классицизм и романтизм в музыке
план-конспект урока по музыке (7 класс) по теме
классицизм и романтизм в музыке
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_7_klass.docx | 26.48 КБ |
klassitsizm_i_romantizm.pptx | 2.12 МБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
7 класс
Классицизм и романтизм в музыке
Цель урока: продолжить знакомство с музыкальными стилями, в частности «классицизмом» и «романтизмом»
Задачи:
- познакомить учащихся с основными чертами художественного направления «романтизм», воздействовать на чувства и эмоции детей через восприятие музыкальных образов вальсов Ф.Шопена
-изучить стилевые особенности, выявить характерные черты музыкального стиля – классицизм, романтизм.
-развитие музыкального мышления, путём сравнивания музыкальных стилей. Развитие навыков исследовательской художественно-эстетической деятельности при прослушивании произведения.
- воспитать и привить интерес к музыке разного стиля.
Ход урока.
1.Организационный момент.
Приветствие.
Мы с вами раскрыли много музыкальных секретов, но нам сегодня предстоит раскрыть еще один. В конце урока вы ответите мне на следующие вопросы:
Уже знали | Новое узнали | вопрос |
Повторим ранее изученный материал. Соедините термин с определением
1 | Полифония | Исполнение без музыкального сопровождения | 1 |
2 | A capella | Род музыки, сопровождающий строевые движения людей | 2 |
3 | Марш | Многоголосие | 3 |
4 | Монофония | Вид музыкального образа | 4 |
5 | Исторический танец | Менуэт | 5 |
6 | Эпический | Одноголосие | 6 |
7 | Танец | Светская инструментальная музыка | 7 |
8 | Романс | Светская вокальная музыка | 8 |
9 | Прелюдия | Вид искусства, в котором образ создается посредством ритмичных движений человеческого тела | 9 |
10 | Ноктюрн | Развитие в музыке, в котором составляется план сначала, по которому исполняется песня | 10 |
11 | исполнительское | Светская инструментальная музыка лирического содержания | 11 |
1-3
2-1
3-2
4-6
5-5
6-4
7-9
8-8
9-7
10-11
11-10
Мы знаем что «музыка – это сама жизнь». Частички человеческой жизни благодаря мастерству великих композиторов превращаются в музыкальные образы. Это может быть добрый, ласковый образ колыбельной песни, образ мужественной борьбы, образ, воплощающий тревогу…
В конце урока ответите на вопросы:
Предлагаю послушать музыкальный фрагмент и обменяться впечатлениями.
Звучит фрагмент: Увертюра “Эгмонт”.
– Что вы можете сказать об услышанной музыке? Сравним его с музыкой И.Баха «Фуга».
Ответы: – произведение строгое, героическое…..
А второе отличается своим музыкальным языком, формой и содержанием.
Вы правы. Эти произведения различны и по исполнению, строению, музыкальному языку. Потому что они разные по СТИЛЮ.
Произведения эти написаны знакомым нам композитором И.Бахоми другим немецким композитором Л.Бетховеном.
2.Актуализация темы.
Сегодня на уроке мы поговорим о стилях музыки.
А где вы встречались с этим понятием СТИЛЬ?
Ответы: в одежде, например.
– А какие стили одежды вы знаете?
Ответы:– Классический, романтический, спортивный…
– Так вот, эти стили существуют не только в одежде, но и в искусстве, архитектуре.
3. Определение понятия «Стиль».
Попытаемся разобраться в музыкальном стиле.
СТИЛЬ
1. Совокупность приёмов и признаков, характеризующих искусство определённого времени и направления или индивидуальная манера художника, композитора в отношении идейного содержания и художественной формы.
2. Совокупность приёмов использования средств языка, характерная для какого – либо писателя или литературного произведения, направления, жанра.
3. Манера вести себя, говорить, одеваться
События «Эгмонта» относятся к XVI веку, когда народ Нидерландов восстал против своих поработителей — испанцев. Борьбу народа возглавил граф Эгмонт, смелый и мужественный человек. Эгмонт гибнет, но народ завершает начатое им дело. Восстание закончилось победой в 1576 году.
