Древнейшая песнь материнства.
план-конспект урока по музыке на тему
Эта методическая разработка была создана для того, чтобы расширить представление обучающихся о значимости материнства,чтобы ребята понимали духовную музыку и религиозные традиции,изучили духовные образы, образы матери в различных видах искусства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
krutyakova_otkrytyy_urok.rar | 1.33 МБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Учитель музыки МБОУ СОШ р.п.Ровное Ровенского района Саратовской области
Крутякова Светлана Сергеевна.
Урок музыки в 3 классе.
Тема урока: Древнейшая песнь материнства.
Цели:
-Расширить представление обучающихся о значимости материнства.
-Понимать духовную музыку и религиозные традиции.
-Изучить духовные образы, образы матери в различных видах искусства.
Задачи:
-Способствовать расширению представлений учащихся о музыкальных образах и жанрах.
-Познакомиться с образом Божьей матери в русском искусстве.
-Познакомить с образом матери в современном искусстве.
-Воспитать чувство любви и глубокого уважения к матери.
Тип урока: Открытый урок.
Оборудование: ПК, презентация, репродукции картин.
Методы:
- Словесный- беседа с использованием средств визуальной и слуховой наглядности, рассматривание слайдов
- Прослушивание произведений.
Раздаточный материал: бумажные звездочки каждому ученику.
Музыкальное сопровождение: Ф.Шуберт «Ave Maria», С.В. Рахманинов «Богородице Дево, радуйся» Тропарь богородице, Песенка мамонтенка, Прелюдия до мажор И.С. Баха.
Ход урока:
- Вход в класс под музыку Ф.Шуберта «Ave Maria».
Приветствие: Дети подтягиваются и настраиваются, здороваются при помощи попевки приветствия:
До ре ми , ми ре до- Поздоровались легко,
Ре ми фа, фа ми ре- Поздоровались уже,
Ми фа соль, соль фа ми- Очень рады встрече мы,
Фа соль ля, ля соль фа- Начинать урок пора.
Здравствуйте ребята. Вы заметили под какую музыку вы входили в класс?
- Ф.Шуберт «Ave Maria».
Действительно. Мы с вами познакомились с этим произведением на прошлом уроке. Давайте вспомним тему прошлого урока.
- Образ матери в музыке, литературе, искусстве.
2. Повторение пройденного материала.
Скажите пожалуйста, что мы называем искусством?
-Творческая деятельность человека
Назовите виды искусства.
- Литература, живопись, музыка, скульптура, кино.
Как мы с вами выяснили на прошлом уроке эти виды искусства связаны друг с другом.
Скажите как раскрывается образ матери в музыке, литературе, искусстве?
-Образу матери посвящали свои творения скульпторы, поэты, композиторы. Художники написали картины, иконы.
Мы продолжим с вами изучать образы матери в различных видах искусства.
3.Изучение нового материала.
«Я верю, что женщина – чудо такое,
Какого на Млечном пути не сыскать.
И если «любимая» - слово святое,
То трижды святое – «Женщина Мать».
(Л.Рогожников)
Ребята, во всех странах мира покровительницей матерей и материнства является Божья Матерь. Просто называют ее по разному: Дева Мария, Царица небесная, Мадонна, потому что Богородица прежде всего Мать. Ее образ- вечный символ страдающей матери за трагическую судьбу сына. Посмотрите на слайде, величественный образ Мадонны воплощен в картине итальянского художника 15 века Рафаэлло Санти «Сикстинская Мадонна». Написана она в Риме для монастыря св. Сикста. Давайте прослушаем произведение С.В. Рахманинова «Богородице Дево, Радуйся».
«Богородице Дево, радуйся,
Благодатная Марие, Господь с тобою
Благодатная ты в женах,
И благословенен плод чрева твоего
Яко Спаса родила еси душ наших.»
О чем эта молитва?
-В ней звучит обращение к Богородице. Она родила сына, спасителя душ наших.
Какие интонации должны прозвучать с такими словами?
–Интонации будут молитвенные, спокойные, мягкие.
Посмотрите на слайде Владимирская икона Божьей матери и в качестве сопровождения прослушаем произведение С.В. Рахманинова.
Эту икону называют –Древнейшей песнью материнства. ( Тема нашего сегодняшнего урока!). Все обращение к ней несет характер великой и светлой печали, скорби, умиления, прошения.
