СЦЕНАРИЙ Музыкально - театрализованного мероприятия для учащихся школьных лагерей дневного пребывания «В мире музыкальных сказок»
учебно-методический материал по музыке на тему
Цель: создание условий для пробуждения интереса к классической музыке.
Задачи:
- познакомить учащихся школьных лагерей дневного пребывания с творчеством Н.А.Римского – Корсакова;
- активизировать интерес к творчеству А.С.Пушкина;
- вовлечь в игровую деятельность;
- создать благоприятный психологический климат.
Образовательные технологии:
- информационно – коммуникативные;
- методы театральной педагогики;
- здоровьесберегающие технологии;
- технологии социализации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rimskiy_kor.docx | 28.98 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Цель: создание условий для пробуждения интереса к классической музыке.
Задачи:
- познакомить учащихся школьных лагерей дневного пребывания с творчеством Н.А.Римского – Корсакова;
- активизировать интерес к творчеству А.С.Пушкина;
- вовлечь в игровую деятельность;
- создать благоприятный психологический климат.
Образовательные технологии:
- информационно – коммуникативные;
- методы театральной педагогики;
- здоровьесберегающие технологии;
- технологии социализации.
СЦЕНАРИЙ
Музыкально - театрализованного мероприятия
для учащихся школьных лагерей дневного пребывания
«В мире музыкальных сказок»
Экран опущен. Зал оформлен в стиле русских сказок.
Гаснет общий свет, звучит какофония, голоса и прочий шум. Появляются герои сказок: Богатырь, Царевна-Лебедь, Шмель. Шум, движение героев, общий хаос. Выходит взволнованная Мелодия.
Мелодия: Что за крик? Что за шум? Что за переполох в музыкальном царстве? (Взмахивает волшебной палочкой – звуки музыки и герои замирают, свет добавляется).
Мелодия: (оглядывается, обращается к детям) Здравствуйте, ребята! Я Мелодия – хозяйка музыкального царства! Как здорово, что сегодня все вместе мы сможем отправиться в путешествие по операм-сказкам великого русского композитора Николая Андреевича Римского-Корсакова. (взмахивает палочкой, появляется на экране портрет композитора).
Мелодия: Никола́йАндре́евичРи́мский-Ко́рсаков родился 6 марта 1844 г. Тихвин Новгородской губернии. Отец композитора — Андрей Петрович служил некоторое время новгородским вице-губернатором, а затем губернатором, а мать — Софья Васильевна — не смотря на то, что была дочерью крепостной крестьянки и богатого помещика, была женщиной достаточно образованной.
Когда он был маленьким, в семье его называли Ника — это уменьшительное имя от полного имени Николай. Учился он хорошо и легко, был очень любознательным ребенком, поэтому старший брат дал ему шутливое прозвище Вопросительный знак.
Его старший брат в это время уже плавал в морях Дальнего Востока. Письма из Китая и Японии возбуждали воображение Ники.
Ника начинает заниматься музыкой, проявляя большие музыкальные способности. В семье на это не очень обращают внимание, так как все члены семьи были музыкантами и играли на фортепиано.
Под свою музыку оживают герои.
Шмель: Ребята, вы меня узнали? Правильно, я Шмель из сказки о царе Салтане.
Мелодия: Совершенно верно, этот Шмель в той сказке летел через море-океан, чтобы наказать злых ткачиху с поварихой, а музыку к его путешествию написал Н.А. Р-К, тема называется «Полет шмеля». Давайте еще раз послушаем ее. (звучит мелодия).
Мелодия: (обращаясь к детям) Какой музыкальный инструмент звучит? (рассказывает о характере музыки, о скрипке и т.д.).Начинает полет шмеля королева симфонического оркестра – СКРИПКА (показывает инструмент) в кампании родственных ей инструментов: альты, виолончели, контрабасы. Все эти инструменты относятся к струнно-смычковой группе. В оркестре этих инструментов больше всего! Скрипка может петь, плакать, сердиться. Но в этом полете мы слышим радость, устремленность, движение. Равнодушно слушать просто невозможно! Петь скрипке помогает СМЫЧОК (Предлагает желающим подержать скрипку в руках)
Шмель: Какие вы молодцы! А теперь попробуйте справиться с моим заданием – отгадайте загадки о насекомых! (загадывает загадки).
Во фраке зелёном маэстро
Взлетает над лугом в цвету.
Он — гордость местного оркестра
И лучший прыгун в высоту. (Кузнечик)
Не мотор, а шумит,
Не пилот, а летит,
Не гадюка, а жалит. (Пчела)
Над нами вверх ногами
Ходит не страшится,
Никого не боится. (Муха)
Ни зверь, ни птица,
В носу спица.