Что можно сказать о музыкальном языке, форме, строению произведения?
Ответы:
– настроение героическое, характер целеустремлённый, веришь, что цель достигнута. Яркий финал – подтверждение этому.
Учитель: Форма произведения крупная, в произведении строгие пропорции, всё подчинено одной цели, динамика яркая. Всё это характерно для классического стиля в музыке.
5. Определение понятия «Классицизм.
Классицизм (образцовый) – стиль и направление в искусстве XVII – начала XIX в. Упорядоченность, гармония, внутреннее единство целого и его частей, строгие пропорции – все эти качества отличают творения видных представителей классицизма.
Классики переосмыслили и заставили зазвучать по – новому все музыкальные жанры и формы. Произведениям присуща целеустремлённость: в них отчётливо различаются конечная цель музыкального движения, его итог. Все части произведения находятся в строгом равновесии.
Все эти черты мы услышали в музыке Бетховена.
Известный советский педагог В.А.Сухомлинский писал:
«В мире есть не только нужное и полезное, но и красивое. Перед человеком открылась радость жизни, потому, что он услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручейка и перепевы серебряных колокольчиков жаворонка в горячем летнем небе, шуршание снежинок и стон метели, ласковое плескание волны и торжественную тишину ночи, услышал и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни».
Послушайте стихотворение английского поэта Джона Китса и скажите, что вы чувствуете?
О, как люблю я в ясный летний час
Когда заката золото струится
И облаков сребристых вереница
Обласкана зефирами, - хоть раз
Уйти от тягот, что терзают нас,
На миг от неотступных дум забыться
И с просветленною душой укрыться
В заглохшей чаще, радующей глаз.
Джон Китс – поэт–романтик, яркий представитель эпохи романтизма, художественного направления в европейской и американской культуре конца XVIII – первой половины XIX века.
«Романтизм» - слово французское. Оно ведет родословную от испанского «романсе» (так называли в средние века испанские романсы, а затем и рыцарский роман), и от английского «романтик» (романтический), означавшего «странное», «живописное», «фантастическое».
Новый стиль в искусстве пришел на смену старому. Романтизм сменил классицизм и коснулся всех видов искусства.
Это направление имело свои, совершенно новые черты, которые ярко проявились не только в творчестве романтиков, но даже и в их образе жизни.
Поэты, художники, композиторы собираются вместе, читают свои новые литературные произведения, обсуждают все новости искусства, участвуют в художественных дискуссиях, музицируют. Такое творческое общение между людьми разных искусств приводит к обновлению форм и выразительных средств музыкального искусства
Большой интерес у композиторов того времени вызывают такие жанры, как песня, песня без слов, танец, ноктюрн, баллада.
Разнообразнее и ярче стали краски звучания оркестра, раскрылись возможности таких инструментов, как фортепиано и скрипка.
Многие композиторы создают виртуозную музыку, и по сей день представляющую трудность для исполнения.
В своих произведениях, пронизанных яркой эмоциональностью и лиризмом, романтики стремятся передать все богатство внутреннего мира человека.
Композиторами – романтиками называют Паганини, Берлиоза, Шумана, Мендельсона, Листа, Верди, Брамса, многих других композитов, и, конечно же, Фридерика Шопена, польского композитора, с музыкой которого нам предстоит сегодня встретиться.
Здесь в зале сам Шопен,
И сладок песен плен
И чутко ловит слух
Музыки длинный звук.
Рояль, как белый дух,
Мелодия плывет,
То радость в сердце льет,
То светится печалью.
Мелодия плывет…
Шопен – необыкновенный композитор. У него нет ни симфоний, ни опер, ни балетов. Почти все его сочинения написаны только для фортепиано, но в звучании этого инструмента мы слышим такие яркие мелодии, такое богатство чувств и звуков, что они действуют на нас не меньше, чем лучшие симфонические произведения. Попробуем испытать это на себе.