Давайте прослушаем Прелюдию до мажор И.С. Баха и посмотрим на следующий слайд.Это картина К.С. Петрова-Водкина «1918 год в Петрограде» Что здесь изображено?
-Мать, сжимающая руку ребенка, как желание уберечь сына от невзгод.
Эта картина передает заботу, вечную тревогу матери о детях. Образ матери возвышается в своей чистоте и нравственной силе. Называют ее Петроградской мадонной.
На следующем слайде картина французского художника О.Ренуара «Госпожа Шарпантье с детьми». Какое настроение у картины?
-Любви, уюта, счастья. Непринужденные позы детей, матери.
Как вы думаете, почему эти слайды мы просматривали под произведение И.С Баха Прелюдия до мажор? Что хотел передать композитор?
- В этом произведении композитор передает возвышенное, лирическое, взволнованное настроение. Он нарисовал что то доброе, ласковое, как прикосновение мамы.
Образ матери- символ самого дорогого, родного, святого. Мать-кормилица, мать-земля, Родина-мать.В трудные времена для Родины вставали сыновья, не жалея своих жизней. Мужчины были на войне, поэтому женщинам матерям было очень трудно. Все это глубоко отражено в знаменитом памятнике-«Родина мать зовет». Посмотрите на слайде.
Ребята, вы знаете где находится этот памятник?
-В Волгограде (Россия), в Киеве (Украина)
Этот памятник-символ скорби и вечной памяти.
5. Физминутка.
6. Разучивание новой песни.
Ребята, после физминутки с хорошим настроением давайте разучим песню под название «Песенка мамонтенка». Слова на слайде.
7.Рефлексия.
-Какую тему мы сегодня изучали?
-С какими произведениями и каких композиторов познакомились?
-Какой образ является покровительницей всех матерей и материнства?
-Какое настроение передают картины, продемонстрированные вам сегодня?
8. Контрольный момент «Угадайка»
Ребята, я буду исполнять начальные такты сегодняшних произведений, а вы вспоминаете их названия и композиторов.
9.Завершение урока.
Ребята, понравился ли вам сегодняшний урок?
Давайте в завершение нашего урока мы сделаем подарок нашим мамам. Слайд:
«Сколько звезд на небе!
Всех не сосчитать.
Эти звезды маме
Подарю опять.
И однажды утром,
Глядя на меня,
Мама улыбнется:
«Звездочка моя»»
Раздаю всем бумажные звездочки, а вы ребята на одной стороне напишите фразу «Мама я тебя люблю», а придя домой подарите эту звездочку маме и расскажите о сегодняшнем интересном уроке.
10. Выход из класса под Песенку мамонтенка.
Список использованной литературы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад и презентация "Древнейшая песнь Материнства"
Доклад к конкурсу "Рождественские Чтения"...
Презентация по музыке древняя песнь материнства
На ней играет набежавший ветерПростую, незатейливую песню…К дороге подошедший перелесок,Как парень, растянул свою гармонь –Широкую мелодию Руси!А лес сосновый – золотой орган,И музыка его почти что зр...
Урок музыки в 3 классе, 2 четверть, тема "Древнейшая песнь материнства"
Воспитывать чувство любви и глубокого уважения к матери. Познакомить с образом Богоматери в русском искусстве, с образом Мадонны в Западно-Европейском искусстве, с образом матери в иску...
Конспект урока музыки в 3 классе "Древнейшая песнь материнства. Тихая моя, добрая моя, нежная моя мама "
Тип урока: углубление знаний.Вид урока: урок – исследование.Формируемые УУД Педагогические цели: Формирование трепетных, нежных чувств к матери, воспитание духовно-нравственных качеств...
конспект урока в 3 классе по теме "Древнейшая песнь материнства"
конспект урока в 3 классе по теме "Древнейшая песнь материнства" ФГОС Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С....
Разработка урока по музыке 3 Класс "Древнейшая песнь Материнства"
3 Класс "Древнейшая песнь Материнства" Фонограмму музыки к уроку (+ и -) пришлю на электронный адрес любому, кто обратится ко мне :)...
Конспект урока «Богородице Дево, радуйся! Образ матери в музыке, поэзии, живописи. Древнейшая песнь материнства!» 3 класс
Конспект урока «Богородице Дево, радуйся! Образ матери в музыке, поэзии, живописи. Древнейшая песнь материнства!» 3 класс...