Архипова Н. И. 8 кл "Классицизм и романтизм"
план-конспект урока по музыке (8 класс) на тему
Обобщающий урок в 8 классе по теме "Классицизм и романтизм"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
8_kl_klassitsizm_i_romantizm.docx | 16.33 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Тема урока: Обобщающий урок «Классицизм и романтизм»
8 класс
Цель урока: закрепить понятия «классицизм» и «романтизм».
Задачи урока:
Образовательные: учить анализировать, сравнивать, выделять главное; обобщить знания учащихся о художественных направлениях в музыке и живописи
Развивающие: развивать умение определять на слух и визуально произведения представителей направлений классицизма и романтизма; развивать образно-творческое мышление в процессе интеграции музыкального и изобразительного искусства
Воспитательные: формировать навыки оценочной деятельности с духовно-нравственной и эстетической позиции
Музыкальный материал:
Оборудование: фортепиано, музыкальный центр, аудиодиски, раздаточный материал
Ход урока
- Начало урока. Беседа – размышление о значении понятий.
На уроках мы знакомились с творчеством западноевропейских композиторов: И. Баха, И. Гайдна, Л. Бетховена, Ф. Шуберта, Ф. Шопена.
Как принято называть И. Гайдна, В. Моцарта, Л. Бетховена?
- венские классики
А к какой эпохе относится творчество Ф. Шуберта, Ф. Шопена?
- к эпохе романтизма
Вы правы, но при этом внутри каждого направления было множество различных течений и невозможно установить, что в такой-то день начался классицизм, в такой-то день он закончился и начался романтизм. Давайте сегодня попробуем сравнить признаки классицизма и романтизма, и определим, в чем различны эти направления.
Вначале определим смысл слов, которые часто произносим.
Чем отличаются значения слов «классика, классицизм»?
- классика – широкое понятие, классицизм- система эстетических правил, основанных на подражании высоким образцам
Поговорим о романтизме.
Назовите однокоренные слова
- романс, роман, романтика
Что же такое «романтика»?
- романтический поступок, связан с чувствами, что-то возвышенное, благородное
Роман?
- любовная драма для чтения
Романс?
- музыкальное произведение, в котором говорится о чувствах и переживаниях героя
Слово «романтизм» стало обозначать искусство эмоциональное, противопоставленное искусству 18 века.
- Основная часть
Давайте назовем представителей романтизма в различных видах искусства
(заполнение таблицы)
Музыка – самое яркое и точное отражение мировосприятия человеком действительности. Отталкиваясь от знаний жизни и творчества западноевропейских композиторов, попробуйте определить основные черты классицизма и романтизма.
Мы разделимся на две группы: группу классиков и группу романтиков.
(работа с карточками, нужно выбрать свое направление)
Обобщение. Группы классиков и романтиков определяют характерные черты своих эпох.
А сейчас рассмотрим репродукции глазами художников того времени. Сравните их и выберите те, которые соответствуют, на ваш взгляд, классической и романтической эпохе.
(работа в группах)
Аргументируйте свой выбор
- классики – эти картины четкостью линий, которые можно соотнести с мелодией в музыке, чистотой красок вызывают ассоциацию с принципами логичности и ясности искусства классицизма
- романтики – мы видим насыщенность и многогранность цвета, которую можно соотнести с красочностью гармонии в музыке. Эти репродукции можно отнести к представителям эпохи романтизма
- Закрепление материала
Сейчас мы прослушаем музыкальные фрагменты. Ваша задача – определить, какой фрагмент звучит в «духе» эпохи классицизма, а какой в «духе» эпохи романтизма.
(музыкальная викторина)
Молодцы! Спасибо за отличную работу на уроке.
Урок окончен.
Содержание карточек.
- В искусстве этой эпохи было идеально уравновешено трагическое и комическое, легкомысленное и серьезное.
- Людям хотелось узнать, по каким законам живет природа, общество, каждый человек, и, вооружившись знанием, сделать жизнь достойной и счастливой.
- Свое название эта эпоха получила впервые не в музыке, а в литературе. Литературный герой одинок, не находит себе места в окружающем мире, скитаясь в поиске счастья.
- Мышлению человека этой эпохи было свойственно стремление обобщать, видеть не детали, а многообразные виды аналогий пропорциональности и симметрии.
- Человек этой эпохи разочарован в жизни и находит утешение лишь в мире мечты. Этот мир соседствует с миром фантастическим, куда герой бежит, в надежде уйти от обыденности.
- Идеалы этой эпохи провозглашали победу разума над чувствами. Представители этого направления утверждали, что путь к счастью лежит исключительно через знание, через воспитание ума и чувств.
- Главная черта этой эпохи – интерес к жизни человеческой души, передача разнообразных чувств и настроений.
- В эту эпоху в высочайшей степени совершенным считалось искусство театра. Оно было очень правдоподобно: события и поступки героев на сцене были такими же, как и в жизни; действие стремилось к счастливому финалу в комедии и печальному – в трагедии.
- Одним из главных жанров в эту эпоху стала песня. Герой песни – одинокий скиталец, чувства и настроения которого были понятны слушателю.
- Одна из особенностей этой эпохи – обилие инструментальных миниатюр. В небольшой пьесе можно было запечатлеть и мимолетные чувства, и мимолетное настроение, и зарисовку с натуры.
- Произошли коренные изменения в оркестрах, не осталось потребности в клавесине или органе, как в основных музыкальных инструментах. Новый состав оркестра привел к появлению жанра симфонии.
- Внутри каждого жанра существовали определенные законы, по которым он строится, смешение жанров не допускалось.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Региональный компонент. Урок литературы.Тема урока: «Верю: встанет Русь из пепла» (по творчеству Владимира Афанасьевича Архипова)
· способствовать воспитанию чувства гражданственности и любви к родному краю· получить предс...
Урок МХК в 11 классе по теме "Живопись романтизма". Учащиеся знакомятся с эстетическими принципами романтизма, выдающимися художниками Франции, Испании, Германии
Урок МХК в 11 классе по теме "Живопись романтизма" знакомит учащихся с эстетическими принципами романтизма, с выдающимися художниками Западной Европы Э. Делакруа, Т. Жерико, Ф. Гойя...
Архипова Н. И. 2 кл "Детский альбом"
Урок музыки во 2-м классе по программе Г. Сергеевой, Е. Критской...
Архипова Н. И. Хоровое занятие "Музыка в красках"
Занятие с младшим хором...
Архипова Н. И. 5 кл диагностическая работа "Фольклор в музыке русских композиторов. Стучит, гремит Кикимора"
Диагностическая работа по музыке для учащихся 5 классов...
Книга Памяти "Дружных пчелок". Семья Вари Архиповой.
К 70летию Великой Победы воспитанники группы "Дружные пчелки" МБДОУ "Детский сад № 79" города Иваново, родители и, конечно, воспитатели готовились с большим трепетом.В группе был реализован проект ...
Архипова Н. И. 1 кл "Композитор, исполнитель, слушатель"
Урок музыки в 1-м классе...