(звучит «Вальс №7» си-минор)
У: - Какая частица жизни заключена в этом произведении?
- Каково его построение?
(ответы детей
У: Произведение строится не обычно. В центре – светлый, мажорный эпизод. До и после него – одна и та же мелодия вальса, т.е. можно представить музыкальную форму таким образом: А B А. Всего частей – 3, но это пример двухчастной формы с повторением 1 части. Однако, после звучания каждой из трех частей, следует небольшое добавление, так называемое «послесловие». Оно очень быстрое, изящное, полетное. Оно объединяет все части в единое целое. Создаётся впечатление, что вальс представляет единый музыкальный образ, поворачивающийся к нам своими разными гранями. Какой это образ?
Д: - Лирический, то печальный, то светлый, но, при этом, нежный и полётный.
Еще звучит в моих ушах
Седьмого вальса легкий шаг,
Как вешний ветерок,
Как трепетанье птичьих крыл,
Как мир, который я открыл
В сплетенье нотных строк.
Еще звучит тот вальс во мне,
Как облако в голубизне,
Как родничок в траве,
Как сон, что вижу наяву,
Как весть о том, что я живу
С природою в родстве.
(Л.Озеров)
У: - Кого можно представить, слушая это произведение?
Д: - Человека – мечтателя, человека – романтика.
У: - Это мужской или женский образ?
Д: - Скорее, женский.
У: Интересно то, что биографы Шопена склонны считать, что каждый из его вальсов – это либо жанровая зарисовка, либо чей-то портрет. Многие считают, что именно этот вальс – портрет полячки Марии Водзиньской. Композитор был влюблен в нее. Она прекрасно знала литературу, владела несколькими иностранными языками, писала стихи, хорошо пела.
Перед вами слова, которые нужно распределить в 2 столбика так, чтобы они смогли охарактеризовать эти музыкальные образы. Для того, чтобы правильно выполнить эту работу, мы еще раз послушаем это произведение, и только после этого приступим к самостоятельной работе.
Словарь эстетических эмоций
Радостно
Мягко
Весело
Звонко
Взволнованно
Ласково
Игриво
Трогательно
Задорно
Ярко
Поэтично
Порывисто
Нежно
Задушевно
Шутливо
Спокойно
Светло
Безмятежно
Таинственно
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
УЖЕ ЗНАЛИ НОВОЕ УЗНАЛИ ВОПРОСЫ
1 Полифония Исполнение без музыкального сопровождения 1 2 a capella Род музыки, сопровождающий строевые движения людей 2 3 Марш Многоголосие 3 4 Монофония Вид музыкального образа 4 5 Исторический танец Менуэт 5 6 Эпический Одноголосие 6 7 Танец Светская инструментальная музыка 7 8 Романс Светская вокальная музыка 8 9 Прелюдия Вид искусства, в котором образ создается посредством ритмичных движений человеческого тела 9 10 Ноктюрн Развитие в музыке, в котором составляется план сначала, по которому исполняется песня 10 11 исполнительское Светская инструментальная музыка лирического содержания 11
1 Полифония Исполнение без музыкального сопровождения 1 2 a capella Род музыки, сопровождающий строевые движения людей 2 3 Марш Многоголосие 3 4 Монофония Вид музыкального образа 4 5 Исторический танец Менуэт 5 6 Эпический Одноголосие 6 7 Танец Светская инструментальная музыка 7 8 Романс Светская вокальная музыка 8 9 Прелюдия Вид искусства, в котором образ создается посредством ритмичных движений человеческого тела 9 10 Ноктюрн Развитие в музыке, в котором составляется план сначала, по которому исполняется песня 10 11 исполнительское Светская инструментальная музыка лирического содержания 11
ЛЮДВИГ ВАН БЕТХОВЕН 1770-1827
ЛЮДВИГ ВАН БЕТХОВЕН. УВЕРТЮРА «ЭГМОНТ»
ИОГАНН СЕЮАСТЬЯН БАХ 1685-1750
ИОГАНН СЕЮАСТЬЯН БАХ ФУГА РЕ- МИНОР
