Архипова Н. И. 8 кл "Классицизм и романтизм"
план-конспект урока по музыке (8 класс) на тему

Архипова Наталья Ивановна

Обобщающий урок в 8 классе по теме "Классицизм и романтизм"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 8_kl_klassitsizm_i_romantizm.docx16.33 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Тема урока: Обобщающий урок «Классицизм и романтизм»

8 класс

 Цель урока: закрепить понятия «классицизм» и «романтизм».

Задачи урока:

Образовательные: учить анализировать, сравнивать, выделять главное; обобщить знания учащихся о художественных направлениях в музыке и живописи

Развивающие: развивать умение определять на слух и визуально произведения представителей направлений классицизма и романтизма; развивать образно-творческое мышление в процессе интеграции музыкального и изобразительного искусства

Воспитательные: формировать навыки оценочной деятельности с духовно-нравственной и эстетической позиции

Музыкальный материал:

Оборудование: фортепиано, музыкальный центр, аудиодиски, раздаточный материал

Ход урока

  1. Начало урока. Беседа – размышление о значении понятий.

На уроках мы знакомились с творчеством западноевропейских композиторов: И. Баха, И. Гайдна, Л. Бетховена, Ф. Шуберта, Ф. Шопена.

 Как принято называть И. Гайдна, В. Моцарта, Л. Бетховена?

 - венские классики

А к какой эпохе относится творчество Ф. Шуберта, Ф. Шопена?

 - к эпохе романтизма

Вы правы, но при этом внутри каждого направления было множество различных течений и невозможно установить, что в такой-то день начался классицизм, в такой-то день он закончился и начался романтизм. Давайте сегодня попробуем сравнить признаки классицизма и романтизма, и определим, в чем различны эти направления.

Вначале определим смысл слов, которые часто произносим.

Чем отличаются значения слов «классика, классицизм»?

- классика – широкое понятие, классицизм- система эстетических правил, основанных на подражании высоким образцам

Поговорим о романтизме.

Назовите однокоренные слова

- романс, роман, романтика

Что же такое «романтика»?

- романтический поступок, связан с чувствами, что-то возвышенное, благородное

Роман?

- любовная драма для чтения

Романс?

- музыкальное произведение, в котором говорится о чувствах и переживаниях героя

Слово «романтизм» стало обозначать искусство эмоциональное, противопоставленное искусству 18 века.

  1. Основная часть

Давайте назовем представителей романтизма в различных  видах искусства

(заполнение таблицы)

Музыка – самое яркое и точное отражение мировосприятия человеком действительности. Отталкиваясь от знаний жизни и творчества западноевропейских композиторов, попробуйте определить основные черты классицизма и романтизма.

Мы разделимся на две группы: группу классиков и группу романтиков.

(работа с карточками, нужно выбрать свое направление)

Обобщение. Группы классиков и романтиков определяют характерные черты своих эпох.

А сейчас рассмотрим репродукции глазами художников того времени. Сравните их и выберите те, которые соответствуют, на ваш взгляд, классической и романтической эпохе.

(работа в группах)

Аргументируйте свой выбор

- классики – эти картины четкостью линий, которые можно соотнести с мелодией в музыке, чистотой красок вызывают ассоциацию с принципами логичности и ясности искусства классицизма

- романтики – мы видим насыщенность и многогранность цвета, которую можно соотнести с красочностью гармонии в музыке. Эти репродукции можно отнести к представителям эпохи романтизма

  1. Закрепление материала

Сейчас мы прослушаем музыкальные фрагменты. Ваша задача – определить, какой фрагмент звучит в «духе» эпохи классицизма, а какой в «духе» эпохи романтизма.

(музыкальная викторина)

Молодцы! Спасибо за отличную работу на уроке.

Урок окончен.

Содержание карточек.

  1. В искусстве этой эпохи было идеально уравновешено трагическое и комическое, легкомысленное и серьезное.
  2. Людям хотелось узнать, по каким законам живет природа, общество, каждый человек, и, вооружившись знанием, сделать жизнь достойной и счастливой.
  3. Свое название эта эпоха получила впервые не в музыке, а в литературе. Литературный герой одинок, не находит себе места в окружающем мире, скитаясь в поиске счастья.
  4. Мышлению человека этой эпохи было свойственно стремление обобщать, видеть не детали, а многообразные виды аналогий пропорциональности и симметрии.
  5. Человек этой эпохи разочарован в жизни и находит утешение лишь в мире мечты. Этот мир соседствует с миром фантастическим, куда герой бежит, в надежде уйти от обыденности.
  6. Идеалы этой эпохи провозглашали победу разума над чувствами. Представители этого направления утверждали, что путь к счастью лежит исключительно через знание, через воспитание ума и чувств.
  7. Главная черта этой эпохи – интерес к жизни человеческой души, передача разнообразных чувств и настроений.
  8. В эту эпоху в высочайшей степени совершенным считалось искусство театра. Оно было очень правдоподобно: события и поступки героев на сцене были такими же, как и в жизни; действие стремилось к счастливому финалу в комедии и печальному – в трагедии.
  9. Одним из главных жанров в эту эпоху стала песня. Герой песни – одинокий скиталец, чувства и настроения которого были понятны слушателю.
  10. Одна из особенностей этой эпохи – обилие инструментальных миниатюр. В небольшой пьесе можно было запечатлеть и мимолетные чувства, и мимолетное настроение, и зарисовку с натуры.
  11. Произошли коренные изменения в оркестрах, не осталось потребности в клавесине или органе, как в основных музыкальных инструментах. Новый состав оркестра привел к появлению жанра симфонии.
  12. Внутри каждого жанра существовали определенные законы, по которым он строится, смешение жанров не допускалось.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Региональный компонент. Урок литературы.Тема урока: «Верю: встанет Русь из пепла» (по творчеству Владимира Афанасьевича Архипова)

·          способствовать воспитанию чувства гражданственности и любви к родному краю·          получить предс...

Урок МХК в 11 классе по теме "Живопись романтизма". Учащиеся знакомятся с эстетическими принципами романтизма, выдающимися художниками Франции, Испании, Германии

Урок МХК в 11 классе по теме "Живопись романтизма" знакомит учащихся с эстетическими принципами романтизма, с выдающимися художниками Западной Европы Э. Делакруа, Т. Жерико, Ф. Гойя...

Архипова Н. И. 2 кл "Детский альбом"

Урок музыки во 2-м классе по программе Г. Сергеевой, Е. Критской...

Книга Памяти "Дружных пчелок". Семья Вари Архиповой.

К 70летию Великой Победы воспитанники группы "Дружные пчелки" МБДОУ "Детский сад № 79" города Иваново, родители и, конечно, воспитатели готовились с большим трепетом.В группе был реализован проект ...