Собой тонок, голосом звонок.
Кто его убьет,
Тот свою кровь прольет. (Комар).
Звучит труба басисто.
Не трогайте солиста!
Пускай садится на цветок
И пьёт в антракте сладкий сок. (Шмель)
Шмель под свою музыку улетает.
Мелодия: Для прекрасной царевны Р-К написал свою тему, которая отражает всю красоту и грацию дивной лебедушки. В этой музыкальной теме появляется звук АРФЫ в содружестве с другими инструментами. Арфа в оркестре занимает особое положение. Никто не знает её возраст - быть может тысяч пять, -десять, а может быть, и все двадцать. Прекрасно выглядит Арфа для своего почтенного возраста. Изящная, как крыло гигантской бабочки, смотрится по-королевски: внизу педали сверкают золотом, вверху на колонне что-то вроде маленькой резной короны. И тончайшая накидка из 46 струн. Почти всегда ее голос звучит в тот момент, когда происходит что-либо необыкновенное. Она может изображать и тихое дуновение ветерка и грозные бури. Сегодня мы в её переборах струн слышим легкое покачивание волн.
Рассказ об инструментах. Вот послушайте.
(Звучит музыка, оживает Царевна - Лебедь).
Царевна-Лебедь: А я ребята, Царевна-Лебедь из той же сказки. Обо мне Александр Сергеевич Пушкин написал такие строки:
За морем царевна есть,
Что не можно глаз отвесть:
Днем свет божий затмевает,
Ночью землю освещает.
А как речь-то говорит,
Словно реченька журчит.
Царевна: Все вы знаете эту сказку? Вот сейчас и проверим. (Викторина)
Викторина по сказке «Сказка о Царе Салтане»:
- В кого превращался князь Гвидон? (комар, муха, шмель)
- Сколько было Богатырей в сказке?
- Как полностью называется «Сказка о царе Салтане»? (Сказка о царе Салтатне, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне и Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди)
- О каких чудесах рассказывали корабельщики царю Салтану? (белка, 33 богатыря и дядька Черномор, Царевна Лебедь)
- Чем удивились корабельщики, увидев белку?
- Что случилось с Ткачихой, Поварихой, сватьей бабой Бабарихой в конце сказки?
- Вспомните и процитируйте последние строки из сказки? (Я там был, мед, пиво пил и усы лишь промочил)
Мелодия: Р-К оставил нам богатейшее музыкальное наследие. Среди его сочинений — 15 опер, 3 симфонии, симфонические произведения, инструментальные концерты, кантаты, камерно-инструментальная, вокальная и духовная музыка. Его по праву, можно назвать мастером симфонической музыки. (Вопросы: что такое симфоническая музыка? Что такое симфонический оркестр? Инструменты?)
(Рассказ о симфоническом оркестре)Каких только инструментов здесь нет! Вам кажется, что расположились они на сцене как кому вздумается: кто в углу, кто впереди, а кто где-то в сторонке? Но вглядись повнимательнее и увидите, что инструменты в оркестре распределены в строгом порядке.Оркестр, как хорошо организованное государство, имеет свои законы, и даже есть у него президент — управляющий оркестром, которого называют дирижером. Дирижер умеет заставлять инструменты играть так, как он этого хочет, хотя при этом не произносит ни одного слова. Он пользуется только палочкой. Поднимет ее, стукнет легонечко о подставку для нот —пюпитр — и... в оркестре воцаряется мертвая тишина. Взмахнет ею, и все инструменты, подчиняясь его воле, заиграют согласно и дружно.
Игра «Юный дирижер».
Богатырь: (оживает) Да, Римского-Корсакова мы давно знаем, зачем же было поднимать такой шум?
Мелодия: Вот ребята, только таким музыкальным шумом мы смогли оживить богатыря из той же сказки. И у него тоже есть своя музыкальная тема. Послушайте! (звучит музыка, на ее фоне Мелодия рассказывает о характере музыки).
Мелодия: В двенадцать лет юного Нику привозят в Петербург и отдают учиться в Морской кадетский корпус. Он продолжает сам изучать музыку и теорию музыки, пробует сочинять, берет уроки композиции у М.Балакирева-известного музыканта, педагога, композитора, встреча с которым окажет влияние на дальнейшую жизнь Ники и окажется судьбоносной. В семье на старательные занятия музыкой не очень обращают внимание, так как все члены семьи были музыкантами и играли на фортепиано.