1. Совокупность приёмов и признаков, характеризующих искусство определённого времени и направления или индивидуальная манера художника, композитора в отношении идейного содержания и художественной формы. 2. Совокупность приёмов использования средств языка, характерная для какого – либо писателя или литературного произведения, направления, жанра. 3. Манера вести себя, говорить, одеваться СТИЛЬ
настроение героическое, характер целеустремлённый, веришь, что цель достигнута. Форма произведения крупная, в произведении строгие пропорции, всё подчинено одной цели, динамика яркая. Всё это характерно для классического стиля в музыке. Увертюра «Эгмонт»
стиль и направление в искусстве XVII - начала XIX вв. Слово это произошло от латинского classicus - образцовый. В основе классицизма лежало убеждение в разумности бытия, в том, что человеческая натура гармонична. Свой идеал классики видели в античном искусстве, которое считали высшей формой совершенства. Классицизм
Йозеф Гайдн Вольфганг Амадей Моцарт Людвиг ван Бетховен
«В мире есть не только нужное и полезное, но и красивое. Перед человеком открылась радость жизни, потому, что он услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручейка и перепевы серебряных колокольчиков жаворонка в горячем летнем небе, шуршание снежинок и стон метели, ласковое плескание волны и торжественную тишину ночи, услышал и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни» В.Сухомлинский
Романтизм - художественное направление, сложившиеся в конце XVIII - начале XIX века, выступающее против классицизма. Романтизм стремился к изображению идеальных героев и чувств.
Основной задачей романтизма было изображение внутреннего мира, душевной жизни, а это можно было делать и на материале историй, мистики и т.д. Нужно было показать парадокс этой внутренней жизни. Заслуга романтиков заключалась в том, что они почувствовали противоречия и дисгармонию общества.
После Бетховена классицизм уступил место романтизму , и Шопен стал один из главных представителей этого направления в музыке Фредерик Шопен польский композитор (1810-1849)
МАРИЯ ВОДЗИНЬСКАЯ
Словарь эстетических эмоций Радостно Мягко Весело Звонко Взволнованно Ласково Игриво Трогательно Задорно Ярко Поэтично Нежно Порывисто Задушевно Шутливо Спокойно Светло Безмятежно Таинственно
Изучая стили в музыке, мы увидели явления жизни, которые их породили. Вне исторического фона стиль существовать не может. И всегда следует помнить, чем крупнее талант композитора, тем индивидуальнее его собственный стиль
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тест по МХК «Романтизм в музыке» 11 класс
тестовые задания по МХК для 11 класса...
КЛАССИЦИЗМ И РОМАНТИЗМ В МУЗЫКЕ.7 класс
КЛАССИЦИЗМ И РОМАНТИЗМ В МУЗЫКЕ.7 класс...
Архипова Н. И. 8 кл "Классицизм и романтизм"
Обобщающий урок в 8 классе по теме "Классицизм и романтизм"...
Интегрированный урок литературы и МХК на тему "От классицизма к романтизму"
На уроке обобщается и закрепляется изученный материал о литературных направлениях конца XVIII - начала XIX веков, подводятся итоги самостоятельной исследовательской деятельности учащихся....
Конспект урока « Романтизм в музыке. Стилевые особенности в творчестве русских композиторов. М.И.Глинка»
Тема урока: « Романтизм в музыке. Стилевые особенности в творчестве русских композиторов. М.И.Глинка»Тип урока: комбинированыйДидактическое обеспечение: мультимедийная презента...
Презентация на тему: Романтизм в музыке 11 класс
Презентация на тему: Романтизм в музыке 11 класс....
Презентация "Романтизм в музыке"
В презентации рассказывается оромантизме в музыке и композиторах-романтиках...