарт
Гайдн создал фантастическую хоровую, оперную, оркестровую и инструментальную музыку, но самое большое его достижение именно симфонии, которых он написал более ста.
Моцарт - гениальнейший композитор всех времен и народов. Прожив короткую жизнь, он оставил невероятное музыкальное наследие. Самым большим его достижением считаются оперы, в них он показал себя и как великий музыкант и как талантливый драматург, некоторые из его самых прекрасных опер - "Дон Жуан", "Женитьба Фигаро", "Волшебная флейта".
Слушаем: "Волшебная флейта". В.А.Моцарта
Слайд Композиторы эпохи Классицизма
Йозеф Гайдн
Вольфганг Амадей Моцарт
Глюк (Gluk) Кристоф Виллибальд
Дмитрий Степанович Бортнянский
Михаил Иванович Глинка
В конце восемнадцатого столетия восходит еще одна звезда классической музыки - Людвиг Ван Бетховен(Слайд Л.В. Бетховен), композитор, который начал сочинять музыку в классическом стиле, унаследованном от Моцарта и Гайдна, но в конечном счете перерос это и буквально расколол классический стиль, отмечая зарю новой эпохи, известной как Романтический период в музыке. Однако необходимо отличать музыку эпохи классицизма от последующего романтизма. Об этом более подробно поговорим чуть позже.
Классическая эпоха была временем, когда композиторы вводили ощущение элегантности в музыку. Эта ясная и чистая музыка, несущая покой и расслабление, на самом деле намного глубже и в ней можно обнаружить драматическое ядро, трогательные чувства и безграничный драйв.
Жанры
Музыкальная культура классицизма связана с созданием многих жанров инструментальной музыки – таких, как соната, симфония, концерт. Сформировалась многочастная сонатно-симфоническая форма (4-частный цикл), до сих пор являющаяся основой многих инструментальных сочинений.
В эпоху классицизма сложились главные типы камерных ансамблей – трио, струнный квартет.
Кратко остановимся на характерных для классицизма нововведениях.
Сонатная форма
Жанр сонаты существовал ещё в начале XVII века, но окончательно сформировалась сонатная форма в творчестве Гайдна и Моцарта, а Бетховен довел её до совершенства и даже начал ломать строгие каноны жанра.
Классическая сонатная форма основана на противопоставлении 2-х тем (часто контрастных, иногда – конфликтных) – главной и побочной – и их развитии.
Сонатная форма включает в себя 3 главных раздела:
- первый раздел – экспозиция (проведение основных тем),
- второй – разработка (развитие и сопоставление тем)
- и третий – реприза (видоизменённое повторение экспозиции, в котором обычно происходит тональное сближение ранее противопоставляемых друг другу тем).
Как правило, в сонатной форме были написаны первые, быстрые части сонатного или симфонического цикла, потому за ними закрепилось название сонатное allegro.
Сонатно-симфонический цикл
По строению, логике следования частей, симфонии и сонаты очень похожи, отсюда общее название их цельной музыкальной формы – сонатно-симфонический цикл.
Классическая симфония почти всегда состоит из 4-х частей:
- I – быстрая активная часть в традиционной для неё форме сонатного allegro;
- II – медленная часть (форма её, как правило, строго не регламентирована – здесь возможны и вариации, и трёхчастная сложная или простая формы, и рондо-сонаты, и медленная сонатная форма);
- III – менуэт (иногда скерцо), так называемая жанровая часть – по форме почти всегда сложная трёхчастная;
- IV – финальная и итоговая быстрая часть, для которой тоже нередко выбирали сонатную форму, иногда форму рондо или рондо-сонаты.
Концерт
Название концерта, как жанра, произошло от латинского слова concertare – «состязание». Это произведение для оркестра и солирующего инструмента. Инструментальный концерт, созданный в эпоху Возрождения и получивший просто грандиозное развитие в музыкальной культуре барокко, в творчестве венских классиков обрёл сонатно-симфоническую форму.