Окончив учение в Морском кадетском корпусе, Ника отправляется в кругосветное путешествие на корабле «Алмаз». Ушел в плавание мальчиком, а вернулся взрослым человеком. Теперь мы его будем называть Николаем Андреевичем. Впечатления, полученные в плавании, он впоследствии отразил в своей музыке.
Богатырь: А сейчас, ребята, предлагаю вам поиграть в старинную морскую забаву – перетягивание каната. Кто самый смелый и сильный, прошу пожаловать ко мне.
(Проводится игра «Перетягивание каната»). Богатырь собирает реквизит и уходит.
Мелодия: Какие вы все молодцы, победила дружба! А что такое дружба? (дети отвечают) Так вот, в жизни Николая Андреевича было много друзей, с которыми его объединяли общие творческие интересы.
Кроме того, Николай Андреевич горячо любил родную землю, русскую природу, хорошо знал культуру своего народа. Всю жизнь он внимательно изучал, кропотливо собирал, записывал произведения устного народного творчества, а затем издал сборник «Сто русских народных песен».
Мелодия: Что такое устное народное творчество? А дразнилки это народное творчество?
Логоритмическая игра - дразнилка «Ах, ты, совушка – сова».
Ах ты, Совушка – Сова! ( показывают руками большие глаза совы)
Ты большая голова! (складывают руки «домиком» над головой)
Ты на дереве сидела, (покачивают руками над головой)
Головою ты вертела, (поворачивают голову
попеременно в стороны)
С дерева свалилася (плавно опускают руки вниз, совершая
круговые движения кулачками)
В яму покатилася! (руками, согнугыми в локтях, совершают движения, имитирующие вращение)
Русские народные мотивы и сюжет пьесы А.Островского «Снегурочка» вдохновили Р-К. на создание одноименной оперы. Давайте послушаем песню одного из главных героев пастушка Леля.
(начинается показ фрагмента из к/ф «Снегурочка»).
Под музыку выходит Лель, исполняет 3-ю песню Леля из оперы «Снегурочка». Во время исполнения, показывается видео из к/ф «Снегурочка» без звука. Лель уходит.
Мелодия: (звучит музыка). Но не только русскими сказками был увлечен композитор, сказки востока воплотились яркими образами. Слышите? Зазвучал какой – то чудный волшебный мотив? (свет меняется) Это фрагмент симфонической сюиты «Шахерезада» по сюжету арабской сказки «1000 и 1 ночь». Как змея ползет линия мелодии. Ее извилистый рисунок похож на тончайший восточный узор, на узор паутинки (фрагмент восточного танца, уходит). И тает, исчезает паутинка с появлением прозрачных звенящих и сверкающих звуков, которые медленно уплывают вдаль.
Мелодия: А теперь дорогие друзья, приглашаю вас всех в гости к царю Салтану, в ту самую сказку, о которой мы сегодня так много говорили.
Гаснет свет. Начинается театрализованный отрывок из сказки «О царе Салтане».
Ветер весело шумит,
Судно весело бежит
Мимо острова Буяна,
К царству славного Салтана,
И знакомая страна
Вот уж издали видна.
Вот на берег вышли гости.
Царь Салтан зовет их в гости.
Гости видят: во дворце
Царь сидит в своем венце,
А ткачиха с поварихой,
С сватьей бабой Бабарихой,
Около царя сидят,
Четырьмя все три глядят.
Царь Салтан гостей сажает
За свой стол и вопрошает:
„Ой вы, гости-господа,
Долго ль ездили? куда?
Ладно ль за морем, иль худо?
И какое в свете чудо?“
Корабельщики в ответ:
„Мы объехали весь свет;
За морем житье нехудо,
В свете ж вот какое чудо:
Остров на море лежит,
Град на острове стоит,
С златоглавыми церквами,
С теремами и садами;
Ель растет перед дворцом,
А под ней хрустальный дом;
Белка в нем живет ручная,
Да чудесница какая!
Белка песенки поет,
Да орешки всё грызет;
А орешки не простые,
Скорлупы-то золотые,
Ядра — чистый изумруд;
Белку холят, берегут.
Там еще другое диво:
Море вздуется бурливо,
Закипит, подымет вой,
Хлынет на берег пустой,
Расплеснется в скором беге,
И очутятся на бреге,
В чешуе, как жар горя,
Тридцать три богатыря,
Все красавцы удалые,
Великаны молодые,
Все равны, как на подбор —
С ними дядька Черномор.
И той стражи нет надежней,
Ни храбрее, ни прилежней.
А у князя женка есть,
Что не можно глаз отвесть:
Днем свет божий затмевает,
Ночью землю освещает;
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
Князь Гвидон тот город правит,
Всяк его усердно славит;
Он прислал тебе поклон,
Да тебе пеняет он:
К нам-де в гости обещался
А доселе не собрался“.
Туж царь не утерпел,
Снарядить он флот велел.
А ткачиха с поварихой,
С сватьей бабой Бабарихой,
Не хотят царя пустить
Чудный остров навестить.
Но Салтан им не внимает
И как раз их унимает:
„Что я? царь или дитя? —
Говорит он не шутя: —
Нынче ж еду!“ — Тут он топнул,
Вышел вон и дверью хлопнул.
Мелодия: Ребята, а чем же закончилась эта сказка? Правильно, был пир на весь мир и веселая пляска.
(Показ фрагмента м\ф)
Мелодия: Мы приглашаем всех желающих на русский перепляс.
Выходят парень и девушка в русских народных костюмах, делают поклоны друг другу, исполняют элементы русского танца.
Мелодия: Сказка-ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок!
Сегодня мы лишь чуть-чуть прикоснулись к творчеству великого русского композитора. А я хочу спросить, кто из вас запомнил, как его звали? Музыку к каким произведениям написал? С какими инструментами познакомились? Кто руководит симфоническим оркестром и что это такое?
Мелодия: Молодцы, все вы правильно запомнили. А сколько еще удивительных встреч и новых впечатлений ждет вас в волшебном мире музыки здесь в стенах нашего центра! Поэтому мы с вами не прощаемся, а говорим вам - до новых встреч, дорогие друзья!
Участники мероприятия:
Педагоги – организаторы театра юного зрителя «Ренссанс» МАОУ ДОД ЦЭВД «ТЮЗ»
Авторы сценария: педагог – психолог О.В.Корнева, ПДО Е.Н.Гончарова.
Ответственные за проведение мероприятия: педагог – психолог О.В.Корнева, ПДО Е.Н.Гончарова.
Художники – оформители: Оксана Янишевская, Ольга Андреева.
Хореографы: Светлана Игоревна Качура, Ольга Александровна Коваленко.
Звукорежиссер: Даниил Николаевич Пыжов
Видеорежиссер: Олеся Владимировна Корнева.
Режиссер по свету: Александр Михайлович Лагутин
Костюмер (реквизит): Надежда Николаевна Ивутина
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тематическое планирование кружков школьного летнего оздоровительного лагеря дневного пребывания (начальнавя школа).
Файт содержит тематическое планирование таких кружков школьного летнего лагеря, как "Фольклорный", "Волшебный карандаш", "Ритм"(ритмика), "Театральный", секция "Футбол для всех", секция по общей физич...
Сборник сценариев игр для лагеря дневного пребывания. «В мир игры и путешествий»
Чем занять ребят во время каникул? Каким образом организовать досуг детей? Эта тема волнует педагогов, работников летних лагерей и лагерей дневного пребывания. Существуют...
ПРОГРАММА ЛЕТНЕГО ПРОФИЛЬНОГО ЛАГЕРЯ ДНЕВНОГО ПРЕБЫВАНИЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 10 КЛАССА ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО ПРОФИЛЯ
Летний профильный лагерь организуется с целью поддержки и сопровождения профильного обучения для учащихся 10 класса химико-биологического профиля. Участие школьников в профильном лагере - хороший спос...
Сценарий закрытия лагеря дневного пребывания "Большой пиратский день"
Мероприятие проводится в конце лагерной смены, когда ребята уже знают друг друга и готовы помогать друг другу. Этапы могут быть изменены на более легкие или сложные. Нужно учитывать возрастные особенн...
Сценарий открытия лагеря дневного пребывания «Радуга» «По тропам Кота Ученого»
Лагерь открываеться в торжественной обстановке с выносом отрядных флагов. Для ребят, разработаны специальные задания "тропы Кота Ученого", после прохождения которых лучший отряд получает символ лагеря...
Сценарий открытия смены лагеря дневного пребывания
Главной целью мероприятия по открытию лагерной смены лагеря дневного пребывания является создание благоприятного эмоционального настрояя детей и взрослых на будущую смену. Данный материал ...
Реализация дополнительной образовательной программы естественнонаучной направленности в рамках работы летнего лагеря дневного пребывания «Непоседы» «Опытно-исследовательская деятельность детей младшего школьного возраста "
Дети – прирожденные исследователи. И тому подтверждение их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Потребность...