Слушаем: Вольфганг Амадей Моцарт - Концерт для фортепиано с оркестром № 21
Струнный квартет
Состав струнного квартета обычно включает две скрипки, альт и виолончель. Форма квартета, аналогичная сонатно-симфоническому циклу, определилась уже у Гайдна. Моцарт и Бетховен также внесли свой огромный вклад и проложили пути для дальнейшего развития этого жанра.
(слайд)
Музыкальная культура классицизма стала своеобразной «колыбелью» для струнного квартета, в последующие времена и до настоящего времени композиторы не перестают писать всё новые и новые произведения в жанре концерта – настолько этот вид произведений оказался востребованным.
Произошли коренные изменения в оркестрах, не осталось потребности в клавесине или органе как в основных музыкальных инструментах, духовые инструменты - кларнет, флейта, труба и др. напротив заняли свое место в оркестре и создали новый, особенный звук.
В эту же эпоху было создано пианино или фортепиано (правильное название). Это позволило музыкантам-клавишникам исполнять музыку в различных вариациях, как мягко (piano), так и более громко (forte), в зависимости от используемых клавиш.
(слайд)
Эпоха Романтизма. Отличия классицизма от романтизма
Смена художественных направлений была следствием громадных социальных перемен, которыми отмечена общественная жизнь Европы на рубеже двух веков.
Важнейшей предпосылкой этого явления в искусстве стран Европы послужило движение народных масс, пробужденных Великой французской революцией.
Революция, открывшая новую эпоху в истории человечества, привела к огромному подъему духовных сил народов Европы. Борьба за торжество демократических идеалов характеризует европейскую историю рассматриваемого периода.
Музыка периода романтизма — это профессиональный термин в музыковедении, описывающий период в истории Европейской музыки, который охватывает условно 1800—1910 годы.
Музыка этого периода развилась из форм, жанров и музыкальных идей, установившихся в ранние периоды, такие как классический период. Хотя романтизм не всегда подразумевает романтические отношения, тем не менее, этот сюжет был основным во многих работах по литературе, живописи и музыке, созданных в эпоху романтизма.
Идеи, структура произведений, которые установились или только наметились в более ранние периоды, были развиты при романтизме. В итоге произведения, относящиеся к Романтизму, воспринимаются слушателями (как в 19 в., так и сегодня) как более пылкие и эмоционально выразительные. Композиторы-романтики старались с помощью музыкальных средств выразить глубину и богатство внутреннего мира человека. Музыка становится более рельефной, индивидуальной. Получают развитие песенные жанры, в том числе баллада.
Основными представителями романтизма в музыке являются: ( Слайд Портреты композиторов)
в Австрии — Франц Шуберт и Ференц Лист, а также поздние романтики — Антон Брукнер и Густав Малер;
в Германии — Эрнест Теодор Гофман, Карл Мария Вебер, Рихард Вагнер, Феликс Мендельсон, Роберт Шуман, Людвиг Шпор;
в Италии — Никколо Паганини, Винченцо Беллини, ранний Джузеппе Верди;
во Франции — Д. Ф. Обер, Гектор Берлиоз, Дж. Мейербер и представитель позднего романтизма Сезар Франк;
В России в русле романтизма работали Александр Алябьев, Михаил Глинка, Александр Даргомыжский, Милий Балакирев, Н. А. Римский-Корсаков,Мусоргский, Бородин, Цезарь Кюи, П. И. Чайковский.
В музыкальном творчестве господствующее значение приобретает тема «лирической исповеди», в особенности любовная лирика, с наибольшей полнотой раскрывающая внутренний мир «героя». Эта тема проходит красной нитью через все искусство романтизма, начиная с камерных романсов Шуберта и кончая монументальными симфониями Берлиоза, грандиозными музыкальными драмами Вагнера. Ни один из композиторов-классицистов не создал в музыке столь разнообразные и тонко очерченные картины природы, столь убедительно разработанные образы томления и мечты, страдания и душевного порыва, как романтики. Ни у одного из них мы не встречаем интимных страничек дневника, в высшей степени характерных для композиторов XIX века.
Фредерик Шопен (в Польше) стал один из главных представителей этого направления в музыке. Необыкновенный композитор. У него нет ни симфоний, ни опер, ни балетов. Почти все его сочинения написаны только для фортепиано, но в звучании этого инструмента мы слышим такие яркие мелодии, такое богатство чувств и звуков, что они действуют на нас не меньше, чем лучшие симфонические произведения. Попробуем испытать это на себе.
Слушание «Вальс №7» си-минор Шопена
- Какая частица жизни заключена в этом произведении?
- Каково его построение? (ответы детей)
- Произведение строится не обычно. В центре – светлый, мажорный эпизод. До и после него – одна и та же мелодия вальса. Всего частей – 3, но это пример двухчастной формы с повторением 1 части. Однако, после звучания каждой из трех частей, следует небольшое добавление, так называемое «послесловие». Оно очень быстрое, изящное, полетное. Оно объединяет все части в единое целое. Создаётся впечатление, что вальс представляет единый музыкальный образ, поворачивающийся к нам своими разными гранями.
- Какой это образ?
Привлекательными для романтиков становятся фантастика, народные музыка, поэзия, сказания – все, что в течение полутора столетий рассматривалось как жанры мелкие, не стоящие внимания. Для романтизма свойственно утверждение свободы, суверенности личности, повышенное внимание к единичному, неповторимому в человеке, культ индивидуального.
Трагический конфликт между героем и окружающей его средой — тема, господствующая в литературе романтизма.... И для музыкального искусства образы разлада с действительностью становятся в высшей степени характерным началом, преломляясь в нем и как мотив тоски о недосягаемо прекрасном мире, и как восхищение художника стихийной жизнью природы. Эта тема разлада порождает и горькую иронию над несовершенством реального мира, и мечты, и тон страстного протеста.
По-новому звучит в творчестве романтиков героико-революционная тема. Преломляясь через личное настроение художника, она приобретает характерный патетический облик. Вместе с тем, в отличие от классицинских традиций, тема героики у романтиков трактована не в универсальном, а в подчеркнуто патриотическом национальном преломлении.
V. Итоги урока
– Что нового вы узнали сегодня?
-Какое музыкальное произведение вам запомнилось?
Давайте попробуем заполнить таблицу и сравнить музыку двух эпох
Таблица 1
| романтизм | классицизм |
века | ||
Стилистические черты | ||
Жанры | ||
композиторы | ||
Темы сюжетов | ||
инструменты |
Написать эссе на тему: «Музыка эпохи Классицизм ».
Спасибо за урок.
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайтов
- http://music-education.ru/muzykalnaya-kultura-klassitsizma-e-steticheskie-voprosy-venskie-muzy-kal-ny-e-klassiki-osnovny-e-zhanry/
- http://www.olofmp3.ru/index.php/Klassicheskaya-iepoha-v-muzyke-klassicizm.html
- https://ru.wikipedia.org/wiki/Музыка_периода_романтизма
- http://pianolady.ru/blog/viewpost/259.html
- http://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/literatura/romantizm.html?page=0,4
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тест по МХК «Романтизм в музыке» 11 класс
тестовые задания по МХК для 11 класса...
классицизм и романтизм в музыке
классицизм и романтизм в музыке...
Архипова Н. И. 8 кл "Классицизм и романтизм"
Обобщающий урок в 8 классе по теме "Классицизм и романтизм"...
Интегрированный урок литературы и МХК на тему "От классицизма к романтизму"
На уроке обобщается и закрепляется изученный материал о литературных направлениях конца XVIII - начала XIX веков, подводятся итоги самостоятельной исследовательской деятельности учащихся....
Конспект урока « Романтизм в музыке. Стилевые особенности в творчестве русских композиторов. М.И.Глинка»
Тема урока: « Романтизм в музыке. Стилевые особенности в творчестве русских композиторов. М.И.Глинка»Тип урока: комбинированыйДидактическое обеспечение: мультимедийная презента...
Презентация на тему: Романтизм в музыке 11 класс
Презентация на тему: Романтизм в музыке 11 класс....
Презентация "Романтизм в музыке"
В презентации рассказывается оромантизме в музыке и композиторах-романтиках...